20 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Урок. Размышления по роману М.А

«Разговор со временем наедине…» Урок-размышление по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия» – презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемЕкатерина Басалаева

Похожие презентации

Презентация на тему: ” «Разговор со временем наедине…» Урок-размышление по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия»” — Транскрипт:

1 «Разговор со временем наедине…» Урок-размышление по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия»

2 Цели и задачи: актуализация нравственно-ценностных ориентиров романа Булгакова (составление писательской «Шкалы ценностей») воспитание вдумчивого отношения к художественному слову приобщение учащихся к творчеству М. Булгакова

3 Из «Театрального романа» «Белая гвардия» – роман, рождённый любовью…

4 Город Алексея Турбина (4-5 гл.) Светлое прошлое: -сияющие электрические шары -загадочные и красивые женские лица -спокойные сады -прекрасные горы Страшное настоящее и безрадостное будущее: -испорченное электрическое освещение -матерная женская ругань -дырявая нищета -лютая ненависть

5 «Все вы в поле брани убиенные…» Кто это – все? «Красные» или «белые»? Верующие или атеисты? Что важно для Бога? Кого он оплакивает? О ком жалеет? Главное – Человек, его достоинство, жизненный путь, предназначение на земле, душа..

6 Квартиры Турбиных и Лисовичей (сходства) Видны следы роскоши, богатства Похожая обстановка: та же лампа, те же шкафы с книгами Обе квартиры по-своему уютны

7 Квартиры Турбиных и Лисовичей (отличия) Тень гортензий Масло в прозрачной масленке Пила-фраже и белый продолговатый хлеб Старая корка сыра Яблоки в сверкающих изломах ваз Ломтики лимона Чай Кулёк с сухарями Чашки с нежными цветами снаружи и золотые внутри Найдите соответствия Турбины: Лисовичи:

8 Квартиры Турбиных и Лисовичей (отличия) Опишите звуки, доносящиеся из каждой квартиры Турбины: Нежный гитарный звон Весёлые голоса Смех Лисовичи: Мёртвая тишина, нарушаемая мышиной вознёй

9 Квартиры Турбиных и Лисовичей (отличия) «Реконструируйте» художественный текст Турбины: Книги, пахнущие. Декабрьский запах. … тепличных роз Лисовичи: Пахло. таинственным старинным шоколадом хвои Аромат мышами, сыростью, плесенью и ворчливой скукой

10 Дом – это… для Булгакова для Турбиных абажур на лампе кремовые шторы лица друзей семья покой уют

11 «Звёздные» события в романе «Кровавый» Марс Семейная трагедия Турбиных Предательство Тальберга и ему подобных Осада Города Петлюрой «Охота» на людей Романтическая Венера Чудесное спасение Николки и Алексея Любовь в душах героев Сон Петьки Авторский «гимн» звёздам

12 «Шкала ценностей» М Булгакова Человек, его душа, помыслы и поступки, предназначение на земле Тепло и уют семейного очага Покой, охраняемый кремовыми шторами Любовь как чудо, способное победить смерть

13 Домашнее задание Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Подумайте, кто из героев романа и в каких жизненных ситуациях придерживается булгаковской «Шкалы ценностей»? (Свой выбор аргументируйте собственными рассуждениями и выдержками из художественного текста)

Слово педагога

Автор: Захарова Юлиана Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБНОУ РС(Я) “Республиканский лицей-интернат”
Населённый пункт: г.Якутск
Наименование материала: разработка и анализ урока
Тема: Урок-размышление как урок, формирующий ценностно-смысловые и общекультурные компетенции (на примере урока–размышления по теме “Живая память” по рассказу Федора Александровича Абрамова “О чем плачут лошади”)
Дата публикации: 07.02.2019
Раздел: среднее образование

Урок-размышление как урок, формирующий ценностно-смысловые и общекультурные компетенции

(на примере урока-размышления по теме «Живая память» по рассказу Федора Александровича

Абрамова «О чем плачут лошади»)

Учитель русского языка и литературы

ГБНОУ РС(Я) «Республиканский лицей-интернат»

Захарова Юлиана Николаевна

Предметные: научиться понимать смысл произведения и видеть главное

совершенствование читательских умений

формулирование собственного мнения и позиции; умение отвечать на поставленные вопросы; слушать

собеседника; работать в паре и группе

определение целей и задач своей деятельности; осуществление поиска необходимой информации для

решения целей и задач урока

совершенствование духовно-нравственных качеств личности; воспитание чувства сострадания к животным.

Тип урока: урок общеметодической направленности

Размышление – один из самых сложных и в то же время самых притягательных видов

познавательной и рефлексивной деятельности человека, без которого невозможно личностное развитие.

Урок-размышление активизирует не только когнитивные, но и мыслительные процессы личности, развивает

у обучающегося творческое начало, умения и навыки репрезентации собственных суждений, умозаключений

Урок-размышление побуждает учащихся выбирать позицию активного субъекта познания. Такие уроки

обладают высоким воспитательным потенциалом.

Урок-размышление позволяет достигать этой цели не через назидание, а путем активизации внутренних

ресурсов самого обучающегося, вовлеченного в диалог-размышление. Для подготовки к уроку-

размышлению по рассказу Абрамова учащимся нужно было прочитать рассказ «О чем плачут лошади».

Были предложены вопросы для размышления на дом:

– Какие произведения мировой, русской, родной литературы вспомнились по прочтении рассказа

Ф,А.Абрамова «О чем плачут лошади»?

– Вспомнились ли какие-нибудь случаи из личного опыта, которые, на мой взгляд, схожи с ситуацией,

описанной в рассказе?

Во вступительном слове учитель должен быть предельно осторожным, он не должен навязывать

свое мнение, должен стараться направлять, подталкивать и развивать беседу. Потому что ценностно-

смысловая компетенция – это, прежде всего, формирование мировоззрения, ценностных ориентиров,

способности понимать окружающий мир. А общекультурная компетенция включает в себя знание

особенностей национальной и общечеловеческой культуры, в частности литературы, духовно-нравственные

основы жизни человека. Участие в беседе, совместном размышлении создает благоприятные условия для

формирования учебно-познавательной компетенции – самостоятельной познавательной деятельности,

аналитических, оценочных и интерпретационных, рефлексионных умений, приемы действий в

Введение в урок может начаться с личности писателя, обращением к трудным годам жизни

Ф.А.Абрамова, может начаться с разговора о домашних животных. Это зависит от уровня эмоционально-

доверительных отношений между учителем и учениками.

На уроке вопросы, предложенные для интерпретации художественного слова, делятся на три типа:

1. Уточняющие вопросы:

– Почему, как вы думаете, рассказчик волновался и радовался, когда приходил на луг к лошадям?

– Отчего рассказчик испытывал чувство жалости к лошадям и даже вины перед ними? (работа с текстом)

– Когда мы испытываем чувство жалости? Когда – чувство вины?

– Почему Рыжуха была любимицей рассказчика?

Уточняюшие вопросы, предлагаемые в ходе беседы, размышления, не содержат потенциального

ответа, они предполагают обращение к художественному тексту, к внимательному, детальному

рассмотрению авторских ремарок и речи персонажей.

Значительно трудными представляются для семиклассников вопросы аналитического характера,

формулировка ответов на которые не может быть однозначной. И тут учителю полагается быть хорошим

направляющим, потому что в беседу входят элементы диспута. А в среднем звене диспут как форма урока

требует тщательной подготовки и осторожности в суждениях. Если уроки-размышления, уроки-беседы с

элементами диспута проходят в среднем звене хорошо, стабильно, то можно смело вводить диспут как

форму урока уже в 9 классе.

2. Аналитические вопросы:

– Как вы понимаете слова «Рыжуха с надеждой, с мольбой подняла ко мне свои огромные, все еще мокрые,

печальные глаза, в фиолетовой глубине которых я вдруг увидел себя – маленького, крохотного человечка»?

Основные доводы и аргументы спорящих выглядели так:

– То, что он видит себя маленьким, крохотным человечком говорит о воспоминаниях, вдруг на него

нахлынувших. Это видно в словах о том, как рассказчик про себя говорит словами «отрезанный ломоть». Он

оказался слаб перед оголяющей совесть искренностью Рыжухи.

– Он видит себя маленьким , потому что он не имеет права нести ответ за всех людей, за все поколение.

– Маленьким и крохотным он видит себя , потому что он ничего не значит в проявлении этой огромной

надежды, он не может облегчить участь лошадей, которые загнаны, несчастны.

Внимательному читателю откроется, что рассказчик сожалеет не только о слезах лошадей — он и сам плачет

о разрушении былого деревенского уклада, когда люди жили в ладу с природой, знали цену жизни, труду,

празднику. Не зря видится герою в большом лошадином глазу отражение его самого — маленького человека.

В ходе разговора, размышления возникали вопросы от самих учащихся, отсылающие к следующим

запланированным вопросам. Спонтанные вопросы подтверждают то, что учащиеся приближаются к тексту

произведения и не остаются равнодушными к вопросам, поднимаемым на уроке.

– Почему рассказчик не выдержал прямого, вопрошающего взгляда Рыжухи?

– Потому что он не мог сказать правду, не мог признаться в том, что старая кобыла Забава была права, что

лошадь раньше и вправду было сокровищем, кормилицей.

Попутный вопрос другого ученика :

– Почему он не мог в этом признаться?

Ему было стыдно за современное поведение людей, он не рассказал о прежней, хорошей жизни лошадей.

Герой и сам ощущает себя предателем, представителем нового практичного и жестокого времени. Это

подчеркивает выразительная деталь: человек уходит с луга, засунув руки «в карманы модных джинсов».

Важно, чтобы последний вопрос сплотил учащихся, привел бы к общему знаменателю беседы и направил бы

в правильное русло для написания сочинения-рассуждения в конце урока.

3. Рефлексивные вопросы:

– Какую роль играют воспоминания рассказчика, навеянные рассказом Рыжухи в сюжете рассказа?

– Какое значение мы можем придать авторским ремаркам в описании поведения рассказчика?

– Поскольку живая память о прежних временах еще жива в повествователе, то в душе его поднимается тоска.

Он и сам чувствует себя существом «нелепой лошадиной породы» — наверное, потому, что и сам он много

работает, не ощущая благодарности.

– И еще потому, что трудно бывшему крестьянину принять все безжалостные законы современного

общества. Все-таки главное в том, что связь с природой и ее прекрасным творением — лошадью, будет

рваться долго и мучительно.

На рефлексивном этапе был применен метод «древо предсказаний».

Правила работы с данным приемом таковы: «ствол дерева» – тема, «ветви» – предположения (количество

«ветвей» не ограничено) и, наконец, «листья» – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того

или иного мнения. Этот прием хорошо работает как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии.

В процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного учащиеся имеют возможность

осознать, что один и тот же текст может вызывать различные оценки, отличающиеся по форме и по

содержанию. Некоторые из суждений других учеников могут оказаться вполне приемлемыми для принятия

их как своих собственных. Другие суждения вызывают потребность в дискуссии. В любом случае этап

рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления.

Эмоциональная атмосфера урока серьезная, несколько даже возвышенная, тут неуместны шутки и

едкие замечания. Ведь речь идет о связях человека с природой, от которой, к сожалению, современный

городской человек отдаляется все больше и больше. Очень важно , чтобы учащиеся были охвачены

настроением рассказчика, Рыжухи, чтобы урок достиг своей цели. А цель урока в том, чтобы

способствовать воспитанию чувства любви , сочувствия и жалости к животным, чтобы способствовать

развитию умения размышлять, анализировать, подводить итоги, устанавливать смысловые связи.

Завершающая работа представляет собой сочинение-рассуждение на тему «Что такое ответственность?».

Работа предполагает опору на текст рассказа и настраивает на установление смысловых связей между

словом «ответственность» и поведением рассказчика, а также построение сравнительно-сопоставительного

анализа (опережающее домашнее задание ).

Как показывает опыт, сами ученики охотно готовятся к урокам-размышлениям и активно участвуют

в них. Такая форма организации учебной деятельности позволяет учителю и ученикам не только достаточно

эффективно понимать, оценивать, анализировать, интерпретировать текст, но и создавать ориентировочную

основу для творческих исканий и самостоятельных решений. Потому что ценностно-смысловые и

общекультурные компетенции нельзя механически усвоить или впитать от учителя. Они вырабатываются

самой личностью как результат ее творческой активности, и задача педагога создать все необходимые

Тема урока: “Размышление по книге М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Цели урока:

  • помочь учащимся понять нравственное и общественное значение М. А. Булгакова;
  • расширить представление о его влиянии на культурную и духовную жизнь нашей страны;
  • вовлечь их в поисковую работу, пробуждая интерес к личности и творчеству писателя;
  • формировать навыки самостоятельного анализа произведений автора;
  • высказывать своё отношение к прочитанном;
  • заставит задуматься над проблемой добра и зла, верности и предательств, правды и лжи.

Оборудование:

  • магнитофон,
  • карты исследователей; литературоведов. архивариусов.

Эпиграф

Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов. (Б. Пастернак).

Рукописи не горят. (Латинская пословица)

“Ад и рай в небесах”, – утверждают ханжи.
Я в себя заглянул, убедился во лжи:
Ад и рай – не круги в садах мирозданья.
Ад и рай – это две половинки души. (Омар Хайм).

Слово учителя: НАШ СЕГОДНЯШНИЙ УРОК ПОСВЯЩЕН ЛИЧНОСТИ М.А. Булгакова и его роману “Мастер и Маргарита”.

Прошу записать эпиграф урока и послушать музыку Иоганна Себастьяна Баха, гениального композитора, написавшего божественную музыку – “Ад и рай в небесах….” .

Я неслучайно прочла вам эти рубаят Омара Хайяма. Человеку никогда не поздно заглянуть в себя, понять – кто я и зачем живу в этом мире? Что несу в себе добро или зло? На эти вопросы и на многие другие пытался ответить М.А. Булгаков.

Когда-то американский писатель Эрнест Хемингуэй сказал такую фразу: – “Все хорошие книги сходны в одном, когда вы дочитываете до конца, вам кажется, что все это случилось с вами, и так оно при вас и останется – плохое хорошее”.

По-настоящему прочесть художественное произведение – значит пережить его, обдумать, понять, что вызвало твой отклик, заставило радоваться или негодовать, в чем его ценность именно для тебя лично, Без вдумчивого и оценочного отношения к прочитанному, невозможно благотворное влияние художественной литературы на духовный мир читателя.

Именно поэтому цель нашего занятия разобраться в сложной композиции романа, обдумать и понять, что значит М. А. Булгаков для каждого из нас, для людей, живущих рядом в таком сложном и противоречивом мире, мире, в котором порой не разберешь, где правда, где ложь, где зло, где добро. А для того, чтобы лучше понять произведение писателя, необходимо хорошо знать его личность и судьбу.

В 1956 году Нобелевский лауреат Б. Пастернак в стихотворении “Быть знаменитым некрасиво…” написал такие слова: – “Но надо жить без самозванства …”. Я думаю, М.А. Булгаков, услышал будущего зов и прожил именно такую жизнь. Сейчас, чтобы лучше познакомиться с его личностью, представьте, что в нашей аудитории окажется сам писатель, и вы должны будете взять у него интервью. В роли Михаила Афанасьевича может выступить любой из вас. Только помните, что на вас возлагается особая миссия: вы знакомите наших гостей с человеком, которого представляете.

1) Скажите, где прошло ваше детство? (Я родился в городе Киеве, в семье профессора теологии А. И. Булгакова и Варвары Михайловны. Родители мои были людьми высокообразованными, интеллигентными)

2) Какие традиции господствовали в вашем доме? (Во-первых, мама была царицей дома, она сумела создать обстановку для нашего счастливого детства (для меня и моих 4 братьев и 2 сестер). В доме преклонялись перед книгой: Пушкин и Гоголь с детства мои любимые писатели.

3) Какое образование вы получили? (Сначала домашнее под руководством матери, т. к. до замужества она была преподавателем гимназии. Затем я поступил в первую Александровскую гимназию в 1900 году, а затем я решил стать врачом и поступил в Киевский университет на медицинский факультет. Который закончил с отличием в канун первой мировой войны).

4) Как Первая Мировая война повлияла на вашу жизнь? (Война перевернула не только мою жизнь, но и жизнь страны. Добровольно с миссией Красного Креста я отправился на юго-западный фронт, которым командовал легендарный генерал Брусилов. Здесь в прифронтовых госпиталях я оперировал солдат с передовой, увидел, что такое война и понял – это самое страшное, что может случиться с человечеством.)

5) Каким образом вы оказались в Смоленской губернии в селе Никольском? (Из-за неразберихи по приказу московского губернатора я был отозван с передовой и направлен в это село земским врачом. Здесь положение было не на много лучше чем на фронте. Медикаменты отсутствовали. Невежество господствовал повсюду. я столкнулся со страшными болезнями. Но именно здесь я начал “Записки юного врача”.

6) Как вы отнеслись к революции и Гражданской войне? (Я всегда был против насилия. И никакого восторга революция у меня не вызвала. Я хотел жить и заниматься своим любимым делом.)

7) Где вы оказались во время революции ? (Я был в Киеве. открыл частную клинику. Но остаться в стороне мне не дали. Власть менялась с 1917 по 1919 год чуть ли не каждый день то Красные, то Белые, то Петлюра, то немцы. Но им всем нужна была медицинская помощь.)

8) Когда вы поняли окончательно, что ваше призвание- литература, что вы будете писателем? (Во Владикавказе, где я оказался, отступая с Белой армией).

9) Что глобально перевернуло вашу жизнь? (В 1921 году я переехал в Москву и скоро были опубликованы повести “Роковые яйца” и “Собачье сердце”. Но настоящая удача пришла ко мне как драматургу. В1926 году во МХАТе был поставлен спектакль “Дни Турбинных”, в театре Вахтангова “Зойкина квартира”. Но это счастливое время длилось недолго. Начались нападки в прессе, я был писателем, который не укладывался в рамки, определённые властью. Наступило время травли, со стороны газет неслось: “Долой булгаковщину”. В 1929 году все мои пьесы были исключены из репертуаров театров. Я оказался без средств к существованию.

10) Какие шаги вы предприняли, чтобы защитить себя? (Я обратился с письмом к правительству СССР. 28 марта мне на квартиру позвонил Сталин и обещал, что я получу работу. Действительно, меня приняли вторым режиссером во МХАТ.)

11) У ВАС много произведений, какую из своих книг ВЫ считаете главной в своей жизни? (“Мастер и Маргарита”. Это мой “закатный” роман. Я начал его писать в 1928 году, а закончил в 1940 году. Этот роман пережил 7 редакций, вначале он назывался “Черный маг”.)

12) Кому Вы посвятили этот роман ? (Роман посвящен моей жене Елене Сергеевне. Она была моей Маргаритой. Она оставила благополучие, достаток и разделила со мной страдания преследуемого. Она добилась издания моего романа в 1966 году.)

13) Как Вы думаете, нужна ли Ваша книга современной молодежи? (Думаю, что впечатления, которые получат молодые от прочтения романа, помогут им лучше ориентироваться в современном мире, который так агрессивен, в котором рушатся идеалы добра и гуманизма. Роман поможет понять себя и терпимее относиться друг к другу.)

Главное, что эта книга помогает оставаться человеком в любые времена, при любых режимах.

Слово учителя.

Мы последуем совету М.А. Булгакова и обратимся к роману “Мастер и Маргарита”. Роман сложен, его не так просто понять, не разобравшись в особенностях композиции и во взаимодействии героев.

Итак, какова композиция романа? (Действие происходит в двух временных пространствах : в Москве 30-х годов XX века и в Ерушалаеме 30 –х годов I века н. э. События происходят в реальном и нереальном измерении. В романе действуют реальные люди и свита Сатаны.)

Обратимся к таблице персонажей романа “Мастер и Маргарита”.

Источники:

http://www.myshared.ru/slide/577661/
http://slovopedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=8251
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/410136/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: