0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Содержание

Волшебные сказки кто их написал. Поговорим о сказках

ВОЛШЕБНАЯ РОЛЬ СКАЗОК

Сказка – веками наработанная ценнейшая информация, поднимающая по настоящему философские проблемы осмысления мира. Детская сказка – необходимый элемент воспитания ребенка, она доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, освещает проблемы добра и зла, показывает выход из сложных ситуаций. Сказка — это язык детей, для них он наиболее информативен, нежели стиснутая пресная взрослая речь. Поэтому, если мы – взрослые хотим помочь, объяснить, поддержать, открыть что-то своему ребенку, то нужно заново освоить забытый детский язык – сказку.

Рассказывая и читая сказки, мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки.

Дети, которым читали сказки с раннего детства, быстрее начинают говорить не просто набором слов, а выражаясь на хорошем литературном языке. Необходимо чутко относиться к выбору сказок, не читайте сокращенные или почти дословно переведенные сказки, они «пустые».

Сказка формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются.

Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие маленького человека.

Для чтения сказок следует подбирать «нужное» время – когда ребенок и Вы в спокойном эмоциональном состоянии, в «хорошем расположении духа». Можно прямо перед сном, когда есть время поразмыслить и поговорить. При засыпании полученный опыт лучше закладывается в подсознание.

Читать нужно с удовольствием, не отвлекаясь, тогда ребенок получит больше пользы, а вы положительные эмоции.

После сказки можно провести беседу, в которой обсудить поступки героев и попытаться привести ребенку похожие ситуации из реальной жизни.

К трем годам у детей рождается потребность в сюжетно-ролевых играх. Хорошо если бы в этот период вы с малышом пробовали разыграть прочтенные сказки. Это может быть настольный театр, тогда для этого нужно придумать ширму, вырезать героев, смастерить домики или лесную полянку. Конечно, все это можно и купить, но совместная деятельность, полет фантазии и творчества «дорогого стоят». Пусть что-то получится не очень красиво, а «у Мишки нос кривой» , зато в этом будет Ваша душа и сердце.

А в 4-5 лет с детьми уже смело можно придумывать собственные сказки и разыгрывать их, наряжаться в костюмы, выбирать музыку, использовать грим и конечно приглашать на спектакль бабушек и дедушек.

Методическая разработка «Поговорим о сказках»

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

МКОУ РОССОШАНСКАЯ СОШ

отделение дошкольного образования

детский сад «Непоседы»

занятия по развитию речи «Поговорим о сказках».

На занятия по развитию речи, я использую главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Детский сад знакомит дошкольников с лучшими сказками для детей и на этой основе решает комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания. Она привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием.

Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т.е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей. Следующий метод – рассказывание, т.е. более свободная передача текста. При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы детям было интересно. Для закрепления развития речи ребенка полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины. Примерами дидактических игр могут служить игры «Составь свою сказку», по картинкам. Один начинает – другой продолжает. Следующий прием – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить тут же еще 1-2 раза. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Занятия по развитию речи я сочетаю с занятиями рисованием, музыкой и лепкой. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети. Задача воспитателя поощрять разнообразное изобразительное творчество. Интегрированные формы занятий позволяют решать образовательно-воспитательные задачи, наиболее полно.

Читать еще:  Предсказания отрока льва. Дневник Левы Федотова

Конспект занятий по развитию речи «Поговорим о сказках».

Цель: создать условия для формирования речевого общения посредством сказок.

Задачи: совершенствовать умение детей пересказывать сказку по мнемотаблице, музыкальным фрагментам, иллюстрациям, ключевым словам.

Активизировать в речи детей: название сказок, имена сказочных героев.

Формировать эмоциональную отзывчивость, сопереживать состоянию, настроению героев.

Развивать логическое мышление, внимание, память, любознательность, творческое воображение, фантазию.

Воспитывать чувство отзывчивости, умение детей дружно и согласованно работать и договариваться в коллективе.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, фонограмма песни,

мнемотаблица по сказкам, цветные карандаши.

Предварительная работа: чтение сказок разных писателей, пересказ по мнемотаблицам; знакомство с загадками; слушание песен, аудиосказок.

Воспитатель: « Поздороваемся друг с другом».

Дети протягивают правую руку в центр круга. Руки детей соприкасаются. Качая ими вверх и вниз, они произносят слова:

«Здравствуй, здравствуй, не зевай

и ладошку нам давай!

1 – 2; 1 – 2 : начинается игра!

(Слайд, звучит музыка «В гостях у сказки»)

Ребята, отгадайте, про что я сейчас загадаю загадку:

Их любят взрослые и дети,

В них происходит все на свете:

И чудеса и волшебство,

В них побеждает зло добро.

Их мамы читают детишкам на ночь

После чего закрываются глазки

И снятся всю ночь ребятишкам…? (сказки)

Правильно, сказки, и сегодня мы поговорим о сказках. Как вы думаете, кто сочиняет сказки?

Ответы детей (народ, сказочники) уточняю.

Если сказку сочинил народ, то, как мы ее называем? (Народная)

А если сказку сочинил один человек? Как мы ее назовем? (Авторская сказка)

Назовите, каких авторов-сказочников вы знаете? Какие сказки они написали? Посмотрите на экран и скажите, где здесь авторские сказки? Где русские народные?

Дети перечисляют сказки.

Какими словами начинаются русские народные сказки? («Жили — были», «в некотором царстве, в некотором государстве. »)

Какими словами они заканчиваются? («Жили долго и счастливо», «стали жить-поживать и добра наживать», «и я там был, мед-пиво пил», «вот и сказке конец, а кто слушал — молодец»).

Музыкальная – литературная викторина.

Задание первое: внимательно послушайте, скажите из какой сказки этот отрывок? звучит песня из мф «Золушка». Молодцы!

Слушайте второй отрывок: звучит песня из кинофильма «Красная шапочка». Молодцы!

Следующий отрывок из м/ф «Мойдодыр». Молодцы!

Ребята, а вы знаете сказку «Три медведя». Ой, какие вы умницы! Выходите, поиграем.

Три медведя шли домой (шагают вперевалочку)

Папа был большой, большой! (поднять руки)

Мама с ним- поменьше ростом (руки на уровне груди)

А сынок — малютка просто (приседают)

Очень маленький он был,

С погремушкою ходил! (имитируют игру с погремушкой)

Дзинь- дзинь, дзинь-дзинь

Следующее задание: нужно по картинке угадать сказку и рассказать.

Слайд с мнемотаблицой по сказке «Три поросёнка».

Дети продолжают рассказывать сказку по цепочке и по окончании рисуют поросят из сказки. Какие вы молодцы, чудесные поросята у вас получились.

-В сказках звери разговаривают, думают, в сказках происходят чудеса, волшебство, в сказках есть выдуманные персонажи баба-яга, водяной, леший, кикимора и др.

Сегодня мы будем с вами сказочниками и придумаем свою сказку все вместе.

Посмотрите на этот слайд и скажите, о ком мы будем сочинять сказку. Кого вы видите на картинке?

Дети перечисляют, кого они видят на картинке.

Где живут звери? (В лесу)

В каком лесу живут животные?

Какое время года, время суток вы видите?

Мы с вами выяснили, что на картине изображены разные животные. Какие они? Еж, заяц, медвежонок, белка, енот. Расскажите, какие они?

Как вы думаете, они добрые, дружные?

С каких слов мы начнем придумывать сказку?

В одном густом, лесу жили-были: енот, белка, еж, заяц, медвежонок.

Жили они, не тужили, но вот однажды…?

Что было дальше, как вы думаете?

Молодцы, мы придумали свою сказку, а как мы ее назовем? «Дружная семейка».

Какие вы молодцы, как хорошо знаете и сочиняете сказки, нарисовали чудесных сказочных поросят.

13 фактов, которые перевернут представление о сказках вашего детства

В детстве мы даже не задумываемся, какой глубокий смысл скрывается в самых обычных сказках, и просто следим за приключениями их героев. Вместе с Аладдином мы отправляемся за волшебной лампой, вслед за Алисой отважно прыгаем в кроличью нору, танцуем на балу с Золушкой и вместе с Белль влюбляемся в обаятельное Чудовище. Но чем старше мы становимся, тем больше нового открываем для себя в историях, каждая из которых уже, казалось бы, прочитана вдоль и поперек.

Мы в AdMe.ru в очередной раз убеждаемся: с возрастом интерес к сказкам только возрастает, особенно когда есть возможность сравнить их с экранизациями или увидеть привычных персонажей с другой стороны.

13. История про Бэмби изначально не была детской сказкой

Австрийский писатель Феликс Зальтен создавал свой роман «Бэмби. Биография из леса» (Bambi. Eine Lebensgeschichte aus dem Walde) в расчете на взрослых читателей. Это издание, увидевшее свет в 1923 году, называют одним из первых романов об экологии.

Читать еще:  Страх - не грех, но трусость - это порок.

Автор, который сам в прошлом был заядлым охотником, пытался привлечь внимание к необходимости защищать окружающую среду. Чтобы достучаться до сердец читателей, Зальтен включил в роман немало мрачных и эмоционально тяжелых сцен. Даже обычная гроза в лесу сопровождается «яростным грохотом сломленного ствола и горестным всхлипом, вырвавшимся из всех ран разбитого, умирающего тела дерева».

Каждый вечер олени обсуждают загадочного Его: «Как ужасен этот облик — никто не смеет взглянуть Ему в лицо. Его запах имеет тысячи оттенков, и все же его узнаешь мгновенно по тому ужасу, который он несет в себе». Несложно догадаться, что речь идет именно о человеке.

В добрую детскую сказку «Бэмби» превратили на студии Уолта Диснея. Мультипликаторы даже специально добавили двух милых персонажей — зайца Топотуна (Тампера) и скунса Цветочка.

12. Бременские музыканты собрались вместе от безысходности

После красочных экранизаций мы привыкли представлять героев этой сказки веселыми и жизнерадостными животными, которые отправляются в город Бремен, чтобы стать настоящими музыкантами.

Но на самом деле они сколотили свой бродячий ансамбль не от хорошей жизни. В сказке братьев Гримм кот, пес и осел были в преклонном возрасте, и владельцы хотели от них избавиться. А петуха и вовсе хотели пустить на суп. Все эти животные сбежали от своих хозяев и встретились друг с другом по чистой случайности.

Конечной точкой своего пути они выбрали Бремен, который тогда считался в Германии чуть ли не мегаполисом. Провинциальные музыканты верили, что в большом городе их ждет новая жизнь.

Помимо этого, в оригинале сказки нет даже намека на любовную линию: трубадур, принцесса и король со своей свитой появились благодаря фантазии мультипликаторов.

11. У сказки «Гадкий утенок» оказалась неожиданная мораль

Мы привыкли говорить, что это сказка о внешней и внутренней красоте, призванная пробудить в читателях милосердие и сострадание. Но Ханс Кристиан Андерсен объяснял смысл своего «Гадкого утенка» совершенно иначе. Он сравнивал птенца лебедя с настоящим аристократом, который случайно оказался среди простолюдинов.

Главного героя этой сказки писатель списал с самого себя: он искренне считал своим отцом короля Кристиана VIII. А обижавшие юного Андерсена «утки и куры» получили именно то, что им полагалось по происхождению: навсегда погрязли в быте и не совершили ничего достойного упоминания. Сказочник считал, что люди, которые окружали его в детстве и отрочестве, не могли стать великими, ведь они не были рождены от знатных родителей.

10. Кот в сапогах вряд ли был рыжим

Сомневаетесь? Тогда перечитайте сказку: в ней нигде не указывается его окрас. Рыжий цвет — фантазия иллюстраторов и мультипликаторов, которые хотели получить яркого персонажа на киноэкранах и обложках книг.

Да и особой порядочностью Кот явно не отличался. Сперва он потребовал от сельских жителей сказать королю, что земля, на которой они работают, принадлежит лжемаркизу Карабасу. Затем обманом отобрал замок у людоеда и вынудил короля отдать дочь за поддельного аристократа. Впрочем, во времена создания сказки подобное поведение никого не смущало — это называли настоящей деловой хваткой.

9. В каждой стране есть свой Пряничный человечек (он же Джонни-пончик, он же Колобок)

История про шустрый хлеб знакома практически всем детям мира. Немецкие мамы и бабушки рассказывали малышам сказку «Сбежавший пирог», а в Шотландии от хозяев укатывалась овсяная лепешечка.

Ученые насчитывают почти 40 вариантов этой сказки. В каждом из них участвуют и люди, и животные, а свою погибель главный герой находит в желудке у лисы (реже у свиньи). За право быть первоисточником спорят 3 персонажа — американский Пряничный человечек, английский Джонни-пончик (или Джонни-пряник) и русский Колобок.

8. В сказках братьев Гримм женщины ведут себя хуже мужчин

На 200 сказок братьев Гримм насчитывается 16 плохих матерей (мачех) и всего 3 отца (отчима) с такими чертами характера. Злобных ведьм там 23, а колдунов — только 2. Героини сказок нередко предают своих возлюбленных, в то время как мужчины так практически не поступают.

Конечно, подобные нападки на женщин следует приписывать не самим братьям Гримм, которые только собирали народные сказки. Просто в то время общество еще было патриархальным и любая сильная и активная женщина автоматически считалась источником зла.

Еще одна версия связана с особенностями семейного уклада. Пожилые овдовевшие мужчины часто женились вновь, выбирая в качестве спутниц жизни довольно молодых женщин. Разница в возрасте между мачехами и родными дочерями могла быть до смешного маленькой. Это приводило к ревности и соперничеству — «кто на свете всех милее».

И еще один маленький нюанс: какие бы козни ни строили злые героини, их всегда побеждает мужской персонаж. Один принц находит Золушку, другой пробуждает от сна Спящую красавицу, третий расколдовывает Белоснежку. Это тоже отголоски патриархального уклада.

7. Одна из самых честных экранизаций «Русалочки» — японская

В последних строках сказки Русалочка становится дочерью воздуха в надежде обрести бессмертную душу. Но конец первого издания сказки был трагическим: главная героиня просто погибала и становилась морской пеной.

Сценаристы и аниматоры студии Уолта Диснея решили исправить грустный финал и завершили экранизацию сказки свадьбой Эрика и Ариэль. Но если вы хотите увидеть оригинальную трактовку «Русалочки», посмотрите «Принцессу подводного царства» — полнометражный аниме-фильм японского режиссера Томохару Кацуматы, снятый в 1975 году.

Читать еще:  Кто создатель винипуха. Винни пух и его история

6. Чеширский Кот назван в честь сыра

Этого персонажа книги Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес» можно назвать земляком автора, уроженца графства Чешир (или Честершир). Там часто использовалось выражение grin like a Cheshire cat (улыбается как чеширский кот). По одной из версий, в этой местности готовили круглые сыры, похожие на голову веселого кота.

А свою способность исчезать герой сказки получил еще от одной здешней легенды — призрака Конглтонского кота. При жизни он обитал в Чеширском аббатстве, но однажды не вернулся после прогулки и стал являться людям только в виде привидения.

5. Аладдин был бедным китайским юношей

История про Аладдина входит в цикл знаменитых сказок Шахерезады. В первом европейском переводе «Тысячи и одной ночи», сделанном в начале XVIII века французом Антуаном Галланом, Аладдин живет «в одном из городов Китая». Эта же версия сохраняется и в популярном английском переводе Ричарда Бертона 1885 года.

Действие начинает смещаться в Аравию и на Ближний Восток только в начале XX века. Все экранизации сказки только укрепляют нас в этом мнении. И еще одно отличие от фильмов студии Диснея в том, что Аладдин вовсе не сирота. Это был ленивый юноша, сын портного, который жил вместе с овдовевшей матерью. Его наивностью решил воспользоваться дервиш из Магриба для того, чтобы добыть волшебную лампу. Колдун представился дядей Аладдина и заманил его в таинственное подземелье у подножья горы.

4. Зверь оказался жестоким мужем, а Красавица — бесправной женой

История «Красавица и Чудовище» публикуется в приложении к сказкам Перро. Ее автором считается француженка Габриэль-Сюзанна Барбо де Вильнёв. Изначально сказка критиковала действующую систему брака, при которой женщины имели мало законных прав. Их выдавали замуж в возрасте 14–15 лет за мужчин вдвое или втрое старше, они не имели права влюбляться, распоряжаться своим имуществом и подавать на развод.

Многие писательницы XVII и XVIII веков продвигали идеи цивилизованных отношений между супругами. «Красавица и Чудовище» де Вильнёв стала настоящим манифестом в защиту женщин. Эта сказка занимала более 100 страниц и была предназначена для взрослых читателей.

Зверь изначально был вовсе не заколдованным принцем с нежной душой, а свирепым и грубым существом — прообразом жестокого мужа. Но все же он нашел в себе силы измениться, чтобы заслужить любовь Красавицы.

3. У имени Рапунцель «огородные» корни

Как бы ни возмущалась по этому поводу прекрасная героиня, но ее имя переводится как «огородный колокольчик» (в другой версии — «полевой салат»). В Европе колокольчик рапунцель издавна выращивали как съедобное растение. Его корни по вкусу были похожи на редиску, а молодые листья — на салат.

Согласно оригинальной версии сказки, жена плотника, будучи беременной, увидела, что у соседки-колдуньи растет рапунцель, и захотела его съесть. Муж украл вкусные листья, но ведьма поймала его и отпустила только в обмен на обещание отдать ей первенца. Когда у жены родилась девочка, колдунья забрала ее к себе и назвала Рапунцель.

2. Одна из первых Золушек жила в Древнем Египте

Самый старый из известных сюжетов о сироте, потерявшей туфельку и вышедшей замуж за правителя, — это история о девушке из Египта.

Античный ученый Страбон в своем труде «География», написанном примерно между 7 годом до н. э. и 24 годом н. э. упоминает о некой Родопис («Розоволикой»). Когда она купалась, орел похитил одну из ее сандалий, принес в Мемфис и бросил на колени фараону.

Правитель пришел в восторг от прекрасной формы сандалии и решил, что само небо посылает ему суженую. Он послал слуг на поиски девушки, которая носила эту обувь. Родопис обнаружили в городе Навкратисе и привезли в Мемфис. История завершилась свадьбой, после которой египетская Золушка и ее супруг жили долго и счастливо.

Эту же легенду пересказывает римский автор Клавдий Элиан, живший в II–III веках н. э. Он даже указывает вероятное имя фараона — Псамметих.

1. И наконец главная интрига: Шалтай-Болтай был не яйцом

В детстве мы все автоматически повторяли стишок про Шалтая-Болтая. И даже не задумывались, что делало человекоподобное яйцо на стене и зачем королевской коннице нужно было собирать его после падения. Все эти странности мы списывали на фантазию Льюиса Кэрролла — автора «Алисы в Зазеркалье».

Историки полагают, что настоящий Шалтай-Болтай (Humpty-Dumpty) был большим крепостным орудием. Эта пушка стояла на крепостной стене английского городка Колчестер во время гражданской войны в Англии. Летом 1648 года сторонники Кромвеля метким пушечным выстрелом повредили стену ниже Шалтая-Болтая и орудие упало. Защитники города попытались установить пушку в другом месте, но она была такой тяжелой, что ее не смогли поднять «вся королевская конница и вся королевская рать».

Не ожидали такого от любимых сказок? А может быть, вы знаете другие неожиданные факты о популярных произведениях?

Источники:

http://www.perunica.ru/vospitanie/348-volshebnaya-rol-skazok.html
http://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-pogovorim-o-skazkah-3482322.html
http://www.adme.ru/tvorchestvo-pisateli/13-faktov-kotorye-perevernut-predstavlenie-o-skazkah-vashego-detstva-2193815/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector