0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Знак в пустыне наска. Плато Наска

Знак в пустыне наска. Плато Наска

Пустыня Наска находится в департаменте Ика на юге страны Перу, между реками Инхенио и Наска. Это территория в 500 квадратных километров, покрытая огромными изображениями людей и животных, линиями, спиралями и геометрическими фигурами, размер которых достигает до 300м в длину. Эти знаки настолько огромные, что увидеть их можно только с самолета. Однако каждый желающий сегодня может полюбоваться таинственными символами, не выходя из дома, достаточно запустить на компьютере любую программу, демонстрирующую спутниковые снимки Земли. Координаты пустыни — 14°41’18.31’S 75°07’23.01’W.

Тайна пустыни Наска была обнаружена в 1927 году, когда перуанский лётчик, пролетавший над пустынной долиной в южном Перу увидел, что земля была расчерчена длинными линиями и разрисована изображениями животных. Такие геометрические рисунки появились на плато Наска ещё во время цивилизации Наска. Её относят к доколумбовым цивилизациям, II-IV столетия до нашей эры.

Геоглифы представляют собой большую загадку, потому что никому не известно, зачем представители бесследно исчезнувшей древней цивилизации индейцев нарисовали огромные картины, различимые только с воздуха. Изображения словно выцарапаны на скудной каменистой почве пустыни. На первый взгляд они мало различимы и представляют собой хаотичное сплетение линий, проведенных кем-то на красноватой поверхности пустыни, но с высоты птичьего полёта эта хаотичность обретает смысл.

Несмотря на то, что геоглифы были открыты в прошлом веке, назначение этих удивительных рисунков до сих пор неизвестно. Исследователи А. Кребе и Т. Мехия считают их частью древней оросительной системы. Т. Мехия также позднее также позднее предположил, что изображения связаны со святой тропой инков. Некоторые признаки, например, холмики из камней на пересечениях линий, указывают на то, что фигуры использовались в культовых целях.

П. Козок, посетивший долину Наска в 1941 году, обратил внимание на особую роль линий в лучах заходящего солнца в период летнего солнцестояния и назвал эти линии самым большим на земле учебником астрономии. В дальнейшем эту теорию в своих исследованиях развила немецкая исследовательница М. Райхе. По её мнению, часть геометрических фигур символизируют созвездия, а изображения животных — расположение планет.

Изучение астрономии для древних цивилизаций имело большой смысл. Среди прочего оно имело и практическую функцию — помогало предугадать периоды дождей, важные для земледелия, но археолог Х. Ланчо высказал соображение, что рисунки – это карты, указывающие путь к жизненно важным местам, например, к подземным водным источникам.

Самая невероятная и в то же время наиболее популярная теория принадлежит известному швейцарскому исследователю Эриху фон Дэникену. Он предположил, что изображения есть не что иное, как разметка на земной поверхности для пришельцев с других планет.

Не менее удивительна и другая гипотеза, согласно которой представители древней цивилизации Наска осваивали воздухоплавание, именно поэтому рисунки различимы только с высоты. В подтверждение этой теории несколько тёмных пятен, которые имеются на поверхности плато, интерпретируются как следы кострищ на площадках для воздушных шаров. Кроме того, на гончарных изделиях индейцев Наски имеются узоры, напоминающие воздушные шары или змеев.

Точный возраст геоглифов неизвестен. Согласно результатам археологических исследований, изображения создавались в разные периоды. Самые первые, наиболее прямые линии возникли, вероятно, в шестом веке до нашей эры, самые поздние – рисунки животных – в первом веке нашей эры.

Учёные доказали, что фигуры создавались вручную. Рисунки были нанесены на поверхность пустыни в виде борозд в 130 см шириной и 50 см глубиной. На тёмной почве линии образуют белые полосы. Так как светлые линии нагреваются меньше окружающей поверхности, возникает разница давления и температур, которая приводит к тому, что линии не страдают во время песчаных бурь.

Кто и зачем нарисовал в древности на поверхности эти картины, различимые лишь с большой высоты, до сих пор остается загадкой. Было выдвинуто огромное количество теорий, но ни одна из пока не получила научного подтверждения.

Перу геоглифы Наски. Вид со спутника

Видео – Пустыня Наска. Загадки рисунков

Тайна геоглифов Наска окончательно раскрыта (+видео)

Как выяснили недавно японские ученые, некоторые гигантские геоглифы на плато Наска в Перу изображают водных птиц. Годом ранее археологи с помощью дронов открыли более пятидесяти новых фигур, гораздо более древних. Кто и зачем их создал. В начале XX века авиаторы начали летать над западным побережьем Перу и сообщили о гигантских фигурах на поверхности горного плато Наска. По большей части это были прямые линии, треугольники, трапеции, спирали. Некоторые изображали животных: паука, обезьяну, птиц, человека («астронавта») и странных сказочных существ.

Читать еще:  Лицо анфас. Основы рисования портрета

Плато Наска продолжает на север пустыню Атакама, протянувшуюся вдоль Тихоокеанского побережья Южной Америки. Это один из самых засушливых регионов мира. В год здесь выпадает десять миллиметров осадков. Неудивительно, что геоглифы хорошо сохранились. Немецкая исследовательница Мария Райхе всю жизнь посвятила изучению и сохранению геоглифов Наска. Она добилась, чтобы ЮНЕСКО внесло их в Список Всемирного наследия. Циклопических размеров знаки, равных которым нет на Земле, притягивают многих исследователей. Кто и когда их создал? С какой целью? Ответы на два первых вопроса окончательно получены в наши дни благодаря новым и изощренным методам исследования.

Археологи связывают геоглифы с культурой наска, доколумбовой цивилизацией, населявшей плато в первые шесть веков нашей эры. Найденные артефакты говорят о том, что наска занимались сельским хозяйством: выращивали картофель, маис, тыкву, местные фрукты, разводили лам, альпака. Наска делали удивительно изящную керамическую посуду с толщиной стенок четыре миллиметра. Они были искусными ткачами. В керамике и тканях использовали 15 цветных пигментов, и их узоры разительно похожи на геоглифы.

Этот народ жил по берегам рек небольшими поселениями. Единственный крупный город — Кауачи, служивший церемониальным центром и некрополем. О социальной и политический структуре наска почти ничего неизвестно, а религиозные верования основывались на двух главных концепциях: воде и плодородии. К VI веку культура наска пришла в упадок. В 2009 году ученые из Кембриджа (Великобритания) предположили, что причина — в рукотворной экологической катастрофе. Они исследовали пыльцу в почве по всему разрезу и обнаружили там следы прибрежных деревьев. Значит, берега рек, по которым селились наска, представляли собой лесистые оазисы.

По мере роста населения леса вырубались под поля. Это видно по тому, как пыльцу деревьев сменяет пыльца культурных растений. Без корневой защиты почва оказалась незакрепленной, и когда в регион пришло мощное эль-ниньо — природное океанское явление, которое характеризуется ливнями, непогодой, потоки воды разрушили угодья. Развернулась борьба за ресурсы, и общество в итоге уничтожило само себя.

Радиоуглеродный анализ кусков дерева и текстиля, найденных внутри геоглифов или рядом, калибровка по годичным кольцам деревьев позволяют сделать вывод, что геоглифы созданы в период от II века до нашей эры до VI века нашей эры. Между тем археологи допускали, что сама традиция таких фигур более древняя. В 2018 году эта гипотеза нашла подтверждение: археологи с помощью дронов открыли более пяти десятков рисунков на плато Пальпа севернее Наска.

Как сообщал журнал National Geographic, публиковавший эксклюзивные фотоснимки геоглифов, некоторые их них принадлежали наска, но большая часть — дело рук их предшественников, паракас и топара, живших там с VIII века до нашей эры. Эти фигуры, главным образом воины, находятся на холмах и видны из деревень снизу. Ученые точно установили, как были сделаны геоглифы. Наска — каменистая пустыня. Чтобы обозначить линии, люди очищали поверхность от камней и складывали их тут же по контуру, оставляя открытыми более светлые участки земли. Таким образом, границы геоглифов обозначены грудами булыжников, а это значит, что есть уникальная возможность определить время их перемещения.

Первые попытки датировать радиоуглеродным методом сохранившиеся в камнях из нижнего слоя споры грибков, цианобактерии указали на эпоху наска. В наши дни этот результат подтвердили оптической стимулированной люминесценцией, изобретенной в 1980-х, чтобы определить, как долго минералы пролежали под землей без доступа солнечного света.

Берут кварц или полевой шпат, которые содержатся в большинстве горных пород, песке. Там всегда есть следовые количества радиоактивных изотопов урана, тория. Со временем минерал накапливает энергию облучения в виде возбужденных электронов, зажатых в дефектах кристаллической структуры. Если такой минерал извлечь и облучить светом определенной длины волны, он начнет люминесцировать — испускать фотоны. По их потоку и высчитывают дату, когда минерал последний раз был на земной поверхности. Чем дольше он был погребен, тем сильнее светится.

Американские и перуанские ученые отобрали образцы минералов непосредственно с земли под камнями и с нижней поверхности самих кучек камней, обозначающих новые геоглифы, — их нашли в ходе охранных работ при строительстве химического завода. Выяснилось, что камни были перемещены в V-VII веках. Открытие обнародовали в этом году.

В августе японские исследователи опубликовали результаты анализа 16 геоглифов, изображающих птиц. Проанализировали отдельно форму клювов, голов, шей, тел, крыльев, хвостов, лап и сравнили их с более чем двумястами рисунков местных перуанских птиц, выполненных учеными. Вид установили только по трем изображениям: колибри-отшельник, обитающий в лесах на севере и востоке Перу, прибрежный пеликан и попугай — экзотика для Наска, учитывая, что до океана оттуда пятьдесят километров.

Читать еще:  Т н яблонская хлеб каким трудом. По картине Т

Остальные птичьи геоглифы не идентифицировали. Как полагают авторы работы, это либо вымершие виды, либо просто неточные изображения. Удивительно, но все, что ученые знают сегодня о геоглифах, не приближает к ответу на вопрос: зачем наска их сделали? В конце 1960-х Райхе вместе с американским археологом Паулем Косоком, первооткрывателем геоглифов, высказала гипотезу, что они служили астрономическим целям, возможно, были календарем, указывавшим на восход и закат различных небесных объектов.

Исследовательница попросила проверить эту версию канадского астронома Сидни Ван дер Берга. Тот проанализировал азимуты линий, статистическую значимость их распределения, центры тяготения и не обнаружил ничего, подтверждающего календарную гипотезу. Согласно одному из первых предположений, высказанному в 1947 году, трапециевидные геоглифы служили парадным плацем для главенствующих родов. Проблема в том, что некоторые из них созданы на высоких холмах, где затруднительно вышагивать, тем более торжественно.

В 1968 году много шума наделала книга шведского журналиста фон Дэникена «Колесница богов». Там излагалась гипотеза о контакте древних народов с инопланетянами, которые помогли создавать грандиозные сооружения: пирамиды в Египте, Стоунхендж, а линии Наска — это космодром для космических кораблей. Однако это противоречит фактам: некоторые трапеции изнутри покрыты регулярной сеткой из каменных дольменов (каирнов).

Не нашла подтверждения и гипотеза о том, что геоглифы служили ирригационными каналами. Древние народы предпринимали столь циклопические коллективные усилия для строительства, только если результат имел для них большое значение: развитие сельского хозяйства, защита от врага, религия. Такое соображение высказал в 1992 году Ван дер Берг. Поэтому ритуальное назначение геоглифов Наска — это приоритетная версия.

Помимо грандиозности линий и фигур протяженностью в десятки и сотни метров, на это указывают еще несколько фактов. Практически все линии связаны с городом-храмом Кауачи. И главное — они видны только с воздуха. Вероятно, это предназначалось только для божественных глаз. Еще в 1990 году американский археоастроном Энтони Авени предположил, что линейные геоглифы служили местом ритуальных прогулок. Спустя два десятка лет эта идея получила подтверждение от ученых из Германии, которые измерили аномалии магнитного поля мобильным цезиевым магнитометром, показывающим изменение плотности почвы с глубиной.

Пустыня Наска и тайна ее рисунков

Каких только чудес в себе не хранит древняя история! Сколько тайн еще не разгадано, и сколько из них не разгадают никогда! Однако, шагая в будущее, люди все глубже понимают прошлое и заменяют догадки и мифы реальной историей. Так, считается, что археологи уже окончательно разрешили загадку, которую таила в себе пустыня Наска. Окраина Перу стала знаменитой еще в 1947 году, когда появились первые научные публикации о непонятных линиях и загадочных рисунках. Позже возникла мысль о том, что это взлетно-посадочные полосы пришельцев. Многие жители планеты такую идею восприняли с интересом. Так и зародился миф.

Тайна геоглифов

Ученые и дилетанты на протяжении десятилетий пытались объяснить происхождение в пустыне геометрических узоров, занимающих площадь практически в 500 квадратных километров. Хотя на первый взгляд вполне понятна история их возникновения в Южном Перу. Пустыня Наска в течение нескольких столетий служила для древних индейцев холстом, на который они зачем-то наносили таинственные знаки. На поверхности лежат темные камни, и если их убрать, обнажатся светлые осадочные породы. Такой резкий контраст цветов и использовали перуанцы для создания рисунков–геоглифов: фоном для изображений служил темный цвет грунта. Пустынные районы они украсили прямыми линиями, трапециями, спиралями и огромными фигурами животных.

Пустыня Наска. Координаты рисунков

Эти знаки настолько огромные, что увидеть их можно только с самолета. Однако каждый желающий сегодня может полюбоваться таинственными символами, не выходя из дома, достаточно запустить на компьютере любую программу, демонстрирующую спутниковые снимки Земли. Координаты пустыни — 14°41’18.31’S 75°07’23.01’W.

В 1994 году необычные рисунки были включены в список памятников, которые составляют Всемирное культурное наследие. И тогда весь мир узнал, где находится пустыня Наска. Люди гадали о том, кому предназначалась таинственная галерея. Находящимся на небе богам, читающим человеческие души? А может, в этой древней стране инопланетяне сооружали когда-то космодром, вот и осталась разметка? Или это первый учебник по астрономии, где ход планеты Венера олицетворяет крыло какой-то птицы? А может, это фамильные знаки, которыми кланы отмечали населенные ими территории? Высказывалось даже предположение, что таким образом индейцы обозначали течение подземных ручьев, якобы это тайная карта водных источников. В общем, гипотез существовало великое множество, лучшие умы соревновались в толковании смысла начертанного, однако факты подбирать никто не торопился. Почти все предположения строились умозрительно – поехать в несусветную даль редко кто решался. Вот и оставалась пустыня Наска (фото ниже) одним из самых загадочных мест планеты, а ее древние жители — одной из наиболее интересных культур доколумбовой Америки.

Читать еще:  Стихи о мире на земле. Молитва о мире на земле

Путь к разгадке

С 1997 по 2006 годы ученые самых разных областей знаний проводили в перуанской пустыне тщательное исследование. Факты, которые были ими собраны, напрочь развенчали все объяснения эзотериков. Никаких космических тайн не осталось! Оказалась вполне земной пустыня Наска. Рисунки ее тоже говорят о земном, даже слишком земном. Но обо всем по порядку.

Экспедиция в Перу

В 1997 году организованная немецким археологическим институтом экспедиция стала изучать геоглифы и культуру жителей Наска в окрестностях населенного пункта Пальпа. Место выбрали исходя из того, что оно находится в непосредственной близости от селений, где жили древние индейцы. «Чтобы понять значение рисунков, необходимо всмотреться в людей, создававших их», — говорили ученые.

Исследование ландшафта

В рамках проекта были изучены климатические особенности данной местности. Это и внесло ясность в происхождение символов. Раньше на месте, где сейчас раскинулась пустыня Наска, был ровный степной участок. Он образовался из котловины, разделяющей Анды и Береговую Кордильеру (еще одну горную цепь). Во времена плейстоцена она была заполнена осадочными породами и галечником. Вот и появился идеальный «холст» для нанесения всевозможных рисунков.

Пару тысячелетий назад здесь росли пальмы, паслись ламы, а люди жили, как в райском саду. Там, где сегодня простирается пустыня Наска, раньше случались даже сильные ливни и потопы. Но примерно в 1800 г. до н. э. климат стал значительно суше. Засуха выжгла травяную степь, поэтому людям пришлось расселиться в долинах рек – естественных оазисах. Но пустыня продолжила наступление и вплотную подобралась к горным хребтам. На 20 километров в сторону Анд сдвинулся ее восточный край, и индейцы были вынуждены уйти в горные долины, расположенные на высоте 400-800 метров над уровнем моря. А когда климат стал еще суше (около 600 г. новой эры), культура Наска и вовсе исчезла. Остались от нее только начертанные на земле таинственные знаки. Благодаря крайне сухому климату они сохранялись тысячелетиями.

Пустыня Наска. Рисунки

Изучив среду проживания творцов загадочных геоглифов, исследователи смогли их истолковать. Самые ранние линии появились около 3800 лет назад, когда в районе города Пальпа возникли первые поселения. Южные перуанцы свою «картинную галерею» создавали на открытом воздухе, среди скал. Они вырубали и процарапывали на коричнево-красных камнях различные узоры, химер и людей, мифологических существ и животных. «Революция в искусстве» произошла в перуанской пустыне где-то в 200 г. до н. э. Художники, которые раньше покрывали картинами только скалы, взялись разукрашивать наибольшее полотно, данное им самой природой, — простирающееся перед взором плато. Здесь мастерам было где развернуться. Но вместо фигуративных композиций теперь искусники отдавали предпочтение линиям и геометрическим фигурам.

Геоглифы – часть ритуала

Так для чего же создавались данные знаки? Уж точно не за тем, чтобы мы ими сегодня любовались. Ученые полагают, что рисунки были частью «святилища», это так называемые церемониальные фигуры, имеющие сугубо мистическое значение. Геофизики исследовали почву вдоль линий (их глубина составляет почти 30 сантиметров) и выявили, что она сильно уплотнена. 70 геоглифов, изображающих каких-то существ и животных, значительно вытоптаны, как будто веками тут ходили толпы людей. На самом же деле здесь проводились разные празднества, связанные с культом воды и плодородия. Чем плато становилось суше, тем жрецы чаще совершали магические церемонии, дабы призвать дождь. Из десяти трапеций и линий девять обращены в сторону гор, туда, откуда приходили спасительные осадки. Волшебство долгое время помогало, и несущие влагу тучи возвращались. Однако в 600 г. новой эры боги совсем разгневались на поселившихся в этом краю людей.

Развенчание мифа

Наибольшие рисунки в пустыне Наска появились в то время, когда дожди почти прекратились. Скорее всего, люди таким образом просили сурового индейского бога внять их страданиям, они надеялись, что хоть такие сигналы он заметит. Но бог оставался глух и слеп к мольбам. Дожди не шли. В конце концов индейцы оставили родной край и отправились искать цветущую страну. А через пару столетий, когда климат стал мягче, пустыня Наска вновь обрела жителей. Тут поселились люди, которые ничего не знали о предыдущих хозяевах этих земель. Только уходившие вдаль линии на земле напоминали о том, что когда-то здесь человек пытался заговорить с богами. Однако уже был забыт смысл рисунков. Сейчас лишь ученые начинают понимать причину появления этих письмен – громадных знаков, готовых, кажется, пережить вечность.

Источники:

http://darkbook.ru/publ/peru/pustynja_naska/30-1-0-49
http://nlo-mir.ru/platanaska/tajna-geoglifov-naska-raskryta.html
http://fb.ru/article/145062/pustyinya-naska-i-tayna-ee-risunkov

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector