Цель и смысл жизни аргументы. Аргументы для части С
Литературные аргументы
I. Философско-нравственные проблемы
Проблема поиска смысла жизни, жизненного пути. Проблема понимания (утраты, обретения) цели жизни. Проблема ложной цели в жизни. (В чем заключается смысл жизни человека?)
Тезисы
– Смысл человеческой жизни заключается в самореализации.
– Высокая цель, служение идеалам позволяет человеку раскрыть заложенные в нем силы.
– Служить делу жизни – вот главная цель человека.
– Смысл человеческой жизни в познании истины, веры, счастья…
– Человек познает окружающий мир для самопознания, для познания вечных истин.
Цитаты
– Надо жить! У последней черты! На последней черте… (Р. Рождественский).
– «Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость» (Л. Толстой).
– «Смысл жизни не в том, чтобы удовлетворить свои желания, а в том, чтобы их иметь» (М. Зощенко).
– «Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни» (Ф.М. Достоевский).
– «Жизнь, зачем ты мне дана?» (А. Пушкин).
– «Без страстей и противоречий нет жизни» (В.Г. Белинский).
– «Жизнь скучна без нравственной цели» (Ф.М. Достоевский).
Литературные аргументы
В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» раскрывается тема поиска смысла жизни. Для того чтобы понять ее трактовку, необходимо проанализировать пути исканий Пьера Безухова и Андрея Болконского. Вспомним счастливые минуты в жизни князя Андрея: Аустерлиц, свидание князя Андрея с Пьером в Богучарове, первая встреча с Наташей… Целью этого пути является обретение смысла жизни, понимание самого себя, своего истинного призвания и места на земле. Князь Андрей и Пьер Безухов счастливы тогда, когда приходят к мысли, что жизнь их должна идти не для них одних, что жить надо так, чтобы все люди не жили независимо от их жизни, чтобы их жизнь на всех отражалась и чтобы все они жили вместе.
И А. Гончаров. «Обломов». Хороший, добрый, талантливый человек Илья Обломов не сумел преодолеть себя, не раскрыл своих лучших черт. Отсутствие высокой цели в жизни ведёт к нравственной смерти. Даже любовь не смогла спасти Обломова.
М. Горький в пьесе «На дне» показал драму «бывших людей», которые утратили силы для борьбы ради самих себя. Они надеются на что-то хорошее, понимают, что жить надо лучше, но ничего не делают для того, чтобы изменить свою участь. Не случайно действие пьесы начинается в ночлежке и заканчивается там же.
«Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар. Вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства свободного духа», — писал А.П. Чехов. Жизнь без цели есть существование бессмысленное. Но цели бывают разные, такие как, например, в рассказе «Крыжовник». Герой его — Николай Иванович Чимша-Гималайский — мечтает приобрести свою усадьбу и посадить там крыжовник. Эта цель поглощает его целиком. В итоге он достигает её, но при этом почти теряет человеческий облик («располнел, обрюзг. — того и гляди, хрюкнет в одеяло»). Ложная цель, зацикленность на материальном, узком, ограниченном уродует человека. Ему нужны для жизни постоянное движение, развитие, волнение, совершенствование.
И. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» показал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся. Но когда американский миллионер умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо человека: он умер, так и не узнав, что такое жизнь.
Многие герои русской литературы ищут ответ на вопрос о смысле человеческой жизни, о роли человека в истории, о своем месте в жизни, постоянно сомневаются и размышляют. Подобные мысли волнуют и пушкинского Онегина, и главного героя романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорина: «Зачем я жил? Для какой цели я родился. » Трагизм их судьбы в ясном понимании «между глубокостью натуры и жалкостью действий» (В.Г. Белинский).
Евгений Базаров (И.С. Тургенев. «Отцы и дети») идет дальше своих литературных предшественников: он отстаивает свои убеждения. Раскольников даже идет на преступление, чтобы доказать верность своей теории.
Что-то похожее есть и в герое романа М. Шолохова «Тихий Дон». Григорий Мелехов в поисках истины способен к внутренним изменениям. Его не удовлетворяют «простые ответы» на сложные вопросы» времени. Все эти герои, конечно, отличаются, но они близки своей неуспокоенностью, стремлением познать жизнь и определить свое место в ней.
В повести А. Платонова «Котлован» затрагивается проблема поиска смысла жизни. Писатель создал гротеск, который свидетельствует о массовом психозе всеобщего послушания, овладевшем страной! Главный герой Вощев является выразителем авторской позиции. Среди коммунистических руководителей и омертвелой массы он засомневался в человеческой правоте совершающегося вокруг. Вощев не обрел истины. Глядя на умирающую Настю, он думает: «Зачем теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького верного человека, в котором истина была бы радостью и движением?» Платонов хочет выяснить, что же именно двигало людьми, продолжавшими рыть яму с таким усердием!
А. П. Чехов. Рассказ «Ионыч» (Дмитрий Ионыч Старцев)
М. Горький. Рассказы «Старуха Изергиль» (Легенда о Данко).
И. Бунин «Господин из Сан-Франциско».
Возможный вариант вступления/заключения
Человек в определенный момент жизни непременно задумывается, кто он и зачем пришел в этот мир. И каждый отвечает на эти вопросы по-разному. Для кого-то жизнь — это беспечное движение по течению, но есть и те, кто, ошибаясь, сомневаясь, страдая, поднимается в поисках смысла жизни к вершинам истины.
Жизнь — это движение по бесконечной дороге. Одни путешествуют по ней «с казённой надобностью», задаваясь вопросами: зачем я жил, с какой целью я родился? («Герой нашего времени»). Другие пугаются этой дороги, бегут на свой широкий диван, ибо «жизнь трогает везде, достаёт» («Обломов»). Но есть и те, кто, ошибаясь, сомневаясь, страдая, поднимаются к вершинам истины, обретая своё духовное «я». Один из них — Пьер Безухов — герой романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир».
Проблема свободы нравственного выбора. Проблема выбора жизненного пути. Проблема нравственного самосовершенствования. Проблема внутренней свободы (несвободы). Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом.
Тезисы
– От каждого человека зависит, каким будет мир: светлым или темным, добрым или злым.
– Все в мире связано невидимыми нитями, и неосторожный поступок, нечаянное слово могут обернуться самыми непредсказуемыми последствиями.
– Помни о своей Высокой человеческой ответственности!
– Человека нельзя лишать свободы.
– Нельзя насильно сделать человека счастливым.
– Свобода – это осознанная необходимость.
– Мы несем ответственность за чужую жизнь.
– Спасай, пока можешь, и свети, пока живешь!
– Человек приходит в этот мир не для того, чтобы сказать, какой он, а чтобы сделать его лучше.
Цитаты
– Каждый выбирает для себя Женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку
– Каждый выбирает для себя. (Ю. Левитанский)
– Над этой темною толпой Непробужденного народа Взойдешь ли ты когда, Свобода, Блеснет ли луч твой золотой. (Ф.И. Тютчев)
– «Усилия есть необходимое условие нравственного совершенствования» (Л.Н. Толстой).
– «Даже падать свободно нельзя, потому что мы падаем не в пустоте» (В.С.Высоцкий).
– «Свобода в том, что каждый может увеличить свою долю любви, и потому благо» (Л.Н. Толстой).
– «Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том, чтоб владеть собой» (Ф. М.Достоевский).
– «Свобода выбора не гарантирует свободы приобретения» (Ж. Вольфрам).
– «Свобода – это когда никто и ничто не мешает тебе жить честно» (С. Янковский).
– «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться…» (Л.Н. Толстой).
185.94.188.253 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
В чем заключается смысл жизни? Аргументы
Аргументы для сочинения на ЕГЭ:
- И.В. Гете — трагедия «Фауст». Эта трагедия — глубокое философское произведение, размышление о судьбе человека и человечества. Фауст — это символ энергии, поиска, бесконечной жажды истины. Это вечный персонаж, пытающийся отыскать смысл собственной жизни. Мы видим Фауста в тесной комнате, заваленной книгами и рукописями. Доктор Фауст, знаменитый ученый, разочарован в ценности научных знаний:
Я богословьем овладел,
Над философией корпел,
И медицину изучил.
Однако, изучив все науки, Фауст так и не познал жизни, не отыскал ее подлинного смысла. Осознавая это в полной мере, герой впадает в отчаяние, пытается покончить с собой. Однако пасхальный благовест останавливает чашу с ядом. Вскоре происходит его встреча с Мефистофелем. Дьявол предлагает Фаусту договор, ценою которого становится душа героя. Этот договор они скрепляют кровью. Мефистофель заберет его душу, если герой попросит время остановиться: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» И далее Мефистофель многократно искушает Фауста. Он испытывает доктора праздной, беззаботной жизнью, показывая ему пирующих студентов, но герой остается равнодушным. Следующее испытание — любовь. Фауст знакомится с Маргаритой, страстно влюбляется в нее. Желая добиться ее, он губит всю семью девушки, мать и брата. Маргарита же, убив свою новорожденную дочь, лишается рассудка. Следующее испытание Фауста — блестящая карьера. Мефистофель приводит его ко двору германского императора. Однако герой вновь не удовлетворен своей деятельностью. Далее мы видим соприкосновение Фауста с античностью, с миром великой культуры, искусства. Мефистофель вводит его в мир античных богов и героев. Герой находит свой идеал — Елену Прекрасную. От этого союза рождается мальчик — Эвфорион, прекрасный и благородный. Узнав о боях в Греции, он мечтает помочь своему народу и погибает, пытаясь взлететь со скалы. И лишь под старость Фауст находит дело, которое становится смыслом его жизни. Получив от императора бесплодные земли, он пытается отвоевать их от моря, построить плотину. Герой хочет превратить это место в плодородную страну, где смогут трудиться свободные и счастливые люди. Фаусту наконец открывается подлинный смысл жизни:
…Жизни годы Прошли не даром: ясен предо мной Конечный вывод мудрости земной:
Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день за них идет на бой!
Здесь он произносит последний монолог, в котором анализирует свой трагический жизненный опыт. Теперь он понимает, что ни власть, ни богатство, ни слава, ни любовь, ни обладание прекраснейшей из женщин, ни уход в науку и искусство не способны придать человеческой жизни подлинный смысл и полноту. Смыслом же жизни является деяние, дело, нужное всем, человеку и миру: «В деянии начало бытия». И герой просит счастливое мгновение остановиться. Наступает смерть Фауста, но в последнюю минуту душу его уносят ангелы, оправдывая всю его жизнь.
- А. де Сент-Экзюпери — сказка «Маленький принц». «Маленький принц» — философская сказка. Одна из проблем, поставленных в ней автором, — проблема поиска истинного смысла жизни. Экзюпери обозначает эту проблему, демонстрируя читателю ложные жизненные смыслы. Вереница людских страстей-пороков предстает в эпизодах посещения Маленьким принцем различных астероидов. Так, на ближайшем астероиде живет король. Жажда власти, по мысли писателя, — это самая сильная и опасная из всех человеческих страстей. Однако автор умышленно снижает эту страсть в глазах читателя: планета мала и безлюдна, там просто невозможно повелевать. Однако желание властвовать не оставляет короля, превращая его в маньяка. Другая человеческая страсть — честолюбие. Когда герой посещает планету честолюбца, последний видит в Принце лишь своего долгожданного почитателя. Маленький принц не находит взаимопонимания, общаясь с честолюбцем. Так же одиноки и смешны в сказке пьяница, делец, ученый. Подружиться герой, пожалуй, мог бы лишь с фонарщиком, потому что тот занят делом и думает о других.
- М.Ю. Лермонтов — роман «Герой нашего времени». Проблема поиска смысла жизни поставлена в этом романе. Печорин пытается угадать свое предназначение, однако все попытки оказываются тщетными. Жизнь его лишена творческого начала, ярко выраженный эгоизм не дает возможности обрести счастье, любовь, дружбу.
- Л.Н. Толстой — роман-эпопея «Война и мир». Проблема поиска смысла жизни поставлена в этом романе. Два любимых героя Толстого — Андрей Болконский и Пьер Безухов пытаются обрести смысл жизни, найти истину, определяющую гармоничное существование человека в мире. Оба героя проходят сложный путь внутренних исканий. Князь Андрей в финале приходит к идее «всепрощения». Пьер же, найдя счастье в браке с Наташей, продолжает жить активной, осмысленной жизнью.
В чем заключается смысл жизни? Аргументы
Аргументы для сочинения на ЕГЭ:
- И.В. Гете — трагедия «Фауст». Эта трагедия — глубокое философское произведение, размышление о судьбе человека и человечества. Фауст — это символ энергии, поиска, бесконечной жажды истины. Это вечный персонаж, пытающийся отыскать смысл собственной жизни. Мы видим Фауста в тесной комнате, заваленной книгами и рукописями. Доктор Фауст, знаменитый ученый, разочарован в ценности научных знаний:
Я богословьем овладел,
Над философией корпел,
И медицину изучил.
Однако, изучив все науки, Фауст так и не познал жизни, не отыскал ее подлинного смысла. Осознавая это в полной мере, герой впадает в отчаяние, пытается покончить с собой. Однако пасхальный благовест останавливает чашу с ядом. Вскоре происходит его встреча с Мефистофелем. Дьявол предлагает Фаусту договор, ценою которого становится душа героя. Этот договор они скрепляют кровью. Мефистофель заберет его душу, если герой попросит время остановиться: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» И далее Мефистофель многократно искушает Фауста. Он испытывает доктора праздной, беззаботной жизнью, показывая ему пирующих студентов, но герой остается равнодушным. Следующее испытание — любовь. Фауст знакомится с Маргаритой, страстно влюбляется в нее. Желая добиться ее, он губит всю семью девушки, мать и брата. Маргарита же, убив свою новорожденную дочь, лишается рассудка. Следующее испытание Фауста — блестящая карьера. Мефистофель приводит его ко двору германского императора. Однако герой вновь не удовлетворен своей деятельностью. Далее мы видим соприкосновение Фауста с античностью, с миром великой культуры, искусства. Мефистофель вводит его в мир античных богов и героев. Герой находит свой идеал — Елену Прекрасную. От этого союза рождается мальчик — Эвфорион, прекрасный и благородный. Узнав о боях в Греции, он мечтает помочь своему народу и погибает, пытаясь взлететь со скалы. И лишь под старость Фауст находит дело, которое становится смыслом его жизни. Получив от императора бесплодные земли, он пытается отвоевать их от моря, построить плотину. Герой хочет превратить это место в плодородную страну, где смогут трудиться свободные и счастливые люди. Фаусту наконец открывается подлинный смысл жизни:
…Жизни годы Прошли не даром: ясен предо мной Конечный вывод мудрости земной:
Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день за них идет на бой!
Здесь он произносит последний монолог, в котором анализирует свой трагический жизненный опыт. Теперь он понимает, что ни власть, ни богатство, ни слава, ни любовь, ни обладание прекраснейшей из женщин, ни уход в науку и искусство не способны придать человеческой жизни подлинный смысл и полноту. Смыслом же жизни является деяние, дело, нужное всем, человеку и миру: «В деянии начало бытия». И герой просит счастливое мгновение остановиться. Наступает смерть Фауста, но в последнюю минуту душу его уносят ангелы, оправдывая всю его жизнь.
- А. де Сент-Экзюпери — сказка «Маленький принц». «Маленький принц» — философская сказка. Одна из проблем, поставленных в ней автором, — проблема поиска истинного смысла жизни. Экзюпери обозначает эту проблему, демонстрируя читателю ложные жизненные смыслы. Вереница людских страстей-пороков предстает в эпизодах посещения Маленьким принцем различных астероидов. Так, на ближайшем астероиде живет король. Жажда власти, по мысли писателя, — это самая сильная и опасная из всех человеческих страстей. Однако автор умышленно снижает эту страсть в глазах читателя: планета мала и безлюдна, там просто невозможно повелевать. Однако желание властвовать не оставляет короля, превращая его в маньяка. Другая человеческая страсть — честолюбие. Когда герой посещает планету честолюбца, последний видит в Принце лишь своего долгожданного почитателя. Маленький принц не находит взаимопонимания, общаясь с честолюбцем. Так же одиноки и смешны в сказке пьяница, делец, ученый. Подружиться герой, пожалуй, мог бы лишь с фонарщиком, потому что тот занят делом и думает о других.
- М.Ю. Лермонтов — роман «Герой нашего времени». Проблема поиска смысла жизни поставлена в этом романе. Печорин пытается угадать свое предназначение, однако все попытки оказываются тщетными. Жизнь его лишена творческого начала, ярко выраженный эгоизм не дает возможности обрести счастье, любовь, дружбу.
- Л.Н. Толстой — роман-эпопея «Война и мир». Проблема поиска смысла жизни поставлена в этом романе. Два любимых героя Толстого — Андрей Болконский и Пьер Безухов пытаются обрести смысл жизни, найти истину, определяющую гармоничное существование человека в мире. Оба героя проходят сложный путь внутренних исканий. Князь Андрей в финале приходит к идее «всепрощения». Пьер же, найдя счастье в браке с Наташей, продолжает жить активной, осмысленной жизнью.
Источники:
http://studopedia.ru/10_185538_literaturnie-argumenti.html
http://sochynenie.ru/v-chem-zaklyuchaetsya-smysl-zhizni-argumenty/
http://sochynenie.ru/v-chem-zaklyuchaetsya-smysl-zhizni-argumenty/