0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Все обман не то кажется. Рецензия на фильм Гоголь

Рецензия на фильм «Гоголь. Страшная месть»: феерический конец мистической саги с Александром Петровым и Олегом Меньшиковым

Корреспондент «Вокруг кино» считает, что к финалу франшизы создатели не выдохлись, а наоборот – раскочегарились!

30 августа в прокат выходит третий фильм о приключениях юного (как показывают события триквела, ему на момент повествования всего 20 лет) Николая Васильевича Гоголя под Полтавщиной. Впервые зрители познакомились с персонажами, в мире которых хватает и ведьм, и утопленниц, и прочей нечисти, год назад. В самой франшизе за это время много что изменилось. Повествование стало стройнее, а сами создатели наконец освоились в обстоятельствах этой далеко небанальной вселенной настолько, что сумели искусно перенести это ощущение комфорта и на зрителя, который теперь довольно адекватно способен реагировать на кое-какие абсурдные или излишне театральные вкрапления, коими фильмы Егора Баранова, собственно, никогда не были обделены.

Итак, мистическую серию «Гоголь» ее создатели завершаютс огоньком. В третьем фильме присутствует еще больше экшена (по сравнению с двумя первыми – уж точно!) и еще больше фэнтези. Кроме того, наконец выходят из тени сразу два могущественных и очень секретных ордена, а заклятые враги, игравшие друг с другом в пятнашки на протяжении всей франшизы наконец сталкиваются лицом к лицу.

Александр Петров в фильме «Гоголь. Страшная месть»

Правда, «Страшная месть» поначалу следует старинной русской пословице – той самой о «долго запрягают, но быстро ездят». До того момента, как начинается хоть какой-то движ, зритель успеет и пострадать вместе с героями (внимание на себя перетягивает и театральная топорность постановки, и очевидные усилия авторов по нагнетанию отчаяния – в первые двадцать минут передраматизировали они изрядно), и поудивляться внезапно накатившей пассивности Гоголя (Александр Петров), который за все полтора часа действия не предпринимает практически ничего, несмотря на то, что его возлюбленная (Таисия Вилкова) оказывается в смертельной опасности.

Ну и, конечно, полюбоваться на Олега Меньшикова, который, будто бы желая искупить свое почти полное отсутствие в «Вие», самодовольно красуется на экране. Кстати, при одном только взгляде на Олега Евгеньевича создается впечатление, что он, привыкший играть в театре, с легкостью транслирует свою энергетику, а заодно и энергетику персонажа на добрую сотню метров – столь мощный диапазон порой даже выходит за границы зрительного зала, что некоторым может прийтись не по вкусу. Впрочем, то, что вся серия про Гоголя – это история именно про вкусовщину, забывать тоже не стоит.

Олег Меньшиков в фильме «Гоголь. Страшная месть»

Действие «Страшной мести» начинается аккурат после события «Вия». Гоголя, лежащего без сознания, принимают за мертвого и собираются хоронить, а поскольку Бингх (Евгений Стычкин) уверен в виновности писателя, делается это втайне от всех. Подобный поворот позволяет очень положительно оценить работу сценаристов, одним выстрелом убившим двух зайцев и ранившим третьего. Так, за эпизод, который длится всего несколько минут, они успевают обыграть популярную мистификацию о том, что Гоголь боялся быть похороненным в гробу заживо, глубже раскрыть отношения между персонажами и даже зацепить литературное творчество писателя.

Довольно будничным объяснением о том, почему Николай Васильевич все же остается жив, кажется, крайне быстро удовлетворяются все действующие лица – разумеется, в начале XIX века все каждый день впадали в летаргию и никто не удивлялся. Чуть позже выясняется, что все же удивлялся – казаки, которые сочли барина вурдалаком, поднимают бунт и решаются сначала спалить несчастного Гоголя, а затем, после неудавшейся попытки, повесить. После этой бессмысленной затеи – бессмысленной и сюжетно, и логически, поскольку хворост разложен полукругом и даже не касается ног связанного бедняги Гоголя, смирно стоящего на пеньке с кляпом во рту (здесь, справедливости ради стоит отметить, что потрясений на его долю за один день действительно выпадает порядочно), – в происходящее как раз и вмешивается Гуро.

Читать еще:  Дмитрий лихачев - поэтика древнерусской литературы.

Кадр из фильма «Гоголь. Страшная месть»

А далее идет предыстория Черного всадника и с героев наконец слетают все их маски. Пересказывать сюжет и тем самым портить удовольствие от просмотра не будем, но отметим, что кое-какие сценарные ходы могут изумить. Интригу создатели выдерживают мастерски и до самого конца, который, к сожалению, для отдельных персонажей в этой истории наступает слишком рано. Но теряться от избытка чувств тоже не стоит – концентрация событий в последних тридцати минутах максимальная, и пропустить какой-либо коварный удар исподтишка (что иногда равнозначно роялю в кустах, но в сюжетных рамках выглядит не критично) или убийство проще простого.

Откровений, впрочем, не считая основного детективного поворота, ожидать от картины не стоит. Удивить, как уже говорилось выше, может возраст Гоголя – оказывается, по сюжету ему всего двадцать, хотя Петров в гриме смотрится на все тридцать (эмоциональное развитие персонажа, впрочем, колеблется на заявленном создателями уровне). К объективным минусам, разумеется, это никак не относится, а вот немного фансервиса на финал создатели тоже завезли. Впрочем, интригой отношений Гуро и Гоголя зрителей заманивали в кинотеатр с самого начала. На этом, пожалуй, стоит остановиться и оставить зрителю, еще не видевшему «Страшную месть», пространство для фантазии: за себя говорит постер финальной части, и этого вполне достаточно.

Кадр из фильма «Гоголь. Страшная месть»

В итоге фильм «Гоголь. Страшная месть», несмотря на нарочитую эффектность, слегка повышенное количество воскрешений и слишком вычурные кривляния некоторых персонажей (по счастью большая их часть – проходные), может доставить немало удовольствия. Он качественно снят, создатели окончательно докрутили градус экшена и спецэффектов (по уверениям продюсеров, бюджет примерно такой же, как и у предыдущих частей и налицо, по их словам, эффект обмана зрения и качественная работа специалистов), а сцена перед титрами и вовсе оказывается феерической. И, честно сказать, не только презабавной, но и довольно обнадеживающей.

Послесловие

Впрочем, если чертовщины (или ее обоснования) в этом воспроизведенном на больших экранах мире зрителю все-таки не хватило, возможно, стоит дождаться в эфире и одноименного сериала – в нем создатели пообещали несколько эпизодов, не вошедших в кинотеатральную версию, а также целых две серии, поставленных по отдельным произведениям Николая Васильевича. А то, что эти эпизоды окажутся небанальными, – и так понятно: создатели уже трижды доказали и то, что умеют бережно работать с текстами русского классика, и то, что задора этому удивительному и стремительно ворвавшемуся в мир большого кино фэнтези-комиксу не занимать.

Трейлер фильма «Гоголь. Страшная месть»

Рецензия на фильм «Гоголь. Начало»

Великолепное начало для проекта, который не стыдно упоминать в одном ряду с лучшими западными жанровыми образцами

Николай Васильевич Гоголь (Александр Петров) – молодой писарь при знаменитом следователе Гуро (Олег Меньшиков). Гоголь – парень со странностями, периодически у него случаются «экстрасенсорные» припадки, и Гуро надеется с его помощью разобраться в серии загадочных убийств юных девушек, случившихся близ Диканьки. Слухи приписывают их некоему всаднику в черном, но, прежде чем Гуро и Гоголь докопаются до истины, на тот свет отправится еще много людей. И, что самое неприятное, кое-кто с того света вернется.

Читать еще:  Шоу минута славы 1. Сериал Минута славы

Кадр из фильма «Гоголь. Начало»

Рядовые зрители и «народные блогеры» любят при виде какого-нибудь откровенно неудачного фильма выкрикивать в небо риторические вопросы вроде «За что?» и «Зачем?». Ну что ж, теперь эти риторические вопросы получили абсолютно конкретные ответы – по крайней мере, в том что касается отечественных хорроров. Хотите знать, зачем были нужны «Ведьма», «Кровавая графиня Батори», «Вурдалаки» и прочие малосмотрибельные образчики «русской хоррор-готики»? Для того, чтобы на их фоне лучше рассмотреть величие сериала «Гоголь», авторы которого наконец-то все делают правильно. Настолько правильно, что в отечественном кинопроме этот проект даже не с чем сравнивать – его нужно ставить на одну доску с лучшими мировыми образцами, при том, что это отнюдь не тупое копирование западных схем, а абсолютно самостоятельный проект с узнаваемым славянским колоритом.

Кадр из фильма «Гоголь. Начало»

Чтобы начать и сразу же закончить с тем, что может омрачить кому-то просмотр, необходимо оговориться, что «Гоголь. Начало» – это не самостоятельный фильм, а два эпизода сериала (всего в нем будет восемь 45-минутных эпизодов, разделенных на четыре полнометражных картины), то есть к концу «Начала» нам только-только представят всех центральных персонажей, а основная сюжетная линия повиснет на клиффхэнгере. Тем не менее в каждой из двух глав «Начала» есть своя отдельная мини-история с внятным финалом, благодаря чему фильм не оставляет ощущения, что тебя обманули, – только легкий голод и острое желание добавки. А это скорее говорит о том, что у авторов, рассчитывавших подсадить своего зрителя на крючок продолжений, все получилось.

Кадр из фильма «Гоголь. Начало»

Также хороших слов не хочется говорить в адрес Александра Петрова, который типажно более-менее подходит на роль Гоголя, но в целом заметно переигрывает и вообще смотрится далеко не так интересно, как его партнеры. Зато среди последних масса по-настоящему ярких актеров – чудо как хорош Олег Меньшиков, отличный слуга получился у Евгения Сытого, невероятно обаятелен Ян Цапник в образе доктора-алкоголика, жутковата и сексуальна – как и полагается правильной киношной ведьме! – Юлия Франц.

Кадр из фильма «Гоголь. Начало»

Но хорошие актеры – ничто без грамотной поддержки, а в «Гоголе» она мастерская по всем фронтам – от сценария (написанного так лихо и ловко, что во время просмотра действительно хочется, чтобы фильм не заканчивался) и «промозгло-мрачного» визуального ряда до саундтрека и очень качественной режиссуры. Фильм снят на стыке нескольких жанров, и в кои-то веки это действительно органичное и талантливое балансирование на грани, а не тяп-ляпистый капустник по принципу «сейчас у нас комедия, потом будет пятиминутка ужасов, а закончим все драмой». Переоценить работу постановщика Егора Баранова невозможно, благодаря его «легкой руке» кино живет и дышит, вовлекая в свой безумный танец и зрителя. Особенное спасибо за версию 18+, в которой полно и обнаженных тел, и весьма натуралистичной «кровищи».

А главное, что «Гоголь: Начало» – редкий (возможно, первый в жанре российского хоррора) пример отечественного фильма, снятого с такой жанровой честностью и уважением к своему зрителю. Фильм одновременно страшный, смешной, зрелищный и увлекательный – настоящий жанровый блокбастер, даром что с телевидения.

Культура ВРН

Иллюстрированный журнал о культуре Воронежа, России и мира

Кино и телевидение

Критики о фильме «Гоголь. Начало»: клюквенный хоррор, подражание «Сонной лощине»

  • Текст: Юрий Данилов
  • Фото: kinopoisk.ru

31 августа 2017 года в широкий прокат выходит исторический триллер «Гоголь. Начало». Говорят, это первый сериал, который будет показан в кино ещё до выхода на ТВ. Восемь серий, навеянных жуткими произведениями классика, объединены в четыре полнометражных фильма, которые выйдут в российский прокат до конца 2017 года.

Читать еще:  Мультфильмы аниме 12. «Волчьи дети Амэ и Юки»

Первая из этих картин — «Гоголь. Начало» — выходит в прокат в последний день лета. Шоу поставил режиссёр Егор Баранов, спродюсировал Александр Цекало, а главные роли исполнили Александр Петров и Олег Меньшиков. Создатели надеются собрать кассу в кино и получить высокие рейтинги на телевидении.

«Интересное ли это предложение? Откровенно говоря, не очень. Нужно быть настоящим фанатом Петрова, Меньшикова, Баранова и Гоголя, чтобы выкроить время для встреч с ними», — считает известный критик Борис Иванов.

Вот что пишут другие рецензенты:

«Недаром у фильма рейтинг «18+». Впрочем, для большего охвата аудитории авторы припасли и версию с рейтингом «16+» — небось, подцензурили там расчленёнку и эротику. Да-да, без эротики тоже не обходится: первую обнажённую девушку фильм показывает в первые же секунды — и продолжает в том же духе. И любовная линия тут как тут — заурядная и неизбежная, как «вечный слоёный сладкий пирожок, всегда готовый к услугам». Эта линия является одним из слабейших звеньев сюжета».
Юлия Лялина, kg-portal.ru

«Одной из доминирующих тем фильма является мучительное самоопределение творца, выбравшего не ту дорогу для своей реализации. И это касается не только профессии, но и творческого метода. Отсюда – невероятный микс в сновидческих прозрениях писателя из деревенской готики и разнузданного богемного Петербурга. В итоге недобро хохочущий Пушкин в исполнении Павла Деревянко пугает не меньше, чем очередная полуразложившаяся панночка».
Денис Ступников, InterMedia

«Сюжет фильма больно похож на готическую «Сонную Лощину» Тима Бёртона. Основная завязка (таинственные убийства темного всадника), некоторые персонажи (например, Лиза очень похожа на Катерину Ван Тассел), в фильме даже есть парочка сцен, которые выглядят один в один с «Сонной Лощиной». Все значимые для сюжета события вызывают умозаключение, что где-то это уже было, отчего дальнейшие сюжетные ходы становятся очевидными. Ну и «сериальность» сценария не пошла на пользу. Многие линии сюжета не раскрывают должным образом, а остальные сумбурны и кажутся не к месту, появившимся просто так. Особенно это касается любовной линии. Что касается женских персонажей, то на фоне актёрского таланта Меньшикова их игра кажется просто бездарной, и не спасает здесь красота актрис. Исполнитель главной роли, Саша Петров, довольно часто переигрывает».
Даниил Семенов, pluggedin.ru

«В голливудском фильме вам прежде всего дотошно объяснят, что стало причиной нарушения баланса: у нас же аккуратно, ученически копируют форму, эффекты, внешний вид героев и антигероев, их сверхсилу или сверхспособности, но при этом никогда не объясняют устройства системы зла, логики нечисти. Понять причины зла в «Гоголь. Начало» решительно невозможно: зло тут просто «тупо злое», оно появляется из-за дерева и мочит или его точно так же тупо мочат. Эта иррациональная, немотивированная жестокость парадоксальным образом делает зрителя равнодушным к злу, а само зло совершенно не страшным. Это и есть ноу-хау русского хоррора: зло тут вызывает не ужас, а смех — именно из-за натужных попыток нагнать страху. Получается какой-то клюквенный хоррор».
Андрей Архангельский, kommersant.ru

«Уважаемый Николай Васильевич! Даже если Вы еще ни разу не удосужились перевернуться в гробу, прослышав о том, что творили с Вашими книгами кинематографисты, то теперь самое время начать вертеться».
Вера Алёнушкина, kinoafisha.info


Прогноз кассовых сборов за первый уик-энд – 200 миллионов рублей.

С приходом осени всё реже прогуливаетесь вечерами? Самое время окунуться в мир кино и сериалов. Смотри сериалы LostFilm онлайн бесплатно и без регистрации. Только самые последние новинки. Запасайтесь попкорном! Вас невозможно будет оторвать от экрана!

Источники:

http://www.vokrug.tv/article/show/retsenziya_na_film_gogol_strashnaya_mest_70188/
http://www.film.ru/articles/i-perom-i-toporom
http://culturavrn.ru/cinematv/22197

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector