5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Урок-путешествие. Внеклассное чтение

Содержание

Открытый урок по внеклассному чтению «Путешествие в волшебный мир сказок»

Тема: ”Путешествие в волшебный мир сказок

Цели урока: Систематизировать знания учащихся о прочитанных сказках; прививать любовь к сказкам и их героям; учить сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать фантазию детей, воображение, умение давать полный ответ; обучать коллективной работе; развивать речь учащихся; работать над выразительным чтением; совершенствовать навык чтения по ролям, пересказа текста; воспитывать доброту, порядочность на примере сказочных героев; проверить знания характеров, особенности героев и выработка симпатий к качествам сказочных героев.

Оборудование: карта королевств; грамзаписи песен из мультфильмов; плакат со словами: “Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”; выставка книг с русскими народными и литературными сказками; “Выставка поделок “Сказочные человечки”; выставка сказочных героев(кукол); карточки с заданиями; выставка сочинений учащихся; аудиокассеты с песнями из мультфильмов; сказочные герои; картина воздушного шара, электрифицированная доска.

Ход урока.

— Ребята! У нас сегодня на уроке присутствуют гости. Давайте повернемся и поприветствуем гостей кивком головы. Садитесь.

— Начинается наш урок. Улыбнитесь друг другу, подарите мне свои улыбки. Спасибо! Улыбка располагает к приятному общению, а у нас с вами сегодня не совсем обычный урок.

— Ребята, я знаю, что вы любите игры, песни, загадки. А сказки вы любите? (Да)

— А почему вы любите слушать и читать сказки?

(В сказках разные чудеса; хорошие люди добиваются всего, а плохие – наказываются; добро всегда побеждает зло)

— А что это за литературный жанр – сказка?

(Это художественное произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного, фантастического. Сказка обязательно чему-то учит)

— А какие бывают сказки?

(Волшебные, бытовые, про животных)

— Ребята, а кто сочиняет сказки?

(Сказки сочиняют писатели и народ)

— А как называются сказки, которые сочиняет народ?

— А как называются сказки, которые написали писатели? (литературные)

-Ребята, назовите писателей-сказочников.

(Пушкин А.С., братья Гримм, Одоевский, Чуковский, Маршак, Андерсен и др.)

— Молодцы! Ребята, я уже сказала, что у нас с вами сегодня необычный урок.

— Мы отправляемся с вами в путешествие в волшебную страну сказок, в волшебное королевство.

— Ребята, а что необходимо взять с собой (Фантазию и воображение)

— я сегодня на уроке буду доброй феей. Не возражаете?

(Карта волшебной страны на доске)

(Звучит грамзапись песни “В мире много сказок, в мире много сказок…. Учитель читает стихотворение на фоне песни)

“О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати подушки,
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнатам ходят сказки”.

— Но мы с вами будем не просто путешествовать, мы встретим старых добрых друзей, познакомимся с новыми сказочными героями, надеюсь, подружимся с ними. А отправимся мы с вами в эту сказочную страну на воздушном шаре.

— А для этого мы должны его надуть.

а) дыхательную гимнастику. (На фоне музыки)
б) артикуляционную гимнастику.
в) чтение скороговорки – “На горе гогочут гуси, под горой огонь горит”

— Вот наш шар готов к полету и мы отправляемся в путь. Но для встречи со сказочными героями мы должны подготовиться, потренировать нашу память, чтобы ничего не забыть.

(Число и тема записаны в тетради)

– приготовились к зрительному диктанту.

Мы любим сказки.

Сказки учат добру. (Проверка)

— А сейчас мы проверим, стала ли ваша память лучше, вспомните ли вы сказочных героев. Если вспомните, они придут к нам на урок.

(Звучат отрывки из песен о сказочных героях)

1.Смешной человечек на крыше живет,
Смешной человечек ириски жует.
Смешной человечек скучать не привык,
Смешной человечек – большой озорник.

(Карлсон) Автор? (А.Линдгрен)
(Выставляется игрушка)

— А кто распевает такую песенку?

2. По всему известна свету луковиц семья:
Чипполуча, Чиполлетто,
Чиполлочьо, чиполлотто,
И, конечно, я

(Чиполлино) Автор (Д.Родарри)
(Выставляется игрушка Чиполлино)
(Грамзапись “Пиключения Буратино”)

3. У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный.
Но любил папаша сына
Шалунишку ……..(Буратино)

Автор А.Толстой.
(Выставляется игрушка)

4. Всех он любит неизменно,
Кто б к нему не приходил.
Догадались? Это Гена,
Это Гена ………(Крокодил)

Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел.
Отгадайте без подсказки,
Из какой ушел я сказки? (Колобок)

— Но сказочные герои к нам пришли не просто так, они принесли с собой сказочную викторину. А проведут ее ваши сказочные друзья Мальвина и Буратино.

(Дети в костюмах сказочных героев читают вопросы)

М. Угадайте героя сказки и ее автора:

— Продавец лечебных пиявок. (Дуремар, “Приключение Буратино”)

Б. Правитель страны, где жил Чиполино? (Лимон, “Приключение Чиполлино”)

М. Тот, кто ходит в гости по утрам (Вини-Пух, Алан Милн)

Б. Мальчик, у которого самый необычный друг (Малыш, “Малыш и Карлсон, который живет на крыше)

М. Шарманщик, смастеривший Буратино. (Папа Карло)

Появляется Клоун. (Сделан из фантиков от конфет)

— Ребята, посмотрите, кто к нам пришел на урок. (учитель показывает клоуна)

Здравствуйте, ребята!
Узнаете, вы, меня?
Я самый веселый на свете,
За это и нравлюсь я детям!

Клоун – Ребята, вы любите сказки, а с героями сказок дружите?

– А конфеты вы любите?

— Я директор кондитерской фабрики. Посмотрите, какие конфеты я вам принес. Они все названы в честь сказочных героев: “Гулливер”, “Кот в сапогах”, “Карлсон”, Красная шапочка”.

(Ваза с конфетами, учитель показывает)

-Ребята, а Клоун предлагает вам интересное задание. Ваша задача выбрать карточку с фантиком, прочитать текст на обратной стороне, и угадать название конфеты. А мы посмотрим, правильно вы угадали или нет.

(Дети выходят к доске, выбирают фантик, читают отрывок, называют, или сказку, или сказочного героя, в честь которого названа конфета)

Клоун – Ребята, а вы помните мое объявление о рекламе фантиков нового сорта конфет. Вы готовы представить фантик и защитить его название. Рассказать, почему вы выбрали такое название для нового сорта конфет.

Защита сказочного фантика (домашнее задание).

— Спасибо вам, ребята, я буду ждать новой встречи с вами. До свидания!

— Ну, а мы с вами немного устали в пути давайте отдохнем.

Физминутка. (Проводят дети в костюмах сказочных героев)

— Мы с вами продолжаем путешествовать и оказались у ворот нового королевства. Но попасть в это королевство можно при одном условии, отгадать сказочных героев, которые в нем живут.

Блиц-турнир. (Индивидуальные карточки у каждого ученика с именами сказочных героев)

— Приготовьте карточки. Как только вы поняли о ком идет речь, поднимаете карточку с ответом, с именем сказочного героя.

1. А дорога – далека,
А корзинка – нелегка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок. (Машенька и медведь)

2.Ах, ты Петя простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко. (Петушок – Золотой гребешок)

3.Появилась девочка в чашечке цветка,
А была та девочка не больше ноготка.
Кто читал такую книжку,
Знает девочку – малышку? (Дюймовочка)

4. Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
Он известен, знаменит,
Добрый доктор …(Айболит)

5.Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка. (Снегурочка)

6.Он дружок зверям и детям,
Но таких на целом свете
Больше нет ни одного,
Потому что он не птица,
Не тигренок, не лисица,
Не котенок, не щенок,
Не волчонок, не сурок,
Но заснята для кино, и известна всем давно
Эта милая мордашка,
И зовется ……(Чебурашка)

(Учитель читает стихи, а дети выбирают на парте карточку с ответом и показывают)

— И вот двери королевства открыты, а сказочные герои приготовили нам новое задание, которое хранится вот в этой шкатулке.

(Шкатулка на столе)

А задание вот какое, показать инсценировку сказки С.Маршака “Волк и лиса”.

— А пока ребята готовятся, нас с вами приглашают в “Бюро находок).

— В бюро собраны вещи, которые потеряли герои сказок. Помогите сказочным героям найти свои вещи.

(Дети называют вещь и кому она принадлежит)

Красная шапочка – Красная шапочка (Шарль Перро)

Метла – Баба Яга (Гуси –Лебеди)
Сапоги – Кот в сапогах (Шарль Перро)
Ореховая скорлупа – Дюймовочка (Андерсен)
Стрела – Иван Царевич “Царевна-Лягушка)

Работа с тестами – самостоятельная работа

— Ребята, мы много с вами путешествовали, читали, отгадывали загадки, играли со сказочными героями. Вам понравился урок?

— А скажите, ребята, чему мы сегодня учились у Буратино? (отгадывать загадки)

— А каких сказочных героев вспоминал Клоун? (“Кот в сапогах”, “Карлсон”, “Гулливер”)

— Ребята вспомните о каких сказочных героях были загадки Мальвины?

(Дуремар, Вини_Пух, Незнайка)

— Ребята, в нашем королевстве очень много сказок. А какие сказки, на ваш взгляд , самые добрые – (Вини-Пух, Малыш и Карлсон, который живет на крыше)

— А какие веселые – (Приключение Незнайки и его друзей, Приключения Буратино”)

А мудрые – (“Приключения Чиполлино”, Каша из топора, Горшок каши)

Итог урока.

—Наше путешествие подошло к концу. Меня Фею ждут волшебные дела. А вам пора возвращаться в класс. Но у меня еще к вам маленькая просьба. У меня есть несколько медалей. Кому бы вы их вручили, если на них написано:

“ Самый лучший друг” – (Карлсон)

“Смелому и отважному” – (Чиполлино)

“Лучший поэт и исполнитель песен” – (Вини-Пух”)

“Находчивому и сообразительному” – (Буратино)

— И так, мы возвращаемся, а я тем временем дам домашнее задание и выставлю оценки.

Написать письмо своему сказочному другу в тетрадь по чтению. Пусть это будет какое – то пожелание.

— Наш урок подходит к концу.

— Прав был тот маленький Енот, который говорил, что дороже всего на свете дружба. Впереди вас ждут новые сказочные тропинки, идите по ним смелее и тогда герои сказок оживут и научат вас добру, справедливости, научат вас дружить.

Посмотрите на полочку с книгами. Некоторые сказки вам уже знакомы, но

Есть и те, которые вы еще не читали. Вы можете их взять и прочитать.

— И еще хочу вам дать совет:
Кто с книгой по свету шагает,
Кто с нею умеет дружить,
Тому эта книга всегда помогает
Учиться, работать и жить!
Всегда любите книжки,
Девчонки и мальчишки.
— Спасибо за урок! Урок окончен.

Конспект урока внеклассного чтения «Путешествие в страну русских народных сказок»

Урок внеклассного чтения.

Тема: ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК.

ЦЕЛЬ : Актуализация знаний детей о русских народных сказках.

— приобщать детей к народной культуре — знанию сказок,

— обобщить знания детей о русских народных сказках, развивать умение узнавать сказки и их героев, развивать технику чтения.

— развивать наблюдательность, умение сопоставлять, сравнивать, высказывать собственное суждение,

— формировать умение слушать другого ребенка неперебивая,

— развивать у детей связную речь, расширять активный словарь,

— коррекция и развитие памяти, мышления, слухового восприятия.

— развивать коммуникативные навыки учащихся, руководствуясь принципами доверия, поддержки, творчества и успеха,

— воспитывать такие качества как умение играть, дружелюбие, честность в игре, справедливость.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: чтение русских народных сказок «Гуси-лебеди», «По щучьему веленью, «Лягушка-царевна», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Колобок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и др..

ОБОРУДОВАНИЕ : карта путешествия, иллюстрации к русским народным сказкам, звукозапись песни, фрагменты из сказок, конверт с сообщениями, жетоны, грамота победителю, памятные подарки.

На столе у учителя стоит сундучок (шкатулка).

Учитель: «Ребята, посмотрите: у меня на столе стоит волшебный сундучок. Вы хотите посмотреть что в нем спрятано? Открыть его можно только человеку, который лучше всех знает русские народные сказки.

Мы с вами прочитали много русских народных сказок. Я предлагаю вам отправиться в путешествие в страну русских народных сказок.

В стране сказок вы будете читать, рассказывать, отвечать на вопросы, выполнять задания. За правильный ответ и активное участие каждый из вас получит жетон. Кто наберет большее количество жетонов и покажет лучшие знания русских народных сказок — откроет волшебный сундучок.»

Итак, друзья, отправляемся в путь

Мы знаем, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интересней,

Чем наши волшебные сказки.

Закрываем глаза, считаем до трех. (открываем доску с картой путешествия)

Мы попали в страну сказок — здесь растет яблонька.

— Послушайте отрывок и скажите — из какой она сказки? ( Ребенок читает отрывок из сказки «Хаврошечка»)

Она все сделала, что коровушка ей завещала: голодом голодала, мяса ее в рот не брала, косточки ее зарыла и каждый день в саду поливала.

И выросла из них яблонька, да какая! Яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо — останавливается, кто проходит близко — заглядывается.

Растут на ней яблочки — загадки, давайте яблочки сорвем и ответим на вопросы, которые яблонька приготовила.

(Дети отвечают на вопросы, за правильные ответы получают жетоны)

— Кто в русских народных сказках самая хитрая и изворотливая?

— Что отпустил в прорубь герой из сказки «Лиса и волк»? (хвост)

— Из какого предмета журавль угощал лису? (из кувшина)

— Кто сломал теремок?» (медведь)

— Где живёт Баба Яга? (В избушке на курьих ножках).

— Сколько человек тянуло репку? (3)

Мы ответили на вопросы и можем идти дальше. По сказочным дорожкам мы будем идти пешком. ( Дети шагают на месте под музыку)

Встреча с лисой

Нас встречает лиса. У лисы в зубах конверт. Посмотрим, что в нем? В конверте — сообщения. Нам нужно определить, кто их отправил.

(Дети читают и отвечают)

• “Спасите, нас съел серый волк” (козлята)

• “ Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко” (мышка)

• “Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь. Я придумала, как обмануть медведя. Скоро буду дома” (Маша)

• “Помогите, мой брат превратился в козленочка” (Алёнушка)

• “Безобразие, кто-то съел мою кашу и сломал мой стул” (медвежонок)

• “ Папа, моя стрела в болоте. Женюсь на лягушке” (Иван-царевич)

Мы справились с заданием и можем идти дальше. ( Дети шагают на месте)

(На дороге — метла. Кто мог ее потерять? Звучит песня «Баба Яга»- под нее дети делают зарядку, повторяя движения за ведущим.)

Перед нами озеро. По озеру плавают гуси-лебеди. они приготовили для нас сложные задания — выполним их и тогда сможем идти дальше.

1. Сейчас вы увидите картинки из сказок. Определите, из какой они сказки?

(Я буду вам показывать иллюстрации, а вы назовите, к какой они сказке.)

2. Послушайте отрывок из сказки и скажите, как она называется?

Жили себе дед да баба.

Дед говорит бабе: «Ты, баба, пеки пироги, а я поеду за рыбой». Наловил рыбы и везёт домой целый воз.

Вот едет он и видит: лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге. Дед слез с воза, подошёл к лисичке, а она не ворохнётся, лежит себе как мёртвая. «Вот будет подарок жене», — сказал дед, взял лисичку и положил на воз, а сам пошёл впереди.

А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза всё по рыбке да по рыбке, всё по рыбке да по рыбке. Повыбросила всю рыбу — и сама ушла.

— Ну, старуха, — говорит дед, — какой воротник привёз я тебе на шубу!

— Там, на возу, — и рыба, и воротник.

Подошла баба к возу: ни воротника, ни рыбы, — и начала ругать мужа: «Ах ты. Такой-сякой! Ты ещё вздумал обманывать!» Тут дед смекнул, что лисичка-то была не мёртвая; погоревал, погоревал, да делать-то нечего.

(«Лисичка-сестричка и серый волк»)

Напекла она пирожков, достала большой-пребольшой короб и говорит медведю:

— Вот, смотри: я в этот короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да бабушке. Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду!

— Ладно, — отвечает медведь, — давай короб!

Только он сказал — появился каменный дворец с золотой крышей. Кругом — зеленый сад: цветы цветут и птицы поют. Марья-царевна с Емелей вошли во дворец, сели у окошечка.

— Емелюшка, а нельзя тебе красавчиком стать?

Тут Емеля недолго думал:

— По щучьему веленью,

По моему хотенью —

стать мне добрым молодцем, писаным красавцем.

И стал Емеля таким, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

(«По щучьему веленью»)

Задания мы выполнили, идем дальше.

Мы пришли во дворец ( из сказки «По щучьему веленью»)

В этом дворце находятся самые сложные вопросы:

Какими словами обычно начинаются русские народные сказки?

Какими словами обычно заканчиваются русские народные сказки?

(Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец)

Почемусказки называют народными? (ответы детей)

Сказки пришли к нам из глубокой древности. Народные сказки придумал народ и передавал их из уст в уста, из поколения в поколение.

Поднимите руки, кто любит читать, слушать народные сказки?

— Почему вам нравятся русские народные сказки? (ответы детей)

В сказках совершаются самые невероятные чудеса. В сказках есть несуществующие герои (Кощей Бессмертный, Баба-Яга, леший), происходят чудеса (лягушка превращается в царевну, братец Иванушка в козленочка, ведра сами ходят.) В сказках животные и растения могут разговаривать, они часто помогают добрым людям. Добро в сказках всегда побеждает зло.

— А как вы думаете, зачем нам нужны сказки? Чему они учат? (Ответ детей)

Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых.

Учитель: Ребята все задания вы выполнили, на все вопросы ответили, а сейчас посчитаем жетоны и определим, у кого их больше.

Если у кого-то оказалось равное количество жетонов — дополнительные вопросы:

Послушайте задание «Салат из сказок».

— Отгадайте, какие сказки перепутались?

Выпил Иванушка водичку из копытца и превратился в козлёночка. Увидела Алёнушка и заплакала, а Иванушка говорит: «Не плачь Алёнушка, а помоги мне лучше: влезь ко мне в левое ухо вылезь из правого – вот и стану я снова человеком». (Перепутались сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Хаврошечка».)

Сидит волк у проруби и приговаривает: «По щучьему велению, по моему хотению, ловись рыбка и большая и маленькая». Потяжелел хвост, стал волк его тянуть, никак не вытянет. Позвал волк бабку. Бабка за внучку, внучка за Жучку… (Перепутались сказки «Лисичка-сестричка и серый волк», «По щучьему велению», «Репка»).

Победитель открывает сундучок и раздает детям памятные подарки.

Победителю вручается грамота «Знаток сказок»

Вот и закончилось наше путешествие в мире Чудес и Волшебства. Благодаря вашим знаниям сказок, вашей дружбе мы смогли пройти этот путь. Но зато теперь вы сможете продолжить его сами, ведь сказочная тропинка бесконечна. Стоит вам открыть сборник русских народных сказок, и в путь!

Сборники русских народных сказок вы можете найти в нашей библиотеке.

(Показ книг с иллюстрациями)

1. Русские волшебные сказки / Составитель Булатов М. — Москва, 1991.

2. Русские сказки про зверей / Составитель Капица О. — Тверь, 1992.

3. Русские волшебные сказки / Ростов-на-Дону: Издательский дом «Проф-Пресс», 2012.

Урок внеклассного чтения : « Игра-путешествие по сказкам Г.Х. Андерсена»

Конспект урока внеклассного чтения в 3-ем классе:

« Игра–путешествие по сказкам Г. Х. Андерсена»

Урок внеклассного чтения : « Игра-путешествие по сказкам Г.Х. Андерсена»

Цель урока : расширять знания детей о жизни и творчестве датского сказочника Г. Х. Андерсена;

Задачи урока :

— формировать читательские умения и литературоведческие понятия;

-развивать речь учащихся, познавательную активность;

— пополнять словарный запас; воспитывать интерес к чтению, сочувствие и сострадание к людям;

-формировать дружеские взаимоотношения, навыки взаимопомощи.

1. Вступительное слово учителя.

В моём шкафу теснится к тому том,

И каждый том на полке словно дом…

Обложку-дверь откроешь второпях –

И ты вошёл, и ты уже в гостях.

Как переулок – каждый книжный ряд.

И весь мой шкаф – чудесный Книгоград…

Учитель. Давайте и мы с вами откроем обложки-двери книг, книг со сказками Г.Х.Андерсена и совершим удивительное путешествие в этот замечательный волшебный мир.

– Сколько сказок Г.Х.Андерсена вы знаете? (Ответы).

А их у него более 170! Волшебные, фантастические, и в то же время абсолютно реалистичные, они вмещают в себя мир чудаков и мудрецов, королей и нищих, учёных, крестьян, служивых, птиц, животных, растений…

В сказках Андерсена живут природа, любовь, добро, честь. Тихим, ровным голосом рассказчик повествует об обычных и необычных приключениях, защищает достоинство обиженных, мужественно вступая в борьбу со злом.

2. Работа по теме.

Знакомство с биографией

— Путешествие по сказкам Андерсена начнем со знакомства с его жизнью. А помогать мне будет Оле-Лукойе. Ребята, знаете ли вы, как переводится на русский язык это имя? Оле- Закрой –Глазки. В сказках так называли маленького человечка, посылающего сон малышам.

Выходит мальчик в костюме Оле –Лукойе.

Я сказочный гном.

Всем детям знаком.

Я зонтик раскрою,

И в сказку любую

— Здравствуйте, ребята! Никто на свете не знает столько сказок, сколько я . У меня есть два зонтика: черный и цветной. Кто помнит, для чего они мне нужны? ( Цветной зонтик Оле-Лукойе раскрывает над послушными детьми, и им всю ночь снятся сказки, а другой зонт – черный – над непослушными, и они спят без сновидений.

Сегодня я расскажу вам историю о детстве Ганса Кристиана Андерсана. слайд 3

Знаменитый датский сказочник Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в городе О́денсе..Отец его был бедным башмачником, а мама – прачкой. Семья жила очень бедно. В доме не было ни богатой мебели, ни картин, ни украшений. Родители очень любили своего сына. Отец водил его на прогулки, мастерил чудесные игрушки и даже сделал для мальчика настоящий кукольный театр. слайд 4

Учитель. слайд 5

— Маленький Ганс Христиан часто болел и обычно не участвовал в проказах соседских мальчишек. Больше всего он любил слушать сказки, которые рассказывал мальчику отец — вспоминал те, что слышал сам в детстве, пересказывал и читал книги. Ганс Христиан и сам начал придумывать сказки, но рассказывать их взрослым стеснялся, и эти первые сказки Андерсена слушал только старый домашний кот .

Оле-Лукойе: слайд 6

— Веселое детство Андерсена закончилось в 1814 году, когда умер его отец. Гансу Христиану, которому исполнилось одиннадцать лет, пришлось бросить школу и устроиться работать на фабрику. Но он все равно мечтал о том, как будет писать сказки и пьесы для театра. Еще у Ганса был чудесный голос и он прекрасно читал стихи и отрывки из пьес. Слава об этом чудо-ребенке разошлась по всему городу, за свой голос он получил прозвище «маленький соловей с острова Фюн».

В возрасте 14 лет Андерсен поехал в Копенгаген. Мать отпустила его, так как надеялась, что он побудет там немного и вернётся. Когда она спросила, почему он решил покинуть её и дом, юный Андерсен тотчас ответил: «Чтобы стать знаменитым!»

— Актёром Андерсен так и не стал. Он много путешествовал и стал знаменитым сказочником. При его жизни сказки были переведены на пятнадцать языков, после смерти – едва ли не на все языки мира. Ганс Христиан Андерсен сочинил более ста семидесяти сказок, семьсот семьдесят стихотворений, шесть романов и множество пьес.

Давным-давно цыганка нагадала матери Ганса Христиана, что ее «сын станет великим человеком, и город зажжет иллюминацию в его честь». К счастью, пророчество сбылось еще при жизни сказочника. Однажды после длительного отсутствия Ганс Христиан Андерсен вернулся в родной Оденсе, и горожане встретили знаменитого земляка настоящим фейерверком.

Великому сказочнику и его героям поставлены памятники. А героиня сказки Г.Х.Андерсена «Русалочка» стала символом столицы Дании – Копенгагена. Начиная с 1967 года по решению Международного совета по детской книге 2 апреля (в день рождения Ганса Христиана Андерсена) отмечается Международный день детской книги.

И не случайно высшая награда, присуждаемая лучшим детским писателям Европы, носит имя великого сказочника. Это международная золотая медаль Г.-Х. Андерсена. (Показать изображение медали).

Викторина по сказкам Г. К. Андерсена

( класс разбит на три команды, в каждой команде есть капитан)

— Ну что же, а теперь отправляемся в удивительный волшебный мир сказок Ганса Христиана Андерсена. К сегодняшнему уроку вы прочитали много его сказок и готовы побороться за звание “Лучший читатель сказок Андерсена”. Задача каждой команды, участвуя в игре, нужно набрать наибольшее количество жетонов. Итак, в путь!

Вы ждете, когда же я сказку начну?

Ну что ж, мы отправимся с вами в страну,

Где принц, королева живут и король,

А у горошины главная роль!

Оле-Лукойе раскрывает разноцветный зонтик.

Конкурс «Звездный час»

Задается вопрос. Команды совещаются и по сигналу ведущего поднимают табличку с номером правильного, на их взгляд, ответа.

• В какой стране жил Г.-Х. Андерсен?

• Из четырех произведений одно не принадлежит Андерсену.

2. «Гадкий утенок»

4. «Белоснежка и семь гномов»

• Из четырех предметов три взяты из сказки «Огниво». Определите лишний предмет.

1. Оловянная ложка

• Из какой сказки эта песенка: «Ах, мой милый Августин, все прошло, все!»

Конкурс « Узнай сказку по началу»

Как начинаются русские народные сказки? Конечно: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был…»

У Андерсена всё иначе. Помните ли вы, какие сказки открываются словами:

«Видали ли вы когда-нибудь старинный деревянный шкаф, совсем почерневший от времени?» («Пастушка и трубочист»)

«Шёл солдат по дороге: раз-два! Раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку»? («Огниво»)

«Ну, начнём! Дойдя до конца истории, мы будем знать больше, чем теперь»? («Снежная королева»)

Конкурс «Узнай героя» слайды 13 -14

1. «Черный как уголь, но, впрочем, тоже их фарфора и сам по себе такой же чистенький и миленький, как всякая фарфоровая статуэтка. Он премило держал в руках лестницу; личико у него было белое, а щечки розовые, как у барышни, и это было немножко неправильно, следовало бы ему быть почернее».

Трубочист. «Пастушка и трубочист»

2. «Он некрасив, но у него доброе сердце, и плавает он не хуже, смею даже сказать – лучше других. Я думаю, что он вырастет, похорошеет или станет со временем поменьше».

Гадкий утенок. «Гадкий утенок»

3. «Он восседал в своем золоченом кресле, читал – читал и поминутно кивал головой – ему очень приятно было читать похвалы своей столице, дворцу и саду».

Китайский император. «Соловей»

4. «У него огромные залы, а ходит он в чудесной бархатной шубке. Беда только, что он слеп».

5. «Боже мой, на что она была похожа! Вода бежала с ее волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она все-таки уверяла, что она настоящая …»

Принцесса. «Принцесса на горошине»

6. «Богатые уборы так шли к ней, она была в них так ослепительно хороша, что весь двор преклонялся перед ней. А король провозгласил ее своей невестой, хотя архиеписком и покачал головой, нашептывая, что лесная красавица, должно быть ведьма».

Элиза. «Дикие лебеди»

7. «Жил-был бедный принц. Королевство у него было маленькое-премаленькое, но жениться все-таки было можно, а жениться-то принцу хотелось… Он носил славное имя и знал, что сотни принцесс с благодарностью ответили бы на его предложение согласием».

8. «Лучше всех был молодой принц с большими черными глазами. Ему, наверное, было не больше шестнадцати лет; в тот день праздновалось его рождение, оттого на корабле и шло такое веселье».

9. «Одет он чудесно: на нем шелковый кафтан, только нельзя сказать какого он цвета – он отливает то голубым, то зеленым, то красным, смотря по тому, в какую сторону повернется… Под мышками у него по зонтику: один с картинками…, а другой совсем простой, гладкий…»

Конкурс «Угадай сказку» ( слова напечатаны на листочках, команды вытаскивают поочередно листочки, прочитывают и после совещания называют сказку)

Игроки должны определить, к какой сказке относятся прочитанные им подборки слов.

1. Трава, жаба, кольцо, крапива, терпение. («Дикие лебеди»).

2. Лебедь, яйца, мечта, утка, мороз, курица, вода. («Гадкий утенок»).

3. Тюфяк, карета, ливень, калоши, принцесса. («Принцесса на горошине»).

4. Роза, соловей, горшочек, трещотка. («Свинопас»).

5. Рыцарский крест, иголка, шелк, золото, свеча, кафтан, зеркало, мантия. («Новое платье короля»).

6. Нора, мышь, крыло, цветок, эльф. («Дюймовочка»).

Конкурс «Знатоков» ( Участвуют в конкурсе по одному человеку из команды) Если знатоки не отвечают, то могут отвечать команды, но тогда команде засчитывается не 2 балла, а 1)

1. В сказке Андерсена «Огниво» были собаки с разными глазами. Какими?

( У 1-ой были словно чайные чашки, у 2-ой – как мельничные жернова, у 3-ей – с круглую башню)

2. В сказке «Принцесса на горошине» есть эпизод: вечером в городские ворота постучали. Кто пошёл отворять?

3. Сказочник упоминает, какого роста была Дюймовочка. Какого же?

(С дюйм. Отсюда её имя)

4. Кто заправлял хозяйством овдовевшего морского царя из сказки «Русалочка»?

5. Как король наградил обманщиков-портных, сшивших ему новое платье?

(Рыцарским крестом в петлицу, а также пожаловал им звание придворных ткачей)

6. Какой документ потребовала у стойкого оловянного солдатика крыса?

7. Куда попали осколки зеркала Каю?

(В сердце и в глаз)

8. по какому признаку догадалась утка из сказки «Гадкий утёнок», что её непохожий на утят сын всё-таки не индюшонок?

(Он не боится воды, хорошо гребёт лапками и при этом прямо держится)

9. Мать морского царя носила особые отличительные знаки на хвосте. Какие?

(Целую дюжину устриц)

Конкурс «Что надо сделать, чтобы…»

1. … узнать настоящую принцессу? (Уложить девушку на 20 тюфяков и на 20 пуховиков, а под ними положить горошину).

2. … у русалочки появилась пара стройных ножек? (Отдать свой голос нам напиток ведьмы).

3. … братья превратились из лебедей в принцев? (Сплести из крапивы, растущей на кладбище, рубашки).

4. … укротить собак в подземелье в сказке «Огниво»? (Посадить каждую на ведьмин синий клетчатый передник).

5. … принцессе заполучить горшочек с бубенцами? (Надо принцессе 10 раз поцеловать свинопаса).

6. … появилась на свет Дюймовочка? (Посадить в цветочный горшок необычное ячменное зернышко).

7. … узнать, кто из сановников не на своем месте и кто умен, а кто глуп? (Показать новое платье короля из чудесной ткани).

8. … тебя приняли за турецкого бога? (Прилететь в сундуке-самолете).

9. … дети уснули и Оле-Лукойе мог бы рассказывать им сказки? (Прыснуть в глаза из спринцовки сладким молоком и подуть на затылок).

3. Заключительное слово учителя.

Закончились сказки, рассвет настает.

Пора просыпаться, работа всех ждет.

Я каждую звездочку с неба сниму,

Почищу и снова на место верну.

Весь мир разукрашу

К воскресному дню.

А вечером снова

Есть в Копенгагене в Центральном городском парке, где всегда много людей и куда каждый день приходят дети, памятник Андерсену. На цоколе памятника великому сказочнику высечены слова: «Воздвигнут датским народом».

И хоть сегодняшнее наше необыкновенное путешествие закончилось, но самый сказочный писатель с вами не прощается, с вами остаются его замечательные истории, которые учат нас быть добрыми, самоотверженными, преданными, учат любить близких нам людей.

(Подведение итогов игры, награждение победителей.)

Источники:

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/513298/
http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/chtenie/390645-konspekt-uroka-vneklassnogo-chtenija-puteshes
http://mega-talant.com/biblioteka/urok-vneklassnogo-chteniya-igra-puteshestvie-po-skazkam-g-h-andersena-84476.html

Читать еще:  Кто такие фурии? Кто такая фурия.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector