48 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Трипольская керамика эта. Трипольская керамика

Список источников и литературы

План.

1. Трипольская культура;

2. Место Керамики в Трипольской культуре;

5. Женские статуэтки;

9. Список источников и литературы.

Керамика Трипольской культуры.

Трипольская культура.

Трипольская культура— энеолитическая археологическая культура, распространённая в VI—III тыс. до н. э. в Дунайско-Днепровском междуречье, наибольший её расцвет пришёлся на период между 5500 и 2750 гг. до н. э.

Керамика в трипольской культуре.

Когда заходит речь о трипольской культуре, то необходимо отметить, что трипольская керамика занимала одно из видных мест в Европе того времени по совершенству выделки и росписи. В любом трипольском жилище археологи находят огромное количество керамических изделий – блюдечек, тарелочек, кувшинчиков, игрушек. Оседлый образ жизни благоприятствовал расцвету гончарного искусства.

Керамика трипольцев является одной из лучших в мире, а керамические изделия – просто произведение искусства для того времени.

Периодизация.

Существует несколько типов периодизации трипольской культуры. Первый — это тип периодизации Т. Пассека, который состоит из трех этапов:

1) Ранний: 4000-3600 до Н.Э. (Прутско-Днестровское междуречье)

2) Средний: 3600-3100 до Н.Э. (Днестр-Бугское междуречье)

3) Поздний: 3100-2500 до Н.Э. (Днестр-Днепровское междуречье)

Посуда.

Керамическая посуда того времени изготавливался из гончарной глины с примесью кварцевого песка и ракушек пресноводных моллюсков. Она лепился без гончарного круга на твердой основе, толщина его днища преобладала толщину стен, а сами стены были неравномерной толщины и не всегда правильной формы. Внешняя поверхность была ровной и покрывалась нанесенной до росписи и обжига красной краской.

Посуда была расписной и нерасписной. Расписная делилась на: изготовленная в одну краску (преимущественно она была черной); монохромная (посуда в одну черную краску обводился белой или красной); полихромная.

Нерасписной была преимущественно посуда для приготовления пищи, который, к тому же, еще и была более толстыми стенками, а цветом после обжига от серовато-коричневого до темно-красного.

Кроме краски на посуду наносился еще и орнамент. Способов орнаментации трипольских сосудов очень много. Менялись они с развитием трипольских племен. Разные этнические образования этой культурно-исторической области использовали присущие им способы украшения керамики. Посуда для приготовления пищи украшали очень бедным орнаментом, это были изображения людей и животных.

Сначала преобладала лепная керамика, что объясняет значительную толщину стенок посуды. Глиняную ленту сплющивали и накручивали по спирали на заранее изготовленное донышко, сглаживая и затирая неровности рукой или деревянной палочкой. Глиняная масса поначалу была примитивной, впоследствии трипольцы изготавливали утварь из знаменитой мульчованой глиняной массы: в глину добавляли полову, конский помет, толченые раковины моллюсков и тому подобное. Установлено, что изготовлением керамической посуды занимались исключительно женщины. Поэтому можно допустить мысли, что гончарный круг у трипольцев появляется в среднем периоде, вместе с утверждением патриархата. Глиняную посуду изготавливали вручную, без помощи гончарного круга и хорошо обжигали в специальных печах

Посуда изготавливалась трех типов: хозяйственная, кухонная и культовая. Разнообразной была, и так называемый, кухонная посуда, использовавшийся для приготовления пищи: кувшины, крынки, горшки, кружки, кринки, миски, тарелки, кубки, чаши, сковородки.

Среди всего многообразия форм преобладает стакано-подобная или горщко-подобная посуда всевозможных размеров, некоторые из них по пропорциям приближаются кувшинов без ручки или крынок. Случаются и широкогорлые амфоры, кружки с одной ручкой, миниатюрные сосуды с покрышками. С. М. Рыжов выделяет 16 типов трипольской керамической посуды, в том числе по форме: конические, биконические, сферо- и усичёноконичний; кратеро-, бинокле-, кубко-, амфоро-, грушевидный и вазоподобный; воронковидный; гострореберный; с плавным и резким профилем; с усиченоконичною горловиной; с утопленными венцами; полусферические миски.

Потребность в керамической посуде большая. В подавляющем большинстве трипольских поселений найдено ремесленные печи, время и двухъярусные, в которых выжигалось глиняная утварь. Очевидно, производство керамики становится делом мастеров-профессионалов, специализированной отраслью общинного ремесла. Масштабы керамического производства поражают, однако настоящего мастерства и совершенства трипольцы, в частности племена Приднестровья, достигли в отделке посуды. Наблюдается минимум десять типов узора: односторонний, двусторонний, статический, динамический, переменный, в основном геометрический. Самыми популярными орнаментальными элементами были спираль, меандр и каннелюры, распространенным был полихромная роспись черной, белой и красной минеральными красками. Выделяют следующие употребляемые способы орнаментации: ямки, расчески вдавливания, рельефные композиции, отпечатки шнура или текстиля, рельефные шишечки, валики по шейке или плечиках, налепных скобки, насечки, прочерк зигзагообразных линий с цветной росписью или без него. Часто вплетаются реалистичные изображения растений, животных, человека или частей его тела. В раннем периоде орнамент наносили иногда и на сырую глину с помощью керамических штампов.

В общей системе орнаментации глиняной посуды трипольцев выделяют менее 18 схем: крестообразно; фистонни; метопни и тангентни композиции; горизонтальные S-образные и наклонные дуги; вертикально разобщены и так называемые негативные овалы; совиный лик; волюты с листочками на концах; треугольники с вытянутыми вершинами; так называемая лицевая схема; волнистые ленты; косая сетка; фриз; кометы; концентрические круги; наклонные дуги; канелюры; меандры и тому подобное. Конечно, трипольская культура знала локальные способы орнаментации посуды. Например, различное сочетание полосных (фриз, окаймление, бордюр), волнистых и ломаных линий. В междуречье Южного Буга и Днестра цветная роспись был обычным явлением, а вот в Среднем Поднепровье не дал расписанного черепка.

Читать еще:  Калмыцкие народные обычаи. Почитание старших

Следует отметить, что трипольская цветная роспись керамики — это явление уникальное, практически не повторяется в других культурах.

Многие трипольские сосуды покрыты узором в несколько ярусов. Узор сложен, он сильно отличается от обычных орнаментальных приемов древних керамистов: здесь есть ритм, каждый ярус расписывается по своей, присущей данному ярусу, системе. Роспись трипольского сосуда не просто сумма отдельных знаков, а сложная продуманная система, нечто целостное. Многоярусность, сложность, крупноритмичность — это стиль эпохи на большом пространстве от Дуная до Среднего Днепра. Анализ пластики указывает на умение трипольских художников совмещать воедино реальное с мифологическим. На трипольских расписных сосудах ниже полосы земли, как правило, ничего не изображалось. Это говорит об отсутствии представлений о подземном мире.

Предметы практического назначения сопровождаются не менее богатым набором предметов домашнего культа. Широкое распространение во все периоды имели глиняные, преимущественно женские, статуэтки

Особого внимания заслуживают терракотовые женские статуэтки с подчеркнуто женскими формами тела, а также фигурки женщин с младенцем — так называемые трипольские мадонны. Известны также статуэтки, изображающие женщину с чашей на коленях. Поскольку найдена такая антропоморфная пластика на жертвенниках в помещениях и родовых святилищах, считают, что она имела сакральное, магически культовое назначение. Модели тронов, фигурки животных (преимущественно быков) и тавроморфные сосуды, а также модели домов, возможно, имели такое же ритуальное назначение

Жертвенник.

Из глины строили и жертвенник, у которого происходили религиозные обряды с использованием терракотовых статуэток.

Жилища.

Интерес вызывают и терракотовые модели жилья, которые, достаточно точно копируют настоящее трипольское помещения. Остатки жилищ с разрушенными печками образуют неправильные прямоугольники из кусков обожженной глины, объединяемые обычно под одним общим названием «площадок», которые на самом деле представляют собой несколько различных типов построек. По имеющимся сведениям, глиняные полы в домах намеренно обжигали с помощью разложенных на них костров, вследствие чего печки, горшки и зернотерки находятся уже на поверхности слоя обожженной глины. В некоторых случаях пол состоит из нескольких слоев; иногда на нижней поверхности одного из таких слоев можно встретить отпечатки горизонтально настеленных расколотых плах, на которые накладывалась глина.

Заключение.

Трипольская керамика – таинственная и уникальная. Археологические музейные экспонаты помогают нам узнать об истории, многогранности этой культуры, а новые глиняные изделия возрождают мир Триполья. Трипольская керамика неброская и не яркая, простая, но наполнена внутренним смыслом и потрясает своей энергетикой.

Список источников и литературы

1. Археология УССР. — 1985. — Т. I

2. Видейко М. Ю. Трипольская цивилизация. — 2003.

3. Пассек Т. С. Трипольская культура. — 2001.

4. Збенович В.Г. Ранний этап трипольской культуры на территории Украины. — 1999.

5. Сайт- arheologija.ru

6. Новые памятники древней и средневековой художественной культуры. — 2000.

Трипольская керамика

В моей коллекции появился новый глиняный колокольчик гончара и мастера по глине из г. Киев – Жанны Россыпчук. Автор работы рассказала, что увлекается трипольской культурой и передаёт основные черты трипольской керамики в своих работах. Село под названием Триполье находится в нескольких километрах от Киева – здесь была обнаружена целая культура, получившая название трипольская.

Трипольская культура – археологическая культура, распространённая в VI—III тыс. до н. э. в Дунайско-Днепровском междуречье, недалеко от Киева. Происхождение культуры точно не определено, но считается, что в её основе – неолитические племена, являющиеся создателями высокоразвитой земледельческой культуры и развитых общественных отношений.

Когда заходит речь о культуре этих племён, то необходимо отметить, что трипольская керамика занимала одно из видных мест в Европе того времени по совершенству выделки и росписи. В любом трипольском жилище археологи находят огромное количество керамических изделий – блюдечек, тарелочек, кувшинчиков,игрушек, амулетов и моделей жилищ. Оседлый образ жизни благоприятствовал расцвету гончарного искусства.

И качество посуды бесподобное. Все изделия выполнены из тонкой, гладкой глины, мастерски раскрашены белой, черной, красной и коричневой красками. Орнамент представляет собой загадочные символы, знаки. Вероятно, эти знаки – первичная магия, обращение к потусторонним силам, просьба о покровительстве, защите и попытка этими силами руководить.

Примеры трипольской керамики находятся среди музейных экспонатов в Киевском историческом музее, и, конечно же, в селе Триполье. Символом музейной экспозиции является фигура великой матери – покровительницы плодородия и продолжательницы рода. Она почиталась трипольцами, являлась главенствующим религиозно-мифологическим символом.

Богиня-мать в Историческом музее г. Пьятра-Нямц, Румыния

Колокольчик. Автор Жанна Россыпчук Коллекция Ю.Чуриловой

Трипольская керамика в Музее трипольской культуры «Древняя Аратта — Украина»

Глиняную посуду они изготавливали вручную, без помощи гончарного круга и хорошо обжигали в специальных печах. Существует несколько групп трипольской керамики: керамика с углубленным орнаментом, чаще всего в виде спиралей; керамика тонкостенная, с хорошо полированной поверхностью, украшенная каннелюрами; керамика из тонкой розовой массы со спиральным орнаментом, нанесенным черной, красной или белой красками.В трипольском орнаменте ярко выражены представления о природных явлениях, смене дня и ночи, времен года. Орнаменты сосудов изображают пахоту и посевы, животных и стебли растений.

Читать еще:  Афро-джаз – зов предков, облаченный в стиль.

Многие трипольские сосуды покрыты узором в несколько ярусов. Узор сложен, он сильно отличается от обычных орнаментальных приемов древних керамистов: здесь есть ритм, каждый ярус расписывается по своей, присущей данному ярусу, системе. Роспись трипольского сосуда не просто сумма отдельных знаков, а сложная продуманная система, нечто целостное. Многоярусность, сложность, крупноритмичность — это стиль эпохи на большом пространстве от Дуная до Среднего Днепра. Анализ пластики указывает на умение трипольских художников совмещать воедино реальное с мифологическим. На трипольских расписных сосудах ниже полосы земли, как правило, ничего не изображалось. Это говорит об отсутствии представлений о подземном мире.

Колокольчик. Автор Ирина Пастернак, г. Киев
Коллекция И.Колтаковой

Колокольчик. Аавтор Алла Смага, г. Киев
Коллекция И.Колтаковой

Колокольчик. Аавтор Алла Смага, г. Киев
Коллекция И.Колтаковой

Колокольчик. Аавтор Алла Смага, г. Киев
Коллекция И.Колтаковой

Трипольская керамика – таинственная и уникальная. Археологические музейные экспонаты помогают нам узнать об истории, многогранности этой культуры, а новые глиняные изделия возрождают мир Триполья. Трипольская керамика неброская и не яркая, простая, но наполнена внутренним смыслом и потрясает своей энергетикой.

История Трипольской культуры

Развитие культуры земледелия длительное время оставалось не до конца изученным. Благодаря археологическим исследованиям XIX века учёным удалось приоткрыть завесу тайны и сложить воедино научные находки, связанные с жизнью древнего человека в районах Поднепровья и Причерноморья. В это же время учёные начали уделять внимание исследованию палеолитических стоянок у Днепра, заниматься раскопками курганов на юге страны, проводить масштабные работы по изучению древнегреческих колоний на черноморском побережье России.

В конце второй половины XIX века в области Поднепровья у села Триполья произошло открытие новой особой культуры, получившей название «трипольской».

Трипольская культура

Трипольская культура, зарожденная в Киевской области Украины, является археологической культурой эпохи энеолита, распространявшейся на территории от Восточного Прикарпатья до Среднего Поднепровья. В области Румынии это явление называли культурой Кукутени.

Трипольская культура захватила территорию Запрутской Молдовы, Молдавию, Правобережную Украину и развивалась на протяжении 1500 лет. Отличительной чертой данной культуры является то, что она тесно переплеталась с балканскими традициями, а также находилась на границе ареала земледелий, что позволяло ее носителям осваивать и заселять новые территории.

Археолог из Киева В. В. Хвойко стал первооткрывателем памятников трипольской культуры, дающих представление о первых земледельцах. В 1899 году состоялся XI Археологический съезд, в рамках которого Хвойко выступил с докладом под названием «Каменный век Среднего Приднепровья», отнеся изученные им памятники к особой неолитической культуре.

После исследований Хвойко у села Петрены около Бельцы Э. Р. Штерном были проведены раскопки, давшие возможность изучить другую сторону трипольской культуры. Работа Штерна в течение долгого времени представляла собой единственный сборник материалов, связанных с западной расписной керамикой.

Зачатки трипольской культуры появились в Буго-Днестровском бассейне, благодаря неолитическим племенам, которые на протяжении долгих тысячелетий проживали на данной территории, обладали мотыгами и серпами, проводили постройку не только землянок, а даже прямоугольных домов с печами в виде каминов, одомашнивали диких животных.

На сегодняшний день общий объём научных достояний, имеющих непосредственное отношение к культуре Триполья, впечатляет своей масштабностью. Известно свыше полутора тысяч работ, посвященных трипольской культуре. За время проведения научных операций было обнаружено и изучено огромное количество поселений и археологических памятников.

Поселения культуры Триполья

Советский археолог Татьяна Сергеевна Пассек разделила трипольскую культуру на три этапа развития:

Ранний этап – вторая половина VI – начало первой половины V тысячелетия до н.э. В роли домов выступали землянки, также были обнаружены маленькие «площадки» из глины.

Средний этап – вторая половина V тысячелетия до н.э. – 3200/3150 гг. до н.э. Поселения в районах мысов укреплялись при помощи валов и рвов, площадь поселений возрастала, жилища начали располагать по кругу. Иногда можно было встретить дома, имеющие два этажа, двускатную крышу и окна круглой формы.

Поздний этап – 3150 – 2650 до н.э. Территория культуры Триполья разрастается на север и восток путём расселения племён на укреплённых местах. Встречаются как некрупные наземные жилища, так и простые землянки.

Множество поселений, организованных во времена трипольской культуры, было обнаружено начиная с 1880 года в районе Правобережной Украины. Особым отличием этих стоянок стали специальные «площадки», которые укреплялись с помощью обожжённой глины. Такие платформы имели квадратную форму, длина одной стороны «площадки» варьировалась от 5 до 18 метров. На некоторых стоянках остались следы бывших очагов, построенных из глиняных плит.

Читать еще:  Антонис ван дейк картины. Антонис Ван Дейк

Типичное трипольское поселение имело довольно интересный план организации. Дома располагались в два круга, чтобы усилить защиту населения в случае возможной атаки. Иногда в середине малого круга домов не строили, так как эта территория представляла собой городскую площадь.

Хозяйство культуры Триполья

Период с 5500 по 4000 г. до н.э. считается временем земледельческой революции, когда народ перешел от собирания растения и трав к их выращиванию, от охоты на зверей к их одомашниванию и разведению. Также и племена, относящиеся к трипольской культуре, начали заниматься сельскохозяйственным производством одними из самых первых.

Трипольцы обрабатывали земли и жили на одном и том же месте около 60 лет. По прошествии этого времени ресурсы земли истощались, и жители вынуждены были перемещаться на соседние территории. Учёные выяснили, что сельское хозяйство трипольцев было так хорошо развито, что продукция всегда была в избытке. Трипольская цивилизация по праву считается одной из первых земледельческих общин, которая не страдала от нехватки продовольствия.

Трипольцы зарекомендовали себя не только как грамотные земледельцы, но и как талантливые ремесленниками. Сначала их орудия труда изготавливались из камня, затем уже из кремния, который можно было применять для производства наконечников стрел, топоров, серпов и многих других незаменимых в быту вещей.

Высокое развитие получило скотоводство, гончарное дело и ткачество. Земледельцы выращивали не только зерновые культуры и овощи, но и целые фруктовые сады. На территории Украины именно трипольцами были посажены первые вишневые деревья.

В Поднестровье появились мастерские по добыче и обработке кремния, что также свидетельствовало об огромном прогрессе в сфере хозяйственной деятельности.

Помимо земледелия и скотоводства большую роль в становлении хозяйства Триполья сыграла охота и рыболовство. Также отмечено существенное развитие техники обработки меди, полученной Балканского полуострова, найдены многочисленные сельскохозяйственные орудия, приборы для ткачества, деревообработки, плетения, выделки шкур и так далее. Трипольская керамика была богато украшена красивым орнаментом.

Трипольцы возделывали землю при помощи мотыг из камня, кости и рога, а урожай убирали самодельными серпами, которые сначала были каменными, а после и медными. Медное орудие труда повсеместно вошло в обиход, благодаря раскопкам было обнаружено несколько сотен различных предметов из чистой меди, полученной из балкано-карпатских рудников.

Скотоводству также отводилась значительная роль в хозяйстве. Трипольцы содержали быков двух пород, одни из которых были мелкими, а другие – очень крупными, похожими на диких туров. В большом количестве жители содержали овец и свиней, а к концу культуры Триполья появились и домашние лошади. Выпас скота проводился недалеко от посёлка, а ночью животных закрывали в загонах.

Искусство Трипольской культуры

В каждом трипольском доме археологами было обнаружено от пары десятков до нескольких сотен керамических изделий потрясающего качества – блюдец, тарелок, кувшинов, кубков, амфор и фруктовниц. Качество посуды поражало своим превосходством – керамика гладкая, тонкая, искусно окрашенная в белый, черный или красный цвета. Чёткость орнамента была совершенной, насыщенной символами и особыми знаками. Не исключено, что эти знаки считались магическими, являлись оберегами и способом защиты от высших сил.

В каждом доме трипольца можно было найти один или два ткацких станка. Женщины были настоящими мастерицами с золотыми руками. Они ткали рубахи, платья, свитки, украшали свои произведения оригинальным орнаментом и узорами. Поверх платьев модницы времен Триполья носили медные, каменные или ракушечные бусы. Любили они и изделия из драгоценных металлов.

Отличительной чертой трипольской культуры являются статуэтки из глины, которые свидетельствовали о значительных успехах в становлении художественного вкуса. Обнаруженные предметы искусства отражали специфику экономического развития времен Триполья-Кукутени и этапы социального развития носителей данной культуры.

Верования и идеология трипольцев

Во времена трипольской культуры образовались специфические идеологические представления, на которые прямым образом повлиял земледельческий характер хозяйства. Трипольцы отражали свои мысли и в орнаментах сосудов, которые отличались своей витиеватостью и, безусловно, несли в себе религиозно-магические свойства. В орнаменте отражались представления трипольцев об окружающем мире, планете в целом.

Древние земледельцы вплетали в орнаменты своё представление о дожде и ветре, времени суток, временах года. На сосудах красовались изображения животных, растений, пахоты и посевов. Культ плодородия отразился в трипольских статуэтках женщины-богини с явными признаками женственности. В глину умельцы подмешивали зёрна пшеницы и муку.

Объектом культа во всём Средиземноморье на тот момент являлся и бык, приносящий огромную пользу в хозяйстве. Это животное обеспечивало жителей мясом, как и корова, дававшая молоко. Изображения этих животных были очень распространены, а статуэтки быков встречались в большинстве домов трипольских поселений.

Храм имел особое значение для каждого трипольца. Его всегда ярко раскрашивали, расписывали орнаментом, оснащали высокими арками, алтарём и жертвенной чашей. Народ Триполья был озабочен идеей Возрождения, которого можно было достигнуть при помощи ритуалов и обеспечения душевного бессмертия.

Комментарии (1) на “История Трипольской культуры”

В разделе “Хозяйство Триполья” третья сверху картинка не соответствует ни культурной, ни хронологической принадлежностью Триполью.

Источники:

http://lektsii.org/9-13032.html
http://www.showbell.ru/promysly/?st=tripolskaya
http://archeonews.ru/istoriya-tripolskoj-kultury/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector