3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вступительное слово учителя.

Вступительное слово учителя;

Организационный момент.

ХОД УРОКА

Образовательные

Итог урока

Тема нашего урока: “История русского костюма” Главной героиней стала бабушка Катя. Она познакомила нас с содержанием своего сундука, рассказала об одежде, в которой ходила в молодости, рассказала о тканях, из которых шили одежду, об отделочных тканях, о вышивках и кружевах.

Тема урока: «Кукла-берегиня»

Вялых Светлана Юрьевна, учитель технологии

Статья отнесена к разделу:Преподавание технологии

Тема урока: “Кукла-берегиня”.

Цель:Пробудить познавательный интерес к народным традициям и промыслам, к духовным ценностям народа нашей страны.

Задачи:

1. Расширить и закрепить знания и умения по технике работы с берестой, используя разные способы украшения народного костюма.

2. Совершенствование умений работы с технологической инструкционной картой.

Воспитательные

1. Изучая историю родного края, развивать кругозор обучающихся через ознакомление с символикой и атрибутикой обряда.

2. Воспитывать любовь и уважение к культуре народа, воплотившей идеалы, верования не только в словесном и художественном творчестве, но и в жизненном укладе, быте.

Развивающие

1. Продолжить развивать кругозор обучающихся через знакомство с куклами наших бабушек, с игрушками, показать красоту и самобытность берестяных кукол.

2. Развивать мыслительные операции и творческие способности обучающихся, навыки коллективного труда.

Основные понятия:сарафанная и понёвная форма одежды, оберёг, конусная кукла.

Форма организации деятельности обучающихся: групповая.

Оборудование: материалы, инструменты, инструкционные карты, памятка, таблицы, схемы, макеты кукол.

Девиз урока: “Кто грамоте горазд, тому не пропасть”. (Русская народная пословица).

“Умелые руки не знают скуки”. (Русская народная пословица).

План урока:

1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

2. Вступительная часть. Тема, цель.

3. Изучение нового материала: а) из истории кукол; б) отделка костюма.

4. Объяснения задания (практическая часть): а) работа с инструкционными картами; б) проверка наличия конусных кукол, материалов и инструментов; в) распределение по группам; г) распределение заданий индивидуально.

5. Самостоятельная работа: индивидуальная и фронтальная работа с обучающимися.

6. Итог урока: а) анализ работ; б) вывод по уроку; в) оценивание работ; г) домашнее задание.

7. Самоанализ урока: дать краткую характеристику проведенного урока.

— Знакомство с традицией и нравственным смыслом начинается с чтения сказки “Василиса Прекрасная”.

“В некотором царстве жил был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: – Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; держи ее всегда при себе и не кому не показывай; а когда приключиться тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью… ” Это, конечно, сказка, но…

Существовал в языческой семье обычай: каждый год женщина-хозяйка с любовью изготавливала куклу, которая должна была беречь и охранять детей, мужа, дом от болезней, горя, неурожая, злого глаза. Куклу так и называли – берегиня. Этот древний ритуал отразился не только в сказках, он продолжается бессознательно до сегодняшних дней.

Кукол-берегинь делали из того, что было под рукой (солома, лен, мочало, янко, береста). Иногда куклу помещали притолокой двери, приговаривая: “Повернись с добром, отвернись со злом”.

В сказке о Василисе скрыт и еще один нравственный смысл: вещь, переданная от умершей матери, будет беречь нас всю жизнь.

Сегодня мы с вами обращаемся к истокам тех народностей, которые населяют наш регион. В нашем регионе проживают люди разных национальностей, их насчитывается более 150.

У каждого народа с незапамятных времен существуют свои куклы, в которых отразились общественный уклад, нравы и обычаи, технические и художественные достижения.

Игрушки у многих народов, несмотря на их различия, во многом сходны по конструкции, форме, декору. А произошло это потому, что игрушки рождались в труде. И известный мастер, и простой крестьянин учились у одного великого мастера – природы, и в роскошном дворце, и в соломенной хижине ребенок играл.

Только игрушки – куклы были разными. Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Такие куклы назывались безликими.

По народным поверьям кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом (рисунок 1).

Многие из вас при упоминании о русском народном костюме представляют себе сцену, где пляшут, водят хороводы, поют веселые или протяжные песни. А ведь действительно, русский костюм не возможно отделить от песни и танца. С этим люди рождались, жили и работали.

Читать еще:  Лейтенант из Собибора. Побег из лагеря смерти

Особенность русского народного костюма плавности, мягкости, компактности, текучести линий. Русский народ называл женщину павой, лебедушкой, подчеркивая ее стать, плавность походки, неторопливость движений.

В женском костюме как вы уже знаете, существовала две формы: сарафанная и поневная (рисунок 2 – понёвная, рисунок 3 – сарафанная).

Вступительное слово учителя

Голубятник Екатерина

Курс, гр. 2333-1р

Проект изучения монографической темы по русской литературе

В 10 классе

Тематическое планирование по творчеству Ф.М.Достоевского

1.Ф. М. Достоевский. Жизненный и творческий путь художника.

2.Роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание» как воплощение нового полифонического типа художественного мышления

3.Философские, социальные, психологические и морально-этические идеи романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание»

4.Система образов романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Раскрытие сложности и противоречивости духовного мира человека

5.(РМ) Контрольное сочинение-рассуждение по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание»

6.(КР) Контрольная работа по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание»

План-конспект урока русской литературы в 10 классе

Тема: Ф. М. Достоевский. Жизненный и творческий путь художника.

Тип урока: урок-мультимедийная экскурсия по этапам биографии и творчества писателя.

Методы обучения: репродуктивный, проблемный (рассказ-рассуждение); доклады учителя и учащихся

Цели урока:

1. Формировать у учащихся понятие эпохи, в которой жил и создавал Достоевский.

2. Учить видеть особенности литературного творчества Ф. М. Достоевского.

3. Воспитывать интерес к деятельности Достоевского, облегчить процесс чтения и восприятия произведений.

Задачи:

· обучающая: познакомиться с творческой биографией писателя;

· развивающая: развитие умений делать выводы;

· воспитательная: повысить уровень культуры.

Оборудование урока:

· Выставка произведений писателя.

· Методические пособия и критические издания.

· Проектор, презентация по творчеству

Ход урока:

I. этап

Создание установки. Формулировка проблемных вопросов. Оформление тетрадей (запись темы урока, эпиграфа, плана).

Он (Достоевский) говорил, как кричит сердцевина души. Как тоскует душа всех людей в чёрные и счастливые минуты. Когда мы плачем. Когда мы порываемся. Когда мы клянём себя. Всё, всё это — у нас, как у него, который был “этак близок к Истине”, то это составляет чудо его личности и биографии, которого с ним никто не разделил. (В.В.РОЗАНОВ)

1. Родословная.
2. Детство.
3. Учеба и служба.
4. Творчество 1840-х годов.
5. Каторга.
6. Творчество первой половины 1860-х годов.
7. Семейная жизнь.
8.Творчество второй половины 1860-х — конца 1870-х годов.
9. «Речь о Пушкине».

Вступительное слово учителя.

Ф. М. Достоевский — оригинальный мыслитель-гуманист, творчество которого проникнуто чувством любви к человеку и невыразимую боль за нее. В своих произведениях он сумел передать глубину человеческих страданий, переживаний, мастерски используя искусство психологического анализа.

Ф. Достоевский принадлежит к тем писателям, биография которых тесно связана с творчеством, которые смогли раскрыть себя на страницах своих художественных произведений.

Достоевские происходят из старинного дворянского рода, представители которого с XVI века упоминаются в различных документах юго-западной Руси. в 1506 году им была пожалована грамота на село Достоево в Пинском уезде, после чего эти служивые люди начали называться по названию села Достоевскими. В XVIII веке они не приняли католичества, а переселились в Украину, где постепенно род угасал и терял свою знатность. Дед будущего писателя служил протоиереем в городке Брацлаве Подольской губернии. Его младший сын Михаил нарушил семейную традицию и стал врачом.

Родился Федор Михайлович Достоевский 11 ноября 1821 года в Москве. Его отец служил врачом в Мариинской больнице для бедных, на территории которой и прошли детские годы будущего писателя. Мать, Мария Федоровна, дочь купца, энергичная женщина, которая очень любила своего мужа и была доброй и нежной детей (их в семье родилось семеро — четыре брата и три сестры). Мать разбиралась в поэзии, увлекалась музыкой и прививала своим детям любовь к искусству.

Семья была скромно обеспечена всем необходимым и никогда не позволяла себе ничего лишнего. Вечером отец любил читать вслух Карамзина, Жуковского, Пушкина. И если Федор в 16 лет переживал смерть Пушкина как великое русское горе, то этом он обязан прежде всего своему отцу, который привил детям любовь к литературе. Кроме того, родители рано начали обучать детей, этим занимались мать и диакон. С 1834 года Федора с братом Михаилом, который был его лучшим другом, отдали в частный пансион. Федор много читал, среди любимых авторов — Пушкин, Жуковский, Гоголь, Лермонтов, Шиллер, В. Скотт. Родители знали об литературные увлечения сыновей и всячески поддерживали это. Их отдали до Университетского благородного пансиона, был ступенькой для поступления в университет.

1837 год выдался для молодого Федора очень тяжелым: 29 января (10 февраля) 1837 года не стало Пушкина, а 27 февраля умерла от туберкулеза его любящая мамочка. Потеря жены сломала Михаила Андреевича, а ему надо было поднимать детей.

Читать еще:  Официальная страница гуфа. Рэпер гуф вконтакте

Реализовать свои гуманитарные наклонности — поступить в Московский университет — братья Достоевские не могли. Нищета заставили приобрести практические профессии. Отец решил отдать сыновей до Главного военно-инженерного училища в Петербурге. С этой целью написал прошение к императору (это заведение был под управлением великого князя Михаила) принять обоих сыновей «через обильное семейство мое и нищенское состояние». Император позволил принять обоих, но его обещание не было исполнено. В январе 1838 года приняли лишь Федора, да еще и заставили отца заплатить деньги. Федор напишет папе: «Мы, бьемся с последнего рубля, должны платить, тогда как другие, дети богатых родителей, приняты бесплатно». С отцом Федор больше не увидится: то трагически погибнет в 1839 году. Михаил поступил на службу в Санкт-Петербургской инженерной команды, но через три месяца был отправлен в другую страну. Братьев разлучили.

Для будущего писателя начинается новый, самостоятельный этап петербургского жизни. В 18 лет он впервые оказался наедине с жестокой действительностью. Одинокий и мечтательный Федор страдал от резкого контраста между счастливым детством и условиями жизни в училище, что угнетали его. Он часто скучал на занятиях и оживлялся только на лекциях по русской литературе и истории архитектуры. Обучение было трудным и напряженным. Юноша имел полное право сказать брату об учебе в училище: «С нас жилы тянут, милый мой!» Но при такой нагрузке Федор не только был среди лучших воспитанников училища, а еще и мог прочитать все книги, которые задавались («весь Гофман русский и немецкий», «почти весь Бальзак», Гете, Ж. Санд, Гюго, «выучил всего Шиллера» и других).

В 1843 году Федор окончил училище. В июне того же года в Петербург приезжает кумир Достоевского Бальзак. Вдохновленный его приездом, Достоевский перевел роман известного француза «Евгения Гранде». А через год, 19 октября 1844-го, Федор Достоевский подал в отставку. «За мою жизнь не волнуйся,- писал Федор брату кусок хлеба я скоро найду. Я буду работать. Теперь я свободен». Как и его великий учитель Бальзак, он решил стать профессиональным литератором.

Каков же был дальнейший жизненный и творческий путь писателя? Давайте узнаем об этом.

Вступительное слово Учителя

Наша встреча посвящена 49-й годовщине подвига летчика-космонавта Юрия Алексеевича Гагарина, который 12 апреля 1961 года совершил первый в истории человечества полёт в космос. Его глазами человечество впервые уви­дело родную планету из космоса. С по­лета Гагарина в космос началась новая история нашей планеты – эра завоева­ний человеком околосолнечного прост­ранства.

Долгим был путь к этому полёту. На­пряженная работа великих мыслителей прошлого – Архимеда, Коперника, Гали­лея, Ломоносова, Кибальчича, Циолковского и титанический труд наших конст­рукторов и теоретиков под руководст­вом генерального конструктора С. П. Ко­ролева позволили к 1960 году создать космический корабль для полёта в космос с человеком на борту.

Звучит песня «В гости к звездам» (сл. М. Пляцковского, муз. С. Туликова).

Ведущий.Рассвет. Ещё не знали ничего,

Обычные «Последние известия»,

А он уже летит через созвездия,

Земля проснётся с именем его.

Ведущая.12 апреля 1961 года все радиостанции передали сообщение ТАСС: «Говорит Москва! Работают все ра­диостанции Советского Союза! Москов­ское время – 10 часов 02 минуты. Пере­даем Сообщение ТАСС о первом в мире полёте человека в космическое прост­ранство.

12 апреля 1961 года в Советском Со­юзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту. Пилотом является гражданин Советско­го Союза майор Юрий Алексеевич Гага­рин».

«Кедр» (это был позывной Гагарина) сообщал в Центр управления полетом:

9 часов 07 минут – пуск! Слышен свист и нарастающий гул.

Началась борьба с силой земного притяжения, растут перегрузки. Чувст­вую, как какая-то сила все больше вдав­ливает меня в кресло.

9 часов 52 минуты. Полёт продолжа­ется хорошо. Вижу Землю, лес, облака. Красота-то какая! Земля окружена оре­олом нежно-голубого цвета.

10 часов 15 минут. Наступила неве­сомость. Я оторвался от кресла и как бы повис между потолком и полом кабины.

Все незакреплённые предметы па­рят в воздухе: и планшет, и карандаш, и блокнот.

10 часов 25 минут. Наступил заклю­чительный этап полёта – возвра­щение на Землю. Корабль входит в плотные слои атмосферы, его наружная оболочка рас­каляется. Вижу пламя, бушую­щее вокруг корабля. Корабль начало вращать. Включена тормозная система.

10 часов 55 минуткосмический ко­рабль «Восток» с человеком на борту благополучно приземлился через 108 минут после старта.

Ведущий.Прошло лишь сто,

Сто с небольшим минут,

А на Земле уже иная эра,

Которую космической зовут.

Ведущая. Тысячи людей на Красной площади слушали рапорт пер­вого космонавта. Пройдя, чеканя шаг, по Красной площади, став перед трибуной Мавзолея, Гагарин отрапортовал руко­водству страны: «Первый в истории че­ловечества полёт на советском космиче­ском корабле «Восток» 12 апреля успеш­но завершён. Все приборы и оборудова­ние корабля работали чётко и безупреч­но. Чувствую себя отлично. Готов выпол­нить любое новое задание нашей партии и Правительства. Майор Гагарин».

Читать еще:  Каком году был написан онегин. Роман «Евгений Онегин

Ведущий. Ах, этот день 12 апреля,

Как он пронесся по людским сердцам.

Казалось, мир невольно стал добрее.

Своей победой потрясённый сам.

Какой гремел он музыкой вселенной,

Тот праздник в пёстром пламени знамён.

Когда бесстрашный сын земли смоленской,

Землёй-планетой был усыновлён.

Ведущая. Полёт Гагарина в космос считают подвигом. Как вы дума­ете, почему? (Участники мероприятия высказывают свое мнение).

Да, вы правы. Полет Гагарина – это подвиг. Этот полёт мог совершить только смелый и мужественный человек, так как это был полёт в неизвестность, по­лёт связанный с большим риском: космическая радиация, метеоритные потоки, невесомость, перегрузки, которые были еще незнакомы человеку. Никто не мог предсказать, чем закончится встреча человека с космосом.

Ведущий. Вы шли в пространство мировое,

Как идут в атаку, в полный рост.
И, когда, безумствуя и воя,
Скорость звука поджимала хвост,
Вы не знали страха и унынья,
Перед грозным рыком не склоняясь.
Будет ваше мужество отныне,
Эталоном мужества для нас.

Ведущая. Юрия Гагарина называют пионером космоса, так как он первым проложил дорогу в космос. Слово «космонавт» состоит из двух греческих слов: «космос» – мир и «наутес» – плавать.

Космонавт. Такого слова не было,
Среди многих, многих тысяч слов.
Привезли его на Землю с неба
Лётчики Гагарин и Титов.

Ведущий. 14 апреля 1961 года в ознаменование первого в мире комического полета корабля «Восток» с человеком на борту было учреждено новое звание «Летчик-космонавт», а 12 апреля стал национальным праздником – Днем космонавтики.

Ведущая. Вы часто задаете вопрос: «Почему именно Гагарину доверили совершить первый полет в космос? На этот вопрос наиболее точно ответил генеральный конструктор кос­мических кораблей Сергей Павлович Королев: «Юра был настоящим русским парнем – честным и добросовестным, открытым и жизнерадостным, смелым и талантливым, дорожащим своим добрым именем и очень любящим людей».

Звучит песня «Знаете, каким он парнем был?» (муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова).

Ведущий. Во всех странах в люди восхищались полетом Юрия Гагарина, повторяя незнако­мые слова: космонавт, Гагарин, Юрий. Он стал героем всей планеты, его имя было в одном ряду с первооткрывателями Ко­лумбом, Магелланом и другими.

Ведущая. Весь мир с затаённым дыханием

Следил за полётом твоим,

Отчизну навеки прославил

Ты подвигом славным своим.

В конце апреля 1961 года Юрий Гага­рин отправился в свою зарубежную по­ездку, которую назвали «Миссия мира». В течение двух лет он посетил много стран на разных континентах.

Ведущая. Ребята! На встречах с кос­монавтами ваши ровесники часто зада­вали им вопросы: «Как стать космонав­том?», «Какие школьные предметы нужно лучше учить? На эти вопросы ответил Юрий Гагарин в книге «Есть пламя». Послушайте (зачитывает текст из книги Гагарина): «Помните. Друзья, путь в космос для каждого из нас начинается здесь, на Земле. Он пролегает через хорошие сочинения по литературе, через отличную контрольную по математике, через длинные химические формулы и физические лабораторные работы…

Самая большая победа придет только к тому, кто умеет одерживать над собой самые маленькие, незаметные для других победы. Играйте в футбол, зани­майтесь в кружках, помогайте млад­шим, – словом, занимайтесь своими обычными делами.

Но всегда и во всем стремитесь к большой цели, тренируйте свою волю, не отступайте ни перед чем, что кажет­ся трудным. И Родина доверит вам ответственное, самое трудное и по­четное задание. Мне хочется поже­лать всем вам – будущим рабочим, инженерам, ученым боль­шого счас­тья в жизни, прочных знаний, богатырского здоро­вья и всегда хорошего на­строения. Гагарин».

Во время одной из встреч с молодежью, Юрий Гагарин сказал: «Любой космический полёт открыт для тех, кто любит труд. А ваш труд сейчас – это обязанность хорошо учить­ся, овладевать знаниями по всем пред­метам».

Ведущий. После полёта Гагари­на в космосе побывало более 400 кос­монавтов из разных стран мира. Но Кос­монавтом номер 1 в памяти благодар­ного человечества всегда будет гражда­нин нашей страны – Юрий Алексеевич Гагарин.

Ведущая.Дерзость измеря, сын россиян,
Он положил начало,
Чтобы теперь столько землян
В космосе побывало.
Но впереди будет всегда
В этом строю Гагарин!
Светит в пути он, как звезда,
Мир ему благодарен!

Клуб, 2007, № 4, с. 24-25

77.243.189.117 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники:

http://studopedia.su/19_90280_vstupitelnoe-slovo-uchitelya.html
http://mydocx.ru/11-57455.html
http://studopedia.ru/13_99323_vstupitelnoe-slovo-uchitelya.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector