0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Визуальное восприятие. Когнитивная способность

Информационная (когнитивная) теория восприятия

Логическим продолжением предыдущей теории восприятия стала информационная теория. Она также вписывается в общее методологическое русло современной когнитивной психологии и основана на той же компьютерной метафоре — аналогии между устройством и процессами обработки информации человеком, устройством и работой электронно-вычислительных и аналоговых машин. Здесь, однако, данная метафора в понимании и объяснении восприятия используется уже не напрямую, а для моделирования процессов, которые, по предположению сторонников этой теории, происходят в живом организме и осуществляются непосредственно на компьютерах. Восприятие, в свою очередь, понимается как сложный процесс переработки человеком «входной» сенсорной информации и получения образа воспринимаемого объекта «на выходе».

Информационная теория связана с именем Д. Марра (1945—1980). Она основана на точном анализе визуального восприятия с применением современной математики и преимущественно базируется на компьютерных моделях восприятия, а также на так называемом «искусственном интеллекте». В русле данного подхода предполагается, что восприятие таких свойств предметов, как форма или конфигурация, требует от наблюдателя некоторых дополнительных действий в виде постановки и решения перцептивных задач; обработки информации, передаваемой сигналами, поступающими извне; извлечения из зрительного образа, представленного в сенсорной форме, некоторых дополнительных, не содержащихся в самих ощущениях признаков воспринимаемого предмета, например составляющих его линий, краев, границ, контуров и т.п.

В соответствии с информационным подходом к восприятию сенсорная информация обрабатывается и преобразуется во внутренние представления, отображающие изменения в затененности, освещенности и других особенностях текстуры поверхностей, образующих воспринимаемый человеком объемный объект. Предполагается, что в восприятии все это происходит во многом так же, как в компьютере. Это касается сбора и интерпретации поступающей информации, принятия решений, выделения отличительных признаков воспринимаемых предметов, например их формы.

В информационной теории восприятие рассматривается как последовательная (поэтапная) или параллельная (одновременная) обработка информации, поступающей на «вход» перцептивной системы через органы чувств. На «выходе» эта информация превращается в образы воспринимаемых объектов. Для характеристики процессов обработки информации в соответствующей теории используются термины, напрямую заимствованные из компьютерных наук, такие, например, как «блоки», «выделение признаков», «фильтрация», «кодирование» и др.

Методологически данный подход к восприятию основывается на том же принципе, на котором базируется и экологическая теория восприятия Гибсона: сетчаточное изображение (проксимальный стимул) содержит все необходимое для построения полного и правильного зрительного образа. Физиологической основой данного подхода является представление о том, что работа зрительной системы человека включает в себя совокупность механизмов, позволяющих выделять, различать, разделять и объединять признаки, содержащиеся в проксимальном стимуле. На нейрофизиологическом уровне восприятие в русле данного подхода представлено нейросетевыми моделями (моделями нервных физиологических процессов, обслуживающих восприятие), которые выполняют указанные выше операции, связанные с построением образа.

В качестве критических замечаний к информационной теории восприятия можно высказать те, которые были сформулированы выше относительно когнитивного подхода в целом к пониманию восприятия, поэтому они повторяться не будут. Единственное, что следовало бы добавить к ним — это то, что данный подход относится скорее к нейрофизиологии восприятия, чем к психологии, и мало помогает в осмыслении многих психологических феноменов восприятия.

Когнитивная психология и пользовательский опыт: 7 гештальт-принципов визуального восприятия

Нашему мозгу свойственно искать во всем окружающем логику, структуру и закономерность. Например, что вы видите, глядя на изображение ниже?

Большинству людей первым в глаза бросается черный треугольник. Но на самом деле здесь есть только четыре законченных формы — это три белых «пакмэна» на фоне черной фигуры. Мы видим треугольник, потому что наш мозг, считывая неоднозначную визуальную информацию, организует ее в нечто, имеющее для нас смысл — знакомое, симметричное, аккуратное и т. д. Если убрать этот процесс, мы будем воспринимать элементы, не считывая связей между ними, и не увидим «леса за деревьями».

Читать еще:  Метод начертательной геометрии. Виды проецирования

Для еще одной иллюстрации процесса, взгляните на GIF-файл ниже:

Вы наверняка видите бегущую собаку. Возможно, даже узнали ее породу 🙂 Но на самом деле, это не более чем ряд движущихся точек. Данные несложные примеры прекрасно демонстрируют особенности нашего мозга, который все время пытается структурировать окружающий мир. Этот феномен известен как гештальт-принцип зрительного восприятия, объясняющий процесс, через который наш мозг «по умолчанию» формирует жесткую структуру из всей поступающей информации. Но почему это важно для маркетологов и веб-дизайнеров?

Почему дизайнерам важно учитывать гештальт-принципы?

Выдающиеся дизайнеры прекрасно осознают огромную роль психологии зрительного восприятия. Что происходит, когда глаз человека считывает ваш макет? Как реагирует ум читателя на сообщение, которое вы пытаетесь распространить? Просто задумайтесь о том, что испытывают люди, впервые увидев ваш проект. Для того, чтобы понять принципы создания выдающегося пользовательского интерфейса, стоит изучить психологию человеческого восприятия.

Основной закон, регулирующий гештальт принципы, заключается в следующем: мы, как правило, ожидаем от нашего опыта, что он будет обычным и узнаваемым. Это инструмент, позволяющий формулировать смысл в сложном и хаотичном мире. Четкое понимание работы данных принципов поможет вам в трех направлениях:

1. Они помогут определить, какие элементы дизайна наиболее эффективны в данной ситуации. Например, когда лучше использовать визуальную иерархию, затенение фона, градиенты, как сгруппировать схожие элементы и выделить из них несхожие.

2. Данные принципы влияют на наше визуальное восприятие, что позволяет дизайнерам направлять внимание на определенные участки макета, мотивируя нас к целевым действиям, а также корректируя наше поведение.

3. Наконец, наивысший уровень. Гештальт-принципы позволят разработать продукт, решающий проблемы и удовлетворяющий потребности клиентов, притом делающий это красивым, приятным и интуитивно-понятным образом.

В данной статье мы обсудим 7 гештальт-принципов, непосредственно применимых к современному дизайну. Конечно, это неполный список, но вы быстро заметите, что некоторые из принципов накладываются друг на друга, порождая новые эффекты.

1. Фигура-фон

Принцип гласит, что люди инстинктивно разделяют объекты переднего и заднего планов изображения. То есть, внимание фокусируется либо на объектах переднего плана (рисунок), либо на заднем плане (фон).

Например, на изображении выше мы мгновенно считываем белое яблоко на черном фоне.

«Эта детерминанта действует быстро и подсознательно в большинстве случаев. Фигура-фон позволяет понять, на что обратить внимание, а что можно проигнорировать в композиции», Стивен Брэдли (Steven Bradley), веб-дизайнер.

При использовании сайта или мобильного приложения, один из первейших процессов, активирующихся в сознании людей — потребность выяснить, где здесь фон, а где объекты первого плана.

На домашней странице Basecamp размещено много графики, текстов, лид-форм, СТА-элементов и прочей информации. И благодаря принципу фигура-фон, вы сразу понимаете, что основной акцент следует дать на белых областях.

AngelList применяет данный принцип двумя способами. Во-первых, заголовок и логотип очевидно принадлежат к первому плану, так как перекрывают фон. Во-вторых, белый цвет шрифта в меню справа также выделяет элемент над фоном.

2. Сходство

Принцип сходства, или подобия, гласит, что мы группируем вместе вещи, которые представляются нам похожими. Также мы склонны думать, что эти вещи/объекты несут схожие функции. Например, на изображении ниже мы склонны замечать две группы фигур: круги и треугольники, но не узор из этих форм.

А разнообразие дизайнерских подходов, таких как цвет и организация элементов, могут быть использованы для создания подобных групп. Например, на изображении ниже, несмотря на то, что все формы одинаковы, мы четко видим, что каждый столбец организован в отдельную группу.

GitHub использует принцип подобия по двум направлениям на странице ниже. Во-первых, так маркетологи разделяют различные секции. Можно сразу понять, что серый блок сверху служит иной цели, нежели основной черный раздел, который также визуально отделен от синей секции.

Во-вторых, маркетологи используют синий цвет, чтобы выделить ссылки в тексте и сообщить, что все синие элементы несут схожие функции призыва к действию.

3. Близость

Принцип близости гласит, что элементы, расположенные близко друг к другу, связаны сильнее, нежели элементы, расположенные поодаль.

Читать еще:  Миф 5 веков краткое содержание. Пять веков

Принцип настолько силен, что он перекрывает фигуры схожего цвета, формы и прочих факторов, позволяющих идентифицировать элементы как группу однородных объектов.

Обратите внимание на изображение выше. Относительная близость объектов играет большую роль, нежели цвет и схожая форма.

Близко расположенные объекты с соответствующими подписями в каталоге интернет-магазина сообщают нам, что элементы объединены.

Vice также использует принцип для сортировки изображений, заголовков и подписей к каждой из своих историй.

4. Общая область

Принцип общей области тесно связан с фактором близости. Он гласит, что когда объекты находятся внутри одного замкнутого пространства, мы воспринимаем их как сгруппированные вместе.

Добавление границ или других визуальных барьеров — отличный способ создать воспринимаемое разделение между группами объектов, даже если те имеют общую форму, цвет и т. д.

В дизайне Pinterest принцип общей области использован для разделения каждого «пина»: фото, название, описание, авторство и прочие детали объединены вместе и отделены от аналогичных деталей в других карточках.

Facebook также применяет принцип, дабы донести, что комментарии, лайки и репосты относятся именно к этому конкретному посту, а не к другим окружающим его элементам — комментариям и т. д.

5. Непрерывность

Принцип непрерывности гласит, что элементы, расположенные на линии или кривой, в большей степени связаны, нежели не расположенные на линии или кривой.

Например, на изображении выше может показаться, что красные точки на кривой линии в большей степени связаны с черными точками на кривой линии, чем с красными на прямой горизонтальной линии. Это потому, что ваш глаз естественным образом следует за линиями, получая более сильный сигнал о связности элементов, нежели от фактора общего цвета.

Amazon использует данный принцип, чтобы сообщит нам, что каждый из приведенных ниже элементов связан с остальными и имеет общие свойства.

Sprig применяет принцип, чтобы прояснить трехшаговый процесс использования приложения.

А Credit Karma пользуется принципом для иллюстрации преимуществ своих услуг.

6. Замыкание/закрытие

Принцип закрытия гласит, что когда мы смотрим на сложно расположенные элементы, то склонны видеть единый, узнаваемый узор. Другими словами, видя изображение с недостающими частями, мы «дорисовываем» эти части, чтобы получить максимально возможный вариант, исходя из нашего прошлого опыта.

Например, выше вы вероятнее всего увидели зебру, даже если фактически изображение состоит из черных фигур разной формы.

Принцип широко используется в дизайне логотипов различных компаний, включая IBM, NBC, Zendesk и Funding Circle.

7. Координационный центр

Принцип центра координации гласит, что все, выделяющееся визуально, захватывает и удерживает внимание зрителя в первую очередь.

Вероятно, на изображении выше первым ваше внимание привлек красный квадрат — потому что он выделяется из черных кругов (хотя и не находится на первом плане). От квадрата ваше внимание переходит к остальным элементам изображения.

Twilio использует принцип для привлечения внимания к СТА-элементам.

Instacart сочетает принцип координационного центра с принципом фигуры-фона, обращая ваше внимание сперва на белый первый план, а затем на зеленую кнопку «find stores».

Понимая, как работает человеческий разум, вы вероятнее сосредоточите внимание людей на целевом действии. Использование приведенных выше принципов поможет вам долго удерживать пользователя вовлеченным в дизайн и процесс взаимодействия с ресурсом.

Особенности восприятия визуальной информации

Понимание того, как мы интерпретируем то, что мы видим, может помочь в разработке и организации визуальной информации.

Рассмотрим несколько психологических исследований, которые раскрывают некоторые идеи о том, как люди воспринимают визуальную информацию.

Теория визуального предположения Грегори

Психолог Ричард Грегори считал, что зрительное восприятие опирается на обработку по принципу «сверху вниз».

Нисходящая обработка, также известная как концептуальная обработка, происходит, когда мы формируем наше восприятие, начиная с общей картины. Мы делаем предположение о том, что видим, основываясь на ожиданиях, предшествующих знаниях и прошлом опыте. Другими словами, мы делаем расчетные предположения. По словам Грегори, мы обычно правы в этих предположениях.

Эксперимент с полым лицом

Один из тестов, который провел Грегори, чтобы проверить свою теорию, был назван экспериментом с полой маской.

Читать еще:  Садако сасаки. Тысяча бумажных журавликов

Он использовал вращающуюся маску Чарли Чаплина, чтобы показать: мы воспринимаем полую поверхность маски как выступающую, основываясь на наших ожиданиях.

Наше представление о нормальном лице состоит в том, что нос объёмный. Мы подсознательно восстанавливаем полое лицо до состояния нормального.

Основываясь на теориях Григория, мы можем сказать, что:

  • Почти 90% того, что мы видим, теряется к тому моменту, как достигает нашего мозга. Из-за этого мозгу остаётся делать догадки, основываясь на прошлом опыте или знаниях.
  • Визуальная информация, которую мы наблюдаем, объединяется с ранее сохраненной информацией о мире, которую мы создали в результате опыта.
  • Наше окружение помогает обеспечить контекст для визуальной информации, которую мы поглощаем.

Эксперимент Саноки и Салмена

Исследования показали, что группа похожих цветов считается гармоничной и приятной, а контрастные цвета ассоциируются с хаосом.

В 2011 году Томас Саноки и Ноа Салмен провели эксперимент, измерив влияние цвета на визуальную кратковременную память.

Было проведено четыре серии испытаний с использованием как гармоничной, так и дисгармоничной цветовой палитры. В каждом испытании наблюдателям были представлены два набора цветовых рисунков, и им было предложено сравнить их.

Участникам предложили оценить, были ли показанные схемы «одинаковыми» или «различными». Наблюдатели также должны были оценить, была ли модель гармоничной.

Основываясь на результатах исследования, Саноки и Салмен смогли показать:

  • Люди лучше запоминают цветовые узоры, когда цветовая палитра гармонична.
  • Люди запоминают узоры с меньшим количеством цветов (двухцветные палитры), чем узоры с большим количеством цветов (четырехцветные палитры).
  • Контраст окружающих цветов влияет на то, насколько хорошо мы помним цветовой узор. Другими словами, цветовые различия между контентом и фоном могут улучшить нашу способность сосредоточить наше внимание на самом контенте.

Феномен бинокулярного противоречия

Бинокулярное противоречие происходит, когда наши глаза видят два разных изображения в одном и том же месте. Одно изображение доминирует, а другое подавляется. Степень преобладания изображений периодически меняется, поэтому вместо того, чтобы видеть одну и ту же комбинацию обоих визуалов, мы видим чередование изображений с течением времени, поскольку два визуальных элемента конкурируют за доминирование.

В 1998 году Фрэнк Тонг, Кен Накаяма, Дж. Томас Воган и Нэнси Канвишер наблюдали это явление.

В эксперименте четырем участникам было продемонстрировано через очки с красно-зелёным фильтром изображение лица и дома. Каждый глаз мог видеть одно изображение за один раз. Визуально-избирательные ответы наблюдателей контролировали с использованием функциональной магнитно-резонансной томографии (МРТ).

Согласно их эксперименту,

  • ФМРТ для всех наблюдателей указывает на сильное бинокулярное противоречие при представлении разнородных изображений.
  • Бинокулярное противоречие происходит на этапе визуальной обработки. Другими словами, в течение короткого периода времени, когда наши глаза останавливаются на двух разных изображениях, которые находятся близко друг к другу, мы не сможем определить, что мы на самом деле видим.

Влияние типографии и эстетики на чтение

Знаете ли вы, что типография может повлиять на ваше настроение и способность решать проблемы?

В эксперименте, проведенном Кевином Ларсоном из Microsoft и Розалинд Пикард в Массачусетском технологическом институте, исследователи определили, что типография может влиять на настроение читателя и его когнитивные способности.

В двух разных исследованиях участники были разделены на отдельные группы, и им было дано 20 минут на чтение печатного номера журнала The New Yorker на планшетном ПК. Одна из групп работала ​​с плохо набранной версией, а другая — с правильно набранной.

Во время сеанса участников прервали, и им было предложено оценить количество времени, которое, по их мнению, прошло с начала эксперимента.

Результаты исследования показали:

  • Участники обеих групп недооценили время чтения. Это означает, что чтение является увлекательной задачей.
  • Участники, которые читали корректный экземпляр, сильно недооценили время чтения по сравнению с участниками, которые читали выпуск с плохой типографикой. Это подразумевает, что хорошая типографика делает чтение еще более увлекательным.

Как визуальное восприятие влияет на дизайн

Понимание того, как люди воспринимают визуальную информацию, открывает много возможностей по созданию интересного увлекательного контента.

Источники:

http://studme.org/277119/psihologiya/informatsionnaya_kognitivnaya_teoriya_vospriyatiya
http://lpgenerator.ru/blog/2016/05/04/kognitivnaya-psihologiya-i-polzovatelskij-opyt-7-geshtalt-principov-vizualnogo-vospriyatiya/
http://blog.calltouch.ru/osobennosti-vospriyatiya-vizualnoj-informatsii/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector