В каком стиле писал гойя. Биография гойя
Картины Франсиско Гойя. Биография, творчество художника
Творческое наследие Франсиско Гойя – произведения, картины – многообразно и многогранно. Он оставил после себя около 700 работ, выполненных в разных жанрах. Приближение к закату жизни и одиночество заставили создать Франсиско Гойя «черные картины». Взглянем на один из последних шедевров мастера.
«Сатурн, пожирающий своего сына»
Сатурн узнал о том, что его свергнет один из сыновей. Чтобы этого не случилось, бог пожирал их. В полном безумии, со спутанными седыми волосами, вытаращив совершенно сумасшедшие глаза, Сатурн уже съел голову и ручку младенца.
Его руки впились в нежное тельце и проткнули его до крови. Некоторые искусствоведы рассматривают это произведение как аллегорию. Возможно, она символизирует Испанию, пожирающую своих детей. По другим мнениям, Сатурн – это французская кровавая революция или даже Наполеон. К «черным картинам» мы еще вернемся. Пока обратим взгляд на биографию Франсиско Гойя. Картины с описанием будут представлены ниже.
Детство
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес родился 30.03.1746 г. в деревушке Фуэндетодос, под Сарагосой. Семья не была ни богатой, ни совсем нищей. Франчо был младшим из троих сыновей Хосе Гойя и Грасии Лусьентес. Его отец занимался позолотой алтарей. В Сарагосе дети получили только начальные азы образования. Франчо вскоре отдали учиться рисованию художнику Лусано-и-Мартинесу.
Юность в Арагонии
В мастерской юный Гойя занимался копированием Веласкеса, Рембрандта. Он одновременно успевал разучивать серенады и темпераментные танцы – фандаго и арагонскую хоту, а также проявлять свой бурный темперамент в уличных драках с применением навахи. В результате одного из столкновений ему приходится бежать в Мадрид в 1766 году. На автопортрете мы видим благообразного молодого человека, по которому не скажешь, что это драчун, забияка и соблазнитель.
Рим, Неаполь и Парма
Тогда живописец решает отправиться в Италию. Там он изучает работы мастеров и пишет картины. Франсиско Гойя заслужил в Парме 2-ю премию за полотно «Ганнибал с высоты Альп взирает на покоренные земли».
Легенды рассказывают, что Франсиско влюбился в молодую монахиню и решил ее похитить. Эта эскапада раскрылась, и молодой авантюрист в 1771 году возвращается на родину.
Трудное становление
Сначала Гойя очень успешно работает в родной Сарагосе. Он расписывает фресками капеллу, затем ему предложено расписать молитвенный дом при дворце. Франсиско Байеу, о котором упоминалось выше, предлагает ему заказ на роспись монастыря недалеко от Сарагосы и знакомит художника со свой красавицей-сестрой, золотоволосой Хосефой.
Женитьба
Пылкий Гойя соблазняет девицу и вынужден идти под венец. Роды состоялись спустя 4 месяца после брака, но ребенок не выжил. Художник, проведя в браке 39 лет, напишет всего лишь один портрет жены.
Хосефа Байеу
Мы видим явно спокойную, выдержанную и немного печальную женщину, которая могла переносить все выходки своего непредсказуемого супруга. Впоследствии она родит еще пятерых детей, из которых выживет только один. Он, как и отец, станет художником, но такого дара и таланта ему не достанется.
Известность
Шурин начинает помогать карьере даровитого художника. При его помощи Гойя получает от графа Флоридабланка заказ на портрет. Затем Гойю представляют опальному брату короля Дону Луису.
Придворный художник
Дон Луис приглашает Гойю написать портрет его семьи. После этого к Гойе приходит слава портретиста среди приближенных короля. Все чаще получает заказы на картины Франсиско Гойя после того, как он поработал для герцога Осуны. Им также заинтересовался сам Карл III, который сделал его придворным художником. Следующий король, Карл IV, оставляет Гойе его должность и даже прибавляет ему жалование. В это время Гойя присоединяет к своей фамилии дворянскую приставку «де». Тем не менее, исполняя портрет безвольного Карла IV в кругу семьи с отсутствием всякого желания льстить высокому семейству, в центр картины Франсиско Гойя ставит королеву Марию-Луизу, так как именно она управляет Испанией с помощью своего фаворита.
Болезнь и напряженная работа
Непонятная болезнь вызвала глухоту и частичную потерю зрения у Франсиско Гойя. Известные картины он написал еще до болезни, будучи полным сил и радости. Это картоны для шпалер (их примерно 60) для принца Астурийского: «Танец на берегу Масанареса», «Маха и маски», «Драка в харчевне», «Зонтик», «Запуск змея». Самые замечательные свои творения художник создаст в зрелом возрасте.
Молодая пара
Картина «Зонтик» была написана среди серии жизнерадостных гобеленов. Молодой человек закрывает от яркого солнца свою прелестную даму китайским зонтиком. Сцена довольна статична.
Кто такие махи
Так назывались мужчины и женщины, которые вышли из простого народа, обедневшие жители провинций, выходцы из мадридских трущоб. Но женщины-махи нас интересуют в большей степени, так как Франсиско Хосе де Гойя картины напишет с представителями аристократии, одетыми в костюмы мах. Например, королеву Марию-Луизу Пармскую или герцогиню Альбу. Маха из простонародья – женщина с чувством самоуважения, которая может постоять за себя. Под ее одеждой скрыт нож. Танцы и песни мах, как своеобразная национальная экзотика, притягивали представителей высших классов.
Две махи
Свободных и гордых горожанок любил изображать художник Франсиско Гойя. Картины «Маха обнаженная» и «Маха одетая» составляют парный портрет. Произведения долгое время находились в будуаре герцогини Альбы.
«Капричос», что переводится как “причуды”
После кровавой французской революции характер творчества художника меняется.
Его графика в виде 80-ти сатирических офортов была создана в 1799 году. В ней нет ни одной светлой картины, только мрак и трагедия. Штрихи его иглы острые, царапающие. Политику, социальные вопросы и религию – все затронул художник в своих произведениях: легкость вступления в брак, запугивание детей при воспитании, их избалованность родителями, распутство и разврат мужчин и женщин, шарлатаны от науки. Тем было освещено великое множество. Самым известным произведением этого цикла является «Сон разума порождает чудовищ». Фантазия сонных грез приносит человеку непереносимые ужасы.
Трудные годы
Когда в 1808 Карл IV, которого ненавидел народ страны, отрекся от власти и передал престол сыну Фердинанду VII, тот недолго, всего несколько недель, управлял страной. Его хитростью завлекли во Францию. Наполеон, пленив короля, вторгся в Испанию и с чрезвычайной жестокостью подавил народное сопротивление. Пять лет его брат Жозеф занимал королевский трон, а Гойя сохранял положение придворного художника. Это не помешало ему написать в 1812 году портрет Веллингтона. Так он вызвал ненависть Жозефа. После того как французов разбили в 1813 году португальцы, испанцы и британцы под командованием герцога Веллингтона, Фердинанд VII вернулся на родину в 1814 году. Он считал, что живописец сотрудничал с оккупантами и начал все хуже относиться к Гойе. В 1819 году художник покупает себе дом в пригороде Мадрида.
Странное здание
Этот дом старый 74-летний художник назвал «Дом глухого». Гойя любил писать по ночам, при тревожном колеблющемся пламени свечей. Его болезнь прогрессировала и заставляла думать о смерти. Стены двух больших комнат живописец расписал маслом по гипсу сюжетами, как будто взятыми из ночных кошмаров. Это 14 картин. Темы он брал как мифологические, так и религиозные. В них, блеклых и мрачных, все говорит жестко и прямо о тщетности человеческих надежд и смерти. Картины Гойя рисовал для себя. Об этом говорит тот факт, что писал их не на холстах, а на стенах, не предполагая, что они когда-нибудь будут выставляться. Художник работал быстро, используя широкие мазки, мастихин, губки. Одно произведение показывает, как несчастная собака почти полностью погребена под зыбучими песками. Ей никогда не выбраться. Видна лишь поднятая голова с тоской в глазах. Жить ей осталось недолго. Этот дом был сплошным царством ужаса и мрака. В 1878 году, когда дом купил немецкий банкир Эмиль Эрлангер, картины перевели на холст. Сначала их показали в Париже, а затем подарили музею Прадо.
Поздние беспокойные годы
После смерти жены в 1812 году судьба дарит художнику прощальную улыбку: он завязывает знакомство с Леокадией де Вейс. Она моложе его на 35 лет. Леокадия разводится с мужем. У них родилась дочь Росарита. Король Фердинанд VII прямо говорит художнику, что он достоин только повешения.
Дожидаться такой перспективы Гойя не стал и вместе с семьей уехал в Бордо, якобы для лечения.
Франсиско Гойя
Биография
Испанский художник Франсиско Гойя как в жизни, так и в творчестве старался следовать высоким гуманистическим принципам. Он создал исторический портрет своей родины, сделав огромный вклад в искусство. Гойя – один из наиболее ярких мастеров эпохи романтизма. Его творчеству присуще разнообразие жанров. Некоторые картины Франсиско представлены в Эрмитаже, их фото можно увидеть в Интернете.
Детство и юность
Франсиско-Хосе де Гойя-и-Лусьентес родился 30 марта 1746 года в Сарагосе. Через несколько месяцев после рождения мальчика семейство переехало в деревеньку Фуендетодос – это была вынужденная мера, поскольку дом в Сарагосе подлежал ремонту.
Автопортрет Франсиско Гойи
Семья имела средний достаток, Франсиско был самым младшим из братьев: старший Камилло в будущем стал священником, а Томас, средний, пошел по стопам отца и стал мастером по золочению. Дети получили довольно посредственное образование, юного Франсиско отдали учиться в мастерскую Лусана-и-Мартинеса.
Юноша не только легко усваивал уроки мастерства, но также приобщался к пению серенад и исполнению искромётных народных танцев. Франсиско был вспыльчивым и гордым молодым человеком, что стало одной из главных причин его частого участия в уличных побоищах.
Портрет Франсиско Гойи работы Висенте Лопеса Портании
В результате он вынужденно покинул город, чтобы скрыться от возможных преследований в Мадриде. Из мастерской Мартинеса Гойя уходил без особых сожалений. Учитель и не пытался удерживать талантливого юношу, ведь сам давно советовал ему отправиться учиться дальше.
После переезда Франсиско дважды пытался поступить в Художественную академию, но, поскольку удача ему так и не улыбнулась, молодой человек отправился странствовать.
Живопись
За время скитаний Гойя посетил Рим, Парму и Неаполь. В 1771 году он получает вторую премию Пармской академии художеств. Что касается первой премии, о ней сегодня ничего не известно. Но этот успех позволил Франсиско поверить в себя, ведь академический совет в Мадриде молчаливо встречал картины юного художника на конкурсах и выставках.
Картины Франсиско Гойи «Сатурн, пожирающий своего сына» и «Шабаш ведьм»
По возвращении в Сарагосу Франсиско профессионально занялся живописью, а именно – росписью церковных фресок. Его оформление дворца Собрадиэль и церкви Эль Пилар удостоилось похвал, что подтолкнуло амбициозного Франсиско попробовать снова покорить столицу.
По приезде в Мадрид Гойя стал работать над панно, необходимым для ковров Королевской шпалерной мануфактуры.
Гравюра «Хоронить и молчать» из серии Франсиско Гойи «Бедствия войны»
Не без участия друга Байеу 22 января 1783 года Франсиско получил важный заказ от графа Флоридабланка. Художник не верил в удачу, ведь написание портрета высокопоставленного вельможи позволило ему хорошо заработать. Но это далеко не всё – благодаря графу, который вводит художника в высшее общество и представляет его младшему брату, королю Дон Луису, Франсиско получает новый заказ.
Дон Луис поручает исполнить портреты членов своей семьи. За свою работу Гойя заработал 20 тысяч реалов, а жене художника досталось платье, расшитое золотом и серебром, стоимостью около 30 тысяч реалов.
Картины Франсиско Гойи «Девушка с кувшином» и «Сон разума рождает чудовищ»
Таким образом Франсиско Гойя становится признанным испанским портретистом. В 1786 году Франсиско заинтересовался Карл III, он стал придворным художником. После смерти правителя его преемник Карл IV оставил Гойю на должности, значительно повысив ему жалование.
В 1795 году Франсиско избрали почётным директором Академии Сан-Фернандо. Через 4 года художник достиг вершины карьеры – его возвели в сан первого придворного живописца короля Карла IV.
Личная жизнь
Друг Гойя, художник Франсиско Байеу, познакомил его со своей сестрой. Белокурая красавица Хосефа и темпераментный аргонец сразу же влюбились. Но Франсиско не торопился жениться и решился на этот шаг только после известия о беременности девушки.
Портрет Хосефы, жены Франсиско Гойи
Немаловажным моментом было и то, что брат будущей жены владел мастерской, где работал художник. Торжественное событие состоялось 25 июля 1773 года. Ребенок, родившийся вскоре после свадьбы, прожил недолго. Супруга родила пятерых детей, некоторые источники указывают большую цифру. Выжил только один мальчик по имени Франсиско Хавьер Педро, который в будущем стал художником.
Как только Гойя стал вхож в круг придворных дам и аристократов, Хосефу он сразу забыл. В отличие от большинства жен художников супруга не позировала для Франсиско: он написал один портрет жены. Это как нельзя лучше описывает отношение художника к ней. Несмотря на это, Франсиско оставался в браке вплоть до смерти супруги в 1812 году.
Герцогиня Альба
Мужчина не был верным мужем, в его личной жизни всегда присутствовали другие женщины, помимо жены. Желанней остальных придворных аристократок для Гойи была герцогиня Альба. После знакомства с девушкой летом 1795 года у пары начался бурный роман. В следующем году умер престарелый супруг герцогини, и она отправилась в Андалузию. Гойя поехал с ней: они несколько месяцев прожили вместе.
Однако в биографии Франсиско произошло неприятное событие: по возвращении в Мадрид Альба покинула художника, предпочтя ему военного на высоком посту. Франсиско оскорбил этот поступок, но расставание оказалось коротким – девушка вскоре вернулась к нему, роман продлился 7 лет. Нужно сказать, что эти отношения не подтверждены какими-либо документами.
Смерть
Осенью 1792 года Франсиско поразила тяжелая болезнь, закончившаяся полной глухотой. И это минимальные последствия, всё могло бы было гораздо хуже, потому что художник постоянно чувствовал слабость, его мучали головные боли, он частично потерял зрение и некоторые время был парализован. Исследователи предполагают, это последствия запущенного ещё в молодости сифилиса. Глухота сильно осложняла жизнь художника, но не мешала ему ухаживать за женщинами.
Памятник Франсиско Гойе в Сарагосе
С годами состояние художника становилось хуже, а его живопись – мрачнее. После смерти жены и женитьбы сына Гойя остался один. В 1819 году художник отошел от дел и уединился в загородном доме «Кинта дель Сордо». Изнутри он расписывает стены мрачными фресками, которые представляли собой видения одинокого и уставшего от жизни человека.
Однако судьба улыбнулась Франсиско, он встретил Леокадию де Вейс. У них вспыхнул бурный роман, в результате которого женщина развелась с мужем.
Портрет Леокадии де Вейс
В 1824 году, опасаясь гонений нового правительства, художник принимает решение уехать во Францию. Два года он прожил в Бордо, но однажды сильно затосковал по родным местам, решил вернуться. Оказавшись в Мадриде в момент пика послереволюционной реакции, он вскоре вынужденно вернулся в Бордо.
Испанский художник умер на руках у преданной супруги в окружении родственников в ночь с 15 на 16 апреля 1828 года. Останки Франсиско возвращены в Испанию только в 1919 году.
Гойя Франсиско
Гойя. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (Francisco Josе de Goya) 1746-1828 г.г. — испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства времён эпохи романтизма. Гойя был очень плодотворным художником, замеченным ещё в молодости. Колоссальное трудолюбие позволило ему работать вплоть до глубокой старости и, за свою жизнь, он оставил нам множество прекрасных произведений. Точность его портретов позволяет нам увидеть облик испанской знати и взгляд художника на ряд исторических событий.
Гойя отличается смелым художественным новаторством от сторонников академизма. Постоянный интерес к гротеску, создание офортов высмеивающих социальные и религиозные порядки в обществе.
Всю жизнь, за свой талант и трудолюбие Франсиско Гойя признан в высшем свете. Постоянно пользуется покровительством представителей самых знатных семейств Испании. Хотя в юности он получил поверхностное образование (Гойя всегда будет писать с ошибками). Его плодотворное творчество на протяжении всей долгой жизни, постоянное стремление к знаниям и самосовершенствование продолжалось до самой поздней старости (невзирая на болезни), являя наглядный пример безграничного трудолюбия талантливого человека.
Картины Франсиско де Гойя:
Биография Франсиско Гойя:
1746 г. Франсиско Гойя родился в Сарогосе, в семье среднего достатка. После рождения, семья переехала в деревенскую провинцию под Сарогосой, и прожили там до 1760 года. В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса.
В 1763 г. участвует в конкурсе на лучшую копию гипсового Силена, но его работа не получает признания.
В 1764 г. безуспешно пытался поступить в Академию Сан-Фернандо в Мадриде.
В 1766 г. Гойя едет в Мадрид и опять участвует в конкурсе для поступления в Академию Сан-Фернандо, но опять проваливается. В Мадриде Гойя учится у придворных художников, изучая их работы. В том же году Франсиско Гойя переезжает в Рим.
В 1771 г. участвует в конкурсе Пармской академии на картину по античной теме. На конкурсе его работу замечают, и он получает вторую премию Пармской Академии художеств. Гойя возвращается в Сарагосу и церковь дель-Пилар поручает Франсиско Гойя выполнить эскизы для капеллы архитектора Вентуры Родригеса и заказывает ему пробную роспись. Работа Гойи вызывает восхищение у коллегии священников.
1772 г. Гойя приглашен расписать ораторий дворца Собрадиэль. Получает покровительство Рамона Пиньятелли.
1772-1774 гг. он приглашен в картезианский монастырь Аула Деи (вблизи Сарагосы) и создаёт 11 больших композиций на темы из жизни Св. Девы Марии.
В 1773 г. Гойе пришлось жениться на Хосефе (из-за её беременности), сестре Франсиско Байеу (придворный художник короля Карла IV и королевы Марии Луизы). Родившийся сын вскоре умер. Всего у Гойи с Хосефой родилось 5 детей, но выжил только один сын (Франсиско Хавьер Педро) который тоже стал художником. Добившись признания аристократии (с помощью Франсиско Байеу), Франсиско Гойя охладел к жене, но всё равно оставался в браке с Хосефой до её смерти в 1812 году.
В 1775 г. Гойя переехал в Мадрид к Франсиско Байеу и работал у него в мастерской. В том же году Гойя получает первый придворный заказ охотничьи сцены во дворце Эскориал для принца Астурийского (будущий Карл IV).
В 1778 г. Франсиско гравирует картины Диего Веласкеса в королевском дворце в Мадриде.
В 1779 г. художник представляет королю 4 свои картины. И вскоре, Гойя уже претендует на место придворного художника, но получает отказ (из-за протестов его шурина Франсиско Байеу). К тому времени Гойя уже состоятельный художник.
В 1780 г. Гойя заключает контракт на роспись купола собора дель Пилар. Этот контракт в конечном итоге приводит к конфликту между Франсиско и его шурином (которому он вынужден подчиняться в этом проекте). Совет священников втягивается в конфликт и заставляет Гойю подчиниться требованиям Франсиско Байеу. Из-за обиды Гойя долго не возвращался в родную Сарагосу.
В 1781 г. Гойя наряду с Франсиско Байеу и Маэллой расписывают церковь св. Франциска Великого в Мадриде. Пишет “Проповедь св. Бернардина Сиенского в присутствии Арагонского короля” и там Гойя изобразил себя слева от святого.
В 1783 г. пишет портрет графа Флоридабланки.
В 1784 г. в Аренас-де-Сан-Педро, рисует младшего брата короля инфанта дона Луиса, его жены Марии Тересы Вальябрига и их архитектора Вентуры Родригеса.
В 1785 г. Гойя знакомится с семьёй маркиза де Пеньяфель, которые будут его постоянными заказчиками в течение 30 лет.
В 1785 г. стал вице-директором Королевской Академи.
В 1786 г. Гойя назначается королевским художником, получает заказ на серию картин для королевской столовой во дворце Пардо. Самые заметные работы в этой серии: “Весна” (“Цветочницы”), “Лето” (“Жатва”) и “Зима” (“Снежная буря”). Позже, Гойя написал портреты графа Альтамира и короля Карла III.
В 1789 г. умирает Карл III, и Гойя становится придворным художником Карла IV (а в 1799 г. – его первым живописцем).
В 1789 г. у Гойи нет заказов из-за событий Французской революции. У испанского двора, пропал интерес к украшению дворцов. Страх революции вызывает гонения на образованных людей Испании, под которые попадает и Франсиско Гойя. В июле 1790 году его отсылают в Валенсию, но вскоре возвращается в Мадрид, где в придворных интригах возвращает себе прежнее положение. Но заказов всё ровно не много.
В 1793 г. Гойя был тяжело болен (документы не сохранили диагноз), его разбил паралич и потеря слуха.
В 1795 г. Гойя создал портрет герцога Альбы и его жены. Ходили слухи о взаимной страсти Гойи и герцогини Альбы, но прямого подтверждения им нет. В написанных портретах Альбы можно найти лишь намёки на возможную связь. Так же у Гойи есть рисунки герцогини Альбы (весьма едкие). Ещё есть небольшая картина, где Гойя изобразил Альбу и её дуэнью в вольной бытовой сцене.
В июле 1795 г. умирает шурин Гойи Франсиско Байеу (которому он обязан началу карьеры). В том же году Франсиско Гойя избран директором отделения живописи в Академии Сан-Фернандо и получил хорошее жалование.
1796 г. Гойя отправился вместе с королевским двором в Андалусию для почтения останков святого Фердинанда Севильского. Тогда же он пишет 3 больших полотна с новаторством в изображении жизни Христа. Появился “Санлукарский альбом” Гойи с его первыми этюдами.
В 1797 г. Гойя написал картину “Герцогиня Альба в мантилье” изображённую в наряде махи (чёрная мантилья и юбка) с надписью на песке “Solo Goya” (Только Гойя). Герцогиня Альба к тому времени уже вдова. Из-за плохого самочувствия Гойя вынужден отказаться от должности директора отделения живописи в Академии Сан-Фернандо.
В 1798 г. кроль Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида.
В 1799 г. установлена в ризнице Толедского собора картина “Взятие Христа под стражу”, которая признана за совершенную передачу ночного освещения. В том же году выходит знаменитая серия офортов Гойи “Капричос”, высмеивающих социальные и религиозные порядки в обществе. (Знаменитая работа из этой серии “Сон разума рождает чудовищ”). Публикация “Капричос” заставляет вмешаться инквизицию и остановить продажи.
В 1799 г. Гойю назначили первым придворным художником с жалованием в 50 000 реалов в год
1800 г. написана знаменитая картина “Маха обнажённая”.
1801 г. Гойя закончил знаменитый “Портрет семьи Карла IV”
1802 г. появилась картина “Маха одетая”, на которой та же модель и в той же позе, что и в “Махе обнажённой”. Вскоре умерла покровительница Гойи – герцогиня Альба, Гойя работал над эскизом гробницы для герцогини (сохранился рисунок).
С 1803 до 1808 года Франсиско Гойя создаёт только портреты.
1808 г. Испании была оккупирована французами. Восстание в Мадриде привело к партизанской войне. Новый король Фердинанд VII, собираясь в Байонну, поручает Гойе написать его портрет. Но он будет арестован вместе со всей королевской семьёй и художнику придётся дописывать портрет по памяти. Вместе со страной Гойя испытывает ненависть к войне и Наполеону I , что отражается в серии небольших картин.
1814 г. Фердинанд VII отменил конституцию 1812 года. В Испании нависла обстановка диктатуры. Хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно, с него сняты все обвинения и возвращено жалование.
В 1818 г. Гойя закончил большое полотно, изображающее двух святых покровительниц Севильи Хусту и Руфину в виде пышнотелых мах, для Севильского собора. Позже закончил картину “Последнее причастие св. Иосифа Каласанского” для церкви Эскуэлас Пиас в Мадриде. Подобное трудолюбие поражает, учитывая, что художнику уже 72 года!
В 1820 г. Гойя тяжело заболел и перестаёт присутствовать в Академии.
В 1823 г. Франсиско Гойя познакомился с Леокадией де Вейс, которая разводится с мужем и рожает дочь Росариту (к тому времени Гойе 77 лет). В 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, позже перебрался к друзьям в Бардо. При этом – он продолжал писать картины и создавать литографии.
В 1826 г. Гойя возвратился в Мадрид и за разрешением уйти на покой с сохранением жалования.
16 апреля 1828 года Франсиско Гойя умер в своих апартаментах в Фоссе де л’Интенданс в Бордо.
Источники:
http://www.syl.ru/article/296061/kartinyi-fransisko-goyya-biografiya-tvorchestvo-hudojnika
http://24smi.org/celebrity/5036-fransisko-goiia.html
http://www.arthistory.ru/goya.htm