3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Жаргонизмы музыкантов. Словарь рокера

Лексика рок-общения

Достаточно полный толковый словарь языка рок-музыкантов и журналистов занял бы очень много места. Поэтому предлагаемый «глоссарий» ограничен — и сразу с двух сторон.

Во-первых, в него не вошли многие популярные словечки молодежного жаргона, не имеющие самого прямого, специфического отношения к року — скажем, «тусовка», «кайф», «облом» и многие другие. Во-вторых, не представляется необходимым объяснять многие конкретные технические термины, например, названия электронных эффектов («квакушка»), приемов игры («слэп»), видов заработка («парнос») и т. д. Словарь составлен на уровне «профессионального любителя» — каковых, кстати, в рок-общине большинство.

Андеграунд (англ.) — буквально, подпольная музыка. До 1980 андеграундом фактически был весь наш рок. До 1985 — весь «нефилармонический» рок. С тех пор как все группы получили право на легальные выступления, подпольного рока, в строгом смысле этого слова, у нас не существует. Теперь андеграундом называют наиболее радикальные панковые и авангардные группы — что, в целом, соответствует и международному пониманию этого термина. Некоторые вариации стиля подразумевают даже кроссовки Adidas последних моделей, которые можно приобрести на официальном интернет магазине с доставкой по всей России.

Болванка — предварительный, базисный вариант многоканальной звукозаписи. Как правило, на болванке записаны ударные инструменты, бас- и ритм-гитара. Затем осуществляется наложение вокальных партий и инструментальных соло, а под конец — финальное сведение (или «микс») всех записанных звуковых дорожек.

Бутлёг (англ.) — кассеты или пластинки, тиражируемые без ведома и согласия на то музыкантов. Как правило, в бутлег входят несанкционированные записи с концертов.

Бэк-вокал (англ.) — подголосок, второй голос в вокальной партитуре.

Вязать (винтить), вязалово — нередкий финал мероприятий андеграунда: запрет или насильное прекращение концерта, сопровождающееся задержанием музыкантов, организаторов и части публики.

Джэм (англ.) — совместное неформальное музицирование исполнителей из разных групп. Происходит иногда после больших концертов и фестивалей. Звучат почти исключительно традиционные рок-н-роллы и блюзы.

Драйв (англ.) — интенсивность, степень энергоотдачи в игре.

Драмс (драмсы), драмсист (англ.) — ударные инструменты, ударник.

Завод — примерно то же, что драйв, но в несколько более широком смысле: способность музыкантов растормошить, завести слушателей.

Имидж (англ.) — сценический образ солиста или всей группы. Создается с помощью одежды, грима, прически, особой манеры держаться на сцене, мимики.

Кабак — в узкомузыкальном смысле — дешевая, ресторанная стилистика, манера выступления.

Киборд (англ.) — клавишный инструмент, обычно электронный.

Лабух — пренебрежительная кличка ресторанных музыкантов или музыкантов, играющих в кабацкой манере.

Лажа, лажать — в широком смысле: ошибка, неприятность; делать что-то не то. В музыкальной практике, соответственно, — фальшивая нота, неритмичная игра, неверный текст и т. п.

Мастер (сокр. от англ. «мастер-тэйп») — оригинал, «нулевая копия» пленки со студийной звукозаписью.

Менеджер (англ.) — в практике андеграунда устроители концертов. Сейчас все чаще употребляется в своем настоящем значении — «управляющий делами» того или иного артиста, ансамбля.

Музон — музыка. Слово имеет грубовато-ремесленнический оттенок и употребляется в основном профессиональными музыкантами.

Мейнстрим (англ.) — буквально, «основное русло» какого-либо музыкального направления (рока, джаза, поп-эстрады), совокупность его наиболее популярных на данный момент характеристик.

Отвязка, отвязаться — вести себя на сцене в максимально раскрепощенной манере, давать жару, невзирая ни на что. Особо отвязные концерты зачастую заканчиваются скандалами.

Примочки — обобщенное название всевозможных звуковых эффектов и процессоров — «фузз», «кроссовер», «хорус» и т. д.

Раскручивать, раскрутка — активная пропагандистская кампания по внедрению в сознание аудитории новой песни, альбома или группы. Как правило, для этого используются «свои» каналы на ТВ, радио и в прессе.

Рифф (англ.) — короткая повторяющаяся музыкальная фраза, исполняемая в унисон гитарой и бас-гитарой. Очень часто — особенно в харде и хэви — на одном риффе строятся целые песни.

Рокер (от слова «рок») — то же, что рок-музыкант. Правда, в последнее время их стали путать с «неформальными» мотоциклистами.

Рэп (англ.) — буквально, «трёп». Ставшая популярной с середины 80-х манера быстро ритмически проговаривать текст песни, вместо того чтобы его петь. Практикуется не только рок-певцами, но и некоторыми диск-жокеями.

Читать еще:  Алиса состав группы. Группа "Алиса"

Самопал — самодельный музыкальный инструмент, предмет звуковой аппаратуры.

Саунд (англ.) — звук, звучание группы как на концерте, так и на записи. Складывается из нескольких компонентов: аранжировки, звукового баланса, стиля игры, манеры звукоизвлечения, качества аппаратуры (или записи). Наряду с композицией, текстом и мастерством исполнителей является важнейшей характеристикой любого рок-произведения.

Сингл (англ.) — маленькая пластинка (45 об/мин), содержит, как правило, две песни.

Сейшен (англ.) — «старо-хипповое», бытующее и поныне название рок-концерта.

Снимать — копировать, воспроизводить знаменитые (обычно западные) образцы. Снимать «в ноль» или «один в один» — значит достаточно близко к оригиналу. Раньше снимали целые песни, включая вокальную партию на языке оригинала. Теперь снимают отдельные полюбившиеся фрагменты (инструментальное соло, прием аранжировки, кусочек мелодии) и органично используют их.

Совок, совковый — нечто недалекое, невысокого качества и отдающее официозом. Скажем, характеристика «совковый фестиваль» будет, по-видимому, означать, что рок-фестиваль был плохо организован или проходил в формальной обстановке. Титулом «совок» могут награждаться и люди.

Стёб, стебать (ленингр.) — дурачить, иронизировать, глумиться, сохраняя при этом невинный вид. В годы застоя (они же — годы расцвета эзопова языка) стеб был для рок-авторов наиболее безопасным способом выражения отношения к действительности. Теперь постепенно выходит из моды.

Стрём, стрёмный — рискованный, находящийся на грани дозволенного. Как правило, самым стрёмным считаются тексты песен, сомнительные в идейно-художественном отношении. Однако бывает и стрёмный имидж, стрёмная музыка. Собственно говоря, весь советский рок до некоторых пор был сплошным стрёмом.

Сэмплинг (англ.) — занесение звуков путем цифровой записи в тембровую память музыкального компьютера. Инструмент, позволяющий это сделать, называется сэмплер.

Топ (англ.) — верхушка, элита. Попасть в топ, быть в топе — иметь успех, пользоваться популярностью.

Фенька (реже — фишка) — изюминка, удачная находка в музыке, имидже.

Фирма, фирменный — заграничный. Самопал под фирму — инструмент местного изготовления, но при всех иностранных ярлыках. Ударение в слове «фирма» может ставиться на любом слоге.

Халява (на халяву, халявный) — задаром. В переносном смысле — халтурный, дешевый, мелкий. К примеру, выражение «халявный концерт» можно понять двояко: концерт, за который музыкантам ничего не заплатили, или, напротив, — легкая халтура, которая им самим «далась задаром». Очень часто, впрочем, эти два смысла совпадают.

Хит, хитовый (англ.) — особо популярная песня. Таких в текущем репертуаре ансамбля может быть одна — две. Как правило, имеются еще и старые, любимые публикой хиты, исполняемые «на бис». Иногда хитовой называют и всю группу, имея в виду, что большой успех ей обеспечен.

Хэппенинг (англ.) — эксцентричное театрализованное представление. Чаще всего разворачивается спонтанно и охватывает часть зрителей.

Чёс — халтурные гастрольные поездки (обычно по провинции), когда за день дается до трех концертов. Когда-то это слово бытовало только среди музыкантов филармоний.

Словарь рокера

Если вы совсем недавно открыли для себя этот огромный мир рок-музыки, то эта статья именно для вас. Здесь вы узнаете много новых слов, которые рокеры любят употреблять в общении с единомышленниками.

Андеграунд — подпольная музыка. До 1980 андеграундом фактически был весь рок. Теперь андеграундом называют наиболее радикальные панковые и авангардные группы.

Болванка — базисный вариант многоканальной звукозаписи. Обычно на ней записаны ударные инструменты.

Бутлёг — кассеты или пластинки, тиражируемые без ведома и согласия на то музыкантов. Как правило, в бутлег входят несанкционированные записи с концертов.

Бэк-вокал — второй голос в вокальной партии.

Вязать — внеплановое прекращение концерта, сопровождающееся задержанием музыкантов, организаторов и части публики.

Джэм — совместное неформальное музицирование исполнителей из разных групп.

Драмс — ударные инструменты.

Завод — синоним драйва, но в несколько более широком смысле. Это способность музыкантов завести и разогреть слушателей.

Имидж — сценический образ музыканта. Создается с помощью одежды, грима, прически, особой манеры держаться на сцене, мимики.

Кабак — относительно дешевый ресторан.

Канцик — сокращенный вариант слова «концерт».

Квартирник — домашний концерт, выступление рок-группы у кого-то на флэту, сопровождающееся употребление спиртных напитков.

Ковёр — обложка для диска CD или DVD.

Киборд — клавишный инструмент.

Читать еще:  Леонардо ди каприо разменял пятый десяток.

Лабух — пренебрежительная кличка ресторанных музыкантов или музыкантов, играющих в кабацкой манере.

Лажа — фальшивая нота или неритмичная игра и т. п.

Мастер — оригинал пленки со студийной звукозаписью.

Менеджер — в практике андеграунда человек, который устраивает группе концерты.

Мейнстрим — основное направление какой-либо музыки, совокупность его наиболее популярных на данный момент характеристик.

Отвязка — поведение на сцене в максимально раскрепощенной манере.

Примочки — обобщенное название всевозможных звуковых эффектов и процессоров.

Раскрутка — активная пропагандистская кампания по внедрению в сознание аудитории новой песни, альбома или группы.

Рифф — короткая повторяющаяся музыкальная фраза, исполняемая в унисон гитарой и бас-гитарой.

Самопал — самодельный музыкальный инструмент.

Саунд — звук, звучание группы как на концерте, так и на записи. Складывается из нескольких компонентов: аранжировки, звукового баланса, стиля игры, манеры звукоизвлечения, качества аппаратуры. Наряду с композицией, текстом и мастерством исполнителей является важнейшей характеристикой любого рок-произведения.

Сингл — маленькая пластинка (45 об/мин), содержит, чаще всего, две песни.

Сейшен — название рок-концерта.

Снимать — копировать. Снимать «в ноль» или «один в один» — значит достаточно близко к оригиналу.

Совок — нечто недалекое, невысокого качества.

Стёб — дурачить, иронизировать, глумиться, сохраняя при этом невинный вид. В годы застоя стеб был для рок-авторов наиболее безопасным способом выражения отношения к действительности.

Стрём — рискованный, находящийся на грани дозволенного. Как правило, самым стрёмным считаются тексты песен, сомнительные в идейно-художественном отношении.

Сэмплинг — занесение звуков путем цифровой записи в тембровую память музыкального компьютера. Инструмент, позволяющий это сделать, называется сэмплер.

Топ — верхушка, элита.

Фенька — изюминка, удачная находка в музыке или имидже.

Фирменный — заграничный. Ударение в слове может ставиться на любом слоге.

Хит — очень популярная песня. Иногда хитовой называют и всю группу, имея в виду, что большой успех ей обеспечен.

Хэппенинг — эксцентричное театрализованное представление. Чаще всего разворачивается спонтанно и охватывает часть зрителей.

Чёс — халтурные гастрольные поездки по провинциальным городам, когда за день дается до трех концертов. Когда-то это слово бытовало только среди музыкантов филармоний.

Зная и уместно используя все эти слова вы с легкостью станете «своим» в любой рокерской компании.

Словарь сленга звукорежиссёров и музыкантов | C

C | Назад к оглавлению

Саб — сабвуфер, низкочастотная акустическая система.

Саме́ц — человек-оркестр, поющий под собственный аккомпанемент самоиграйки в кабаке.

Самовар 1 — клавишный (необязательно) синтезатор с автоаккомпанементом, самоиграйка.

Самовар 2 — саксофон отечественного производства.

Самоигра́йка — дешёвый ромплер (синтезатор) с автоаккомпанементом, преимущественно фирмы Yamaha, либо Casio. Используются начинающими, ресторанными музыкантами и исполнителями русского шансона.

Самопа́л — самодельный музыкальный инструмент, усилитель, акустическая система и вообще любой предмет звуковой аппаратуры.

Саморо́док — абитуриент или студент из глухой провинции.

Сандуга́чить — петь песню на татарском языке.

Са́ня — микрофон фирмы Shure модели SM57 или SM58.

Са́унд — особый (часто) узнаваемый и, как правило, очень качественный богатый звук какого-либо исполнителя, как на концерте, так и на записи. Складывается из нескольких компонентов: аранжировки, звукового баланса, стиля игры, манеры звукоизвлечения, качества аппаратуры (или записи).

Сбо́рная соля́нка — концерт с участием самодеятельности.

Сведе́нец — звукорежиссер, делающий преимущественно сведение.

Све́чка — См. Фона́рик.

Свинья́ — искусственный флажолет медиатором на электрогитаре вернее с высоким уровнем гейна и (чаще) применением системы тремоло. Вернее так называется сам характерный визжащий звук, получаемый в результате применения данного технического приема.

Свисту́н — гость, которому предоставили слово (реже певец), который, как правило, говорит (поёт) очень тихо. Вследствие этого приходится поднимать чувствительность микрофона, в результате чего возникает обратная связь и характерный от этого «свист».

Сде́лать модуля́цию — сменить место нахождения своего тела в пространстве тон-ателье.

Сде́лать обреза́ние 1 — сократить продолжительность звучания фонограммы.

Сде́лать обреза́ние 2 — срезать низкие частоты (70-100 Гц) на канале.

Седьмая Ямаха — синтезатор Yamaha DX7.

Селёдка — средние частоты. Пример использования: «Селёдку прибери!».

Сёр — любая ненужная грязь, помехи и искажения в звуке. Гл. — срать. Примеры использования: «Не пойму, что за сёр в левом канале?», «Это у тебя шнур так срёт, надо его перепаять», «Убавь ревера, срёт же просто невозможно!».

Читать еще:  Леонардо да винчи гермафродит. Гей да винчи

Сессио́нщик (реже Сессио́нник, пренебр. — Се́ссия) — сессионный музыкант, играющий в группе не на постоянной основе, а временно.

Си́нька — неоновый свет.

Си́ська — купол (чашка) тарелки.

Сита́ра (ситари́на) — гитара.

Си́фон — симфонический оркестр.

Сквалы́жить — плохо и жалобно играть на кларнете.

Слепа́ч — осветитель.

Слить в две дыры — сбросить стереопару.

Слона́ води́ть — ходить в составе духового оркестра по улицам и играть громкую музыку маршевого характера.

Слоны́ — большие диджейские или студийные мониторные наушники.

Слуха́ч — музыкант, играющий не по нотам, а также умеющий «снимать» музыку «на слух».

Слюнеотво́д — поп-фильтр.

Слю́ни — резкая выпирающая «середина» у гитар в районе 1-2 кГц.

Слюня́вчик — поп-фильтр, ветрозащита.

Смур — нестандартно мыслящий музыкант, целиком находящийся в музыке и не участвующий в посиделках, или себе на уме.

Смыслоулови́тель — ручной радиомикрофон.

Снима́ть — копировать, транскрибировать, воспроизводить знаменитые (обычно западные) образцы. Снимать «в ноль» или «в копейку» — значит достаточно близко к оригиналу.

Сово́к — музыка советских композиторов. А также нечто недалекое, невысокого качества и часто отдающее официозом. Например, характеристика «совковый фестиваль» будет, по-видимому, означать, что фестиваль плохо организован или проходил в формальной обстановке.

Сожра́ть — путем интриг и прочих козней выжать музыканта из коллектива, часто с целью посадить на его место собственного кандидата.

Сок — особо насыщенное, глубокое, сочное звучание отдельного инструмента или же всего микса в целом.

Со́льник 1 — сольный концерт.

Со́льник 2 (редк.) — малый барабан.

Соля́к — соло музыканта в оркестре или ансамбле. Также солирующий проигрыш, призванный показать умение музыканта владеть своим инструментом.

Соля́нка — концерт, составленный из номеров, частей или фрагментов различных произведений одного или разных жанров и участия в нём, соответственно, множества различных музыкальных групп и/или сольных исполнителей.

Сонг — файл «проекта» в музыкальном редакторе, секвенсоре, или в рабочей станции (синтезаторе).

Со́пли 1 — грязный звук.

Со́пли 2 — плохой контакт в электрической цепи. Также перебитые и перетоптанные шнуры, разбитые штекеры и гнёзда и т. п.; всё, что может вызвать нежелательные звуковые артефакты — начиная от сёра, фона и тресков и кончая подгоранием динамиков и усилителей.

Со́пли 3 — видимые соединительные кабели; часто — кабели, свисающие с задней стороны микшерного пульта или приборов установленных в рэковую стойку.

Со́пли 4 — мелодический, часто «незапримоченный» фрагмент в песне.

Спарка — См. Карда́н.

Спортсме́н — пренебрежительное название музыканта-виртуоза (чаще всего гитариста), который обладает высокой техникой, но достаточно безвкусным с художественной стороны исполнением.

Спуска́ть клапана́ — (на кого-то) ругаться.

Сру ба́бу — педаль эффекта wah-wah «Cry Baby» фирмы Dunlop.

Стекло́ 1 — чистый звук электрогитары (см. «Клин»), характеризующийся звонкостью, отчетливой атакой, хорошей читаемостью каждой ноты в аккорде и сравнительно небольшим сустейном, в некоторых случаях напоминающий переливы колокольчиков. О звучащей таким образом гитаре говорят «стекли́т».

Стекло́ 2 — чрезмерное количество высоких частот в сочетании с недостатком или полным отсутствием средних и низких в чистом звуке электрогитары, затрудняющее восприятие основного тона струны, а звучание аккордов, превращающее в лишённый музыкальности лязг.

Стеклоре́з — певец (обычно тенор) с резким, металлическим тембром голоса.

Сте́нка — артисты, стоящие на заднем плане с музыкальными инструментами и изображающие исполнение.

Стоя́ть на пане́ли — играть на улице в расчете на подаваемые из жалости деньги.

Страт (стратока́стер и стратокастёр) — имя нарицательное для обозначения электрогитар, так или иначе копирующих форму Fender Stratocaster. Если при этом электрогитара еще и не блещет качеством, то изредка именуется как «стратопи́дор», «сракока́стер» или «стратосра́т».

Стри́пка — скрипка.

Стритова́ть — играть за добровольные пожертвования граждан (играть «на шляпу») на улице или другом публичном месте, например, в переходе или метро.

Стука́ч — барабанщик, перкуссионист.

Сурля́ть — мочиться, пи́сать. Классический жаргон музыкантов времен стиляг.

Суста́в — женская попа.

Сутра́к — бодун, похмелье — скверное утреннее состояние после праздничного вечера с обильным употреблением спиртных напитков.

Суха́рь — сухой, те есть необработанный сигнал.

Сучо́к — кларнет. Реже — любой деревянный духовой инструмент.

Сыт-цы-цы́н — См. Пи́ська-пипи́ська.

Источники:

http://www.houserock.ru/knigi/istoriya-rok-sssr/2209-leksika-rok-obscheniya.html
http://rockisfest.ru/article/slovar-rokera-ch-1/
http://www.master-skills.ru/articles/glossary/1166

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector