Великие пианисты прошлого и настоящего.
Великие пианисты прошлого и настоящего
Великие пианисты прошлого и настоящего являются поистине ярчайшим примером для восхищения и подражания. Каждый, кто увлекается и увлекался музицированием на пиаинно всегда старались скопировать лучшие черты великих пианистов: как они исполняют произведение, как смогли прочувствовать тайну каждой ноты и порой кажется, что это невероятно и какая-то магия, но все приходит с опытом: если вчера это казалось нереальным, то сегодня человек и сам может исполнять самые сложные сонаты и фуги.
Фортепиано является одним из самых известных музыкальных инструментов, пронизывающим разнообразные жанры музыки, и с его помощью было создано множество самых трогательных и эмоциональных композиций в истории. А люди, играющие на нем считаются гигантами музыкального мира. Но кто они эти величайшие пианисты? При выборе лучших возникает много вопросов: он должен основываться на технических способностях, репутации, широте репертуара или умении импровизировать? Тут еще вопрос, стоит ли рассматривать тех пианистов, которые играли в прошлых веках, ведь тогда не было записывающей аппаратуры, и мы не можем услышать их исполнение и сравнить с современными. Но в этот период было огромное количество невероятных талантов и если они получили мировую известность задолго до средств массовой информации, то вполне оправданно отдать им почтение. Принимая во внимание все эти факторы, предлагаем список из 7 лучших пианистов прошлого и настоящего.
Фредерик Шопен (1810-1849)
Самый известный польский композитор Фредерик Шопен был одним из величайших виртуозов, исполнителем-пианистом своего времени.
Подавляющее большинство его работ созданы для соло на фортепиано, и хотя нет никаких записей его игры, один из его современников писал: “Шопен создатель фортепианной и композиторской школы. По правде говоря, ничто не может сравниться с легкостью и сладостью с которой композитор начинал играть на пианино, более того ни с чем нельзя сравнить его работы полные оригинальности, особенности и благодати”.
Ференц Лист (1811–1886)
В соперничестве с Шопеном за корону величайших виртуозов 19 века был Ференц Лист – венгерский композитор, педагог и пианист.
Среди его наиболее знаменитых работ является безумно сложная соната для фортепиано си-минор Années de pèlerinage и вальс Mephisto Waltz. Кроме того, его слава как исполнителя стала легендой, даже придумано слово Листомания. За восьмилетний период турне по Европе в начале 1840-х годов, Лист дал более 1000 представлений, хотя в относительно молодом возрасте (35 лет) прекратил карьеру пианиста и полностью сосредоточился на сочинении.
Сергей Рахманинов (1873-1943)
Стиль Рахманинова был, пожалуй, достаточно противоречивым для времени в котором он жил, поскольку стремился поддерживать романтизм 19 века.
Многим он запомнился умением растягивать руку на 13 нот (октава плюс пять нот) и даже мельком взглянув на этюды и концерты, которые он писал, можно удостовериться в подлинности этого факта. К счастью, сохранились записи исполнения этого гениального пианиста, начиная с его прелюдии до-диез мажор, записанной в 1919 году.
Артур Рубинштейн (1887-1982)
Этот польско-американский пианист часто цитируется как лучший исполнитель Шопена всех времен.
В возрасте двух лет у него обнаружили абсолютный слух, а когда ему было 13 дебютировал с Берлинским Филармоническим оркестром. Его преподавателем был Карл Генрих Барт, который в свою очередь учился у Листа, таким образом можно смело считать его частью великой пианистической традиции. Талант Рубинштейна, сочетающий в себе элементы романтизма с более современными техническими аспектами, превратил его в одного из лучших пианистов своего времени.
Святослав Рихтер (1915 – 1997)
В борьбе за звание лучшего пианиста 20 века Рихтер является частью могущественных российских исполнителей, появившихся в середине 20 столетия. Он показал огромную приверженность композиторам в своих исполнениях, описывая свою роль как “исполнитель”, а не интерпретатора.
Рихтер не был большим поклонником процесса записи, однако сохранились его лучшие живые выступления, включая 1986 года в Амстердаме, 1960 – Нью-Йорке и 1963 в Лейпциге. Для себя он держал высокие стандарты и осознав, что на итальянском концерте Баха, сыграл не ту ноту, настаивал на необходимости отказа печатать произведение на компакт-диск.
Владимир Ашкенази (1937 – )
Ашкенази является одним из лидеров в мире классической музыки. Родившись в России, в данный момент он имеет исландское и швейцарское гражданство, и по-прежнему выступает как пианист и дирижер по всему миру.
В 1962 году стал победителем Международного конкурса имени Чайковского, а в 1963 покинул СССР и жил в Лондоне. Его обширный каталог записей включает все фортепианные произведения Рахманинова и Шопена, сонаты Бетховена, фортепианные концерты Моцарта, а также сочинения Скрябина, Прокофьева и Брамса.
Марта Аргерих (1941- )
Аргентинская пианистка Марта Аргерих поразила весь мир своим феноменальным талантом, когда в возрасте 24 лет в 1964 году победила на международном конкурсе имени Шопена.
Сейчас она признана одной из величайших пианисток второй половины 20 века и знаменита страстной игрой и техническими способностями, а также исполнением произведений Прокофьева и Рахманинова.
Как путь выбрать решать вам! Но для начала – Научиться читать ноты на пианино
Дополнительные быстрые ссылки из интернет-магазина:
Также возможно вам будет интересно почитать:
Пятерка великих пианистов
Надоумила меня одна ученица написать о пианистах. Мол, кого вы слушаете, уважаете и цените. Статья думаю, будет интересна всем, кто любит фортепиано, классическую культуру. В принципе, многие из нас прошли начальный этап образования в музыкальной школе, и поэтому кому-то будет интересно почитать здесь о теме пианизма.
Почему «великих»? Это те, кто оставил огромный след в памяти людей, истории и вообще развития инструмента – фортепиано и фортепианной нотной литературы.
13 лет назад я учился у профессора консерватории Арнольда Генриховича Гринфельда. Как он сам рассказывал, он потомок великого пианиста Альфреда Грюнфельда, который славился обработками вальсов Штрауса для фортепиано.
Посчастливилось учиться у него всего один год. И вот тогда он мне и рассказал о своем видении развития мирового пианизма в целом. Помню, тогда я спросил его: «А Рихтер?» Ответ: «Нет». «А Шопен?» Ответ: «Он больше композитор!». «А Плетнев?» Ответ: «Он еще молод!»
Вот что-то подобное тогда я спрашивал. Затем последовал, наконец «рейтинг» пианистов. С тех пор я ношу в своем сердце все наши разговоры.
Спустя годы решил написать об этом и соглашаюсь с его мнением.
1. Ференц Лист
2. Антон Рубинштейн
3. Иосиф Гофман
4. Сергей Рахманинов
5. Владимир Горовиц
Не буду вдаваться в подробности биографии каждого, при желании вы можете это сделать сами. Просто кое-какие факты, которые вспомнил.
Ференц Лист
Физиологическое древо: Бетховен – Карл Черни – Лист! Юный Лист видел Бетховена, и в течение всей жизни не скрывал свою любовь к его музыке, играя сложнейшие сонаты на концертах не в угоду публике, которая хотела слышать вальсы и польки. Лист был первый, кто стал играть наизусть, то есть без нот, чем ввергал многих в некий испуг: «Вчера Лист играл не менее двух часов по памяти. » У Листа была «бешеная» техника, эталон для него был Паганини, которого он слышал в Париже. После знаменитого соревнования между пианистами о Листе сказали так: «Тальберг конечно первый, а Лист – единственный!» Общение с Шопеном, Жорж Санд, Вагнером дало Листу конечно мощное развитие. Не брал денег с учеников в поздние годы. Принял малый постриг и звание аббата. Ну и конечно-же его известные произведения: венгерская рапсодия №2 (мультфильм «Том и Джерри»); «Грезы любви», фортепианные концерты. Венгр, жил во Франции,Германии.
Антон Рубинштейн можно сказать ученик Листа. Лист называл его титаном, плюс, конечно, его «величественная» внешность. Он к нему ездил на открытые уроки, жил на чердаке… По приезду в Россию дал знаменитые концерты, двадцать один концерт – «Исторические», где исполнил почти все что было написано для фортепиано. Произведений писал много, но ничего толком не исполняется. Турецкий марш и опера «Демон», вот все что я слышу. Также слыл педагогом, чего не скажешь о Рахманинове, Гофмане и Горовице. (Россия)
Иосиф Гофман – ученик Антона Рубинштейна. Занимался у него мало, но этого хватило на всю жизнь. Какой-то меценат положил 100 000 долларов на имя юного Гофмана, и тот с пользой использовал деньги на учебу и безбедное существование. Мог выйти на сцену и спросить: «А что я сегодня играю?» Ему называли программу, он выходил и играл. Играл совершенно! Гофман играл с классической строгостью и одновременно с романтическим изяществом. Многие знатоки считали его наиболее безупречным, а может быть, и величайшим пианистом века. Он обладал техникой Годовского (хотя цели этих двух пианистов были различны), но в его игре было больше красок и огня. Вдобавок к своему уверенному мастерству Иосиф поражал музыкантов тонкостью слуха. Однажды в Метрополитен он услышал камертон, предположительно соответствовавший частоте 440 герц («ля»). Иосиф сказал, что он чуть-чуть выше, и это оказалось действительно так. Рахманинов его считал “королем пианистов”! (поляк, умер в США)
Сергей Рахманинов! Внес огромное влияние на всех кто жил тогда и до сих пор. Если вы спросите у профессионального пианиста: «Как кто ты хочешь играть?», у девяносто из ста последует ответ: «Как Рахманинов!» Это эталон вкуса, эталон безупречности, эталон искусства игры на инструменте. Его игра гипнотизировала людей, сравнивали его с Рубинштейном. А когда-то маленький Рахманинов присутствовал на концерте великого пианиста. Ученик Зверева и Зилоти. А Зилоти в свое время занимался у Листа. Был дирижером, композитором и пианистом. Пианистом стал в силу сложившихся обстоятельств. В 44 года с двумя детьми и женой покинул революционную Россию и даже занял денег для отъезда. Вот и началась жизнь странствующего пианиста. Множество известных произведений оставил он. Фортепианные концерты, прелюдии, этюды-картины, пьесы…
Владимир Горовиц – друг Рахманинова. Это сразу – же говорит о нем как о пианисте. После его смерти возглавлял его фонд помощи нуждающимся пианистам. Как Горовиц говорил на Рахманинова: «Это Бог!» Прославился виртуозной игрой, своими обработками известных мелодий. До сих пор его дух “витает” среди молодых пианистов, и остается в “моде” его исполнительство. (Украина, умер в США)
В принципе видно из биографии пианистов, все они переплелись жизненными путями, друг у друга учились и были друзьями в некотором роде.
В наше время очень много хороших пианистов. Но иногда мне они напоминают неких клонов. Почему? Да все потому, что кто-то мечтает быть похожим на кого-то, скопировать чужую манеру игры на инструменте, быть похожими на известных пианистов. Нет как говорится индивидуальности! Хотя в наше время, конечно, это сложно, поскольку пианистов всегда было пруд пруди; да и еще и с возможностью послушать кого угодно и где угодно: пластинки, диски, интернет, радио, тв… Соответственно сам того нехотя – подхватываешь чужую манеру теряя себя. Советую слушать записи Михаила Плетнева, Аркадия Володось, Эмиля Гилельса. Из «рейтинга» есть записи Рахманинова, Гофмана и Горовица. Но у первых двух записи «ужасные» в плане звука: шипение, ограничение времени записи в то время, из-за этого нарушалась структура произведения (темп, сокращение произведения) и прочее…
Просьба не обращать внимания на мой «рейтинг» пианистов, а по возможности иметь свой, поскольку все мы имеем свои мнение на происходящее, и в частности в выборе артистов, которых мы любим, уважаем и ценим! Время будет постепенно пополнять историю пианизма новыми талантливыми именами!
Три пианиста нашего времени, о которых точно можно сказать, что они – великие
Чтобы музыкант мог быть назван великим, должны совпасть несколько критериев количества и качества:
- он не может быть молод: титул великого доказывается всей жизнью
- он должен быть предан музыке, а не карьере
- он должен иметь яркую человеческую и музыкантскую харизму, а это значит, что
- он должен играть так, как больше не играет никто
Вот три таких фигуры.
1. Марта Аргерих (Аргентина)
Это признанный лидер мирового пианизма. Впервые за последние 200 лет эту позицию занимает женщина.
Она кумир многих молодых пианистов. Потому что главная черта её личности и исполнительского стиля – свобода. В ней нет страха, но при этом идеальное чувство меры.
Маленькие сильные красивые руки, любая степень сложности музыки, никаких экзальтаций за роялем, седая грива некрашеных волос – она настоящая королева неформального пианизма. Недаром она училась у Фридриха Гульды .
Когда-то она была настоящей красавицей (в антигламурном значении этого слова).
Сейчас ей 77, но она по-прежнему. нет, не красива, а. придётся выразиться неакадемично – она очень, просто нереально крута!
Соната ре минор Доменико Скарлатти
Это бис. Посмотрите, как лихо Марта Аргерих швыряет скомканный платок под крышку рояля и потом продолжает в том же духе. Она такая)
PS: В фамилии Марты ударение падает на первый слог, а вместо Аргерих правильнее говорить “Аргерич”, но все уже привыкли к конечному “Х”.
2. Григорий Соколов
Когда-то (в 1966 году) он прогремел на весь СССР как самый юный победитель конкурса имени Чайковского. Грише Соколову было тогда 16 лет, и он был любимым учеником Эмиля Гилельса.
С тех пор утекло много воды, и Соколов вырос в совершенно эксклюзивного и даже загадочного пианиста, с уникальной техникой, уникальным взглядом на музыку, незыблемыми принципами, и существующего в своей личной пианистической башне из слоновой кости.
Соколов практически не играет с оркестрами (не любит дирижёров как таковых), не записывает диски в студиях, не даёт интервью, держит за семью печатями свою личную жизнь (хотя там ничего эпатирующего нет) – то есть он сделал себе имя исключительно на высочайшем качестве своего исполнения, никакого пиара. Его авторитет очень высок, многие считают его первым пианистом мира.
Соколов живёт в Италии, но раз в год обязательно даёт один концерт в родном Петербурге. И это всегда главный гвоздь концертного сезона.
Жан Филипп Рамо. Рондо “Дикари” из клавесинной сюиты соль минор.
Триста лет этой французской изысканной пьеске. Чтобы вся филигранная россыпь этих звуков была в порядке, Соколов лично, своими руками перед концертом очень кропотливо доводит механизм рояля до максимальной кондиции. Публика в зале Берлинской филармонии буквально стонет от восторга)
3. Михаил Плетнёв
Плетнёв, как и Григорий Соколов начал свою карьеру с победы на конкурсе Чайковского, но его путь в музыке не был прямолинейным. Он сделал себе имя и как отличный дирижёр, создавший прекрасный оркестр с нуля (Российский национальный – РНО ). На это время он распрощался с роялем. Позже к невыразимой радости его фанатов он возобновил свою пианистическую карьеру и показал ещё более высокий класс исполнения.
Плетнёв не входит в обойму постоянно концертирующих пианистов мира. Это, видимо, его уже мало интересует, кроме того, его исполнительский статус не нуждается в подтверждении. Абсолютно всё, что он играет, становится совершенно исключительным и неповторимым фактом искусства. Никто лучше него не играет Чайковского, его исполнение Баха – запредельно по глубине. Он уже проник в такие параллельные музыкальные миры и такие тонкие сферы духовного, что это выглядит как сакральное знание.
Чего немного не хватает его рафинированному искусству, так это энергии жизни. Плетнёв напоминает отшельника, уставшего от мирских тщет. В его игре чувствуются “многия печали” от “многия знания”.
К сожалению, в интернете совершенно нет хороших видео с концертов Плетнёва. Надо слушать его диски.
Вот старая запись второй части фортепианного концерта Моцарта №23 .
Источники:
http://www.legato.su/stati/pianinist-velikiy.html
http://yvision.kz/post/195515
http://zen.yandex.ru/media/id/5a7f384057906a312275b6ab/5b2fb2f7cb4e5900a9d75c7b