25 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Верхние ноты. Высокие ноты

Как научиться петь высокие ноты

Высокие ноты могут представлять сложность для начинающих вокалистов, причём в большей степени для тех, кто не пел в детские годы в хоре. Научиться их правильно петь можно в любом возрасте. Обучение пойдёт быстрее, если в школьные годы вокалист уже имел опыт пения.

Многие исполнители начинают по разным причинам бояться брать высокие ноты, но на самом деле при помощи специальных упражнений можно научиться их правильно и красиво брать. Несколько простых упражнений помогут вам научиться петь высоко на верхнем участке своего диапазона без дополнительных усилителей звука и ревера. Но сначала нужно разобраться, что же мешает вам легко и красиво петь и оставаться на высоте в сложной головной тесситуре.

Почему высокие ноты трудно петь даже сопрано

Причин трудностей пения на высоких участках диапазона может быть множество. Вокалист начинает пугаться их как из-за физических, так и вследствие психологических факторов. При этом его голос может действительно звучать некрасиво на верхних нотах. Вот несколько самых распространённых причин, почему трудно их петь:

  1. Пение на связках при неправильно поставленном дыхании.Компенсируя нехватку воздуха и пытаясь управлять интонацией, вокалист начинает петь высокие ноты не на опёртом звуке, а связками. В результате не только суживается диапазон верхнего участка голоса, но и быстро устаёт, появляется боль в горле, першение. Неприятное ощущение приводит к тому, что вокалист начинает испытывать стрех перед высокими нотами. Спасти положение поможет формирование глубокого звука на крепком дыхании. Проверкой может стать ощущение после пения. Если болит горло (особенно на высоких нотах), значит, вокалист пережимал связки. Нужно крепкое дыхание и пение резонаторами, а не связками, тогда голос будет звучать красиво и вы сможете легко брать даже очень большую высоту.
  2. Подражание другим певицам, особенно исполняющим произведения в народной манере.Вокалист начинает подсознательно подражать певцам с похожим голосом, чаще всего тем, которых он слышит на эстраде или в маршрутке. Почти всегда такие исполнители поют высокие ноты неправильно, крикливо или с сильным напряжением связок, что может привести к трудностям в пении верхушек. Поэтому, если вы слышите, что исполнитель с голосом, похожим на ваш, поёт неправильно, тут же включайте плеер с инструментальной музыкой. Подражание может навредить правильному формированию вокального звука, особенно певцам с сильным и громким от природы голосом.


  • Форсированный звук.Некоторые преподаватели, пытаясь добиться сильного звука, начинают форсировать его, особенно на высоких нотах. Он звучит громко, но со временем слишком громкое пение может привести к осиплости голоса и профессиональным заболеваниям певцов. Проверкой правильности громкого звука на высоких нотах может быть тихое и мягкое пение в высокой тесситуре. На связках при жёсткой атаке звука тихо спеть невозможно – голос пропадает. Поэтому атака звука на высоких нотах должна быть не форсированной, а мягкой, чтобы вы смогли спеть тихо и мягко в верхней тесситуре. Для этого нужно научиться мягко брать высокие ноты фальцетом.
  • Неправильная вокальная позиция.Нужно брать их не снизу вверх, а сверху вниз. Пение в низкой позиции неудобно для формирования головного звучания нот, поэтому даже звуки средней для голоса высоты кажутся недосягаемыми. Высокие ноты нужно брать с ощущением, что это не предел и что вы можете петь выше. Если вы научитесь петь в высокой позиции, верхние ноты станут звучать легко и свободно.
  • Почему трудно петь высокие ноты в 12 или 15 лет?Скорее всего, причина в возрастной мутации голоса. В этом возрасте голос может стать более тусклым и высокие ноты начинают звучать сипловато. После окончания мутации это явление проходит, поэтому в переходный период не стоит интенсивно заниматься вокалом, чтобы перестройка голоса прошла без травм, потому что травма связок в мутационный период повышает вероятность полной потери голоса.
  • Неудачный опыт пения или страх перед высокими нотами.Он может появиться после того, как вокалист охрип или сорвал голос на высоких нотах, либо из-за неправильной психологической установки. Например, девушка может внушить себе, что она контральто, а раз так, то незачем петь высокие ноты. Преодолеть «комплекс высоких нот» можно регулярными вокальными упражнениями на мягкой атаке. Постепенно страх и зажатость на высоких нотах уйдут.
  • Вам не нравится, как звучит голос в высокой тесситуре.У многих исполнителей высокие ноты действительно могут звучать визгливо, резко, гнусаво, но все эти недостатки звучания преодолимы с помощью правильного мягкого пения, потому что в их основе лежит зажим в голосе, горловое пение или неправильное формирование звука. Регулярное выполнение вокальных упражнений решает эту проблему, и голос начинает красиво звучать на всех участках диапазона.
  • Трудно брать высокие ноты в произведении, особенно на скачках снизу вверх.Пропойте их в удобной тональности и постарайтесь взять неудобный звук, представив, что он средний и что вы сможете петь ещё выше. А лучше регулярно делать упражнения со скачками на большие интервалы, начиная с квинты и выше.
  • Советы и упражнения для пения высоких нот

    1. Распев в пределах квинты со скачком вверх от примы.Вам нужно спеть заполненную квинту вверх и вниз, а потом совершить скачок на этот же интервал и снова вернуться к приме.
    2. Пойте нисходящие распевки от квинты к приме.Так вы сможете сгладить проблемный участок диапазона и преодолеете страх перед верхними нотами.
    3. Распевки в пределах октавы с многократным повтором верхнего звука.На нём можно даже остановиться и пропеть его как можно дольше. Главное – избегать горлового звука. На нём можно сделать крещендо и диминуэндо, чтобы научиться управлять голосом в высокой тесситуре.
    4. Когда поёте высокие ноты, обратите внимание, какая часть тела начинает немного вибрировать.Если вы поёте высокие ноты, то вибрировать будет область носа и глаз. При резком неправильном звуке ощущения вибрации нет.
    5. Добивайтесь мягкого и красивого звука, который плавно звучит на всех участках диапазона.Тогда вам станет проще его петь и радоваться красивому звучанию голоса.

    Как петь высокие ноты

    (10 советов для высоких нот)

    Здесь будут храниться очень содержательные советы, подробнее о многих из них можно прочитать в остальных рубриках о диапазоне голоса , о певческой опоре и вокальная техника . И так поехали:

    1. 1.Расслабить гортань. Просто не думайте о тяжёлой ноте и всё, пойте её так, как будто это Средняя нота, пойте её в позиции среднего регистра голоса;
    2. Подумайте о глубоком вдохе во время начала фонации, начала звучания. И сделайте это ощущение представьте во время пения, что вы не выдыхаете, а наоборот вдыхаете, поёте как-бы в себя, а не из себя;
    3. Не тянитесь за нотой , не задирайте гортань, оставайтесь в спокойном положении. Высокую ноту невозможно спеть красиво, но зажато, так что спокойствие и только спокойствие;
    4. Представьте за долю секунды перед взятием высокой ноты, что Вы как бы резко приседаете на пружинистых ногах, вызовите у себя это ощущение, можете и вправду резко присесть , но не забывая при этом про опору;
    5. Попрыгайте, перед взятием высокой ноты и во время взятия, например мне это очень помогает, когда Я хочу взять До 2 октавы, но сегодня, как-то не получается. Дело даже не в том, чтоб попрыгать или присесть, польза этих упражнений, как говорил маэстро Барра, заключается в отвлечении внимания поющего, организм способен на огромный диапазон, люди сами себе мешают. Нужно просто резко отвлечься;
    6. Сделайте резкий толчок диафрагмой вперёд , в момент начала звучания, это избавит Вас от излишнего подсвязочного давления воздуха на связки. Резкий толчок должен быть достаточно сильным, для опытного певца это вообще не проблема;
    7. Хорошо обоприте ноту. Об этом всём Я уже писал в разделе о певческой опоре , представьте, что у Вас недельный запор и Вам нужно сделать свои дела, которые не так-то просто поддаются осуществлению. В общем потужтесь хорошенько в момент взятия высокой ноты, обращайте внимание, чтоб опора была только в брюхе благодаря работе диафрагмы, чтоб напряжение не передавалось на Ваше горло, но смотрите не обосритесь;
    8. Поднимите руки , это так же помогает петь выше неопытным певцам , они должны быть расслаблены, не зажимать плечи, подняты не выше лица, если они свободны, то скорее всего будут согнуты в локтях;
    9. Пойте в резонатор и только, всё остальное, открытое пение считается неверным, не резонаторное пение зажимает гортань, от чего звук получается скудным, слабым по динамике и неспособным на развитие;
    10. Во время пения представьте, что занимаетесь сексом. Вокал должен приносить удовольствие, когда что-то не получается это занятие превращается в каторгу и происходит отвращение, к когда-то любимому занятию на глубоком психологическом уровне. Верхние ноты должны быть сладкими вкусными, страстными, волнующими, а не испуганными, скованными, зажатыми и как в первый разJ. Вспомните самое лучшее сексуальное переживание в Вашей жизни и держите этот образ на протяжении пения тяжёлой фразы. Во время самой высокой кульминационной ноты в песне представьте, что испытываете оргазм, такой образ расслабит Вас, сделает очень открытым, снимет оковы с гортани, подарит ощущение полёта в верхнем регистре.

    Не спешите говорить, что Я пошлый или ещё что-то в этом роде, дело в том, что пение напрямую зависит от человеческой способности чувствовать и любить. Пение и секс, очень похожие процессы на психологическом уровне, оба основаны на способности любить. Многие выдающиеся певцы мира знали этот секрет, знали, что нет такой вещи, которая открывала бы человека миру больше, чем любовь!

    Как петь высокие ноты, или как работают связки при пении?

    Все ученики, с которыми мы разбираем, как петь высокие ноты, говорят одно: «Почему наверху мой голос такой тонкий и некрасивый?!»

    Лайфхак пения верхних нот в том, все очень логично! Достаточно знать, как устроен голосовой аппарат и как работают связки при пении. Западные исполнители давно открыли, что размер голосовых связок влияет на высоту голоса. А разное смыкание голосовых связок помогает легко брать и нижние, и верхние ноты.

    Эта статья «со звездочкой», для тех, кто действительно хочет разобраться в своей физиологии голоса и узнать, как петь высокие ноты свободно и легко.

    О чем не помнят вокалисты — высокие ноты и голосовые связки.

    Вспомните случай, когда вы громко вскрикивали от испуга или радости, звали кого-то издалека — ваш голос звучал выше, правда? И тоньше! Он не походил на обычный разговорный тембр.

    Брать высокие ноты дано любому человеку от природы. При пении голосовые связки работают точно также, как и при разговоре. Они эластичны, могут удлиняться и становиться тоньше на верхних нотах, как натянутая струна. Это естественный процесс, что наверху голос получается тонким.

    Жаль, но вокалисты редко об этом помнят и прибегают к другим методам — тужатся на “опоре”, давят звук на гортани, а потом страдают от зажимов!

    Неопытные певцы стараются сомкнуть связки плотнее наверху, оставить их толстыми и короткими, чтобы звук был мощнее. Это в корне неверно. Послушайте примеры известных вокалистов ниже. На верхних нотах их голос звучит тоньше, так как они используют более тонкое смыкание голосовых связок!

    Adele «Skyfall»

    Adele «Rolling in the Deep»

    Sam Tsui «Titanium»

    Adam Levin (Maroon 5) — «Sugar»

    Разное смыкание голосовых связок: как петь высокие ноты и низкие?

    Повторюсь: размер голосовых связок влияет на высоту голоса! На высоких нотах голосовые связки — тонкие и длинные, смыкаются самыми краешками. А на низких нотах связки укорачиваются, становятся толще и смыкаются всей своей массой.

    Посмотрите, как работают голосовые связки на видео, чтобы лучше понимать, о чем речь.

    Мышцы гортани натягивают или ослабляют связки, и поэтому получается разная высота звука. Отсюда появляется понятие “грудной” голос и “головной” голос. На самом деле, нет никакого грудного или головного звука. Это всего лишь разное смыкание голосовых связок: тонкое — самыми краями — на “головном” звуке и более плотное на нижних нотах, “грудных”.

    Подробнее в этом видео о голосовых связках:

    Также существует такой отрезок диапазона, как фальцет (на верхних нотах) и субтон (на нижних). Это краевые точки вашего диапазона: самые высокие и самые низкие ноты, которые вы можете брать.

    Такие типы смыкания происходят, когда голосовые связки больше не могут растягиваться и начинают смыкаться неплотно. Во время пения между ними образуется щель и выходит много воздуха. Получается пение “на придыхании”.

    Использовать этот прием можно и в середине своего диапазона, если сомкнуть связки неплотно, выпустить больше воздуха сквозь них. Получится новая краска голоса — нежная и тихая, с выдохом. Например, как у знаменитых Mariah Carey или Sarah Connor. Слышно, как они чередуют разное смыкание связок на верхних нотах: то более плотное, то расслабленное с придыханием.

    Sarah Connor «From Sarah with Love»

    У мужчин лучше слышно тонкое смыкание связок наверху и плотное на нижних нотах в силу того, что мужские связки толще женских, и контраст получается четче. Получается яркое тонкое фальцетное “недосмыкание”. Часто пользуется таким приемом Sam Smith:

    Sam Smith «Writing’s on the Wall»

    Если на фальцете сомкнуть связки плотнее, придыхание исчезнет, останется лишь тонкий высокий звук! В этом и заключается секрет, как петь высокие ноты.

    Советую тренироваться таким образом:

    • Возьмите самую высокую ноту, которую можете, на очень тихом звуке.
    • Спойте ее с придыханием, фальцетом. Это поможет растянуться связкам без зажимов, стать тоньше.
    • Осторожно начинайте смыкать связки плотнее. Добейтесь того, чтобы из голоса ушло придыхание, как если бы вы не пели, а очень высоко говорили.
    • Тренируйтесь до тех пор, пока не научитесь переходить к верхним нотам без фальцета. Сразу брать их на тонком звуке.
    • Когда освоите этот метод, можно постепенно прибавлять громкость и пытаться спеть высокие ноты в полный голос, не теряя ощущения тонких голосовых связок.

    Повторю, делать такие тренировки нужно на тихом звуке, чтобы голос не перешел на форсирование!

    С тренировками фальцет уплотняется, превращается в высокий “головной” голос и звучит достаточно красиво, особенно у мужчин. Например, как поет высокие ноты Adam Levin (Maroon 5). Сравните с тем же фальцетом у Sam Smith в предыдущем треке.

    Adam Levin «Lost Stars»

    А вот пример, как контрастно звучат нижние и высокие ноты у мужчин, и как умело можно вставлять фальцет во фразу.

    Grégory Lemarchal «S.O.S d’un terrien en détresse»

    Поразительный факт, но брать высокие ноты на тонком звуке, а тем более фальцетом, никому не составляет никакого труда. Гораздо сложнее и опаснее тянуться к верху «грудным» регистром и плотным смыканием.

    Как поют высокие ноты знаменитые певцы и в чем их секрет?

    За счет чего тогда у знаменитых вокалистов голос звучит наверху мощно, если он становится тоньше?!

    Брать звук на тонких голосовых связках — лишь прием, который помогает петь высокие ноты легко и свободно. Помимо работы связок при пении у профессионалов включается целый комплекс мышц. Поднимается мягкое небо, язык принимает нужное положение. Имеет значение и форма рта, насколько он широко открыт. При мало открытом рте звук не может быть мощным! При правильном положении гортани во время пения голос звучит объемнее и “мясистее” на верхних нотах.

    Современные методики вокала говорят о том, как сжимать сфинктеры и поворачивать хрящи гортани так, чтобы звук был пронзительный и объемный (твенг, белтинг), но не травматичный для голосовых связок. Гортань — еще один важный инструмент в работе над голосом. Она обеспечивает нужное смыкание связок и давление воздуха под ними. Освоив работу с гортанью, можно легко избавиться от зажимов. Данная техника будет описана в следующей статье.

    Но как бы не изменялась гортань и ротоглотка, в какие резонаторы вы бы ни посылали звук, голосовые связки (!) все равно будут растягиваться и становиться тоньше при пении на высоких нотах. Профессиональные певцы всегда чувствуют это интуитивно и умело маскируют свой тонкий головной голос, добавляя объем и резонацию звука.

    Зачем вокалистам знать, как работают связки при пении?

    Современные поп-звезды постоянно меняют краски голоса — то вокалист “плачет”, то шепчет, то поет нежно и трепетно, то кричит или уходит в ультразвук. Сегодня никому неинтересно слушать одинаковую краску голоса на протяжении всей песни. Прошли времена, когда все стремились петь в речевой позиции по Сету Риггсу и звучать одинаково на всем диапазоне.

    С помощью разных режимов смыкания голосовых связок можно сделать тембр голоса уникальным, добавить необычных нот, по которым вас будут узнавать.

    Стоит научиться самостоятельно “переключать” голосовые связки из тонкого в толстый режим. Помогут освоить этот навык упражнения на переходы от верхних нот к низу и наоборот, например, на скачки или глиссандо в октаву и больше. Так голос научится перестраиваться на разные регистры автоматически.

    Тренироваться на смену регистров для начала нужно на тихом звуке, иначе есть опасность, что вы не выйдете на тонкие голосовые связки, а будете кричать наверху.

    И напоследок хочу сказать: не пойте бездумно, повышайте свой профессиональный уровень. Начать петь по-другому — легко и свободно, — можно прямо сегодня! Закрепить навык, как работают голосовые связки при пении, поможет лайфхак для голоса, который скоро появится в соответствующей рубрике.

    Источники:

    http://music-education.ru/kak-nauchitsya-pet-vysokie-noty-urok/
    http://vokalizm.ru/kak-pet-vysokie-noty.html
    http://ovocale.ru/kak-rabotayut-svyazki-pri-penii/

    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов: