1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Зощенко рассказы о чем. Михаил михайлович зощенко

Михаил Зощенко: жизнь, творчество. Рассказы для детей

Зощенко Михаил Михайлович, знаменитый русский писатель и драматург, родился в 1894 году, 29 июля (по некоторым сведениям, в 1895 году), в Санкт-Петербурге. Отец его был художником-передвижником, а мать — актрисой. Сначала мы расскажем о том, как сложилась жизнь у такого писателя, как Михаил Зощенко. Биография, представленная ниже, описывает основные события его жизненного пути. Рассказав о них, мы перейдем к описанию творчества Михаила Михайловича.

Обучение в гимназии и в Петербургском институте

Родители в 1903 году отдали своего сына для обучения в Санкт-Петербургскую гимназию № 8. Михаил Зощенко, биография которого может быть воссоздана в том числе и на основе его собственных воспоминаний и произведений, рассказывая об этих годах, отмечал, что учился довольно плохо, в особенности по русскому языку. За сочинение на экзамене он получил единицу. Однако Михаил Михайлович отмечает, что уже в то время хотел быть писателем. Пока еще только для себя создавал Михаил Зощенко рассказы и стихи.

Жизнь порой парадоксальна. Начавший сочинять в девять лет будущий известный писатель — самый отстающий в классе ученик по русскому языку! Неуспеваемость его казалась ему странной. Зощенко Михаил Михайлович отмечает, что в это время даже хотел покончить с собой. Однако судьба его хранила.

После окончания обучения в 1913 году будущий писатель продолжил получать образование в Петербургском институте, на юридическом факультете. Через год из-за неуплаты за обучение он был отчислен оттуда. Зощенко пришлось идти работать. Он начал трудиться на Кавказской железной дороге контролером.

Военное время

Привычное течение жизни прервала Первая мировая война. Михаил решил поступить на военную службу. Сначала он стал юнкером рядового состава и отправился в Павловское военное училище, затем, окончив четырехмесячные ускоренные курсы, ушел на фронт.

Зощенко отмечал, что у него не было патриотического настроения, просто он не мог долго сидеть на одном месте. На службе, однако, Михаил Михайлович отличился. Он являлся участником многих сражений, был отравлен газами, получил ранение. Начав участвовать в боях в звании прапорщика, Зощенко уже капитаном был отчислен в резерв (причина — последствия отравления газами). Кроме того, его наградили 4 орденами за боевые заслуги.

Возвращение в Петроград

Михаил Михайлович, вернувшись в Петроград, познакомился с В. В. Кербиц-Кербицкой, своей будущей супругой. После Февральской революции Зощенко назначают начальником телеграфа и почт, а также комендантом Главного почтамта. Далее была командировка в Архангельск, работа адъютантом дружины, а также выборы Михаила Михайловича в секретари полкового суда.

Служба в Красной Армии

Однако мирная жизнь снова прерывается — теперь уже революцией и последовавшей за ней Гражданской войной. Михаил Михайлович отправляется на фронт. В качестве добровольца он поступает в Красную Армию (в январе 1919 года). Он служит полковым адъютантом в полку деревенской бедноты. Зощенко участвует в сражениях под Ямбургом и Нарвой против Булак-Балаховича. После сердечного приступа Михаилу Михайловичу пришлось демобилизоваться и возвратиться в Петроград.

Зощенко в период с 1918 по 1921 год сменил множество занятий. Впоследствии он писал, что попробовал себя примерно в 10-12 профессиях. Он работал и милиционером, и столяром, и сапожником, и агентом уголовного розыска.

Жизнь в мирные годы

Писатель в январе 1920 г. переживает смерть матери. К этому же году относится его женитьба на Кербиц-Кербицкой. Вместе с ней он переезжает на ул. Б. Зеленина. В семье Зощенко в мае 1922 года рождается сын Валерий. Михаила Михайловича в 1930 году командируют вместе с бригадой писателей на Балтийский судостроительный завод.

Годы Великой Отечественной войны

Михаил Зощенко в начале войны пишет заявление, в котором просит зачислить его в Красную Армию. Однако он получает отказ — его признают негодным к военной службе. Зощенко приходится вести антифашистскую деятельность не на поле боя. Он создает антивоенные фельетоны и публикует их в газетах, посылает в Радиокомитет. В 1941 году, в октябре, его эвакуируют в Алма-Ату, а через месяц он становится сотрудником «Мосфильма», работает в сценарном отделе студии.

Гонения

Зощенко в 1943 году вызывают в Москву. Здесь ему предлагают занять должность редактора «Крокодила». Однако Михаил Михайлович отказывается от этого предложения. Тем не менее он входит в состав редколлегии «Крокодила». Внешне все выглядит благополучно. Однако через некоторое время над головой Михаила Михайловича начинают все сильнее сгущаться тучи: его выводят из редколлегии, выселяют из гостиницы, лишают продуктового пайка. Продолжаются гонения. Тихонов Н. С. на пленуме ССП даже нападает на повесть Зощенко «Перед восходом солнца». Писателя практически не печатают, но все-таки вводят в 1946 году в состав редколлегии «Звезды».

14 августа 1946 года — апофеоз всех его перипетий. Именно тогда выходит постановление ЦК ВКП(б) о журналах «Ленинград» и «Звезда». После этого Зощенко исключают из Союза писателей, а также лишают продуктовой карточки. На этот раз повод для нападок был уже совсем ничтожный — детский рассказ Зощенко под названием «Приключения обезьяны». Все журналы, издательства и театры вслед за постановлением расторгают договоры, заключенные ими ранее, требуя возвратить выданные авансы. Семья Зощенко бедствует. Она вынуждена существовать на вырученные от продажи личных вещей деньги. Писатель пробует зарабатывать в артели сапожников. Продовольственную карточку ему в конце концов возвращают. Кроме того, публикует Михаил Зощенко рассказы и фельетоны (конечно, далеко не все). Однако на жизнь зарабатывать в это время приходится в основном переводческой работой.

Михаилу Зощенко удается восстановиться в Союзе писателей только после смерти Сталина. Знаменательное событие происходит 23 июня 1953 года — писателя вновь принимают в Союз. Однако это еще не конец. Михаилу Михайловичу недолго удалось на этот раз пробыть его членом.

5 мая 1954 года произошло роковое событие. Анну Ахматову и его пригласили в этот день в Дом писателя, где должна была состояться встреча с группой английских студентов. Писатель на ней заявил во всеуслышание о несогласии с обвинениями, пущенными в его адрес. Новый этап травли начинается после этого. Все эти перипетии сказались на его подорванном здоровье. Опубликованная 7 сентября 1953 г. статья «Факты разоблачают правду» стала последней каплей. Имя писателя после этого вовсе перестало упоминаться. Около двух месяцев продолжалось это забвение. Однако Михаилу Михайловичу уже в ноябре предлагают сотрудничество два журнала — «Ленинградский альманах» и «Крокодил». Целая группа писателей встает на его защиту: Чуковский, Каверин, Вс. Иванов, Н. Тихонов. В 1957 году, в декабре, он выпускает «Избранные рассказы и повести 1923-1956 гг.». Однако психическое и физическое состояние писателя все ухудшается. Резкий спад его сил происходит к весне 1958 г. Зощенко теряет интерес к жизни.

Смерть Зощенко

22 июля 1958 года умер Михаил Зощенко. Даже тело его после смерти подвергалось опале: не было дано разрешения похоронить его в Ленинграде. Прах писателя покоится в Сестрорецке.

Михаил Зощенко, истории жизни которого была посвящена первая часть нашей статьи, оставил большое творческое наследие. Путь его как писателя был непростым. Предлагаем поближе познакомиться с тем, как складывалась его творческая судьба. Кроме того, вы узнаете, какие создал Михаил Зощенко рассказы для детей и каковы их особенности.

Творческий путь

Зощенко активно начал писать после того, как был демобилизован в 1919 году. Его первые опыты представляли собой литературно-критические статьи. В «Петербургском альманахе» в 1921 году появляется первый его рассказ.

Серапионовы братья

В группу под названием «Серапионовы братья» Зощенко привело в 1921 году желание стать профессиональным писателем. К этой группе опасливо относились критики, однако отмечали, что среди них Зощенко — «наиболее сильная» фигура. Михаил Михайлович входил вместе со Слонимским в центральную фракцию, которая придерживалась убеждения о том, что учиться следует у русской традиции — Лермонтова, Гоголя, Пушкина. Зощенко опасался в литературе «дворянской реставрации», считал А. Блока «рыцарем печального образа» и возлагал надежды на литературу, имеющую героический пафос. В «Алконосте» в мае 1922 г. появился первый альманах серапионов, в котором был опубликован рассказ Михаила Михайловича. А «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова» — книга, ставшая первым его самостоятельным изданием.

Читать еще:  Где находится балетная школа для детей. Хореография

Характеристика раннего творчества

Школа А. П. Чехова была ощутима в ранних произведениях Зощенко. Это, например, такие рассказы, как «Рыбья самка», «Война», «Любовь» и др. Однако вскоре он ее отринул. Зощенко посчитал не соответствующей потребностям современного читателя большую форму рассказов Чехова. Он хотел воспроизводить в языке «синтаксис улицы. народа». Зощенко считал себя человеком, который временно замещает писателя пролетарского.

Большая группа литераторов в 1927 году создала коллективную декларацию. В ней была освещена новая литературно-эстетическая позиция. М. Зощенко был среди тех, кто подписал ее. Он печатался в это время в периодике (главным образом в сатирических журналах «Смехач», «Бегемот», «Чудак», «Бузотер», «Мухомор», «Ревизор» и др.). Однако не все было гладко. Из-за рассказа «Неприятная история» М. Зощенко, якобы «политически вредного», конфисковывают в июне 1927 г. номер журнала «Бегемот». Постепенно осуществляется ликвидация подобного рода изданий. В Ленинграде в 1930 году закрывают и «Ревизор», последний сатирический журнал. Однако Михаил Михайлович не отчаивается и решает продолжать работать.

Две стороны известности

С журналом «Крокодил» он сотрудничает с 1932 года. В это время Михаил Зощенко собирает материал для своей повести под названием «Возвращенная молодость», а также изучает литературу по медицине, психоанализу и физиологии. Произведения его уже хорошо известны даже на Западе. Однако у известности этой была и обратная сторона. В Германии в 1933 году книги Зощенко подвергаются в соответствии с черным списком Гитлера публичному аутодафе.

Новые произведения

В СССР в это же время печатается и ставится на сцене комедия Михаила Зощенко «Культурное наследие». «Голубая книга», одна из наиболее известных его книг, начинает публиковаться в 1934 году. Кроме повестей, рассказов и пьес Зощенко пишет также фельетоны и исторические повести («Тарас Шевченко», «Керенский», «Возмездие», «Черный принц» и др.). Кроме того, он создает рассказы для детей («Умные животные», «Бабушкин подарок», «Елка» и др.).

Детские рассказы Зощенко

Михаил Зощенко для детей написал множество рассказов. Они публиковались в журналах в период с 1937 по 1945 год. Из них некоторые были отдельными произведениями, а другие объединялись в циклы. Цикл «Леля и Минька» пользуется наибольшей известностью.

В 1939-м — 1940-х гг. Михаил Зощенко создал эту серию произведений. В ее состав были включены следующие рассказы: «Золотые слова», «Великие путешественники», «Находка», «Через тридцать лет», «Не надо врать», «Галоши и мороженое», «Бабушкин подарок», «Елка». Не случайно их объединил в один цикл Михаил Зощенко. Краткие содержания этих произведений позволяют сделать вывод о том, что у них есть нечто общее, а именно образы главных героев. Это маленький Минька и Леля, его сестра.

От лица рассказчика ведется повествование. Образ его не менее интересен, чем герои рассказов Михаила Зощенко. Это взрослый человек, который вспоминает поучительные и комические эпизоды из своего детства. Отметим, что между автором и рассказчиком есть сходство (совпадает даже имя, а также имеется указание на писательскую профессию). До полного совпадения тем не менее не доходит. Речь рассказчика существенно отличается от авторской. Эта форма повествования называется литературным сказом. Он был в особенности актуален в литературе СССР 20-30-х годов. В это время вся культура отличалась тягой к стилистическим и языковым экспериментам.

В этих рассказах, как отмечает С. Я. Маршак, автор не только не прячет мораль. Он говорит о ней со всей откровенностью в тексте, а иногда и в заголовке произведений («Не надо врать»). Однако рассказы от этого не становятся дидактичными. Их спасает юмор, всегда неожиданный, а также особенная серьезность, присущая Зощенко. В основе неожиданного юмора Михаила Михайловича лежит остроумная пародия.

Сегодня большой популярностью пользуются многие произведения, которые написал Михаил Зощенко. Книги его проходят в школе, их любят взрослые и дети. Путь его в литературе был непростым, как, впрочем, и судьба многих других писателей и поэтов советского времени. Двадцатый век — сложный период в истории, однако даже в военные годы было создано множество произведений, ставших уже классикой отечественной литературы. Биография такого великого писателя, как Михаил Зощенко, кратко изложенная нами, надеемся, вызвала у вас интерес к его творчеству.

Биография Михаила Зощенко

Зощенко Михаил Михайлович (1894-1958) – классик русской литературы, писатель-сатирик, переводчик, драматург и сценарист. В своих сатирических произведениях высмеивал жестокость, мещанство, самолюбие, невежество и другие пороки человека. По его рассказам режиссёр Леонид Гайдай снял комедию «Не может быть!»

Рождение и семья

Миша появился на свет в Петербурге 9 августа 1894 года.

Его папа, Михаил Иванович Зощенко, 1857 года рождения, принадлежал дворянскому роду из Полтавы. Он – известный русский художник, мозаик, окончил Императорскую Академию художеств. Работал в мозаичной мастерской и питерских журналах «Нива», «Север» в качестве иллюстратора. Его мозаичное панно «Отъезд Суворова из села Кончанского в итальянский поход 1799 года» и сегодня украшает музей великого полководца. За эту работу Зощенко получил в награду Императорский орден Святого Станислава 3-й степени. Его художественные произведения выставлены в Государственной Третьяковской галерее, а также в музеях Краснодара и Екатеринбурга.

Мама, Елена Осиповна Зощенко (девичья фамилия Сурина), 1875 года рождения, тоже была дворянского происхождения. Обладала артистическими наклонностями, до замужества играла в любительском театре. Потом один за другим родились восемь детей (один из них умер в младенческом возрасте), и Елена Осиповна полностью посвятила себя их воспитанию и домашним хлопотам. При этом она находила время, чтобы писать небольшие рассказы и печатать их в газете «Копейка».

Детство

Михаил был третьим ребёнком и первым сыном, до него родились две девочки. Семья жила на Петроградской стороне в доме на несколько квартир по Большой Разночинной улице.

В 1903 году мальчика определили в петербургскую гимназию № 8. Учился он плохо, особенно по русскому языку, что было крайне удивительно, ведь уже тогда Михаил начал сочинять свои первые рассказы и собирался стать писателем.

Получив на выпускном экзамене за сочинение «единицу» с припиской «чушь», Зощенко пришёл в бешенство и попытался свести счёты с жизнью – проглотил кристалл сулемы (хлорида ртути). Тогда его откачали.

Молодость

В 1913 году Миша стал студентом юридического факультета в Императорском университете. Но спустя год его отчислили за неуплату. Их семья всегда жила небогато, а после того, как в 1907 году скончался отец, им приходилось влачить существование почти в нищете и бедности. Михаил пошёл работать на Кавказскую железную дорогу контролёром.

Через год Зощенко ушёл на фронт начавшейся Первой мировой войны. Он сделал это не из каких-либо патриотических побуждений, просто ему не сиделось на одном месте, душа требовала перемен. Тем не менее, во время службы он успел отличиться – участвовал во многих боях, получил осколочное ранение в ногу и отравление газами, награждён четырьмя орденами.

Газовое отравление не прошло бесследно, в феврале 1917 года у Зощенко обострилась сердечная болезнь, его отправили в госпиталь, а оттуда в резерв.

Трудовой путь

До того, как заняться литературной деятельностью, Михаил успел освоить и поменять множество профессий. Вернувшись с фронта, он получил назначение на почтамт Петербурга на должность коменданта. Такое место считалось почётным, ему даже полагались лошадь с дрожками и номер в гостинице «Астория».

Спустя полгода Зощенко был направлен в командировку в Архангельск, где его застала революция. Михаилу предлагали покинуть страну и уехать во Францию, но он отказался. В Архангельске получил новое назначение на должность адъютанта дружины. Потом его выбрали секретарём полкового суда.

Из Архангельска судьба забросила Зощенко в Смоленскую губернию, где он работал инструктором по разведению кур и кроликов.

В начале 1919 года добровольно вступил в Красную Армию, однако после очередного сердечного приступа его признали негодным к службе и демобилизовали. Михаил получил назначение в пограничную стражу в качестве телефониста.

Вернувшись в Петербург, Зощенко поступил на службу в уголовный розыск агентом. Затем работал делопроизводителем в военном порту, успел изучить столярное и сапожное ремесло.

Литературная деятельность

Летом 1919 года, когда ещё работал агентом в уголовном розыске, Зощенко стал захаживать в литературную студию. Он не делал громких заявлений, что хочет стать писателем, просто тихонько сидел в углу, в дискуссиях не участвовал, свои сочинения показывать стеснялся. Его даже прозвали «чудак-милиционер». Но когда он всё-таки решился прочитать свой рассказ, аудитория хохотала. Руководивший студией Корней Чуковский ознакомился с другими работами Зощенко и определил у него явный талант к литературе.

Читать еще:  Кто такой букер де фред. Кто такой Booker

Постепенно в студии Михаил познакомился со многими писателями того времени. В 1921 году он стал членом литературного сообщества «Серапионовы братья». В следующем 1922 году «серапионы» выпустили свой первый альманах, в котором был напечатан и рассказ Зощенко. Публикации сразу же привлекли внимание к молодому писателю. Дружбу с «Серапионовыми братьями» вёл Максим Горький, он стал тщательно следить за творчеством Михаила и всячески покровительствовать ему.

Сочинения Зощенко регулярно стали печатать в юмористических изданиях:

На одном дыхании люди из разных слоёв общества читали его рассказы, повести и фельетоны:

  • «Аристократка»;
  • «Чёрный принц»;
  • «Спешное дело»;
  • «Беда»;
  • «Возмездие»;
  • «Стакан»;
  • «Баня»;
  • «Брак по расчёту»;
  • «Керенский»;
  • «История болезни».

Популярность Михаила росла стремительно, а фразы из юмористических рассказов становились крылатыми среди народа. Его писательский расцвет пришёлся на период 1920-1930-х годов. Зощенко много ездил по стране с выступлениями, его произведения переиздавались большими тиражами, вышло собрание сочинений в шести томах. В 1939 году за свои творческие достижения писатель был удостоен Ордена Трудового Красного Знамени.

Много сочинял автор и для детей. Первые рассказы публиковались в детских журналах «Чиж» и «Ёж» – «Бабушкин подарок», «Ёлка», «Умные животные». Потом вышли целые сборники произведений для маленьких читателей – «Лёля и Минька», «Самое главное». В 1940 году была издана его детская книга «Рассказы о Ленине».

Личная жизнь

Ещё в студенческие годы Михаил познакомился с хорошенькой девушкой Верочкой Корбиц-Кербицкой. Она была изящная и тоненькая, словно фарфоровая статуэтка, с миловидным маленьким личиком и кудрями каштанового оттенка, слегка манерная, очень говорливая, всегда в воздушных нарядах и при шляпке. В её альбоме Зощенко сделал запись на память: «Мужчины не верят в любовь, но преступно говорят об этом, иначе нет доступа к женскому телу». В этом и была проблема Михаила – он не умел, как миллионы обычных людей, радоваться простым вещам, например, любви к женщине.

Судьба разлучила их после знакомства, а в 1918 году свела снова на долгие сорок лет, полные расставаний и примирений. Они поженились случайно. В 1920 году у Зощенко умерла мать, и тогда Вера предложила переехать к ней. Он пошёл с этой женщиной в ЗАГС и перевёз в её дом свои нехитрые пожитки – небольшой письменный столик, этажерку, ковёр и два кресла.

Когда муж стал получать первые писательские гонорары, Вера обставила квартиру мебелью, накупила картин в позолоченных рамках, фарфоровых пастушек и большую раскидистую финиковую пальму. Зощенко такая смена обстановки не то что не обрадовала, а наоборот вызвала хандру. Он оставил жену с только что родившимся сыном Валеркой и переселился в Дом искусств. При этом к семье Михаил периодически захаживал, но не для того, чтобы проведать, а потому что был твёрдо уверен: официальная жена должна накормить его обедом, постирать бельё и помочь в переписке.

Зощенко обзывал супругу «старой бабой», глушил свою хандру в бесконечных любовных похождениях, но Вера всё терпела, понимала, что это не дурной характер, а неизлечимая болезнь. Романы Михаила были скоротечными и циничными, ему нравились замужние женщины. Он бывал дома у своих любовниц и знакомился с их мужьями. Но всё это не приносило писателю избавления от тоски. Перебирая в памяти все свои любовные похождения, он понимал: чем больше было женщин, тем бессмысленнее становилась жизнь. Он сам себя загонял в угол.

Депрессия

Его друг Корней Чуковский говорил, что Миша должен быть самым счастливым человеком на земле, ведь у него есть всё – красота и молодость, слава, талант и деньги. Но вместо этого писателя съедала такая депрессия, что он не мог взяться за перо и избегал любого общения с людьми. Зощенко по две недели не выходил из дома, не брился, сидел в своей комнате и молчал.

Дошло до того, что в 1926 году он обратился к психиатру. Михаил жаловался, что от тоски не может кушать, а от раздражительности спать, ему мешало всё – звонок трамвая на улице, капание воды из крана. Доктор осмотрел пациента и посоветовал ему каждый раз перед сном или приёмом пищи читать небольшие юмористические рассказы, например, такого автора, как Зощенко. Больной грустно ответил, что он и есть тот самый автор Зощенко.

Не получив никакой квалифицированной помощи, он взялся за книги русского академика Павлова и немецкого психоаналитика Фрейда, пытаясь вылечиться самостоятельно. Михаил старался разгадать причины своей тоски и депрессии.

Он анализировал всю жизнь, вспоминал каждый случай, который мог бы спровоцировать теперешнюю хандру:

  • В памяти вставали моменты, когда мать отучала его, двухлетнего мальчика, от груди, намазывая её горькой хиной.
  • В трёхлетнем возрасте местный врач делал ему операцию без наркоза. Миша тогда порезался, но безобидная ранка стала гноиться, что могло привести к заражению крови. Он отчётливо помнил, как блестящий скальпель рассекал его плоть.
  • Будучи шестилетним ребёнком, он стал свидетелем того, как в придорожной канаве утонул соседский юноша.
  • Вспомнил безуспешные хлопоты матери о пенсии, когда они остались нищими после смерти отца, с той поры его всегда преследовал страх перед бедностью.
  • Перед глазами вставала картина, когда на войне после жуткого отравления газами он очнулся и увидел вокруг мёртвых сослуживцев и даже попадавших замертво с деревьев птиц.

Собрав воедино все причины, разгадав свои страшные сны и разобравшись с психикой, он почти избавился от болезни. Михаил почувствовал себя здоровым, стал хорошо кушать и спать, вернулся к жене. Обновлённый и счастливый писатель захотел поделиться с читателями, как он обрёл истину и пришёл к спасению своей души. Зощенко задумал большой автобиографический роман «Перед восходом солнца».
Но вскоре началась Великая Отечественная война.

Война

На фронт Михаила не взяли из-за возраста и проблем с сердцем. Он остался в Ленинграде, вступил в противопожарную оборону. Осенью 1941 года был эвакуирован в Алма-Ату, где сотрудничал со студией «Мосфильм». Зощенко писал сценарии к картинам «Опавшие листья» и «Солдатское счастье». В свободное время продолжал сочинять главное произведение своей жизни.

В 1943 году журнал «Октябрь» опубликовал первые главы романа. Но эта публикация обернулась для писателя катастрофой. В журнале «Большевик» вышла разгромная статья о том, как Зощенко занимается «психологическим ковырянием», когда весь народ сражается против немецких захватчиков. В статье также говорилось, что советским людям не свойственны недуги, в которых тонул автор романа.

Над Зощенко сгустились тучи, публиковать продолжение романа запретили, начались гонения и травля. Его произведение критиковали Сталин и Жданов, назвав «омерзительным», а самого автора «подонком литературы» и «трусом».

Последние годы

В 1946 году Зощенко исключили из Союза писателей. Чтобы не умереть с голода, он стал подрабатывать переводчиком. Михаил стойко переносил все тяготы, но в 1954 году сломался. Как раз после того, как умер Сталин и Константин Симонов выхлопотал, чтобы Зощенко вновь вернули в Союз писателей. После многолетнего затворничества у Михаила началась депрессия, ухудшалось здоровье.

Он жил в Сестрорецке на даче. Весной 1958 года сильно отравился никотином, после чего из-за спазма сосудов мозга не узнавал родных, начались проблемы с речью. За день до смерти к нему вернулась способность говорить. Впервые за много лет Михаил крепко прижался к жене и сказал: «Как странно, Верочка…Как я нелепо жил». Этой же ночью, 22 июля 1958 года, сердце писателя остановилось.

Хоронить Зощенко на Волковском кладбище Ленинграда власти запретили. Его могила находится в Сестрорецке, рядом покоятся жена, сын и внук.

Грустный человек Михаил Зощенко

Ни для кого не секрет, что самыми серьезными и грустными людьми часто оказываются те, кто по долгу службы должны людей веселить: клоуны, пародисты, писатели-сатирики. Не был исключением и Михаил Михайлович Зощенко, который «из-за тоски» мог неделями не браться за перо и признавался, что не может видеть «никого из людей». Если в дом Зощенко приходил кто-нибудь для беседы с писателем, его жена тут же напоминала: «Миша, ты не забыл? Ты собирался уходить. ». После этих слов Зощенко со спокойной душой «уходил по делу». По словам очевидцев, невозможно было найти человека, менее подходящего на роль автора «зощенковских» рассказов, чем сам Михаил Михайлович.

Читать еще:  Проблема чести и бесчестия. II

Однажды с Зощенко произошел и вовсе казусный случай. Он пришел на консультацию к психиатру, жалуясь на беспричинную хандру и отсутствие аппетита. Доктор в качестве особо эффективной терапии посоветовал пациенту до еды читать по одному рассказу Зощенко и очень удивился, узнав, что перед ним находится сам писатель.

Когда Зощенко шел по улице, его тут же узнавали прохожие и указывали на него пальцем. Он же пытался убедить их, что лишь напоминает известного писателя, похож на него, а на самом деле его фамилия – Бондаревич. Но его популярность была просто сумасшедшей, особенно в Ленинграде. Один из кондукторов даже переименовал остановку «Улица зодчего Росси» в «Улицу Зощенко Росси» – придумал он это название или решил, что остановка действительно так называется, история умалчивает.

Читатели были уверены, что Зощенко один из них – «свой», «из народа», ведь он так лихо высмеивает всех этих аристократок, а о жизни простых людей знает абсолютно все, и каждый его рассказ – не в бровь, а в глаз.

Иногда писатель уходил из дома и мог пропадать неделями. Известен случай, когда он приходил в фотостудию, садился и молчал. И так ежедневно в течение двух недель. Сочиняя свои рассказы, Зощенко хохотал как безумный, вызывая тем самым недовольство соседей. Когда же рассказ был написан, писатель читал его монотонно и бесстрастно, с самым хмурым выражением лица.

Исследователи творчества Зощенко считают, что причиной таких депрессивных состояний могло стать полученное на германской войне газовое отравление, после которого здоровье писателя так и не восстановилось: «на память» о своей службе, помимо пяти орденов и чина штабс-капитана, он получил порок сердца. В сорок лет, когда мужчина чувствует себя в самом расцвете сил, Зощенко не находил себе места от тоски, которая съедала его и делала повседневную жизнь невыносимой. Кроме того, он не мог ни есть, ни спать: засыпать ему мешали любые звуки, будь то капающий кран или проезжающий мимо трамвай. Писатель пытался анализировать свое детство, пытался там найти истоки своих мучений, вспоминал, что рос с ощущением, будто стыдно быть посредственностью, всегда считая главным талант. Посредством психоанализа самого себя Зощенко сумел прийти в норму и даже научился получать удовольствие от жизни! И после этого он решил во что бы то ни стало нести людям истину и рассказать об успехах собственного лечения, задумав главную книгу своей жизни – автобиографию «Перед восходом солнца». Вскоре началась война: Зощенко в это время было сорок семь лет, на фронт он не попал, и оставался в Ленинграде сколько было возможно. Больше всего он переживал, что рукописи книги пропадут (несколько раз во время налетов они чуть не сгорели) и что он не успеет дописать роман.

В 1943 году первые главы романа были напечатаны в журнале «Октябрь». С этого, собственно, и началась травля писателя. Газеты и журналы пестрели негативными рецензиями – ведь психоанализ, мягко говоря, не был приоритетным методом лечения в СССР. «Тряпичником бродит Зощенко по человеческим помойкам, выискивая что похуже. В Советской стране не много найдется людей, которые в дни борьбы за честь и независимость нашей Родины нашли бы время заниматься «психологическим ковыряньем». Рабочим и крестьянам никогда не были свойственны такие «недуги», в которых потонул Зощенко. Как мог он написать эту галиматью, нужную лишь врагам нашей родины?», – писал журнал «Большевик». Ну а через несколько лет в знаменитом постановлении о журналах «Звезда» и «Ленинград» писателя уже называли пропагандистом пошлости и безыдейности… Тут было от чего снова впасть в уныние: от Зощенко отвернулись друзья и знакомые, многие из которых тут же стали публично его клеймить, прося при этом прощения непосредственно у Михаила Михайловича и ссылаясь на то, что, мол, семья, сам понимаешь, я не могу поступить иначе. Болезнь не заставила себя ждать… Когда через двенадцать лет, в 1958 году писатель неожиданно «вышел в свет», знакомые были в ужасе – настолько изможденным и замученным он выглядел, настолько безжизненным был его взгляд. «Зощенко седенький, с жидкими волосами, виски вдавлены внутрь, и этот полупустой взгляд. Задушенный, убитый талант» – записал Чуковский.

Незадолго до смерти судьба сыграла с ним еще одну шутку: Зощенко получил известие о присвоении ему персональной пенсии, чему очень обрадовался. Но после этого получил запрос из сберкассы о размере доходов за последний месяц, и это очень его напугало, ведь совсем недавно им был получен гонорар – впервые за долгое время.

Зощенко всегда оказывался в центре абсурдных ситуаций. Иногда казалось, что герои его рассказов выходят из книг, чтобы пообщаться с писателем наяву. Не обошлось без абсурда даже на его похоронах. Вот как рассказывал об этом Леонид Пантелеев в письме Лидии Чуковской:

«В тесном помещении писательского ресторана жарко, удушливо пахнет цветами, за дверью, на площадке лестницы, четыре музыканта безмятежно играют шопеновский марш, а здесь, у праха последнего русского классика, идет перепалка. Вдова М. М., подняв над гробом голову, тоже встревает в эту, «так сказать», дискуссию:

— Разрешите и мне два слова.

И не дождавшись разрешения, выкрикивает эти два слова:

— Михаил Михайлович всегда говорил мне, что он пишет для народа!

Становится жутко. Еще кто-то что-то кричит. Суетятся, мечутся в толпе перепуганные устроители этого мероприятия.

А Зощенко спокойно лежит в цветах.

Лицо его – при жизни темное, смуглое, как у факира, – сейчас побледнело, посерело, но на губах играет (не стынет, а играет!) неповторимая зощенковская улыбка-усмешка».

И по сей день именно юмористические рассказы Зощенко являются самыми востребованными в библиотеках не только России, но и других стран. Именно рассказы Зощенко чаще других ставят детские и юношеские театральные коллективы. И именно эти рассказы чаще других выбирают школьники для всевозможных конкурсов чтецов. И сколько бы ни появлялось современных авторов, придумывающих смешные рассказы, Зощенко остается вне конкуренции. Вот и мы с удовольствием издаем его рассказы – как по отдельности, так и включая в тематические сборники.

ЛЕЛЯ И МИНЬКА

В книгу «Леля и Минька» входят все восемь рассказов: «Великие путешественники» (Леля, Минька и Степка отправляются в кругосветное путешествие), «Елка» (Леля и Минька съели яблоки и конфеты с елки, за что были наказаны), «Галоши и мороженое» (желая заработать деньги на мороженое, Леля продает старьевщику чужие галоши), «Бабушкин подарок» (бабушка подарила Миньке десять монеток, а Лельку оставила без подарка, но Минька поделился с Лелей этим подарком), «Не надо врать» (Минька получил единицу и хотел спрятать от родителей дневник), «Через тридцать лет» (только через тридцать лет автор понял, насколько любит свою сестру), «Находка» (дети пытались разыграть прохожего, подкинув ему под ноги кошелек на веревочке), «Золотые слова» (дети плохо вели себя за столом, за что были наказаны).

Веселые и поучительные рассказы о Леле и Миньке вырастили уже не одно поколение читателей.

Книга вышла в серии «Читаем всей семьей».

Рассказы, вошедшие в этот сборник, не столь известны как цикл о Леле и Миньке, хотя в основе их лежат все те же детские воспоминания Михаила Зощенко. Только вот интонация в них немного другая: они невероятно пронзительны и трогательны – юмор ведь тоже бывает разный.

Со свойственной ему иронией автор рассказывает о самых ярких впечатлениях детства: о походе в зоологический сад, о гимназии, о неприятностях, связанных с учебой и не только, о бабушке и учителе истории и о многом другом. И, конечно, в этой книге мы также услышим о Леле – куда же без нее!

Сборник «Несерьезные истории» включает в себя шесть юмористических рассказов Михаила Зощенко, а также рассказы Саши Чёрного.

Дети прекрасно воспринимают эти рассказы: безудержно хохочут, читая про мальчика, который ни с того, ни с сего стал падать, про умную девочку Тамару, которая придумала, как кормить запертую в комнате кошку, про козу стрелочника Фролова, про трусишку Васю и многие другие.

Еще один плюс – некоторые рассказы Михаила Зощенко и Саши Чёрного входят в школьную программу, а также рекомендованы для внеклассного чтения.

Книги Михаила Зощенко, выпущенные в издательстве «ЭНАС-КНИГА» можно посмотреть ЗДЕСЬ .

Источники:

http://fb.ru/article/208772/mihail-zoschenko-jizn-tvorchestvo-rasskazyi-dlya-detey
http://stories-of-success.ru/mikhaila-zoshchenko
http://zen.yandex.ru/media/id/5a625266a936f4cefc14d880/5c41c7eb0fa41100ac49bda0

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector
×
×