0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Взрослые хоровые коллективы. Введение в египтологию

Взрослые хоровые коллективы. Введение в египтологию

Пение в хоре подразумевает совместное пение большого коллектива от 10-ти до 100 человек. Хористов (музыкантов хора) объединяют совместное разучивание и исполнение единого для всех репертуара, написанного чаще всего специально для хора. Современные примеры хорового пения – «Камерный хор Московской консерватории» под управлением Б.Тевлина, хор Государственной академической симфонической капеллы России под управлением В.Полянского и т.п.

Хоровые коллективы бывают разными: мужской хор, женский хор, смешанный хор, детский хор и т.п. Репертуар, исполняемый хором, разнообразен: классические произведения, народные песни.

Мы набираем хоровые группы по различным возрастным категориям и уровню подготовки. Если вы никогда раньше не пели и не занимались у нас, то вам необходимо записаться на пробный урок, по результатам которого вы будете определены в группу для занятий пением: начальный уровень (группа вокального ), продвинутый уровень, хор для взрослых или детский хор.

Мы набираем хоровые группы по различным возрастным категориям и уровню подготовки. Если вы никогда раньше не пели и не занимались у нас, то вам необходимо записаться на пробный урок, по результатам которого вы будете определены в группу для занятий пением: начальный уровень (группа вокального сольфеджио), продвинутый уровень, хор для взрослых или детский хор.

Уважаемые родители и законные представители детей!

Большой детский хор объявляет дополнительный набор в старшую (концертную) группу хора девочек 13-16 лет, обладающими вокальными данными и владеющими нотной грамотой. Приоритет для низких голосов. Прослушивание проводится после предварительного согласования. Хор расположен п о адресу: Дегтярный пер. 7 , школа №2054, 2-й этаж, класс 22.

Следующее прослушивание для поступления в основной состав хора в другие группы будет весной. Следите за объявлениями на сайте!

В качестве эксперимента, в этом году открыты группы для подготовки к прослушиванию в основной состав. Занятия проходят на базе центра семейного развития “Миллениум” на Настасьинском переулке. Две платные группы работают для детей от 4-х до 9-и лет. Два раза в неделю по средам и субботам. Если Вам интересно, заполните заявку внизу страницы и мы ответим какие требования и что нужно сделать для поступления в эти группы.

О требованиях, предъявляемых к детям, вы можете узнать из фильма. Нажмите ссылку ниже чтобы его .

Хоровое пение может выступать как в роли предпрофессиональной общеобразовательной подготовки детей, так и характеризовать особый вид музыкальной деятельности. Владимир Иванович Даль описывал хоровое пение как «дружное и совместное». С ним трудно поспорить: это, можно сказать, коллективная работа, где каждый должен чувствовать ответственность. Конечно, хор может замаскировать небольшие вокальные недостатки того или иного солиста, но главное — сохранять гармонию и общность, единый звуковой узор.

В студиях, музыкальных школах, творческих объединениях нашего города ребята могут научиться хоровому пению в дружной компании и под руководством опытных наставников. Нередко хор объединяет детей, посещающих церковные приходы, духовные заведения — в таком случае, мальчики и девочки повысят и свою религиозную культуру, узнают больше об истории и традициях своей страны.

Польза хорового пения неоспорима и доказана многими учеными: во-первых, солист улучшает работу дыхательной и сердечно-сосудистой систем, повышает тонус головного мозга. Во-вторых, вокал благотворно действует в том случае, если у ребят есть проблемы с суставами или осанкой. В-третьих, хоровое пение обладает мощным психотерапевтическим воздействием, уменьшая стрессы и сводя на нет комплексы.

Пение — это свобода: поэтому оно никоим образом не ассоциируется с напряжением. Петь нужно чистым и ясным голосом, слова произносить так же — понятно и четко. Следует помнить, что сила звука не добивается криком. Не стоит пытаться «перекричать» тех, с кем поете в хоре: важно прислушаться к ним и сделать так, чтобы ваш голос влился в «общий поток». Дыхание нельзя брать посреди слова и певческой фразы — это портит впечатление и неизбежно вносит диссонанс. Нельзя петь сквозь зубы: рот должен открываться легко и свободно. Несмотря на то, сидите вы или стоите, нужно не сгибаться и держать спину прямо: именно так легкие смогут свободно вобрать воздух, необходимый для пения.

Итак, вы захотели попасть в церковный хор. Если вы человек верующий, то вам вдвойне интересно пение на клиросе. В конце концов, клирос подражает ангелам, и имитирует ангельский небесный лик. Это уже само по себе достаточно привлекательно для верующего человека, а более активное участие в богослужении подсознательно (а иногда и вполне осознанно) вселяет мысль о большей собственной ценности для прихода.
Конечно, нельзя совсем исключать и такой вариант, что вы видите в этой работе возможность совместить благое с утилитарным (сиречь, деньгами). В этом нет ничего плохого. Работа на клиросе сложна и за нее вполне уместно хоть что-то, да получать. Итак, предыстория понятна. Вы хотите попасть в церковный хор.

Теперь, собственно, как это делается

2. Итак, вы подходите к настоятелю и говорите «Здравствуйте, меня зовут так-то и так-то. Я хочу петь в церковном хоре. У меня есть/нет (нужное подчеркнуть) музыкальное образование, есть/нет (нужное подчеркнуть) опыт пения на клиросе, готов/не готов (нужное подчеркнуть) работать бесплатно».

Настоятель очень быстро взвесит ваши шансы, и если они ненулевые (если вы мужчина — шансы слегка возрастают, так как мужиков на клиросе традиционно не хватает), то он даст контакты регента — «директора» хора.

И направит вас для беседы уже с ним. Если же настоятель явно вас отшивает (видно, что приводит аргументы, по которым вы петь не можете), тогда спросите его «есть ли при церкви школа церковного пения, куда вы готовы ходить». Если есть — спросите, как туда попасть. Если нету — вежливо попрощайтесь и извинитесь за отнятое время.

3. На этой фазе предполагается, что настоятель вас все-таки не «отшил» и направил к регенту. Расслабляться рано. Регент часто просто «за настоятеля» грамотно отшивает, вдобавок регент уже профессионал в пении (и уж точно он про себя думает именно так), поэтому к беседе добавится ваше естественное волнение (если, конечно, вы не пели до этого 15 лет по разным клиросам).

Читать еще:  Мольер краткая биография. Жан батист мольер

Итак, подходите к регенту и вам придется повторить уже ему все то, что вы сказали настоятелю, после чего вы можете предложить регенту прямо сейчас спеть с ним вдвоем что-нибудь простенькое (чтобы регент мог оценить приятность/скрипучесть вашего голоса).

Обычно уверенность в таких вопросах работает в плюс. Если у регента есть хоть какой-то интерес к новым певчим, он уделит вам время. Если у регента интереса нет (его все устраивает в текущем составе) — что ж, попробуйте его спросить про то, есть ли школа церковного пения в городе. Если да — попросите координаты и попрощайтесь. Если нет — просто попрощайтесь. Вы пока не можете устроиться на клирос. Собственно, это тяжелая работа и вашу потерю (ну или упущенные возможности, как уж вам больше нравится) нельзя назвать трагичной.

4. Предположим, регент все-таки согласился вас принять на испытательный срок. И назначил вам время, когда прийти уже на общую спевку (проще говоря, репетицию), в которой участвуют уже все работающие на клиросе люди. От вас теперь требуется не сжечь себе нервы и не испугать уже работающих хористов. Есть несколько советов.

  • Не используйте много церковных слов/выражений на спевке и вообще в общении. Певчие, как правило, начинают про такого человека думать так «ой, пришел мега-православный, который подослан настоятелем, чтобы шпионить за нами, он будет нам портить пение, но будет на хорошем счету у настоятеля». Будьте сами собой, не ведите себя слишком раскованно, но и пугливой мышкой быть не надо (иначе сделают вывод, что от вас толку, как от дохлой мухи, все таки исполнение музыкальных произведений требует некоторой доли исполнительской храбрости).
  • Оденьтесь добротно и хорошо. Бедно одеваться не в плюс вам просто потому, что певчие тут же начнут думать «вы любой ценой хотите пробиться в левый хор и отнять службы у уже работающих певчих». Вы этого пока не знаете, но у певчих все службы лимитированы и за каждую идет драка (потому что настоятель не разрешает всем выходить по желанию, есть лимит на кол-во человек на будничной «левой» службе). Покажите, что вы на все готовы на праздничных службах по выходным, но вы человек работающий и деньги у вас есть (даже если это приукрашенная реальность)
  • Настройтесь на то, что хорошее расположение вам будет первое время оказывать только регент. Певчие очень боятся разрушить хрупкий мирок, который у них складывается за время их работы — это и баланс рабочей нагрузки, и распределение авторитета в коллективе, и поэтому никто не будет «ставить на темную лошадку». К Вам будут относиться с холодной вежливостью, а в особо запущенных случаях — с холодной НЕвежливостью)) Если хотите петь по настоящему — вам придется это все перенести.
  • Само собой, не опаздывайте. Придите пораньше, осмотритесь. Предложите взять домой ноты, чтобы их изучить (это, конечно, если вы не читаете с листа как компьютер, но такое встречается очень редко, во всяком случае в провинции). Если вы какие-то ноты домой взяли, докажите что дома их смотрели. Берите не много. Два-три произведения, но потом покажите, что стали петь их лучше (иными словами, продемонстрируйте прогресс).

В целом, на этой стадии все уже зависит от реальной пользы, которую вы можете принести. Если от вас есть толк и ваш характер не вызывает ужас вас, скорее всего, оставят. Кстати, есть такой секрет — если хотите, чтобы вас точно оставили, предложите читать на клиросе — псалтырь или часы. Начните с того, что выучите текст этих молитв назубок, чтобы в любое время дня и ночи могли отчеканить эти тексты как робот. Певчие ненавидят читать (потому что от этого портится голос), и любому чтецу обычно рады как глотку фанты в жару. И готовность «все читать» на фазе новичка очень и очень помогает смягчить стальной блеск в глазах старых и опытных певчих))

Ну и помните. Если Господь захочет вас видеть на клиросе — вы будете на клиросе. Это проверено.

Взрослые хоровые коллективы. Введение в египтологию

© Живов В. Л., 2003, 2018

© ООО «Издательство ВЛАДОС», 2018

Предисловие ко второму изданию

Хоровая культура является одним из древнейших видов художественной деятельности. В разных странах её развитие протекало по-разному, но всегда заключало в себе единство хорового творчества, хорового исполнительства и хоровой педагогики. Эти три взаимосвязанных компонента определяют понятие – хоровая культура народа, изучение которой вместе с другими дисциплинами дирижёрско-хорового цикла и составляют высшую цель предмета хороведение. При этом нельзя забывать, что хоровая культура – это не что-то обособленное, а часть общей музыкальной культуры, и хоровое исполнительство (несмотря на присущие ему особенности) – всего лишь один из видов музыкального исполнительства, подчиняющийся его общим законам.

То же относится и к дирижёрско-хоровой педагогике. Ограничение предмета «хороведение» узким кругом технологических проблем, ориентация будущих хормейстеров на решение главным образом технических задач (что, увы, встречается ещё часто), создаёт благоприятную почву для воспитания музыкантов-ремесленников, способных организовать хор и разучить с ним музыкальные произведения, но весьма далеких от проблем истолкования авторского замысла, от подлинной исполнительской интерпретации музыки.

Современное хороведение должно сегодня представлять собой область музыковедения, обобщающей теорию и практику хорового исполнительства как профессионального, так и любительского. Являясь частью системы дирижерско-хоровой подготовки будущих хормейстеров, оно призвано формировать у них не только специальные хормейстерские знания, умения и навыки по руководству хоровым коллективом, но и способствовать обогащению и углублению сведений, полученных на других учебных курсах – в классах дирижирования, вокала, чтения хоровых партитур, сольфеджио, гармонии, истории музыки, психологии, педагогики. В конечном же счете оно должно быть нацелено на воспитание высокоэрудированного специалиста, творческой личности, исполнительской индивидуальности.

Если обратиться к «Словарю русского языка», то можно увидеть, что слова «искусствоведение» и «литературоведение» толкуются в нём как «наука об искусстве» и «наука о литературе». По той же логике слово «хороведение» означает «науку о хоре». А если это наука, то она должна включать как минимум три основных направления: историю хоровой культуры, хоровую теорию и методику работы с хором. В свою очередь, знание истории хоровой культуры немыслимо без изучения хорового творчества композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, а следовательно, без хоровой литературы и истории и теории хорового исполнительства. Сюда же не лишне было бы включить изучение истории хорового образования. Одно это перечисление красноречиво свидетельствует о явной перенасыщенности проблематики курса «хороведение», что требует выделения из «всеобъемлющего» круга его проблем некоторых более локальных направлений, которые, в сущности, могут быть, да и являются самостоятельными дисциплинами.

Читать еще:  Танец Tribal в школе Trinity Dance. Танец трайбл

К таким дисциплинам относится, в частности, курс «Теория хорового исполнительства», основные темы которого составляют содержание данной книги.

Проблема исполнения художественного произведения вот уже несколько десятилетий не перестает быть одной из самых актуальных искусствоведческих проблем. Такое внимание к важнейшему виду творчества, вторичного по своей сути, объясняется растущим интересом различных наук (особенно психолого-педагогической направленности) к вопросам творческого самовыражения личности. Отметим в этой связи, что потребность к самовыражению, составляющая основу жизнедеятельности человека, ярко проявляется в интерпретации получаемой им информации, в том числе в декодировании текста произведения искусства. Интерпретация, трактовка, механизмы понимания текста, способы и границы преобразования информации являются ядром информатики, лингвистики, психологии, герменевтики и многих других наук.

Особенно актуальна проблема интерпретации в музыке, поскольку подлинная жизнь музыкального сочинения начинается только с момента исполнения.

Хоровое искусство живёт по законам, присущим любому музыкально-исполнительскому искусству. Как и другие виды исполнительского искусства, оно подразумевает формирование исполнительского замысла сочинения, т. е. субъективно-объективную интерпретацию (трактовку) авторского текста и её реализацию как на этапе репетиционной работы с хором, так и на стадии концертного исполнения.

Вышесказанное определяет цель курса: вооружить студентов знаниями теоретических и методических основ хорового исполнительства – фундамента их будущей исполнительской и педагогической деятельности.

Для этого он должен решить следующие задачи:

1) раскрыть специфику и общие закономерности хорового исполнительства как одного из видов исполнительского искусства;

2) раскрыть закономерности художественно-выразительного, экспрессивного и архитектонического воздействия общеисполнительских и специальных хоровых исполнительских средств и приемов;

3) раскрыть методические основы и этапы работы дирижера над хоровой партитурой;

4) вооружить студентов рациональной методикой репетиционной работы с хором;

5) дать студентам представление о секретах выразительности дирижерского жеста;

6) ознакомить студентов с вопросами музыкального и музыкально-исполнительского стиля, дать им представление о различных стилистических направлениях, способствовать воспитанию сознательного подхода к выбору соответствующих тому или иному стилю исполнительских приемов;

7) дать студентам представление об этических нормах и правилах, которые должен соблюдать руководитель хорового коллектива.

И ещё одно соображение.

Известно, что качество хора или оркестра и его исполнительский уровень определяются, прежде всего, художественно-исполнительскими критериями его дирижера. Если эти критерии высоки, то руководитель хора или оркестра невольно подтягивает до их уровня возглавляемый им коллектив; если же они низки, то низки и его требования к коллективу и, как следствие, уровень хора или оркестра оставляет желать лучшего. В дирижерско-хоровой, да и в любой музыкально-исполнительской практике давно утвердились два принципиально различных типа педагогов и руководителей. Первые работают с коллективом по принципу «делай, как я», требуя от участников хора безукоризненного выполнения своих указаний, не утруждая себя разъяснением их целесообразности. Другие пытаются сделать певцов хора своими единомышленниками, аргументируя необходимость использования именно этих, а не иных исполнительских средств и приемов. Я являюсь представителям второго типа музыкантов-педагогов. Для меня важно понять, почему сочинение или его фрагмент следует исполнить именно так, а не иначе. Поэтому интуитивное ощущение музыки я подкрепляю её анализом, результатом которого становится аргументация целесообразности применяемых исполнительских приемов. Такой подход даёт возможность сделать из участников хора не бездумных послушных исполнителей воли руководителя, а творцов-единомышленников, сознательно подчиняющихся его требованиям.[1]

Желание передать свой опыт возможно большему числу хоровых дирижеров и хормейстеров и пубудило меня к переизданию данной книги, основные положения которой приводятся в Приложении 1.

В многогранной деятельности хормейстера и школьного учителя музыки исполнительство занимает важное место. От того, насколько ярко и убедительно исполнено произведение или его фрагмент, в большой мере зависит успех их педагогической и учебно-воспитательной деятельности, музыкальный авторитет. Однако если в практическом плане ориентация многих музыкальных дисциплин, изучаемых на музыкальных факультетах педагогических и дирижерско-хоровых отделениях музыкальных вузов, на исполнительство достаточно ясно выражена, то в музыкальной и музыкально-педагогической теории мысль об исполнительстве до сих пор не утвердила себя как наука, имеющая свои закономерности, свои принципы эстетических обобщений, главное же, как отрасль эстетического мышления, влияющего на практику. В то время как в области театра разделение искусств сочинения и исполнения давно реализовалось в размежевании учебных заведений, готовящих писателей, сценаристов, драматургов, актеров и режиссеров, в области музыки композиторов, теоретиков и исполнителей готовят одни и те же учебные заведения. В принципе в этом нет ничего плохого, ибо музыкальное образование должно быть нацелено на получение одной профессии – музыкант; композитор, пианист, скрипач или дирижер хора – это специальности, в которых данная профессия реализуется. Однако жизненная практика показывает, что теоретический фундамент подготовки музыканта той или иной специальности при многих общих моментах, свойственных профессии, должен различаться в зависимости от ее специфики.

Пример исполнительского анализа хорового сочинения дается в Приложении 2.

Взрослые хоровые коллективы. Введение в египтологию

Раздел І

ХОРОВОЙ КОЛЛЕКТИВ

Хоровое пение – массовое демократическое искусство. Оно способствует музыкально-эстетическому воспитанию не только самих участников хорового исполнительства, но широких масс слушателей.

Хор – это коллектив организованных и объединенных общими целью и задачами певцов, способных в своем исполнении воссоздать хоровую партитуру различной трудности и различных музыкальных жанров от простейшей народной песни до сложнейших произведений хоровой литературы.

Хор – это организованный коллектив поющих людей, в котором обязательно должно быть несколько различных групп голосов, называемых партиями. Партии группируются по характеру звучания и диапазону голосов.

Высокие женские голоса называются сопрано.

Низкие женские голоса – альты.

Высокие мужские голоса – тенора.

Низкие мужские голоса – басы.

Высокие детские голоса – сопрано (высокие голоса мальчиков иногда называют – дискантами).

Нередко каждая партия делится на две группы, такое деление называется divisi.

Типы хоров

В зависимости от состава певческих голосов хоры подразделяются на два типа: однородные и смешанные. Однородные – это детские, женские, мужские хоры. Смешанные – это хоры включающие женские и мужские голоса. Разновидностью смешанного типа является хор, в котором партии женских голосов исполняют детские голоса. К типу смешанных хоров относятся также юношеские и неполные смешанные хоры.

Детский хор. Все детские хоры по возрастному признаку разделяются на три группы: младший хор, средний хор и старший хор.

Младший хор. Основу репертуара этого хора составляют народные песни, детские песни современных композиторов, несложные образцы произведений белорусских, русских и зарубежных классиков. Звук младшего хора отличается легкостью, звонкостью, небольшой силой громкости. Диапазон хора ограничен пределам первой и началом второй октавы. Голоса младших школьников не имеют ярко выраженного индивидуального тембра. Между голосами мальчиков и девочек еще нет существенного различия.

Читать еще:  Какие есть домашние европейские традиции. Европа

Средний хор. Участникам этого коллектива доступен более сложный по художественно-выразительным средствам репертуар. В программу включаются произведения двухголосные. Рабочий диапазон среднего хора: до1 – ре2, ми2. Звук этого хора характеризуется уже большей насыщенностью.

Старший хор. Сила звука старшего хора может достигать по необходимости большой насыщенности, динамической напряженности и выразительности. Но часто пользоваться этим не следует в целях охраны детского голоса. У мальчиков в возрасте 11-14 лет, у которых еще не появились признаки мутации голос звучит наиболее ярко, с тембровой окраской грудного звучания. У девочек того же возраста начинает появляться тембр женского голоса. В репертуарный план данного хора включают двух-трехголосные произведения с сопровождением и a`cappella. Рабочий диапазон партии сопрано: ре1, ми1 – ре2, фа2; альтов: симал – до2, ре2.

Женский хор. Это коллектив, обладающий большими исполнительскими возможностями, широким диапазоном. Рабочий диапазон хора: сольмал., лямал. – фа2, соль2. Репертуар для таких коллективов в хоровой литературе обширен, разнообразен по стилю, образам, исполнительской манере.

Надо отметить, что профессиональных академических женских хоров нет. Но их довольно много в художественной самодеятельности, в специальных музыкальных учебных заведениях.

Мужские хоры. Звучание мужского хора характеризуется своеобразными оттенками тембровых красок, широким диапазоном динамических нюансов. Наибольшая и ведущая голосовая нагрузка в таком коллективе приходится на партию теноров. Рабочий диапазон мужского хора: мибольш – фа1, соль1. Произведения для мужского хора существуют самые разнообразные, богата ими и оперная литература.

Смешанные хоры. Характеризуются наличием женских (сопрано и альты) и мужских (тенора, басы, баритоны) голосов. П.Г. Чесноков называл этот тип хора наиболее совершенным. Этот коллектив обладает уникальными художественно-исполнительскими возможностями. Рабочий диапазон: ляконтрокт – си2. Хоровая литература богата самыми различными по содержанию, стилю, средствам хоровой выразительности произведениями для смешанного хора.

Юношеские, неполные смешанные хоры. Считаются коллективы, в которых принимает участие старшие школьники – юноши и девушки, учащиеся 9-11 классов. Причем в школьных хорах все юноши чаще поют в унисон (в силу физиологических возрастных изменений происходящих в их голосовом аппарате). Если в хоре есть женские голоса – сопрано, альты и одна мужская унисонная партия, то такой юношеский хор можно считать неполным смешанным хором.

Хоры состоящие только из девочек-старшеклассниц называют хором девушек или женским хором.

При объединении юношеской группы певцов с детскими голосами мальчиков создается уникальный коллектив, способный исполнять разнообразную и довольно сложную программу, предназначенную для смешанных хоров.

Хоровые партии

Основу коллектива составляют хоровые партии, каждая из которых характеризуется только ей присущими тембровыми особенностями, определенным диапазоном, художественно-исполнительскими возможностями.

Хоровые партии детского хора

Детские голоса младших и средних возрастных групп (7-10 лет), как правило, не подразделяются на хоровые партии по каким-либо тембровым или диапазонным особенностям. В большинстве случаев хор просто делят на две примерно равные половины, где первая группа поет верхний голос, а вторая – нижний.

Диапазон голосов учащихся (7-10 лет): симал. – до2, ми2. Основные свойства голоса детей этого возраста – звонкость, ровность, полетность – формируются при условии правильного его воспитания.

Хоровые партии старшего хора (11-14 лет). Старший школьный хор чаще состоит из двух хоровых партий – сопрано и альтов. Рабочий диапазон сопрано до1, ре1 – ми2, соль2. Голос у девочек отличается легкостью, подвижностью. В партию сопрано зачисляются и мальчики., которые могут легко брать высокие звуки названного диапазона.

В партию альтов направляются учащиеся, у которых более насыщено звучит нижний регистр. Их диапазон: лямал. – ре2. При комплектовании той или иной партии в старшем хоре необходимо тщательно проверять каждого участника, выявлять его диапазон, характер звукообразования, тембровую окрашенность, характер дыхания.

Хоровые партии взрослого хора

Партия сопрано . Рабочий диапазон ми бемоль1 – ля2. Сопрановой партии в хоре чаще других приходится исполнять основной мелодический голос. Верхний регистр у сопрано звучит ярко, сочно, выразительно. В среднем регистре голос сопрано отличается легкостью и подвижностью, нижний регистр более приглушенный. Партия сопрано может делиться на две группы (сопрано первое, сопрано второе).

Партия альтов чаще выполняет гармоническую функцию. Рабочий диапазон фамал., сольмал. – до2, ре2. Комплектование альтовой хоровой партии очень сложная задача, так как настоящие низкие женские голоса встречаются редко. В альтовую партию зачисляются певцы, которые без напряжения могут исполнять нижние звуки альтового диапазона.

Партия теноров. Рабочий диапазон домал., мимал. – соль1, ля1. Крайние звуки названого диапазона используются в хоровой литературе редко. Верхний регистр у теноровой партии звучит ярко, выразительно, с большой силой. Особенностью, расширяющей диапазон партии, является наличие у теноров фальцета, позволяющего исполнять легким звуком верхние звуки диапазона и звуки среднего регистра, окрашивая их особым тембром. Теноровой партии часто поручается основная тема произведения, нередко тенора дублируют партию сопрано; много примеров когда тенора исполняют звуки гармонического сопровождения.

Теноровая партия обычно записывается в скрипичном ключе, а звучит — октавой ниже. Иногда она нотируется в басовом ключе и в этом случае звучит так, как написана.

Партия басов . Составляет основу хоровой звучности, ее «фундамент». Рабочий диапазон фабольш., мибольш. – до1, ре1.. Наиболее выразительно звучит партия басов в среднем и высоком регистрах.

Партию басов делят на две группы: баритоны и басы. Особую редкость и ценность для хора представляют певцы третьей группы низких хоровых мужских голосов – октависты. Наличие в коллективе одного, двух октавистов значительно расширяет исполнительские возможности хора.

Виды хоров

Вид хора определяется количеством самостоятельных хоровых партий. По видам хоры бывают:

— ОДНОГОЛОСНЫЕ (хор младших школьников);

— ДВУХГОЛОСНЫЕ (детский хор или женский, состоящий из партий сопрано и альтов);

— ТРЕХГОЛОСНЫЕ(неполный смешанный – сопрано, альты и юноши, поющие в унисон; детский или женский хор – первые, вторые сопрано и альты);

— ЧЕТЫРЕХГОЛОСНЫЕ (смешанный хор – сопрано, альты, тенора, басы; женский или детский хор – первые и вторые сопрано, первые и вторые альты);

— ПЯТИГОЛОСНЫЕ (смешанный хор – сопрано, альты, тенора, баритоны и басы и т.д.).

Расстановка хора

Хоры на сцене и на репетиции располагаются по хоровым партиям. Родственные партии в смешанном хоре объединяются: высокие женские и высокие мужские голоса – сопрано и тенора, низкие женские и низкие мужские голоса – альты, баритоны, басы.

Схемы нескольких традиционных способов расположения хоров различных типов.

Источники:

http://dvoris.ru/vesennyaya-odezhda/vzroslye-horovye-kollektivy-vvedenie-v-egiptologiyu-matematika-dlya-gumanitariev/
http://www.litmir.me/br/?b=603975&p=5
http://ebooks.grsu.by/horovedenie/razdel-i-khorovoj-kollektiv.htm

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector