0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Значение фамилий. конспект урока

Внеклассное занятие «Что значит моя фамилия?»

Цели:

  • Воспитание чувства любви к своей семье и гордости за неё, чувства уважения к своим родителям;
  • Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной;
  • Знакомство с наиболее распространёнными фамилиями .

Предварительная подготовка:

  • Родительское собрание «Из семейного архива».
  • Оформление плаката «Семейные праздники».
  • Составление учениками генеалогического древа своей семьи. Оформление выставки «Кто мы? Откуда мы?».
  • Оформление фотовыставки «Загляни в семейный альбом».
  • Оформление выставки поделок.
  • Сочинения учащихся на темы: «Моя семья», «Династии», «Наши фамилии».
  • Поиск старинных документов и вещей, хранящихся в семье, подготовка выставки «Семейная реликвия».

Оборудование: фотовыставка, выставка поделок, аудиотехника, фонограмма песни «С чего начинается Родина», мультимедиотехника.

Ход занятия

Звучит музыка песни «С чего начинается Родина».

1 ведущий. Добрый день папы и мамы, бабушки и дедушки! Мы рады вас приветствовать на семейном празднике. Всех нас объединяет слово семья. У всех у нас есть мамы и папы, бабушки и дедушки, у кого-то и прабабушки и прадедушки. И все мы имеем своё имя и фамилию. А вот почему у нас именно такая фамилия, откуда она произошла? Кто-нибудь из вас задумывался?

2 ведущий. Сегодня мы поговорим о наших фамилиях и узнаем много интересного.

1 ведущий. Слово «фамилия» означает семья, семейство, общесемейное имя. Фамилии не придумывались просто так, каждая из них – история жизни не одного человека. Мало кто знает, что значит та или иная фамилия, какие люди сделали её известной.

Ученик. История появления слова «фамилия» на Руси очень интересна.

Имена людей – часть истории народа. Учёные установили, что в именах отражаются быт, верование, чаяние, фантазия и художественное творчество народов.

Ученик. Слово фамилия вошло в русский язык относительно поздно. Происходит от латинского слова фамилия – семья. Основное назначение слова фамилия в русском языке – обозначить специальное семейное имя, которым зовётся вся семья: Журавлёвы, Зайцевы, Колокольчиковы, Сиротины.

Ученик. Появление и распространение фамилий было сложным и очень длительным процессом.

Ученик. Слово фамилия внедрилось в России в повседневную жизнь после указов Петра I. Однако фамилия как элемент именования русских людей существовали и раньше, и назывались они прозвищами, прозваниями.

Ученик. Первыми получили фамилии представители знати, князья, бояре. Их фамилии отражали названия владений. (выходят 2 мальчика в костюмах: боярина, князя)

Боярин. Меня величают Тверской и родом я из Тверской губернии.

Князь. Мой владения в Центре России я из города Коломны и величаюсь Коломенским.

Ученик Интересные фамилии у купцов. В них отражались географические названия, откуда прибыл купец. (выходят дети в костюмах купцов)

1-ый купец. Я купец Астраханский, мои суда с товаром ходят по Волге и славлюсь я Астраханским.

2-ой купец. Мои торговые суда передвигаются по Дону, я купец Ростовцев.

Ученик. В XIX веке появляются фамилии у духовенства, образованные от названия церквей и церковных праздников. (выходит мальчик в костюме священника).

Священник. Успенский, Рождественский, Богоявленский так величали представителей церкви и духовенства.

Крестьянин. (дети в костюмах крестьян) Крестьяне долго не имели фамилий. Их могли называть Гавриловыми, в честь семьи по имени Гаврила.

Крестьянин. Полковниковыми, если хозяин служил у полковника.

Крестьянин. Кузнецовы, если глава семьи был кузнецом.

Крестьянин. Инвалидовыми, если в семье был инвалид.

Ученик. У большинства людей были прозвища и отчества. Прозвища давались людям, их родственникам, соседям сословным и социальным окружениям. Причём в прозвищам, как правило, отражались какие-то характерные черты, присущие именно этому человеку, а не другому: Худоногов, Кривов, Кадилов.

Ученик. Только после Октябрьской революции, в связи с паспортизацией, проведённой правительством в начале 30-х годов крестьяне получили фамилии.

1 чтец

Кем был твой прадед на Руси?
Свою фамилию спроси!
Есть в каждом классе Кузнецов.
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов,
Отец отца отцова.

Читать еще:  Биография джека лондона 5. Биография джека лондона

2 чтец

У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину…

3 чтец

С пилою Пильщиков дружил,
Мял Кожемякин кожи.

4 чтец

В атаки воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже…

5 чтец

Звучат, как музыка, как стих,
Фамилии простые.
Вглядись, и ты увидишь в них
Историю России.
(Г. Граубин)

(Ученики рассказывают о происхождении своей фамилиии).

Анучин. От названия обуви – онучи.

Баринов. Вероятно, первый носитель такой фамилии был крепостным крестьянином, принадлежавшим именно какому-то барину, а не церкви или государству.

Беленький. Имя Беляй в древности было весьма распространено. Оно могло указывать на светлый цвет лица, волос или иметь значение «обеленный». Беляком называли также опрятного человека, пусть даже черноволосого.

Братухин. Отчество от прозвища Братуха, возникшего из нарицательного братуха, которое в различных говорах означает «двоюродный брат», «сводный брат», «друг, товарищ», «брат».

Иванов. От общераспространённого имени Иван. Самая распространённая фамилия русских, так как имя на протяжении нескольких столетий (с XIV по XIX в.) оставалось самым частым у русских – среди крестьянства оно охватывало от 15 до 25% всех мужчин.

Кулагин. Основа – кулага, у русских в прошлом кушанье из толокна, заваренного кипячёной водой, или напиток из солода, похожий на пиво; фамилия – прозвище любителя этого напитка или торговца им.

Мещанов. В основе фамилий – именование по социальному положению: мещанин в средневековом русском городе – житель посада, слободы, позже – «горожанин низшего разряда, состоящий в подушном окладе и подлежащий солдатству».

Найдёнов. Фамилия от нецерковного мужского личного имени Найдён. Существует мнение, что так называли найдёныша, а также внебрачного ребёнка. То и другое возможно. (и т.д.)

Слово предоставляется родителям: бабушкам, дедушкам, мамам, папам.

Ведущий: А что вы знаете интересного о происхождении вашей фамилии?

Ведущий: Поиграем в игру «Определи какая эта фамилия по способу происхождения».

Правила игры: у детей карточки с фамилиями, на слайде по очереди появляются названия групп фамилий, дети должны отнести фамилию к определённой группе. (Карточки с фамилиями: Бровкин, Зубов, Воробьёв, Гуськов, Арбузов, Дынин, Блинчиков, Башлыков, Бритвин, Бакалов, Баянов,Фёдоров, Дмитриев, Татьянин, Кирпичников, Тимирязев, Азизов, мещеряков, Нежданов, Ненашев и т. д.).

1 чтец.

Каких фамилий только нет:
Пятёркин, Двойкин, Супов,
Слюнтяев, Тряпкин-Самоед,
Пупков и Перепупов!

2 чтец.

В фамилиях различных лиц,
Порою нам знакомых,
Звучат названья рыб и птиц,
Зверей и насекомых:
Лисичкин, Раков, Индюков,
Селёдкин, Мышкин, Тёлкин,
Мокрицын, Волков, Мотыльков,
Бобров и Перепёлкин!

3 чтец.

Но может некий Комаров
Иметь характер львиный,
А некий Барсов или Львов
Умишко комариный.

4 чтец.

Бывает, Коршунов иной
Синичкина боится!
А Чистунов слывёт свиньёй,
А Простачков – Лисицей!

5 чтец.

А Раков, если не дурак,
Невежда и тупица,
Назад не пятится, как рак,
А всё вперёд стремится!

6 чтец.

Плевков фамилию сменил,
Алмазовым назвался,
Но в основном – ослом он был,
Ослом он и остался!

7 чтец.

А Грибоедов, Пирогов
Прославились навеки!
И вывод, стало быть таков:
Всё дело не в фамилии,
А в человеке!

Конспект классного часа на тему: Русские фамилии, 3-4 класс

О русских фамилиях (Творческая мастерская для учащихся 3-4 классов)

Цели и задачи

— познакомить детей с основными способами образования русских фамилий;

— воспитывать уважение к русским традициям;

— развивать внимание, память, мышление, воображение, быстроту реакции.

Оборудование

У учителя — распечатки задания о способе образования фамилии (для каждой пары), рисунок людей различных профессий, распечатки кроссворда (для каждой пары); у учащихся — тетрадь, ручка.

Ход классного часа

Информация для размышления.

«Почему на Руси появились фамилии. Некоторые способы образования русских фамилий»

Учитель. Слово «фамилия» в переводе с латинского означает «семья». Фамилия, как и отчество, переходит к сыну или дочери, как правило, от отца. Но бывают и исключения, когда дети получают фамилию матери, а иногда даже дедушки или бабушки.

А вот в старину фамилий у людей не было. Представьте себе, что много-много лет назад в одной из русских деревень жило с десяток мальчиков по имени Ваня. «Ваня, — говорила одному из них мать, — сбегай к Ване, пусть он позовет своего дружка Ваню да соседа Ваню. Возьмите корзинки побольше да сходите в лес по грибы». Правильно ли поймет ее сын? К тому ли Ване пойдет? Того ли дружка да соседа позовет мальчик? Немудрено запутаться. Вот и придумали тогда различать людей по прозвищу, или прозванию, а те, в свою очередь, позже могли стать фамилиями.

Читать еще:  Пережить смерть мамы. Мы в соцсетях

Занимался человек изготовлением бочек, значит, давали ему прозвище по названию ремесла — Бочар или Бондарь (то же самое, что бочар), впоследствии дети его стали Бочаровы или Бондаревы. Был разговорчив да болтлив — получал прозвище Каляка, что означает говорун, болтун. Его потомкам досталась фамилия Калякины. Имел человек громкий, зычный голос — прозывали его Зык или Зыка, то есть громкоголосый, крикун, а потомкам его досталась фамилия Зыкины или Зыковы.

Но не только прозвище становилось фамилией. Так, например, фамилии князей и бояр образовывались от названий тех владений, которые им принадлежали: Тверской, Мещерский, Вяземский. Дворянам же, не всегда имевшим свои земельные владения, от которых могла бы произойти их фамилия, часто присваивали фамилии по имени отца или матери: Михайлов, Дмитриев, Ефросиньин. Торговые и служилые люди в основном получали фамилии по названиям тех мест, откуда они были родом: Москвин, Астраханцев, Вологжанин.

Словом, способов образования русских фамилий очень много.

Чтение и обсуждение стихотворения Г. Граудина «Прадеды»

Кем был твой прадед на Руси?

Свою фамилию спроси!

Есть в каждом классе Кузнецов.

Кто прадед Кузнецова?

Он был из рода кузнецов,

Отец отца отцова.

У Гончарова прадед знал

Гончарный круг и глину.

У Дегтярева — деготь гнал,

В дегтярне горбил спину.

Быть может, юный Столяров

И с долотом не сладит,

Но прадед был из столяров,

Он мастером был, прадед.

Мял Кожемякин кожи,

С пилою Пильщиков дружил,

В атаки Воинов ходил,

Стрельцов сражался тоже.

Звучат, как музыка, как стих,

Вглядись и ты увидишь в них

Вопросы для обсуждения:

— Как в стихотворении объясняется происхождение фамилий?

— О чем может рассказать фамилия?

— Знаете ли вы историю происхождения вашей фамилии?

Практическая работа «Происхождение фамилий»

Учитель. Запишите в тетрадь все фамилии, которые упоминаются в стихотворении.

Ответ. Кузнецов, Гончаров, Дегтярев, Столяров, Кожемякин, Пильщиков, Воинов, Стрельцов.

Учитель. Кто же впервые официально ввел фамилии на Руси? Расшифруйте. (Запись на доске.)

конспект урока «Твоя семья. Моё имя и фамилия» окружающий мир
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Конспект урока «Твоя семья. Моё имя и фамилия» окружающий мир 1 класс.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема : Твоя семья. Моё имя и фамилия.

Предмет: окружающий мир

Учитель: Роговской СОШ Токмачёва Т.А.

Цель: Раскрыть смысл понятий, «тёзка», «день ангела», «легенда», «род»

дать возможность детям познакомиться с нужной и интересной наукой «этимологией»;

уточнить значение слов «имя», «фамилия», «отчество»;

сформировать интерес к данной теме;

воспитывать чувство гордости за своё имя, отчество и фамилию .

Результатами данного урока должны стать:

— знания происхождения своего имени и фамилии;

-умение оперировать словами и понятиями «тёзка», «день ангела», « родовая фамилия», «легенда»;

-интерес к данной теме, желание выполнить предложенное задание .

! Оргмомент

-Сейчас я вам раздам ромашки — это любимый цветок древних

славян. Мы будем весь урок писать на её лепестках. Что?

— Назовите, пожалуйста, своё имя (полностью), фамилию и отчество

Дети называют. Кто затрудняется, помогаю. А вы никогда не задумывались: что обозначает ваше имя, фамилия? Для вас это тайна?

Ребята, вы любите разгадывать тайны? Так вот сегодня на уроке мы попытаемся разгадать тайну вашего имени и фамилии. Источником ваших новых знаний сегодня буду я и мой помощник- этимологический словарь. Кто помнит, что можно найти в этимологическом словаре? (Сильный ученик должен ответить, это понятие уже встречалось ).

IV Открытие новых знаний

  1. Работа над основными понятиями

— Правильно , с помощью этимологического словаря можно разгадать тайну происхождения того или иного слова. Вот , например, слово «имя» обозначает-«взятое себе». Когда вы появились на свет, у вас не было ещё имени. И родственники спорили: как вас назвать. Когда сегодня придёте домой, спросите :кто был главным в принятии данного решения, о чём они думали. Но уже сейчас можно сказать, что наверняка вместе с именем вам перешла энергия добра, любви и силы рода. Николай (от греч.) победитель народов, Андрей(от греч.) мужественный, храбрец, Даниил (от евр.) божий суд Вячеслав (славян.) наиславнейший, Илья (от евр.) крепость Господня, Олег(сканд.) священный. Марианна-состоит из двух –Мария и Анна, (оба имени еврейского происхождения) обозначают госпожа и благодать. Давайте заполним свою ромашку: в центре напишем своё имя, на лепестке напишите ,что оно обозначает и как по- другому вас называют родственники. Например , я свою дочь Дарью называю: Дашенька, Дарина, Дарьял, Дарусик, Дарочка, Даринка. (Дети пишут свои имена)

Читать еще:  Луч света в темном царстве содержание.

-Я вижу вам даже места не хватает на лепестке, переходите на другой. Значит, вас любят. А вы знаете , что кроме дня рождения у вас есть день ангела? (Выслушать тех детей, которые знают или что- то слышали об этом).

-Этот день приходится на день христианского святого, который вам покровительствует, т. е. незримо защищает вас от несчастья. Давайте разучим небольшое стихотворение:

« Ангел мой, будь со мной:

Ты- впереди, я за тобой».

Под классическую музыку изобразить танцевальные движения или просто покружиться.

  1. Работа с опорой на опыт

— Дальше за именем идет – отчество. Как вы думаете: как оно образуется? (Сильные ученики попытаются дать ответ)

-Правильно, отчество передаётся нам от отца. По имени отчеству называют человека взрослого, а сейчас вам достаточно и имени .Но тем не менее , запишите своё отчество на ромашке. Ну вот, имена у ребят одинаковые., а отчества разные. А как называют тех, у кого имена одинаковые? Тёзки, т.е. люди с одинаковыми именами . Запишите это слово на ромашке.

-Что у нас осталось ещё? Правильно, фамилия. Когда вы появились на свет: родственники вас внимательно рассматривали, нос как у деда. овал лица как у папы ,волосы в прапрадеда, а то и в прапрабабушку. Каждый человек наследует черты своей родни , за каждым из нас стоят десятки поколений. Слово «фамилия» появилось в петровские времена , в переводе с польского обозначает- «семья»,»род», «родовая семья». Фамилии появились позже имени, поэтому, когда нужно было придумать фамилию, придумывали её по имени- сын Петра- будет Петров, Ивана- Иванов. У человека с выдающимися частями тела- Ушаков, Головков, Носов. По профессии. занятию человека: Кузнецов, Сапожников , Попов, Рыбаков. У каждой фамилии есть своё объяснение. Есть специальный этимологический словарь фамилий . Давайте попробуем разгадать происхождение наших фамилий: Банчук ( бунчук наз знамя у казаков) Кому могли дать, за что?

Беляев ( цвет волос)

Белоносов ( возможно предок отморозил нос)

Бессикирский ( секира по укр. топор. оружие укр.казаков в бою)

Можаев ( от казачьего «можай»-дородный, богатый.

Полищук (беларус . полесье)

Ушаков (выдающ. части тела)

Запишите в ромашке свою фамилию и кратко её значение.

Встаньте и произнесите своё имя, отчество и фамилию. при этом наклоните голову вперёд, как будто вы знакомитесь с нами .

-Вот ,молодцы, так солидно и важно это у вас получилось, что шалить и баловаться просто не к лицу . Нужно уважать и гордиться своей фамилией, какой бы на первый взгляд она не была .Ведь её носило до вас не одно поколение и наверняка среди них были те, кто прославлял вашу фамилию.

V Первичное закрепление

Давайте рассмотрим свою ромашку и вспомним: о чём мы сегодня говорили?

-Имя, отчество, тёзка, этимология, фамилия, род ,день ангела.

VI Вторичное закрепление

— Объясните значение этих слов.

Ребята, понравилось вам разгадывать тайны?

Как вы думаете, а надо ли вам это знать? Зачем?

Хотели бы вы сами разгадывать тайны ?

А кто вам в этом поможет ?

VIII Домашнее задание

1 Что обозначает ваше имя?

2.Мой день ангела.

3. Устный рассказ «Как мне давали имя».

*4. Придумайте легенду происхождения своей фамилии .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для средней группы ДОУТема образовательной деятельности «Семья и родной дом».Программное содержание:Создание условий для формирования правильного представления детей о семье, ро.

Внеурочная деятельность в 1 классе. Тема 1 «Я и моя семья». Занятие 3 по теме «Моя семья (члены семьи)».

Данный урок разработан по программе «Школа России».

Источники:

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/583011/
http://ped-kopilka.ru/klasnomu-rukovoditelyu/klasnye-chasy-v-nachalnoi-shkole/konspekt-klasnogo-chasa-na-temu-ruskie-famili-3-4-klas.html
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2014/09/14/konspekt-uroka-tvoya-semya-moyo-imya-i-familiya

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector