0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Виды ритмов. Детям о музыке

Музыкальный онлайн колледж

Онлайн курсы и тренинги для музыкантов любого уровня!

Виды музыкального ритма (ритмические матрицы)

  • Автор: Денис Чуфаров
  • Авг, 15 2011
  • Cтатьи, Теория музыки, Уроки ритма
  • паттерны, Ритм
  • 0 Comment

Очень часто приходится видеть музыкантов, которые просто с какой-то маниакальной преданностью отождествляют себя со своим инструментом. Я обычно вижу таких людей в виде приложения к их инструменту. Гитаристы не слушают вокалистов, барабанщики понятия не имеют о духовых, пианисты не знают про струнные и т.д.

Просто порой забывая, что музыкальный инструмент это всего лишь -ИНСТРУМЕНТ для выражения того, что находится внутри личности, мы лишаем себя возможности развиваться как музыкант и как личность.

Собственно при чем здесь ритм?

Однажды заинтересовавшись проблемой ритма, я начал искать ответы на интересующие меня вопросы. Однако в учебниках по элементарной теории музыки ответов нет.

И во многом благодаря тому, что я очень не равнодушно отношусь к барабанам, искать я начал у барабанщиков, которые лучше, чем кто-либо из музыкантов, знают как работать с ритмом.
Музыка держится на двух самых важных элементах (хотя многие сочтут это спорным, но в свете изменений произошедших в музыке XX века, роль гармонии на сегодняшний день не на столько важна, поскольку она может вообще отсутствовать).

Первый элемент — мелодика (и все составляющие, включая аккорды как результат линеарного движения голосов) и ритмика.

Все, что касается мелодических элементов имеет очень четкую структуру и классификацию, которая облегчает понимание этого элемента музыки. Однако если взглянуть в область ритмики, то здесь, можно сказать, царит полная анархия.

То, что приходит в голову это пунктирный ритм, свинг, синкопы, увеличения, уменьшения и т.д. Количество таких клише достаточно большое и они очень разрознены. Это в свою очередь мешает глубокому пониманию основ ритмики и применению их на практике.

Учебный процесс построен в основном на усвоении размеров 2/4, 3/4, 4/4 и им подобных.

К сожалению это приводит к тому, что любые составные и сложные размеры становятся камнем преткновения для музыкантов. Один из способов очень быстро освоится с ритмикой это отказаться от мышления размерами и использовать для отсчета мельчайшую единицу измерения.

Многие ударники используют таблицы ритмов (один из последних примеров Benny Greb»Language of Drumming: A System for Musical Expression»).

Они основаны на простом делении одной длительности на четыре или на три. По сути, 90% ритмики используемой в музыке, перекрывается этими таблицами. Это своеобразные магические квадраты, которые помогают начинающему музыканту не заблудиться.
Привожу две основные таблицы на 4 и на 3 (главное не попасть в шаблон мышления, что 4 это 16 или 8 в размере 4, а 3 это триоли. Любая буква из таблицы может быть применима к любому размеру и пульсации). Это та основа, с которой лучше всего начать освоение ритма.

Каждый элемент должен стать естественным. Экспериментируйте в их перемешивании друг с другом и из разных таблиц.
Поскольку у Бенни Греба только две таблицы, то третья будет моя.

Размышляя над нестандартной и сложной ритмикой я подумал, что не плохо было бы составить и для 5 кратного деления, что дает большой выбор неординарных вариантов.

Сыграть это будет сложной задачей, но после этого вы незамедлительно почувствуете музыкальный рост. Чем более сложные вещи мы осваиваем, тем большее становится простого В следующей статье поговорим о том, как все это использовать для освоения сложных размеров

Ритм в музыке — это. Определение, виды и названия. Примеры музыкальных произведений

Жизнь человека – это неутомимое движение в пространстве и времени. Гармоничность этого движения зависит от того, насколько точно оно совпадает или дополняет движение окружающей среды.

Природа вещей или происхождение ритма

Так уж сложилось, что беззвучное движение встречается крайне редко. Движение маятника, ход стрелки часов, биение сердца, работа мотора, шум листвы, журчание ручья, смена времён года, дня и ночи – у каждого явления есть своё звучание и характерная хорошо узнаваемая ритмическая организация.

Человек, утоляя жажду познания, находится в системе координат, центром которой является он сам. Первоначально понятия большой-маленький, быстрый-медленный ребёнок классифицирует относительно своего роста и темпа работы сердца.

Постепенно становятся доступными сравнения предметов и явлений между собой в отстранённой системе координат, однако основы не уходят в небытие, а переходят на уровень подсознательной регуляции. Таким образом, можно утверждать, что основу жизни составляет соразмерная смена явлений, действий, форм – ритм жизни в макро- и микромасштабах, который играет одну из ключевых ролей и в музыкальном искусстве.

Читать еще:  Добро пожаловать в nhk субтитры.

Ритмическая организация жизни и музыки

Слово «ритм» греческого происхождения и в дословном переводе обозначает соразмерность. Ритм в музыке – это упорядоченное чередование звуков различной длительности, один из основных элементов выразительности в музыкальной палитре, поскольку звуки без ритмической огранки не могут образовывать мелодию.

Как и поэзия, музыка – это искусство, простирающееся во времени, имеющее свою графическую систему записи. Основной графемой записи звуков является нота – условный знак, указывающий высоту и относительную длительность звука. Следует отметить, что ту систему записи звуков, которую можно увидеть сегодня, ввели в обращение только в шестнадцатом веке. До этого момента деление длительности нот происходило не на две части, а на три. Со временем появилась разность в окраске нот (длинные звуки – белые, а короткие звуки – чёрные), а следом появились «хвостики» в виде штилей и флажков.

В обыденной жизни человеку приходится часто делить целое на две половины или четыре равные части, а иногда и на восемь частей. Этот принцип действует и в определении длительности нот:

  • целая нота – имеет белый окрас и является обозначением длинного звука;
  • половинная нота – составляет по длительности звучания половину целой, также имеет белый окрас, но к ней приставлен штиль, который и отличает её от предыдущего знака;
  • четвертная нота – звучит только четвёртую часть от целой ноты, окрашена в чёрный цвет и имеет штиль;
  • восьмая нота – по аналогии составляет восьмую часть целого, чёрная со штилем и одним флажком.

Существует и более мелкое деление времени звучания и более крупное, но для того, чтобы разобраться в ритмической организации, приведённых длительностей нот более чем достаточно.

Если сравнивать с ежедневными ритмами человека музыкальный, то следует определиться с системой отсчёта. Нашу жизнь ежедневно отсчитывают обыкновенные стрелки часов. А вот ритмическая жизнь музыкального произведения зависит от метра и темпа.

Как различать ритм, метр и темп

На просторах интернета часто цитируют результаты исследований психологов по восприятию бесформенных клякс человеком. Выводы учёных говорят о том, что зрительное восприятие человека (как и слуховое) опирается на уже знакомые образы как на «шаблон» и только после «ощущения опоры» может включить «представление» многообразие других вариантов. Роль опоры в музыке играет метр – от греческого «мера».

Подобно дыханию и сердцебиению, музыкальная ткань состоит из напряжения (сильная доля) и разрядки (слабая доля). Графически музыкальный метр обозначается через размер (изображается в виде дроби и указывает количество долей определённой длительности от одной сильной доли до следующей за ней). Роль ритма в музыке – это создание неповторимого образа мелодии.

Трёхдольный метр, например, в представлениях современного человека связывается с вальсом. Чтобы не путать метр с ритмом достаточно сделать один раз несложное упражнение: ногами поочерёдно отстукивать трёхдольный метр вальса (первая сильная доля – левой ногой, две слабые доли – правой ногой), а руками воспроизвести ритм «Болеро» Мориса Равеля.

Этот пример ещё раз подчёркивает значение ритма в музыке: трёхдольный метр (ассоциирующийся у многих слушателей с плавным вальсом) перестаёт быть «белым и пушистым» и, благодаря ритмическому рисунку, приобретает жёсткость и настойчивость.

С определением темпа всё проще, но есть и свои нюансы. В нотной графике всё, что связано с темпом, обозначается итальянскими терминами, а щепетильные композиторы в начале произведения выставляют значение метронома.

Метроном – это прибор, помогающий определять скорость исполнения при помощи шкалы, на которой можно установить разное количество ударов в минуту. Иногда, композиторы указывают темп на русском, английском, французском языках, но, несмотря на это, значение остаётся прежним.

Просторы пунктирного ритма

Графическое изображение звучания музыки не ограничивается обозначением иностранных терминов, нот, пауз, метра. Существуют и специфические обозначения, такие как точка. Точка, поставленная справа от ноты, обозначает не что иное, как пунктирный ритм и удлиняет звучание ноты наполовину. Что же касается характерологических особенностей этого ритма, то в быстром темпе он несёт энергетику порыва, натиска, настойчивости, устремлённости. Как пример можно рассмотреть «Монтекки и Капулетти» из балета С. С. Прокофьева «Ромео и Джульетта».

Звучание же пунктирного ритма в среднем темпе выражает другие настроения: сомнение, задумчивость, мимолётный порыв. Данное утверждение хорошо иллюстрирует вальс «Сладкая Грёза» из «Детского альбома» П. Чайковского или Прелюдия ми-минор Фредерика Шопена. Тот же композитор использовал пунктирный ритм в медленном темпе для изображения отчаяния, безысходности, подавленности во второй части сонаты для фортепиано, более известной как «Траурный марш».

Территориальные претензии синкопы

Синкопа – это название ритма в музыке. Суть её заключается в перенесении акцента с сильной доли метра на слабую (иначе говоря со вдоха на выдох). Создаётся ощущение ритмического перебоя, который вносит в музыкальную палитру остроту и напряжённость. Сам термин происходит от греческого слова и обозначает пропуск чего-либо. Красочностью этой ритмической организации пользовались многие композиторы, и, в зависимости от метра и темпа произведения, данный ритм способен широко обогатить музыкальный язык.

Читать еще:  Абхазские пословицы. Роджер Джесси

Такой загадочный свинг

Что же такое свинг, и чем он отличается от остальных ритмических матриц? Название образовано от английского слова (в дословном переводе – «покачивание»). Стал известен благодаря развитию джазовой музыки, в свою очередь джаз – это гармоничное развитие и преобразование спиричуэлса (очень иллюстративна композиция «Вернёмся с Иисусом», но не в исполнении академических хоровых коллективов).

Стоит заметить, что «характерное покачивание» ритмического рисунка негритянских песнопений стойко сохраняется и в современном джазовом творчестве. Чтобы представить себе звучание свинга, достаточно вообразить, что первый из каждой пары играемых звуков исполняется длиннее второго, что на слух воспринимается как триоль. Поскольку свинг – это ритмическая матрица, то и влияние темпа на её характерологические особенности тоже велико. Это и быстрый бескомпромиссный вариант Майкла Бубла Spiderman Theme, и проникновенный, можно сказать, «исповедальный» свинг Нины Симоне — Feeling Good.

А такие известные исполнители свинга, как Элла Фицджеральд и Дюк Эллингтон, способны убедить слушателя в том, что всем известная композиция «Караван» не может существовать вне свинга.

Нужно заметить, что свинг — это не что-то из ряда вон выходящее, и как пример — неповторимый Луи Армстронг в композиции Go Down Moses. Ритм в современной музыке не ограничивается только донной матрицей, он многогранен, и зачастую эксперименты композиторов приобретают невообразимые рельефы.

Особые ритмические фигуры, как кружевное украшение в музыке

Под особыми ритмическими фигурами понимаются триоли, квартоли, квинтоли и т.д. Происходят они от деления одной доли на произвольное количество (3,4,5,6,7) равных частей. По времени звучания эти группы не отличаются от разделённой доли и имеют только один акцент (это всегда первый звук в группе).

Особую красочность и атмосферность приобретает музыкальная ткань при одновременном воспроизведении нескольких ритмических фигур, чем виртуозно воспользовался Джордже Энеску в произведении «Румынская рапсодия» ля-мажор. Однако нельзя забывать, какую роль в восприятии ритма играет темп. В рапсодии используются темпы от умеренных до быстрых, что окрашивает произведение в игривые, искромётные, завораживающие оттенки. Мастерски пользовался в своих произведениях разными ритмическими изысками пианист и композитор Ференс Лист («Венгерская рапсодия» №2, к примеру).

Что же касается медленных и умеренных темпов в использовании особых ритмических рисунков и затакта в музыке, то в данном случае хочется упомянуть Фредерика Шопена и его непревзойдённые Ноктюрны. Для польского композитора ритм в музыке – это одно из главных средств выразительности. Известный «Ноктюрн Ля-бемоль мажор» — яркая иллюстрация данного утверждения.

Художественные краски ритма

Совершенно очевидно, что ритм тесно связан с темпом, мелодикой, динамикой. Однако нельзя отрицать, что ритм в музыке – это первооснова и связующая нить между остальными выразительными компонентами.

Разнообразие ритмических матриц, заимствованных от предыдущих поколений, царит в современной музыке. И неважно, какой национальности композитор, какие ритмы и стили предпочитает использовать в своих композициях — ценно то, что он общается со слушателем на понятном ему языке, описывает знакомые переживания и чувства.

Конспект занятия по музыке «В мире ритма» для детей старшего дошкольного возраста

Елена Шерстобитова
Конспект занятия по музыке «В мире ритма» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по музыке для детей старшего дошкольного возраста

Цель: развитие творческих музыкально-ритмических способностей, познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

• Побуждать внимательность, слушать классическую музыку, обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус.

• Формировать умение играть на детских музыкальных инструментах.

• Формировать умение выполнять движения в соответствии с разнообразным характером музыки, способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений.

• Развивать способности по восприятию музыки, т. е уметь чувствовать её настроение и характер, понимать содержание.

• Развивать специальные музыкальные способности: музыкальный слух (мелодический, гармонический, тембровый, чувство ритма).

• Развивать познавательный интерес к музыкальному искусству звуков.

• Развивать музыкальную память, развивать двигательные качества: точность, координацию движений, пластичность, умение ориентироваться в пространстве, формировать правильную осанку.

• Развивать творческие способности, потребности самовыражения в движении под музыку, импровизировать.

• Развивать эмоциональную сферу, внимание, память, мышление.

• Воспитывать любовь к народной, классической и современной музыке, воспитывать инициативу и творческие способности у детей.

• Воспитывать культурные навыки.

Оборудование: Музыкальный центр, флэшка, проектор, экран, музыкальные инструменты (молоточки, барабан, бубен, ксилофон, металлофон, колокольчик, музыкальные тарелки).

Хoд зaнятия

Дети под музыку «Полька» Д. Кабалевского дети заходят в зал и встают в круг.

Их встречает музыкальный руководитель

Приветствие.

Музыкальный руководитель: (пропевает): Здравствуйте, ребята!

Музыкальный руководитель отхлопывает ритмический рисунок под слово «Здравствуйте», дети повторяют и хлопают «Здравствуйте!».

Музыкальный руководитель: Ребята, а сейчас мы с каждым поздороваемся.

По кругу первый ребенок говорит и прохлопывает ритм: «Здравствуйте, ребята!», ребята ему в ответ – «Здравствуй, Коля (имя ребенка!»

Музыкальный руководитель: Ребята, с каким настроением вы пришли на занятие? Чтобы ваше настроение стало еще лучше, я вам предлагаю немного поиграть,погулять и попутешествовать. А как мы это с вами сделаем я вам сейчас расскажу.

Игра «Погуляем»

Ход игры: дети двигаются по залу для музыкальных занятий в разных направлениях.

Музыкальный руководитель. Погуляем, погуляем

Дети. Погуляем, погуляем

И дружка найдем. (Находят себе пару — дружка.)

По-ка! (Отходят спиной назад на два шага и машут рукой, прощаясь.)

Хлоп-хлоп! (Останавливаются друг перед другом и делают два хлопка.)

Привет! (Вновь подходят друг к другу, здороваются.)

По-ка! (отходят назад на два шага и машут рукой, прощаясь.)

При повторении игры ребенок находит нового дружка.

Музыкальный руководитель: Ребята, чтобы дальше продолжалась наша прогулка мы с вами возьмем музыкальный инструмент и будем меня внимательно слушать.

Раздается игровой материал

Игровой материал: музыкальные инструменты по числу играющих (молоточки, барабан, бубен, ксилофон, металлофон, колокольчик, музыкальные тарелки).

Игра «Прогулка»

Ход игры: Музыкальный руководитель: «Сейчас, ребята, мы отправимся с вами дальше на прогулку, но это будет необычная прогулка, мы будем гулять, помогут нам в этом музыкальные инструменты.

Вот мы с вами спускаемся по лестнице (медленные удары молоточком по столу, а теперь мы вышли на улицу. Светит яркое солнышко, мы обрадовались, побежали (частые удары по барабану или можно молоточками по столу). Мы гуляли, веселились, но вдруг появилась туча, подул ветер, ударил гром, сверкнула молния, и пошел дождь. Сначала это были редкие капли, а потом начался частый сильный ливень (ритм ускоряется, дети могут стучать в барабан, бубен, молоточками по металлофону, ударять в тарелки, колокольчиком передавать редкие капли дождя; используются все инструменты для передачи состояния погоды; редкие капли дождя и сильный частый ливень дети передают в определенном ритме, вследствие чего у них закрепляются знания о длительностях нот)».

Музыкальный руководитель: «Испугались ребята такой погоды и побежали домой» (снова быстрые и ритмичные удары).

Игра постепенно усложнялась, дети с помощью взрослого придумывали новые события, которые происходили на «прогулке», и каждый раз ритмические рисунки становились все разнообразнее и сложнее.

Музыкальный руководитель: Ребята, пришло время потанцевать и для этого мы отправимся в путешествие в далекую и жаркую Испанию.

Музыкальный руководитель включаем народную испанскую музыку и предлагает детям под нее потанцевать. Детская импровизация.

Далее на экране через проектор демонстрируется отрывок испанского танца- Фламенко.

Музыкальный руководитель: ребята, скажите это какой танец грустный, мягкий или темпераментный? Что вы еще о нем скажите?

Дети отвечают. Подводим итог о характере танца.

Музыкальный руководитель: Чтобы стать настоящими испанцами мы сами разучим испанский танец.

Испанский танец

Детей необходимо разделить на две группы: на мальчиков и девочек. Разучивают комбинацию:

«раз»- удар ногой в пол

«и два» — два хлопка

В одной половине зала мальчики исполняют только удар ногой, в другой половине зала девочки только хлопки. Потом наоборот, а далее исполняют все вместе. В дальнейщем комбинацию исполняют только мальчики, а девочки импровизируют, танцуют под данный ритм и наоборот.

Музыкальный руководитель: Ребята, мы с вами здорово поиграли и потанцевали, но наша прогулка и путешествие, к сожалению, закончились. Давайте вспомним: Во что мы с вами сегодня играли? Что делали? Где путешествовали? Что вам особенно понравилось?Давайте попрощаемся тоже по танцевальному.

Дети делают поклон и выходят из зала под музыку.

Консультация «К вопросу о развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста» Губарева Ольга Евгеньевна, Музыкальный руководитель, МБДОУ детский сад №10, Город Кострома. Тема «К вопросу о развитии чувства ритма у.

«Звонкий молоточек». Программа краткосрочной образовательной практики по музыке для детей старшего дошкольного возраста Технологическая карта КОП ТН ___ название «Звонкий молоточек» Аннотация.

Картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста Картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма для детей старшего дошкольного возраста Составила: муз. руководитель Корнева.

Конспект ООД по музыке с детьми старшего дошкольного возраста, посвященного Дню Победы Цель: • Продолжать работу по воспитанию патриотизма у дошкольников через музыку, поэзию, приобщение к песням периода Великой Отечественной.

Конспект занятия «Я особенный» для детей старшего дошкольного возраста «Я особенный» /для детей старшего дошкольного возраста/ Цель: учить детей понимать себя, свои желания, чувства, положительные качества.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у Василисы» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Развитие познавательного интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста на основе музыкально-дидактических игр «Развитие познавательного интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста на основе музыкально-дидактических игр в рамках арт-педагогических.

Музыкальное занятие «Сказка в музыке» для старшего дошкольного возраста ТМБ ДОУ «Детский сад комбинированного вида «Рябинка» Музыкальное занятие по теме: «Сказка в музыке» для старшего дошкольного возраста.

Познавательная сказка «В мире звуков» для детей старшего дошкольного возраста Познавательная сказка «В мире звуков» Для детей старшего дошкольного возраста Сегодня я расскажу вам удивительную историю про моего знакомого.

Викторина «В мире насекомых» для старшего дошкольного возраста Цель викторины: Создать у детей положительный эмоциональный отклик. Закреплять представления детей о насекомых. Развивать умение применять.

Источники:

http://study-music.ru/vidy-muzykalnogo-ritma/
http://www.syl.ru/article/325785/ritm-v-muzyike—eto-opredelenie-vidyi-i-nazvaniya-primeryi-muzyikalnyih-proizvedeniy
http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-muzyke-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector