0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В помощь школьнику. Солженицын а

В помощь школьнику: краткое содержание и анализ «Матренин двор» А. И. Солженицына

Творчество русского советского прозаика А. И. Солженицына относится к наиболее ярким и значимым страницам нашей литературы. Главная заслуга его перед читателями заключается в том, что автор заставил народ задуматься о своём прошлом, о мрачных страницах истории, рассказал жестокую правду о многих антигуманных порядках советского режима и вскрыл истоки бездуховности последующих – послеперестроечных — поколений. Рассказ «Матрёнин двор» в этом плане наиболее показателен.

История создания и автобиографические мотивы

Итак, история создания и анализ. «Матренин двор» относится к рассказам, хотя по своим размерам значительно превышает традиционные рамки упомянутого литературного жанра. Написан он был в 1959 году, а напечатан — благодаря стараниям и хлопотам Твардовского, редактора самого прогрессивного на то время литературного журнала «Новый мир» — в 1963 г. Четыре года ожиданий – совсем небольшой срок для писателя, отсидевшего в лагерях с клеймом «враг народа» и опального после публикации «Одного дня Ивана Денисовича».

Продолжим анализ. «Матренин двор» прогрессивная критика считает даже более сильной и значительным произведением, чем «Один день…». Если в истории о судьбе зэка Шухова читателя захватывала новизна материала, смелость выбора темы и её изложения, обличительная сила, то повествование о Матрёне поражает изумительным языком, мастерским владением живым русским словом и тем высочайшим нравственным зарядом, чистой духовностью, которыми наполнены страницы произведения. Солженицын планировал назвать рассказ так: «Не стоит село без праведника», чтобы главная тема и идея были заявлены изначально. Но цензура едва ли пропустила бы столь эпатажное для советской атеистической идеологии название, потому эти слова писатель вставил в конец своего произведения, озаглавив его по имени героини. Впрочем, рассказ только выиграл от перестановки.

Что ещё важно отметить, продолжая анализ? «Матренин двор» относят к так называемой деревенской литературе, справедливо отмечая его основополагающее значение для этого направления в русском словесном искусстве. Принципиальность и художественная правдивость автора, твёрдая нравственная позиция и обострённая совестливость, невозможность идти на компромиссы, как того требовали цензоры и конъюнктура, стали причиной дальнейшего замалчивания рассказа, с одной стороны, и ярким, живым примером для писателей — современников Солженицына, с другой. Авторская позиция как нельзя более полно соотносится с тематикой произведения. Да и нельзя было иначе, повествуя о праведнице Матрёне, пожилой крестьянке из сельца Тальново, живущей в самой что ни на есть «нутряной», исконно русской глубинке.

С прототипом героини Солженицын был знаком лично. По сути, он рассказывает о себе – бывшем военном, десятилетие проведшем в лагерях и на поселении, безмерно уставшем от тягот и несправедливостей жизни и жаждущем отдохнуть душой в спокойной и немудрёной провинциальной тишине. И Матрёна Васильевна Григорьева – это Матрёна Захарова из деревеньки Мильцево, в избе у которой снимал Александр Исаевич угол. А жизнь Матрёны из рассказа – несколько художественно обобщённая судьба реальной простой русской женщины.

Читать еще:  Где в перу находятся рисунки. Линии пустыни наска

Тема и идея произведения

Кто читал рассказ, того не затруднит и анализ. «Матренин двор» – своего рода притча о бессребренице, женщине потрясающей доброты и незлобливости. Вся её жизнь – служение людям. Она проработала в колхозе за «палочки-трудодни», потеряла здоровье, а пенсию не получала. Ездить в город, хлопотать трудно ей, да и не по душе жаловаться, плакаться, тем более что-то требовать. Зато когда председатель колхоза требует выйти на работы по уборке урожая или прополке, как бы плохо себя ни чувствовала Матрёна, а все-таки шла, помогала общему делу. И коли соседи просили подсобить картошку копать – также себя вела. Никогда не брала платы за труд, радовалась от души чужому богатому урожаю и не завидовала, когда своя картошка была мелкой, словно кормовая.

«Матренин двор» – сочинение, основанное на наблюдениях автора за загадочной русской душой. Именно такая душа у героини. Внешне невзрачная, живущая крайне бедно, почти нище, она необыкновенно богата и красива своим внутренним миром, своей просветлённостью. Никогда не гналась за богатством, и всё добро её – коза, серая колченогая кошка, фикусы в горнице да тараканы. Не имея своих детей, она подняла и воспитала Киру – дочь бывшего жениха. Ей отдаёт она часть избы, а при перевозке, помогая, гибнет под колёсами поезда.

Анализ произведения «Матренин двор» помогает выявить интересную закономерность. При жизни люди, подобные Матрёне Васильевне, вызывают в окружающих и родственниках недоумение, раздражение, осуждение. Те же сёстры героини, «оплакивая» её, сокрушаются, что ничего не осталось после неё из вещей или иного богатства, им и поживиться-то нечем. Но с её смертью будто погас в деревне какой-то огонёк, будто темнее, скучнее, грустнее стало. Ведь была Матрёна той праведницей, на которой держится мир, и без которой не стоит ни село, ни город, ни сама Земля.

Да, Матрёна – немощная старуха. Но что будет с нами, когда такие вот последние хранители человечности, духовности, сердечности и доброты исчезнут? Вот об этом и предлагает нам писатель задуматься…

Солженицына нужно исключить из школьной программы. Мнения

Общественность Севастополя выступила с требованием исключить из школьной программы произведения Александра Солженицына и больше не транслировать его лживые мифы, передает агентство Красная Весна.

Организатором пикета, который прошел у здания Департамента образования, стала активистка движения «Суть времени» Екатерина Чепурная.

Она отметила, что нельзя позволять детям изучать историю страны по художественным произведениям. Ведь и сам Солженицын признавал, что никогда не работал с архивными данными. Однако сегодня наблюдается «всё более агрессивные и навязчивые попытки» представить его в качестве историка.

Читать еще:  Губернские очерки анализ. Губернские очерки

По ее мнению, благодаря лживым мифам Солженицына, «была разрушена наша великая держава – СССР». Книгу «Архипелаг ГУЛаг» Чепурная назвала «корнем глубокого исторического комплекса неполноценности, сформированного уже у, как минимум, 2-х поколений».

В свое время известный российский писатель Захар Прилепин, назвал «Архипелаг ГУЛАГ» сборником лагерных баек. Об этом он заявил еще в 2014 году, чем навлек на себя шквал критики со стороны либералов.

По словам Прилепина, «Солженицын не мог найти документального подтверждения тому, о чем писал», поскольку тогда все эти данные были засекречены. Он писал просто по слухам.

Он пояснил, что «Архипелаг» – это не роман наподобие «Войны и мира», в котором вымысел неизбежен. Работа Солженицына читается как документальный рассказ, которому можно доверять.

Он также заявил, что читая «… Гулаг», без особого труда нашел там «несколько десятков откровенных несуразностей». Среди них про «проклятую советскую власть», убившую в лагерях 60 млн. человек, про «в сущности неплохого» генерала Власова, а также про то, что за все годы, проведенные в лагерях, автору не удалось встретить «ни одного реально виноватого арестанта».

Сегодня «дело» Прилепина продолжает общественная организация «Суть времени». По инициативе ее активистов во многих городах прошли акции против агрессивного продвижения бренда «Солженицын» в России. Они требуют исключить из обязательной школьной программы произведения Солженицына и отказаться от установки ему памятника на Таганке в Москве.

Мнения школьных учителей литературы по этому поводу разделились. Многие опытные педагоги говорят о том, что произведение произведением, но очень важно и то, как оно на уроках преподаётся учителем. Из короткого интервью:

Вы знаете, можно запретить и Островского, и Толстого, ведь кто-то может объяснить, что в отдельных их произведениях авторы обращают внимание на самоубийства. Но суть не в этом. Суть в том, как сам педагог может раскрыть произведение детям, его сильные стороны. Так и с Солженицыным. Тем более, что школьники в основной своей массе вряд ли готовы целиком изучить тот же «Архипелаг ГУЛаг» от корки до корки. Для того в школе и есть учителя, а не роботы, которые могли бы просто начитывать текст.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

ПОЧЕМУ Я ПРОТИВ ВКЛЮЧЕНИЯ В ШКОЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОЛЖЕНИЦЫНА

Ответ очень простой. Нельзя причислить Александра Исаевича к классикам русской литературы. Можно «притянуть за уши», что и было сделано.

Кроме двух прозаических произведений, я имею в виду «Матренин двор» и «Один день Ивана Денисовича», лауреат Нобелевской премии в области литературы по сути ничего не создал.

Можно не любить Советскую власть, можно ее ненавидеть, можно об этом писать. Важно другое: как писать — на уровне российского писателя, или человека, любящего излагать свои мысли в письменном виде.

Все, созданное после двух упомянутых произведений, не имеет ничего общего с литературой. Слог, изложение, образы – на уровне, простите, графомана.

Читать еще:  Жизнь древних египтян. Жизнь и быт земледельцев

Ни в «Раковом корпусе», ни в «Круге первом» глазу и мысли зацепиться не за что.

Почему я об этом пишу. Еще во времена «Самиздата», когда сам Солженицын пребывал за границей, прогрессивно мыслящие люди в стране всячески стремились достать его книги. Я была одной из тех, кто перепечатывал произведения Александра Исаевича.

Еще тогда я уже была в легком шоке от того, что тайно перепечатываю то, в чем не вижу ни малейшей литературной искры. Читала вдоль и поперек, сверху вниз, по диагонали, но, так ничего и не нашла, кроме повествования унылым, бедным языком.

Впечатление было отвратительное. На середине «Архипелага» я отказалась от работы даже за очень неплохие по тем временам деньги. Мне было противно это печатать. Не потому, что у меня иное отношение к Советской власти, хотя, оно на самом деле иное — более спокойное.

Я чувствовала ложь в строчках, которые читала. «Архипелаг ГУЛАГ» — произведение очень обиженного, а потому необъективного человека. Обиженный человек не в состоянии быть объективным. Это одна сторона. Есть и другая, более важная – все тот же убогий русский язык, который меня наповал убивал после классики. Есть и третья сторона – в книге много непроверенных данных и откровенной лжи.

Сам Александр Исаевич стремился уложиться в словарный запас из 500 лексических единиц. Дополнял свои произведения созданными им самим «единицами», ни одна из которых не прижилась в русском языке. Все его «зрятины», «авосьничания» не что иное, как мертворожденные создания и потуга на оригинальность при отсутствии таланта.

Бедно, убого, скудно, да еще с раздутыми цифрами было создано произведение человеком, получившим Нобелевскую премию. И, человеком, прекрасно понимавшим, что он ее получает не за вклад в литературу, а за злободневность, за вклад в политические разборки.

Писатель не может не понимать того, что у него не получается проза, что это вообще не проза. Значит, лауреатом стал не писатель.

Поэтому я и задаю вопрос – в чем смысл включения в школьную программу по литературе произведений А.И. Солженицына? Что они могут дать школьникам? Научиться тому, как не надо писать, можно и без Солженицына.

Есть опасность другого рода. Раз произведения изучаются, нужно стремиться писать и говорить именно таким чугунным языком. А это уже страшно.

Узнать об истории репрессий можно и без произведений Солженицына, из исторических трудов.

Честное слово – я не представляю себе, как педагоги будут разбирать и объяснять ученикам то, что не имеет отношения к русской литературе. Давайте уже для полноты картины заставим школьников разбирать и перлы «Русского шансона». Язык и выражения мало чем отличается от того, как написаны произведения Солженицына.

АВТОР ПРЕДЛАГАЕТ ОБСУЖДЕНИЕ СТАТЬИ, ГОЛОСОВАНИЕ, ПОДПИСКУ НА КАНАЛ

Источники:

http://monateka.com/article/133147/
http://topwar.ru/142002-mnenie-sozhenicyna-nuzhno-isklyuchit-iz-shkolnoy-programmy.html
http://zen.yandex.ru/media/id/5d8db8d586c4a900b16b4a79/5d9b49561ee34f00ae00a316

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector