0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ян ван эйк как умею. Ян ван Эйк

«Ян ван Эйк был здесь»: Как творил художник, с которого началась эпоха Северного Возрождения

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Художник нидерландского Возрождения

Ян ван Эйк, во многом благодаря которому и возник нидерландский Ренессанс, родился в городке Маасэйк близ Маастрихта в провинции Лимбург. Точный год его рождения неизвестен – предполагается, что художник появился на свет с 1385 по 1390 годы. На занятия ван Эйка, безусловно, оказало влияние то, что его старший брат Хуберт был востребованным художником. Он и давал Яну уроки рисования. Впоследствии братья много работали вместе, выполняя заказы на роспись алтарей в соборах.

Младший ван Эйк, помимо живописи — своего главного занятия, интересовался географией, геометрией, химией, и благодаря своим способностям был на хорошем счету у знати. Он поступил на службу к графу Иоганну Баварскому, чей двор находился в Гааге, а позже стал придворным бургундского герцога Филиппа III Доброго. В 1427 году ван Эйк был направлен герцогом в Португалию, чтобы написать портрет его будущей невесты, принцессы Изабеллы. Художник создал два изображения, одно было отправлено Филиппу морем, другое – сушей, но до настоящего времени оба портрета не сохранились. Сам ван Эйк вернулся во Фландрию уже со свадебным кортежем.

Одним из самых значительных творений ван Эйка считается алтарь Собора Святого Бавона в Генте, над росписью которого начинал работу брат Хуберт. В 1426 году старший ван Эйк скончался, и завершал работу над алтарем уже младший Ян. Как отмечают искусствоведы, даже если бы ван Эйк не создал за свою карьеру ничего, кроме Гентского алтаря, в истории он все равно остался бы одним из величайших представителей Раннего Возрождения. На 24 панелях алтаря изображены 258 фигур, а все произведение демонстрирует новый, ванэйковский стиль живописи, который позже разовьется у других нидерландских художников и станет визитной карточкой Северного Возрождения.

Отходя от средневековых традиций в изобразительном искусстве, ван Эйк, сохраняя на большинстве своих работ религиозную тематику, делал ставку на реализм. Большое внимание он уделял деталям, которые, с одной стороны, придавали сюжету точность, объективность, а с другой – часто носили выраженный символический характер. Библейские персонажи и фигуры святых у ван Эйка оказывались помещенными в повседневную, «земную» обстановку, где каждый элемент был изображен тщательно и с любовью. В этом смысле отмечается влияние на творчество ван Эйка другого нидерландского художника, Робера Кампена, в настоящее время называемого родоначальником традиций Северного Ренессанса.

Кампен считается вероятным автором картин Флемальского алтаря и алтаря Мероде, выполненных с куда большей реалистичностью, чем все созданные к тому времени произведения соборной живописи. К сожалению, установить точное авторство работ художников Раннего Возрождения сложно, так как до XV века обычая подписывать свои картины не существовало.

Символизм и загадки картин ван Эйка

Здесь новатором опять же стал Ян ван Эйк – одна из первых картин с подписью художника носит название «Портрет четы Арнольфини». Это, вероятно, самое узнаваемое произведение нидерландского мастера – и репутация эта заслужена как удивительным качеством письма, создающим эффект трехмерности пространства, погруженности в интерьер на холсте, так и неоднозначной трактовкой происходящего на картине, равно как и смысла отдельных интригующих деталей.

Ван Эйку приписывается слава изобретателя масляных красок – на самом же деле он усовершенствовал состав, которым пользовались художники того времени. Краски на основе масел делали уже с XII века, но эти краски долго высыхали, а высохнув, быстро теряли цвет, растрескивались. Широкие интересы ван Эйка и его знания в области химии помогли художнику усовершенствовать состав, благодаря чему стало возможным наносить краски слоями, как плотными, так и прозрачными. Многослойные мазки позволяли добиться объемности изображения, игры света и тени – это стало особенностью фламандской манеры письма.

По всей вероятности, на картине изображен купец Джованни ди Николао Арнольфини в момент заключения брака. Произведение до настоящего времени вызывает споры и различия в трактовке сюжета. Несомненно, во всяком случае, то, что эта работа ван Эйка – первый парный портрет в истории европейской живописи. Интересна подпись, которую сделал художник. Она размещена не внизу картины, а между изображениями люстры и зеркала. Довольно неожиданны слова «Ян ван Эйк был здесь» — это напоминает не столько подпись автора, сколько свидетельство присутствия при некоем официальном событии.

Читать еще:  Названия различных танцев. Современные виды танцев

Другие вопросы возникают, например, при взгляде на фигуру невесты – по всей видимости, не являющейся беременной, несмотря на кажущиеся признаки, на скинутую обувь, отражение в зеркале за спиной мужчины и женщины и еще на ряд символов, разгадка которых интересна и спустя более половины тысячелетия с момента создания картины.

Старые сюжеты и новая живопись

Значительная часть наследия ван Эйка посвящена религиозным сюжетам, среди них – большое количество изображений девы Марии. Мадонны ван Эйка помещены в весьма реалистичные интерьеры, где тщательно написана каждая деталь. При этом автору свойственно нарушать пропорции – как на картине «Мадонна в церкви», где фигура Марии кажется неестественно большой в интерьере храма.

«Мадонна канцлера Ролена» прославила советника Филиппа Доброго, канцлера Бургундии и Брабанта. Вероятнее всего, картина была заказана для фамильной часовни сыном Ролена. На полотне изображены три фигуры – Дева Мария, Младенец Иисус и сам канцлер. Но внимание зрителя не может не обратиться к пейзажу, который благодаря окну разделен на три части: за фигурой канцлера видны дома и городские постройки, за Мадонной – церкви. Эти две части разделяет река, проводя границу между светским и духовным. Берега реки символически соединены мостиком.

Начиная с 1431 года художник жил в Брюгге, где построил дом и женился. Крестным отцом первого из десяти детей ван Эйка и его жены Маргариты был герцог Филипп Добрый. Умер художник в 1441 году.
О творческом пути ван Эйка нидерландский искусствовед Карел ван Мандер отозвался так:
«То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ван Эйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском».

Северное Возрождение имеет свои характерные черты. В отличие от мастеров итальянского Ренессанса ван Эйк и его последователи шли скорее по пути создания нового искусства, а не возрождения античных традиций. На картинах голландца во внешнем облике человека читается его личность, а вся композиция является гармоничной и продуманной, благодаря единству пространства. Ван Эйк открыл для живописи и ряд приемов – таких, как поворот три четверти. И, бесспорно, его творчество – кладезь сведений о быте, моде, традициях тех времен, своего рода документалистика периода Возрождения.

Картины прошлых веков, ставшие зеркалом ушедшей эпохи, в свою очередь порой хранят тайны зеркал — часто неразгаданные.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Ян ван Эйк: жизнь и творчество художника

Ян ван Эйк (нидерл. Jan van Eyck, ок. 1385 или 1390, Маасейк—1441 Брюгге) — нидерландский живописец раннего Возрождения, мастер портрета, автор более 100 композиций на религиозные сюжеты, один из первых художников, освоивших технику живописи масляными красками.

Содержание

Биография Ян ван Эйка

Ян ван Эйк ладший брат художника и своего учителя Хуберта ван Эйка (1370—1426). Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. Родился в Северных Нидерландах в г. Маасейк.

Учился у старшего брата Хуберта, с которым работал до 1426 г.

Начал свою деятельность в Гааге при дворе нидерландских графов, впервые упомянут между 1422 и 1426 годами как «мастер Ян» в ранге камер-юнкера у графа Иоганна III.

С 1425 г. он — художник и придворный герцога Бургундского Филиппа III Доброго, который высоко ценил его как художника и щедро оплачивал его работы.

В 1427—1428 гг. в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию.

В 1427 г. посетил Турне, где был принят с почётом местной гильдией художников.

Вероятно, встречался с Робером Кампеном, либо видел его работы.

Работал в Лилле и Генте, в 1431 г. приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти.

Творчество Эйка

Стиль Эйка основывался на неявной силе реализма, послужил важным подходом в позднем средневековом искусстве.

Выдающиеся достижения этого реалистичного направления, например, фрески Томмазо да Модена в Тревизо, работы Робера Кампена, повлияли на стиль Яна ван Эйка.

Экспериментируя с реализмом, Ян ван Эйк добился поразительной точности, необычно приятных различий между качеством материалов и природным светом. Это позволяет считать, что его бережное очерчивание деталей ежедневной жизни делалось с намерением отобразить великолепие Господних творений.

Некоторые писатели ложно приписывают Яну ван Эйку открытие техники живописи маслом. Несомненно, он сыграл ключевую роль в совершенствовании этой методики, достигая с ее помощью беспрецедентного богатства и насыщенности цвета.

Ян ван Эйк развил технику писания маслом. Он постепенно добивался педантичной аккуратности в изображении мира природы.

Многие последователи неудачно копировали его стиль. Отличительным качеством работы Яна ван Эйка была трудная имитация его работ.

Читать еще:  Выписать поговорки и пословицы. Пословицы для детей

Его влияние на следующее поколение художников, в северной и южной Европе, нельзя переоценить. Целая эволюция фламандских художников 15 века носила непосредственный отпечаток его стиля.

Среди работ ван Эйка, которые сохранились, самой великой является «Гентский алтарь» — в соборе Сент-Бавон в Генте, Бельгия. Этот шедевр был создан двумя братьями, Яном и Хубертом, и завершен в 1432 году. На панелях экстерьера показан день Возвещения, когда ангел Гавриил посетил деву Марию, а также образы святого Иоанна Крестителя, Иоанна Евангелиста. Интерьер алтаря состоит из «Поклонения ягненку», изобличающий великолепный пейзаж, а также расположенных выше картин, показывающих Бога Отца возле Девы, Иоанна Крестителя, ангелов, играющих музыку, Адама и Еву.

За всю свою жизнь Ян ван Яйк создал множество великолепных портретов, которые знамениты благодаря кристальной объективности, точности графики.

Среди его картин: портрет неизвестного мужчины (1432), портрет мужчины в красном тюрбане (1436), портрет Яна де Лиюв (1436) в Вене, портрет жены Маргареты ван Эйк (1439) в Брюгге.

Свадебная картина «Джиованни Арнольфини и его невеста» (1434, Национальная галерея Лондона) наряду с фигурами показывает превосходный интерьер.

В биографии ван Эйка особый интерес художника всегда падал на изображение материалов, а также особое качество веществ. Его непревзойденная техническая одаренность особенно хорошо проявилась в двух религиозных работах – «Богоматерь канцлера Ролена» (1436) в Лувре, «Богоматерь каноника ван дер Пале» (1436) в Брюгге.

В национальной галерее искусств Вашингтона представлена картина «Возвещение», которая приписывается руке ван Эйка.

Считается, что некоторые незавершенные картины Яна ван Эйка закончил Петрус Кристус.

Интересные факты из жизни художника

В истории искусства «Портрет четы Арнольфини» — одна из первых картин, подписанная самим художником. «Здесь был Ян ван Эйк. 1434». Так как вплоть до XV века было не принято подписывать свои картины.

Картина Ян Ван Эйка, мастера из Брюгге, фламандского живописца эпохи раннего возрождения, — в которой спрятана подсказка. Картина называется «Портрет Четы Арнольфини».

Картина просто блещет огромным количеством деталей, что довольно интересно, ведь она написана только в 1434 году. И подсказкой о том, каким образом автору удалось сделать такой большой шаг вперед в реалистичности изображения, служит зеркало. А также подсвечник — невероятно сложный и реалистичный.

Существует несколько теорий пытающихся объяснить внезапный переход к реализму ван Эйка. Но, одна из самых интересных принадлежит британскому художнику Д. Хокни и физику Чарльзу М. Фалько. Они полагают, что ван Эйк использовал изогнутые зеркала и маленькие линзы-для создания почти фотографических изображений. Этим они объясняют сдвиги в перспективе на его картинах.

10 работ Ван Эйка, которые нужно знать

Ян ван Эйк (1385 (или 1390)-1441) был одним из первых великих мастеров живописи Северного Ренессанса. Ему приписывают чуть более 20 работ — портреты и религиозные картины, хотя он работал в Брюгге придворным художником Филиппа Доброго Бургундского. Рисование маслом (Ван Эйк считается изобретателем масляных красок, но, скорее всего, он их не изобрел, а усовершенствовал. До масляных красок, в живописи применяли темперу) позволило ван Эйку достичь непревзойденной глубины деталей и реалистичности. Его работы оказали большое влияние на голландских художников, таких как Рогир ван дер Вейден и Петрус Кристус.

1. Портрет четы Арнольфини

Портрет Арнольфини, написанный в 1434 году, является одним из самых узнаваемых изображений в западном искусстве. Полноразмерный двойной портрет находится в Национальной галерее в Лондоне с 1842 года. Это шедевр натурализма в масле, на котором изображен Джованни ди Николао Арнольфини и его жена Констанца — и это первый парный портрет в Европейской живописи! Наиболее популярна версия, что на картине изображена свадебная церемония. Но есть так же предположение, что картина написана после смерти Констанцы — и заказана в память о ней. На эту мысль исследователей натолкнул тот факт, над ее головой погасла свеча в люстре, в то время, как свеча над головой Джованни продолжает гореть.

2. Гентский алтарь. Ангелы музицирующие

Хьюберт ван Эйк, старший брат Яна, получил заказ на оформление алтаря от гентского торговца Йоса Вейдта, но умер в 1426 году, оставив своего брата завершать работу. Законченный к 1432 году, он представлял собой полиптих, состоящий из 24-х панелей, окрашенных внутри и снаружи. Высота алтаря около трех метров, а ширина около пяти. Известно, что его много раз вывозили во время европейских войн, и одна панель так и не нашлась после кражи в 1934 году. Работа является прекрасным примером того, как ван Эйк использовал свет и тень для представления глубины. Когда панели закрыты, зрители видят, что пророки и сивиллы объявляют о пришествии Христа, Богородицы и Архангела. Когда они открыты, мы видим (скорее всего) Иисуса Христа, у ног которого лежит корона как указание на то,что он превосходит всех царей; здесь же Иоанн Креститель, Мария, Адам и Ева.

3. Св. Франциск получает стигматы

Есть две почти идентичные версии этой картины, одна в Филадельфии и одна в Турине. В течение многих лет их авторство было неопределенно, пока не обнаружили, что деревянная панель, на которой написана филадельфийская роспись, сделана из того же дерева, что и два портрета ван Эйка. Ученые считают, что это относительно ранние работы Яна ван Эйка, возможно, конца 1420-х или начала 1430-х годов. Мы видим святого Франциска в течение его 40 дней в пустыне в сопровождении серафима и его исповедника, брата Льва. Поражает правдоподобность деталей на картине: на переднем плане с мельчайшей точностью выписаны скалы, а у стен города на большом расстоянии вы можете увидеть людей и животных под городскими стенами, которые являются не более чем крошечными черными пятнами на холсте.

Читать еще:  Дети спрашивают. Вопросы о предметах

4. Портрет человека в тюрбане

Национальная галерея в Лондоне хранит этот портрет с 1851 года. Уже долгое время он считается автопортретом ван Эйка, сделанным в 1433 году. В верхней части картины находится девиз «ALV IXH XAN» (как я умею), что означает и встречается в нескольких других его работах и только это дает основание приписать портрет кисти Яна ван Эйка.

5. Мужской портрет

«Мужской портрет», написанный в 1432 году, известен как ранний пример светского портрета. Новшеством является и парапет, который доминирует в его нижней части. На нем расположены три линии надписей. Крупными буквами «Leal Souvenir». Ниже подпись ван Эйка, а выше греческие буквы: TγΜ.ωΟΕΟς , которые, по одной из версий, складываются в имя «Тимофей», что может быть именем изображенного человека, или метонимом, отсылающим к известной личности; в любом случае, эта надпись дала второе название картине: «Тимофей». Портрет находится в Лондонской национальной галерее с 1857 года.

6. Мадонна канцлера Ролена

Николас Ролен был канцлером герцогства Бургундии. Именно он сидит слева, его руки в молитве обращены к Богородице, которая представляет ему младенца Иисуса, пока ангел парит над ней. Комната, в которой они сидят, выложена роскошной плиткой, колонны позади Ролена увенчаны резьбой, изображающей Семь Смертных Грехов. На заднем плане виден необычный пейзаж с рекой и городом. Можно разглядеть башни, мосты и горы. Это может быть Отён, родной город Ролена. В центре картины, на балконе, находятся двое мужчин в одном из которых многие признают самого художника (человек в красном тюрбане — по аналогии с автопортретом, хранящимся в Лондоне, о котором мы писали выше).

7. Портрет Маргареты ван Эйк

Одна из последних работ ван Эйка, портрет его жены 1439 года, когда-то был вывешен в часовне Гильдии Святого Луки в Брюгге, посвященной художникам. После длительной реставрации в Лондоне, портрет в настоящее время висит в Музее Грунинге в Брюгге. Как и во всех портретах ван Эйка, голова увеличена по сравнению с телом, и все внимание сфокусировано на чертах лица и голове. Маргарет смотрит на зрителя, ее красное платье обшито мехом, а волосы уложены по-бургундски. Эта работа долгое время находилась во владении Гильдии художников им. св. Луки. и вплоть до XVIII в. в день св.Луки выставлялась для всеобщего обозрения как образец мастерства.

8. Мадонна каноника ван дер Пале

По мнению исследователей, картина написана между 1434 и 1436 годами. Она была заказана для каноника Йориса ван дер Пале. Богоматерь восседает на престоле в центре картины с младенцем Христом на руках; с одной стороны — Святой Донатиан, покровитель Брюгге, а с другой — Святой Георгий в доспехах и стоящий на коленях ван дер Пале в клерикальной одежде. Святые представляют его Богородице, надеясь, что она заступится за него, когда придет его черед предстать перед Богом.

9. Портрет Яна де Лейва

Еще один из замечательных портретов ван Эйка. Ян де Лейв, вероятно, был знакомым ван Эйка. Он был известным ювелиром в Брюгге, и ван Эйк показывает его одетым в черную шапочку и халат. Ян де Лейв смотрит на зрителя держа в руке золотое кольцо — символ профессии. На рамке, которая окружает портрет, есть надпись, которая проходит по всем четырем сторонам и закрашена так, чтобы выглядеть отлитой в бронзе. Изречение на фламандском языке гласит: «Я, Ян де Лейв, нарисован Яном ван Эйком.»

10. Дрезденский триптих. Богородица с Младенцем, Святым Георгием и Святой Екатериной

Дрезденский триптих, который когда-то был частью коллекции английского Карла I, а теперь хранящийся в Галерее старых мастеров в Дрездене, носит девиз ван Эйка «Als Ich Can» и, вероятно, был задуман как мобильный алтарь для путешествующего священнослужителя: размеры его центральной панели 33х27 см. На внешней стороне панелей (при закрытом алтаре) очень реалистично изображены фигуры Марии и Габриэля, словно каменные скульптуры. А на главных внутренних панелях зрители видят святую Екатерину Александрийскую с одной стороны, Архангела Михаила и неизвестного человека (вероятнее всего, заказчик) с другой, в то время как в центре — знакомое изображение Марии и младенца Христа.

Источники:

http://kulturologia.ru/blogs/200119/42005/
http://allpainters.ru/van-jejk-jan.html
http://zen.yandex.ru/media/id/5ae4a4b8c3321b1f23ef1ec5/5b7d118268288c00a9250d42

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector