1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Все о граффити. Виды и стили граффити

Краткий экскурс по видам и стилям граффити

Граффити – огромное и разноплановое направление современного уличного искусства. За годы существования менялись формы, стили и актуальные тренды. В результате сформировалось несколько базовых видов, на которые можно условно разделить все многообразные работы райтеров.

Разновидности

Разновидности граффити выделяют, в зависимости от формы и техники нанесения.

  • Теггинг. Самая первая и, соответственно, самая старая разновидность граффити, которая и легла в основу формирования целой субкультуры. Тег – это подпись райтера, его ник, чаще всего – простой, быстро выполняемый и одноцветный. Изначально это был не столько способ идентификации автора конкретной работы, сколько возможность отметить свою территорию. До сих пор райтеры таким образом популяризируют свое имя, а иногда и соревнуются, кто оставит больше подписей. Тегами же уличные артеры подписывают и более сложные художественные работы.
  • Бомбинг. Граффити не на качество, а на скорость. Рисуется на транспорте или стенах, обычно – нелегально и в запрещенных местах. Здесь важно не создать сложную графическую работу, а уложиться в минимальный временной промежуток. Иногда это считанные секунды. Такие теги чаще всего простые, лаконичные, временами – небрежные и демонстративно неаккуратные.
  • Райтинг. Классическое граффити собственной персоной. Это всевозможные работы на любых поверхностях, в любых стилях. Создатели таких рисунков и надписей – райтеры. Для работы традиционно используются баллончики, хотя многие современные художники не боятся экспериментировать с инструментами и техниками.
  • Трейнрайтинг. Это расписывание вагонов метро и поездов, которое ввели в моду нью-йоркские любители подземки. Один из самых рисковых и опасных видов граффити, чаще всего классифицируемый широкой общественностью как вандализм. Что касается самих работ, в зависимости от команды, времени и других нюансов, они могут быть выполнены в разных стилях, от простейшего экстремального бомбинга до создания полноценных сложных командных проектов.
  • Скрэтчинг или скраббинг. Специфическая разновидность граффити, когда тег или надпись не рисуется краской, а выцарапывается на основании. Например, на стекле общественного транспорта. Изначально и до сих пор скрэтчинг остается одним из самых спорных и сомнительных, но крайне распространенных направлений граффити.

Стили граффити

Хотя по своей сути граффити предполагает практически полную свободу действий, исторически сложилось несколько основных стилей, отличающихся начертанием, техникой и сложностью.

  • Throw up. Простой стиль, любимый бомберами, для которых в приоритете – скорость. Его родина – Нью-Йорк. В работе используется преимущественно два контрастных цвета – для контура и для заливки. Линии – кривые и небрежные.
  • Blockbusters. Еще один простой и распространенный среди бомберов стиль родом из Лос-Анджелеса. Его особенность – широкие и крупные буквы, для которых достаточно одного цвета. именно его чаще всего использовали уличные банды для обозначения территории. Отдельная категория – динамичные стили. Они отличаются большей сложностью и разнообразием применения. Их фишка – очевидная динамика форм, за счет которой они выигрышно смотрятся на движущихся составах.
  • Bubble. Один из самых старых стилей граффити. Мягкие, обтекаемые, округлые и похожие между собой буквы напоминают пузыри, за счет чего направление и получило свое название. В основном, используется два-три цвета по принципу контраста или сочетаемости: для контура и заливки. По скорости исполнения стиль относится к быстрым.
  • Wildstyle. Дикий стиль – один из самых сложных как для чтения, так и для исполнения. Именно он считается негласной демонстрацией мастерства райтера. Это резкие, ломаные, путаные и плохо читаемые шрифты, которые не всегда могут разобрать даже опытные художники. Здесь нужно мастерски работать с линиями и композициями, до миллиметра точно подбирать контуры и правильно сочетать цвета. Буквы могут не только переплетаться, но и вовсе располагаться в произвольном порядке. Также часто используются знаки, геометрические фигуры и другие детали. Количество цветов – любое, что нередко дополнительно усложняет работу.

К более специфическим динамичным стилям относятся:

  • Messiah Style. Буквы как бы прописываются на отдельных листах, которые накладываются друг на друга. Это делает стиль одновременно мягким, аккуратным и агрессивным.
  • Computer Roc Style. Буквы разделяются, как отдельные элементы, создающие между собой эффект калейдоскопа.
  • Character Style. Здесь используются образы популярных персонажей, карикатуры, изображения и элементы из комиксов. Этот стиль ближе всего к более обширному понятию стрит арта в целом.
  • Камуфляжный стиль. Предполагает интересные переходы и комбинации цветов и форм, создающие динамичный и эмоциональный рисунок.

Нельзя забывать и о еще одном модном тренде, который последние годы уверенно формирует отдельное движение среди райтеров и художников. 3D стиль, он же FX или DAIM, предполагает объемные трехмерные изображения, свойственные новой школе. Первые известные работы появились в 90-х, а их автором стал райтер Дейм родом из Германии. Такая работа сложна по своей сути, ведь нужно обладать хорошим пространственным воображением и безупречной техникой, отточенной годами практики. Чаще всего это крупные многоцветные проекты, созданные легально для оформления интерьеров и экстерьеров. Конечно же, развитие не стоит на месте, и появляется все больше новых и интересных течений. В тренде годами остается эклектика, позволяющая сочетать даже несочетаемое. Огромное количество талантливых художников и райтеров постоянно раздвигает границы возможного, не останавливаясь перед вымышленными пределами.

7. Граффити.

Цель сегодняшнего занятия: Изучить историю появления граффити, как менялось направление, основные направления и стили Граффити.

ИСТОРИЯ ГРАФФИТИ.

Трудно поверить, что первые «граффити» — надписи и рисунки (от итал. graffiare — царапать) в первоначальном значении сатирического и карикатурного характера были обнаружены на античных памятниках(!) и древних сосудах. Как проявление «низового» творчества, «граффити» заинтересовало многих художников, стремившихся освободиться от условностей и стереотипов. Работы Джоана Миро и Пауля Клее близки по стилю «картинам» уличного творчества. Пикассо ценил в «граффити» «предельный лаконизм, использование минимального количества графических элементов для обозначения лица, фигуры человека.» Слово “рок” (в смысле, “судьба”), начертанное по-гречески на стене Собора Парижской богоматери, сподвигло Виктора Гюго на написание знаменитого романа. Нечто подобное встречается и в пещерах древних людей, а также в Древних Египте и Греции. Американские индейцы и племена Майя также увлекались росписью плоских поверхностей. Но сегодня граффити ассоциируется в первую очередь с альтернативной формой городской культуры. Термин «граффити» применяется для классификации, как правило, запрещенного законом вида искусств, в рамках которого предпринимаются попытки установить разновидность связанной композиции посредством рисунков и надписей, создаваемых индивидуально либо группами на стенах или других поверхностях, визуально доступных публике.

Читать еще:  Сильные слова из фильмов. Красивые фразы из фильмов

На заре граффити 1966- 1971 года

Изначально граффити использовали политические активисты, которые хотели донести свои мысли и лозунги до общественности, и уличные банды, которые таким образом обозначали свою территорию. Хотя в 1930-х граффити появилось в Лос-Анджелесе, в среде « чолос » ( латиноамериканские индейцы или метисы, преимущественно мексиканского происхождения, проживающие на территории США — прим. пер. ), а надписи, сделанные на товарных поездах бродягами, можно было увидеть задолго до цветных рисунков на электричках, граффити в его современном виде зародилось в 1960-х годах на Восточном побережье. Оно началось с трейн-райтинга в Филадельфии, и первопроходцами считаются Корнбрэд ( Cornbread ) и Кул Эрл (Cool Earl), которые покрыли надписями и рисунками весь город, обратив на себя внимание не только местных жителей, но и прессы. Не понятно, случайно или нет, но из Филадельфии граффити попало в Нью-Йорк.

Пионеры граффити 1971- 1974

Историю нью-йоркского граффити принято начинать со статьи , опубликованной в 1971-м году в The New York Times: в ней рассказывалось о парне по имени Диметриус, который жил на Манхеттене, на 183-й улице. Он работал курьером и много ездил на метро. Взяв псевдоним Таки 183 ( Taki 183 ), он стал оставлять свою подпись в разных частях города. Люди заинтересовались, что означает эта надпись, и журналисты решили разобраться. Естественно, Taki 183 не был первым райтером или «королем», но он был первым, кого увидели и признали за пределами зарождающейся субкультуры. Среди самых первых пионеров граффити можно назвать Julio 204 , Frank 207 и Joe 136.

На улицах Бруклина также происходило движение. Появилось много активных райтеров. Одним из первых, прославившихся райтеров, был Friendly Freddie. Подземка стала своего рода системой связи: с ее помощью райтеры из пяти районов города узнали о существовании друг друга, и тогда же зародилось «соревнование между районами».

Граффити быстро переместилось с улиц под землю и началась погоня за славой. В то время в основном писали теги, и, безусловно, главным было количество. Райтеры ездили на метро и тегали в вагонах. Очень скоро они поняли, что в депо можно расписать куда больше вагонов, а шансы, что тебя поймают — меньше. Так появился метод, которым до сих пор пользуются все трейн-бомберы.

В 1973-м году в New York Magazine вышла статья Ричарда Голдштейна (Richard Goldstein) под названием «Граффити хит-парад», которая способствовала общественному признанию художественного потенциала молодых талантов, «пришедших» из нью-йоркского метро. Где-то в 1974-м году Tracy 168 , Cliff 159 и Blade начали добавлять к шрифтам пейзажи, элементы иллюстраций и персонажей, которые окружали буквы. Так появились картины, которые покрывали целые вагоны ( англ. whole car — ‘весь вагон’, ‘вагон целиком’ ). Первые хол-кары делали AJ 161 и Silver Tips.

Создание одного рисунка — весьма трудоёмкий процесс. Сначала необходимо выбрать стену. Этот, казалось бы, несложный этап содержит в себе огромное количество тонкостей. Во-первых, место предполагаемой картины не должно принадлежать организации, рьяно заботящейся о чистоте своих владений. Идеальный вариант — какое-нибудь из зданий промзоны, потому что редкий завод обращает внимание на состояние собственной территории. Так же существуют молниеносные десятиминутные «бомбинги», которые могут проводиться чуть ли не в центре города.

Теперь начинается собственно рисунок. Некоторые покрытия, как фанера, побелка, слой масляной, либо другой краски грунтовать не нужно. Но часто приходиться украшать поверхности не подготовленные для этого. Чтобы избежать нежелательных последствий, следует прибегнуть к помощи так называемого «грунтования». Его суть заключается в разовом покрытии нужной площади краской (масляной или водоэмульсионной), побелкой или грунтовкой замешанной на мелу и клею. Наносимый материал образует «корку», в которую краска не сможет впитаться, или по прошествии времени осыпаться. Не плохим подспорьем для художника являtтся «раствор для смывки старой краски», им можно корректировать ваш рисунок или удалять краску в нужном вам месте.

Затем по заранее нарисованному или откуда-то сведённому скетчу делается набросок (обычно мелом или маркером), и только потом граффити приобретает свой привычный, яркий вид. Большие поверхности заливаются с помощью специальных насадок, широко распыляющих струю из баллончика, и в самом конце ещё раз обводятся ко Принято думать, что граффити появилось на свет в Нью-Йорке конца 60-х годов, когда тинейджер из Вашингтона Хайтс по имени Деметривс впервые начал выводить свой творческий псевдоним TAKI и номер своей улицы 183 на стенах и станциях подземки по всему Манхеттену. Вскоре другие тинейджеры заприметили TAKI и стали спрэить собственные имена. Ранние «писатели» не заботились о том, поймут ли их каракули уличные зеваки. Однако с появлением сотни «голодных» писателей читаемость отдельного наскального «хита» стала приобретать особую важность. А всё с одной единственной целью — ПРИВЛЕЧЬ ВНИМАНИЕ ПРОХОЖИХ. На этом этапе стиль письма и выбор места также играл заметную роль. Каждому хотелось выделиться из общей массы и получить признание себе подобных.

Стили в граффити

Составить классификацию стилей граффити — задача непростая. Культура уличного рисунка стремительно развивалась на протяжении последних 50-ти лет, но сравнительно с другими видами искусств — это довольно короткий срок. О первых видах граффити, возраст которых достигает еще времен Римской империи и других древних государств, говорить как о виде искусства не приходится. Они не имели никаких стилей и не несли эстетического значения. Но в 20-м веке граффити обрели популярность и стали самостоятельным способом творческого самовыражения. Вот тут то и стали появляться разновидности и стили, ведь каждый райтер хотел показать свою индивидуальность и отличаться уникальностью от других. Поскольку все началось в Нью-Йорке, то основные виды и стили граффити рождались и развивались там. На сегодняшний день существует множество их развернутых классификаций, но мы поговорим об основах, которые должен знать и различать любой поклонник хип-хоп культуры. От базовых тэгов и throw-ups до самых сложных видов wildstyle — именно этому посвящена данная статья.

Читать еще:  Культурный шок примеры. Культурный шок

Виды граффити

Существует несколько базовых видов граффити, которые признаются основными во всем мире. Возможно продвинутые райтеры предложат более детальный список (приветствуется в комментариях), но в этой статье мы используем классический подход. Попросту говоря, под видами будем подразумевать способы выполнения и главные черты рисунка, не вдаваясь в более яркие стилевые отличия.

Tagging

Tag — это подпись художника, которую он оставляет либо на своем большом рисунке, либо просто на стене или вагоне. Тэги получили свое широкое распространение в 70-х и до сих пор являются неотъемлемой частью граффити, поскольку качественный и уникальный тэг является брендовым знаком художника, по которому его работы узнают везде.

Все начиналось с самых простых тэгов, которые рисовались “на скорую руку”, но со временем райтеры стали уделять им все больше внимания, придумывая новые шрифты и усложняя надписи дополнительными эффектами (о лучших шрифтах граффити читайте здесь). На сегодняшний день tagging по-прежнему остается начальным уровнем в граффити, но от этого не перестает быть менее важным, чем раньше.

Bombing

Так называемый “скоростной” вид граффити. Bombing также стоит у истоков развития культуры, поскольку именно он был самым широко используемым видом рисования в 70-80-х годах. Изначально “бомбили” в основном поезда или другие средства передвижения, но сейчас этот термин применим и к другим местам нанесения рисунка (выполненным, например, на экстремальной высоте). Суть “бомбинга” заключается в скорости выполнения рисунка на видном месте. Отсюда вытекает то, что часто таким работам не достает детализации. Но для “бомбинга” это не является приоритетной задачей.

Writing

Пожалуй главный вид граффити, поскольку writing обобщает практически все стили, в которых присутствуют буквы (а это основная масса граффити-рисунков). Тут стоит сказать, что в writing иногда выделяют своеобразный подстиль — lettering. Это рисование уникальных букв, отличающихся от других, зачастую разработанных конкретными райтерами. Lettering лежит в основе развития многих стилей граффити.

Writing подразумевает тщательную подготовку рисунка и в отличии от бомбинга на него затрачивается не один час работы.

Scratching (scrabbing)

Этот вид граффити не сильно распространен, поскольку выглядит не особо эстетично. Его суть в том, что тэг или какая-либо другая надпись царапается на твердой поверхности, оставляя след. В основном scratching используется в вагонах поездов: райтеры оставляют на окнах свой тэг. Подобные “художества” легко можно увидеть и в отечественных электричках.

Clean advertising

Clean advertising или “чистая реклама” по-нашему, часто не воспринимается как отдельный вид граффити. И это можно понять: коммерческая реклама массовых продуктов употребления или организаций — это не то, что идет рука об руку с оригинальным духом граффити, родившимся в 70-е годы как своеобразный протест против власть имущих. Но времена меняются и сейчас граффити воспринимается по-другому. Поэтому многие деятели в сфере рекламного бизнеса нанимают райтеров для того, чтобы те создавали рисунки определенного содержания в поддержку нужного продукта. Clean advertising абсолютно легален и его можно расценивать как обычную работу для тех, кто хоть немного умеет держать баллон в руке.

Стили в граффити

Throw-Up

Один из самых простых стилей граффити, направленный на быстроту выполнения. Отличается тем, что буквы нарисованы без всяких изысков, в основном в двух цветах и без особых дополнительных эффектов. Обычно throw-ups исполняют в достаточно больших размерах. Был особо популярен в 70-80-е годы в граффити-сообществе Нью-Йорка, откуда быстро “перекинулся” в другие города США, а позже и всего мира. В данный момент по-прежнему остается одним из самых употребляемых стилей.

Old-school

Этот стиль включает в себя базовые throw-ups и тэги, распространенные на улицах Нью-Йорка на заре развития культуры хип-хопа. Он также отличается простотой и быстротой выполнения. Изначально такие рисунки оставляли на вагонах метро, но чуть позже “пострадавшими” все чаще оказывались стены мегаполиса. Такая простота вполне логична, поскольку в те времена с граффити нещадно боролись, а художников, которые попадались в руки полицейским, даже бросали за решетку. С олд-скула берет начало множество стилей и подстилей граффити.

Самыми известными апологетами old-school были SNAKE-I, TAKI 183, DESA и другие. Они разрисовывали нью-йоркскую “подземку” в 70-х и были пионерами движения граффити.

Bubble letters

Bubble — это еще одна фишка олд-скульного Нью-Йорка, которую использовало множество легендарных райтеров вроде Cope 2, Seen и прочих. Исходя из названия и примера, можно заметить, что главной особенностью bubble letters является округлая форма букв и предельная простота рисунка. Этот стиль перекликается с throw-ups, но имеет более обтекаемые формы. В процессе создания также чаще всего используют два цвета: первый для заполнения внутреннего пространства букв, а второй для нанесения контура.

Brush

Особенный стиль в граффити, в котором используют кисти и распылители красок. Чаще всего он лишен каких-либо мелких деталей, но нередко напоминает произведения искусства классического характера (смотрите пример райтера Zilda). В brush нет лишних линий или каких-то каллиграфических загадок, но эстетической точки зрения этот стиль выглядит впечатляюще.

Читать еще:  Гоголь мертвые души год написания. Мертвые души

Wildstyle

Wildstyle — бесспорно самый известный в мире стиль граффити. Он зародился в “Мекке хип-хопа” в 70-е и достиг небывалой популярности в мире. До сих пор влияние этого стиля остается громадным и практически любой райтер на земле пробовал свои силы в wildstyle.

“Дикий стиль” отличается от остальных высочайшей сложностью рисунка. Это связано с тем, что буквы имеют необычную форму, острые углы, переплетаются друг с другом, а также украшены различными мелкими эффектами (часто стрелками), придающими рисунку шарм. Из за этого wildstyle очень сложно “читается”, но чертовски круто выглядит. Одними из самых известных художников, рисовавших в этом стиле были Tracy 168, Stay High 149 и Kase 2.

Abstract

Здесь название говорит само за себя. Абстрактное граффити отличается от остальных тем, что не ставит целью создать читаемый рисунок. Здесь это не главное. Совокупность линий, точек, цветов, эффектов и прочих визуальных элементов направлена на то, чтобы создать этакий коллаж, который будет приятно смотреться и восприниматься скорее на психологическом уровне (эта черта присуща практически всем видам абстрактного искусства). Чаще всего в abstract не заложены какие-либо послания, тут важнее настроение, которое несет рисунок.

Blockbuster

Стиль, получивший широкую известность благодаря работам непревзойденного Dondi White. Blockbusters — это большие буквы, которые рисуются отдельно, имеют более-менее стандартную форму и легко читаются. Но при этом не следует думать, что их может нарисовать любой. Несмотря на то, что blockbusters призваны для быстрого выполнения, их также можно украсить множеством различных элементов (смотрите рисунок выше). В основном такие рисунки выполняются баллоном или распылителями красок. Главная задача blockbusters — занять большую площадь за короткий период времени. Именно поэтому чаще всего они использовались для “whole car bombing” — полного разрисовывания вагонов или авто.

Fat Cap

Fat Cap — это название специальной насадки, которая часто используется граффити-райтерами. Она была придумана еще в конце далеких 60-х художником Supercool и стала важнейшим инструментом в арсенале любого райтера. Fat Cap надевается на баллон и позволяет распылять краску более широкими линиями, чем обычно. При этом сохраняется контур надписи. В основном стиль fat cap используют для тэгов или заливки букв в “райтинге”.

Stencil

Stencil — стиль с использованием трафаретов как основы рисунка. Этот стиль всемирно известен благодаря Banksy, но кроме него существуют еще сотни достойных художников, среди которых Shepard Fairey, Above, Blek Le Rat и Vhils. В данный момент stencil наверное самый популярный стиль граффити и на это есть несколько причин. Во-первых, картонные или пластиковые заготовки-трафареты отлично копируют рисунки и фотографии, которые вручную нарисовать крайне сложно. Во-вторых, нарисовать что-то через трафарет с помощью баллона или распылителя можно довольно быстро и качественно даже если вы не сильны в творчестве. В третьих, благодаря упомянутым выше Banksy и Shepard Fairey, стиль получил огласку в СМИ, а сами художники стали героями молодежи по всему миру.

Cartoon

Cartoon — общее название для граффити, на которых изображены мультяшные герои, персонажи комиксов или просто выдуманные райтерами создания. Вдохновением для таких работ служат произведения массовой культуры, журналы или даже книги. Мотивы и сюжеты варьируются от стандартных до абсолютно сюрреалистических. Этот забавный стиль начал набирать обороты в 80-е годы и развивается по сей день.

3D

Весьма сложный и необычный стиль граффити, в котором создается иллюзия присутствия 3-го измерения. Такой эффект придает рисунку объемность и играет с вашим зрением своеобразную игру, обманывая глаз. 3D-граффити часто рисуют не только на стенах, но и на асфальте. Скорее всего вам уже доводилось видеть подобные рисунки на тротуарах или дорогах в городах. Также их иногда используют в рекламных целях. Известные художники, работающие в этом направлении, Edgar Mueller, Julian Beever и Kurt Wenner.

Sharp

“Острый” стиль в граффити немного перекликается с wildstyle, но главной его особенностью является максимальное заострение букв и других элементов рисунка. Райтеры растягивают, искривляют и делают линии тонкими для того, чтобы придать им угловатость. Sharp невольно ассоциируется с агрессией и воинственностью и также часто довольно трудный для прочтения.

Computer Rock Style

Стиль изобретенный нью-йоркским райтером Kase 2 (выше фото его работы). В нем присутствуют элементы “дикого стиля”, но “компьютерный” стиль выполняется с применением по большей части кубических форм. При этом сохраняются идеальные геометрические пропорции каждой буквы или персонажа, присутствующего на рисунке. Широко используются кривые изгибы.

Calligraffiti

Calligraffiti — весьма интересный стиль, который, как становится понятно из названия, объединяет в себе элементы каллиграфии и граффити. По сути, это стилизованные шрифты, выполненные на холстах или стенах. Часто используются в качестве принтов для одежды. Обычно calligraffiti легко читается. Этот стиль был изобретен голландским художником по имени Shoe. Среди тех, кто успешно работает в данном стиле на территории СНГ можно выделить Dima Lamonov и Pokras Lampas (рисунок выше).

Послесловие

Естественно, вышеназванные виды и стили граффити не являются полным ультимативным списком. Ведь если немного утрировать, то сколько художников, столько и стилей. А у многих из них даже нет конкретных названий. А даже если бы и были, то порой очень сложно отличить один стиль от другого, поскольку множество из них постоянно смешиваются и дополняют друг друга в одном рисунке. В общем, если вы захотите дополнить нашу классификацию стилей граффити, то мы всегда рады почитать ваш вариант в комментариях ниже.

Понравилась статья? Ищите другие материалы в разделе со статьями о граффити, в том числе текст от том, как нарисовать граффити.

Источники:

http://stoneforest.ru/look/culture/graffiti/kratkij-ekskurs-po-vidam-i-stilyam-graffiti/
http://learn.unium.ru/uniumdesign/design1/lesson7/
http://outstyle.org/article/stili-v-graffiti

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector