Жилище ирокезов. Общественное устройство
Ирокезы
Введение
Ирокезы (известные также как: ирокезские конфедерация, Лига Мира и Силы, Люди Длинного Дома, Пять наций) – группа коренных американских народов, состоявшая из пяти родственных племен: могавков, онейда, онондага, кайюга и сенека. Шестой этнос Тускарора присоединился после того, как эти пять объединились. Само название народа Ходеносауни переводится как “люди длинного дома”. Когда первые европейцы прибыли в Америку, Лига уже была сформирована и занимала северо-восточную часть современных США.
1. Название
Слово ирокез имеет несколько этимологических объяснений:
- Возможно это французский гибрид гуронського слова игинахоив, что означает “черные змеи” или “настоящие змеи”. Ирокезы были врагами гуронов и Алгонкине, которые вели торговлю с французскими факториями.
- По другой версии ходеносауни (“Люди длинного дома”) всегда заканчивали выступления словами “хиро коне”: “хиро” переводится как “я закончил”, а “коне” имеет полисемантическая значение, в зависимости от ситуации может означать “радостно”, “грустно” , “правдиво”. Для французов эти слова звучали как “ирокве”, что зафиксировано в документах тех времен.
- По версии французского лингвиста Вальтера “ирокез” происходит от Баско “хилокоа”, что переводится как “убийца людей”.
- Название “Хо-де-но-сау-ни” за легендами народа ирокезов дал Великий Миротворец во времена, когда создавалась конфедерация. Смысл его послания заключался в том, что теперь пять племен должны были жить как одна семья в одном длинном доме. Символично племя сенека оберегало западные двери этого “дома”, могавков – восточную, а онондага, которые жили между ними сохранили очаг.
2. Быт
Традиционное жилище ирокезов – длинный дом (овачира), который делался из коры дерева. В таком доме жил весь род, который возглавлял старейшина (сахемов или сашем). Ирокезы жили в селах по 20-100 зданий. Вокруг поселения были разбиты сады и поля. При формировании Лиги села начали обносить частоколом для защиты от врагов. Описываются (Ремасье, Ramusio) также и большие поселения на 50 домов. Учитывая большое количество людей в каждом родовом доме можно подсчитать, что население было примерно 3500. Ирокезы вели примитивное сельское хозяйство, выращивая кукурузу и бобы. Важную роль играло также охота, рыбалка. Одежда первоначального ирокеза – молодец, набедренный повязка, мокасины (ейхтакваваовех). Поверх этого в холодное время года носилась кожа, которая завязывалась как халат. Лига вела весьма успешную торговлю с европейцами, поэтому ткань почти полностью вытеснила кожу. Одежда постепенно приобретал европейского вида, хотя и украшался иглами дикобраза, бисером и т.д.. Кожаная одежда использовался почти исключительно для ритуалов и охоты.
3. Традиции
Ирокезы не были генетически однородными, поскольку при их пониманием происхождения человека было неважным. Часто они начинали войны с целью пополнения населения за счет пленных, преимущественно подростков и детей. Это разнится с европейским понятием нации, где важна прежде чистота крови. Поскольку у ирокезов не было своего письма, их история передавалась через нарратив. Существуют свидетельства о священном пояс (вам-памяти), который хранился у центрального племени лиги онондага. Этот пояс был сделан с аккуратно отшлифованных ракушек разного цвета, которые означали различные события в жизни народа. Старейшины племени могли ?читать? по поясу свою историю. Верования ирокезов были тесно связаны с изменениями времен года, что свидетельствует об их аграрное происхождение. У ирокезов есть много обрядовых танцев. Музыканты и певцы садились в центр, а танцоры – вокруг. Ирокезы играли на различных маракасах, погремушках, свистках и барабанах. Ирокезы известные традиции снимать скальп. Их прическа – собранный пучок волос на макушке.
4. Социальная структура ирокезов
Конфедерация ирокезов образовалась в конце шестнадцатого века, как объединение пяти племен, к которому впоследствии присоединились шестое:
- сенека, или онондовахгах – люди большой горы.
- кайюга или гуйохкохньйох – люди большого болота.
- онондага или оньондагега – люди горы.
- онейда, или онайотекаоно – люди стоячего камня.
- могавков, или каниенкехака – люди большого кремня.
- Тускарора, или ска-движение-рех – люди, носящие рубашки.
Племя Тускарора присоединилось к Лиге в 1722 году. Оно было вытеснено с юга и поселились между онейда и онондага.
Центральная власть принадлежала большой совете представителей племен в количестве пятидесяти человек. Каждое племя давало полномочия своим старейшинам-депутатам, которые образовывали нечто вроде фракции. Количество представителей была неодинакова для разных племен: могавков – 9, онейда – 9, онондага – 14, кайюга – 10 и сенека – 8. Тускарора вообще не имела своих депутатов, поскольку присоединилась к Лиге гораздо позже. Важные решения принимались только тогда, когда все фракции голосовали единогласно. Таким образом у каждого племени было право вето на решение Лиги. Собиралась большая совет по запросу одного из племен. Сборы были открыты для простых членов племени, они могли выступать перед депутатами, однако решения принимались без посторонних.
Американские историки спорят о степени влияния устройство ирокезов на структуру конституции США. С одной стороны при подробно документированных дебатов того времени на эту тему не упоминались ирокезы. С другой параллели между федеральным правительством США и Лиги ирокезов насколько очевидны, что отрицать их трудно. Известно, что отцы-основатели США, такие как Томас Джефферсон и Бенджамин Линкольн, привлекались к делам с ирокезами, поскольку они в то время заселяли почти все северо-восточные штаты.
Все шесть племен лиги в свою очередь делились на матрилинийни кланы:
- Волк (сенека, кайюга, онондага, Тускарора, онейда, могавков)
- Медведь (сенека, кайюга, онондага, Тускарора, онейда, могавков)
- Черепаха (сенека, кайюга, онондага, Тускарора, онейда, могавков)
- Олень (сенека, онондага, Тускарора)
- Бекас (сенека, кайюга, онондага, Тускарора)
- Бобер (сенека, онондага, Тускарора)
- Цапля (сенека, кайюга)
- Ястреб (сенека, онондага)
- Угорь (онондага, Тускарора)
Некоторые из них были общими для всех племен (кланы Волка, Медведя и Черепахи), а некоторые существовали только в пределах нескольких племен.
5. История
Ориентировочно в 1570 году племена ирокезов объединились в Конфедерацию. В начале 17 века ирокезы налаживают торговые связи с голландцами. Основным товаром служит бобровый мех. Скоро в районе колонии Новый Амстердам (современный Нью-Йорк) были уничтожены все бобры. Голландцы решили вооружить могавков, для того, чтобы они могли отвоевать новые охотничьи земли в других племен. Это приводит так называемые Бобровые войны продолжались до конца 17 века. По другой теории голландцы вооружали ирокезов для войны с французами, которые начали активно колонизировать эту территорию. Ориентировочно в то время Лига насчитывала до 30 тысяч человек, было гораздо больше других разрозненные племена. Появление огнестрельного оружия дала ирокезами невероятные преимущества перед их врагами, они долгое время были самой боеспособной армией Северной Америки. Несмотря на постоянные войны и смерти от европейских болезней, количество ирокезов почти не уменьшалась благодаря постоянному захвату пленных. Они натурализовувалы детей своих врагов. По воспоминаниям французских миссионеров в начале 18 века среди ирокезов почти невозможно вести проповеди на их родном языке, поскольку большинство этнически уже не принадлежали первоначальных шести племен. Предоставив огнестрельное оружие ирокезами, голландцы вызвали крупномасштабное переселение народов в Северной Америке. Извечные враги ирокезов – гуроны, Оттава, могикане были вытеснены из этого региона. Интересно, что гуроны, например, принадлежали к ирокезских языковой семьи, но не входили в состав Лиги. Побежденные народы должны были продвигаться вглубь континента и вытеснять племена оджибве и чероки. Многие алголкинських племен были оттеснены в район Великих Озер. В 1664 году Великобритания захватывает Новый Амстердам. Англичане взяли на себя роль голландцев в торговле