Жители удмуртии называются. Удмурты
Удмурты
Всего: 570 000 Россия :
552299 (2010 г.) [1] , 636906 (2002 г.) [2] [3]
Удмуртия :
410584 (2010 г.) [1] , 460584 (2002 г.) [2]Татарстан :
23454 (2010 г.) [1] , 24207 (2002 г.) [2]Башкортостан :
21477 (2010 г.) [1] , 22625 (2002 г.) [2]Пермский край :
20819 (2010 г.) [1] , 26272 (2002 г.) [2]Свердловская область :
13789 (2010 г.) [1] , 17903 (2002 г.) [2]Кировская область :
13639 (2010 г.) [1] , 17952 (2002 г.) [2]Ханты-Мансийский автономный округ :
3670 (2002 г.) [2]
Казахстан :
5824 (перепись 2009 г.) [4] [5] Украина :
4712 (перепись 2001) [6]
православие, сохраняются некоторые проявления местного язычества
Удму́рты (ранее — вотяки́; удм. удмурт, удморт, мн.ч. удмуртъёс ) — финно-угорский народ, проживающий в Удмуртской Республике, а также в соседних регионах. Говорят на русском и удмуртском языках финно-угорской группы уральской семьи. Внутри своей языковой группы удмуртский язык вместе с коми-пермяцким и коми-зырянским составляет пермскую подгруппу. По переписи 2010 года в России проживало 552 тысяч удмуртов, в том числе в самой Удмуртии — 410 тысяч. Кроме того, удмурты живут в Казахстане, Украине, Белоруссии, Узбекистане. Основная религия — православие, в сельской местности включающее остатки дохристианских верований.
Содержание
Этническая история
Удмуртский народ возник в результате распада прапермской этнолингвистической общности и является автохтонным населением северного и среднего Предуралья и Прикамья. В языке и культуре удмуртов заметно влияние русских (особенно у северных удмуртов), а также различных тюркских племён — носителей R- и Z-тюркских языков (у южных удмуртов в особенности заметно влияние татарского языка и культуры).
Этимология самоназвания удмуртов не вполне ясна; наибольшего внимания достойна гипотеза, возводящая этноним удмурт к иранскому *anta-marta «житель окраины, пограничья; сосед». [8] В современном удмуртском языке слово членится на две компоненты — уд- (с неясной семантикой) и -мурт «человек, мужчина» (по этой причине этноним некоторыми исследователями переводится на русский язык как «человек из племени уд; удский человек», что, однако, не может считаться корректным).
Прежнее русское название — вотяки (отяки, воть) — восходит к тому же корню уд-, что и самоназвание удмурт (но через марийское посредство одо «удмурт») [9] .
Предки южных удмуртов с конца I тысячелетия н. э. находились под властью Булгарии, а позже — Золотой Орды и Казанского ханства. Североудмуртские земли вошли в состав России с окончательным присоединением Вятской земли в 1489 году. Окончательное вхождение удмуртских земель в состав Русского государства происходит после падения Казани (официальные даты — 1557 или 1558 год — приняты в местной историографии условно).
Основные занятия
Традиционные занятия удмуртов — пашенное земледелие, животноводство, меньшую роль играло огородничество. Например, в 1913 году в общих посевах зерновые составили 93 %, картофель — 2 %. Культуры: рожь, пшеница, ячмень, овёс, гречиха, просо, конопля, лён. Выращивали рабочий скот, коров, свиней, овец, птицу. На огородах культивировали капусту, брюкву, огурцы. Важную роль играли охота, рыболовство, пчеловодство и собирательство.
Развиты были ремёсла и промыслы — рубка леса, заготовка древесины, смолокурение, мукомольное производство, прядение, ткачество, вязание, вышивка. Ткани для нужд семьи полностью производились дома (удмуртские холсты ценились на рынке). С 18 века сложились металлургия и металлообработка.
Основная социальная ячейка — соседская община (бускель). Это — несколько объединений родственных семей. Преобладали малые семьи, но были и большие. Такая семья имела общее имущество, земельный надел, совместное хозяйство, жила на одной усадьбе. Некоторые отделялись, но при этом сохранялись элементы общего хозяйства, то есть родственная взаимопомощь.
Антропонимика
Быт и традиции
Типичное поселение — деревня (удм. гурт ), располагалось цепочкой вдоль реки или вблизи родников, без улиц, кучевой планировкой (до XIX века). Жилище — наземная бревенчатая постройка, изба (корка́), с холодными сенями. Крыша — двускатная, тесовая, ставилась на самцах, а позже на стропилах. Углы рубились в обло, пазы прокладывались мхом. Зажиточные крестьяне стали ставить в XX веке дома-пятистенки, с зимней и летней половинами, или 2-этажные дома, иногда с каменным низом и деревянным верхом.
В домах находилась глинобитная печь (гур), с подвешенным у северных удмуртов, и вмазанным, как у татар, котлом. По диагонали от печи располагался красный угол, со столом и стулом для главы семьи. По стенам — скамьи и полки. Спали на полатях и на нарах. Двор включал погреб, хлевы, навесы, кладовые.
Североудмуртский женский костюм включал рубаху (дэре́м), с прямыми рукавами, вырезом, съёмный нагрудник, халат (шортдэре́м), опояску. Одежда — белая. У южных белая одежда была ритуальной, бытовая — цветной, украшенной. Это та же рубаха, безрукавка (саэсте́м), или камзол, шерстяной кафтан. Обувь — узорные чулки и носки, башмаки, валенки, лапти (кут).
На голове носили налобные повязки (йыркерттэт), полотенце (чалма, весяк кышет), высокую берестяную шапку, обшитую холстом с украшениями и покрывалом (айшон). Девичьи уборы — укотуг, платок или повязка, такья, шапочка с украшениями. У северных удмуртов преобладали из украшений вышивка, бисер, бусы, у южных — монеты. Украшения — цепочки (жильы), серьги (пель угы), перстни (зундэс), браслеты (поскес), ожерелье (весь).
Мужской костюм — косоворотка, синие в белую полоску штаны, валяные шляпы, шапки из овчины, из обуви — онучи, лапти, сапоги, валенки.
Верхняя одежда без половых различий — шубы.
В питании удмурты сочетали мясную и растительную пищу. Собирали грибы, ягоды, травы. Супы (шыд) — разные: с лапшой, грибами, крупой, капустой, уха, щи, окрошка с хреном и редькой. Молочные продукты — ряженка, простокваша, творог. Мясо — вяленое, печёное, но чаще отварное, а также студень (куалекьясь) и кровяные колбасы (виртырем). Типичны пельмени (пельнянь — хлебное ухо, что говорит о финно-угорском происхождении названия), лепёшки (зыретэн табань и перепеч), блины (мильым). Хлеб (нянь). Из напитков популярны свекольный квас (сюкась), морсы, пиво (сур), медовуха (мусур), самогон (кумышка).
Ценные сведения о свадебных обрядах и обычаях удмуртов приводятся, в частности, в исследовании этнографа и миссионера среди удмуртов С. А. Багина «Свадебные обряды и обычаи вотяков Казанского уезда. (Этнографический очерк)» [10] .
Декоративно-прикладное искусство
О развитии декоративно-прикладного искусства у удмуртов средневековья ничего не известно. В XIX веке сложились такие виды народного искусства, как вышивка, узорное ткачество (ковры, дорожки, покрывала), узорное вязание, резьба по дереву, плетение, тиснение по бересте. Вышивали на холсте гарусными нитками, шёлковыми и хлопчатобумажными, мишурой. Орнамент — геометрический, преобладали цвета красный, коричневый, чёрный, фон — белый. У южных удмуртов под влиянием тюрков вышивка более полихромна. В XIX веке вышивку заменяет узорное ткачество, а узорное вязание живёт до сих пор. Вяжут чулки, носки, варежки, головные уборы.
Праздники
Основой календарно-праздничной системы удмуртов (как крещёных, так и некрещёных) является юлианский календарь с кругом православных праздников. Основные праздники — Рождество Христово, Крещение, Пасха, Троица, Петров день, Ильин день.
- Толсур — день зимнего солнцестояния (вожодыр), в него проводились свадьбы.
- Гырыны потон или акашка — Пасха, начало весенней страды.
- Гербер — Петров день.
- Выль ӝук — приготовление каши и хлеба из нового урожая.
- Сӥзьыл юон — окончание уборки урожая.
- Выль шуд, сӥль сиӗн — начало забоя скота.
Праздновались и вскрытие рек (йӧкелян) и появление первых проталин (гуждор шыд).
Духовная культура
Из фольклора удмуртами созданы мифы, легенды, сказки (волшебные, о животных, реалистические), загадки. Главное место занимает лирическое песенное творчество. Эпический жанр не развит.
Существует народное музыкальное и танцевальное творчество. Танцы — самые простые — хождение по кругу с танцевальными движениями (круген эктон), парный перепляс (ваче эктон), есть танцы втроём и вчетвером.
Исторические музыкальные инструменты: гусли (крезь), варган (ымкрезь), свирель и флейта из стеблей трав (чипчирган, узьы гумы), волынка (быз) и др. В наше время их вытеснили балалайка, скрипка, гармонь, гитара.
Народная мифология близка мифологиям других финно-угорских народов. Для неё характерна дуалистичесая космогония (борьба доброго и злого начал), трёхчленное деление мира (верхний, средний и нижний). Верховное божество — Инмар (также одним из главных богов считался Кылдысин). Злой дух, соперник Инмара — Шайтан. Божество домашнего очага, хранитель рода — воршуд. [11] Многочисленны низшие духи: вумурт, вукузё — водяной, гидмурт — дух хлева, нюлэсмурт — дух леса, тӧлпери — дух ветра, нюлэсмурт, тэлькузё — леший, ягпери — дух бора, лудмурт — дух луга и поля, кутӥсь — злой дух, насылающий болезнь, и др. Весьма значительным является влияние народного христианства и ислама (религиозный календарь, мифологические сюжеты).
Развитым был языческий клир — жрец (вӧсясь), резник (парчась), знахарь (туно). Условно к клиру может быть причислен тӧро — уважаемый человек, присутствующий при всех церемониях.
Изображения народных божеств неизвестны, хотя этнографы XIX века упоминают наличие удмуртских «идолов» (из дерева или даже серебра).
Почиталась священная роща (луд); некоторые деревья имели сакральное значение (берёза, ель, сосна, рябина, ольха).
Удмурты — кто такие?
Удмурты – народ, который не любит много говорить, а вот от предложения спеть вряд ли откажется. Недавно это доказали «Бурановские бабушки», покорившие «Евровидение». В чём особенности этих уникальных людей – удмуртов?
Удмурты – один из самых интересных и малоизученных народов Среднего Урала. На эту народность в значительной степени повлияли скифы, тюрки, славянские племена, а потому современные удмуртские традиции – это необыкновенное сочетание отголосков обычаев самых разных наций.
Процесс становления удмуртской народности длился достаточно долго. Изначально это были разрозненные племена, относящиеся к финно-пермской группе. Вследствие долгого перехода с Урала на другие земли многие общины изменили свой уклад, приобрели совершенно другие черты. Удмурты же вместе с соседним народом, коми, остались на исторической родине, что сберегло многие элементы старинной культуры.
В XVI веке происходит заселение удмуртами Вятской земли. Тогда удмуртов нередко называли арами (в переводе – «человек, люди»), потому и местность, заселённая ими, получила наименование Арской. В прошлом удмуртов нередко называли пермяками, вотяками, однако сейчас представители этого этноса не приемлют таких слов.
Разделение земель между Русью и ордынцами привело и к раздвоению удмуртов. В результате этого удмуртский народ стал развиваться в двух направлениях: под властью славян на севере и тюрков – на юге. Позднее и южане-удмурты переходят к Руси. Благодаря этому народ сохранился и завершил процесс своего становления как нации. В ходе времени численность удмуртов в регионе возросла более, чем в 5 раз.
Название народа принадлежит учёному Рычкову, который впервые употребил слово «удмурт» в своих работах, посвященных этой народности. Считается, что значение этого слова совпадает с древним «ары» – «человек». С лёгкой руки Рычкова и область проживания этой нации была переименована в Удмуртскую. Благодаря русским языковедам удмурты получили и свою письменность. В языках коми и удмуртском есть немало общих черт, а потому филологи прошлого помогали этим двум народностям развивать свою речь, учили грамоте. На сегодняшний день удмуртский наравне с русским официально признан в Республике.
Мировоззрение удмуртов крайне необычно, а некоторые его элементы сохранились до наших дней. Так, главным богом пантеона считался Инмар, а противопоставлялся ему коварный Шайтан. По удмуртским легендам, наша земля сформировалась из воды. Изначально были лишь водная гладь и сильный ветер, который собирал мелкие песчинки. Со временем пыль становилась грудами земли, которые вода превращала в горы и сушу.
После принятия христианства многие элементы культуры, где отражалась языческая вера, были уничтожены или утеряны. Главным источником прошлой веры остались удмуртские сказки. Они немного напоминают русские, в них есть место волшебству и чудесам.
Удмурты – народ, тонко чувствующий музыку. Нередко гости их края говорят, что никогда прежде не видели такого количества поющих людей. Это действительно так – издавна в Удмуртии петь умеет практически каждый. Большая часть старинных удмуртских песен достаточно грустные, надрывные, нередко они рассказывают о печальных преданиях или событиях. Чаще всего исполняются они хором.
Ещё в прошлом историки отмечали, что характер удмуртов тоже является яркой чертой этого народа. Они, как правило, тихие и скромные, не бросают слов на ветер. Удмурты вообще не болтливы, а их поговорки красноречиво объясняют, что показывать себя надо делом, а не словом. В то же время, это приветливые доброжелательные люди с миролюбивым характером.
Удмуртская одежда славится своим национальным колоритом, а женский наряд и вовсе считается одним из самых сложных в этом регионе. Удмуртские рукодельницы с давних времён славятся искусством вышивки и ткачества, умением создавать композиции необыкновенной красоты из ткани, бисера и нитей.
Удмурты живут на природе, а потому до сих пор традиционными их занятиями является то, что связано со взаимодействием природы и человека. Это земледелие (как правило, пашенное, а не выращивание культур на огородах), разведение пчёл, рыболовство, охота на пушного зверя. Для многих удмуртов это не просто хобби, а настоящая работа и образ жизни.
Одним из самых важных удмуртских праздников является Толсур. Он символизирует завершение полевых работ. В день, когда собран весь урожай, удмурты щедро накрывают стол и зовут множество гостей. В этот день необходимо переодеваться во всевозможные костюмы, чтобы отпугнуть от жилища нечисть. Во время Толсура маленькие и взрослые с удовольствием участвуют в играх и соревнованиях, веселятся и танцуют.
Не менее значимой для удмуртов является Масленица (у них она называется Вой дыр). К традиционным песням и развлечениям, приготовлению блинов добавляется особая традиция. В последний день праздничной недели удмурты собираются, чтобы исполнить медвежий танец. Это древний обычай считается данью уважения «косолапому», который уже чует приход весны.
А вот в праздничный день Акаяшка удмурты старались всеми силами изгнать тёмных духов и нечисть, которая за год могла подойти слишком близко к домам. В честь добрых духов готовились различные праздничные кушанья, главным из которых была запеченная утка.
Удмурты издавна поклоняются природе. У каждого поселения был свой священный лес, в котором нельзя было причинять вред деревьям. В центре леса стояло главное дерево, к которому в древности приносили дары, что адресованы были божествам. Считалось, что мир, как и растение, делится на три части, в каждой из которых живут свои покровители, причём, всех их необходимо всячески задабривать.
Удмурты – народ своеобразный и колоритный. Даже сегодня в их обычаях и праздниках есть отголоски прошлого, как в их песнях – истории прошлого, что никогда не забудутся.
От кого произошли удмурты?
Уральский народ удмуртов сравнительно давно вошел в состав России.
Смешиваясь и перемещаясь по стране, удмурты сохранили многие узнаваемые черты своего народа и внешнего облика, который отличает их от прочих.
Так откуда они взялись?
Изначально, удмуртов называля “вотяками” или “чудью отяцкой”, что довольно прозрачно намекало на их этничность.
Удмурты действительно угро-финский народ, близкий к мордве, коми, казанским татарам или более древним муроме и веси.
Название Удмурт происходит от * OdO-Морта «луговых людей,» где первая часть представляет уральский корнь * оды «луг, поляну, дерн, зелень».
Это подтверждается документом от 1557 года, в котором удмурты упоминаются как луговые люди «луговые люди», наряду с традиционным русским названием (в) отяки.
Еще одна версия названия, от более древнего – иранского языка. Соседи сармат и скифов, финно-угры получали мощное иранское влияние . Одо остается прежним “луг, луговое”, а Мерта – “человек, люди, смертные”. То есть снова “луговые люди”.
Антропологически, удмурты представляют собой типичных североевропеоидов, балтидного типа, которые довольно заметно смешаны с уралоидным расовым типом.
Это коренастые и крупные люди среднего роста, с большой физической силой, тяжелым скелетом и мощным сложением.
У них крупное лицо, очень светлая кожа и волосы, низкий лоб и широкие скулы, нос обычно средний, часто приплюснутый.
У удмуртов, как и у Ирландцев самый большой в мире процент рыжеволосых людей в мире!
Генотип удмуртов также показывает гаплотип N в тотальном доминировании, что характерно именно для финноязычного населения региона. Они абсолютные аборигены востока Европы и живут тут тысячи лет!
Предки удмуртов – кроманьонцы , почти 30 000 лет назад пришли в Европу из Африки. Изначально смуглые и крайне высокорослые люди, в холодном и темном климате постледникового Урала почти лишились пигмента, став бледнокожими и рыжими, а для лучшего теплообмена их тела со временам стали более коренастыми и массивными.
Несколько тысяч лет назад Урал испытал мощную миграцию из Центральной Азии. Смешанное между европеоидами и монголоидами население стало “уральским расовым типов”, который распространен на Урале и в Западной Сибири. Удмурты также получили немного азиатских генов, отчего у них часто можно увидеть складку верхнего века, круглое и широкое лицо, низкое переносье с круглыми ноздярми.
Источники:
http://academic.ru/dic.nsf/ruwiki/139869
http://zen.yandex.ru/media/id/595a0de5e86a9e0b9a96c5ed/5c13c33fd19a3e00aa33de34
http://zen.yandex.ru/media/id/5a730e6586516519459ba346/5ca62da0ec888400b2bd0ca0