13 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Теория музыки. Лад, тональность и интервалы

Теория музыки. Лад, тональность и интервалы

Теория музыки. Лад и тональность .

Лад — это музыкальная организация, основанная на соподчинении звуков. Основными понятиями лада являются устойчивость и неустойчивость. Устойчивость — функция статическая. Устойчивые звуки являются опорными, они сами никуда не тяготеют, но обладают способностью притягивать к себе другие звуки. Устойчивость создает ощущение покоя, торможения.

Неустойчивость — функция динамическая, неустойчивые звуки обладают тяготением в устойчивые, стремятся к разрешению, поэтому неустойчивость создает ощущение движения.

Устойчивыми в ладу являются I, III и V ступени, но устойчивость каждого из этих звуков относительна и зависит от созвучия, в состав которого входит этот звук. I ступень может входить в состав субдоминантового трезвучия или трезвучия VI ступени. V ступень может входить в состав доминантового трезвучия. В этом случае и I , и V ступени будут неустойчивыми звуками.

Функцию неустойчивых выполняют II, IV, VI и VII ступени.

Устойчивость и неустойчивость тесно связаны метром и ритмом. Устойчивость особенно ярко проявляется на сильной доле с ритмической остановкой. (Шуберт, соната Ля мажор, op. 120, II часть. Моцарт, соната Ля мажор).

Устойчивость тесно связана с синтаксисом. Окончание музыкальной мысли требует устойчивости. Период обязательно должен закончиться на устойчивом созвучии.( Первое предложение чаще останавливается на неустойчивости. ) Наиболее устойчивым будет созвучие, у которого все звуки устойчивые, по звучанию консонанс — трезвучие I ступени. (Старинная английская музыка 16-18 веков, «Ирландская жалоба»).

Следующим этапом развития устойчивости является утверждение трезвучия I ступени в качестве центрального устоя. (Мессиан, «Бесплотные звуки мечты» из сборника «Пьесы французских композиторов».)

Существует два вида тяготений в устойчивость и неустойчивость.

1. Мелодическое тяготение — тяготение неустоев в соседние по высоте устои — II в I, IV в III и так далее.

2. Гармоническое тяготение (квартово-квинтовое) — V в I, I в IV, IV в I.

Мелодическое тяготение проявляется в мелодии (взаимодействие отдельных звуков). Гармоническое — в гармонии (взаимодействие созвучий). При разрешении тоники в субдоминанту, I — квинтовый обертон IV ступени.

Строительным материалом лада является звукоряд. Отрезок звукоряда от тоники до тоники называется гаммой. Единица звукоряда — ступень. Мажор и минор имеют по 7 ступеней. Помимо устойчивых и неустойчивых существуют главные и побочные ступени. Главные — тоника, субдоминанта и доминанта. Побочные — остальные. VII и II — вводные звуки (нижний и верхний). III — медианта. VI — субмедианта.

Мажор и минор. Мажорным называется лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие. Минором называется лад, устойчивые звуки которого образуют минорное трезвучие.Схема мелодических тяготений: II в I, II в III, IV в III , IVв V , VI в V , VII в I.

Исторически мажор и минор взаимодействовали и оказывали влияние друг на друга. В натуральном миноре по аналогии с мажором VII ступень была повышена для усиления ее тяготения в I ступень( гармонический минор). Для заполнения интервала увеличенной секунды была повышена VI ступень.(мелодический минор).

Позднее по аналогии с минором в мажоре была понижена VI ступень для усиления тяготения ее в V ступень. Образовался гармонический мажор. Для заполнения интервала увеличенной секунды понизили VII ступень (мелодический мажор).

В соответствии с тяготениями мелодический минор чаще употребляется в восходящем направлении, а натуральный минор и мелодический мажор — в нисходящем. (Рубинштейн «Демон»,мужской хор — гармонический минор; мелодический минор — Чайковский «Времена года», «Баркарола»; гармонический мажор — Шуберт «Серенада»; мелодический мажор — Рахманинов, Концерт для ф-п. с оркестром №4, II часть).

Тональность — это высотное положение лада. Для соблюдения «строительных норм» звукоряда требуются знаки альтерации. Они обычно выставляются при ключе и называются ключевыми. Тональности бывают одноименные (Ля мажор и ля минор), параллельные (Соль-бемоль мажор и ми-бемоль минор), однотерцовые — имеют общий терцовый тон (До мажор и до-диез минор), энгармонически равные, употребительные и неупотребительные. (Неупотребительными считаются тональности, имеющие более 7 ключевых знаков).

Существует 3 пары энгармонически равных употребительных тональностей: Фа-диез мажор и Соль-бемоль мажор, До-диез мажор и Ре-бемоль мажор, До-бемоль мажор и Си мажор, так же относятся друг к другу их параллельные миноры. Сумма знаков двух энгармонически равных тональностей равна 12.

Красочные свойства лада и тональности. Колорит лада и тональности играет важную выразительную роль в произведении. Так, сопоставление мажора и минора вызывает аналогию со светом и тенью. (Шуберт, «Серенада», Чайковский романс «Отчего?») . Игра света и тени возникает при сочетании различных, даже неодноименных тональностей (Лист «Радость и горе»). Выбор тональности нередко диктуется ее колористическими особенностями.

Читать еще:  Менины веласкес. «Менины» Веласкеса

В эпоху барокко была распространена семантическая трактовка тональностей, за которыми закреплялись типологические значения. Так, тональность D-dur выражала «шумные» эмоции, бравурность, героику, победное ликование. Тональность h-moll считалась «пассионной», связанной с образами страдания, распятия. Наиболее печальными были «мягкие» тональности c-moll, f-moll, g-moll, b-moll. Для выражения печали, траурности использовался c-moll. С понятием «триединства» (Троицы) ассоциировался Es-dur с его тремя бемолями . Одна из чистых, «твердых» тональностей, нередко применяемая Бахом для выражения радостного чувства — G-dur. Тональности A-dur и E-dur — светлые, часто связаны с музыкой пасторального характера.

Си минор — мрачная, скорбная (Бах «Высокая месса» си минор), до минор — героическая ( Бетховен соната №8, симфония №5), соль минор, ре минор — тональности итальянских слезных арий (lamento), соль минор — элегическая (Шуберт «Мельник и ручей», Перселл ,Ария Дидоны), соль мажор, фа мажор — светлые , пасторальные тональности (Гайдн, оратория «Времена года» хор поселян соль мажор «К нам, к нам, весна», Бетховен «Пасторальная симфония» Фа мажор), ре мажор — ликование (Бах «Gloria», «Sanctus» из мессы си минор, Бетховен, симфония №9, ода «К радости»).

Теория музыки. Лад, тональность и интервалы

Мы продолжаем наш цикл статей по теории музыки, и сегодня речь пойдет о том, что такое лад, тональность и интервалы в музыке.

В прошлой статье мы с вами изучили нотное письмо и увидели, как в целом выглядит музыка в письменном виде, и какая нота за какой звук отвечает. Чтобы вам было проще вовлечься в данный урок, давайте вспомним с вами то, как выглядит звукоряд:

То, что вы видите на картинке выше – это гамма До мажор. О том, почему она называется именно “До мажор” речь пойдет немного позже. А сейчас мы с вами поговорим о гамме.

Гамма – это звукоряд, ступени которого находятся на расстоянии в один тон либо в полутон друг от друга. Обычно гаммы играют музыканты для разогрева и для развития моторики пальцев.

Ступени гаммы от первой и до седьмой нумеруются римскими цифрами.

Каждая ступень лада имеет свое название:

  • I ступень – тоника (Т)
  • II ступень – нисходящий вводный звук
  • III ступень – медианта (средняя)
  • IV ступень – субдоминанта (S)
  • V ступень – доминанта (D)
  • VI ступень – субмедианта (нижняя медианта)
  • VII ступень – восходящий вводный звук

Вы наверняка понимаете, что ноты в музыке находятся в определенном соотношении между собой. Поэтому нельзя просто ударить по струнам гитары или обвалиться на клавиши фортепиано, чтобы получилась ласкающая слух мелодия. И прежде всего это самое соотношение выражается в том, что в музыке существуют звуки, которые будто бы выделяются из общей массы нот. Такие звуки называются устойчивыми и зачастую завершают мелодию.

Но и среди устойчивых звуков есть свой лидер – тоника. Она является основной опорой всей мелодии. На примере ниже вы можете послушать мелодию без тоники:

Кажется, что чего-то не хватает, правда? Хочется закончить мелодию.

И, конечно же, в противовес устойчивым звукам существуют и неустойчивые. Неустойчивые тяготеют к устойчивым звукам, стремятся соединиться с ними. И переход неустойчивого звука в устойчивый – это разрешение.

Итак, мы с вами поняли, что существует определенная закономерность, по которой строится музыка. И эта закономерность называется ладом. Лад всегда лежит в основе любой музыкальной композиции и именно он организовывает все звуки в музыке, придает мелодии характер.

Чтобы продолжить наш рассказ о ладах, нам нужно немного отвлечься и рассказать вам об интервалах.

Интервал – это одновременное или последовательное сочетание звуков. Одновременный интервал называется гармоническим, а последовательный – мелодическим. Нижний звук интервала – это его основание, а верхний – вершина. На примере левый интервал – гармонический, а правый – мелодический.

Мелодические интервалы могут быть как восходящими (то есть читаются снизу вверх), так и нисходящими (то есть наоборот). Гармонические же интервалы читаются только снизу вверх.

Интервалы, которые образуются в пределах одной октавы, называются простыми. И всего их восемь:

Но все простые интервалы также делятся. Мы же помним о том, что расстояние между соседними ступенями может равняться тону или полутону. Отсюда следует, что некоторые интервалы могут быть двух видов:

  1. Чистая прима – 0 тонов
  2. Малая секунда – 1/2 тона
  3. Большая секунда – 1 тон
  4. Малая терция – 1 и 1/2 тона
  5. Большая терция – 2 тона
  6. Чистая кварта – 2 и 1/2 тона
  7. Увеличенная кварта – 3 тона
  8. Уменьшенная квинта – 3 тона
  9. Чистая квинта – 3 и 1/2 тона
  10. Малая секста – 4 тона
  11. Большая секста – 3 и 1/2 тона
  12. Малая септима – 5 тонов
  13. Большая септима – 5 и 1/2 тона
  14. Чистая октава – 6 тонов
Читать еще:  Русская банька - интересные факты и важные правила.

Не будем вас более перегружать подробностями об интервалах. Заметим только, что интервалы делятся на консонирующие и диссонирующие. Консонанс – это сливающееся, согласное звучание. Диссонанс – это резкое, не сливающееся звучание, ну или попросту “неприятное”.

Консонирующие интервалы:

1. Весьма совершенный консонанс:

2. Совершенный консонанс:

3. Несовершенный консонанс:

  • Малая терция
  • Большая терция
  • Малая секста
  • Большая секста

К диссонирующим интервалам относятся все остальные.

Теперь вернемся к ладам. Лады бывают разными, но мы с вами разберем самые основные: мажорный и минорный.

Мажорный лад (в дословном переводе – больший лад) – это лад, устойчивые звуки в котором образуют мажорное (большое) трезвучие, то есть созвучие, которое состоит из трех звуков. Звуки мажорного трезвучия располагаются по терциям: между нижним и средним звуками находится большая, а между средним и верхним – малая. Между верхним и нижним же образуется чистая квинта. Мажорное трезвучие, которое строится на тонике (то есть на первой ступени лада) – это тоническое трезвучие.

В таком ладу неустойчивые звуки находятся между устойчивыми. Мажорный лад состоит из семи ступеней, а последовательный звукоряд лада – это и будет гамма, о которой мы говорили выше.

В мажорном ладу интервалы между ступенями располагаются таким образом: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.

Минорный лад (меньший лад) – это лад, устойчивые звуки которого образуют минорное трезвучие. Минорное трезвучие состоит из малой терции между нижней и средней ступенью, и большой между средней и верхней.

В минорном ладу интервалы располагаются так: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.

На слух минорный и мажорный лады довольно легко отличить друг от друга. Если мелодия звучит весело и энергично – то это мажорный лад, ну а если вы слышите грустную и плавную мелодию – то это минорный лад.

Тональность – это высота, на которой расположена тоника лада. Название тональности соответствует названию ее лада, к примеру: До мажор, Ре минор и т.д.

Предположим, что вы решили спеть ту или иную песню, но она оказалась вам слишком низкой для вашего голоса. Поэтому нам нужно переписать мелодию в более высокой тональности. Для этого нужно переписать все ноты на нужное количество тонов выше. Но стоит учитывать, что существуют тональности, и выходить за их пределы – равносильно созданию диссонанса. Если вам интересно, как переносить мелодию из одной тональности в другую – напишите об этом в комментариях, и мы подробно разберем эту тему в следующей статье.

Тональность обозначается ключевыми знаками альтерации, которые имеют строгое правило своего появления на нотном стане. Диезы пишутся в таком порядке: Фа, До, Соль, Ре, Ля, Ми, Си.

Бемоли же располагаются в обратном порядке: Си, Ми, Ля, Ре, Соль, До, Фа.

Гармонический мажор – это мажорный лад с пониженной четвертой ступенью. Он имеет своеобразное восточно-экзотическое звучание и присущ мелодиям многих азиатских народов.

Мелодический мажор – это мажорный лад, в котором понижены и четвертая, и седьмая ступени. Такой лад имеет особую певучесть и очень приятен для слуха.

Теория музыки. Лад, тональность и интервалы

Бемольные

Как определить тональность произведения

Узнать основную для композиции тональность можно при помощи приведенного ниже плана:

  1. Посмотрите на ключевые знаки.
  2. Найдите в таблице.
  3. Это могут быть две тональности: мажорная и минорная. Чтобы определить, какой лад необходимо посмотреть, каким звуком заканчивается произведение.

Существуют способы, упрощающие поиск:

  • Для мажора в диезных тональностях: последний диез+м2 = название тональности. Так, если крайний ключевой знак до-диез, то это будет ре мажор.
  • Для бемольных мажорных тональностей: предпоследний бемоль = искомой тональности. Так если, ключевые знаков будет три, то предпоследним будет ми-бемоль – это и будет искомая тональность.

Можно использовать как стандартные способы, так и приведенные выше. Главное научиться правильно определять тональность и ориентироваться в ней.

Упражнения для закрепления

Определите тональность по ключевым знакам.

Ответы: 1. D major 2. As major 3. C major

  1. Cis minor 2. B minor 3. E minor

Кварто-квинтовый круг

Кварто-квинтовый круг представляет собой специальную схематически изложенную информацию, в которой все тональности располагаются на расстоянии чистой квинты по часовой стрелке, и по чистой кварте против часовой стрелки.

Читать еще:  Н а некрасов поэма русские женщины. Русские женщины

Главные трезвучия в тональности

Начнем с того, что такое мажорное и минорное трезвучие, и как они строятся. Вне зависимости от наклонения трезвучие представляет собой аккорд, состоящий из трех звуков, которые располагаются по терциям. Мажорное трезвучие обозначается как Б 5 3, и состоит из большой терции и малой. Минорное трезвучие обозначается как М 5 3, и состоит из малой и большой терции.

От каждой ноты в тональности можно построить трезвучия.

Главными трезвучиями в тональности называются такие аккорды, которые показывают мажорное это или минорное наклонение. На первой, четвертой и пятой строятся трезвучия, соответствующие ладовому наклонению. То есть в мажоре на данных ступенях строятся мажорные трезвучия, а в миноре соответственно минорные. Главные трезвучия для каждой ступени имеют собственные названия или как их еще называют функции. Так на первой ступени располагается тоника, на четвертой субдоминанта, а на пятой доминанта. Обычно сокращенно они обозначаются T, S и D.

Родственные тональности

Существует такое понятие как тональное родство. Чем больше разница знаков, тем дальше родство. В зависимости от систем различают 3 или 4 степени. Рассмотрим наиболее популярную систему, которая делит тональности на 3 степени родства.

Степень родства

Группа

Разница знаков

Какие тональности

S, D и их параллели

S гарм для мажора

Тонально-сти на б.2 ↑↓ и их параллели

Мажор – м2, м3, б3 ↑↓ и Минор ss гарм. – на б2↓ и одноименный минор

Минор – м2, м3, б3 ↑↓ и

Мажор DD на б2↑ и одноименный мажор

Для мажора ↑ув1, ув2, ув4 и ув5, для минора те же интервалы ↓.

Тритонанта и ее параллель

Первая группа разделяется на 3 категории:

  1. Это параллельная тональность. Разница в знаках составляет 0. Объединяет эти тональности шесть общих аккордов. Пример: Фа мажор и ре минор.
  2. 4 тональности. Между основной и конечной тональностью разница один знак. Это тональности субдоминанты и доминанты, а также параллельные к S и D. Пример, для тональности соль мажор: S – до мажор, параллельная S – ля минор, D – ре мажор, параллельная D – си минор.
  3. Рассматривается только для мажорных тональностей. Разница 4 знака – это гармоническая субдоминанта. Пример для C-dur – субдоминанта гармоническая – это фа минор.

Вторая группа родства делится на 2 подгруппы:

  1. 4 тональности. Разница в два ключевых знака. Найти эти тональности легко от основной они располагаются на большую секунду выше и ниже + параллели найденных. Пример: основная тональность – ля мажор. Выше и ниже на большую секунду или тон тональности: си минор и соль мажор. Параллели для найденных тональностей: это Ре мажор и ми минор.
  2. Разница знаков от трех до пяти. Нахождение тональности будет зависеть от того мажорная или минорная тональность.
  • Dur: 6 мажорных и 2 минорных: выше и ниже на м2, м3 и б3; ss гармоническая, располагающаяся на б2 ниже, а также одноименный минор. Пример для G-dur: As-dur, B-dur, H-dur, Fis-dur, E-dur, Es-dur и f-moll и g-moll.
  • Moll: 6 минорных и 2 мажорные: на малую секунду, малую терцию и б3 выше и ниже; DD на большую секунду выше и одноименный мажор.

Третья группа делится на 2 группы:

  1. 3 тональности, не имеющие ни одного общего аккорда, разница на 3-5 знаков в противоположном направлении. Для мажора необходимо найти миноры выше на следующие интервалы, а для минора мажоры на ув.1, ув.4 и ув.5 ниже.
  2. Тритонанта и ее параллель. Находится тритон от исходной тоники, для C-dur – Fis-dur.

В зависимости от степени в гармонии различают множество способов модуляций.

Как изменить тональность в минусовках

Бывает, что тональность либо слишком высокая для голоса, либо слишком низкая. Чтобы музыка красиво звучала необходимо при помощи современных технологий и программ сделать минусовку удобной, то есть транспонировать ее на необходимый интервал ниже или выше. Разберем, как изменить тональность в минусовках или композициях. Работать будем в программе Audacity.

  • Открываем программу Audacity

  • Кликаем на раздел «Файл». Выбираем «Открыть…»

  • Выбираем необходимую аудиозапись
  • Сочетанием клавиш CTRL+A выделяем всю дорожку.
  • Кликаем на раздел «Эффекты», выбираем «Смена высоты тона…»

  • Выставляем число полутонов: при повышении значение выше нуля, при понижении значение меньше нуля. Можно выбрать конкретную тональность.

  • Сохраняем полученный результат. Откройте раздел «Файл», выберите «Экспортировать аудио…»

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Надеемся, что страница была полезной для прочтения и теперь Вы знаете, что такое тональность, разбираетесь в их видах и можете транспонировать музыкальное произведение при помощи специальной программы. Читайте другие статьи, посвященные музыкальной грамоте, и совершенствуйте собственные знания.

Источники:

http://www.lafamire.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=426&Itemid=20
http://say-hi.me/music/teoriya-muzyki-lad-tonalnost-i-intervaly.html
http://soundtimes.ru/uroki-muzyki/tonalnosti

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector