0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Знаменит бах. Становление музыкального гения Баха

Музыкальная статья «Гений И.С.Баха»

Данная статья о характерных особенностях стиля композитора и о проблемах его исполнения. А именно это: 1.Педаль, 2.Динамика, 3.Агогика, 4.Слышание горизонтали и вертикали, 5.Мелодия Баха, 6.Артикуляция, 7.Аппликатура, 8.Ритм в музыке барокко, 9.Мелизмы

Скачать:

Предварительный просмотр:

Автор-составитель: Рахимзянова Н. Р.

концертмейстер, преподаватель фортепиано

В наше время очень сложно говорить о традициях исполнения произведений произведений Баха. Все полностью утеряно, и мы лишь можем догадываться о наличии таковых.

Гений Баха начал покорение исполнителей и слушателей только в 19 столетии, три четверти века спустя после своей смерти. Когда уже были рояль, Лист и Шопен, Берлиоз и Мендельсон, Чайковский и Пуччини, Париж с « Мадам Бовари » и опереттами Оффенбаха. Романтический век, век великих мечтателей, подарил скромному протестанту и скромному человеку свое романтическое одеяние. Большой вклад в дело пропаганды музыки Баха внесли представители романтического направления : К.Черни и Б.Муджеллини. В 20 веке появились новые исследовательские работы, наблюдения и обобщения. Труды Ф.Бузони, Л.Яворского, И.Браудо, Е.Бодки и многих других выдающихся музыкантов пролили свет на проблемы исполнения баховского наследия.

Однако и сейчас в этой области существует целый ряд спорных и нерешенных проблем. Проблемы эти связны, прежде всего, с постижением стилистических особенностей музыкального языка Баха, языка котрапункта. Невозможно говорить о полифонии, не имея представления о контрапункте. Контрапункт — это музыкальный материал, противопоставленный имитациям в инвенциях или темам в фугах. Анализ структуры пьесы Баха, темы и ее превращений, формы требует от исполнителя активной работы мысли. Без участия интеллекта выразительное исполнение музыки Баха невозможно. Но и интуиция также помогает музыканту. Интуиция — великий дар, один из китериев таланта. Талантливый исполнитель многое интуитивно чувствует, но осознание помогает усилить воздействие на слушателя и донести до него всю глубину содержания.

Постигая смысл творений Баха, мы как бы приоткрываем дверцу творческой лаборатории композитора, уводящего нас в глубину веков. Этой увлекательной, но отнюдь не простой работе должен предшествовать большой подготовительный этап в воспитании юного музыканта. Задача педагога — разбудить в ученике интерес к работе над полифонией, а для этого, начиная с первых уроков, добиваться выразительной игры одноголосных попевок, народных песен; в дальнейшем же — исполнения мелодий с подголосками, имитаций, используя метод исполнения на двух инструментах.

Каковы же характерные особенности стиля Баха и проблемы его исполнения?

Бах, как всем известно, не мог использовать рояль, и то, что мы сейчас играем на рояле, написано им для клавесина. Поэтому силистически точнее будет приблизить звучание рояля к тембру клавесина . Начиная даже с двухголосной пьески, должны полностью «исчезнуть» руки. Это уже не руки, а голоса. Терминология полифонии основана на голосоведении. Поэтому в двухголосии есть бас и сопрано, а не левая и правая рука. Голоса в полифонии соответствуют названию голосов хора и читаются снизу вверх: бас, тенор, альт, сопрано.

Для начала попробуем обойтись без привычной нам педали, довести ее употребление до минимума, использовать только как соединительную при растяжке пальцев, для связывания двух аккордов, иногда отдельно стоящий аккорд. Говоря словами Ф.Бузони, «хороша та педаль, которая не слышна». Теперь роль отсутствующей педали обязаны выполнять пальцы. Все необходимые голоса надо держать, как выразился сам Бах, «хоть носом». Кроме того, существует и специфическое клавесинное легато : удержание ноы до ее перехода на следующую клавишу.

Подражая великолепию органа , следует брать более глубокую педаль, иногда даже запаздывающую, при которой допустимо одновременное звучание терции, квинты, даже септимы в проходящих нотах.

Применение левой педали уместно в экспозициях фуг, а также в интермедиях для придания ровного матового звучания всех регистров фортепиано. Педаль левая в этом случае берется только на половину сттепени ее нажатия.

Далее — динамика. Известно, что Бах не обозначал динамику в сочинениях, которые должны были исполняться под его управлением или разучиваться его учениками, и в то же время тщательно выписывал их в тех произведениях, которые отсылал для исполнения на сторону. У клавесина нет ни crescendo, ни diminuendo. Все это убираем. Остаются только три краски: piano, mezzo forte, forte. Здесь нужно исходить из трех основных тембров клавесина . Средний регистр предполагает нейтральное звучание, близкое к рояльному piano, верхний регистр клавесина, более точный и чистый, напомиает mezzo forte у рояля и, наконец, нижний регистр по звуку более близок органу, т. е. вроде forte на рояле. Таким образом, при динамическом построении произведений Баха исполнитель должен учитывать разграничение динамики. Точного места начала одной динамики и окончания другой, естественно, не существует. В этом случае исполнитель сам обозначает для себя регистры, и появление их тем интереснее, чем конкретнее появление нового звучания на уровне неожиданного, но определенного звукоизвлечения.

В дополнении к этому можно сказать, что при определении динамического плана первостепенную роль играет анализ регистров и фактуры. Анализируя, различаем динамику: контрастную или террасообразную, определяя при этом характер контраста, достигаемый сменой регистра, уменьшением или увеличением числа звучащих голосов , приемом «эхо», широко распространенным в музыке вплоть до 18 века .

Мотивная или интонационная динамика, достигающаяся, прежде всего, ощущением тембро — динамической разницы звуков, напряженности мелодических ходов, оборотов, интервалов, ощущением движения мотив по секвенциям вверх или вниз.

Инструментовочные оттенки требуют знания отличительных звуковых возможностей музыкальных инструментов эпохи Баха, знания тембров и силы клавесина, клавикорда, органа, а также струнных: лютни, скрипки, альта, виолончели. В этом случае при исполнении полифонического произведения каждый голос приобретает своеобразное тембровое очертание, индивидуальную нюансировку.

Агогика, нарушенная у Баха из-за тяготения к сильной доле (что возможно сделать только на рояле) при скромной динамике и при минимальной педали, при ровном звуке во всех голосах восстанавливается. Манера романтической, выразительной игры произведений Баха лишает его полифонию чистоты, простоты и истинной выразительности, навязывая слушателю «красоты» вместо Прекрасного».

Читать еще:  Сказка о хвосте феи 176 серия анкорд.

СЛЫШАНИЕ ГОРИЗОНТАЛИ И ВЕРТИКАЛИ

Одна из сложнейших задач полифонии Баха — слышание так называемой «горизонтали» и «вертикали» при исполнении. Здесь речь идет о верно выбранном характере движения. Например, чрезвычайно медленный темп в 3-х-4-х голосных произведениях превращает полифонпю Баха в собрание гармонических функций, т.е. в»вертикаль». Слишком быстрое исполнение «пробегает» по гармоническим сферам в «горизонтальном» движении. И то и другое неубедительно в исполнении. Должна быть найдена золотая середина — темп, который позволяет не только слышать, но и видеть. Такое одновременное слышание горизонтали и вертикали дает ощущение КРЕСТА как полифонически выписанной религиозности Баха.

Проблема горизонтального и вертикального слышания требует требует тщательной проработки мелодической линии отдельных голосов при верно выбранном характере движения. Необходимо обращать внимание на особенности мелодии Баха, ее мотивное строение, «зримые» интервалы, синкопы, выдержанные ноты, «лежачие» ноты.

О свойствах и значении музыкальных фигур можно прочесть в работах О.И. Захаровой «Риторика и западноевропейская музыка 17 — первой половины 18 века», В.Б. Носиной «Символика музыки И. С. Баха». Авторы дают анализ музыкального языка Баха, его мотивов — символов, имеющих чаще всего сакральный смысл, как мелодии хоралов с текстом из священного писания. Выявление этих мотивов позволяет понять глубокое религиозное и философское содержание музыки Баха.

Прорабатывая мелодическую линию, решаем вопрос артикуляции, способа произнесения (связывая, разделяя). Иными словами, выбираем известные нам штрихи: легато, нон легато, стакккато. Необходимо различать пальцевую артикуляцию (четкий удар пальца, способствующий ясному, отчетливому появлению и окончанию звука), межмотивную и внутримотивную артикуляцию. Нельзя не учитывать и одну из главных задач, сформулированную самим композитором, -«добиться певучей манеры игры». Новое, глубокое содержание его музыки требует выразительного, певучего тона.

Проблема артикуляции тесно связана с аппликатурным решением. Необходимо отметить, что Ф.Б. Бузони в своих редакциях более точно воспроизвел баховсаий принцип аппликатуры: подкладывание 1-го пальца, перекладывание 3-его через 4-ый, 5-ый палец на черную клавишу, скольжение 1-го пальца. На первый взгляд, она может быть не всегда удобна для исполнения, однако хороша и предпочтительна с точки зрения выявления мотивного строения мелодической линии, т.е. способствующая разделению мотивов, выразительности элементов музыкального языка.

РИТМ В МУЗЫКЕ БАРОККО

Здесь речь идет больше о метре, чем о ритме. Ритм — привилегия музыки романтической, он связан с понятием гибкости в ней. Метр же как понятие более механическое и более точное в данном случае является компонентом лаконичности формы.

Нужно добиваться устойчивости такта. Игру в такт следует рассматривать не как нечто застывшее, а лишь как выдержанность характера движения, соблюдая мотивные цезуры, дыхание, т.е. все, что отличает скороговорку от выразительной речи со знаками препинания.

В исполнении мелизмов следует руководствоваться автографом Баха, который можно найти в сборниках А.М. Бах, инвенции под редакцией Ф.Бузони. Главное — не забывать, что понятие «мелизм» произошло от греческого слова «melos», что означает песнь, а поэтому подчеркивать в исполнении его мелодическое начало, не превращая лишь в декоративный элемент. Назначение мелизмов — удлинение звука, способствующее более выразительному и поэтичному звучанию клавесина баховской эпохи.

Освещение затронутых проблем способствует более глубокому освоению сочинений Баха, а также средств к их исполнению. Для того чтобы эта музыка стала доступна ученику, нашла эмоциональный отклик в его душе, нужны глубокие знания и большой полифонический опыт. Только так можно приблизиться к пониманию стиля И.С. Баха.

Кушнер Н. Записки исполнителя. Пермь, 1994.

Бузони Ф. О пианистическом мастерстве (под ред. Г.Эдельмана). М., 1962. Вып. 1.

Браудо И. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе. Л., 1979.

Калинина Н. Клавирная музыка Баха в фортепианном классе. Л., 1988.

Бодки Е. Интерпретация клавирных сочинений И. С. Баха. Кембридж, 1960.

Музыка Баха для детей – сквозь века и на века

Иоганн Себастьян Бах на закате XVII века стал одним из первых композиторов, чья музыка легла в основу известной нам классики наряду с Моцартом и Бетховеном. Создавая свои шедевры, Бах творил и серьезные, многогранные произведения, наполненные глубоким смыслом, и легкие этюды, предназначенные для обучения игре на различных инструментах.

Как детский композитор Иоганн Себастьян Бах находил лаконичное и яркое сочетание смысла и легкого звука, способного понять душу ребенка, раскрыть в музыке такое, чего взрослые просто не увидят.

Рождение гения

Родился Бах в 1685 году в Германии, которая еще не была единой страной, а была разделена на множество отдельных княжеств. Музыкой в ту пору серьезно можно было заниматься либо при дворах князей и королей, либо в храмах и монастырях.

Почти все предки Баха, от его родителей до пра-пра-прадедушки мельника, были прекрасными музыкантами, но в основном уличными. В некоторых провинциях Германии фамилия Бах даже звучала как определение для уличного музыканта.

Творчество Баха создавалось в эпоху лютни, органа и клавикорда

Однако уличная музыка Иоганна Себастьяна не привлекала, он рано потерял родителей и воспитывался братом, тоже музыкантом. Старший брат Баха занимался той самой серьезной музыкой в качестве церковного органиста.

По легенде брат первым подтолкнул Иоганна Себастьяна стать композитором, когда запретил тому читать и пытаться играть произведения модных на тот момент авторов музыки, считая, что они разрушат у юноши уважение к настоящим музыкальным авторитетам. Сказав: «Ах, так!», Бах пообещал написать свою музыку, еще лучше. В чем в дальнейшем и преуспел.

Иоганн Себастьян Бах обучался игре на органе и клавире у своего брата, он также закончил гимназию, а потом вокальную школу. Композитор много путешествовал и везде, где оказывался, старался слушать и слышать музыку, учиться, усваивать новое.

Первые произведения свои Бах создавал для органа, а приступив к работе сначала в качестве придворного музыканта, а затем в качестве смотрителя органа в церкви Св. Бонифация в Арнштадте, начал писать много и постоянно. Всего за свою жизнь Бах создал более тысячи больших и малых композиций.

Читать еще:  Ференц лист годы жизни. Изобретатель в музыке

И.С. Бах для детей

Вероятно, как детский композитор Иоганн Себастьян Бах решил себя проявить после того, как у него появились собственные дети. Музыкант был дважды женат, первый брак трагически прервался, второй же, с Анной Магдалиной Вилькен, дочерью музыканта и талантливой исполнительницей, стал настоящим счастьем.

У Баха было много детей, не все они, правда, сумели достигнуть зрелого возраста, но таков был век. Не чая души в своих отпрысках, Иоганн Себастьян начал создавать музыку специально для них, такую, которая могла помочь развиться музыкальному слуху и способности понимать истинное значение красоты звука в жизни человека.

И в этом отношении композитор был успешен – шестеро его детей стали знаменитыми музыкантами, даже сумевшими на время затмить славу отца.

В чем же секрет детской музыки Баха? Наверное, в том же, в чем лежит секрет хороших детских писателей – когда пишешь для детей, пиши как для взрослых, только лучше.

Каждое истинное музыкальное произведение скрывает за определенным набором звуков глубокий смыл, который касается не только уха, разума слушателя, но и его души. Создавая свои детские произведения, Бах вложил в них смысл, возможно, больший, чем во «взрослые» свои творения.

Сокрытое значение детских произведений Иоганна Себастьяна могли понять и почувствовать только дети и подростки, если они были достаточно способны, чтобы найти в музыке композитора ту затаенную светлую сказку, которую он с любовью вкладывал в композицию.

Самым знаменитым детским произведением Баха является сюита «Шутка», для флейты и струнных. Это произведение будто воплощает все то, что хотел принести композитор детям. Легкое, нежное, переливчатое звучание флейты, торжественный серебристый звон струнных инструментов, мелодия воздушная, скрывающая за своим звучанием урок красоты и вызывающая к жизни сказочные образы, доступные в полной мере только детскому, незамутненному воображению.

Такой была музыка Иоганна Себастьяна Баха и даже сейчас, через века, она нисколько не потеряла своего значения для тех, кто умеет слушать и слышать.

В то же время музыка Баха заимствовала многие духовные основы из церковной музыки, задачи которой, в свою очередь, во многом были воспитательными. Бах взял лучшие смысловые оттенки, присущие органным концертам и хорам больших соборов, в которых ему доводилось работать, и создал свои произведения.

Такие произведения маэстро, как «Соната для флейты и клавесина» или «Прелюдия для лютни», содержат уже несколько иной смысловой оттенок, полезный для детей. Эти мягкие, четкие, запоминающиеся, но не слишком простые мелодии, медленные и грациозные, заставляют задуматься, ненадолго остановиться и постараться понять, что есть в музыке такого удивительного, без чего жизнь, если упустить, никогда не будет полной. Эти мелодии сохраняют некую церковную строгость и поучительность.

Тетрадь Анны Магдалины и «ХТК»

Была и третья, наиболее значительная категория музыки Баха, предназначенная сначала для его детей и любимой супруги, а потом ставшая основой мировой классики. Работая в созвучии со своей второй, трепетно любимой женой, которая тщательно переписывала почти все произведения, созданные Иоганном Себастьяном, композитор создал «Нотную тетрадь Анны Магдалины Бах».

Эта тетрадь, призванная помочь супруге Баха, тоже обладавшей музыкальным талантом, содержала набор композиций, построенных просто и гениально. От самых легких до весьма серьезных вещей. «Нотная тетрадь» позволяла Анне Магдалине, а также их с Бахом детям, постигать секреты музыки, совершенствоваться и открывать новые грани своего таланта.

Неудивительно, что с таким надежным «путеводителем» все дети Баха стали гениальными музыкантами. Также неудивительно, что до сих пор «Нотная тетрадь Анны Магдалины Бах» используется во всех музыкальных школах, от Японии до Аргентины, в качестве незаменимого пособия для обучения детей. Так стремление Баха дать своим детям качественное образование в любимой области дало миру один из величайших учебников музыки.

Иоганн Себастьян Бах был большим поклонником клавишных инструментов: он играл на органе, клавесине, клавикорде. Более того – Бах помогал знакомому изобретателю создавать новый вид инструмента, ставший впоследствии прообразом современного фортепьяно. Конечно, композитор не мог обойти вниманием любимый инструмент.

В результате тяжелой, многолетней работы, постепенно дополняемый и совершенствуемый как еще один подарок детям от Баха, родился «Хорошо темперированный клавир». Точно так же, как «Нотная тетрадь Анны Магдалины Бах», «Клавир» был создан, чтобы помочь детям композитора освоить его любимый инструмент.

Однако Бах опять себя недооценил: созданное им произведение на все грядущие века стало образцом для обучения пианистов. Все знаменитые композиторы XIX века, от Моцарта до Рахманинова, с теплом отзывались о «Клавире», этот сборник произведений вошел в программу большинства музыкальных школ, многие гениальные пианисты XIX-XX веков в качестве одного из первых своих «контактов» с миром музыки изучали именно «Клавир» и играли Фуги Баха.

Нотная тетрадь Анны Магдалины Бах» и «Хорошо темперированный клавир» стали подарком Иоганна Себастьяна Баха детям, которые хотели не только научиться понимать музыку, но и создавать ее.

Бах Иоганн Себастьян

«Когда Баха спрашивали, как он дошёл
до такого совершенства в искусстве,
он обычно отвечал: «Мне пришлось быть
прилежным; кто будет столь же прилежен,
достигнет того же»

Альберт Швейцер, Иоганн Себастья Бах, М., 1965 г., с. 112.

«С добрым утром, Бах, — говорит Бог,
— С добрым утром, Бог, — говорит Бах».

Немецкий органист-виртуоз, композитор, музыкальный педагог.

Иоганн Себастьян Бах принадлежал к роду Бахов, давшему на протяжении XVII-XVIII веков 54-х мужчин-музыкантов, в том числе 17 – композиторов.

За свою жизнь И.С. Бах написал более 1000 произведений. В его творчестве представлены почти все музыкальные жанры того времени (кроме оперы). Большинство знаменитых произведений создано композитором в возрасте от 23 до 30 лет.

Дирижёр В.Т. Спиваков: «Бах в своё время соединил духовную музыку со светской и создал гениальные творения».

Выжутович В., Цена успеха: Диалоги со знаменитостями, М., «Аст», 2008 г., с. 260.

«Бах — самоучка и не принадлежал ни к какой школе. Никакие предвзятые теории не руководили им в его работе. Его авторитетами были все признанные мастера, как старые, так и новые. Всякий раз, как только ему позволяли средства, время и расстояние, он отправлялся в путь, чтобы послушать современных знаменитостей и поучиться у них чему-нибудь. Он списывал произведения других композиторов. […]
Не беда, если таланты ошибаются, следуя заблуждениям своего времени. Если же им следует гений, то за эти ошибки расплачиваются столетия. Великий Аристотель задержал развитие греческого естествознания в то время, когда оно стало на путь, который мог повести его к открытиям Галилея и Коперника. Бах, приняв с почти легкомысленным сознанием своей бесконечной мощи итальянские формы и схемы, задержал развитие немецкой музыки. Ведь уже тогда в духовной сфере она могла создать то, что позже осуществил Вагнер в области музыкального театра».

Читать еще:  Рисование иллюстраций. Хочу быть иллюстратором

Альберт Швейцер, Иоганна Себастьян Бах, М., «Музыка», 1965 г., с. 140 и 70.

Иоганн Себастьян Бах внёс вклад и в теорию музыки: «… пришёл день, это случилось за шесть веков до нашей эры, кто-то задумался над возможностью передавать музыку из поколения в поколение не только путём восприятия её на слух, но и посредством записи. Однако в то время для этого не было ни метода, ни соответствующего инструмента.
Задача заключалась в том, чтобы зафиксировать звук определёнными знаками, нарушив, таким образом, плавность его переходов. Нужно было воспроизвести звук доступными нам средствами, следовательно, разорвать его непрерывность в соответствии с существующими условиями и градуировать его. Последнее предопределяло искусственное создание ступеней звуковой лестницы.
Но как делить непрерывность звучания? Как разложить звук в соответствии с доступными для всех правилами, которые были бы действенными, то есть гибкими, способными передавать различия, нюансы, богатство и в то же время быть простыми, удобными, доступными. Пифагор ответил на этот вопрос, приняв за отправную точку, могущую обеспечить целостность и разнообразие звука, с одной стороны, человеческое ухо, слух человека (но отнюдь не слух волков, львов или собак), а с другой — числа, то есть математику (её сочетания), которая сама по себе дочь Вселенной. Так была создана первая музыкальная запись, сумевшая зафиксировать музыкальные композиции и пронести их сквозь все времена и пространства: сквозь формы дорические и ионические, послужившие позднее источником музыки грегорианской церкви и, следовательно, христианского мира — сквозь все его границы и языки. Если не считать безуспешных попыток изменить систему музыкальной записи в эпоху Возрождения, она сохранилась вплоть до XVII века.
В это время трудами семьи Бахов, и главным образом самим Иоганном Себастьяном Бахом, создавалась новая нотная система — модулированная гамма, новая система, более совершенная, способствовавшая величайшему подъёму музыкальной композиции. В течение трёх веков эта система успешно служила тончайшему выражению человеческого духа, музыкальной мысли Иоганна Себастьяна Баха, Моцарта и Бетховена, Дебюсси и Стравинского, Сати и Равеля».

Ле Корбюзье, Архитектура ХХ века, М., «Прогресс», 1977 г., с. 233.

«Неумение или незнание ученика побуждало Баха иногда тут же на уроке сочинить для него инвенцию или прелюдию, которые он в своей деловой скромности считал учебным пособием, но которые благодаря его гению становились произведением высокого искусства. […] Надо до конца понять, что метод Баха состоял в том, что он согласовал технически (двигательно) полезное с музыкально прекрасным, что антагонизм между сухим упражнением и музыкальным произведением он сводил почти к нулю. Я не сомневаюсь ни минуты, что Бах давал своим ученикам все необходимые технические, точнее двигательно-инструментальные, советы (как держать пальцы, какими пальцами играть, как держать руку, сколько силы давать, в каком темпе играть и т д., и т.д.), советы, которые в большинстве случаев не дошли до нас; но несомненно тоже — он давал их, не низводя музыку и фортепьянную игру до уровня простого ремесла».

Нейгауз Г.Г., Об искусстве фортепьянной игры, М., «Государственное музыкальное издательство», 1961 г., с. 110-112.

В старости у И.С. Баха стало ухудшаться зрение и он подвергся двум операциям (некоторые историки считают, что при лечении композитора были допущены ошибки). Это, увы, не помогло… Но за несколько часов до смерти к великому композитору вернулось зрение.

В сочинениях Иоганна Себастьяна Баха есть элементы почти всех явлений будущей музыки, вплоть до XX века. «Но Бах не оставил научных трудов: писать их ему было просто некогда. Кто-то подсчитал, что для записи всех музыкальных сочинений И.С. Баха (без использования скорописи) не хватило бы всей его жизни. И.С. Бах был популярен во все эпохи, кроме одной. Той, в которую ему довелось жить и работать. Современники и следующее за ними поколение музыкантов попросту не смогли усвоить то количество нового, которое содержится в его музыке. Так же непопулярны среди собственных современников были и последующие композиторы, которых мы сейчас называем «классиками»: Моцарт, Бетховен, Вагнер, Малер. ».

Зубарева Н.Б., Куличкин П.А., Тайны музыки и математическое моделирование: алгебра или гармония. Гармония и алгебра!, М., «Либроком», 2010 г., с. 10.

«Широким признанием, в начале XIX века, Бах обязан композитору Мендельсону, который, в отличие от Бетховена, Моцарта и прочих, был богат. Мендельсон воздвиг ему памятник на свои деньги, занялся пропагандой его произведений и их исполнением. Успех его деятельности был велик».

Токарь Е.Н., Записки о гениях, об истории и другом, М., «Аграф», 2006 г., с. 46.

Постэндшпиль: в 1850 году было создано Баховское общество, имевшее целью издать Полное собрание сочинений композитора, что и было сделано лишь к… 1900 году. Но выяснилось, что в Полном собрании сочинений имеется масса пробелов и ошибок. В 1950 году в Германии был основан Баховский институт с целью пересмотра всех имеющихся материалов и создания нового Полного собрания сочинений. К 1967 году вышла в свет примерно половина из предполагавшихся 84-х томов Нового собрания сочинений Баха (Neue Bach-Ausgabe).

Источники:

http://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2019/01/14/muzykalnaya-statya-geniy-i-s-baha
http://propianino.ru/muzyka-baxa-dlya-detej-skvoz-veka-i-na-veka
http://vikent.ru/author/381/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector