Виды амплуа. Что такое амплуа
Амплуа
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .
Смотреть что такое “Амплуа” в других словарях:
Амплуа — (фр. emploi роль, должность, место, занятие) определенный род ролей, соответствующий внешним и внутренним данным актёра. Содержание 1 Древнегреческий театр 2 Елизаветинский театр … Википедия
АМПЛУА — (франц. emploi, от emplyer употреблять, давать занятие). Характер ролей, исполняемых актером: амплуа стариков, амплуа резонеров. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АМПЛУА роль; напр., амплуа резонера,… … Словарь иностранных слов русского языка
амплуа — нескл., ср. emploi m. 1. театр. Специализация актера на исполнение ролей, наиболее соответствующих его внешним сценическим данным, характеру дарования. БАС 2. Чтобы оные актеры и актрисы играли роли здесь всякия, до их амплуа принадлежащия. АТД… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
АМПЛУА — АМПЛУА, нескл., ср. (франц. emploi). Характер ролей, исполняемых актером (театр.). Амплуа комической старухи. Амплуа первого любовника. Актер на амплуа резонера,. || перен. роль, положение (в обществе), круг занятий. Амплуа секретаря. Амплуа… … Толковый словарь Ушакова
амплуа — неизм.; ср. [франц. emploi]. Специализация актёра на исполнении ролей, сходных по своему типу (обычно наиболее соответствующих внешним данным, призванию и т.п.). А. комика, трагедийного героя. // Определённый круг занятий, обязанностей,… … Энциклопедический словарь
амплуа — См … Словарь синонимов
Амплуа — характеръ роли (актера), занятія. Ср. Вотъ она, Аннинька, можетъ такъ пѣть, это ея жанръ, это ея амплуа. Салтыковъ. Г да Головлевы. Ср. Emploi (employer, доставлять занятіе, употреблять) занятіе, мѣсто, роль. Ср. Implicare (собств. впутывать)… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
АМПЛУА — АМПЛУА, нескл., ср. Тип актёрских ролей. А. резонёра. Это не его а. (также перен.: он этим не занимается, это не входит в его правила, в круг его интересов). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
АМПЛУА — ср., нескл., франц. место, занимаемое актером, по роду игры его; место, должность, звание. Он принять в театр на амплуа (звание) героев, стариков. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
АМПЛУА — (французское emploi, буквально применение), относительно устойчивые типы театральных ролей, соответствующие возрасту, внешности и стилю игры актера: трагик, комик, герой любовник, субретка, инженю, травести, простак, резонер и др. В 20 в. это… … Современная энциклопедия
АМПЛУА — (франц. emploi букв. применение), относительно устойчивые типы театральных ролей, соответствующие возрасту, внешности и стилю игры актера: трагик, комик, герой любовник, субретка, инженю, травести, простак, резонер и др. В 20 в. это понятие… … Большой Энциклопедический словарь
Какие актерские амплуа существуют?
Слово “амплуа” в переводе с французского означает “применение”.
Название это своим происхождением обязано узкому кругу ролей актёров старого театра, зависящему от характера персонажа пьесы.
В театре Древней Греции амплуа (роли, характеры) актёров определялись с помощью глиняных масок, которые, среди прочих целей, служили средством усиления голоса. Маска соответствовала каждому определенному характеру или настроению: большое количество морщин на лбу означало преклонный возраст, немного морщин — серьезный характер, гладкий лоб — веселое настроение и т.д. Имел значение даже цвет маски. А так как театральных жанров тогда было только два: трагедия и комедия, то и амплуа было только два – трагики и комики.
В театре Древнего Рима (много взявшего из древнегреческого театра) впервые появляются декорации.
В театре классицизма характеры персонажей жёстко закрепились. Существовали: герои (героини), любовники (любовницы), короли (цари), отцы, лакеи, наперсницы (наперсники), бойкая служанка (субретка), инженю (простушка, простак), резонёр (обличитель), злодеи, травести (женщина, играющая подростковые роли), комическая старуха. Причём переход актёра от одного амплуа к другому не практиковался (кроме случаев их естественного старения).
В 1922 году В. Мейерхольд, И. Аксёнов и В. Бебутов разработали таблицу, включающую 17 амплуа и охватывающую всю драматургию. В таблице ими были учтены и рост актёра, и требования к его внешности (лицо и фигура), указывались сценические функции и приводились примеры ролей.
- герой;
- влюблённый;
- проказник;
- шут (дурак);
- интриган (злодей);
- неизвестный (инкогнито);
- отщепенец (неприкаянный);
- самовлюблённый щёголь (фат);
- моралист (резонёр);
- опекун;
- друг;
- хвастун;
- полицейский (страж закона);
- учёный (маг);
- гонец;
- травести;
- гости, прохожие, слуги (массовка).
Мужским амплуа соответствовали женские амплуа:
- героиня;
- влюблённая;
- проказница;
- клоунесса (дура);
- злодейка;
- неизвестная;
- отщепенка;
- куртизанка;
- матрона (мать семейства);
- опекунша;
- подруга;
- сваха;
- моралистка (блюстительница порядка);
- учёная;
- вестница;
- травести;
- гости, прохожие, служанки (массовка).
Что такое амплуа
- Что такое амплуа
- Почему актер Жамель Деббуз постоянно держит руку в кармане
- Чем отличается игра талантливого актера от игры бездаря
- Что такое фарс
Амплуа в истории театра
Амплуа – это определенная категория ролей, в который чаще всего выступает тот или иной артист.
Обычно амплуа соответствует характеру внешности актера, стилю его игры и другим его данным.
Например, в широком смысле слова амплуа может быть комическим или драматическим. Именно так обозначалось амплуа актеров, например, в древнегреческом театре.
В елизаветинском театре – в эпоху расцвета английского драматического театра (конец XVI – начало XVII века), связанную в первую очередь с творчеством Вильяма Шекспира, женские роли исполняли юноши. При этом труппы были обычно немногочисленны, а за время спектакля один актер мог исполнять несколько самых разных (иногда даже разнополых) ролей. Поэтому рамки актерского амплуа понимались предельно широко.
В театре эпохи классицизма была принята целая классификация ролей, соответствующих различным актерским амплуа.
Согласно традициям, актер, претендующий на ту или иную роль, должен был отвечать определенным требованиям, включающим рост, телосложение, тип лица, тембр голоса и так далее.
Актер маленького роста или обладатель высокого голоса мог претендовать только на комические роли. Драматический герой должен был быть высокого роста, с правильными чертами лица, с достаточно низким тембром голоса.
В классификацию входили амплуа героинь и героев, любовников и любовниц, королей и тиранов, прислуги, субреток, наперсниц и наперсников, инженю, резонеров, отцов, злодеев, простаков. Переходить из одного амплуа в другое было нельзя. Единственное исключение в этом правиле – «возрастные» роли. То есть, например, исполнитель героев, состарившись, мог стать «благородным отцом».
Амплуа в современном театре и кино
Константин Станиславский и Антон Чехов считали, что амплуа лишь ограничивает развитие актерской индивидуальности и представляет собой только набор штампов.
На сегодняшний день можно выделить значительно больше вариантов амплуа, а их границы куда более размыты.
Стоит иметь в виду, что не всегда актер выступает только в рамках одного определенного амплуа. Так, например, некоторые советские актеры, которых все привыкли видеть преимущественно в комических ролях – например, Евгений Леонов, Юрий Никулин, Андрей Миронов – исполняли и замечательные драматические роли. Талантливые актеры кино с легкостью выступают в самых различных жанрах и образах.
Источники:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/63543/%D0%90%D0%BC%D0%BF%D0%BB%D1%83%D0%B0
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/241222-kakie-akterskie-amplua-suschestvujut.html
http://www.kakprosto.ru/kak-826376-chto-takoe-amplua-