0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Возникновение кружка петрашевцев. Петрашевцы

Создание кружка петрашевцев

Самой значительной организацией русских утопических социалистов стал кружок Петрашевского. Он начал создаваться осенью 1845 года. По имени главного руководителя — М.В. Буташевича-Петрашевского — его участники были названы петрашевцами. В кружок входили чиновники, офицеры, учителя, писатели, публицисты и переводчики.

С весны 1846 года собрания в доме Петрашевского приобрели довольно систематический характер, был избран определенный день — пятница. Первоначально участников было немного, не более 10-15 человек, но это был цвет тогдашней интеллигентной молодежи Петербурга.

В первый период (1845-1846 гг.) среди посетителей известны: М.Е. Салтыков — будущий знаменитый сатирик Салтыков-Щедрин, а тогда еще начинающий писатель; В.Н. Майков, редактор первого выпуска «Словаря иностранных слов», талантливый критик и публицист, пропагандист ранних произведений Достоевского; А.П. Баласогло, поэт, прозаик, очеркист, один из самых близких друзей Петрашевского; А.Н. Плещеев, уже тогда известный поэт, автор своеобразного гимна радикальной молодежи 40-х годов — «Вперед! без страха и сомненья. »; В.А. Милютин, прогрессивный ученый и публицист, сотрудник «Отечественных записок» и «Современника», друг Салтыкова и Майкова; А.В. Ханыков, студент Петербургского университета, уволенный за неблагонадежность в 1847 году, один из первых идейных учителей Н.Г. Чернышевского; Н.Я. Данилевский, молодой естественник и философ.

«Пятницы» Петрашевского приобрели большую известность в столице, на них перебывало несколько сотен человек: офицеры, чиновники, учителя. Там бывали Достоевский, Салтыков-Щедрин, Майков и другие. Сначала это были дружеские вечеринки, потом на них появились элементы организационного собрания: председатель, колокольчик, чтение заранее подготовленных рефератов. Посетители «пятниц», уезжая на работу в провинцию, собирали и там такие же кружки.

Петрашевский сознательно относился к своей деятельности как к пропаганде революционных идей, себя называл «старейшим пропагатором социализма». У него сложилась и концепция подготовки революции: сперва пропаганда, затем создание тайного общества и наконец восстание. Критике петрашевцев подвергались все звенья государственного аппарата, вся система: «Слово чиновник — почти то же, что мошенник или грабитель, официально признанный вор». О законодательстве: «Законы сбивчивы, бестолковы, противоречивы». Политическим идеалом петрашевцев являлось республиканское устройство с однопалатным парламентом во главе законодательной власти и выборностью на все правительственные должности. Они высказывались за федеративное устройство будущей России, при котором народам будет дана широкая автономия: «Внутреннее же управление должно основываться на законах, обычаях и нравах народа».

Все петрашевцы решительно осуждали крепостное право, и освобождение крестьян считали важнейшей задачей. В республике они видели идеал политического устройства и намечали программу широких демократических преобразований. В 1848 году М.В. Петрашевский создает «Проект об освобождении крестьян», предлагая прямое, безвозмездное и безусловное освобождение их с тем наделом земли, который они обрабатывали. Радикальная часть петрашевцев пришла к выводу о назревшей необходимости восстания, движущей силой которого должны были стать крестьяне и горнозаводские рабочие Урала.

Идеи петрашевцев нашли достаточно полное выражение в их литературном творчестве. Первым поэтом кружка явился А.Н. Плещеев, автор сборника «Стихотворения» (1846), поэтического манифеста петрашевцев. Тогда же В. Майков разъяснил в «Отечественных записках» значение лирики Плещеева, связанной с лермонтовской традицией в разработке темы поэта-пророка, темы странника, узника; в ней обнаруживались и фурьеристские мотивы (проповедь всеобщего счастья, осуждение неравенства, противоречий богатства и бедности, «неравного брака» и т.д.). Лермонтовское влияние характерно и для стихов петрашевца А.А. Пальма, соединявшего социально-утопические мотивы с обращением к фольклорной тематике. В многочисленных переводах С.Ф. Дурова (из О. Барбье, В. Гюго и др.), проникнутых гражданским пафосом, воплощены его демократические идеалы. Идейное влияние кружка петрашевцев сказалось и в творчестве некоторых поэтов, в целом далеких от передового движения 40-х годов: А.Н. Майкова — автора поэм «Две судьбы» и «Машенька», А.А. Григорьева, написавшего в период недолгого общения с кружком цикл революционно-патетических стихов («Прощание с Петербургом», «Когда колокола торжественно звучат» и др.).

Читать еще:  Чернец Л. Литературные персонажи

С участием в кружке связаны социальные мотивы ранней прозы Достоевского («Бедные люди» и др.), первых повестей М.Е. Салтыкова («Противоречия», «Запутанное дело»), считавшего, что участие в кружке и «школа идей» Белинского были самыми важными в его творческом развитии. Социалистические идеи 40-х годов сыграли немалую роль в формировании взглядов Н.Г. Чернышевского, который в студенческие годы был участником одного из кружков, связанных с петрашевцами. Активный деятель кружка А.В. Ханыков впервые познакомил его с учением Фурье, с взглядами Фейербаха. Представления Петрашевцев (главным образом В. Майкова) о природе и назначении искусства нашли отражение в работе Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности».

Литературный критик В.Г. Белинский в «Письме к Гоголю» писал: «России нужны не проповеди, а пробуждение чувства человеческого достоинства. Цивилизация, просвещение, гуманность должны стать достоянием русского человека». Разошедшееся в сотнях списков «Письмо» имело большое значение для воспитания нового поколения радикалов.

На собраниях обсуждался вопрос о создании тайной типографии. Самая же радикальная часть кружка строила планы организации крестьянского восстания. В отличие от своих предшественников петрашевцы думали не о военном восстании, а о «всеобщем взрыве». Они говорили: «В России революция возможна только как народное, крестьянское восстание и поводом для него будет крепостное право».

Петрашевцы

Петрашевцы и их мировоззрение

Петрашевцы – участники кружка, собиравшегося в доме русского мыслителя и политического деятеля М. В. Буташевича-Петрашевского для обсуждения перспектив переустройства существующего строя в России.

Участники кружка имели доступ к богатой библиотеке хозяина дома, состоящей из ряда запрещённых в России книг по истории революционных движений. Сам Петрашевский (выходец из дворян) увлекался идеями утопического социализма и был последователем французского утописта Ш. Фурье. В своих публикациях он раскрывал тему демократизации политического строя России и отмену крепостного права с последующим разделением земли между крестьянами.

Начало деятельности кружка, формирование взглядов петрашевцев

С 1844 г. в Петербурге стала собираться молодёжь, желающая переустроить существующий строй в России и считающая, что самодержавие и крепостничество тянут страну назад. С октября 1845 г. собрания стали носить регулярный характер. Участники каждую пятницу собирались в доме у Петрашевского, высказывали свои взгляды на миропонимание, зачитывали доклады о будущей деятельности организации, обсуждали различные философские учения, мечтали организовать собственную типографию, чтобы через неё пропагандировать социалистические идеи.

На идеологию петрашевцев большое влияние оказали прогрессивные взгляды Белинского и Герцена. Однако единства в выборе методов по изменению общества среди участников не было: часть из них ратовала за реформы, другая часть считала, что изменить общество можно только революционным путём.

Участники собраний и кружки, близкие к петрашевцам

Первое время кружок Петрашевского насчитывал 15 человек, но к 1849 г. число петрашевцев выросло до 158 человек. Это были молодые люди – студенты, литераторы, чиновники, офицеры.

В среде петрашевцев возникли ещё два подобных кружка:

  • с октября 1848 г. по вторникам собирались у Н. С. Кашкина – русского общественного деятеля, сына декабриста. Кружок носил название «чистых фурьеристов», представители которого изучали труды французского экономиста-утописта;
  • с весны 1849 г. собирались у С. Ф. Дурова – поэта, прозаика, переводчика. В его состав входили братья Достоевские, поэты Плещеев и Пальм и другие выдающиеся представители русской интеллигенции.
Читать еще:  Леонид андреев биография. Биография леонида андреева

Идеи и диспуты петрашевцев

Вопросы, поднимаемые петрашевцами:

  • уничтожение самодержания и установление в России республики,
  • отмена крепостного права,
  • изучение работ Герцена и Белинского,
  • изучение западной философской и экономической мысли (особенно, трудов по утопическому социализму Ш. Фурье),
  • порядок проведения социальных реформ в России,
  • поиск своего места в народных выступлениях.

Диспуты участников кружков были направлены на обсуждение политических событий в Западной Европе, общественной роли литературы; поднимались вопросы об отношениях между верующими и атеистами. На диспутах петрашевцы активно искали ту философскую концепцию, которая объяснила бы происходящие процессы в обществе и помогла бы найти единственно правильное решение, отвергая при этом насильственные действия.

Политическая программа и «Словарь иностранных слов»

Чёткую политическую программу петрашевцы выработать не успели, но конкретные шаги были предприняты:

составили библиотеку из запрещённых в России книг зарубежных авторов — экономистов, философов, прогрессивных общественных деятелей;

основываясь на идеях утопического социализма, издали энциклопедический «Карманный словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка» (впоследствии уничтоженный властями). Специально подобранные статьи были разбросаны по всему словарю с целью обойти цензуру. В завуалированной форме в словаре критиковались крепостное право; славянофилы, препятствующие сближению России и Запада; некоторые западные мыслители, считавшие, что только классовая борьба способна изменить общество. Особые статьи в Словаре посвящены французским материалистам (Дидро) и социалистам-утопистам (Фурье, Сен-Симону и др.), а также теории исторического развития человечества;

план создания тайного общества для серьёзной подготовки к будущим социальным изменениям и распространению революционных идей среди различных слоёв российского общества посредством издания нелегальной пропагандистской литературы.

Карательные меры правительства и аресты петрашевцев

В разгар деятельности петрашевцев, когда была собрана библиотека запрещённых писателей, опубликован «Словарь», подготовлены декламации для внедрения в общество, в ночь на 23 апреля 1849 г. правительство произвело аресты на квартире Петрашевского.

Более года чиновник по особым поручениям Министерства внутренних дел Липранди вёл тайные наблюдения за участниками собраний. В его докладах указывалось на серьёзность намерений петрашевцев:

  • организация тайного общества,
  • подготовка политического заговора,
  • вероятность вооружения крестьян против помещиков,
  • подрыв религиозного чувства в разных сословиях,
  • распространение влияния тайного общества по всей Российской империи.

Результаты следствия показали на преувеличения в докладе Липранди. Было установлено, что участники собраний дальше отвлечённых рассуждений не пошли и в их рядах не было единства.

Тем не менее, военный суд проявил суровость: из 122 арестованных участников (трое сошли с ума в ожидании наказания) к смертной казни приговорены 15 человек. Остальным были назначены разные сроки каторги и тюремного заключения.

Инсценировка казни и приговор

Инсценировка казни – это вид психологического давления, при помощи которого можно добиться раскаяния или морального уничтожения личности. Такой вид пытки правительство Николая I применило в отношении Петрашевского и его коллег.

22 декабря 1849 г. на Семёновском плацу в Петербурге всё было готово к казни. На осуждённых, которые до этого провели восемь месяцев в одиночном заключении, надели предсмертные рубахи, выполнили необходимые церемонии (переломили шпагу над дворянскими головами, предложили прочитать молитву, привязали с завязанными глазами к столбу), прочитали смертный приговор и озвучили команду целиться.

Десятиминутное ожидание превратилось в кошмар, прежде чем прискакавший царский офицер объявил об отмене смертной казни.

Осуждённым прочли окончательный приговор:

  • Петрашевский — бессрочная сибирская каторга,
  • Григорьев, Львов, Момбелли, Спешнев – 10-15 лет каторги,
  • Достоевский, Дуров – 4 года каторги и служба в армии рядовыми,
  • Плещеев – рядовой в оренбургский батальон,
  • Пальм – переведён из гвардии в армию в чине поручика.
Читать еще:  Краткая биография леонида андреева.

Остальные получили наказание в виде ссылки, службы в арестантских ротах и службы рядовыми на Кавказе.

В 1856 году император Александр II издал Указ о помиловании части петрашевцев и смягчения участи каторжникам (замена каторги на поселение).

Влияние идей петрашевцев на творчество прогрессивных писателей XIX века

Идеи петрашевцев отразились в творчестве Ф. Достоевского («Бедные люди»), М. Салтыкова-Щедрина («Противоречия»), В. Майкова (журнальные статьи), поэзии Пальма, Плещеева, Дурова.

Под влиянием идей петрашевцев молодой Лев Толстой написал цикл «Из Кавказских воспоминаний. Разжалованный».

А. Герцен, высоко ценивший петрашевцев и публиковавший в своём «Колоколе» полученные из Сибири мемуары, считал их наследниками декабристов, которые на долгие годы стали символом гражданского мужества для прогрессивной интеллигенции России.

ПЕТРАШЕВЦЫ

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973—1982 .

Смотреть что такое «ПЕТРАШЕВЦЫ» в других словарях:

ПЕТРАШЕВЦЫ — общее название участников собраний кружков разночинной рус. интеллигенции 2й пол. 40 х гг. 19 в. Наиболее многочисл. собрания («пятницы») с осени 1845 по весну 1849 проходили у М. В, Буташевича Петрашевского. Состав И. не был постоянным,… … Философская энциклопедия

петрашевцы — петрашевцы, группа молодёжи, собиравшаяся в 40 х гг. XIX в. у чиновника и литератора М. В. Петрашевского; утопические социалисты и демократы, стремившиеся к переустройству самодержавной и крепостнической России. Собрания у Петрашевского в доме на … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

ПЕТРАШЕВЦЫ — ПЕТРАШЕВЦЫ, название в исторической и мемуарной литературе лиц, посещавших пятницы М.В. Петрашевского (конец 1844 начало 1849), на которых обсуждались проблемы внутреннего положения России, теории западноевропейских социалистов (Ш. Фурье и др.).… … Современная энциклопедия

ПЕТРАШЕВЦЫ — общество разночинной молодежи в Санкт Петербурге (кон. 1844 нач. 1849). Первоначально занимались самообразованием. На общедоступных пятницах у М. В. Петрашевского обсуждали преимущественно теоретические вопросы, в кружках братьев Дебу, Н. С.… … Большой Энциклопедический словарь

ПЕТРАШЕВЦЫ — ПЕТРАШЕВЦЫ, общее название членов кружков молодёжи в Санкт Петербурге (конец 1844 начало 1849). На общедоступных пятницах у М. В. Петрашевского обсуждали вопросы текущей политики, труды французских социалистов, в кружках братьев Дебу, Н. С.… … Русская история

Петрашевцы — группа молодёжи, собиравшаяся в 40 х гг. ХIX в. у чиновника и литератора М. В. Петрашевского; утопические социалисты и демократы, стремившиеся к переустройству самодержавной и крепостнической России. Собрания у Петрашевского в доме на… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Петрашевцы — Петрашевцы. В истории новейшей русской литературы так наз. делоПетрашевского или петрашевцев занимает видное место, потому что ни водном из русских политич. процессов не участвовало столько литераторов иученых. Кроме самого Петрашевского,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Петрашевцы — общество разночинной молодежи в Санкт Петербурге (кон. 1844 нач. 1849). Первоначально занимались самообразованием. На общедоступных «пятницах» у М. В. Петрашевского обсуждали преимущественно теоретические вопросы, в кружках братьев Дебу, Н. С.… … Политология. Словарь.

Петрашевцы — У этого термина существуют и другие значения, см. Петрашевцы (значения). Петрашевцы осуждённые правительством Николая I в 1849 участники собраний у М. В. Буташевича Петрашевского. Будучи все в той или иной мере «вольнодумцами»,… … Википедия

Петрашевцы — общество петрашевцев, кружок петрашевцев, группа молодёжи, собиравшаяся во 2 й половине 40 х гг. 19 в. в Петербурге у М. В. Петрашевского (См. Петрашевский); утопические социалисты и демократы, стремившиеся к переустройству самодержавной… … Большая советская энциклопедия

Источники:

http://studwood.ru/503567/istoriya/sozdanie_kruzhka_petrashevtsev
http://histerl.ru/lectures/19_vek/petrashevci.htm
http://dic.academic.ru/dic.nsf/sie/13427/%D0%9F%D0%95%D0%A2%D0%A0%D0%90%D0%A8%D0%95%D0%92%D0%A6%D0%AB

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector