0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Содержание

У кого из музыкантов абсолютный слух. Бережанский П

Бережанский П. Абсолютный музыкальный слух (сущность, природа, генезис, способ формирования и развития)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 4
Глава I
Сущность абсолютного слуха 8
Глава II
Психологическая природа абсолютного слуха 28
Глава III
Генезис абсолютного слуха 40
Глава IV
Характерные особенности абсолютного слуха 49
Малая распространенность абсолютного слуха 49
Обнаружение абсолютного слуха 54
Виды абсолютного слуха 56
Ошибки при узнавании звуков 59
Длительность реакции узнавания звуков
при абсолютном слухе 66
Порог различения высоты звуков по абсолютному слуху 68
Опознавательные эталоны абсолютного слуха 70
Абсолютный слух и музыкальность 71
Критерии подлинности абсолютного слуха 76
Глава V
Воспитание абсолютного слуха у лиц,
его не имеющих 79
Глава VI
Способ формирования и развития
абсолютного слуха 91
Литература

ВВЕДЕНИЕ

Абсолютным слухом называют способность узнавать и определять, используя названия нот, отдельные звуки, не сравнивая их с другими, известными.
Умение узнавать музыкальные звуки, по-видимому, с давних пор привлекало музыкантов. Одним из свидетельств этому является, например, рекомендация Аристида Квинтилиана (I в. н. э.) для узнавания высоты звука пользоваться сравнением положения гортани при пении этого звука с положением ее при пении самого низкого звука голоса (103, I, 139).
Но абсолютный слух, в современном его понимании, у музыкантов прошлого не обнаруживался. Еще не были установлены нормативы камертонной настройки музыкальных инструментов, названия нот не были закреплены за определенными высотами звуков. «Тем специфическим функциям абсолютного слуха, которые проявляются у современного музыканта в его деятельности, невозможно было найти применения. Абсолютный слух исключался, относительный был господствующим», — отмечал Е. В. Назайкинский (53, 68-69).
Собственно история абсолютного слуха начинается с XVII в. с введения 12-ступенного равномерно-темперированного музыкального строя и фиксированного эталона музыкальной высоты. Первое свидетельство способности узнавать музыкальные звуки, то есть обладания абсолютным слухом, установлено в отношении В. А. Моцарта в середине XVIII в. В объявлении о его концерте говорилось: «Кроме того, он будет самым точным образом узнавать издали, по отдельности и в аккордах все звуки, которые только можно воспроизвести на фортепиано или на любых других инструментах: колоколах, стеклянных сосудах, часах и т. д.» (88, I, 30). Понятия «абсолютный слух» еще не существовало. Слух В. А. Моцарта называли «превосходным», «идеальным», «феноменальным», «истинным».
Сам термин «абсолютный слух» появился только во второй половине XIX в. Предполагается, что введен он был немецким музыковедом и акустиком Г. Риманом (27).
В России термин «абсолютный слух» впервые встречается в работах музыканта и педагога Э. Эпштейна в конце XIX в. (74), а широкое использование этого термина начинается с теоретических работ Н. А. Римского-Корсакова (62).
С конца XIX в. начинается этап научного исследования абсолютного слуха. Первым исследователем этой способности был немецкий акустик и психолог К. Штумпф, опубликовавший в 1883 г. первый том своего исследования «Tonpsychologie» (103). Наиболее значительной вехой в истории изучения абсолютного слуха стала монография Б. М. Теплова «Психология музыкальных способностей», изданная в 1947 г., в отдельной главе которой был обобщен отечественный и зарубежный опыт исследований, дан глубокий анализ сущности и природы абсолютного слуха, позволивший вплотную приблизиться к его объяснению (67, 120-159).
Однако прошло полстолетия и в 1999 г. музыковед и педагог М. В. Карасева признает: «Исследования ведутся уже более ста лет, однако, несмотря на множество исследований, проводившихся музыковедами, акустиками и физиологами, феномен абсолютного слуха остается достаточно загадочным» (34, 110).
С течением времени интерес к абсолютному слуху не только не ослабевает, но возрастает как у нас в стране, так и за рубежом. Продолжают высказываться самые противоположные суждения о детерминации абсолютного слуха, его сущности, природе, генезисе, возможности и способах формирования, значении для музыкальной деятельности и последствиях для музыкального искусства.
Особенностью изучения абсолютного слуха с самого начала стало противопоставление его слуху относительному. Это противопоставление, отраженное уже в семантическом значении терминов «абсолютный» и «относительный», распространилось на всю проблематику, связанную с абсолютным слухом. Е. В. Назайкинский отмечал, что становление «различных форм и проявлений абсолютной памяти на высоту звуков» привело к осознанию «полярности абсолютных и относительных высот», возникновению «множества связей и взаимодействий абсолютного и относительного компонентов слуха, в том числе и антагонистических, усложняющих процессы восприятия, творчества, записи и исполнения музыки» (53, 78). Можно сказать, что противопоставление этих двух компонентов слуха стало методологией исследования абсолютного слуха. Такое противопоставление сужало возможности изучения и относительного слуха, но наиболее негативно сказалось на исследовании слуха абсолютного. Если относительный слух единодушно признается специальной музыкальной способностью, то музыкальная обусловленность абсолютного слуха подвергается сомнению. Если относительный музыкальный слух рассматривается как сложная многокомпонентная способность, то абсолютный слух сводится к одной занимательной и элементарной способности угадывать звуки. Если относительный слух подвергается глубокому генетическому исследованию, то абсолютный слух практически остается на уровне феноменологического объяснения.
Существует огромное количество методической и учебной литературы по вопросам формирования и развития относительного слуха, и ни одного специального пособия — по воспитанию слуха абсолютного. Вместе с тем признается, что «ученики с абсолютным слухом требуют строго индивидуального подхода, если их мало в группе, и совершенно иной методики, если их большинство. Для них обычная методика, рассчитанная на относительный слух, ничего не дает» (51, 144).
Проводившиеся исследования абсолютного слуха в большинстве своем ограничивались либо описанием характерных особенностей уже сложившейся способности, либо наблюдением за его развитием в онтогенезе, либо его экспериментальным формированием. Необходимо собственно генетическое исследование абсолютного слуха как психической функции. Только путь объяснения роли социальных и психологических факторов, влияющих на становление и рост исследуемой способности, может привести к пониманию сущности, природы, генезиса и нахождению способов целенаправленного педагогического руководства процессом формирования и развития абсолютного слуха.
Положительные результаты исследования возможны также при признании абсолютного слуха специальной музыкальной способностью, формируемой и развиваемой в музыкальной деятельности и успешность музыкальной деятельности обуславливающей. Абсолютный слух должен рассматриваться как компонент музыкального слуха, наряду с другими его компонентами и в генетическом их единстве.
Результаты такого исследования приведены в настоящей работе. Полученные впервые, они предполагают углубление, уточнение, дополнение и указывают на перспективные, по мнению автора, направления дальнейших исследований.
Автор признателен доктору искусствоведения, профессору Московской консерватории Е.В.Назайкинскому и доктору искусствоведения, профессору Московской консерватории Ю.Н.Холопову за критические замечания и ценные указания при подготовке книги к изданию.

УДК 781.1
ББК 85.310.70 + 88.454
Б 48

Читать еще:  Человек борется против своего века. Подготовка к ГИА

БЕРЕЖАНСКИЙ П. Н. Абсолютный музыкальный слух (сущность, природа, генезис, способ формирования и развития). — М., 2000. — 101 с.

В предлагаемом издании впервые в отечественной и зарубежной музыкальной психологии дано научное объяснение феномена абсолютного слуха. Анализ результатов ранее проводившихся исследований и собственная теоретическая и экспериментальная работа автора привели к разработке эффективного способа формирования и развития этой ценной, считавшейся врожденной музыкальной способности.
Книга адресована музыковедам, психологам, преподавателям и студентам музыкальных учебных заведений, всем интересующимся вопросами психологии музыкальных способностей, а также музыкантам, желающим воспитать у себя или усовершенствовать уже имеющийся абсолютный музыкальный слух.

ISBN 5-89598-091-0
© Бережанский П. Н., 2000
ББК 85.310.70 + 88.454
.

У кого из музыкантов абсолютный слух. Бережанский П

Небольшой конспект (по книге Бережанского).
Если непонятно, пропускайте и читайте ниже.

УСЛОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ АС

1. Дискретное восприятие (воспитание до-центрического ладотонального ступеневого чувства):

а) диатонические звуки устойчивые;
б) диатонические звуки неустойчивые;
в) хроматические звуки.

Методика воспитания ступеневого чувства отработана и подробно описана, например:
— Гейнрихс И. П. Музыкальный слух и его развитие. — М., 1978.
— Козырев Ю. П., Серапионянц Н. Л. Основной начальный курс сольфеджио импровизатора. — М., 1994.

г) сокращение длительности реакции узнавания (интенсификация процесса интериоризации моноладотональных ступеневых представлений — для ускорения развития сформированного и достаточно интериоризованного на первом этапе абсолютного слуха).

2. Селективное восприятие (развитие способности выделять в восприятии и узнавать отдельные элементы гармонического комплекса).

Дискретное восприятие и селективное восприятие возможны на перцептивном уровне развития абсолютного слуха — уровне так называемого пассивного абсолютного слуха. Этот уровень характеризуется сформированностью моноладотонального ступеневого чувства, но неразвитостью моноладотональных ступеневых представлений.

3. Внетембровое восприятие (освобождение от тембровой зависимости).

а) узнавание звуков ближайших к исходной октав того же музыкального инструмента;
б) узнавание звуков других музыкальных инструментов;
в) узнавание звуков собственного голоса;
г) узнавание звуков «немузыкального» происхождения.

Внетебровое восприятие — переходный этап от перцептивного к репродуктивному уровню развития — уровню так называемого активного абсолютного слуха.

4. Сукцессивное представление и воспроизведение (развитие репродуктивной способности абсолютного слуха — способности последовательно во времени представлять, а значит, и воспроизводить отдельные звуки, интервалы, аккорды).

5. Симультанное представление (развитие способности одномоментного слухового представления — в абсолютном высотном ладотональном контексте — последовательно излагаемого музыкального материала, а также развитие способности слияния музыкально-слуховых с внемузыкальными представлениями с образованием межчувственных ассоциаций).

Условные этапы сукцессивного представления и воспроизведения и симультанного представления относятся к репродуктивному уровню развития — уровню так называемого активного абсолютного слуха.

Определяющий для развития абсолютного слуха — этап дискретного восприятия. Только на этом этапе требуются особые организационно-педагогические условия и методические принципы. Дальнейшее развитие АС (на последующих этапах) может осуществляться в рамках традиционных методик, но необходимо сбалансированное сочетание константного и аконстантного типов ладотонального музыкального восприятия.
.
.
#абсолютныйслух #методикабережанского #perfectpitch #absolutepitch

Конспект по сообщениям П. Н. Бережанского на форуме.

Проверка факта сформированности АС (по тест-заданиям, начиная с 1-й части курса):
1 Узнали ли вы последний звук мелодии по абсолютному слуху? Назовите его.
2 Закончена ли мелодия? Да или нет.
3 Чувствуете ли вы ступеневое качество последнего звука по относительному слуху? Назовите ступень.
4 Узнали ли вы тональность мелодии? Назовите тональность.
Если можете определять тональности, АС формируется правильно.

Проверка готовности к освоению других тональностей (параллельно со 2-й частью курса):
1) Настроить слух в Фа мажор или другую тональность.
2) Проверить верность узнавания звуков по АС.
Если слух перестраивается, переход к освоению других тональностей преждевременен.

Порядок освоения тональностей:
C-dur, a-moll
C-dur, G-dur, a-moll
C-dur, e-moll, G-dur, a-moll
C-dur, F-dur, e-moll, G-dur, a-moll
C-dur, d-moll, F-dur, e-moll, G-dur, a-moll
C-dur, B-dur, d-moll, F-dur, e-moll, G-dur, a-moll
C-dur, g-moll, B-dur, d-moll, F-dur, e-moll, G-dur, a-moll
и т. д., постепенно увеличивая количество ключевых знаков.

Как работать в тональностях:
а) Узнавать отдельные звуки, преодолевая их относительное тяготение и вырабатывая слышание двойного ладового качества.
б) Узнавать интервалы, аккорды (см. ниже). Определять не только их обращение по относительному слуху, но и положение в звуковысотной системе по абсолютному слуху.
в) Устные диктанты.
г) Письменные диктанты.
д) Сольфеджирование (пение по нотам) с предварительной настройкой по абсолютному слуху.
е) Мысленная нотация знакомых мелодий.
ж) Игра на инструменте по слуху.

Проверка уровня сформированности АС (для завершающих курс):
1) Можете ли узнать звук без предварительной настройки?
2) Можете ли определить тональность одноголосной мелодии?
3) Можете ли настроиться на нужную тональность при сольфеджировании?

Что делать, чтобы узнавать звуки в «живой музыке»:

1) Непривычный тембр. Нужно привыкнуть к тембру инструмента. Для этого ускоренно в том же порядке, как в аудио-курсе, потренироваться в узнавании «живых» звуков инструмента.

2) Быстрый темп. Сократить скорость реакции узнавания звуков, занимаясь по аудио-курсу.

3) Гомофонно-гармонический или полифонический склад музыки. Развивать селективный компонент слуха (см. ниже).

4) Непривычный ритм. Научиться улавливать и узнавать звуки разных длительностей (в мелодиях, или записать и проработать упражнения курса в ритмическом разнообразии).

5) При модуляциях слух уплывает из До мажора (хорошо развитый ОС).
Повторить курс сольфеджио музыкальной школы и училища, выполняя все задания абсолютным слухом:
а) устные диктанты;
б) письменные диктанты;
в) петь с листа;
г) подбирать по слуху;
д) слушать интервалы и аккорды, вычленяя абсолютным слухом последовательно верхний, средний и нижний звуки созвучия;
е) слушать музыку — сначала фортепианную, с лёгкой фактурой, определяя звуки и тональности.

6) Неразвитый ОС. Проверьте, можете ли узнавать звуки «живой» музыки относительным слухом при знании тональности? Если нет, чего же вы хотите. Вы имеете такой абсолютный слух, какой имеете относительный. Развивайте и относительный слух, т. е. все компоненты слуха.

7) Утрата навыка узнавания звуков. К сожалению, многие, стремясь быстрее пройти курс, не следят за отчетливым слышанием и переживанием ладовых портретов узнаваемых звуков. Переходят к заданиям с непосильными темпами, при которых невозможно пропевать звуки и их интонации вслух, вынужденно преждевременно переходят к внутреннему пению и пению без интонаций. Звуки начинают терять в восприятии достигнутый ранее яркий акустический ладовый портрет. Продолжение такой практики приводит к трудностям и даже утрате навыка узнавания звуков. Особенно, по моим наблюдениям, это опасно в третьей части курса, но также и в первых двух частях

Как развивать селективный компонент слуха:
а) Записать на аудио интервалы с размещением верхнего звука в 1-й октаве. Слушать и узнавать по абсолютному слуху верхние звуки.
б) Записать на аудио интервалы в широком расположении: нижние звуки в 1-й октаве, верхние в 4-ой. Узнавать только нижние звуки.
в) Постепенно сужать интервалы до тесного расположения. Всё время узнавать только нижние звуки.
г) Перенести нижние звуки в малую октаву. Начать в широком расположении, постепенно сужая до тесного.
д) Аналогично перенести нижние звуки во 2-ю октаву.
е) Перенести нижние звуки в большую октаву.
ж) Перенести нижние звуки в 3-ю октаву.
Итого: месяц-два, и слух будет направлен на нижние звуки интервалов.
з) Размещать оба звука интервала в удобной для слуха октаве в тесном расположении. Слушать и узнавать оба звука.
и) Размещать оба звука во всех октавах, в любом расположении. Слушать и узнавать оба звука.
к) Аналогично проработать мажорные и минорные трезвучия и их обращения. Вначале узнавать верхние звуки.
л) Размещать мажорные и минорные трезвучия и их обращения в широком расположении. Узнавать нижние звуки.
м) Размещать мажорные и минорные трезвучия и их обращения в широком расположении. Узнавать средние звуки.
н) Размещать мажорные и минорные трезвучия и их обращения в тесном расположении в 1-й октаве. Узнавать все звуки. Определять тональность аккорда, одновременно приобретая знания в теории музыки.
о) Размещать мажорные и минорные трезвучия и их обращения в тесном расположении во всех октавах. Узнавать все звуки. Определять тональность аккорда, одновременно приобретая знания в теории музыки.
п) В том же порядке узнавать звуки в аккордах нетерцового строения.

Читать еще:  Расписание программ на 2 января.

Обязательно!
Приобрести учебник: Ю.П.Козырев, Н.Л. Серапионянц «Сборник упражнений по начальному сольфеджио для импровизации». Также использовать учебник по сольфеджио французского композитора А. Денхаузера, образца 1891-го года.
а) Петь нотами с листа, т. е. сольфеджировать.
б) Записать на аудио, слушать и узнавать звуки и тональности (устные диктанты).
в) Слушать и записывать нотами (письменные диктанты).

Как определять на слух мажорные и минорные трезвучия с обращениями:
а) Пропеть слышимый аккорд сверху вниз.
б) Остановиться на нижнем звуке и определить относительным слухом по тяготению к тонике ступень и обращение.
в) Определить по абсолютному слуху один из звуков.
г) Назвать тональность.

Интериоризация («запоминание» в абсолютном высотном положении):
а) отдельных звуков в исходной тональности До мажор;
б) отдельных звуков в тональностях со всё большим количеством ключевых знаков;
в) интервалов;
г) аккордов с обращениями;
д) септаккордов с обращениями.
И т. д.

Хронология такая. Бережанский работал по своей методике с детьми и думал, что взрослым АС недоступен. В 1999 году к нему пришла Маргарита, выпускница муз. училища, у которой были проблемы со слухом и метро-ритмом. Он с ней занимался по своей методике — в монотональности, хотя не надеялся сформировать АС, просто считал такой подход более эффективным для развития слуха. Неожиданно для Бережанского она начала узнавать звуки. Они занимались в течение года, и потом она поступила в Гнесинку. После этого Бережанский задумался о развитии АС у взрослых.

Он начал заниматься сам и развил АС у себя самого.

Потом 4 месяца помогал студенту училища им. Гнесиных, и у того сформировался АС. Этот студент достиг цели — перевёлся в другой колледж, и больше они не занимались.

Потом Лена Залесова — ученица 10-го класса ЦМШ, т. е. уже подростковый или юношеский возраст. Бережанский занимался с ней 1 год. У неё развился АС, и она поступила в Московскую консерваторию. Через несколько лет её мама сказала, что без АС не поступила бы в консерваторию.

Как-то я просматривала видео учеников Валярия Пясецкого (это педагог Дениса Мацуева). И неожиданно обнаружила видео с Леной Залесовой, ещё ученицей ЦМШ: https://youtu.be/7cGbmYo1s2w
Наверное, та самая Лена, которая училась у Бережанского — не совпадение же.

Почему П. Н. и сказал на форуме:
«. важно не количество, а сама принципиальная возможность воспитания абсолютного слуха у взрослых. Было показано, что и у взрослых воспитание абсолютного слуха возможно. Это дало мне право сообщить об этом в книге и аудио-курсе».

Из книги Б.:
«. не всякое скорое узнавание отдельных звуков по их ладовому качеству можно назвать абсолютным слухом в принятом смысле. Существует граница скорости, до которой восприятие и узнавание звуков еще обусловлено исходным моноладотональным контекстом и при смене ладотональности нарушается, но после которой узнаванию звуков не мешают ладотональные перестройки. Эта граница имеет количественное выражение.

Как известно, количественные показатели используются с целью контроля за динамикой развития навыка чтения в начальных классах общеобразовательной школы и выражаются в количестве читаемых в минуту слов. При скорости чтения менее 100-120 слов в минуту еще нельзя говорить о сложившейся способности. Психофизиологические механизмы чтения еще недостаточно автоматизированы и интериоризованы. Смысл прочитанного при этом воспринимается читающим фрагментарно или не воспринимается совсем. Только скорость чтения более 120 слов в минуту свидетельствует о достаточной интериоризации, сформированности функционального органа, способности осмысленного чтения и возможности ее дальнейшего самостоятельного развития.

Так и абсолютный слух начинается при скорости узнавания в среднем не менее 150-160 звуков в минуту, то есть длительности реакции 0,4 с, так как именно такой уровень автоматиации и интериоризации системы психофизиологических механизмов ступеневого моноладотонального восприятия, как показали эксперименты, свидетельствует о достаточном оттормаживании и редукции эффекторных звеньев и переводе экстериоризованных действий в психический план. Только при симультанной форме восприятия и такой длительности реакции узнавания звуки приобретают абсолютное качество, индивидуальный портрет и «вполне определенную физиономию», освобожденную от исходного моноладотонального притяжения. Можно также уверенно предположить, что и дальнейшее совершенствование абсолютного слуха, обеспечивающее, в конечном итоге, внетембровый и репродуктивный его уровни, непосредственно обусловлено продолжающимся сокращением длительности реакции узнавания до отмеченных О. Абрагамом 0,005-0,109 с».

Абсолютный слух: факты и исследования

Абсолютный слух – это способность точно идентифицировать высоту любого звука, не прибегая к сравнению со звуками известной высоты.

Композитор Камиль Сен-Санс рос вундеркиндом. В два с половиной года он очутился перед фортепиано. Вместо того чтобы стучать как попало, он нажимал одну клавишу за другой и не отпускал ее, пока звук не затихал. Бабушка научила его названиям нот, а после решила привести инструмент в порядок. Во время работы настройщика маленький Сен-Санс смог назвать все ноты, слыша их из соседней комнаты. Про таких людей говорят, что у них есть абсолютный слух.

Подобные описания заставляют нас воспринимать это умение как нечто недосягаемое и волшебное. Наш обзор фактов и исследований призывает отказаться от такого пафоса.

Исследования абсолютного слуха

История абсолютного слуха началась в XVII веке, когда в обращение были введены равномерно-темперированный музыкальный строй с 12-тью ступенями и фиксированный камертон (эталон высоты звука). Его первым задокументированным обладателем в XVIII веке стал В. А. Моцарт, чей слух описывали как «истинный», «превосходный». Термин «абсолютный слух» был введен во второй половине XIX века, а ближе к XX веку ученые начали пристально изучать само явление. На сегодняшний день раскрыто множество интересных закономерностей, связей и эффектов, связанных с абсолютным слухом, тем не менее, в научном мире нет единого консенсуса относительно точной природы этого феномена.

В работе «Зонная природа звуковысотного слуха» (1948) Н. Гарбузов на основе своих опытов предположил, что музыканты-абсолютники воспринимают звуковые частоты кластерами, соотнося полосы частот с 12-тиступенным темперированным строем. Им не требуется особой тонкости слуха для дифференцирования частот внутри этих кластеров, только особое качество восприятия каждой из этих зон. Ширина зон, по данным Гарбузова, зависит от высоты регистра, тембра, громкости звука, индивидуальных особенностей и психического состояния человека.

Феномен абсолютного слуха более 30 лет подробно изучает психолог Диана Дойч. На 138-м съезде Американского акустического общества в 1999 году она совместно с коллегами представила результаты исследования зависимости абсолютного слуха от наличия тональности в родном языке (Deutsch, Henthorn, Dolson, 1999). Большая часть народов Юго-Восточной Азии, Африки, а также коренные народы Америки говорят на языках, в которых значение слова зависит от высоты произношения слогов. Эти языки называются тональными или тоновыми. У носителей таких языков с младенчества воспитывается чувствительность к высоте тона, необходимая для понимания и воспроизведения родной речи. В результате эксперимента коренные носители вьетнамского и китайского с поразительной точностью воспроизводили слова из родного языка на той же ноте, на которой они говорили их несколько дней назад. Отклонение не превышало 0.5-1.1 тона у вьетнамцев и 0.25-0.5 тона у китайцев! Дойч считает это доказательством того, что абсолютный слух – не врожденное, а приобретенное явление.

Читать еще:  Предсказания отрока льва. Дневник Левы Федотова

Немного статистики из исследования среди студентов двух консерваторий, в США и Китае (Deutsch, Henthorn, Marvin, Xu, 2005). Студенты, разделенные на три группы, проходили онлайн тестирование, где им предлагалось правильно определить около 20-ти прозвучавших нот. Китайские студенты продемонстрировали значительный отрыв от американских, владеющих только нетональными языками. По критериям теста в группе студентов, начавших заниматься музыкой в 4-5 лет, около 60% китайских и 14% американских студентов обладали абсолютным слухом; в группе начавших в 6-7 лет – 55% китайских и только 6% американских; в группе начавших в 8-9 лет – 42% китайских и никого из США. Важно, что это исследование показало прямую зависимость наличия абсолютного слуха от раннего возраста начала обучения музыке.

Канадское исследование (Bidelman, Hutka, Moreno, 2013), сравнившее музыкантов и немузыкантов с родным тональным языком, доказало влияние языка на музыкальные способности, подтвердив их двустороннюю тесную связь. Задания на точность определения высоты звука, музыкальное восприятие и общие когнитивные способности (например, подвижный интеллект, рабочая память). Владеющие кантонским диалектом китайского языка люди показывали результаты, сравнимые с результатами музыкантов, в отличие от англоязычных людей, не изучавших музыку.

Слуховая система абсолютников функционально и физически не отличается от неабсолютников. Отличие заключается в разном алгоритме обработки звуковой информации корой головного мозга (Gregsen, 1998): точное определение высоты звука требует базы частот в памяти человека, а также установления соответствий между диапазонами звука и названиями нот, потому что одна нота соответствует интервалу частот, пусть и небольшому. Таким образом, абсолютный слух может быть прямым аналогом нашего умения распознавать цвета, звуки речи или другие искусственно дискретные системы восприятия. Точно так же, как большинство из нас научились узнавать и называть видимый свет с длиной волны 450-495 нм «синим цветом», люди, которых знакомили с нотами и их названиями в раннем детстве, скорее всего, смогут идентифицировать, например, ноту ДО (Takeuchi, Hulse, 1993).

По результатам трехлетнего исследования 2002-2005 гг., направленного на поиск генов, связанных с наличием абсолютного слуха, доктор Джейн Гитчер (Jane Gitschier) из Университета Калифорнии, зафиксировав большую вероятность обладания таким слухом у родственников, высказала предположение, что такие гены все же существуют. Хотя, возможно, это общечеловеческая способность, в значительной степени определяющая свое развитие уровнем и типом музыкального воздействия, которое испытывают люди в той или иной культуре. Собранные данные показали, что явление абсолютного слуха оказалось отличной иллюстрацией пластичности нашей слуховой системы, а также моделью для изучения взаимодействия генов и воспитания в развивающемся мозге.

Можно ли развить абсолютный слух?

До сих пор не было зафиксировано ни одного подтвержденного случая достижения взрослым человеком истинного абсолютного слуха. Как мы уже упомянули, период раннего музыкального развития в детстве является критическим. Но не стоит опускать руки.

Если вы хотите слышать мелодии как последовательности нот, то необходимо регулярно и стабильно развивать все составляющие музыкального слуха. Когда вы научитесь слышать различие между звуками, как минимум, до полутона и запомните, как называется звук любой высоты, тогда вы смело сможете утверждать, что вы развили псевдоабсолютный слух. Есть множество людей, которые достигли такого результата. Здесь нет никакого чуда, а есть только усердная работа для приобретения желаемого навыка.

Псевдоабсолютный слух может понадобиться вам в следующих случаях:

  • начать петь в нужной тональности без подсказки и не «сползать» при пении a capella;
  • определить, правильно ли настроен ваш инструмент (строй может быть сдвинут выше или ниже);
  • проверить, верно ли вы берете ноты при игре на инструментах с нефиксированным строем (струнных, медно-духовых).

Тем не менее, с каждой из этих ситуаций человек может справиться, имея хорошо развитый относительный слух.

Важен ли абсолютный слух для музыканта?

Факт наличия абсолютного слуха ошибочно воспринимается как гарантия развитой музыкальности. Однако, он встречается у посредственных музыкантов, у настройщиков музыкальных инструментов и у людей, вообще не интересующихся музыкой. Таким образом, эта способность – не исключительно музыкальная. Абсолютный слух есть у многих животных и птиц, для которых умение различать высоту тона необходимо для жизни.

По способу восприятия высоту тона музыкальный слух разделяют на:

  • абсолютный (восприятие отдельными нотами);
  • относительный (восприятие через расстояние между звуками).

Составляющие музыкального слуха могут развиваться как на основе одного, так и другого вида слуха. Бывает, что полифонический слух является «побочным эффектом» абсолютного.

Сравнение абсолютного и относительного слуха позволяет определить их ценность для музыкантов: с помощью любого из них можно определить звуковое отношение и идентифицировать звук, просто при этом используются разные стратегии. Там, где абсолютник воспринимает отдельные ноты и сразу извлекает нужное из долговременной памяти, неабсолютник воспринимает общую интонацию, занося новую информацию в рабочую память (Hantz, Crummer, Wayman, Walton, Frisina, 1992).

В 1995 году Эдвин Ханц с группой психологов (Hantz, Kreilick, Braveman, Swartz, 1995) изучали влияние абсолютного слуха на способность помнить высоту заданных нот. В задании требовалось прослушать серию случайных звуков и, узнав заданный, нажать кнопку. Для более точного установления времени реакции у испытуемых использовалась электроэнцефалограмма. Вопреки ожиданиям, музыканты-неабсолютники и музыканты-абсолютники действовали одинаково хорошо, отличаясь в каких-то минимальных параметрах.

Сам по себе абсолютный слух не предполагает наличие шикарных музыкальных способностей: кроме стопроцентного узнавания двери дома по ее скрипу, других удовольствий не сулит 🙂 Несмотря на то, что абсолютный слух облегчает музыкальное обучение, многие профессиональные музыканты жалуются, что он лишает их гибкости и мешает как при работе, так и при простом прослушивании музыки для удовольствия. Так стоит ли завидовать, зная, что такие великие композиторы, как Чайковский, Вагнер и Скрябин, обходились без абсолютного слуха?

Стремление обладать абсолютным слухом не всегда оправдано, учитывая проблемы, с которыми сталкиваются люди, обладающие этим умением. Слыша малейшие отклонения от «стандарта», заданного памятью, музыканты-абсолютники испытывают трудности с произведениями, транспонированными в другую тональность, и нотами, воспроизведенными на немного другой частоте звука; им кажется, что они «неправильные». Это относится к аутентичной средневековой и барочной музыке (привет огромному пласту классики!) и старинным инструментам разных периодов, в которых камертон отличается от современного. Мало того, концертные камертоны в разных странах немного варьируются даже сейчас!

Абсолютники часто пытаются использовать свое уникальную способность там, где это не нужно. Например, дети на уроках сольфеджио могут лениться и не развивать свой относительный слух, пользуясь для записи диктантов абсолютным. Б. М. Теплов писал, что абсолютный слух может задерживать развитие других составляющих музыкального слуха, поскольку он делает их ненужными, замещая собой. Относительный слух исключительно важен при транспозиции (транспонировании) музыки в другую тональность, гармонизации в строе отличном от равномерно темперированного. Он намного гибче абсолютного слуха и позволяет музыкантам легко подстраиваться под своих коллег в ансамбле и оркестре, аккомпанировании и игре на различно настроенных инструментах.

Уместно вспомнить, какие похвалы кричат люди, воодушевленные прекрасным исполнением музыки? Если восторги обобщить, то мы поймем, что выдающийся музыкант умело пользуется ВСЕМИ своими способностями. Даже обладая замечательными относительным слухом и чувством ритма, человек не становится талантливым музыкантом. Эти стороны музыкального слуха только позволяют разделять ткань произведения на составляющие для более глубокого ее понимания. Они НЕ компенсируют отсутствие художественного воображения, артистизма, умения работать со своим голосом или инструментом и другие важные качества!

Источники:

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/bereg/index.php
http://vk.com/topic-144913531_35233816
http://music-mydream.com/important/articles/168-absolutnyi-sluh-fakty-i-

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector