Якуты азиаты или нет. Якуты: самые шокирующие факты
Якуты: самые шокирующие факты
Самым ценным продуктом была конина. Скот местных пород был вынослив и холодостоек, но доился только летом. Имеется в виду коровье молоко и конское – кумыс. На севере разводили оленей. Из коровьего молока делали простоквашу – «суорат», её замораживали на зиму, добавляя ягоды, коренья, мясо. Зимой откалывали и варили на этой основе суп – «бутугас». В рационе присутствовала дичь и рыба.
Одним из способов охоты было использование пасущегося быка, за которым прятался охотник. Такой же приём использовали североамериканские индейцы. Якуты умели охотиться верхом на лошади и с использованием собак. Для рыбной ловли использовались два вида лодок: деревянные плоскодонки и берестяные, которые назывались «тыы». С них ловили сачками или сетями. Иногда устраивали коллективный проход с неводом; добыча делилась поровну на всех участников. Зимой практиковали подлёдный лов через прорубь. Рыбу ели сырой или приготовленной, про запас замораживали или заквашивали в ямах. Якуты занимались сбором и заготовкой даров леса: это щавель, черемша, различные коренья, и даже внутренний слой коры деревьев. Ягоды собирали меньше, а малину совсем не использовали: она считалась нечистой.
До прихода русских якуты одевались главным образом в шкуры: прядение, ткачество и валяние войлока не применялись. Ткани были привозным товаром, их носили наиболее богатые члены рода. Активно использовался конский волос: из него плели шнуры, верёвки, арканы, рыболовные сети, им вышивали. Одежда, особенно женская, украшалась вышивкой и аппликацией. Практиковалась резьба по дереву и мамонтовой кости. Характерный мотив, который использовался в орнаментах – бычьи рога. Это очень древний символ, он встречается по всей Евразии: в Месопотамии, на Крите, в Индии, в Испании, в Скандинавии… Народ якутов хорошо владел кузнечным ремеслом. Производился поиск руды, выплавка и чеканка изделий из различных металлов: железа, меди, серебра. Серебряной, золотой и медной чеканкой украшалась конская сбруя, оружие, пояса, одежда. Женщины носили серьги, кольца, цепи, браслеты, всевозможные красивые подвески. Оружие до прихода русских состояло из лука со стрелами и копий. В отличие от большинства сибирских народов, якуты изготавливали не только металлическую и кожаную посуду, но и лепную керамику. Якуты заготавливали для скота сено на зиму, используя при этом косу-горбушу, которую знали ещё до прихода русских. Единицей измерения земли был «кю-рюё» — участок, который требовался на создание одного стога. На Руси коса-литовка (которой косят с выпрямленной спиной) начала входить в обиход в XIV веке, у якутов – в XVII, с приходом в Сибирь русских.
Передвижения происходили чаще всего верхом. Местные лошади – маленькие, очень выносливые и неприхотливые, приученные к пересечённому рельефу. В зимнее время якуты использовали лыжи, аналогичные русским. Разница состояла в том, что на Руси их подбивали шкурой с голени лося, а в Якутии – шкурой оленя или лошади. В качестве вьючных и тягловых животных использовали быков. Зимой их запрягали в особые сани «силис сыарга» с полозьями из кривых стволов деревьев. В сани-нарты запрягали оленей, их полозья делали прямыми.
Дом назывался «юрта», он имел сложное внутреннее устройство. Это было осёдлое жилище, а не кочевое. Каркас делался из жердей, летняя юрта накрывалось сшитой берестой, зимняя – бревенчатым настилом. Сверху постройка устилалась дёрном, который срастался и давал дополнительную защиту от холода и влаги. Внешняя часть стен выстраивалась из дёрна и заливалась глиной. Под одной крышей объединялись жилое помещение, склад, мастерские, хлев. Постройки были ориентированы по сторонам света. Вход всегда делался на востоке. В дальнем правом углу делался очаг – «осох». Зимой его топили постоянно. Вдоль стен располагались длинные лавки «орон». Лавка слева от входа предназначалась для молодых мужчин и работников. Женщины и дети размещались возле очага. Самой почётной считалась лавка, идущая вдоль левой (южной стены). Там, где эта стена заканчивалась, находился священный угол, где размещались предметы, имеющие отношение к религии. Похожие дома сохранились в Гренландии со времён норманской колонизации. Лишний повод вспомнить источники, что скандинавы явились из Азии.
До XIX века было принято многожёнство. Каждая жена имела свою юрту и хозяйство. Невесту было принято выбирать в другом роде и желательно даже в другом улусе. За невесту вносили калым, состоящий главным образом из скота, часть которого забивалась для свадебного пиршества. Жених получал приданое, включающее утварь, меха и предметы хозяйственного обихода. Меховой женский плащ был особо дорогой вещью и переходил по наследству. На свадьбе исполнялись песни-сказания о предках, любовная лирика, сказки (в том числе о животных), шуточные песни вроде русских частушек. На исполнении богатырских легенд специализировались отдельные сказители «олонхосут»: они пели в технике горловой фальцетной полифонии – с эффектом двухголосия. Среди музыкальных инструментов был варган, струнные и ударные инструменты. Танцы были как общие – хороводные, так и персональные.
Рабом мог стать военнопленный, бедный сородич, или проданный в рабство ребёнок. Все эти варианты были весьма распространёнными. Аристократы-рабовладельцы назывались тойонами. Рабы составляли их военный отряд, пасли скот, выполняли работы по дому. Раб имел право на семью и отдельную юрту.
По вере якутов, мир имеет девять ярусов, в которых обитают существа, невидимые в мире людей, но имеющие на него большое влияние. Духам верхних уровней приносили в жертву лошадей, нижних – коров. Якуты верили в духов предков, которые делились на умерших праведно и неправедно и в соответствии с этим вели себя после смерти. Большую посмертную силу имели души умерших шаманов. Признавалось существование духов – хозяев различных природных объектов. Одним из самых важных был культ женской богини плодородия. Религиозными вопросами ведали шаманы: как мужчины, так и женщины. Бубны у них не круглые, а овальные – «дюнгюр». Элементы тотемизма сохранились до сих пор: у каждого рода имеется животное-покровитель, которое запрещается убивать и называть по имени. Каждый шаман имел животное-двойника, в которое мог перевоплощаться. Православие якуты начали принимать в XVIII веке. К обычным серебряным украшениям добавлялся большой крест. В священном углу юрты, кроме защитных символов добрых духов, появились иконы. Галина Погодина
Помнят ли якуты о своем тюркском происхождении?
Название якутов происходит от тюркского слова, означающего «край, граница, берег». То есть они – «окраинные жители». Правда, сами себя люди из этого народа зовут саха – человек. Они являются коренным населением северо-востока Сибири, но родом, все же, из других, более дальних мест.
Еще в 12-13-х веках вся западная часть Монголии была населена тюрками. Два племени жили бок о бок. Но монголы раньше начали объединяться в одно государство – начало этому положил еще Есугей, отец Чингисхана. А сам великий завоеватель окончательно вытеснил тюрок на запад и на север.
Если быть более точным, этим занимался его сын Джучи, наиболее важный чингизид для российской истории. От него вели род все правители Золотой Орды. Именно из-за его походов предки якутов из байкальского региона начали мигрировать туда, где они живут сейчас.
В наше время их изначальная родина занята монголоязычными бурятами. Якуты рассказывают истории о том, как их родоначальники уходили в северные леса, спасаясь от своих врагов с 11-о по 13-й века.
Когда они жили на юге, то владели древнетюркским руническим письмом, но после оно исчезло из-за ухудшения условий обитания и смешения с другими народами. Из-за взаимодействия с юкагирами и эвенками несколько изменился и язык якутов, но это не означает, что он перестал быть тюркским. Правда, он входит в отдельную группу тюркских наречий, не похожих на кипчакские, огузские или карлукские говоры. Но это связано больше с длительной изоляцией.
Сами якуты не считают других жителей тундры своими родственниками. А как они относятся к другим тюркам?
Помимо якутов, одним из самых северных тюркских народов являются тувинцы. Хоть климат в Туве тоже не сахар, по сравнению со своими собратьями с берегов Лены, они будут все равно что южане-курортники. Расстояние между теми и другими очень большое. Поэтому все общение якутов с ближайшими к ним тюрками прекратилось многие столетия назад.
Но они не живут в иглу, ходят в школу, имеют доступ к интернету и путешествуют по миру. Т.е. современные жители Якутии знают, что по всему свету у них немало родственников – от восточных степей до Средиземного моря. У народов всей России сейчас наблюдается рост интереса к своим корням, вот и якуты не остаются в стороне.
Как народ, несколько столетий живший отдельно, саха мало смешивались с соседями иного происхождения. И потому они лучше сохранили древнюю тюркскую кровь (в отличие от западных тюркских народов).
Несмотря на то, что они являются намного более монголоидными, культура, все же, не степная, а северная – сказался образ жизни. Но зато тут лучше, чем в другом любом месте сохранилась древняя религия азиатских степных кочевников – тенгрианство. Она осталась практически в неизменном виде с тех времен, когда предки саха ушли на север.
Этого человека зовут Габышев Айхал Иванович, он якутский бизнесмен и политик. Он поздравляет турок такими словами: «Мы, якутские тюрки-саха, любим Турцию, Ататюрка и турецкий народ, с Новым годом, кровные братья!»
Так что, можно с уверенностью сказать, что якуты знают и ценят свои тюркские корни.
Чукчи: самые шокирующие факты
Мы все привыкли считать представителей этого народа наивными и миролюбивыми жителями Крайнего Севера. Дескать, всю свою историю чукчи пасли стада оленей в условиях вечной мерзлоты, охотились на моржей, а в качестве развлечения дружно били в бубны. Анекдотичный образ простака, который все время произносит слово «однако», настолько далек от реальности, что это действительно шокирует. Между тем, в истории чукчей немало неожиданных поворотов, а их быт и нравы до сих пор вызывают споры у этнографов. Чем же представители этого народа так отличаются от других обитателей тундры?
Называют себя настоящими людьми
Чукчи – единственный народ, мифология которого откровенно оправдывает национализм. Дело в том, что их этноним произошел от слова «чаучу», которое на языке аборигенов севера обозначает владельца большого числа оленей (богача). Данное слово услышали от них русские колонизаторы. Но это не самоназвание народа.
«Луораветланы» – так чукчи именуют себя, что переводится как «настоящие люди». Они всегда высокомерно относились к соседним народам, а себя считали особенными избранниками богов. Эвенков, якутов, коряков, эскимосов в своих мифах луораветланы называли теми, кого боги создали для рабского труда.
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, общая численность чукчей составляет всего 15 тысяч 908 человек. И хотя этот народ никогда не был многочисленным, умелые и грозные воины в непростых условиях сумели завоевать огромные территории от реки Индигирки на западе до Берингова моря на востоке. Их земли по площади сопоставимы с территорией Казахстана.
Раскрашивают лица кровью
Чукчи делятся на две группы. Одни занимаются оленеводством (кочевники-скотоводы), другие охотятся на морского зверя, по большей части, добывают моржей, поскольку живут на берегу Северного Ледовитого океана. Но это основные занятия. Оленеводы тоже занимаются промыслом, они добывают песцов и других пушных животных тундры.
После удачной охоты чукчи раскрашивают свои лица кровью убитого зверя, при этом изображая знак своего родового тотема. Затем эти люди совершают ритуальное жертвоприношение духам.
Воевали с эскимосами
Чукчи всегда были умелыми воинами. Представьте себе, сколько храбрости необходимо, чтобы выходить в океан на лодке и нападать на моржей? Впрочем, не только животные становились жертвами представителей этого народа. Они часто совершали грабительские походы на эскимосов, перебираясь в соседнюю Северную Америку через Берингов пролив на своих лодках, сделанных из древесины и моржовых шкур.
Из военных походов умелые воины привозили не только награбленное добро, но и рабов, отдавая предпочтение молодым женщинам.
Интересно, что в 1947 году чукчи в очередной раз решили пойти войной на эскимосов, тогда лишь чудом удалось избежать международного конфликта между СССР и США, ведь представители обоих народов официально являлись гражданами двух супердержав.
Чукчи за свою историю успели изрядно насолить не только эскимосам. Так, они часто нападали на коряков, отбирая их оленей. Известно, что с 1725 по 1773 годы захватчики присвоили около 240 тысяч (!) голов чужого скота. Собственно, чукчи занялись оленеводством после того как ограбили соседей, многим из которых пришлось добывать себе пропитание охотой.
Подкравшись к поселению коряков в ночи, захватчики протыкали копьями их яранги, стремясь сразу же убить всех хозяев стада, пока они не проснулись.
Татуировки в честь убитых врагов
Чукчи покрывали свои тела татуировками, посвященными убитым врагам. После победы воин наносил на тыльную сторону запястья правой руки столько точек, сколько противников он отправил на тот свет. На счету некоторых опытных бойцов было столько поверженных врагов, что точки сливались в линию, идущую от запястья к локтю.
Предпочитали смерть плену
Чукотские женщины всегда носили при себе ножи. Острые лезвия были нужны им не только в быту, но и на случай самоубийства. Поскольку пленные люди автоматически становились рабами, чукчи предпочитали смерть такой жизни. Узнав о победе врага (например, явившихся отомстить коряков), матери сначала убивали своих детей, а потом и самих себя. Как правило, они бросались грудью на ножи или копья.
Проигравшие воины, лежащие на поле брани, просили своих противников о смерти. Причем, делали это равнодушным тоном. Единственным пожеланием было – не мешкать.
Выиграли войну с Россией
Чукчи – единственный народ Крайнего Севера, воевавший с Российской империей и одержавший победу. Первыми колонизаторами тех мест стали казаки, руководил которыми атаман Семен Дежнев. В 1652 году они построили Анадырский острог. За ними на земли Заполярья отправились другие искатели приключений. Воинственные северяне не захотели мирно соседствовать с русскими, а уж тем более – выплачивать налоги в имперскую казну.
Война началась в 1727 году и длилась более 30 лет. Тяжелые бои в непростых условиях, партизанские диверсии, хитроумные засады, а также массовые самоубийства чукотских женщин и детей – все это заставило русские войска дрогнуть. В 1763 году армейские части империи были вынуждены покинуть Анадырский острог.
Вскоре у берегов Чукотки появились корабли англичан и французов. Возникла реальная опасность, что эти земли захватят давние противники, сумев договориться с местным населением без борьбы. Императрица Екатерина II решила действовать дипломатичнее. Она предоставила чукчам налоговые льготы, а их правителей буквально осыпала золотом. Русским жителям Колымского края было приказано, «… чтобы они отнюдь ничем не раздражали чукоч, под страхом, в противном случае, ответственности по суду военному».
Такой мирный подход оказался гораздо более эффективным, чем войсковая операция. В 1778 году чукчи, задобренные властями империи, приняли российское подданство.
Смазывали стрелы ядом
Чукчи прекрасно владели своими луками. Они смазывали наконечники стрел ядом, даже легкое ранение обрекало жертву на медленную мучительную и неминуемую смерть.
Бубны обтягивали человеческой кожей
Чукчи сражались под звуки бубнов, обтянутых не оленьей (как положено по обычаю), а человеческой кожей. Такая музыка нагоняла ужас на врагов. Об этом говорили русские солдаты и офицеры, воевавшие с аборигенами севера. Колонизаторы объясняли свое поражение в войне особой жестокостью представителей этого народа.
Воины умели летать
Чукчи во время рукопашных схваток перелетали через поле битвы, приземляясь в тылу врага. Как они совершали прыжки на 20-40 метров и после этого могли сражаться? Ученые до сих пор не знают ответа на этот вопрос. Вероятно, умелые воины использовали особые приспособления вроде батутов. Данный прием часто позволял одерживать победы, ведь противники так и не поняли, как ему противостоять.
Чукчи владели рабами вплоть до 40-х годов ХХ века. Женщин и мужчин из бедных семей часто продавали за долги. Они выполняли грязную и тяжелую работу, как и захваченные в плен эскимосы, коряки, эвенки, якуты.
Чукчи вступали в так называемые групповые браки. В них входили несколько обычных моногамных семей. Мужчины могли обмениваться женами. Такая форма социальных отношений была дополнительной гарантией выживания в тяжелых условиях вечной мерзлоты. Если кто-то из участников подобного союза погибал на охоте, то о его вдове и детях было, кому позаботиться.
Чукчи могли прожить, найти кров и еду, если обладали способностью смешить людей. Народные юмористы переезжали из стойбища в стойбище, веселя всех своими шутками. Их уважали и высоко ценили за талант.
Чукчи первыми изобрели прообраз современных подгузников. Они использовали слой мха с оленьей шерстью как впитывающий материал. Новорожденного одевали в подобие комбинезона, меняя импровизированный подгузник несколько раз в день. Жизнь в условиях сурового севера заставляла людей быть изобретательными.
Меняли пол по приказу духов
Чукотские шаманы могли сменить пол по указанию духов. Мужчина начинал носить женскую одежду и вести себя соответственно, иногда он буквально выходил замуж. А вот шаманка, напротив, перенимала стиль поведения сильного пола. Такого перевоплощения, по верованиям чукчей, от своих служителей иногда требовали духи.
Старики умирали добровольно
Чукотские старики, не желая быть обузой для своих детей, часто соглашались на добровольную смерть. Известный писатель-этнограф Владимир Богораз (1865-1936 гг.) в своей книге «Чукчи» отметил, что причиной возникновения такого обычая стало вовсе не плохое отношение к пожилым людям, а тяжелые условия жизни и недостаток пищи.
Часто добровольную смерть выбирали тяжелобольные чукчи. Как правило, таких людей убивали через удушение ближайшие родственники.
Источники:
http://sakhatoday.ru/2018/01/yakuty-samye-shokiruyushhie-fakty/
http://zen.yandex.ru/media/id/5cf423b7ddc81b00afb21858/5da7071c027a15626b8fbbe8
http://matveychev-oleg.livejournal.com/9354092.html