0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вересаев смидович. Вересаев викентий викентьевич

Вересаев (Викентий Викентьевич Смидович)

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [ начало ]

[ конец ] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ

В ересаев — литературное имя Викентия Викентьевича Смидовича. Родился в 1867 г., в Туле, в интеллигентной русско-польской семье; поступил сначала на историко-филологический факультет Петербургского университета, затем в 1888 г. перешел на медицинский факультет в Дерпт. В 1892 г., еще будучи студентом, он ездил в Екатеринославскую губернию «на холеру» и в одном из участков заведовал бараком. Полученные тогда впечатления отразились в первой его повести «Без дороги». Служил ординатором в Боткинской больнице в СПб. Во время русско-японской войны ездил, в качестве врача, на Дальний Восток в действующую армию. Впечатления от этой поездки описаны им в «Очерках», печатавшихся в «Образовании» и «Мире Божием» и впоследствии изданных отдельно. Дебютировал небольшими очерками во «Всемирной Иллюстрации» и в «Неделе». Начало его известности относится к 90-м годам, когда в «Русском Бог.» появилась его повесть «Без дороги», обратившая общее внимание своим ярким общественным содержанием. Первый том сочинений Вересаева, в который вошла эта повесть, в короткий промежуток времени выдержал четыре издания. Теперь беллетристические сочинения Вересаева изданы в пяти томах (М., 1909). Кроме того, отдельно изданы его книга «Записки врача» (М., 1902), тоже, при своем появлении, имевшая большой успех, и литературно-критические статьи о Достоевском и Толстом, под общим заглавием «Живая жизнь» (1911). По общей манере письма и литературному воспитанию Вересаев — реалист тургеневской школы; но в последних произведениях, особенно в повести «К жизни», у него заметно тяготение к новым приемам творчества в духе модернизма. Отсутствие рутинерства и косности, чуткость к голосу жизни как в искусстве, так и в общественности — характерная особенность Вересаева. Он не проходит равнодушно мимо интересных явлений жизни; всякая новизна находит в нем отклик. Это тем более ценная черта в Вересаеве, что он не принадлежит к числу писателей очень плодовитых, у которых творческий процесс совершается легко, а скорее, наоборот, пишет «долго и трудно». Вересаев — писатель вдумчивый, наблюдательный и правдивый, но область его наблюдений — не обширна. Это — исключительно жизнь и психология нашей интеллигенции. Зато Вересаев большой знаток своего предмета. То, что он описывает, ему близко, срослось с его сердцем. Поэтому на его произведениях — благородная печать интимности. Все они тесно связаны между собой, как главы одного общего дневника. По отражению общественных интеллигентных типов, Вересаев — прямой наследник Тургенева . В новейшей литературе нет никого ему в этом отношении равного. В свои изображения Вересаев внес много субъективного, много взял от себя, но взял только общеобязательное и типичное. По природе, каждый из героев Вересаева — интеллигент. Верными и весьма характерными чертами обрисованы люди высоких моральных запросов, беззаветно преданные общественным идеалам, но, поневоле, односторонние рационалисты, сами страдающие вследствие своего рационализма и оторванности от жизни. Не менее удачно переданы Вересаевым все этапы и оттенки переживаний нашего интеллигента в течение трех десятилетий, начиная с 1880-х годов. Он их изобразил, как близкий участник и как трезвый наблюдатель. Его доктор Чеканов в повести «Без дороги» — типичный представитель того больного, надломленного поколения, которое тесно связано с таким же «разочарованным», рефлектирующим поколением конца 70-х годов, фигурирующим у Гаршина . Для Чеканова, как для ярко выраженного интеллигента, «в миросозерцании — все»; у него нет непосредственной связи с жизнью, а между тем вера в свое миросозерцание у него пошатнулась, в нем незаметно происходил перелом. В следующей повести: «На повороте» («Современный Мир», 1901) перед нами дальнейшая стадия той же болезни интеллигента. Здесь мы замечаем некоторое раздвоение. Особенно тонкие организации, чуткие люди, подобные Чеканову, какова фельдшерица Варвара Васильевна, совершенно иссякают, чувствуют себя неспособными к жизни, ищут исхода в самоубийстве. Натуры более трезвые и эгоистические, под влиянием того же процесса внутреннего иссякания, склоняются к «оппортунизму» и «малым делам», проповедью которых прославились бесцветные 80-е годы. Таков у Вересаева Токарев, когда-то пострадавший за идеи, а теперь мечтающий об изящной жене, уютном кабинете и таком «деле», которое не требовало бы больших жертв. В повести «На повороте» выведены также «новые» люди, проповедующие «здоровый эгоизм», свободу личности и полноту жизни. Пока это у них — только слова. По основному складу, они такие же «головные», аскетические интеллигенты, как и их предшественники; все дело лишь в смене «миросозерцания», играющего в их жизни ту же первенствующую роль, что и у доктора Чеканова. В повести «К жизни» («Современный Мир», 1909) отразились новейшие идейные искания интеллигентов, их самокритицизм и стремление к обновлению, к сближению с природой, в связи с общественным подъемом в революционные годы. Переживания нового, стихийного, критического интеллигента Чердынцева как нельзя больше близки настроениям самого писателя. Свой призыв — от отвлеченных идей и рефлектирования «к жизни» — Вересаев повторяет и в своих литературно-критических статьях о Достоевском и Толстом . С точки зрения этого призыва, Вересаев резко отрицательно относится к Достоевскому, как представителю больного начала в нашей литературе, и восхищается «солнечностью» Толстого. Новая вера — оптимизм — далась Вересаеву нелегко, путем долгого и трудного внутреннего перерождения; она ярко звучит у него во всем, что он писал после повести «К жизни». Рассказы Вересаева слабее его повестей. В некоторых фигурируют тоже интеллигенты, в других — представители рабочего класса; есть среди рассказов и чисто лирические, например, «Загадка» — поэтичный этюд, рисующий сложные отношения интеллигента к природе. В своих субъективных, но чрезвычайно значительных и сильно нашумевших «Записках врача» Вересаев затрагивает целый ряд интересных вопросов о соотношении медицины и жизни, о противоречии между интересами медицины как науки и интересами личности прибегающего к ее помощи больного. Книга проникнута той правдивостью и смелой откровенностью, которые вообще отличают Вересаева как писателя. Она написана живым литературным языком, в полубеллетристической форме. Такой же живой, хороший язык присущ и беллетристическим произведениям Вересаева. Талант его не отличается особенной яркостью и силой, но Вересаев не зарыл его, а упорно над ним работал и развивал. Позднейшие его произведения во всех отношениях далеко превосходят более ранние. Е. Колтоновская.

См. также статьи:
Боцяновский Владимир Феофилович ;
Ляцкий Евгений Александрович ;
Смидович Викентий Викентьевич ;
Чириков Евгений Николаевич .

Настоящая биографическая или тематическая статья является электронной, адаптированной к современному русскому языку версией статьи, из 86-томного Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907 гг. ) или Нового Энциклопедического Словаря ( 1910—1916 гг. ). Тексты всех статей оставлены неизменными. Все ссылки, портреты, гербы и звуковые отрывки к статьям выполнены или подобраны авторами сайта «Русский Биографический Словарь». Подробнее…
Дополнительную информацию по теме статьи смотрите также в Русском Биографическом Словаре А. А. Половцова.

Наш проект в трех словах:
БИОГРАФИЯ. Сайт «Русский Биографический Словарь» является крупнейшим русским биографическим ресурсом Интернета.
РОССИЯ. Сайт содержит только русские биографии и биографии деятелей, имеющих непосредственное отношение к судьбам России.
ИСТОРИЯ. Наш сайт — исторический. Информация, которая здесь опубликована, касается исторической эпохи до 1917 года.

Знаете ли вы?

Ленин — псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. . В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.

Алябьев, Александр Александрович, русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.

Поганое Идолище (Одолище) — былинный богатырь…

Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) — известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.

Даль, Владимир Иванович
Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел

Варламов, Александр Егорович
Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому , совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.

Некрасов Николай Алексеевич
Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.

Горький, Максим
По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.

Жихарев Степан Петрович
Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.

Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».

Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».

Вересаев смидович. Вересаев викентий викентьевич

  • Пушкин в жизни[1927]1781kОценка:3.77*34 Критика
    Аннотация редакции: Работа В.Вересаева «Пушкин в жизни» открыла в свое время жанр хроники характеристик и мнений.
    В настоящее издание вошли те главы из книги «Пушкин в жизни», в которых отражается зрелый период жизни и творческого пути поэта. В разделе «Дополнения и комментарии» помещены новые материалы к биографии Пушкина, найденные уже после того, как Вересаев завершил свое исследование, в частности, выдержки из дневников Д.Ф.Фикельмон, А.А.Олениной, из переписки Карамзиных, Гончаровых и других. Иллюстрации/приложения: 73 шт.
  • Гоголь в жизни. Том 1[1933]985kОценка:4.35*29 Критика Комментарии: 1 (19/09/2019)
    Систематический свод подлинных свидетельств современников.
  • Гоголь в жизни. Том 2[1933]934kОценка:4.87*13 Критика Комментарии: 2 (24/09/2007)

  • Прекрасная Елена[1896]12kОценка:7.13*6 Проза
    «Это было удивительно. В убогом садике, на убогой сцене, никому не ведомый актер вдруг перевернул все, и там, где по ходу действия и по замыслу композитора нужно было смеяться над рогоносцем, хотелось плакать над несчастным старым человеком с разбитой верой в женщину и в правду. «
  • Лизар[1899]18kОценка:7.34*9 Проза
  • К спеху[1899]10kОценка:7.18*7 Проза
    «. Страдные дни властно отбирали себе у Ильи все его помыслы и всю душу. И вот короткие ночи он вместо отдыха одиноко ходил с ребенком под лозинами, отдаваясь на свободе воспоминаниям и тоске.»
  • В сухом тумане[1899]26kПроза Комментарии: 1 (15/08/2007)
  • На эстраде[1900]19kОценка:5.92*12 Проза Комментарии: 4 (14/11/2012)
  • Ванька[1900]20kПроза
    Рассказ приятеля.
    «. Иван держался деревенским обломом, совершенно не понимавшим всех тонкостей почтительности и подчинения; он и шапку снимал перед мастером, и не садился при нем, а все-таки во всей его манере держаться сквозило глубокое и несокрушимое чувство своего достоинства. «
  • В степи[1901]27kОценка:6.93*7 Проза
  • Звезда[1903]14kОценка:5.02*27 Фантастика Комментарии: 5 (05/06/2017)
    Восточная сказка.
  • Мать[1903]6kОценка:5.43*84 Проза Комментарии: 3 (15/11/2013)
    Из записной книжки.
    «Я шел по улицам Старого Дрездена. На душе было неприятно и неловко: шел я смотреть ее, прославленную Сикстинскую мадонну. Ею все восхищаются, ею стыдно не восхищаться. Между тем бесчисленные снимки с картины, которые мне приходилось видеть, оставляли меня в совершенном недоумении, чем тут можно восхищаться. «
  • В глуши[1929]17kОценка:7.46*4 Проза
  • Болезнь Марины[1930]26kОценка:5.62*4 Проза
  • Перед завесою[1903]12kПроза
  • Загадка[1897]11kОценка:5.49*16 Проза
  • Товарищи[1892]16kПроза
  • На высоте[1904]34kПроза
  • В мышеловке[1906]36kПроза
  • Невыдуманные рассказы о прошлом[1945]755kОценка:4.65*18 Проза
    «С каждым годом. »
    Случай на Хитровом рынке
    «Не такой подлец»
    Писатель
    Проклятый дом
    Ошибка
    Документ
    «Студент, получив. «
    Случай
    Франческа
    Под огнем паровоза
    С опозданием
    Анна Владимировна
    Фельдшер Кичунов
    Степан Сергеич
    Иван Иванович
    Фирма
    Супруги
    Парикмахер по собачьей части
    Ночью
    Похороны
    «Приехал в Петербург помещик. «
    В кабинете помещика средней руки
    За винтом
    Грех
    Кентавры
    Великодушный
    «Бог соединил»
    «В земскую больницу. «
    «- Как здоровье. «
    «У нестарой еще бабы. «
    «- У нас в деревне в церкви. «
    «- У нас в деревне человек один. «
    «Киево-Печерский монастырь. «
    «Эта же женщина рассказывала. «
    «За Байкалом. «
    На пожарище
    На деревенском базаре
    «Букинисты. «
    «Сапожник. «
    Вежливость
    На пчельнике
    «В восьмидесятых-девяностых годах. «
    «В те же годы. «
    «Было это в конце 1898 года. «
    «В конце, кажется, девяностых годов. «
    «Говорят, «ревнив, как Отелло». «
    «В девяностых годах в Петербурге. «
    «Весною 1901 года. «
    «4 марта 1901 года. «
    «Смидович, Петр Гермогенович. «
    Два побега
    «Вчера был с двумя знакомыми. «
    «Прасковья Семеновна Ивановская. «
    «Баронесса Доротея Эртман. «
    «Это какая-то изначальная, первобытная стихия. «
    «Нашему госпиталю. «
    «Из нашей части. «
    Враги
    Московский литературно-художественный кружок
    «Жил в Москве знаменитейший адвокат Плевако. «
    «Инженер-путеец. «
    «Последние годы совместной жизни. «
    «Я сказал А. И. Куприну. «
    «Скульптор Волнухин. «
    П. Ф. Лесгафт
    «Рудометов. «
    «По Новому шоссе. «
    Мимоходом
    Букеты
    Испытание
    «На южном берегу Крыма. «
    «Была няня. «
    «- Сейчас я одну индийскую сказку прочел. «
    «Жена. «
    «- Я вас давно заприметил. «
    Срочный разговор
    «Поступила к нам однажды. «
    «Зимой 1906/07 года. «
    «На одном кладбище. «
    «- Мне доктора не хотели сказать. «
    «У публициста Г. А. Джаншиева. «
    «Дачный поселок Коктебель. «
    Суд Соломона
    «В. Дагестане. «
    «- Сколько яблоко стоит. «
    «В Крыму. «
    «Председатель ревкома. «
    «Я спросил пожилую работницу. «
    «Ты любишь жить вкусно. «
    «Он не переваривал лжи. «
    «Этот человек горд. «
    «Подошла к трамвайной остановке. «
    «Вдали, на горизонте. «
    «Сколько термометра ни нагревай. «
    «Если ты не умеешь. «
    «В тридцатых годах прошлого века. «
    «Он за нею не ухаживал. «
    «Постепенно возникла между ними любовь. «
    Рассказы о детях
    «- Отчего ветер. «
    «Образ в церкви. «
    «- Соня, у тебя есть папа. «
    «- Ну, Сергунька. «
    «С ним же. «
    «- Почему в молитве. «
    «- Как тебя звать. «
    «Идет по улице чиновник. «
    «Я тогда жил в Туле. «
    «В комнате было темно. «
    «Таня начала раз такую сказку. «
    «- Я не люблю спать. «
    «- Это кто. «
    «- Это кто, сын Акулины. «
    «- Маня. «
    «Трехлетний мальчик. «
    «Мать гуляла с Борей. «
    «Девочка. «
    «Я спросил Марину. «
    «Ира. «
    «Она же. «
    «- Как Мишку вчера лупили. «
    «В Коктебеле. «
    «Мы с нею знакомы. «
    «- Все комар. «
    Из дневника
    Из драмы, сочиненной маленьким мальчиком
    «Маленький, смешной карапуз. «
    «Я снимал дачу. «
    «- Леля. «
    «Профессор. «
    «- Мама. «
    «Перед окном кондитерской. «
    «На пляже. «
    «Мальчик Игорь. «
    «Утром. «
    «В прекрасной книге. «
    «Галя. «
    «- Лиза. «
    «Гимназистка. «
    «Чтоб девочка не узнала. «
    (Рассказывал один художник)
    «Боря. «
    Школьное сочинение
    Исторические личности в поэме «Полтава»
    «- Откуда люди появились. «
    Воинствующий безбожник
    «Примусы отшумели. «
    «Иду в Крыму по саду. «
    Ванька
    Юра
    Выдуманные рассказы
    Неопубликованная глава
    Зеленая лошадь
    Юбилей
    Концерт
    Друзья в масках
    «Есть ученые биологи-педанты. «
    «Если внимательно глядеть кругом. «
    «У нас в Туле. «
    «На окраине Боржома. «
    «В Тбилиси, зимою 1943 года. «
    «Мы катили на автомобиле. «
    «Потешнейшая собачонка. «
    «У угла моей дачи. «
    «В марте месяце 1911-го года. «
    «Часто я стою на улице. «
    «С этим самым Бобкой. «
    «Шел вечером по Денежному переулку. «
    «Была у нас в семье. «
    «В таком же роде. «
    Рабиндранат Тагор
    [Глава без номера]
    Чохов
    Александр Степанович
    Миллионерша и дочь
    Софроний Матвеевич
    «Фрейлина императорского двора. «
    Вера Фигнер
    Туча и зорька
    Около литературы
    Около шампанского
    Р. М. Хин
    Литературные записи. Моцарт и Сальери
    Пари
    На закате
    Как он меня удивил
    Всю жизнь отдала
    Eulhymia
    Курьезный случай
    В приемной
    Трусиха
    Священнослужитель
  • Записи для себя[1945]231kПроза
    (Мысли, факты, выписки, дневниковые записи)

    1. 051. Викентий Викентьевич Вересаев

    Викентий Викентьевич Вересаев (Смидович)
    (1867—1945)

    В 1919 г. Вересаев, признанный писатель и умудренный жизнью человек, создал прелестную сказку «Состязание» — о состязании двух художников, Дважды-Увенчанного мастера и лучшего его ученика Единорога в написании картины, «изображающей красоту женщины».

    Учитель в поисках «высшей Красоты» исходил полсвета, пока не нашел «светозарную Фиалковенчанную», а ученик написал свою возлюбленную Зорьку — «обыкновеннейшую девушку, каких везде можно встретить десятки».

    Портрет Фиалковенчанной потряс зрителей — «никто никогда еще не видал в мире такой красоты… всеобщий вздох священной, великой тоски пронесся над толпою». А портрет Зорьки вызвал смех, художника едва не побили камнями, но когда пригляделись к картине, все увидели, что девушка светится изнутри — «как будто солнце взошло высоко над площадью».

    Свет этого солнца озарил лица всех людей и сделал их прекрасными. Каждый понял, что красота рядом с ним и в нем самом. И народ победителем назвал Единорога. В этом рассказе весь Вересаев, видевший красоту земли в простом народе, который и является главным и единственным судьей для каждого художника.

    Будущий русский прозаик, литературовед, поэт-переводчик родился 4 (16) января 1867 г. в многодетной глубоко религиозной семье известных тульских подвижников Викентия Игнатьевича Смидовича и Елизаветы Павловны, урожденной Юницкой. Отец — врач, сын польского помещика, был основателем Тульской городской больницы и санитарной комиссии, одним из создателей Общества тульских врачей; мать, высокообразованная дворянка, открыла у себя в доме первый в Туле детский сад, а позже элементарную школу. У Викентия было 10 братьев и сестер (3 из них умерли в детстве). Мальчик запоем читал Н. Гоголя, И. Тургенева, М. Лермонтова, А.К. Толстого, М. Рида, Г. Эмара; летом в имении помогал матери, пахал, косил, возил сено и снопы; в гимназии, которую окончил с серебряною медалью, был «первым учеником», слыл знатоком древних языков; в 13 лет стал писать стихи и заниматься переводами.

    Впервые стихотворение юного поэта под именем В. Викентьев — «Раздумье» было напечатано в журнале «Модный свет и модный магазин» в 1885 г. Через 2 года в журнале «Всемирная иллюстрация» под псевдонимом Вересаев был опубликован рассказ писателя «Загадка», в котором он «по взрослому» заявил о том, что истинное счастье в борьбе, а смысл жизни — в вере в завтрашний день.

    В 1884 г. юноша поступил в Петербургский университет, на историческое отделение историко-филологического факультета, по окончании которого (1888) получил степень кандидата. Увлекшись идеями народничества, трудами Н. Михайловского и Д. Писарева, Смидович поступил на медицинский факультет Дерптского университета, где 6 лет занимался наукой и литературным творчеством. Студент верно полагал, что врачебная практика поможет ему «пойти в народ», а медицина — узнать о человеке. В холерную эпидемию 1892 г. ездил в Екатеринославскую губ., где на руднике заведовал бараком; через несколько месяцев опубликовал в народническом журнале «Книжки «Недели» свои очерки «Подземное царство» — о труде и быте донецких шахтеров.

    На старших курсах Викентий работал в лаборатории терапевтической клиники, напечатал две научные статьи. Окончив вуз (1894) врач практиковал в Туле, а затем как один из лучших выпускников университета был принят сверхштатным (без зарплаты) ординатором в Петербургскую Барачную (Боткинскую) больницу для острозаразных больных. Тогда же Вересаев опубликовал в журнале «Русское богатство» «яркую» повесть о кризисе народнического мировоззрения «Без дороги», сочувственно встреченную критикой. Редакторы журнала — Н. Михайловский и В. Короленко пригласили начинающего писателя к сотрудничеству. Задавшись вопросом — «Истина, истина, где же ты. » — Вересаев нашел ее в совмещении писательского труда и врачебной деятельности.

    В год знаменитой стачки петербургских ткачей (1896) Вересаев, примкнув к литературному кружку марксистов (П. Струве и др.), сошелся с рабочими и революционной молодежью, написал рассказ «Поветрие» о новом человеческом типе — революционере-марксисте.

    После ряда повестей, очерков и рассказов, в т.ч. о страшном быте и безотрадном существовании трудящихся («На повороте» — антиницшеанская повесть, «К жизни», «Конец Андрея Ивановича», «К спеху» и др.) в 1901 г. вышли знаменитые «Записки врача», потрясшие русское общество и принесшие Вересаеву мировую известность, а также… ссылку в Тулу под надзор полиции.

    Дело в том, что герой «Записок» пришел к убеждению, что спасти людей сможет только борьба за устранение тех условий, которые «делают молодых стариками, которые фактически сокращают и без того короткую человеческую жизнь». Правдиво и откровенно изобразив ужасающую картину состояния врачебного дела в России, автор вынужден был через год оправдываться в статье «По поводу «Записок врача». Ответ моим критикам».

    Вересаев, в отличие от Л. Толстого, в своих произведениях шел путем не обобщения множества разрозненных фактов, а типизации одного конкретного, его «документирования». Тяготение к лаконичности и достоверности с годами отлилось у писателя в умение создавать компактные тексты; «Великим хочешь быть — умей сжиматься» — любил повторять он пушкинскую строку.

    Два года Вересаев ездил по стране и Европе (Германия, Франция, Италия, Швейцария), встречался со многими известными русскими писателями (А. Чеховым, Л. Толстым и др.), после чего поселился в Москве и вошел в литературную группу «Среда», а позднее в издательство М. Горького — «Знание».

    С началом войны с Японией (1904—1906) Вересаев, как врач запаса, был призван на военную службу и попал младшим ординатором в полевой подвижной госпиталь в Маньчжурию. Вернувшись в Москву, писатель издал записки «На японской войне» и «Рассказы о японской войне», в которых противопоставил народную власть власти самодержавной.

    В 1907—1910 гг. Вересаев написал оптимистичную повесть «К жизни», критико-философскую книгу «Живая жизнь», первая часть которой посвящена анализу жизни и творчества Л. Толстого («Да здравствует весь мир!») и Ф. Достоевского («Человек проклят»), а вторая — Ф. Ницше («Аполлон и Дионис»); предпринял поездку в Грецию, где решил заняться переводами с древнегреческого.

    В 1912 г. Викентий Викентьевич участвовал в организации «Книгоиздательства писателей в Москве»; на посту председателя правления и редактора этого «Книгоиздательства» он вел войну с декадентами.

    С началом Первой мировой войны писателя мобилизовали в армию, и с 1914 по 1917 г. он был полковым врачом в г. Коломне, затем руководил военно-санитарным отрядом Московской железной дороги.

    Приняв обе революции, Вересаев был председателем Художественно-просветительной комиссии при Московском Совете рабочих депутатов. В 1918—1921 гг. жил под Феодосией, в п. Коктебель. «За это время Крым несколько раз переходил из рук в руки, — вспоминал писатель, — пришлось пережить много тяжелого, шесть раз был ограблен; больной испанкою, с температурою в 40 градусов, полчаса лежал под револьвером пьяного красноармейца, через два дня расстрелянного; арестовывался белыми; болел цингою». В Крыму Вересаев был членом коллегии феодосийского наробраза, заведовал отделом литературы и искусства.

    В 1921 г. писатель вернулся в Москву, где работал в литературной подсекции Государственного ученого совета Наркомпроса, редактировал художественный отдел журнала «Красная новь», был членом редколлегии альманаха «Наши дни». Вересаева избрали председателем Всероссийского союза писателей; он выступал с лекциями перед молодежью, писал публицистику; о событиях Гражданской войны написал роман «В тупике» (1924).

    В конце 1920-х — 1930-е гг. у писателя вышел роман «Сестры» — о коллективизации и проблемах молодежи, воспоминания «В юные годы», документальные исследования «Пушкин в жизни», «Гоголь в жизни», «Спутники Пушкина», дневниковые «Записи для себя», публицистика и пр.

    Многие годы Вересаев возглавлял Пушкинскую комиссию Союза советских писателей. Последними произведениями Вересаева стали «Невыдуманные рассказы о прошлом»; во время Великой Отечественной войны он публиковал рассказы и очерки.

    В 1943 г. писателя удостоили Сталинской премии первой степени за выдающиеся достижения в области литературы. Писатель был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

    Женой Викентия Викентьевича была его троюродная сестра, Мария Гермогеновна Смидович. Свои взаимоотношения с супругой Вересаев описал в рассказе 1941 г. «Эйтимия», что означает «радостнодушие». Детей у Вересаевых не было.

    Писатель умер в Москве 3 июня 1945 г., похоронен на Новодевичьем кладбище. Через 13 лет в Туле был установлен памятник писателю.

    Вересаев пользовался огромным авторитетом у читателей и у критиков, у писателей и у власти. «За нерушимость взглядов» его еще в молодости называли «Каменным мостом», а больше всего окружающим импонировала его «писательская и человеческая честность и принципиальность» «высокого образца».

    Это был очень добрый и отзывчивый человек, не раз помогавший писателям, оказавшимся в беде (так, нуждавшемуся М. Булгакову он принес деньги домой).

    P.S. Разговор о Вересаеве-писателе был бы неполным, если бы мы не упомянули и о его переводах с древнегреческого, ставших классикой уже при их выходе: «Гомеровы гимны», «Труды и дни» Гесиода, «Илиада» и «Одиссея» Гомера, лирика (Архилох, Сафо и др.). Для иллюстрации виртуозного мастерства Вересаева-переводчика достаточно привести несколько строк Сафо:

    Богу равным кажется мне по счастью
    Человек, который так близко-близко
    Пред тобой сидит, твой звучащий нежно
    Слушает голос

    Источники:

    http://www.rulex.ru/01030257.htm
    http://az.lib.ru/w/weresaew_w_w/
    http://www.proza.ru/2013/09/07/13

    Читать еще:  Где ктулху. Кто такой Ктулху
  • Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:

    Adblock
    detector