с ирокезами. Была создана целая торговая сеть по покупке меха, в котором Лига играла роль посредников с периферийными племенами. Несмотря на усиление военной мощи европейцев в регионе, ирокезы продолжают быть одной из сильнейших армий континента. Англичане использовали своих индейских союзников в войне с французами, которые поддерживали врагов ирокезов. Во время так называемых франко-ирокезьських войн (1755-1763) французы были вытеснены на территорию современной Канады. Лига участвовала в Войне за независимость на стороне Великобритании. Рейд генерала Салливана разбил основные силы ирокезов и были расселены по резервациях. Часть под руководством Джозефа Бранта переселилась в Канаду, где их также разместили в резервации. Там их количество стало существенно уменьшаться. Современная количество ирокезов по переписи составляет около 125 000 человек (45 000 в Канаде и 80 000 в США). Интересно, что в США за племенным переписи количество ирокезов составляет всего 30 000. То есть 50 000 человек или являются потомками ирокезов, или приписывают себе их национальность.
6. Украинский – вождь ирокезов
В 1967 г. при Всемирной выставки “Экспо-67” в резервации неподалеку Монреаль, Махмуд Эсамбаев познакомился с вождем одного из племен ирокезов, который в своей хижин угощал танцора водкой, галушками и пел украинскую песню. Им оказался уроженец Полтавщины, летчик – Герой Советского Союза Иван Даценко, которому удалось бежать из советского концлагеря в Сибири и добраться Канады. Здесь он женился индианки – единственной дочерью вождя одного из племен ирокезов. После смерти тестя Иван Даценко сам стал вождем.
Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре
Главное меню
Самые интересные заметки
РЕКЛАМА
Ирокезы жили в так называемых «длинных домах», где помещалась родовая группа, ведшая общее хозяйство и составлявшая основу хозяйственной и социальной организации племени. Длинный дом имел 6—10 м в ширину и до 8 м в высоту; длина дома зависела от числа очагов; наибольшая известная длина жилища достигала 90 м.
Такое жилище было четырехугольной формы. Основа его состояла из параллельно вбитых в землю стоек. К ним лыковыми веревками привязывали продольные горизонтальные жерди; верхушки двух противоположных стоек сгибали навстречу одна другой и связывали так, что получалась округлая форма кровли. На стойки употреблялись молодые деревья, впоследствии — рассохи, или столбы с развилинами наверху, лз которые укладывали поперечные горизонтальные балки; в последних укреплялись стропила, придававшие крыше двускатную форму, с коньком; этот тип постройки, несомненно, отразил европейское влияние. Весь остов обшивался большими пластинами древесной коры, прижимавшимися к остову наружной обрешеткой из жердей.
Постройка дома выполнялась коллективно, для чего созывалась вся молодежь селения, которая за работу получала угощение; постройка -занимала один-два дня,
Посередине дома шел проход около 2 м шириной. В этом проходе прямо на земле, на расстоянии около 6 м один от другого, располагались очаги: над каждым из них в крыше оставлялось отверстие для выхода дыма. По обе стороны от линии очагов устраивались широкие помосты, или нары: из пластин коры, отгороженные справа и слева стенками из коры,— каждая семья имела отдельное помещение длиной около 4 м, открытое только к огню. Между двумя соседними помещениями оставлялось свободное пространство, служившее кладовой. Помосты устилались травяными циновками и шкурами, на них спали и сидели в свободное время, под ними держали сухое топливо для зимнего употребления; зимой большей частью спали на земле на подстилках около огня. На высоте около 2 м над жилыми помостами настилался второй ярус из пластин коры в виде сплошных полатей; здесь семьи держали свою домашнюю утварь, и иногда здесь же спали дети. Под самой крышей настилался третий ярус, образуя как бы чердак, где хранились запасы необмолоченной кукурузы. К каждому узкому концу дома пристраивались небольшие сени с плоской крышей, в ширину дома; в сенях зимой держали топливо, а летом обитатели дома собирались для беседы или игры.
Вход в жилище был через сени и завешивался снаружи куском коры, .а в холодное время дополнительно изнутри шкурами и одеялами. Над одним из входов помещалось резное или рисованное изображение животного — тотема рода, к которому принадлежали обитатели данного дома.
Если появлялась необходимость прибавить к дому еще очаг, то .разбирали один из концов и удлиняли здание.
Дом из коры мог простоять 10—12 лет; за этот период он начинал гнить и разрушаться насекомыми. Так как за это же время подбирался весь хворост в окрестных лесах и, следовательно, иссякали запасы доступного топлива, а также истощалась почва, то назревала необходимость переселения г .
Сначала переселения эти происходили каждые 10—15 лет, потом продолжительность пребывания на одном месте увеличилась.
В XVI и XVII вв. селения ирокезов огораживались высоким частоколом для защиты от соседних племен, с которыми ирокезы вели войны. Селения состояли из 10—30 домов.
Общественное устройство
Формой общественного устройства ирокезов был род. В основе его лежала коллективная собственность на землю, на охотничьи и рыболовные угодья.
Поля были родовой собственностью, и обрабатывались они на коллективных началах.
Род имел право на особое родовое имя, которым обычно являлось видовое название животного, птицы, пресмыкающегося и которое в прошлом, видимо, было названием тотема рода 2 . Род ТЗыл строго экзогамен. Его члены имели право наследовать имущество умерших родичей, а род в целом имел право на долю в общественной собственности своего племени (охотничьи и рыболовные угодья, места сбора кленового сока и пр.). Члены рода участвовали в родовом совете. Род избирал и смещал старейшину (сахем) и военных вождей и через них имел представительство в совете своего племени и Союзном совете. Сородичи были спаяны между собою обязанностью взаимопомощи, защиты и отмщения обид, а род в целом имел право искать защиту у своего племени. В случае убийства род убийцы был обязан вносить виру (выкуп) пострадавшему роду своего или чужого племени. Род мог усыновлять пленников или иноплеменных для замещения пропавших и убитых. И, наконец, род имел общее отдельное от других родов 1<ладбище. Все эти права и обязанности передавались исключительно по женской линии, т. е. род был строго матрилинеен.
Экономической единицей внутри рода была матрилинейная семейнородственная группа, ведшая общее хозяйство, называвшаяся у ирокезов овачира. Род распадался на несколько овачир.
Члены овачиры могли вступать в брак лишь с членами овачир других родов, причем первоначально брак не вел к совместдому поселению супругов; и муж, и жена оставались жить в своих домохозяйствах, муж лишь посещал свою жену, стараясь делать это по ночам, тайком от всех. Иногда муж мог поселиться в доме жены, но это допускалось только после рождения у его жены первого ребенка. Порядок раздельного жительства супругов (дислокальный брак)сохранялся у ирокезов еще в началеXVIII в. Позже мужчины, вступая в брак, поселялись в доме жены. Это та характерная для XVIII в. форма матрилокального брака, которую удалось восстановить Моргану на основании опросов ирокезов старшего поколения. И при дислокальном, и при матрилокальном браке муж и жена сохраняли принадлежность к своим овачирам, а следовательно, и к своим родам, выполняя общественные, религиозные (а у мужчин и военные) обязанности вместе со своими родичами; в обоих случаях дети принадлежали к овачире матери и жили в ее доме.
Таким образом, овачира прежде (когда господствовал дислокальный брак) состояла исключительно из лиц, связанных между собой узами кровного родства по материнской линии (включая сюда лиц обоего пола, усыновленных в данную овачиру); впоследствии же, когда установился матри- локальный брак, кроме этой кровнородственной группы, овачира содержала в себе также и вступивших в данное домохозяйство мужчин из овачир других родов, но связанных с женщинами данной овачиры брачными узами.
Вся власть внутри овачиры, а следовательно, и внутри каждого домохозяйства принадлежала женщинам. Вся земля:, все постройки и инвентарь были собственностью материнского рода, которой распоряжались исключительно женщины. Главная исполнительная власть находилась в руках правительницы. Замужние женщины, имевшие детей, собирались на Свой совет и выбирали правительницу из числа пожилых, опытных женщин, обычно наиболее влиятельную, умную, энергичную, трудолюбивую и с хорошим характером. Далеко не всегда она была старейшей женщиной овачиры. Полномочия, которыми располагала правительница, осуществлялись ею с согласия женщин-матерей, выбравших ее. Если она выступала совместно с правительницами сестринских овачир ее рода, она не могла делать это без совета и одобрения матерей своей овачиры.
Собрание женщин-матерей выбирало еще двух или четырех распорядительниц; их обязанностью было, вместе с их помощниками воинами, устраивать празднества, на которых несколько овачир соединялись в общем родовом обряде. Эти же распорядительницы заготовляли путем общественного сбора припасы, требовавшиеся для празднеств и общих собраний или для общественной благотворительности; они же заботились о пополнении общественной сокровищницы, состоявшей из кукурузного зерна и муки, сушеного и свежего или копченого мяса, снизок и поясов вампума, изделий из игл дикобраза и птичьих перьев, мехов и всяких других предметов, которые могли служить для оплаты и несения общественных расходов и обязательств.
Счет родства и наследование имущества велись по женской линии; муж не имел права ни на детей, ни на имущество.
Овачира была обязана выкупать жизнь своего члена, если он подвергался опасности в случае нарушения им обычного права (например, если член овачиры убил члена своего или соседнего племени); в свою очередь она имела право требовать возмещения за нанесенный ей ущерб. Овачира обладала также правом щадить или лишать жизни пленников. Иноплеменник мог быть принят в род только через усыновление его в одну из овачир.
Таким образом, овачира действовала как частица рода, на основе тех же общественных отношений, как и сам род. Отношения господства и подчинения были чужды этому строю.
Овачиры одного рода могли жить в нескольких селениях. Территориально отделившись и разросшись, они становились со временем по существу сестринскими родами первоначальных родов и сами распадались на несколько овачир. В то же время малочисленные овачиры могли объединяться с другими овачирами своего рода.
Аналогичные процессы сегментации и объединения материнского рода и составляющих его домохозяйств отмечены и у рыболовов северо-западного побережья Северной Америки, где, как и у ирокезов, материнский род, описанный на поздних этапах своего развития, представлялся как сестринский союз нескольких матрилинейных домашних общин. Насколько можно судить по материалам, приводимым Морганом, расселившийся и разросшийся ирокезский род к XIX в. практически не представ- ля’л экономической общности.
Число родов, на которые распадалось каждое из ирокезских племен, варьировало от племени к племени. В качестве классического образца родового устройства Морган взял племя сенека, у которых насчитывалось восемь родов. Такое же число родов насчитывалось у онондага, кайюга, тускарора: могауки и онейда распадались на три рода каждое.
Фратрии
Как указывал Ф. Энгельс, «фратрии большей частью представляют первоначальные роды, на которые сперва распадалось племя; ибо при запрещении браков внутри рода каждое племя по необходимости должно было охватывать по крайней мере два рода, чтобы быть в состоянии самостоятельно существовать» 2 . С ростом численности племени разделившийся на несколько родов первоначальный род существовал уже как фратрия.
Роды каждого племени группировались в две фратрии следующим образом:
Ирокезы – Римляне лесов.
ИРОКЕЗЫ, племенная конфедерация американских индейцев центрального штата Нью-Йорк, существовавшая в 17 и 18 вв., представляла собой наиболее организованную и наиболее мощную политическую организацию индейцев к северу от Мексики. Наименование ирокез скалькировано с французского «Iroquois», «люди гремучей змеи», эпитета, которым их наградили их традиционные враги алгонкины, хотя их собственное самоназвание звучало как «hodenosaune», «люди длинных домов».
Первоначально Лига ирокезов состояла из пяти племен, известных как Пять наций с востока на запад: могавки, онайда, онондага, каюга и сенека. В 1712 к ним присоединились их родственное племя тускарора, уходившее на север от каролинов. Пять (а после 1712 шесть) наций существовали в окружении других ирокезских племен, говоривших на родственных языках и ведших похожий образ жизни. На севере в Канаде существовала сильная конфедерация гуронов: торговцев, союзников французов и врагов Пяти наций. Западнее Пяти наций проживали индейцы тобакко и нейтралы, которых называли так из-за их стремления оставаться в стороне от ирокезско-гуронских войн; в центральной Пенсильвании жили саскеханна или конестога; далее на Запад эри. Хотя чероки юга говорили на одном из ирокезских языков, их обычно рассматривают отдельно. Взятые вместе, ирокезские племена насчитывали в самые лучшие для них времена до 40 тысяч человек, из которых от десяти до семнадцати тысяч принадлежали к Пяти нациям.
Ирокезы жили в огороженных деревнях, насчитывавших до трех тысяч жителей. По мере того, как земледелие истощало почву и с охотой уменьшалась масса зверей, деревня переселялась на новое место по крайней мере дважды за жизнь одного поколения. Мужчины занимались охотой, рыболовством и войнами, а женщины ухаживали за 2 посевами. Мясо давали олени и другие местные животные, а чуть подпорченная рыба дополняла диету.
Жилище ирокезов.
Жители деревни жили в длинных домах, представлявших собой прямоугольные строения с бочкообразными крышами длиной 18 м, с бревенчатыми срубами и крышами из коры вяза. В каждом из длинных домов размещались группа женщин, связанных между собой по женской линии родства, их мужья и дети. Именно эта группа женщин-родственниц (называемая овачира) составляла основную общественную единицу у ирокезов. Мужчины не обладали большим правом голоса в управлении домашним хозяйством: ирокезская женщина могла развестись со своим мужем, просто выставив его пожитки из дома. Руководящая роль в овачире принадлежала старейшей женщине, которая управляла земледельческими работами и совместной работой женщин, решала споры и назначала мужчин, представлявших группу в родовых и племенных советах и в совете Лиги. У ирокезов женщины практически единолично управляли, ни в одном другом обществе женщины не обладали настолько большой такой полнотой власти.
Помимо охоты основным занятием мужчин была война, которую они могли вести с такой энергией, которая делала ирокезов грозой для соседей индейцев. Вероятно, наихудшей чертой ирокезских военных действий была их практика истязания пленников, которые могли оставлять живыми в течение многих дней, подвергая одновременно самым изощренным пыткам, какие возможно придумать. Затем их поедали. Странно, но это был садизм без ненависти: ирокезы относились к жертве с уважением, которого заслуживал храбрый воитель; часто за день до начала пытки ему давали женщину; поощряли его к проявлению храбрости, бросая вызов своим мучителям, и съедали его с тем, чтобы обрести достоинство уважаемого человека. Пленных женщин и детей, и тех воинов, которых не подвергали пыткам, обычно принимали в свое племя.
Ирокезский воин снимает скальп с живого пленника.
Ирокезы верили в высшее существо, Хозяина жизни, который постоянно боролся со своим злым братом, Каменным Плащом. Они верили также в существование сверхъестественной силы по имени оренда, которая пронизывала весь мир и наделяла мужчин духовной силой и способностью совершать великие подвиги. Тайные общества занимались лечением больных. Наиболее известным было общество маски. Его члены носили гротескные маски, представлявшие духов болезни с лицами, избитыми в соревновании с Хозяином жизни. Главный религиозный ритуал проводился в середине зимы с тем, чтобы помочь Хозяину жизни вернуть обратно весну.
Главенствующее положение в политической жизни ирокезов занимала Лига ирокезов, которая в соответствии с устной традицией была основана в 1570 гуронским изгнанником и пророком по имени Деганавида и его учеником вождем племени могавков Гайавата (у которого только имя совпадало с героем поэмы Г.У. Лонгфелло). Племена члены Лиги обязались сохранять мир между собой, и создали постоянный совет из пятидесяти вождей или сейчемов, которые регулярно встречались каждое лето на территории племени онондага. Место в Лиге передавалось по наследству в рамках определенных овачир, но заслуженные лица образовывали группу «Сейхемов сосны» и имели право выступать в совете, хотя и без права голоса. На практике совет Лиги мог лишь давать советы и не обладал более широкими полномочиями функциями; хотя племена и поддерживали «великий мир» друг с другом, они не обязательно действовали согласованно в индейских и колониальных войнах.
Вожди Лиги. Фото сделано около 1870 года.
Будучи однажды созданной, Лига наращивала свою силу. В середине 1600-х гг. ирокезы разгромили гуронов, своих основных соперников по торговле и со временем разметали, поглотили или превратили в своих данников другие ирокезские и алгонкинские племена вокруг себя. Французы, которые были врагами ирокезов с того времени, когда Самуэль де Шамплейн, разбил военную группировку могавков в 1609, и безуспешно пытались уничтожить их; к середине следующего века ирокезы доминировали над всем регионом Нью-Йорка и Нижней Канады, поддерживая отношения равных со своими союзниками англичанами. Поражение французов во французско-индейской войне частично объясняется и усилиями ирокезов. Однако американская революция расколола Лигу: племена тускорора и онейда поддержали восставших колонистов в то время, как другие племена помогали англичанам. Наконец, в 1779 американский генерал Джон Салливан уничтожил основу силы ирокезов, сжегши их деревни и поля, после чего для ирокезов наступил период упадка, от которого они никогда не сумели оправиться.
Красный мундир, Сагоевата, или Не дающий заснуть.
В своей истории ирокезы дали много известных личностей. Тайенданеги или Джозеф Брант, воин племени могавк и полковник британской армии, возглавлял ирокезов против американцев в революционной войне; его шурин, сэр Уилльям Джонсон был главным британским эмиссаром у ирокезов и был ими принят в свое племя. Другими важными фигурами были Красный Камзол, пламенный оратор племени сенека; его соперник вождь племени сенека Корнплантер, который воевал против американцев, стал позже их другом и, в конечном счете, был вынужден уступить им землю своего народа; Хэндсам Лейк, пророк новой ирокезской религии; Катерина Текаквита, девушка из племени могавков, одна из первых обратившаяся в католическую веру.
Современный флаг Лиги Пяти Наций.
В начале 21 в. ирокезы насчитывают примерно 23 тыс. человек. Живут в нескольких резервациях в США и Канаде: шесть резерваций в штате Нью-Йорк, три в Канаде, одна в штате Оклахома и одна в штате Висконсин. Остатки совета Лиги все еще сохраняются в Нью-Йорке и Канаде. Вне резерваций наиболее известной ирокезской группой является могавикская колония в городе Нью-Йорк, чьи члены специализируются в области строительства высотных стальных конструкций.
Дополнительно об ирокезах:
Ещё изображения ирокезов:
2. Жилище ирокезов. Современная реконструкция.
3. Ирокезский воин и английские солдаты времён Войны за независимость США.
4. Сайхем проводит собрание.
5. Ирокезские воины.
6. Ирокезский воин.
7. Слева – Деганавида Миротворец, один из создателей Лиги Пяти наций.
8. Справа старая женщина – глава овачиры.
Источники:
http://nado.znate.ru/%D0%98%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B5%D0%B7%D1%8B
http://lib7.com/amerika/984-zilische-irokezu.html
http://narvasadataa.livejournal.com/891465.html