4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Увековечение памяти о Радищеве. Последние годы

Увековечение памяти А. Н. Радищева в Удмуртии

Увековечение памяти А. Н. Радищева в Удмуртии

В связи с появлением нового советского обряда – праздника улицы – 9 августа 1968 года в селе Сюмси Сюмсинского района улица Мельничная была переименована в улицу Радищева. Так было увековечено посещение ссыльным писателем села, стоящего на Сибирском тракте (подробнее см. [1]).

Памятный знак о посещении А. Н. Радищевым с. Сюмси (фото Л. И. Жуковой, 2015 г.)

В том же году в селе Сюмси на улице Радищева был установлен памятный знак в виде бетонной стелы с двумя надписями.

Памятный знак о посещении А. Н. Радищевым с. Сюмси. Фрагмент (фото Л. И. Жуковой, 2015 г.)

Первая из них гласит: «Здесь проезжал в ссылку 14 ноября 1790 года первый русский революционер – писатель А. Радищев». Вторая представляет собой выдержку из путевых записок петербургского изгнанника – запись о посещении удмуртских селений Какси, Сюмси и Юбери (в [1] ошибочно указано, что это цитата из книги «Путешествие из Петербурга в Москву», а именно знаменитый фрагмент посвящения, начинающийся словами «Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человеческими уязвлена стала»).

Автором памятного знака стал житель села Сюмси, уроженец деревни Гуртлуд Сюмсинского района Андрей Елизарович Вологжанин.

Сведения о памятном знаке были внесены в реестр материальных свидетельств культурно-исторического наследия Удмуртии [2, c. 62; 3, с. 126]. Шефство над одной из главных достопримечательностей села осуществляют учащиеся Сюмсинской средней школы [3].

Источники

  1. Обухов, И. «Кто я? Что я?» / И. Обухов // Знамя (Сюмси). – 1998. – 2 июня. – С. 3: ил.
  2. Памятники истории и культуры Удмуртской АССР: каталог / Удмурт. отд-ние Всерос. о-ва охраны памятников истории и культуры. – Ижевск: РИО Упрополиграфа, 1979. – 135 с., 12 л. ил. + 2 л. схем.
  3. Памятники истории и культуры Удмуртии: каталог / Удмурт. отд-ние Всерос. о-ва охраны памятников истории и культуры. – Ижевск: Удмуртия, 1990. – 2-е изд., перераб. – 155 с., 8. л. ил. + 1 л. схем.
  4. «Я взглянул окрест меня. » / подгот. Раиса Волкова // Знамя (Сюмси) – 2008. – 8 окт.

Александр Николаевич Радищев: биографическая справка

Будущий автор «Путешествия из Петербурга в Москву», известный писатель, просветитель и философ Александр Николаевич Радищев родился 20 (31) августа 1749 года в богатой помещичьей семье в селе Верхнем Аблязове (сейчас – село Радищево Кузнецкого района Пензенской области) [1, с. 47].

Детство и юность

Александр Николаевич был старшим из одиннадцати детей. Отец Радищева, Николай Афанасьевич, получил хорошее воспитание: он знал языки, богословие, историю и любил сельское хозяйство. Мать писателя, Фекла Степановна, происходила из старинного дворянского рода [2, с. 26].

Первыми воспитателями Радищева были крепостные отца: нянюшка Прасковья Клементьевна, которую он тепло вспоминает в одной из глав «Путешествия», и дядька Петр Мамонтов, по прозвищу Сума (именно он обучил мальчика грамоте). Когда Александру исполнилось шесть лет, к нему был нанят гувернер-француз, но он был всего лишь беглым солдатом и не имел достаточных знаний.

Желая продолжить образование сына, родители отправили его в Москву к дяде Михаилу Федоровичу Аргамакову, который был родственником директора только что открывшегося Московского университета. Радищев стал воспитываться и учиться вместе с детьми Аргамаковых. Уроки им давали лучшие профессора университета [3, с. 7-8].

Вскоре после дворцового переворота 1762 года, возведшего на трон Екатерину Вторую, Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус. Прислуживание при дворе, входившее в обязанности пажа, позволило Радищеву в деталях узнать дворцовую жизнь. В 1766 году Екатерина решила отправить за границу в Лейпцигский университет 12 молодых людей возрастом от 12 до 21 года, чтобы они изучили серьезные науки у немцев. В их числе оказался и Радищев [4, c. 6].

Радищев вместе с товарищами слушал лекции профессоров, с особенным интересом занимался словесными науками у знаменитого философа и поэта Геллерта. Как и другие, Радищев много читал, увлекаясь по преимуществу французскими философами и писателями.

Большое влияние на Радищева оказал его старший друг Федор Васильевич Ушаков, находившийся среди студентов, человек с огромной жаждой знаний, раннюю смерть которого Радищев тяжело переживал. Желая сохранить память о друге, Радищев записал известные ему факты его жизни, разговоры с ним, бережно сохранил его студенческие работы и потом перевел их на русский язык и напечатал в России. В 1789 году вышло в свет без подписи автора «Житие Федора Васильевича Ушакова» [5, с. 13-14].

Служба в Петербурге

После обучения в Лейпциге, длившегося четыре года, Радищев вернулся в Россию с двумя товарищами – Алексеем Михайловичем Кутузовым и Андреем Кирилловичем Рубановским. Радищев и Кутузов были приняты на службу в Сенат в звании протоколистов с чинами титулярных советников.

Пробыв в Сенате два года, Александр Николаевич занял должность обер-аудитора в штате главнокомандующего в Петербурге графа Якова Александровича Брюса. Он был любим своим начальником, и постепенно его стали принимать в лучших петербургских обществах.

В 1775 году Радищев вышел в отставку секунд-майором и женился на Анне Васильевне Рубановской, племяннице своего лейпцигского товарища (подробнее см. [5, с. 21-24]). Одновременно он приобрел некоторую связь с высшими кругами общества, так как отец его жены был заметным дворцовым чиновником.

Через год после женитьбы, в 1776 году, Радищев был определен асессором в Коммерц-коллегию, президентом которой был граф Александр Романович Воронцов. Радищев жадно бросился изучать все, что относится к торговле, и его старания были оценены. Он сделался у Воронцова домашним человеком и первым советником по коммерческим делам, а вскоре после этого получил чин надворного советника. Сам граф навсегда остался его покровителем [1, с. 40-42].

Читать еще:  Родная земля и в горсти мила. Живая память о кариме

В 1780 году Радищева в звании советника Казенной палаты назначили в помощники к советнику таможенных дел Герману Юрьевичу фон Далю, но благополучие его жизни вскоре было омрачено тяжелой потерей. Супруга Анна, подарившая мужу трех сыновей (Василия, Николая и Павла) и одну дочь (Екатерину), скончалась в августе 1783 года, вскоре после рождения третьего сына. Заботу о детях взяла на себя свояченица Радищева, родная сестра его жены Елизавета Васильевна Рубановская.

За успехи по службе Радищев получил чин коллежского советника, а затем и недавно учрежденный орден святого Владимира 4-й степени. В 1790 году Радищев полностью заменил своего начальника Даля, вышедшего в отставку [6, с. 77-80].

Ответственная государственная служба не мешала литературным занятиям Радищева. Он вступил в «Общество друзей словесных наук» и принял участие в печатном органе общества – журнале «Беседующий гражданин» (подробнее см. [1, с. 35]).

«Путешествие из Петербурга в Москву»

Над своим главным сочинением «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев, по его собственным словам, начал работать еще в 1780-1781 гг. (подробнее см. [7, с. 27]). Полностью рукопись была готова в конце 1788 года. Разрешение печатать книгу дал председатель «Управы благочиния», петербургский обер-полицмейстер Никита Рылеев, который даже не читал сочинение, успокоившись безобидным названием.

Получив согласие на печать, писатель сначала предлагал издать рукопись московскому типографу Семену Иоанникиевичу Селивановскому, но тот отказался. Тогда Радищев приобрел в долг печатный станок и организовал типографию у себя дома.

В качестве первого опыта Радищев напечатал в домашней типографии в начале 1790 года «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске, по долгу звания своего». Сразу после выхода в свет «Письма» Радищев в самом начале 1790 года приступил к набору и печатанию книги «Путешествие из Петербурга в Москву». Печать книги была закончена в мае 1790 года. Книга появилась в лавке Зотова и через некоторое время попала в руки императрицы.

26 июня по прочтении первых тридцати страниц книги Екатерина II заявила своему секретарю, что видит в ней рассеивание заразы французской, отвращение от начальства. На следующий день Воронцову было послано предписание императрицы допросить Радищева обо всех обстоятельствах написания и выпуска книги. Осознавая опасность, Радищев распорядился сжечь все остальные экземпляры «Путешествия», но было уже поздно [5, c. 59].

Следствие, приговор и помилование

30 июня Радищев был схвачен и брошен в казематы Петропавловской крепости. Вести следствие Екатерина II поручила одному из мастеров сыскных дел Степану Ивановичу Шешковскому, славившемуся своей жестокостью. В течение июля писателя почти ежедневно мучили допросами. Пытка голодом и угрозы сменялись обещаниями полного прощения, если узник чистосердечно признается и выдаст всех своих сообщников (подробнее см. [8, с. 37-38]).

Через две недели после начала следствия императрица передала дело о Радищеве в Петербургскую уголовную палату, обвиняя писателя в издании книги, наполненной, по ее словам, самыми вредными умствованиями. Уголовная палата приговорила Радищева к лишению чинов и дворянства, к отобранию ордена и к смертной казни. Приговор был сначала передан в Сенат, а затем направлен самой императрице, которая вынесла его на рассмотрение в Государственный Совет. 19 августа приговор утвердили. В ожидании его исполнения Радищев пробыл целый месяц в Петропавловской крепости и написал несколько бумаг, в том числе завещание. 4 сентября последовал именной Указ Сенату о наказании Радищева. Екатерина II, по случаю мира со Швецией, заменила казнь ссылкой в Илимский острог на десятилетнее безысходное пребывание [7, c. 56-59].

Сибирская ссылка

С обвиненного, которого заковали в кандалы еще в здании суда, оковы были сняты в пути лишь по ходатайству Воронцова. Граф писал губернаторам всех больших городов, через которые проезжал Радищев, с просьбой оказывать ссыльному писателю содействие [4, с. 26-27].

Радищев ехал больным и в Москве был вынужден немного задержаться до выздоровления. Он провел несколько дней в доме своего старика-отца, приехавшего тогда в Москву. Мать, разбитая параличом с того дня, как узнала об участи своего сына, осталась в Саратовской губернии. В Сибирь из Москвы с Радищевым добровольно поехали его бывшие крепостные, отпущенные им на свободу: Степан Алексеевич Дьяконов и его жена Анастасия.

В середине декабря Радищев добрался до Тобольска. Здесь он пробыл больше полугода, ожидая Елизавету Васильевну с двумя маленькими детьми – Екатериной и Павлом, с которыми она выехала в Сибирь разделить участь Радищева (подробнее см. [9, c. 14-20]). Путь из Тобольска к месту назначения они продолжили уже все вместе. Старшие сыновья Радищева, Василий и Николай, во время ссылки отца жили в Архангельске у его брата Моисея Николаевича [1, с. 71].

Дорожные впечатления Радищев записывал в дневник, который он назвал «Записки путешествия в Сибирь» [10], и излагал в письмах к Воронцову.

3 января 1791 года Радищев прибыл в Илимск [5, с. 74], где прожил следующие пять лет. Здесь он сочетался гражданским браком с Елизаветой Васильевной, и у них родились трое детей – две дочери, Анна и Фекла, и сын Афанасий.

За годы ссылки илимские жители прониклись к Радищеву большим уважением – он занимался сельским хозяйством, помогал лечить больных, устраивал праздники. С начала поселения прошло почти пять лет, когда 6 ноября 1796 года умерла императрица. Уже на следующий день в Сибирь полетела бумага с запросом о Радищеве.

Возвращение из Сибири и последние годы

В середине января 1797 года до Иркутска дошел указ об освобождении Радищева, которому разрешалось поселиться в деревне. Радищев выехал из Илимска в Немцово в конце февраля 1797 года [11, с. 366]. В дороге Елизавета Васильевна заболела и, несмотря на все предпринятые усилия, умерла в Тобольске. Радищев похоронил жену на Тобольском кладбище и, пробыв несколько дней в городе, поехал с детьми дальше.

Читать еще:  Краткая биография салтыков-щедрин самое главное.

Из Немцова продолжающий пребывать под надзором Радищев подписал прошение губернатору с просьбой разрешить поехать в Саратовскую губернию к отцу и, получив разрешение побывать там не более одного раза, в начале 1798 года со своей семьей отправился к родителям в Верхнее Аблязово. Там он активно занимался исследованиями в области агрономии (подробнее см. [12, с. 121-122]), а через год вернулся в Немцово и прожил там безвыездно до своего полного освобождения, данного ему Александром I указом 15 марта 1801 года.

Получив свободу, Радищев вернулся в Петербург. Ему были возвращены гражданские права и орден. Более того, Александр I привлек его к участию в трудах Комиссии составления законов [13, с. 612-613]. Радищев даже составил проект «Гражданского уложения», но его идеи об уничтожении крепостного права не понравились председателю Комиссии Петру Васильевичу Завадовскому. Граф намекнул Радищеву, что слишком восторженный образ мыслей уже однажды навлек на него несчастье, и даже упомянул Сибирь [14, с. 15-16]. С этого момента состояние здоровья Радищева стало ухудшаться, его начала одолевать сильная тревога. 11 (23) сентября 1802 года Радищев выпил стакан яда и скончался в мучениях на следующий день [7, с. 121]. Есть версии, что он не планировал самоубийство и погиб по воле несчастного случая [1, с. 95].

Писателя похоронили в Петербурге на Волковом кладбище. Император Александр I принял участие в положении семейства Радищева, выделив деньги на оплату его долгов. Старшей его дочери была назначена пенсия в 500 рублей. Две малолетние девочки были отданы в Смольный монастырь, а шестилетний сын определен во Второй кадетский корпус [1, с. 96].

Увековечение памяти о Радищеве

О Радищеве продолжали помнить и после его смерти. В Петербурге «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств» стало преемником идей писателя. В 1868 году официально было снято запрещение с книги «Путешествие из Петербурга в Москву» [5, с. 106].

Во всех достаточно крупных населенных пунктах по пути следования Радищева в сибирскую ссылку есть улицы его имени, памятные знаки и мемориальные доски на домах, где он останавливался. Специальные экспозиции, посвященные биографии писателя, его знаменитой книге «Путешествие из Петербурга в Москву» и пребыванию Радищева в Сибири, встречаются во многих краеведческих музеях и библиотеках городов, располагающихся по Сибирскому тракту. Кроме того, у нас в стране есть два «радищевских» музея, имеющих не региональную, но всероссийскую значимость.

Первый из них – Саратовский художественный музей имени А.Н. Радищева, основанный еще 29 июня 1885 года внуком писателя, художником-маринистом Алексеем Петровичем Боголюбовым.

Второй – открытый 28 октября 1945 года Государственный музей А.Н. Радищева в селе Радищеве (бывшем Верхнем Аблязове – фамильной вотчине писателя).

Итоговый документ секции «Увековечение памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской и всех пострадавших в годы гонений»

Секция «Увековечение памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской и всех пострадавших в годы гонений» была проведена в рамках направления «Жизнь Церкви и святоотеческое наследие» XXV Международных Рождественских образовательных чтений 26 января в Аванзале Храма Христа Спасителя.

Целью ее организации стал анализ работы, проведенной по реализации решений Архиерейского собора 2011 по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской и всех невинных жертв политических репрессий XX века. Возглавили работу секции настоятель храма Новомучеников и Исповедников Церкви Русской в Бутове, член Синодальной комиссии по канонизации святых протоиерей Кирилл Каледа и Игорь Владимирович Гарькавый, директор Мемориального центра «Бутово», член Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской.

В работе секции приняли участие более ста человек, представители 45 епархий Русской Православной Церкви: Московской городской и Московской областной, Нижегородской, Пензенской, Екатеринбургской, Саратовской, Пермской, Калужской, Ханты-Мансийской, Липецкой, Выксунской, Новосибирской, Воронежской и многих других епархий на территории России, а также из Рижской (Латвия) и Бобруйской (Беларусь) епархий и из Русской Православной Церкви Заграницей.

В докладах, прозвучавших на секции, среди главных тем была отмечена работа, проводимая Церковью на местах захоронений пострадавших в ходе политических репрессий XX века. Эти братские могилы должны стать местами памяти и покаяния всего нашего народа. Церковь ведет в этом направлении систематическую работу совместно с государственными и общественными структурами в рамках принятой Правительством России в 2015 г. Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий. Важно не только обозначить и освятить эти места установкой в них памятных храмов, часовен, поклонных крестов или мемориальных знаков, но и провести работу по созданию музейных экспозиций или, как минимум, по установке информационных стендов. Эти формы работы нужно совместить с проведением различных общественных мероприятий, которые способны привлечь внимание к подобным объектам. В этом отношении был признан важным опыт Бутовского полигона, где с 2012 г. 30 октября, в День памяти жертв политических репрессий, проводится акция «Голос памяти», включающая в себя чтение имен и инсталляции с фотопортретами пострадавших. В этой связи хотелось бы отметить и новый проект Музея святости и исповедничества на Урале в ХХ веке Екатеринбургской епархии, который провел в 2016 г. акцию «Последний портрет». В ходе акции на месте массовых захоронений «12 километр» были установлены фотопортреты казненных. В дополнение к этому Музей провел масштабную промоакцию в социальных сетях, благодаря чему экспозиция вызвала широкий резонанс в СМИ, многие неравнодушные люди проявляли особое попечение о тех или иных портретах, оплачивая их подготовку к экспонированию. Также был признан важным опыт Саратовской епархии по организации молитвенного поминовения всех священнослужителей епархии, пострадавших в годы лихолетья.

Читать еще:  Кот бегемот в образе человека. День музеев

Узнать больше о подвиге новомучеников Церкви Русской позволяют стационарные и передвижные выставки. Положительные примеры такого рода последних лет – выставки «Преодоление» (подготовленная ПСТГУ совместно с Музеем современной истории России) и «Неперемолотые» (Преображенское Содружество православных братств, Культурно-просветительский фонд «Преображение»), вызвавшие большой интерес аудитории как внутри страны, так и за рубежом.

При этом не менее важным является переосмысление символического пространства городов и сел, через установку различных мемориальных знаков и памятников. Исключительно важным в рамках всей нашей Церкви участники секции признали проект установки мемориальных знаков – «скрижалей». Эти информационные знаки в форме креста, указывающие, где и когда служили пострадавшие за веру и Церковь священнослужители и миряне, уже устанавливаются на храмах во многих епархиях. В Московской епархии это начинание было благословлено Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

Важным с точки зрения увековечения памяти новомучеников и воспитания почитания их памяти у подрастающего поколения признан опыт освящения престолов домовых храмов православных школ в честь новомучеников и исповедников Церкви Русской. Так, два года назад в новопостроенном здании Троицкой православной школы престол домового храма был освящен в честь Царственных страстотерпцев. При храме в школе постоянно действует выставка, посвященная Царской семье и их верным слугам.

Год столетия революционных событий должен стать годом примирения. Но это примирение предполагает и осмысление того, что произошло в XX веке. Одним из шагов в этом направлении может стать установка памятников пострадавшим за веру и Церковь. Один из таких проектов реализуется в Пензенской епархии, где перед возрожденным собором г. Пензы, запланирован памятник Новомученикам земли Пензенской и всем пострадавшим в годы гонений.

Еще одно направление работы, которое обсуждалось на секции и было признано важным, связано с сохранением исторической памяти Церкви об эпохе мучеников и исповедников. С этим связан новый проект храма Новомучеников и Исповедников Церкви Русской в Бутове по сбору устной истории и создания интернет-портала «Русская Церковь в советское время: воспоминания и свидетельства», который стал победителем конкурса «Православная инициатива 2015-2016» и реализуется при поддержке фонда «Соработничество». В рамках проекта записываются интервью со свидетелями эпохи, современниками и учениками новомучеников и исповедников, хранителями церковного предания и традиций.

Заслушанные на секции доклады показали, что в последние годы были инициированы новые проекты, направленные на увековечение памяти исповедников веры. Во многих епархиях созданы музеи памяти новомучеников или разделы соответствующего направления в церковно-краеведческих музеях. Проходят лектории, устанавливаются памятники и мемориальные знаки. Однако еще больше предстоит сделать, учитывая непрекращающиеся попытки оправдать преступления совершенные богоборцами против Церкви и общества в XX веке. До сих пор этой работе мешает отсутствие полного доступа к документам архивов различного уровня и ведомственной принадлежности. Следует пересмотреть законы и подзаконные акты, затрудняющие работу с архивными документами по эпохе гонений для того, чтобы самые широкие круги общества могли узнать обстоятельства жизни и подвига исповедников веры советской эпохи.

Особую важность эта работа приобретает в наступающем году, когда весь мир вспоминает и столетие Октябрьского переворота 1917, и восьмидесятилетие массовых казней 1937 года. Это не просто очередные круглые даты, это призыв к большой работе по осмыслению прошлого. К этой работе мы подходим с осознанием того, что, только усвоив опыт новомучеников и исповедников Церкви Русской, можно дать христианскую оценку истории XX века и событиям современности.

На секцию была принесена святыня: от Гатчинской епархии храму Живоначальной Троицы в с. Горетова Можайского района Московской области была передана в дар частица мощей преподобномученицы Марии Гатчинской, которую благоговейно принял клирик храма протоиерей Илья Шапиро. Участники секции пропели святой величание.

В продолжение работы секции 30 января прошла методическая экскурсия по территории мемориального комплекса «Бутовский полигон». Ее провел настоятель храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской протоиерей Кирилл Каледа. После состоялось чаепитие, во время которого произошел живой обмен мнениями по теме семинара, в том числе произошло обсуждение итогового документа секции по увековечению памяти Новомучеников и исповедников Церкви Русской.

МАТЕРИАЛЫ СЕКЦИИ:

  1. Протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских в Бутове. «Увековечение памяти новомучеников как проблема и задача. Опыт церковно-общественного мемориала в Бутово» (СМОТРЕТЬ ВИДЕО) .
  2. Протоиерей Илья Шапиро, клирик храма Живоначальной Троицы в с. Горетова Можайского района Московской области. «Опыт установки мемориальных знаков памяти новомучеников (“скрижалей”) в Московской епархии» (СМОТРЕТЬ ВИДЕО) .
  3. Гарькавый Игорь Владимирович, директор Мемориального центра «Бутово», член Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. «Портал “Русская Церковь в советское время” как путь актуализации устного предания Церкви о эпохе новомучеников и исповедниковXXвека» (СМОТРЕТЬ 1-ю ЧАСТЬ ВИДЕО) .
  4. Иеромонах Аркадий (Логинов), проректор Екатеринбургской духовной семинарии; Иванова Оксана Витальевна, автор основной экспозиции Музея святости и исповедничества и подвижничества на Урале в ХХ веке. «Новые формы и нестандартные практики увековечения памяти новых мучеников Церкви Русской. На примере Музея святости, исповедничества и подвижничества на Урале в ХХ веке (Екатеринбург)» (СМОТРЕТЬ 2-ю ЧАСТЬ ВИДЕО).
  5. Протоиерей Леонид Царевский, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в Пучково, Московская городская епархия. «Опыт почитания подвига новомучеников и исповедников Цекрви Русской в жизни прихода» (СМОТРЕТЬ 1-ю ЧАСТЬ ВИДЕО) .
  6. Иерей Максим Плякин, секретарь Саратовской епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия. «Как сделать актуальной память о новомучениках? Опыт работы Саратовской епархии» (СМОТРЕТЬ 2-ю ЧАСТЬ ВИДЕО) .
  7. Балашова Елена Григорьевна, специалист Синодального отдела религиозного образования и катехизации, аспирант Московского Православного института св. Иоанна Богослова. «Память о новомучениках Высоко-Петровского монастыря. Москва, Алатырь, Суслово. Взгляд паломника» (СМОТРЕТЬ ВИДЕО) .

Источники:

http://radischev.lit-info.ru/radischev/museum/radischev-v-udmurtii.htm
http://radischev.lib.tomsk.ru/page/4/
http://mroc.pravobraz.ru/itogovyj-dokument-sekcii-uvekovechenie-pamyati-novomuchenikov-i-ispovednikov-cerkvi-russkoj-i-vsex-postradavshix-v-gody-gonenij/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector