3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Цыгане-люли из бухары. Цыгане-люли, Подмосковье

Комментарии

Среди окружающего населения цыгане Средней Азии известны под названием люли, джуги, мазанг. Сами цыгане утверждают, что название “люли” им присвоено узбекским населением, а “джуги” – таджикским. В качестве самоназвания все группы цыган выдвигают этноним мугат – мугати самарканди, мугати бухорой …

Между цыганами, за которыми по традиции закрепились названия “люли” и “джуги”, нет резких этнографических различий. От них отличаются цыгане, именуемые мазанг, представители которых разбросаны по всей территории Средней Азии. Они никогда не вступали в родственные отношения с другими среднеазиатскими цыганами и резко выделялись среди них по характеру исконных занятий.

О давности появления цыган в Средней Азии свидетельствует утрата ими своего языка и многочисленные заимствования различных элементов материальной и духовной культуры у окружающего населения. Большинство цыган двуязычны, они говорят на узбекском и таджикском, однако таджикский язык в их быту является основным. Считается, что цыгане являются выходцами из Индии. Правда, среднеазиатские цыгане убеждены, что родина их предков – Средняя Азия. Но наличие среди цыган антропологического типа, резко отличающегося от окружающего населения и имеющего ближайшие аналогии среди населения Индии, характерный род занятий, близкий членам индийской касты “дом” (деревообделочное ремесло, нищенство ..), а также некоторые обычаи (татуировка лба) говорит о том, что предки среднеазиатских цыган были выходцами из Индии. В Самаркандской и Сурхандарьинской областях бытует этноним “мултони” происходящий от города Мультан. Этот город находится в Пакистане, и в средние века был перевалочным пунктом караванной торговли с Персией и Средней Азией.

В прошлом цыгане не имели земельных наделов и были вынуждены передвигаться с места на место. Однако у среднеазиатских цыган уже давно были места длительных стоянок вблизи городов и сельских населенных пунктов. Из таких стоянок выросли цыганские кварталы на окраинах Самарканда. Бухары, Ташкента.

По религиозной принадлежности среднеазиатские цыгане – мусульмане. Они по-мусульмански хоронят умерших, совершают молитвы, постятся, соблюдают обряд обрезания. Однако в прошлом и у них, как и у многих других народов Средней Азии, ортодоксальный ислам сочетался с элементами различных доисламских верований, которые в семейном быту имели преобладающее значение. У цыган была распространена вера в различного рода духов – джин, пари, алвасти, в порчу – зиён, в силу всевозможных оберегов и амулетов – тумор, бозбанд. Лук, перец, хлеб, острые предметы, рога барана считались оберегами от действия злых духов и сглаза. Особой сакральной силой наделялся волк: клыки и высушенный нос волка нашивали на одежду в качестве оберегов. Такой же силой обладал, по цыганским верованиям, дикобраз, колючки которого также употреблялись в качестве оберега. Каршинские цыгане ели мясо дикобраза, а у самаркандских существовало строгое табу на мясо этого животного и была распространена легенда о том, что некогда дикобраз был человеком. Возможно это пережитки каких-то древних тотемистических представлений.

Ремеслом занимались лишь немногие цыганские группы. Среди цыган встречались ювелиры и кузнецы. Цыганки же обычно изготовляли волосяные лицевые сетки – чачвон. У ферганских и ташкентских люли были группы ремесленников, занимавшиеся выделкой щепного товара, изготовлением сит и решет, женщины плели решета, мужчины делали к ним ободья.В основном среди цыган люли и джуги мужчины были мало заняты производительным трудом, представляя заботы о пропитании семьи женщинам. Для большей части цыган главным источником существования являлось нищенство, которым занимались женщины. Вооружившись мешками и посохами, которыми они отгоняли собак, цыганки ежедневно выходили на сбор подаяния, обходя двор за двором в городах и кишлаках. Попутно цыганки гадали, смотря в зеркало или в чашу с водой.Цыгане-мазанг нищенством не занимались совершенно. Мужчины мазанги были деревообрабодчиками и мелкими торговцами. Они изготавливали решета, сита, бубны, деревянную посуду.

ЕСТЬ ЛИ КРОВ У ЦЫГАН?Исконным жилищем цыган служил шатер – чодыр. Зимний шатер (чодири зимистон) состоял из бязевого полотнища, накидывавшегося на два или три врытых в землю шеста. Летний шатер (чодири гарм) представлял собой по существу лишь навес для тени, он был значительно меньше и держался обычно на одном шесте. В шатре расстилали кошму, раскидывали одеяла и подушки. Обогревались при помощи костра, разжигаемого в небольшом круглом углублении ближе к выходу. Пищу готовили на кострах, которые разводили вне шатра. От обычного чодыра отличалось жилище цыган-мазангов. Они строили шалаш (чайла) из дугообразных согнутых и воткнутых в землю толстых ветвей ивы, которые покрывали мелкими ветками, камышом и сухой травой. Чайла, высотой в рост человека, достигала длину 3-4 метра, двери были из камышовой циновки или завешивались полотнищем ткани.

Многовековое влияние культуры окружающего населения больше всего сказалось в одежде и пище цыган. Мужская и женская одежда цыган ничем не отличается от узбекской или таджикской. И теперь еще пожилые мужчины носят халаты и широкие штаны, на голову надевают тюбетейки, на которые наматывают чалму. В женском костюме отсутствуют характерные для европейских цыган широкая юбка и шали. Костюм среднеазиатской цыганки отличается от узбекского только большим предпочтением к ярким расцветкам, необычным по пестроте и сочетанию цветов. Цыганки имеют большую склонность к различным украшениям – кольцам, серьгам, браслетам, ожерельям, но и эти предметы утратили национальное своеобразие.

Читать еще:  Где родился д дефо. Биография даниэля дефо

КАК ЖИЛИ И ЖИВУТ?

Цыгане живут малыми, индивидуальными семьями. Сыновья отделяются сразу после женитьбы. Каждая семья ведет хозяйство и питается отдельно от других. Женщина занимает в цыганской семье подчиненное положение, хотя и является основной кормилицей семьи. Будучи мусульманкой, она, тем не менее не закрывала лица и не изолировалась от мужского общества. Она смела и свободна в общении с людьми. Только у некоторых групп мазангов в прошлом женщины носили джелак – халат со сложенными рукавами, который они набрасывали на голову, слегка прикрывая лицо.У среднеазиатских цыган существовал обычай уплаты калыма за жену, он целиком оставался у отца невесты. Широко было распространено многоженство: чем больше жен, тем больше работниц и выше достаток в семье. Девушек выдавали замуж с 12-15 лет. В брачные отношения вступали не зависимо от территориального расположения – ташкентские брали в жены самаркандских, каршинских и т.п.. Однако ни одна из групп цыган люли и джуги не вступала в брачные отношения с мазангами. Это строгое правило, возможно, является отдаленным пережитком кастовой эндогамии предков цыган.Сговор и все церемонии свадебного обряда мало чем отличались от аналогичных обрядов у окружающего населения. У цыган были распространены кузенные браки, часто наблюдался обычай куч куёв – принятие зятя в дом. Характерными для цыган были перекрестные браки карши кудо: две семьи договаривались о перекрестных браках своих сыновей и дочерей; калым в этих случаях не платили. Обычай леврита у цыган соблюдался в тех случаях, когда после умершего оставался ребенок. Сохранилась традиция, когда муж называет жену мугат зан (буквально – цыганка), а жена называет мужа по имени ребенка (отец такого-то).

Цыганские празднества – той – справлялись с характерной для Востока пышностью, на них собирались множество гостей. Очень популярны были на тоях петушиные бои и бои ослов. Особенностью цыганских тоев были также соревнования в беге.Мусульманский обряд бракосочетания происходил в доме невесты. Соблюдались различные свадебные обряды, бытовавшие у окружающего населения – проводы молодой в дом мужа, обведение новобрачной вокруг костра, обряд смотрения молодых в зеркало и др…

После появления первого ребенка справлялся обряд лачак бандон – повязывание головного убора замужней женщины. На сбор подаяния цыганка обычно выходила только после совершения этого обряда.

Цыганские семьи весьма многодетны. Бродячий образ жизни губительно сказывается на положении детей, у цыган высокая детская смертность. Обычно женщины уходя на сборы подаяния, оставляют детей представленных самим себе или оставляют на попечение старух.

СОХРАНЯТСЯ ЛИ СРЕДНЕАЗИАТСКИЕ ЦЫГАНЕ?

В настоящее время чаще встречаются смешанные браки и как правило это узбеко-цыганские семьи. И дети в таких семьях предпочитают называть себя узбеками.

Численность среднеазиатских цыган в Узбекистане составляла:

Цыгане-люли из Бухары (14 фото)

Это одна из легенд, которые можно услышать от нынешних стариков из числа необычной группы «люли», живущей в Средней Азии.
В ней попытка объяснить не только происхождение самого слова «люли», не имеющего перевода ни с одного языка, но и подчеркнуть замкнутость группы, презираемую окружающим населением.

История с печальным концом, конечно, сказочная. Российские путешественники и учёные, проводившие исследования в Средней Азии и нашедшие поразительное сходство люли с европейскими цыганами, предложили более научную гипотезу.

1. Среднеазиатские цыгане (как и цыгане вообще) – выходцы из Индии, которые когда-то принадлежали к одной из низших каст индусского общества.

2. Специалисты, в частности, обратили внимание, что в «Шахнаме» средневекового персидского писателя Фирдоуси в одной из легенд говорится о переселении из Индии в Персию 12 тыс. артистов «лури», присланных в дар персидскому правителю из рода Сасанидов Бахраму Гуру в V в. н.э.

3. Учёные высказали гипотезу, что название «лури», или «люли», связано с названием города Arur, или Al-rur, – столицей древних раджей Синда, одной из областей северо-западной Индии.

4. Группа артистов прижилась на новом месте и, сохранив свою замкнутость и профессиональную специализацию, из касты превратилась в своеобразную этническую группу цыган.

5. Потомками выходцев из Синда стали люли Персии и Средней Азии. В персидском словаре слово «люли» до сих пор означает «люди, занимающиеся плясками и песнями».

Люли/джуги считаются мусульманами-суннитами, они совершают все необходимые ритуалы (на которые в прошлом приглашались все цыгане округи) – обрезание, мусульманские похороны, чтение молитву-никох на свадьбах (кстати фотосъемка свадеб здесь не принята).

Наиболее многочисленная из этих групп – местные цыгане, которые живут в Средней Азии издавна.
Сами себя они называют «мугат» (араб. мн.ч. от «муг» – огнепоклонник, язычник), иногда «гурбат» (в переводе с арабского – «чужестранность, одиночество, безродность»). Окружающее население, если это узбеки, зовёт их «люли», если это таджики (особенно в южных районах Средней Азии, где слово «люли» не употребляют) – «джуги» (в некоторых индийских языках – «нищий, отшельник»).
В некоторых районах группы бродячих цыган именуют «мултони» (видимо, по названию синдского г. Мультан), оседлых – «косиб», т.е. ремесленник.Сами себя они называют «мугат» (араб. мн.ч. от «муг» – огнепоклонник, язычник), иногда «гурбат» (в переводе с арабского – «чужестранность, одиночество, безродность»). Окружающее население, если это узбеки, зовёт их «люли», если это таджики (особенно в южных районах Средней Азии, где слово «люли» не употребляют) – «джуги» (в некоторых индийских языках – «нищий, отшельник»).
В некоторых районах группы бродячих цыган именуют «мултони» (видимо, по названию синдского г. Мультан), оседлых – «косиб», т.е. ремесленник.

Читать еще:  Рамштайн название. Биография Rammstein

В заключение , когда Вы посмотрите этот пост,
не торопитесь осуждать этих людей! Помните, нет плохих народов, есть плохие люди!
Вглядитесь в эти лица, их одежду, в жилища. Они пронесли свою культуру через тысячелетия, остались самими собой!
Задумайтесь, а мы смогли это сделать.

Люли — непризнанные цыгане Средней Азии

Люли — таинственный народ, прошлое которого остается тайной для него самого. Одна часть представителей народности считает себя коренными жителями Средней Азии, другая — цыганами, в незапамятные времена пришедшими из Индии. Люли исповедуют ислам, но не соблюдают намаз, а большинство никогда не держало Коран в руках. Они владеют тайным языком рома, однако восточнославянские цыгане не считают их родственниками, презрительно называя «люляйками». Для большинства жителей постсоветского пространства люли — те самые цыгане, в любое время года окруженные плохо одетыми детьми и живущие попрошайничеством.

Где живут, численность

Точных данных о численности и расселении люли нет. Причин подобной ситуации несколько:

  1. Кочевой образ жизни между территориями государств постсоветского пространства.
  2. Отсутствие документов: 60% взрослых, 30% детей без паспортов.
  3. Отсутствие национальной самоидентификации: часть люли считает себя цыганами, часть относит к люли или джуги, другие идентифицируют себя таджиками, узбеками.

Основными регионами расселения выступают пригороды крупных населенных пунктов Таджикистана и Узбекистана. Крупные поселки люли в Узбекистане расположены вблизи Самарканда, Ташкента, Бухары. Таджикские представители народности живут в населенных пунктах Варзобе, Хисоре, Пенджикенте, Шахринаве, Турсунзаде.
Также отдельные представители или небольшие кочующие группы распространены в следующих государствах:

Общую численность среднеазиатских цыган, в чей состав входят ветви парья, кавол, чистони, согутарош, по официальным данным, составляет порядка 10 000 человек. Известны данные о количестве среднеазиатских цыган в Узбекистане:

  • 1926 г. — 3 710 чел.;
  • 1979 г. — 12 581 чел.;
  • 1989 г. — 16 397 чел.;
  • 2000 г. — 5 000 чел.

По неофициальным данным, в Таджикистане насчитывается порядка 30 000 представителей люли, без учета других цыганских народностей.

Название и происхождение

Вариантов значения этнонима «люли» столько, сколько версий происхождения народа. В местной среде существует легенда, что в стародавние времена у одной бедной семьи родились два ребенка: дочь Ли и сын Лю. Спасаясь от преследований вражеских захватчиков, семья пустилась искать новый дом в чужих краях. По дороге дети потерялись и приняли решение разделиться, отправившись искать родителей. Спустя много лет Лю и Ли встретились, но не узнали друг друга, влюбились и вступили в брак. Когда правда вскрылась, мулла проклял брата с сестрой и весь род: так появился народ люли.

Существует более экзотичная версия, объясняющая низкое социальное положение «проклятого народа» среди христиан. Иноверцы поймали апостола и решили сжечь на костре. Спасти святого прилетел ангел, однако увидел, как брат с сестрой из среды иноверцев предались любви. Ангел не смог выдержать богоненавистного зрелища и улетел, не сумев спасти святого. С тех пор народ люли считают проклятым: родственным не признают ни на христианской, ни на мусульманской земле.

Индийская теория

Наиболее правдоподобно с исторической точки зрения выглядит версия переселения люли и других цыганских народов из Индии. В книге «Шахнаме» («Книге о царях») персидского средневекового автора Фирдоуси содержится занимательная история. В V столетии подарком персидскому правителю Бахраму Гуру из Индии выслали порядка 12 000 артистов, музыкантов и певцов «лури».
Существует предание относительно причин столь щедрого подарка. На всенародном празднестве Бахрам Гур прогуливался по улицам города. Среди празднующих он увидел людей, танцевавших и певших без музыки. На вопрос о причине необычного веселья, ему ответили, что музыкантов среди народа нет. Бахрам Гур написал индийскому царю Шангулу, известному шумным двором, письмо с просьбой прислать артистов.
Несмотря на отсутствие документальных подтверждений ситуации, в персидском языке выражение «люли» переводится как «занимающиеся песнями и плясками люди». Подтверждает версию индийского происхождения народа и другое объяснение названия. Ряд исследователей связывает этноним с названием города на северо-западе индии Arur, или Al-rur, бывшего столицей древнейших раджей Синда.

Современное положение

Восточноевропейские ромы, одна из наиболее крупных цыганских ветвей, не считают народ родственным, презрительно называя «люляйками или люлишками». Удивительно, но и сами представители народности этноним «люли» считают оскорбительным. Так среднеазиатских цыган называет местное население Узбекистана.
В Таджикистане принято иное обозначение — джуги: слово в ряде индийский диалектов означает «отшельник, нищий». В некоторых регионах Средней Азии группы бродячих цыган называют мултони по имени пакистанского города Мултан. Оседлых называют косибы — «занимающиеся ремеслом». Сами себя люли предпочитают называть мугат, что в переводе с арабского языка означает «язычник, огнепоклонник»: нелишним будет вспомнить зороастрийские храмы огня. Некоторые группы люли используют самоназвание гурбат: арабский перевод слова звучит, как «одиночество, чужестранность, безродность».

Читать еще:  Как научить рисованию ребенка. Рисование для детей

Язык бытового общения люли различается в зависимости от региона проживания. Основной состав народа двуязычен: владеет таджикским (иранские корни), узбекским (тюркская основа) языками. В языке люли присутствует незначительный пласт лексики цыган рома. Многие люли в значительной степени овладели русским, поскольку приезжают в Россию на сезонные, длительные заработки.
Особенно интересен собственный, известный исключительно люли, тайный язык, называемый «арабча», «лавзи мугат». Суть языка состоит в замене общеупотребительных местных слов на видоизмененную лексику других языков. Создан «арабча», чтобы окружающие не понимали сути разговора, что позволяет тайно для остальных обсуждать друг с другом собственные дела. Факт использования тайного языка — один из важнейших культурных аспектов, доказывающий родственные связи люли и ветвей восточноевропейских цыган.

Внешность

Генетические, антропологические исследования выявили значительную схожесть цыган и жителей северо-западной части Индии. Несмотря на то, что в среде люли не приняты межнациональные браки, многовековое проживание в соседстве со среднеазиатскими народами отразилось на характерных чертах внешности, размыв очевидное внешнее сходство с индусами. К основным особенностям внешности люли относят:

  • высокий рост;
  • худощавое телосложение;
  • черные, каштановые вьющиеся волосы;
  • карие глаза, «живой» взгляд;
  • пигментация кожи в разы темнее народов Средней Азии;
  • узкая, длинная голова;
  • нос — орлиный, прямой.

Одежда

Одежду люли переняли у таджикского, узбекского населения. В отличие от ромы, носящих длинные складчатые юбки и шали, женщины люли одевались в просторные шаровары и длинные рубахи более пестрых, чем у местного населения оттенков. Голову покрывают платком, паранджу и чачван не носят. Сегодня чаще покрывают голову на мусульманский манер, поскольку это приносит больший доход при попрошайничестве. Из индийской культуры сохранилась традиция делать татуировки на переносице, скулах, щеках, запястьях женщин.

Семейный уклад

Возраст совершеннолетия наступает в 16 лет: с этого времени юноша может официально выбрать жену, попросить благословения родителей на брак. На практике брачный возраст наступает раньше, с 13-15 лет. Известны случаи женитьбы детей в возрасте 10-12 лет.
Существует разные формы брака:

  1. По сговору — традиционный вариант. При наступлении брачного возраста юноша указывал родителям понравившуюся девушку. Если родственников кандидатура невесты устраивала, в дом потенциальной супруги направляли сватов. Родня невесты смотрела в первую очередь на благосостояние семьи жениха. Если материальное положение устраивало — оговаривали размер выкупа, назначали день свадьбы.
  2. Сбеганием. К этому варианту прибегают в случае, когда обе семьи не согласны на брак. После сбегания влюбленные прячутся в доме родственников жениха, у друзей. Даже после одной ночи, проведенной в таком положении, девушка считается опороченной, поэтому у родителей не остается иного выхода, как согласиться на брак. Воздействием на родных жениха выступает старейшина рода. Согласно традиции, мужчина, пообещавший женщине верность в любви, должен отвечать за слова, иначе род ждет позор.
  3. Люлечный, обменный брак. Иногда родители сватают детей в детском, младенческом возрасте, а впервые молодожены видят друг друга лишь на свадьбе. Практиковался обмен детьми из семьи в семью, что позволяло избежать уплаты выкупа.

Главой семьи люли считается мужчина, однако основным «добытчиком» выступает женщина. Ежедневно вместе с детьми жена уходит за добычей милостыни, мужчина занимается домом. Детей с раннего детства приучают к попрошайничеству: чем раньше ребенок научится себя кормить, тем лучше. Девочки занимаются промыслом на протяжении всей жизни, мальчики с 12 лет остаются дома с отцом. Даже во время свадебной церемонии невеста клянется «кормить и обеспечивать мужа до последнего вздоха».

Жизнь

Основным занятием люли во все времена выступало попрошайничество. У народа существует легенда. Когда Аллах раздавал народам богатство, мугат золота не досталось, поэтому люли просят причитающуюся часть у других. Зазорным занятие народ не считает, воспринимая его как работу. Исследователи придерживаются двух основных версий, относительного подобной черты менталитета:

  1. Люли — выходцы из низших индийских каст, в том числе неприкасаемых, исторически живших подаяниями.
  2. В древнеиндийских верованиях одаривание просящих благотворно влияло на карму. Поскольку люди обязаны давать, значит должна существовать каста, принимающая милостыню.

Несмотря на версию происхождения люли от индийских артистов и музыкантов, в отличие от цыган рома, народ не зарабатывает на жизнь выступлениями. Помимо попрошайничества, люли занимаются сбором металлолома, разведением боевых петухов, торговлей лошадьми, ослами, борзыми щенками, мелкой бакалеей, разведением боевых петухов.
Среди оседлых встречались ювелиры и кузнецы, однако на сегодняшний день профессии практически утрачены. Еще одно традиционное занятие — изготовление чачвана, сетки из конского волоса, которой закрывали лицо мусульманки Средней Азии. Распространенный промысел — деревообработка, заключавшаяся в изготовлении кухонной утвари.

Религия

Люли считают себя мусульманами-суннитами, на практике слабо представляя особенности веры. Одна из неукоснительно соблюдаемых мусульманских традиций в среде люли — обрезание. Большинство не соблюдает намаз, мусульманские посты, не отмечает религиозные праздники. Из-за повальной неграмотности (школьное образование получило порядка 10%-30% представителей народности) люли не читали Коран. Женщины не закрывают лицо, обладают гораздо большей свободой по сравнению с мусульманками Средней Азии. Они свободно вступают в беседу с мужчинами, вмешиваются в общие разговоры, сидят за общим столом, участвуют в решении общественных вопросов.

Видео

Источники:

http://ok.ru/dushamoyauzbekistan/topic/65984022244301
http://fishki.net/1448219-cygane-ljuli-iz-buhary.html
http://travelask.ru/articles/lyuli-nepriznannye-tsygane-sredney-azii

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector