51 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вопросы по литературе после бала. С какой целью Л

Литература 8 класс Тест Л. Н. Толстой «После бала»

Главная > Литература

Литература 8 класс Тест

Л. Н. Толстой «После бала»

Какой художественный приём положен в основу композиции рассказа «После бала»?

а) последовательность излагаемых событий;

б) цикличность излагаемых событий;

Каков тип композиции рассказа?

а) рассказ в рассказе;

б) повествование от первого лица;

в) последовательное авторское изложение событий.

С каким чувством описывает рассказчик сцену бала?

Как можно охарактеризовать смысл заглавия рассказа?

а) важность судьбы героя после бала;

б) особое значение сцены расправы с солдатом;

в) важность утра, следующего за балом.

С помощью каких языковых средств автор противопоставляет друг другу картины бала и экзекуции солдата (исключите лишнее)?

б) подбор эпитетов;

в) прямая авторская оценка;

е) описание одного героя;

ж) внутренний монолог.

Почему полковник, внимательный и чуткий во время бала, оказался жестоким и бессердечным по отношению к солдату?

а) автор показывает двуличие героя;

б) на балу надел «маску» добропорядочности;

в) добросовестно, не рассуждая, выполняет свои служебные обязанности;

г) искренне верит в необходимость жестокой расправы.

Определите основную идею рассказа.

а) судьба человека зависит от случая;

б) осуждение бездумного исполнения правил, из-за которых процветает несправедливость;

в) идея личной ответственности человека;

г) осуждение деспотизма.

С помощью какой художественной детали Л. Н. Толстой доказывает искренность чувства полковника к дочери?

а) замшевая перчатка;

б) белые усы и бакенбарды;

в) блестящие глаза и радостная улыбка;

г) «домодельные» сапоги.

Что можно сказать о жизненной позиции главного героя?

а) утверждает идею Л. Н. Толстого «непротивления злу насилием»;

б) утверждает мысль автора о необходимости сопричастности человека к бедам других

в) идея о необходимости «изменения жизненных условий» для «изменения взглядов

Отметить импонирующее вам утверждение:

а) в рассказе автор протестует против николаевской действительности;

б) в рассказе автор заявляет о нравственной ответственности человека за происходящее;

в) в рассказе автор призывает бороться с произволом.

Какое чувство владеет Иваном Васильевичем на заре жизни?

Прав ли рассказчик, считающий Вареньку причастной к злу, совершенному ее отцом?

Какова жизненная позиция рассказчика?

Открытый урок по литературе на тему “Л.Н.Толстой рассказ “После бала””

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Цели: 1)познакомить учащихся с основными биографическими сведениями о писателе; историей создания рассказа «После бала»;

2)раскрыть композиционные особенности произведения через разбор и анализ отдельных эпизодов;

развитие связной речи учащихся, умения подбирать материал по теме и связно излагать мысли;

работа над языковыми средствами произведения;

З) формирование у школьников понятия о личной ответственности человека за всё, что он совершает в жизни.

1. Компьютерная презентация. Иллюстрации по творчеству Л.Н. Толстого;

2. Оформление классной комнаты:

Столики со скатертью, на столиках томики книг с рассказом “После бала».

– “ Через Ясную Поляну пролег нравственный меридиан мира”;

– “ Без своей Ясной Поляны я трудно могу представить себе Россию и мое отношение к ней” – (Л.Н.Толстой);

– “ Толстой действительно огромный художник” (В. Короленко);

– “ Нет человека более достойного имени гения, более сложного, противоречивого и во всем прекрасного” (М. Горький);

Портреты Л.Н. Толстого:

– комплект фотографий “Ясная Поляна”

Слева от доски расположен “Уголок Льва Николаевича”, разные издания книг Л.Н. Толстого.

Здесь же стоит “одинокая свеча”, которую в последние минуты урока ученик зажжет, как символ вечной и неугасающей памяти великому Таланту великого Писателя.

3. По ходу урока используется музыкальное сопровождение:

Тип урока: Рассказ учителя, эвристическая беседа по вопросам (в ходе беседы происходит”открытие”нового знания), комментированное чтение, выразительное чтение, сообщения учащихся.

1) Организационный момент

(приветствие учащихся, постановка целей урока)

Вступительное слово учителя

Творчество Л. Н. Толстого — одна из ярких страниц в истории русской литературы. Писатель рассказал нам о русской жизни почти столько же, как и вся остальная наша литература.

Свыше двухсот произведений написано им. Каждое из них- отражение целой эпохи русской действительности. Кто же этот удивительный человек, какую жизнь он прожил?

Об этом мы узнаем из ваших сообщений, подготовленных дома

2.Опрос д/з «Л.Толстой – человек, мыслитель, писатель»

3.Изучение нового материала. Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа «После бала».

Эпиграф к уроку: «Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что всё дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что всё дело в случае…»

( Л.Н.Толстой, из рассказа «После бала»)

-Ассоциация. Сегодняшний урок мы начнём с музыки. Послушайте и попробуйте представить ситуацию: где и когда мы можем слышать эту музыку?

Звучит музыка П.Чайковского «Вальс цветов из балета «Щелкунчик».

Ответы учащихся после прослушивания ( основной ответ: на балу)

– Что это за музыка, охарактеризуйте её, подберите эпитеты.

( Запись на доске : волшебная, волнующая, воздушная, легкая, добрая и т.д)

– Что ёще можно услышать на балу? (Легкий шорох платьев, скольжение туфелек по полу, разговоры, веселье и т.д.)

Как вы думаете, какие цели предполагает сегодняшний урок?

Воспитание милосердия, гуманного отношения к человеку, неприятие насилия над личностью .

4. Проверка знания текста произведения.

Опрос методом «Верные и неверные вопросы»

Рассказ ведется от лица Ивана Васильевича (да).

Он был сильно влюблён в Вареньку Б. (да).

Бал состоялся у губернского предводителя на Рождество (нет, в последний день Масленицы).

Бал Ивану Васильевичу не понравился (нет, «Бал был чудесный»).

Весь вечер И. В. танцевал с Варенькой Б. (нет)

Мазурку Варенька танцевала с отцом (да).

В 3-ем часу ночи танцевали кадриль (да).

После бала рассказчик не мог уснуть (да).

Прогуливаясь ранним утром, И. В. увидел в поле сцену наказания солдат (да)

Татарин кричал: «Помогите!» (да)

Рядом шёл полковник Б. и ругал одного солдата (да)

– И. В. женился на Вареньке Б. и пошёл на военную службу (нет).

– Вы помните, что сначала рассказ назывался «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…». Почему изменено название рассказа?

(«Вся жизнь переменилась от одной ночи или, скорее утра»,- – говорит Иван Васильевич, значит, главное в рассказе то, что произошло утром, после бала»).

– Какие события описаны в рассказе?

(Два главных события: бал у губернского предводителя и сцена наказания солдата после бала).

5.1. Беседа по содержанию рассказа

– О чем идет разговор в начале повествования?

(О том, что хорошо, что дурно, об обстоятельствах жизни).

Какие два главных события лежат в основе рассказа Толстого?

Бал у губернатора и сцена наказания солдата.

5.2.Обратимся к жанру произведения. Фронтальный опрос

– Почему это произведение по своему жанру является рассказом?

-В чем особенность построения рассказа, его композиции?

Выделите основные части рассказа.
(В рассказе выделяются следующие основные части: вступление, бал, после бала, заключение. Рассказ, таким образом, заключен в «раму». Этот композиционный прием называется «рассказ в рассказе», потому что произведение написано так, что о всех событиях мы узнаем от рассказчика)

В центре произведения автор показывает одно важное событие из жизни героя, один главный герой — Иван Васильевич.

– Что говорится о главном герое в начале рассказа?

Иван Васильевич — всеми уважаемый человек, он вспоминает о днях своей молодости, когда был влюблён.

– Какую мысль утверждает Иван Васильевич в первых строках произведения?

Он уверен, что на судьбу человека может повлиять не только среда, но и случай.

– Какое событие описано в произведении? Бал в доме губернского предводителя, влюблённость героя, потрясение от жестокости случившегося после бала, разочарование.

– Почему автор в заглавии рассказа обращает наше внимание на события, происходящие после бала? События, которые произошли после бала, изменили жизнь главного героя.

– Какова идея этого рассказа?

Личная ответственность человека за всё, совершаемое им.

– Какая историческая эпоха изображена автором в произведении?

Эпоха правления Николая I , 40-е годы 19 века, время, когда в царской армии солдаты жестоко наказывались за малейшую вину

6. Групповая работа по карточкам. Просмотр видео-ролика.

Задание: используя план, данный в карточке, выписать в тетрадь ключевые слова-эпитеты из текста рассказа.

По окончании этой работы передать содержание эпизода,

используя выписанные слова.

1 группа — эпизод «На балу»

2 группа — эпизод « После бала»

(Бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный, музыканты знаменитые, весёлый мотив музыки звучит беспрерывно.) (В весеннем мокром тумане что-то черное пестрое, мокрое; солдаты в черных мундирах, слышна неприятная визгливая мелодия.)

Давайте и мы вместе с героями Толстого окунёмся в торжественную и волнующую атмосферу бала.

Кто давал бал, описанный в рассказе Толстого?

Дайте описание бала (музыка, звучащая на балу). Какие эпитеты при этом использует Толстой?

Опишите внешний вид и душевное состояние героев рассказа во время бала:

полковника Петра Владиславовича.

1. Что услышал Иван Васильевич, выйдя из дома?

2. Что увидел Иван Васильевич, выйдя из дома?

3.В какое время суток Иван Васильевич становится свидетелем страшной картины – избиения татарина?

Утро, символизирующее, как правило, начало новой жизни, в данном случае выступает как крушение надежд, любви.

Волшебная ночь, описанная в 1 части, противопоставлена реалиям утра.

Как вы думаете: полковник – двуличный человек? Где он настоящий: на балу или после бала?

Почему полковник, увидев Ивана Васильевича, отворачивается и делает вид, что не узнал его?

Что заставляло полковника быть жестоким? («воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки», уверенный в том, что «надо всё делать по закону», полковник искренен в обеих сценах.)

Почему не состоялась любовь Ивана Васильевича и Вареньки?

Почему Иван Васильевич отказался от карьеры военного?

Приняв решение не служить нигде, Иван Васильевич делает свой нравственный выбор. Он не хочет быть таким же жестоким, как полковник. Толстой был обеспокоен тем, что в армии царят произвол и жестокость. Чтобы сохранить дущу, Иван Васильевич отказывается от карьеры военного.

Какой композиционный приём лежит в основе рассказа Толстого? Докажите своё утверждение

– Итак, проанализировав эти два эпизода, сделайте вывод о том, как они соотносятся.

Эти два эпизода противопоставлены друг другу.

Слово У. Ребята, такой приём в раскрытии идеи произведения, при котором события или герои противопоставлены друг другу, называется контрастом.

– Какую из двух частей вы считаете главной, несущей основное содержание произведения?
– А зачем писателю понадобилась первая часть?
– Как называется такой прием?
( Антитеза – противопоставление. В рассказе контрастно сопоставлены основные сюжетные моменты – сцена бала и экзекуция).

Экзекуция – порядок приведения в исполнение телесн. наказания или смертн. казни.

– Какие образы, ситуации противопоставляются писателем?
(Бал у губернского предводителя = экзекуция,

зала у предводителя = описание улицы, хозяева бала = солдаты, Варенька = наказываемый).
Весь рассказ построен на контрастах – описание событий бала и после, психологическое состояние героев.

Помог ли контраст раскрыть замысел автора?

Композиция рассказа дает читателю возможность ощутить весь ужас, всю несправедливость происходящего, именно потому, что сцена наказания показана после восхитительного, полного любви и радости бала. Выстроив события именно в таком порядке, Л. Н. Толстой помог нам лучше и глубже понять идею и смысл рассказа.

В какое время года Иван Васильевич становится свидетелем надругательства над человеком?

Весной, в масленичную неделю. Масленица – подготовительная неделя к Великому посту. Она посвящена в христианском смысле одной цели – примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянию. Масленица – это время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворительности.

7) Закрепление изученного

1) Какой художественный приём лежит в основе композиции рассказа «После бала»?

а) последовательность событий

в) цикличность событий

2) С каким чувством описывает главный герой сцену

З) В каком платье была Варенька на балу?

а) белое платье с розовым поясом

б) бархатное пюсовое (тёмно-коричневое)

4) С помощью какой художественной детали автор

доказывает искренность чувства полковника к дочери?

а) белые усы и бакенбарды

б) замшевая перчатка

в) блестящие глаза и радостная улыбка

г) домодельные опойковые сапоги

5) Определите основную идею рассказа

а) осуждение деспотизма

б) осуждение бездумного исполнения правил

в) идея личной ответственности человека

б) Накануне какого праздника устраивался бал в доме

7) Почему полковник, добрый и чуткий во время бала,

оказывается жестоким и бессердечньим по отношению

а) добросовестно выполняет свои обязанности

б) автор показывает двуличие героя

8) Какие звуки, мелодия слышатся во время жестокой

расправы с беглым солдатом?

б) свист флейты и барабанная дробь.

8. Составление синквейна.

– Какие открытия вам удалось сделать на сегодняшнем уроке? Что было особенно важным?

– Что взяли для себя с этого урока?

Каждому из вас когда-нибудь придётся делать выбор. Хотелось бы, чтобы он был правильным. Мы изучили содержание, структуру и художественные особенности, мы увидели в Иване Васильевиче отчасти самого автора, в его извечном и отчаянном стремлении уничтожить все зло в людях…

Мы зажжем эту “одинокую свечу” не просто как символ вечной и неугасающей памяти великому Таланту великого Писателя. Мы зажжем свечу, чтобы навсегда сохранить в своих сердцах образ настоящего живого человека, сумевшего одновременно быть художником, мыслителем и человеком.

Составить сравнительную характеристику:

2. Ответить на вопросы № 2, 3, 4, 5, 6 стр. учебника

“После бала” Толстой. Какие ответы на вопросы 8 класс Коровина?

“После бала” Толстой. Какие ответы на вопросы по литературе 8 класс Коровина?

  1. Какие впечатления, чувства и размышления возникли у вас в связи с чтением рассказа? Кто его главные герои? От чьего лица ведется рассказ? О каком периоде своей жизни повествует Иван Васильевич? Как рассказчик описывает Вареньку? Что рассказывает Иван Васильевич об обстановке бала, о своем настроении на балу? Чем можно объяснить это настроение? Как изображается отец Вареньки? Какое чувство испытывает к нему рассказчик? Что изменило настроение Ивана Васильевича? Каким показан полковник в сцене на площади? Какое же лицо полковника истинное? Как вы восприняли характеры и поступки героев? Расскажите об этом.
  2. Почему рассказ назван автором не «Бал», а «После бала», хотя описание бала занимает значительнейшую часть произведения?
  3. Как объяснить поведение отца Вареньки после бала — его характером или порядками в тогдашней армии?
  4. Можно ли сказать, что рассказ Л. Н. Толстого открывает нам одну из страниц исторического прошлого России? Какую именно?
  5. Против чего направлен рассказ «После бала»? От чего зависят, по мысли автора, перемены в человеческих отношениях?
  6. По убеждению Толстого, в ходе русской истории возникло две России Россия образованная, далекая от природы, и Россия мужицкая, близкая к природе. В этом для писателя состояла драма русской жизни. Он мечтал, чтобы эти два начала соединились, чтобы Россия стала единой. Но. будучи писателем-реалистом, он изображал ту действительность, которую видел и которую оценивал с точки зрения своих художественно-истори­ ческих взглядов. Как же отразились исторические взгляды писателя в рассказе «После бала«?
  7. Чего достигает Л. Н. Толстой композицией, контрастом событий?
  8. В процессе создания художественного произведения Л. Н. Толстой говорил: «. художник не рассуждает, а непосредственным чувством угадывает типы». Следовательно, у Толстого интуиция — это способ «угадывания». В то же время Толстой, опираясь на реальный прообраз, писал: «Я бы стыдился печататься, если бы весь мой труд состоял в том, чтобы списать портрет, разузнать, запомнить». Что это значит? Как вы понимаете это высказывание великого писателя? Толстой говорил Гольденвейзеру: «Я не понимаю, как можно писать и не переделывать все множество раз. Я почти никогда не прочитываю своих уже напечатанных вещей, но если мне попадется случайно какая-нибудь страница, мне всегда кажется: это все надо переделывать». Как вы объясните эти слова? О какой черте характера писателя они говорят?
  9. Рассмотрите иллюстрации к рассказу Л. Н. Толстого «После бала». Найдите в тексте рассказа эпизоды, изображенные художниками. Как вы думаете, удалось ли им передать настроение и пафос рассказа?

Лев Николаевич Толстой к стр 29

    Что вы знаете о детстве и жизни Л. Н. Толстого и что нового вы узнали, прочитав статью о писателе?

Какие произведения, прочитанные вами ранее, рассказывали об исторических событиях, происходивших в России?

О чем мечтал писатель для совершенствования общества?

Отвечаем на вопросы по произведению “После бала”:

  1. Вареньку автор описывает, как нежную и воздушную девушку, которая просто прелестна. Его отца он описывает как статного, мужественного и благородного человека. На балу присутствуют красивые дамы в нарядных платьях и благородные мужчины. Автору явно нравиться эта праздничная атмосфера.
  2. Произведение называется “После бала”, потому что именно после бала автор понимает, что полковник выдает себя за другого человека и это его намного больше поражает, чем события на балу.
  3. Полковник был жестоким человеком, поэтому он так и поступил, в армии конечно нужен порядок, но не такими методами.
  4. Определенно, рассказ можно считать об историческом прошлом России. Все это происходило на самом деле.
  5. Рассказ направлен против жестокости людей, которые находятся у власти. Многие люди добившись власти теряют остатки сострадания и милосердия.
  6. Автор показывает нам две России. Одна – это для людей из высшего общества, которые развлекаются и наслаждаются всеми благами жизни. Другая – это жизнь простых людей, которые вынуждены выживать.
  7. Автор достигает контраста при помощи различных усилений, повторов. Благодаря этому рассказ получился на контрасте.
  8. Автор очень любит людей, ему очень жалко бедного солдата, он обладает состраданием, жалостью.
  9. Картинки к произведению очень соответствуют и отлично передают атмосферу произведения.
  10. Толстой почти всю жизнь прожил в имении Ясная Поляна, был он очень трудолюбивым человеком, за свою жизнь создал много книг, рассказов.
  11. Одним из таких произведений является – “Кавказский пленник”.
  12. Толстой мечтал, чтобы все люди были равны.

Источники:

http://gigabaza.ru/doc/76718.html
http://infourok.ru/otkritiy-urok-po-literature-na-temu-lntolstoy-rasskaz-posle-bala-1036218.html
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2888959-posle-bala-tolstoj-kakie-otvety-na-voprosy-8-klass-korovina.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: