3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

За что бьют себя башкиры. Башкиры

За что бьют себя башкиры. Башкиры

Башкиры, как и все кочевники, издревле славились свободолюбием и воинственностью. И сейчас они сохранили храбрость, обостренное чувство справедливости, гордость, упрямство в отстаивании своих интересов.

При этом, в Башкирии всегда тепло встречали переселенцев, фактически бесплатно предоставляли им землю, не навязывали своих обычаев и верований. Неудивительно, что современные башкиры – очень дружелюбный и гостеприимный народ. Им полностью чужда нетерпимость к представителям других наций.

Древние законы гостеприимства до сих пор чтут и уважают в Башкортостане. К приходу гостей, даже незваных, накрывают богатый стол, а уезжающих – одаривают подарками. Необычна традиция преподносить богатые дары грудному ребенку гостей – считается, что его необходимо задобрить, ведь малыш, в отличии от своих старших родственников, ничего не может съесть в доме хозяина, а значит, может его проклясть.

Традиции и обычаи

В современной Башкирии большое значение уделяется традиционному укладу, все национальные праздники празднуются в масштабе республики. А в древности обрядами сопровождались все самые значимые для человека события – рождение ребенка, свадьба, похороны.

Традиционные свадебные обряды башкир — сложные и красивые. За невесту жених выплачивал большой калым. Правда, у экономных всегда был выход: умыкнуть свою ненаглядную. В старину семьи сговаривались породниться еще до рождения детей. А помолвка между женихом и невестой (сыргатуй) проводилась в нежном возрасте 5-12 лет. Позже поиски невесты стали начинаться только при достижении мальчиком половозрелого возраста.

Невесту сыну выбирали родители, а затем отправляли в выбранную семью сватов. Свадьбы устраивали с размахом: организовывали скачки, турниры по борьба и, конечно, пир. Первый год молодая жена не могла разговаривать со свекровью и свекром – это было знаком покорности и уважения. При этом этнографы отмечают очень бережное отношение к женщине в башкирской семье.

Если муж поднимал руку на жену или не обеспечивал ее, то дело могло закончиться разводом.

Развод был возможен и в случае измены женщины – в Башкирии строго относились к женскому целомудрию.

Особое отношение у башкир было к рождению ребенка. Так, беременная женщина на время становилась почти «царицей»: по обычаю нужно было исполнять все ее прихоти, чтобы обеспечить появление на свет здорового малыша. Детей в башкирских семьях очень любили и редко наказывали. Подчинение было основано только на непререкаемом авторитете отца семейства. Башкирская семья всегда строилась на традиционных ценностях: почитание старших, любовь к детям, духовное развитие и правильное воспитание детей.

В башкирской общине огромным уважением пользовались аксакалы, старейшины, хранители знаний. И сейчас настоящий башкир никогда не скажет грубого слова старику или пожилой женщине.

Культура и праздники

Культурное наследие башкирского народа невероятно богато. Героические эпосы («Урал-батыр», «Акбузат», «Алпамыша» и другие) заставляют погрузиться в воинственное прошлое этого народа. Фольклор включает многочисленные волшебные сказания о людях, божествах и животных.

Башкиры очень любили песню и музыку – в копилке народа есть обрядовые, эпические, сатирические, бытовые песни. Кажется, что ни одна минута жизни древнего башкира не проходила без песни! Любили башкиры и танцевать, при этом многие танцы носят сложный, повествовательный характер, превращаясь то ли в пантомиму, то ли в театральное действо.

Основные праздники приходились на весенне-летнюю пору, в период расцвета природы. Наиболее известны каргатуй (грачиный праздник, день прилета грачей), майдан (майский праздник), сабантуй (день плуга, окончание посевных работ), который остался самым значимым праздником башкирского народа и отмечается с большим размахом. Летом проходил джиин – праздник, на котором собирались жители нескольких соседних деревень. У женщин был свой праздничный день – обряд «кукушкин чай», к участию в котором мужчины не допускались. В праздничные дни жители сел собирались и устраивали соревнования в борьбе, беге, стрельбе, скачках, заканчивающиеся общей трапезой.

Читать еще:  Лансере картины. Евгений Евгеньевич Лансере

Скачки всегда были важным элементом празднеств. Ведь башкиры – умелые наездники, в деревнях мальчиков учили верховой езде с раннего возраста. Раньше говорили, что башкиры рождались и умирали в седле, и действительно – большая часть их жизни проходила верхом. Женщины не менее хорошо держались на лошади и при необходимости могли проскакать несколько дней. Они не закрывали лицо, в отличие от других исламских женщин, обладали правом голоса. Пожилые башкирки имели такое же влияние в общине, как и старейшины-аксакалы.

В обрядах и празднованиях наблюдается переплетение мусульманской культуры с древними языческими верованиями, прослеживается почитание сил природы.

Интересные факты о башкирах

— Башкиры сначала использовали руническую тюркскую письменность, затем арабскую. В 1920 годах был разработан алфавит на основе латиницы, а в 1940-х годах башкиры перешли на кириллический алфавит. Но, в отличии от русского, в нем 9 дополнительных букв для отображения специфических звуков.

— Башкортостан – единственное место в России, где сохранилось бортничество, то есть форма пчеловодства с собиранием меда диких пчел из дупел деревьев.

— Любимое блюдо башкир – бешбармак (блюдо из мяса и теста), а любимый напиток – кумыс.

— В Башкирии принято рукопожатие двумя руками – оно символизирует особое уважение. По отношению к старым людям такое приветствие обязательно.

— Башкиры ставят интересы общины выше личных. У них принято «башкирское братство» – забота каждого о благоденствии своего рода.

— Еще несколько десятилетий назад, задолго до официального запрета мата в публичном пространстве, в башкирском языке отсутствовала ненормативная лексика. Историки связывают это как с нормами, запрещающими сквернословить в присутствии женщин, детей и старейшин, так и с убеждением, что бранные слова наносят вред говорящему. К сожалению, со временем под влиянием других культур эту уникальную и похвальную особенность башкиры потеряли.

— Если написать название Уфа на башкирском языке, то оно будет выглядеть, как ӨФӨ. В народе ее называют «три шурупа» или «три таблетки». Эту стилизованную надпись часто можно встретить на улицах города.

— Башкиры участвовали в разгроме наполеоновской армии во время войны 1812 года. Они были вооружены только луками и стрелами. Несмотря на архаичное оружие, башкиры считались опасными противниками, и европейские солдаты прозвали их Северными амурами.

— Женские башкирские имена традиционно содержат частицы, обозначающие небесные светила: ай – луна, кон – солнце и тан – заря. Мужские имена обычно связаны с мужественностью и стойкостью.

— У башкир было два имени – одно давалось сразу после рождения вовремя заворачивания младенца в первые пеленки. Оно так и называлось – пеленочное. А второе малыш получал при обряде наречения от муллы.

Почему татары и башкиры недолюбливают друг друга?

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня речь пойдет о дружественных народах с похожими языками и обычаями, живущих по соседству друг с другом и зачастую имеющими родственные семейные отношения. Однако, нередко у представителей этих славных национальностей просыпается национальное самознание. На этой почве возникают споры, чей народ лучше, более достойнее, чем больше прославился и т.д. Речь пойдет о башкирах и татарах.

Скажу сразу, спорить о том, чей народ лучше — глупо. Не бывает хороших или плохих народов. Бывают хорошие или плохие люди. В каждом народе есть свой устоявшийся менталитет, уклад, обычаи и привычки, история, которые тоже зачастую играют роль в развитии каждой личности и народа в целом.

В чем разница между татарами и башкирами? Представители татарского народа (казанские, крымские) часто обладают европейской внешностью (светлые волосы и кожа, высокий рост, серые, голубые или зеленые глаза) и некоторые ученые считают их потомками Волжских Булгар. Но в целом их относят к тюрской семье, кипчакской группе.

Башкиры же — в основном обладают невысоким ростом, смуглой кожей, карими или черными глазами. Впрочем, ученые их тоже относят к тюрской семье и кипчакской группе.

Ареал расселения татар обширен и не ограничивается одним регионом, здесь и Татарстан, побережье Волги до ее низовий, Приуралье и Урал, Пермский край, Сибирь, Крым. Башкиры же исконные жители Урала, патриоты своего края.

Оба народа любят в своей одежде яркие краски, особенно это заметно по национальным костюмам. Оба народа традиционно исповедуют ислам суннитского толка. Оба народа имеют кочевые истоки.

Читать еще:  Известные поэты о малой родине. Стихи о родном крае

Казалось бы, различия незначительны — так из-за чего может проявляться неприязнь или недовольство?

Сразу напомню, споры идут не между народами, а между их отдельными представителями, которые иногда позволяют себе узурпировать право рассуждать от лица своего народа.

Представители татар считают свой народ наиболее старшим, и более известным народом. И это так. Упоминания о татарах в исторических летописях появляется гораздо раньше, чем о башкирах.

Представители татар считают свой народ наиболее культурным и более цивилизованным народом, чем башкирский. Аргументируют они это тем, что раньше башкиров осели на земле, создали свой этнос, впитали от Востока все ценное и создали собственное ханство.

Башкиры же оказались менее дисциплинированными и более независимыми, свободолюбивыми, возможно поэтому у них не сложилось в то время своей государственности.

У башкир тоже были свои лидеры, баи, военноначальники, но обычный башкирин меньше зависел от знати, в отличии от бедного татарина. Охотник и кочевник всегда найдет, чем прокормить себя и свою семью, в отличии от облагаемого налогами и податями землепашца.

Часто башкиры и татары спорят между собой о различиях и достоинствах своего ментального характера, причем этот спор строится в форме упреков. Представители татарского народа считают башкир злыми, недалекими, дикими, о себе же говорят в превосходной форме. Представители башкирского народа, наоборот, считают себя добродушными, добрыми и щедрыми, а татар считают жадными, вредными, спесивыми.

Относительно нашествия монгол — башкиры 14 лет оказывали жесточайшее сопротивление захватчикам, в то время как татары без всяких дрязг влились в Монгольское ханство. В древней монгольской рукописи « Сокровенное Сказание монголов » башкиры упомянуты как народ, оказавший наиболее сильное сопротивление монгольским племенам. Зато татары могут вспомнить войну с Иваном Грозным и жесточайшее сопротивление Казани русским войскам, а башкиры в то время ничем не проявили себя.

Зато позже башкиры оказывали постоянное сопротивление и русским царям, устраивали бунты и набеги (из-за своего свободолюбия численность башкир сильно поубавилось), и у русских о них сложилось мнение, как о строптивом и буйном народе и бунты эти подавлялись предельно жестко.

Но едва в Российской империи разразились нашествие французов и гибельная война 1812 года — башкирские полки добровольно выступили на стороне русских и с честью дошли до Парижа. Впрочем, представители и того и другого народа мужественно сражались на фронтах Великой Отечественной войны и дали миру немало героев.

Следует сказать, что несмотря на постоянные споры и иногда возникающую неприязнь оба народа живут мирно, являются добрыми соседями, и никогда не воевали друг с другом, в отличии от тех же славянских племен.

«Башкиры — прежде это были славные люди. А теперь совершенно испортились: пьют и курят!»

Выдержки из готовящейся к печати книги французского путешественника о путешествии по Каме, клопах на пароходе, «порочном» мулле-татарине, «хитром» полицейском и башкирах

«Реальное время» продолжает знакомить читателей с очерками французского путешественника Поля Лаббе, которые он написал в книге «По дорогам России от Волги до Урала» (1905 год). В начале этого года в издательстве «Паулсен» сочинение выходит на русском языке. Редактор готовящегося издания Игорь Кучумов предлагает нашим читателям очередной фрагмент этого труда (перевод с французского — Алсу Губайдуллиной). На сей раз автор переносит своего читателя из Казанской губернии на территорию нынешней Башкирии.

Хороший капитан — пьяный капитан

Поднявшись на пароходе по притоку Волги Каме, а затем по притоку Камы Белой, я направился в Уфу, административный центр большой одноименной губернии, расположенной на западном склоне Уральских гор. По пути мне встретилось несколько живописных мест, но в целом путешествие показалось скучным. Кама очень широка, на ней множество больших, покрытых растительностью островов, и корабли здесь часто садятся на мель из-за многочисленных песчаных перекатов. Перед моим отъездом из Казани на Урал один из моих русских друзей сказал мне:

– У вас удивительный капитан: он хорошо ведет свое судно только когда вдрызг пьяный!

Мне удалось добраться до Уфы без происшествий, ибо капитан не просыхал, и Бог, обычно покровительствующий пьяницам, очевидно, благоволил и мне. К сожалению, Всевышний не защитил меня от клопов, которыми пароход буквально кишел. Питание для пассажиров было из рук вон плохим, чего не скажешь об упомянутых тварях, которые вдоволь попили нашей кровушки.

Читать еще:  Биография эрнеста хемингуэя. Коротко о творчестве

Город-амфитеатр

Уфа напоминает амфитеатр, сооруженный на берегу Белой. Сегодня в городе проживают 60 000 жителей, и у него хорошие перспективы для развития по причине очень удобного расположения между Уралом и Сибирью. Под вечер я прибыл в городскую гостиницу, где мне пришлось более двух часов выслушивать рассказ ее хозяина об Уфе, губернии и Транссибирской железной дороге. Наконец, когда его лекция завершилась, я, уходя в свой номер, не удержался и спросил его, почему он говорит со мной по-русски.

— Но мне показалось, что ваше произношение не совсем французское, — ответил мне он.

Только теперь мы поняли, что оба являемся уроженцами Франции.

Посетив уфимского губернатора Богдановича (Богданович Николай Модестович [1856—1903], уфимский губернатор с 1896 г., убит террористом — прим. Кучумова), я поделился с ним своим желанием изучить местных башкир, и он порекомендовал мне побывать для этого в Стерлитамакском уезде. По словам губернского главы, там проживают как степные, так и горные башкиры, и можно воочию увидеть плоды русской колонизации…

Как за выпивкой помирились мулла и полицейский

Губернатор поручил татарским (татар в Уфе довольно много) муллам рассказать мне о башкирах, но муллы отнеслись к этому распоряжению прохладно. Губернатор предоставил в мое распоряжение офицера полиции, якобы, хорошо знающего этот край, но я сразу понял, что этот полицейский любит приврать, чтобы набить себе цену, а рекомендованный мне мулла не хочет делиться со мной информацией из принципа. При этом они оба ненавидели друг друга:

– Опасайтесь этого муллу, – шептал мне на ухо офицер, – он порочен, как обезьяна!

— Остерегайтесь полицейского, — загадочно поучал меня татарин, — он хитер, как лис!

Но однажды они все же пришли к согласию. Мы встретились втроем в ресторане. Мулла пил только пиво, так как употреблять что-то покрепче ему запрещает религия. Но офицер незаметно подливал в пиво водку и поглощал эту ужасную смесь вместе со своим противником. Не в состоянии смотреть на это безобразие, я решительно поставил свой стакан на стол и, когда оба заклятых врага, целуясь в губы, стали клясться друг другу в вечной дружбе, вышел на улицу. Однако на следующий день они вновь враждовали!

Славные башкиры, которых испортили алкоголь и табак

Видя, что в Уфе больше делать нечего, я выехал в Стерлитамакский уезд, попутно намереваясь побывать в Белебеевском, Уфимском и Верхнеуральском уездах. За исключением горной части путешествовать по губернии легко, по крайней мере, если двигаться по почтовому тракту, идущему от Уфы до Оренбурга вдоль Уральских гор. Однако я предпочел ехать по бездорожью, чтобы побывать в глухих деревнях.

В маленьком городке Белебее, являющимся административным центром уезда, я в качестве слуги и переводчика взял полицейского, на вид полурусского-полутатарина. Это был суровый, вечно хмурый и очень грязный башкир, который умел только командовать. Как и большинству его соплеменников в последние тридцать лет ему пришлось нести военную службу. Во время войны с Турцией (речь идет о русско-турецкой войне 1877—1878 гг. — прим. Кучумова), служа денщиком какого-то генерала, он побывал в Петербурге.

— Как же ты нашел дорогу в столицу? — удивился я.

— Не знаю, мы прибыли туда вечером, а уехали ночью. Все это время генерал кутил, а я охранял его комнату, так что Петербурга мне увидеть не удалось.

Я поинтересовался у него, что он думает о своих собратьях-башкирах.

— Прежде это были славные люди, — ответил он мне, — а теперь совершенно испортились: пьют и курят!

— Но я не видел среди них курящих!

— Так они это делают в тайне друг от друга.

Служака говорил мне правду, но сам был не лучше: он пил так много, что через несколько дней я вынужден был его прогнать.

Источники:

http://nazaccent.ru/content/23066-bashkiry-osobennosti-haraktera-i-tradicij.html
http://zen.yandex.ru/media/id/5cb57b7003be7000b456bd4b/5d19729c60d75900ad953fec
http://realnoevremya.ru/articles/53472

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector