1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Здание ленкома история. О московском театре ленком

Здание ленкома история. О московском театре ленком

Театр рабочей молодежи

В 1927 году энергия молодых самодеятельных артистов материализовалась самым дерзким и вдохновенным образом. В этом памятном для нас году по инициативе Московского Комсомола был создан театр рабочей молодежи, сокращенно – ТРАМ. Здание на Малой Дмитровке 6 было передано театру осенью 1932 года.

Поначалу трамовцы гордились тем, что днем они полную смену работают на предприятиях, вечером — играют на сцене. Но эта идея жизненности своей не подтвердила — скоро ТРАМ стал профессиональным.

В ТРАМе начинал, ставший позже известным киноактёром, Николай Афанасьевич Крючков. Знаменитые мастера МХАТ — Н.П. Баталов, Н.М. Горчаков, В.Я. Станицын, Н.П. Хмелев во главе с И.Я. Судаковым делились здесь с молодыми артистами накопленным опытом. «Консультантом по драматической части» был М.А. Булгаков (01.04.1930 — 15.03.1931) и даже поставил здесь пьесу Ф. Кнорре «Тревога». Музыкальной частью заведовал Исаак Дунаевский. Танцы ставила Наталия Глан. Биомеханике учила молодых трамовцев дочь В.Э. Мейерхольда Ирина Хольд, актерскому мастерству — мхатовские корифеи Николай Баталов, Николай Хмелев, Алексей Грибов, Виктор Станицын, Илья Судаков, сценографию делали Евгений Кибрик, Юрий Пименов, Кукрыниксы. В репертуаре ТРАМа была классика — русская и советская. Пьесы А. Островского и М. Горького, инсценировки А. Пушкина и Н. Островского.

Однако в число ведущих театров Москвы дом на Малой Дмитровке сумел войти лишь с приходом Ивана Николаевича Берсенева.

Новое имя театра

20 февраля 1938 года на его здании появилась надпись: «Московский театр имени Ленинского комсомола». Мы чтим свою историю, но городской фольклор давно подсказал нам человеческое и менее помпезное наименование – «Ленком». Хотя и с театром имени Ленинского комсомола связаны прекрасные мгновения нашей истории.

И.Н. Берсенев привёл за собой блестящих сподвижников мхатовской школы. С.В. Гиацинтова, С.Г. Бирман, Р.Я. Плятт, А.Г. Вовси, Б.Ю. Оленин открыли новый и счастливый этап в истории нашего театра. При И.Н. Берсеневе заблистали имена Е.Фадеевой, В.Соловьева, Т. Окуневской, Н.Кутасиной, К.Кручининой, В.Всеволодова, О.Фрелиха, А.Пелевина, А.Шатова, Н.Паркалаб, И.Мурзаевой, А.Козловой, В.Маруты, А.Петроченко, С.Килигина, Т. Альцевой, Г.Карновича-Валуа, А. Шешко, Г.Матвеевой и других замечательных актеров.

При Берсеневе театр обрел новое дыхание, заслуженно и прочно занял место в ряду лучших коллективов страны. Немало поспособствовала тому твердая рука Берсенева-руководителя, его умение сплотить и вести за собой труппу, уверенная свобода его режиссерского почерка, актерский талант. Зрители старшего поколения как о самых дорогих своих театральных встречах вспоминают о ролях Берсенева — адвокате Гельмере в «Норе» Ибсена, Феде Протасове в «Живом трупе» Толстого, романтическом Сирано де Бержераке в пьесе Ростана. «Парень из нашего города» Симонова, поставленный Берсеневым за два месяца до начала Великой Отечественной войны, уже жил ее предощущением. Герой пьесы Сергей Луконин, как и иные парни этого поколения, знал, что войны не миновать и что его место — на передовом рубеже. Константин Симонов еще не был тогда знаменит. Но именно тогда театр нашел своего драматурга, драматург свой театр — их пути еще не раз пересекутся.

В следующей постановке театра по пьесе Симонова «Так и будет» (1944) играла Валентина Серова, любимица публики, жена Симонова Именно ей он посвятил стихи, которые в войну были у всех на устах, — «Жди меня, и я вернусь. «. Что же до «Парня из нашего города», то это название еще дважды появлялось в ленкомовской афише. Последний раз — в 1977 году была постановка Марка Захарова и Юрия Махаева. Как видно, было в этой пьесе нечто выходящее за рамки злободневного пафоса предвоенной поры, необходимое поколению, к счастью, войны не заставшему.

«Я с наслаждением работал с Афиногеновым, Симоновым, Горбатовым, Лавреневым. — говорил И.Н. Берсенев. — Но вот, понимаете, оказывается, Ибсен — нехорошо. Толстой — не на главной линии. Наивно. Да, у нас Театр имени Ленинского комсомола. Но ведь именно ради комсомола, ради молодежи играем мы и ставим Толстого и Ибсена, Диккенса и Ростана. Все, что может воздействовать на молодое сознание, все, что может внушить молодому человеку наших дней свободолюбие и честность, верность долгу и нравственную чистоту, — все это наше, все это должно звучать с нашей сцены».

Берсенев ушел из жизни в 1951 году, в расцвете сил и таланта. Театр на долгие годы остался без руководителя. То есть руководители, конечно, были, приходили и уходили, но памятного следа и этапных спектаклей не оставили.

А.В. Эфрос был главным режиссером театра около трех лет (с 1963го). Но эти годы стали «золотыми» и для самого режиссёра, и для всего нашего театра – «В день свадьбы» В.Розова, «104 страницы про любовь», «Снимается кино» Э. Радзинского, «Мой бедный Марат» А. Арбузова, «Мольер» М. Булгакова. Театральная Москва с восторгом следила за «эфросовскими» артистами – В.Гафт, Л.Дуров, А.Дмитриева, А.Збруев, М.Державин, Ю.Колычев, В.Ларионов, А.Ширвиндт, О.Яковлева. Эфрос дал «путевку в жизнь» таким мастерам, как Л.Круглый, М.Струнова, Л.Чикурова, В.Корецкий и многим другим талантливым и неповторимым… Впрочем, не у всех этот успех вызывал восторг. Тогдашний МГК КПСС усмотрел в молодом главреже огромную опасность для идейных основ социалистического реализма, и А.Эфрос был отстранен от руководства театром.

В 1973 году в «Ленком» (именно так театр называется с 1990 года) пришёл новый главный режиссёр, впоследствии художественный руководитель — Марк Захаров. Григорий Горин, как когда-то Константин Симонов, становится драматургом театра. Главным художником театра и соавтором большинства спектаклей Захарова многие годы был Олег Шейнцис. С именем Марка Захарова связана новая блистательная история театра. Он собирает уникальную актёрскую команду: О. Янковский, А. Абдулов, Е. Леонов, Т. Пельтцер, Н. Караченцов, Л. Броневой, И. Чурикова, А. Збруев, позже — Д. Певцов, А. Захарова, Т. Кравченко, А. Лазарев, В. Раков, С. Степанченко, М. Миронова, А. Большова, О. Железняк, А. Шагин, А. Юганова и другие. Захаров выпускает спектакли, на которые рвутся не только москвичи, но и приезжают из других городов: «Тиль», «Иванов», «Три девушки в голубом», «Жестокие игры», «Юнона и Авось», «Поминальная молитва», «Чайка», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Варвар и еретик», «Шут Балакирев», «Ва-банк», «Женитьба», «Пер Гюнт», «День опричника» и другие. «Фальстаф и принц Уэльский» стал последней работой, завершенной самим режиссёром.

Читать еще:  Что написал оноре де бальзак. Биография бальзака

2 декабря 2019 г. театр переименован в Московский государственный театр «Ленком Марка Захарова».

Дорогие друзья! Представляем вашему вниманию электронную версию книги «Девять десятилетий» о нашем театре. В ней собрана вся история «Ленкома» — с 1927 года до наших дней: хроника, программки, многочисленные фотографии — спектаклей, любимых артистов и режиссеров, эскизы костюмов и декораций. Работа длилась два года. Издание вышло ограниченным тиражом. И теперь на сайте театра у вас есть возможность познакомиться с книгой.

Книгу «Девять десятилетий» создавали: Сергей Николаев (автор), Игорь Яковлев (художник), Александр Стернин (фотограф), Андрей и Светлана Коробко (верстка макета и подготовка электронной версии).

О театре

История театра Ленком

Исторические корни Московского государственного театра «Ленком» уходят в далекий 1907 год, когда в здании, разместившимся в доме №6 на Малой Дмитровке, был основан Купеческий клуб. Прекрасное строение в модном стиле модерн, возведенное архитектором Ивановым-Шицем, принимало известных в то время промышленников и меценатов, аристократов и знаменитых деятелей культуры и искусства. В Купеческом клубе ставились вокально-музыкальные репризы и драматические спектакли.

Марк Анатольевич Захаров, возглавлявший театр, признавался, что этот дом, несущий в себе особую энергетику, по-настоящему его завораживает. Богемная атмосфера была разрушена революцией и гражданской войной: сначала здание занял «дом анархии», а позже – коммунистический комитет, носящий имя Свердлова. Именно здесь в 1920 году на Третьем съезде комсомола выступал В. Ленин.

Таким образом, на этих театральных подмостках память о высокой культуре российского дореволюционного общества соединилась с энтузиазмом и энергией первых строителей «нового мира», по инициативе которых был основан ТРАМ (Театр рабочей молодежи), в 1929 году показавший спектакль «Зови фабком», начавший отсчет истории Ленкома. Молодые актеры вопреки пролеткультовской идеологии бережно и уважительно поддерживали традиции классического театра. Актерскому мастерству трамовцев учили прославленные мхатовцы В. Станицын, Н. Хмелев, А. Грибов, заведующим литературной частью был М. Булгаков, сценографией занимались, Ю. Пименов, Кукрыниксы и Е. Кибрик. Музыка к спектаклям писалась И. Дунаевским, а за танцы отвечала Н. Глан. Наряду с идеологическими постановками на сцене ТРАМа зрители видели спектакли, поставленные по произведениям А. Пушкина, А. Островского, М. Горького. Театр воспитал целую плеяду замечательных актеров. В частности, здесь началась карьера знаменитого киноактера Н. Крючкова.

В знаковом для истории театра 1938 году он стал именоваться Московским театром Ленинского комсомола. Тогда же в него из распущенного МХАТа пришел новый художественный руководитель – Иван Берсенев, взявший с собой блистательный коллектив – С. Бирман, Р. Плятта, С. Гиацинтову. По словам И. Берсенева, ему и бывшим мхатовцам поначалу пришлось нелегко, поскольку трамовская труппа сущность театра представляла себе несколько иначе. Но основную часть команды составляли энергичные и талантливые артисты, стремившиеся создать подлинный театр. С ними И. Берсеневу удалось сработаться, а бездарности постепенно отсеялись.

При Берсеневе Ленком в своем развитии поднялся на новую ступень, приобретя славу лучшего сценического коллектива во всей огромной стране. Тогда в репертуаре театра, не прекращавшего работы даже в суровое время Отечественной войны, появились знаменитые пьесы Парень из нашего города, Нора, Сирано де Бержерак, Живой труп, Так и будет, Месяц в деревне, Наш общий друг. И. Берсенев, обладавший незаурядным режиссерским талантом, направляющий сплоченный коллектив уверенной и сильной рукой, даже сам появлялся на подмостках любимого Ленкома в качестве актера.

Вопреки настороженному отношению к классическим произведениям Ч. Диккенса, Г. Ибсена, Э. Ростана, Л. Толстого театр продолжал ставить по ним спектакли. И. Берсенев полагал, что только такие постановки смогут воздействовать на сознание молодых людей, внушая им понятия о чести, долге, справедливости, нравственности, свободолюбии, чистоте и духовности. Сцена театра стала своеобразным источником, из которого новое поколение могло черпать познания о неумирающих ценностях. После кончины И. Берсенева в 1951 году в театре много лет не появлялось памятных спектаклей, способных стать знаменательным, этапным событием. Различные художественные руководители приходили и уходили, не оставляя после себя мало-мальски значительных следов. Так продолжалось до 1963 года, когда Ленкомом стал руководить знаменитый театральный режиссер А. Эфрос, поставивший 104 страницы про любовь, В день свадьбы, Мой бедный Марат, Чайка, Снимается кино, Мольер.

После его ухода в Драматический театр на Малой Бронной Ленком обрел нового главного режиссера – Марка Захарова, имя которого неотделимо от целой театральной эпохи. М. Захаров по сей день талантливо, смело и уверенно руководит блестящей актерской командой Ленкома. Для того чтобы на сцене одного из самых красивых российских театров увидеть великолепные спектакли, вам достаточно набрать телефонный номер, указанный на нашем сайте. Приобретая билеты в Ленком, вы дарите себе неповторимое свидание с прекрасным, обогащая свою духовную и культурную жизнь. Здесь каждого ожидает уникальное, волшебное зрелище. Билеты в театр Ленкома распахнут перед вами двери в чудесный мир. А купить их можно на нашем сайте – быстро, выгодно и просто.

Репертуар театра Ленком всегда имел грандиозный успех, а в последнее время стал еще более востребованным. Некоторые спектакли не сходили со сцены свыше двенадцати лет. На этой странице вы можете получить всестороннюю информацию о спектаклях Ленкома и ознакомиться с его полным репертуаром. В разделе афиша Ленкома можно узнать о спектаклях, идущих в текущим месяце и запланированных на следующий, а также оставить заказ на билеты. Наши менеджеры, знающие о ленкомовских постановках практически все, охотно помогут вам выбрать лучшие из них.

В данное время репертуар Ленкома насчитывает 14 спектаклей, самые новые из которых Пер Гюнт и впервые показанная позапрошлой осенью Аквитанская львица. Самой «старой» постановкой является Юнона и Авось, не утратившая с годами своей привлекательности и симпатий зрителей, по-прежнему восторженно переживающих историю любви отправившегося в путешествие русского графа Резанова и красавицы Кончиты. Еще одна легенда – Безумный день, или Женитьба Фигаро. Кроме того – Город миллионеров, Tout paye, или Все оплачено, Ва-банк, Женитьба, Вишневый сад, Королевские игры, Шут Балакирев, Пролетая над гнездом кукушки, Тартюф, Визит дамы.

Купеческий клуб — анархисты — Ленком

Здание театра Ленком стоит на улице Малая Дмитровка, дом 6. Теперь уже никто и не задумывается над тем, что такое Ленком, и как он расшифровывается. В 1990-х было решено, несмотря ни на что оставить за театром привычное название, просто не уточнять, что это «революционное сокращение» Ленинского Комсомола.

Читать еще:  Что за нация даргинец. Кто такие даргинцы

Само здание по адресу Малая Дмитровка, дом 6 начинает свою историю с 1907 года, когда Купеческий клуб выкупил землю, принадлежащую госпоже Медокс, для постройки нового Купеческого клуба.

В Москве во второй половине XIX-начале ХХ веков было несколько мест, где ночами шла карточная игра, было несколько клубов: Английский, Охотничий, Немецкий и Купеческий, а также Литературно-художественный кружок (куда уж там без карт). В каждом клубе состояло от 300 до 800 членов. Платили членские взносы. Но на самом деле, доходы общественных клубов пополнялись главным образом от игры в карты. На эти «картёжные» деньги и капиталы на развитие этих «общественных организаций» накапливались, и помещения арендовались, а потом и собственная недвижимость приобреталась. Официально считалось, что там играли «по маленькой», однако, по слухам, Михаил Морозов умудрился проиграть за ночь миллион рублей и именнов в Купеческом клубе.

Купеческий клуб был создан в 1786 году в Москве, и до 1909 г. находился в бывшем особняке графа П.С.Салтыкова на Большой Дмитровке, который потом стал кабаре Максим, а в 1926 году там обосновался музыкальный театр К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко.

или это был дом Мятлевых на Большой Дмитровке?

Надо сказать, что как-то упорядочить и поставить под контроль азартные игры, тем более карты в России пытались постоянно. По закону, утвержденному Высочайшим повелением царя Александра II в 1868 году, воспрещалось продавать карты иностранные и игранные. Всякий раз играли только новыми картами. На территории России допускались к использованию только карты, изготовленные на государственной (Императорской) фабрике, и все доходы от продажи передавались на содержание приютов для детей-сирот. Использованные карточные колоды запечатывались и отправлялись из клубов через специальную экспедицию для уничтожения. Выносить карты из клубов запрещалось законом. С 1905 года, по новым правилам, даже в течение суток одной колодой нельзя было играть долго. Была введена обязательная перемена карт в 12 часов ночи, а затем через 4 часа от начала игры.

В 1888 году генерал-губернатор распорядился о воспрещении в московских клубах карточной игры под названием «железная дорога» (в просторечии, «железка»). Но с наступлением глубокой ночи в «железку» играли на самые крупные ставки. В 1897 году в Купеческом клубе ежегодная выручка от карточных игр возросла и составила по 200 и более тысяч рублей в год. В 1908 году — повторный строжайший приказ о запрещении «железной дороги», который тоже не возымел никаких результатов. 29 января 1909 года в Купеческий клуб внезапно нагрянула полиция. Был составлен акт о том, что в «железку» играли 30 человек. Клуб был закрыт по приказу московского генерал-губернатора на 1 месяц.

В самом начале 1900-х у Купеческого клуба истекал срок аренды здания на Большой Дмитровке, и его владельцы (кстати, члены клуба) Бахрушины подняли годовую арендную плату с 14 до 36 тысяч рублей. — было решено, что надо завести собственный дом. И не какой-то там, а соответствующий представлениям о купеческом шике. Средства позволяли — накопленный капитал Купеческого клуба составлял в это время более 500 тысяч рублей. Старшины и другие влиятельные лица Купеческого клуба занялись подыскиванием нового здания. Поначалу они хотели попросту купить уже готовый особняк из тех, что были выставлены на продажу в центре Москвы. Каждый ценой от 400 до 700 тысяч рублей. В качестве одного из вариантов, рассматривался даже готический особняк вдовы Саввы Морозова на Спиридоновке (тот, где сейчас Дом приемов МИДа), однако, хозяйка запросила колоссальную цену в 700 тысяч рублей, и это было многовато.

24 апреля 1904 г. чрезвычайное общее собрание постановило: Уполномочить совет старшин Московского Купеческого Собрания приобрести владение г-жи Медокс на Малой Дмитровке за 250 000 рублей. И недорого и место уже насиженное, недалеко от прежнего клуба. Был объявлен конкурс. Одним из условий для нового дома клуба было — устроить не менее четырех карточных комнат, общей площадью 120 квадратных саженей (около 550 квадратных метров). Само здание предполагалось построить двухэтажным, частью с третьим этажом, обширным полуподвалом. Обязательно должна была быть терраса, выходящая в сад, а также два отдельных вестибюля, каждый с гардеробом и отдельным входом. Тем самым клубная часть совершенно изолировалась от развлекательных помещений, что впоследствии положительно сказалось на устройстве театра. На проведение конкурса отводилось всего 11 месяцев, но, несмотря на жесткость срока, на стол жюри легло 46 проектов. Из общей массы отобрали пять вариантов. Решать же должно было общее собрание, где главным критерием была стоимость будущего здания. При обсуждении остановились на следующем: кто из победившей пятерки предоставит новый вариант с несколько уменьшенной кубатурой, но более дешевый — тот и будет выбран. Архитектор И.Иванов-Шиц заявил, что новый проект сделает бесплатно, но потребовал, чтобы строить дом по его варианту, кроме него, никто не имел права.

18 февраля 1906 год было получено разрешение на постройку здания по проекту архитектора И.А.Иванова-Шица на сумму 448 919 руб., подрядным способом, при участии комиссии из девяти человек. Помощником был В.К.Олтаржевский.

Фундамент будущего клуба был заложен в июле 1907, и всего через два года, хотя отделка верхнего этажа была не закончена, нетерпеливые хозяева решили торжественно отблагодарить всевышнего по случаю завершения основных работ. После молебствия был дан подписной обед на 260 персон, и уже осенью 1909 года Купеческое собрание приняло первых гостей. Здание было построено в модном тогда стиле модерн.

Членами клуба были тогда представители новой генерации русского купечества: с блестящим образованием, знанием иностранных языков, много сделавшие для развития отечественной промышленности, просвещения, культуры, медицины: Прохоровы, Мамонтовы, Карзинкины, Третьяковы, Кузнецовы, Боткины, Алексеевы, Солдатенковы. Знаменательно, но этот клуб охотно посещали и представители московской аристократии: Долгоруковы, Апраксины, Волконские, Зубовы, Трубецкие. Среди гостей нередко можно было встретить известных адвокатов, государственных деятелей, врачей, артистов, общественных деятелей. Клуб посещали такие известные люди как С.И.Мамонтов, композитор Н.Г.Рубинштейн, адвокат Ф.Н.Плевако, государственный муж К.П.Победоносцев, профессор Т.Н.Грановский, артист М.С.Щепкин.

Членство в Московском купеческом клубе передавалось по наследству — теоретически здесь одновременно могли проводить свои свободные часы деды, сыновья и внуки. У входа, рядом с дежурным, в мягком сафьяновом переплете с рифленым цветным обрезом и золотым тиснением лежал Устав Купеческого клуба. Любой спорный вопрос с посетителем или его гостем можно было тут же разрешить. Гостя записывали в пухлую книгу — учет этот был важен со всех точек зрения: кто привел дебошира или неаккуратного человека, который ел хлеб с маслом за карточным столом.

Читать еще:  Виктор гюго поэт. Виктор мари гюго

За визит гостя вначале платили 30 коп., но в новом здании стоимость эта возросла значительно — затраты на постройку следовало восполнять всеми способами. Очень приветствовались гости, которые по своему положению могли стать членами Купеческого собрания. Но вообще же количество гостей всегда было ограничено. Только в 1907 году получили ежедневный доступ в Собрание дамы — ранее их приглашали только на бал, концерт или маскарад. Еще в начале XIX в. была установлена строгая регламентация поведения в клубе, отступления от правил карались штрафами. Невозвращение в читальню газет и журналов, язвительная оценка свойств и качеств кандидата в члены клуба, неуплата долга на бильярде — за все это соответствующий штраф. Отказался уступить во время обеда самовольно занятое место за столом, не заплатил по счету буфетчику, грубо обошелся с лакеем — то же самое, штраф. Вместе с тем в правилах не раз упоминалось, что члены собрания должны нежнейшим образом примирять своих сотоварищей по клубу, коли те вступили в ссору. К чести Купеческого клуба, следует подчеркнуть, что буквально с первых лет существования здесь собирали библиотеку, хранили комплекты газет. А в новом здании, на Малой Дмитровке, ей были отданы лучшие комнаты. Здесь к тому времени хранилось 52 тыс. томов, из них около 14 тыс. — на иностранных языках.

Кроме большого зала, имелась и площадка с эстрадой в саду: концерты, литературные вечера, костюмированные балы были знамениты по всей Москве. В 1911 году, когда в новом доме все уже обжились, совет старшин объявил: Общие отзывы членов и посетителей Собрания последнего года дают право совету признать, что увеселительная часть Собрания стоит значительно выше других однородных учреждений Москвы И, взвесив все за и против, совет старшин посчитал, что престиж стоит убытков. После чего постановил еще больше разнообразить характер программ, добавив и музыкально-вокальные дивертисменты, приглашение на гастроли театров.

Как видим, зданию на Малой Дмитровке на роду было написано верно служить музам. Что касается былой популярности ресторана Купеческого собрания, о которой так сочно поведал бытописатель Москвы Владимир Гиляровский, с обедами, которые длились часами, то это постепенно сошло на нет. Общие обеды со взиманием символической платы, но богатым меню давались только по вторникам. И хотя в новом здании они сохранились, дабы блюсти традиции, посещало их все меньше и меньше членов клуба. Причем такие обеды, так же как балы и спектакли, приносили убытки, поскольку Собрание не только вносило деньги за обеды, но и оплачивало оркестр, хоры, дополнительно приглашенных официантов.

По особо торжественным случаям устраивались подписные обеды, опять же с хорами и оркестрами. Словом, все вроде бы получалось в убыток — и увеселения, и обеды. Доходы шли только от карточных игр, которые велись с утра до вечера в специально отведенных для этого комнатах. Клуб закрывался поздно, в два часа ночи, но картежники за игрой о времени забывали. И вот тут-то вступала в действие весьма жесткая система штрафов, которая и покрывала все убытки. Кто не наигрался и остается за карточным столом после закрытия клуба, за первые полчаса платит 30 коп., за час — втрое дороже, за полтора — 1 р. 80 коп. И дальше каждые полчаса штраф утраивался. К открытию, к 9 часам утра, только на одного игрока набегало 3686 руб.
Не забывали в Купеческом клубе и об общественно полезных делах. Здесь регулярно устраивались благотворительные вечера в пользу больных туберкулезом, детей народных учителей и учительниц Москвы, недостаточных студентов, детей-калек и т.п.
В 1913—1914 годах к зданию клуба была осуществлена пристройка по проекту архитекторов В.В.Адамовича и В.М.Маята.

С первых дней Первой мировой войны Московское Купеческое Собрание отдало под лазарет на 300 коек часть из своих помещений — зрительный зал, фойе, гостиные и другие, — были приспособлены под операционные, перевязочные, приемный покой. На содержание и лечение раненых было выделено 50 тыс. рублей. Купцы и в дальнейшем продолжали оказывать помощь лазарету.

Лазарет Московского купеческого собрания
Москва, М. Дмитровка. Архитектор И.А.Иванов-Шиц. Альбом «Лазареты Московского городского управления» 1914 г.

Но в 1917 году вышел знаменитый декрет «Об уничтожении сословий и гражданских чинов», купечество выгнали, а в апреле 1918 года в дом 6 по Малой Дмитровке без всяких ордеров вселилась Московская федерация анархистских групп. Здание заполнили пушки, пулеметы, и за три месяца анархисты превратили прекрасное здание в жуткие развалины, они разграбили и уничтожили все, что когда-то украшало, все, что с такой любовью хранилось в одном из лучших клубов Москвы. Анархистов выбивали из дома силой, что тоже не оказало благотворного влияния на состояние бывшего клуба. За анархистами последовала Центральная школа партийной и советской работы, здание кое-как привели в порядок, и в него въехали студенты, которых набирали среди рабочих, крестьян и красноармейцев. Через два года здесь появился новый хозяин — Коммунистический университет имени Я.Свердлова.

В октябре 1920 года состоялся III Всероссийский съезд РКСМ, на котором Ленин произнес свои знаменитые слова: Учиться, учиться и еще раз учиться. Дотаций государства университету на содержание здания и прочие расходы явно не хватало. Здание было большое и позволяло разместить здесь ставший тогда популярным кинематограф. В той части здания, где ранее устраивались концерты, спектакли, был ткрыт кинотеатр «Малая Дмитровка» с залом на 800 мест. Показывали здесь зарубежные боевики, и другие зарубежные фильмы с участием Руфа Роллана, Гарри Пиля, Конрада Вейдта, Чарли Чаплина, Бастера Китона, Мэри Пикфорд, Дугласа Фербенкса и др. — цена была самая высокая в городе — от полтинника до полутора рублей. Кинотеатр был популярный, несмотря на дороговизну, однако в 1930 его закрыли, а здание отдали Театру рабочей молодежи (ТРАМ). Театр этот был полупрофессиональный: актеры днем работали, а по вечерам ставились спектакли. В этом театре начинал молодой Николай Крючков, консультантом театра, хоть и недолгое время, был Булгаков. В 1938 году, к 20-летию со дня основания РКСМ, театру было присвоено имя Ленинского комсомола. Новым режиссером в новом театре был утвержден Иван Берсенев, известный актер и театральный деятель.

Сейчас это один из популярнейших театров Москвы. Художественный руководитель М.Захаров.

Источники:

http://lenkom.ru/pages/theatrehistory
http://mosteatr.com/history/
http://moscow-walks.livejournal.com/666345.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector