0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Здравый смысл и язык здравого смысла.

Здравый смысл и язык здравого смысла

Я, вот, просматриваю разнообразные определения здравого смысла, бытующие в разных сферах наук. Столько всего мутного нагорожено, что исчезает само известное нам интуитивное понятие здравого смысла. Именно так, здравый смысл – это интуитивное понятие или, говоря по-иному, это одно из исходных понятий внутреннего мира человека, не определяемое посредством других понятий.

Прежде всего, должен сказать, что то, что мы интуитивно понимаем под здравым смыслом, это один из ключевых механизмов работы нашего интеллекта или, иначе говоря, механизм, на который опирается в своей работе наш здравый ум. Есть и другой «нездравомыслящий» ключевой механизм произвольных комбинаций. Этот, другой, механизм поставляет нам неожиданные решения и «безумные» идеи, часть которых, после согласования со здравым смыслом, оказывается полезной для практических применений или просто для целей познания, пока не нашедших такого применения.

Однако, за последнее столетие, начиная с великого изобретателя в области философии – Эйнштейна – вошло в употребление такое обыкновение: если «теория» не отвечает здравому смыслу, то не прав здравый смысл. И вообще, мол, мир не таков, каким он видится с точки зрения здравого смысла и здравого ума. В результате появляются всякие «искривления пространства», «пространства, обладающие геометрией», «свернутые размерности пространства» и прочие утверждения, вброшенные без тормозов в среду общения обычных граждан.

Естественно, раз продвижению таких неправомочных с точки зрения здравого смысла или здравого ума представлений мешает именно этот самый здравый смысл, то за последнее столетие на этот здравый смысл обрушилась лавина критики со стороны физиков-теоретиков, а также философов, не имеющих мозгов в той части, где должно быть собственное независимое мнение. Правда, здравомыслящие утверждения у отечественных философов, не забывающих о собственном здравом уме, все же встречаются, но они делаются вскользь, полушепотом, без четких акцентов, иначе произведения этих философов попросту бы не публиковались.

Да, именно так. Физики-теоретики – это люди. У них есть естественное стремление самореализоваться, даже если эта самореализация лежит где-то в области специальной теории относительности с ее неодновременной «одновременностью» или в более современной теории струн с ее свернутыми размерностями и прочими чудесами. Ну и кушать ведь тоже хочется даже тем, кто в силу тех или иных обстоятельств отошел от позиций здравомыслия и здравого ума. В результате в науке возникают мощные клановые структуры не только у нас, но и в еще большей мере за рубежом, где охаиваются позиции здравого смысла и, насколько это возможно, ограничиваются возможности выразителей подобных позиций, отвечающих здравому уму.

Но здравый смысл – это, как уже было сказано, механизм нашего мышления. Его надо не охаивать, а пытаться более глубоко осознавать и совершенствовать.

Что мы внутренне ощущаем стоящее за этим понятием «здравый смысл»?. Наверное, точнее всех это ощущение передал французский писатель и художник Макс Жакоб: «Здравый смысл — это инстинктивное чувство истины». Ну а далее я, с вашего позволения, скажу о том, что ощущаю я, ибо мне уже не на кого сослаться в этом крайне непроявленном вопросе о здравом смысле, вернее о собственно здравом смысле, а не о его разнообразных побочных толкованиях.

Здравый смысл соседствует, во внутреннем мире, с ощущениями честности и искренности. Может быть даже эти ощущения являются и собственно элементами механизма здравого смысла. Если аналитически мыслящему человеку (это не тому, который предпочитает путешествовать во времени и в параллельных мирах) вбросить в его сознание без четкого объяснения на языке обычного общения идею «искривляющего пространства» или чего-то подобного и это идея будет принята как правомочная, то подсознание воспримет эту идею, не опирающуюся на язык здравого смысла, как внутреннюю ложь. Ложь, скажу я вам, не безвредную, а разрушающую психику и интеллект. Об этом есть исследования и статьи, например китайских ученых. Именно через ощущение сопротивления этой лжи мы ощущаем и работу собственного механизма здравого смысла.

Здравый смысл, как и здравый ум, проявляет себя через определенные характеристики и элементы. Прежде всего, здравый смысл опирается на исходные внутренние представления – те, которые не определяются посредством других понятий. Он, здравый смысл, строит модель мира, состоящую из опорных неизменных и максимально обособленный понятий или своего рода чистых эталонов. Пространство в этой модели не включает в себя какие бы то ни было свойства материи, так как пространство ни из чего не состоит. По этой причине пространство абсолютно и неизменно и иным оно не может быть. Пространство, как и все прочие интуитивно ясные понятия, является абстрактным понятием, которое при необходимости раскрывается на конкретных примерах. Время – это тоже абсолютный эталон движения, в качестве которого можно вообразить ход сверхточных часов, но ход которых, в отличие от реальных часов, не может ни при каких бы то ни было условиях замедляться или ускоряться. Локальные модели «искривляющегося пространства» и «замедляющегося времени» могут быть, при понимании их сути, объяснены и на языке здравого смысла, но не должны противоречить ему. Так, понятие не одновременной «одновременности» на языке здравого смысла означает неодновременность получения сообщений о событиях, что по факту отвечает операциональному определению времени в специальной теории относительности, но не тому, что одновременность может иметь какой-то математически «освященный» мистический смысл.

Понятие «относительность», в чрезмерно расширенном смысле, на котором помешались физики и философы, в особенности со времен Эрнста Маха, не является элементом модели мира для здравого смысла. Я, например, и без объяснений мудрецов от физики и философии знаю, что на обратной стороне земного шара стоящий человек по отношению ко мне стоит вниз головой. Но я, согласно здравому смыслу, всегда имею абсолютную точку отсчета – свое собственное местоположение – и в нем однозначно определено где есть низ и где верх. Аналогично, и при запусках баллистической ракеты, которые мне приходилось наблюдать, расчеты ведутся конкретно по точке старта, а не относительно удаления Земли от «неподвижной» ракеты и т.п. Здравый смысл в своих ориентирах всегда выбирает какую-то абсолютную точку отсчета, а не некую заумную «относительность», внятного определения которой я нигде не нашел.

Читать еще:  Кого называют белой вороной. Белая ворона

Здравый смысл, как механизм здравомыслия, на который опирается здравый разум, в своих суждениях использует только исходные понятия или понятия, определяемые через исходные. Словосочетание из диалектического материализма: «пространство и время есть всеобщие формы существования материи» для здравого смысла является бессмыслицей, потому что это словосочетание не связано с исходными понятиями внутреннего мира, которыми оперирует здравый смысл. При некотором усилии это словосочетание можно перевести на язык «здравомыслия», однако это уже будет интерпретацией, возможно отличающейся от того смысла, который имел в виду тот, кто упомянутое словосочетание изобрел.

Одно из свойств здравого смысла как раз и заключается в том, что он учитывает большее количество возможных интерпретаций любого явления или утверждения, чем это делается обычно в научных построениях. Например, опыт Майкельсона—Морли трактуется как результат, отражающий постоянство скорости света. Но реально в подобных опытах учитывается лишь интерференция двух лучей света, а это уже не то же, что собственно скорость света. И ничто не доказывает, что скорость света в опыте одинакова в двух взаимно противоположных направлениях, а интерференция не зависит от побочных факторов и т.п.

В современной физической парадигме инерционная система рассматривается как система, на которую не действуют силы извне. Но в природе нет таких систем – на Земле, например, на все действует силовое поле Земли. Физики помешались на этих инерционных системах и изобрели на их моделях массу умопостроений, отображенных в математических конструкциях и интерпретациях этих конструкций. Но здравый смыл четко говорит, что надо, как минимум, учесть и альтернативную возможность – того, что инерционных систем нет.

Это ключевая склонность здравого смысла: видеть в предметах и явлениях лишь то, что в них есть, – не больше, но и не меньше. Склонность, которая предполагает учет разных вариантов интерпретации явлений и событий, а не произвольный выбор лишь части из них. В то же время, эта склонность предполагает не навешивание понятиям лишних свойств, например пространству свойств материи, а времени свойств процессов и т.д.

Искренность и честность, которые упоминались выше, это также неотъемлемая черта здравого смысла. Если делается утверждение на основе какого-то предположения, то это предположение обязательно должно быть четко и недвусмысленно оговорено, а не замалчиваться, как это делается сейчас во многих случаях, в результате чего затем возникает ряд недоразумений у пытающихся понять смысл не оговоренных утверждений.

Категорическим требованием здравого смысла является постижимость его построений. Любой человек, обладающий нормальными способностями, может и должен понимать выводы и заключения, сделанные на языке здравого смысла. Язык этот, как уже было сказано, опирается только на интуитивно понятные исходные понятия внутреннего мира или понятия, определенные через исходные понятия. В этом языке не должно быть оторванных от конкретного смысла и не отображенных во внутреннем представлении здравого смысла словосочетаний, подобных «пространство и время – это всеобщие формы существования материи» или «пространство обладает какой-то геометрией» и т.д., и т.п., и прочее.

Естественно, внутренние понятия, которые могут быть не одинаковыми у разных людей, должны быть каким-то образом уточнены в плане достижения такого соглашения, чтобы эти понятия имели одинаковый, насколько это возможно, для всех смысл.

Надеюсь, что я выразился достаточно понятно для тех, кто захотел меня понять. Здравый смысл – это наш инструмент, могущий усилить наши интеллектуальные возможности. Инструмент, который надо изучать и совершенствовать, а не изуверствовать над ним в угоду современным околонаучным соображениям и интересам. Одним из средств совершенствования этого инструмента является разработка и совершенствование отвечающего этому инструменту языка. А это уже предмет большой работы, а не лишь данной небольшой статьи.

20.09.2014г. С пожеланиями успехов, ваш Протасов Н.Г.

Понятие общезначимого здравого смысла

Народы цивилизованного мира, общаясь между собой, кроме обычных языков, используют также особый и очень важный «язык» – здравый смысл. Это язык взглядов, навыков и форм мышления, накопленных людьми за многие тысячелетия своей практической деятельности. Общепринятого определения, что такое «здравый смысл» нет. Наиболее полно, кажется, его раскрыл Александр Круглов в своём «Словаре» [1]. В настоящей статье излагается суть его видения проблемы. Я лишь упростил многие формулировки, да классифицировать материал с целью лучшей обозримости.

1. Термины и определения
Определения со знаком «*» предлагаются автором в порядке обсуждения.
• благоразумие – качество характера или принцип действия, ориентирующий человека (группу) на достижение максимального собственного блага.
здра;вый смы;сл — совокупность взглядов на окружающую действительность, навыков, форм мышления, выработанных и используемых человеком в повседневной практической деятельности, которые разделяют почти все люди и которые можно разумно ожидать от почти всех людей без необходимости обсуждения [2].
• здравый смысл – «совокупность взглядов, навыков, форм мышления, выработанных человеком в его повседневной практической деятельности [3] . Термин «3.С.» в философской литературе употреблялся прежде всего в противовес оторванным от жизни умозрительным построениям идеализма. В этом отношении т. зр. 3.С. совпадает с позицией материализма.
• здравый смысл: всё достоверно установленное человечеством общезначимое – взгляды, навыки, формы мышления и т.п.*.
• здравый смысл – квинтэссенция опыта плюс способность отличать истинный опыт от ложного [6].
• Здравый смысл – совокупность взглядов на окружающую действительность [4].
• «. здравый смысл – это интуитивное понятие или, говоря по-иному, это одно из исходных понятий внутреннего мира человека, не определяемое посредством других понятий» [5].
• общезначимый здравый смысл есть подлинная культура – то, что возвышает отдельные народы до общечеловеческого. Её суть – расти и накапливать опыт, всё более и более раскрывая в человеке разум. Традиция должна уступить место адекватному (здравому, культурному) отношению к миру [1].
• искусственная реальность – общепринятость.
• Мир – всё материальное и духовное*.
• общепринятое – всё то, что всеми понимается одинаково и необходимо для общения и существования социума*.
• общезначимое – «общий язык» всего человечества вне рамок отдельных сообществ.
• практика – царство здравого смысла [1].
• разум есть рассудок, доросший до здравого смысла [1].
• реальность – многозначный термин: объективно общезначимое, наиболее вероятное, наличное. Различают два вида реальности – естественную и искусственную [1].
сдержанность – способность, при всём доверии к первому душевному порыву, дождаться последующих порывов [1].
сообщество – племя, народ, цивилизация*.
• чувство реального – умение стоять на почве реального и при необходимости не конфликтовать с ним. Характеризуется двумя свойствами – пониманием непреложности факта и способностью видеть из факта следствия без опоры на опыт [1].
• эмпатия – способность к сопереживанию.
• юмор – величие души и торжество здравого смысла [1].

Читать еще:  Как написать фанфик - wikiHow.

2. Общезначимый здравый смысл по А. Круглову
Общие принципы, положения, определения и советы
• Философия здравого смысла – рационализм: готовность признавать общезначимым только доказанное и доказуемое. Всё остальное – дело ума и чувств каждого.
• Здравый смысл никогда и ни в чём не дан нам вполне: объективное больше данного и неисчерпаемо. Он часто на большую часть искомое. А личность начинается с изобретения велосипедов – общепринятость ей не указ.
• Здравый смысл обиходен отчасти. Обиходное доказало свою жизнеспособность и потому какой-то здравый смысл в себе содержит. Но что в ней здраво, может судить лишь разум.
• Догма не совместима со здравым смыслом
• Идейность – прямая оппозиция здравому смыслу.
• Общепринятость чего бы то ни было рождается от объективной потребности.
• Базовые, т.е. общие для всех ценности, непреложны (бесспорны).
• Общепринятые мнения и вкусы – это ценности, к которым приходит большинство уже многие поколения.
• Мир стоит на возможности коммуникации, а саму её следует основывать на общезначимом.
• Над истиной не властна ни сила, ни мнение. Здравый смысл для религии всегда будет вольнодумцем.
• Достоверное истинно лишь в определённых границах.
• «Научное мировоззрение – это мировоззрение здравого смысла. Как и сама наука – продолжение здравого смысла», С. Капица.
• Право науки на бесполезность вытесняется ложным правом на бессмысленность. Становление социального института науки способствует тому, что научный интерес заменяется карьерным.
• Не надо изобретать философии там, где достаточно простой логики и глаз.
• В Мире всё естественно и постигаемо шаг за шагом. Чудес не бывает!
• Пока работает простое объяснение, в сложном нет нужды.
• Настороженно относитесь к готовым формулам. Своих умозаключений они не заменят, а где они не властны, уповайте на опыт.
• Здоровый рассудок различает объективное и субъективное. Общепринятое для него скорее
субъективное.
• Никогда человек не станет достаточно силён в том, что для него не самое главное
Социология
• В социальной сфере рассудочные решения часто примитивны и ведут к насилию. Жизнь неисчерпаема и здравый смысл понимает это.
•Подлинное право с точки зрения здравого смысла есть право человека на общезначимое – жизнь, свободу распоряжаться собой, владеть добытым не во вред другим. Власть и обычай должны лишь оберегать это право, а не нарушать его.
• Здравый смысл не подминает под принципы жизнь, действуя формально. Гносеология его антидогматична, а этика – ситуативна.
• Здравы те обычаи, что не ведут обывателя к гибели или вырождению. Здравы те мысли, что не противоречат очевидности, т.е. реальности.
• Разумное выше общепринятого и потому даёт индивиду право на критику и нововведения.
• Каждый вправе на свои собственные интересы.
• Диалектика здраво видит многогранность явлений, но ей не вооружишь профана. Он с ней теряет здравый смысл.
• Не игнорируйте те факты, которые вы не можете пока объяснить. Сочувствуйте и тому, кому вы не можете помочь ничем.
• Ориентироваться не на псевдореальность общепринятого, а на саму реальность – норма. Но норма – это то, что редко встречается. Здравомысленным надо смиряться со званием чудака.
Этика
• Ложь во спасение оправдана, если спасаемое свято – жизнь, любовь.
• Этика здравого смысла – эмпатия, сострадательность, справедливость. Можно сказать – простая человечность. Добро в том, чтобы помочь жить ближнему не за счёт другого. Пафос этой этики, её исток и цель – сам ближний. Следуй «золотому правилу» – не делай другому того, чего себе не желаешь.
• Этика здравого смысла – компромисный этический минимум. Да будет мир у нас, а остальное лишь личное дело каждого. О вкусах не спорят.
• В сфере этической благое и есть истинное: не Бог, не идея и не принцип, а лишь вернейший способ облегчить кому-то жизнь.
• Во избежание крайностей:
— предпочитайте базовые ценности во всех случаях;
— ни одно, даже самое бесспорное правило не доводите до противоречия с самим собой.
Вы спрятали в своём доме убегающего от бандита человека. Бандит спрашивает вас о нём – вы, несмотря на заповедь «не лги», солгите ему.
• Разумный в конфликтах стремится к поиску компромиссов, а не к подавлению оппонента снлой.
• Не навязывай свои идеалы всем другим. Будь терпим и имей чувство меры
• Даже эгоизм, набираясь здравого смысла, становится более человечным.
• Здравомысленный рад благополучию, но ни в грош не ставит то, что только считается благополучием – престиж ради престижа, например.
• Не отворачивайся от горьких истин и вечных проблем.
• Будь адекватен: на танцах – танцуй, в строю – маршируй. Но человек выше всякой ситуации и может её не принять.
• Ни в одной жизненной ситуации всё учесть невозможно – значит нужно быть готовым к встрече с чем-то неучтённым. Не будьте слишком прямолинейны и не слишком полагайтесь на типовые решения.
Политика: Последовательность – прямое требование здравого смысла, но ещё чаще он проявляет себя как спасительная непоследовательность. в царстве убеждений, принципов, партий, идей.
Просвещение: личность, человечность, логика.
Религия: Здравый смысл осуждает войну за веру.

Заключение
1. «Общезначимый здравый смысл»,это следует из сказанного выше, далеко не интуитивное понятие, как это пытается изобразить Н. Протасов. «Физики» не любят метафизику и потому часто трактуют здравый смысл неверно, в духе общепринятого.
2. Вряд ли кто останется доволен тем, как я раскрыл тему – мало, как-то фрагментарно, поверхностно и не очень убедительно. Наброски. Буду рад, если кто-то достойно продолжит разговор.

Здравый смысл

Здравый смысл — реализованный опыт.

Благо тому, кто тверд по натуре и гибок по здравому рассуждению

Что встречается реже, чем способность к здравому суждению?

Разве что алмазы и жемчуга?

Обывательский здравый смысл — плохой судья,

Читать еще:  Гослото архив тиража 6 из 49. Советское Спортлото

когда дело идет о важных переменах.

Здравый смысл как качество личности – способность под воздействием повседневного опыта создать реалистичное, толковое, разумное представление об окружающем мире и своём месте в нём, методах действия в разнообразных жизненных ситуациях.

Здравый смысл – основание для практической деятельности, интуитивная способность принимать разумные решения, свободные от пристрастности, предубежденности, эмоциональной предвзятости, предрассудков и заезженных стереотипов. Посредством здравого смысла человек проявляет свои представления об истине и справедливости.

На каких китах стоит здравый смысл? Это — жизненный опыт, прагматизм и рациональность, очевидная простота, беспристрастность, убеждённость в том, что реальность не может быть сложной, отсутствие эмоций при принятии решения, учёт последствий своих действий. В. Швебель писал: «О здравом смысле говорят тогда, когда ум ограничивает свои усилия рациональным».

Здравый смысл, умеющий контролировать свои мысли, одновременно держит в узде чувства, страсти и эмоции. Клод Адриан Гельвеций в книге «Об уме» пишет: «Различие между умом и здравым смыслом заключается в различии причин, их порождающих. Первый является следствием сильных страстей, второй — следствием отсутствия их. Человек, обладающий здравым смыслом, обыкновенно не впадает ни в одно из тех заблуждений, в которые нас вовлекают страсти, но зато он лишен и тех просветлений ума, которыми мы обязаны лишь сильным страстям. В обычном течении жизни и в тех вещах, для которых достаточно равнодушного созерцания, чтобы хорошо рассмотреть их, человек здравомыслящий никогда не ошибается. Но если дело идет о вопросах несколько более сложных, для рассмотрения которых нужно некоторое усилие и напряжение внимания, то здесь здравомыслящий человек является слепцом; лишенный страстей, он оказывается лишенным и того мужества, той деятельности души и того непрерывного внимания, которые единственно могли бы просветить его. Словом, здравый смысл не предполагает никакой изобретательности и, следовательно, никакого ума; ум, если можно так выразиться, начинается там, где кончается здравый смысл (ясно, что я отличаю здесь ум от здравого смысла, которые смешивают иногда в обычном употреблении).

Однако из этого не следует заключать, что здравый смысл встречается часто. Люди, лишенные страстей, редки. Верный ум, который из всех видов ума, несомненно, является наиболее близким к здравому смыслу, сам не свободен от страстей, да и глупцы не менее подвержены им, чем умные люди. И если все хотят быть здравомыслящими и даже считают себя таковыми, то им нельзя верить на слово».

Основная среда обитания здравого смысла – четыре стены своего домашнего обихода. Фридрих Энгельс утверждал: «Здравый человеческий смысл — весьма почтенный спутник в четырех стенах своего домашнего обихода, переживает самые удивительные приключения, лишь только он отважится выйти на широкий простор исследования».

Здравый смысл становится авторитетным, когда его обладатель развил в себе массу достоинств, встал на путь духовного развития, стал зрелой, гармоничной, целостной личностью, добился благополучия и процветания. Люк Вовенарг верно заметил: «Процветание придает особую проницательность здравому смыслу».

Жирный минус здравого смысла в том, что он сужен личным жизненным опытом, которого бывает недостаточно для принятия правильного решения в необычных условиях. Вместе с тем неуважительно и непочтительно перечить старцу, которому его жизненный опыт позволил благополучно дожить до преклонных лет. Раз он сумел дожить до седых лет, значит, его здравый смысл, его миропонимание не были в дисгармонии с законами мироздания. Смотришь, тот, кто над ним насмехался, учил его, как правильно жить, в сорок лет «склеил ласты», а «невежественный» старец продолжает жить благодаря своему здравому смыслу.

В горное селение приехал журналист взять интервью у долгожителя. – Каковы причины вашего долголетия? – Ну, я всю жизнь дышал целительным горным воздухом, никогда не пил, не курил, не злоупотреблял сексом, не переедал. – Понятно. А что это у вас так шумно? Скандалит что ли кто-то? – А это мой дед свою молодую любовницу бьёт за то, что она ему трубку табаком не набила.

Объяснения человека — обладателя здравого смысла, поймёт даже ребёнок. Здравый смысл немногословен. Двадцать пять слов для него вполне достаточно, чтобы изложить свою точку зрения. Действует он, словно реализует лозунг: «Делай всё проще!» Приняв решение, здравый смысл всегда готов ответить на вопросы: Зачем? Куда? Кто? Что? Когда? Почему? Где? Как?

Шел мудрец и увидел человека, который что-то охранял. Охранник спросил мудреца: – Кто ты? Куда идешь? Зачем? Мудрец был поражен этими вопросами и спросил: – А сколько тебе здесь платят? – Две банки риса, – ответил тот. – Я буду платить тебе четыре, чтобы ты каждый день задавал мне вопросы: «Кто я?, Куда иду? и Зачем?», – сказал мудрец».

Тот, кто рисуется и умничает, несравненно далёк от здравого смысла. Люк Вовенарг в контексте этой мысли пишет: «Редко случается высказать здравую мысль тому, кто всегда тщится быть оригинальным». Здравый смысл предпочитает общаться с конкретностью.

Лучшая компания для здравого смысла – благоразумие, рассудительность, разумность и здравомыслие. Как правило, он проявляется с ними в купе. Например, когда включается здравый смысл, благоразумие, как способность принимать в пространстве между возбудителем и реакцией рассудительные, обдуманные, целесообразные решения для собственного блага или блага людей, всегда находится рядом. В отличие от сложной рассудительности — способности отсечь целесообразное от нецелесообразного; склонности к рассуждению, к априорно внимательному и логичному обдумыванию важных решений, поиску взвешенных, аргументированных выводов и позиций, здравый смысл стремится к простоте и очевидности, при этом не лишая себя определенных проявлений рассудительности.

Психологи считают, что здравый смысл — это талантливый союз первой, третьей и четвертой позиции восприятия. Это так вижу Я (1 позиция), я это вижу без эмоций — отстраненно (3-я), я вижу взаимосвязи и в своем видении учитываю последствия (4 позиция). А талантливо — потому что вижу все это целостно и просто.

Здравый смысл – брат мудрости и интуиции. Что их роднит? Они умеют слышать голос своего сердца, поэтому в отличие от людей, не обладающих здравым смыслом, не имеют проблем. Отсутствие здравого смысла – идеальные условия для позорных поступков. Когда человек слышит своё сердце, он избегает реализации плохой судьбы. Здравый смысл – умение наладить прочную связь со своей душой и совестью.

Источники:

http://www.algoritmist.ru/o-terminologii/zdravyj-smysl-i-jazyk-zdravogo-smysla.html
http://www.proza.ru/2016/09/15/1658
http://podskazki.info/zdravyj-smysl/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector