0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

 Театр Эстрады — История. Театр эстрады

История театра

История нашего театра неразрывно связана с историей Петербурга. Ещё в 1723 году Петр I издал указ, по которому повелевалось «сделать комедиантский дом из досок на адмиралтейском острову». Это первое общественное зрелищное сооружение города располагалось на берегу Мойки у Невского проспекта. В то время топкие берега рек и частые наводнения не позволяли строить здания близко к воде, и «комедиантский дом» возвели в некотором отдалении от берега… Да, примерно в том самом месте, где в настоящее время находится Театр Эстрады!

Прекрасное каменное здание на Большой Конюшенной улице, где ныне располагается наш театр, было построено в 70-х годах XVIII века. Долгое время в нем размещалась одна из самых благоустроенных петербургских гостиниц – «Демутов трактир». В 1810 – 1820-е годы здесь часто останавливался Александр Сергеевич Пушкин. В 1828 году, всего за три недели, в демутовых номерах он написал поэму «Полтава». В этой гостинице он «поселил» и одного из своих персонажей – гусара Минского из повести «Станционный смотритель». Неоднократно оставливался здесь и другой Александр Сергеевич – Грибоедов. Постояльцами гостиницы также были: Павел Пестель и Петр Чаадаев, Константин Батюшков и Иван Тургенев.

Во второй половине XIX века гостиница была перестроена и превратилась в фешенебельный ресторан «Медведь». При входе с Большой Конюшенной посетителей ресторана встречало чучело огромного бурого медведя с подносом в лапах, на который падали щедрые чаевые! Роскошные интерьеры, высокая кухня и представления в жанре «кабаре» – это было культовое место предреволюционного Петербурга, здесь собирался весь свет столичного общества. Говорят, завсегдатаями этого заведения были Федор Шаляпин и Вера Комиссаржевская, а столик необходимо было заказывать недели за две.

После Октябрьской революции помещение бывшего ресторана принадлежало разным организациям. Наконец, осенью 1939 года здесь был открыт Ленинградский театр эстрады и миниатюр. Вскоре в его труппу приняли молодого конферансье Аркадия Райкина. Блестящий артист, мастер сценического перевоплощения, уже в 1943 году он станет художественным руководителем театра и будет занимать этот пост без малого 40 лет.

Аркадий Райкин – целая эпоха и в истории нашего театра, и в истории отечественной эстрады. Райкин не только радовал публику своим талантом, он собрал вокруг себя целую плеяду прекрасных артистов. Под его конферанс на сцену театра выходили знаменитые джазовые коллективы Леонида Утесова и Олега Лундстрема. Здесь выступала Клавдия Шульженко и Александр Вертинский, Лидия Русланова и Мария Пахоменко.

Пожалуй, перечислить всех «звезд» театра невозможно. Наша сцена помнит блестящих мастеров разговорного жанра: Марию Миронову, Александра Менакера, Вениамина Нечаева, Павла Рудакова. А ещё Бена Бенцианова, Илью Олейникова и Юрия Стоянова, Романа Карцева и Михаила Жванецкого, Виктора Ильченко и Семёна Альтова, Рубину Калантарян и Вячеслава Полунина, Эдиту Пьеху и Эдуарда Хиля.

Ленинградский театр миниатюр стал невероятно популярным у публики, и это безусловная заслуга его художественного руководителя. Зрители со стажем утверждают, что в «золотую эпоху» Райкина очередь в его театр тянулась по всей улице Желябова (ныне – Большой Конюшенной). И была она не менее длинной, чем знаменитая очередь, что шла по набережной реки Фонтанки в БДТ.

В марте 2002 года Театру Эстрады было присвоено имя Аркадия Райкина. Однако, как это часто бывает в Петербурге, и память предыдущих столетий продолжала жить в знаменитом здании на Большой Конюшенной. История петровского «комедиантского дома», «Демутова трактира» и, конечно, легендарного ресторана «Медведь» до сих пор интересует историков, краеведов и поклонников нашего театра.

В 2014 году новый художественный руководитель театра Юрий Гальцев и известный режиссер Владимир Глазков создали необычную для городской афиши постановку – спектакль «Кабаре «Медведь». Стремясь показать публике, как зарождалась в нашей стране профессиональная эстрада, как кабаре из формы досуга превратилось в настоящее, признанное во всем мире искусство, авторы спектакля воссоздали на сцене дух того самого ресторана «Медведь».

Читать еще:  Страх и отвращение покинули лас-вегас.

Кроме шуток: Театр эстрады отмечает юбилей в тишине

Ровно 65 лет тому назад, 5 июня 1954 года, в Москве открылся Театр эстрады. Когда-то по аналогии со знаменитым парижским концертным залом его называли русской «Олимпией». Но с тех пор многое изменилось. Театральный обозреватель Владислав Васюхин — специально для «Известий» — выяснил, что именно.

День тишины

Сказать, что столичный Театр эстрады отмечает 65-летие со дня основания, было бы неправдой. Официально он его никак не отмечает, поскольку находится на ремонте. А на чужой площадке праздновать солидную дату хотя бы ностальгическим сборным концертом было бы тоже странно — Театр эстрады давно превратился в прокатную площадку, ориентированную в первую очередь на показ чужих драматических и музыкальных спектаклей. Арендуют его и под антрепризы, и под постановки знаменитых трупп вроде «Ленкома».

Художественный руководитель Московского государственного театра эстрады Николай Смирнов-Сокольский

Но прежде чем говорить о сегодняшнем дне, немного истории. Согласно официальной версии, Московский государственный театр эстрады был создан по инициативе снизу — группой эстрадных артистов во главе с Николаем Павловичем Смирновым-Сокольским.

Это была легендарная фигура! Вот что он рассказывал: «Меня часто приглашали на приемы. Однажды на банкете в Кремле подозвал меня к себе Сталин. И, представляя какому-то иностранному деятелю, сказал: «А это мой шут!» С тех пор мне было дозволено говорить всё что хочу. Никто не смел мне делать замечаний». Смирнов-Сокольский был не только автором и исполнителем злободневных сатирических фельетонов, народным артистом РСФСР, но и библиофилом, собравшим уникальную библиотеку, рыцарем книги.

Острый на язык и прекрасно образованный, он стал первым художественным руководителем театра. Благодаря его авторитету и связям многие хозяйственные и творческие вопросы решались быстро. По случаю открытия показали эстрадное ревю. Николай Павлович писал на этот счет: «Первый спектакль, которым начнет свой творческий путь новый театр, задуман в форме показа эстрадных номеров, объединенных несложным сюжетом. Название представления — «Его день рождения», то есть день рождения нашего эстрадного театра. Причем одной из основных тем постановки является стремление мастеров эстрады найти себе достойную смену, помочь талантливой театральной молодежи посвятить себя искусству, любимому народом. По ходу представления затрагиваются многие злободневные вопросы — семьи и быта, а также из области внутренней и международной жизни… Московский театр эстрады может и должен стать творческим центром, группирующим вокруг себя всё новое, талантливое, молодое, появляющееся в этом искусстве, и вместе с тем быть образцовой сценической площадкой для показа творческих достижений мастеров эстрады».

Постоянной труппы в театре не было, но существовал собственный оркестр и два летних филиала — в саду «Эрмитаж» и саду имени Баумана. До 1961 года театр располагался на Садово-Триумфальной площади, раньше носившей имя Маяковского, а после он переехал на Берсеневскую набережную, став частью комплекса Дом правительства. Сегодня это объект культурного наследия регионального значения.

Здание Театра эстрады на Берсеневской набережной в Москве

Говоря об артистах, музыкантах и поэтах, в разные годы выступавших на сцене Театра эстрады, легче сказать, кого там не было. Не было, например, Эдит Пиаф, хотя официальный сайт театра почему-то утверждает обратное. Однако, как известно, «парижский воробышек» никогда не гастролировал в СССР. А вот подруга Пиаф, блистательная Марлен Дитрих, дала здесь концерт летом 1964 года. По свидетельству очевидцев, звезда обратилась к залу с такими словами: «Я любила вас давно. Я любила ваших писателей, ваших композиторов и вашу душу… Я думаю, что у меня самой русская душа».

Кстати, к столетнему юбилею Марлен, в 2001 году, в театре решили «вызвать дух легенды» — был создан спектакль «Прощай, Марлен, здравствуй!», где главную роль сыграла эксцентричная Елена Морозова. Увы, критики назвали зрелище «сумбурным, душным и неосмысленным».

Валютный резерв

«Золотой» для Театра эстрады считают эпоху Брежнева. На его сцене выступали, а часто и дебютировали те, кого сегодня мы называем легендами, — от Софии Ротару до Евгения Петросяна. Билеты на их концерты были своеобразной валютой. С 1970 года театром руководил талантливый режиссер Александр Конников. Понятно, что ему приходилось играть по правилам и двигаться в русле официальной линии партии, но именно он поставил несколько больших театрализованных представлений, вошедших в историю эстрадного жанра. В них участвовал весь цвет тогдашней эстрады. И, конечно, театр, где постоянно выступали зарубежные артисты, стал для советских зрителей окном в мир, подлинным островком свободы.

Читать еще:  Скромные люди. Скромность украшает человека

«Я работал там в первой половине 70-х осветителем и художником по свету, — рассказал «Известиям» бывший сотрудник театра Валерий Логинов. — Очень веселое время было! Выступали все звезды СЭВа, классные танцевальные коллективы из разных стран, ансамбли из Югославии чуть ли не каждую неделю пели. Помню концерты Мирей Матье, Шарля Азнавура, Рафаэля и многих других».

Популярный эстрадный певец Рафаэль Мартос (Испания) выступает в Московском государственном театре эстрады. 17 июня 1978 года

С 1983 года и до самой смерти, случившейся в 1997 году, худруком театра был популярный конферансье Борис Брунов. Про Брунова говорили, что у него чутье. С ним театр пережил и звездные моменты — аншлаговые концерты, спектакли, творческие встречи, и провальные, когда второсортные эстрадные представления проходили в полупустых залах.

На место Брунова было несколько претендентов, но кресло досталось Геннадию Хазанову. По его оценке, Театр эстрады пребывал тогда «в состоянии организма, мучающегося в судорогах тяжелейшей болезни». Заброшенное, запущенное помещение, зал, где звук и свет не менялись с конца 70-х, где кресла скрипели и блестели проплешинами. Редко, но бывает, что техническая сторона театра хромает на обе ноги или театр ютится в «табакерке», но всё равно творчество там фонтанирует, публика ломится. Тогдашний Театр эстрады не относился к счастливому исключению: и зрители не висели на его люстрах, и звезды предпочитали другие подмостки.

Помню, я интервьюировал Хазанова через два года после его прихода к руководству театром. Он привел такие цифры времен бруновской эпохи. Скажем, в 1993 году количество проданных билетов на один концерт — в среднем 547, а в зале 1383 места. То есть заполняемость была меньше 40%. Дальше ситуация становилась хуже: в 1994-м — 78 концертов, на каждом побывало 257 человек, в 1995-м — 35 концертов и в среднем 234 зрителя, то же самое в 1996-м. А в 1997-м — 22 концерта, 364 зрителя в зале.

Долгие проводы

Хазанов отменил и сборные концерты, все эти «Парады веселых мужчин» и «Веселые серпантины», и сольники многих артистов разговорного жанра. Ему долго ставили в упрек, что он отвадил от Театра эстрады своих коллег-эстрадников. Он отвечал так: «И как бы меня ни обвиняли в том, что артисты эстрады перестали здесь выступать, что не является правдой, здесь просто перестали проходить мероприятия, которые не собирают зал».

Народный артист РСФСР, художественный руководитель Московского государственного театра эстрады Геннадий Хазанов

При Геннадии Викторовиче Театр эстрады стал местом проката спектаклей. В первую очередь спектаклей с участием самого Хазанова, которые ставит режиссер Леонид Трушкин под маркой Театра Антона Чехова.

С появлением Хазанова одной из генеральных линий театра было объявлено создание синтетических спектаклей-биографий, посвященных звездам минувших лет. Анонсировались байопики Эдит Пиаф, Марии Каллас, Лидии Руслановой и Фрэнка Синатры. Но до воплощения значительной части проектов по разным причинам дело не дошло. Зато было поставлено несколько детских музыкальных спектаклей. Еще один заметный проект хазановского периода — мюзикл «Чикаго», продюсерский и актерский проект Филиппа Киркорова.

«Помнится, многие радовались приходу Хазанова, — говорит Алексей Беляков, автор нашумевших книг про Аллу Пугачеву. — Дружен с властью, деловит. Да и место для него знаковое — когда-то именно на этой сцене он стал лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады со своим «кулинарным техникумом». Но он там уже черт знает сколько лет — и про театр не слышно ничего интересного».

72-летний Геннадий Хазанов руководит Театром эстрады дольше всех своих предшественников — с 5 ноября 1997 года. В почтенном возрасте можно было бы подумать и о преемнике, который бы воплотил заповедь Николая Смирнова-Сокольского: «Московский театр эстрады может и должен стать творческим центром, группирующим вокруг себя всё новое, талантливое, молодое…»

Сцена из мюзикла Боба Фосса «Чикаго» в Театре эстрады. Продюсеры — Алла Пугачева и Филипп Киркоров

С апреля прошлого года театр на капремонте, впервые с 1961 года. Необходимо восстановить историческую планировку помещений, отремонтировать системы кондиционирования и вентиляции, планируется увеличить площадь гримерок, заменить окна и двери. Колонн и фасада ремонт не коснется.

Читать еще:  Эссе о подвиге. Несколько интересных сочинений

Театр эстрады имени А. И. Райкина

«Теа́тр эстра́ды и́мени Арка́дия Ра́йкина» — первый в СССР государственный профессиональный театр эстрады, открытый в 1939 году в городе Ленинграде как «Ленинградский театр эстрады и миниатюр» [1] [2] . Является действующим российским государственным бюджетным учреждением культуры города Санкт-Петербурга.

Полное наименование юридического лица — «Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры „Театр эстрады имени Аркадия Райкина“» (сокращённо — СПб ГБУК «Театр эстрады имени Аркадия Райкина»).

В марте 2002 года Театру эстрады присвоено имя народного артиста СССР Аркадия Исааковича Райкина, с 1943 года без малого сорок лет занимавшего должность художественного руководителя театра [1] .

Театр располагается в доме № 27 по улице Большой Конюшенной.

Здание театра — объект культурного наследия народов Российской Федерации регионального значения и охраняется государством [3] .

Именно здесь, в номерах гостиницы «Демутов трактир», в 1828 году Александр Сергеевич Пушкин написал свою знаменитую поэму «Полтава». В начале XX века в этом здании размещался знаменитый ресторан «Медведь», завсегдатаями которого были Фёдор Иванович Шаляпин и Вера Фёдоровна Комиссаржевская.

Содержание

История

В XIX веке на этой территории находилась гостиница «Демутов трактир», постояльцами которой были Пушкин, Грибоедов, Батюшков, Чаадаев, Тургенев. К началу XX века здание, выходящее на Большую Конюшенную, занимал фешенебельный ресторан «Медведь». В 1930-х годах бывший ресторан переоборудовали под театр.

В 1939 году здесь открывается Ленинградский театр эстрады и миниатюр. Вскоре в труппу нового театра приходит молодой конферансье — Аркадий Райкин. Через три года (в 1942 году) он становится художественным руководителем Ленинградского театра миниатюр. Аркадий Райкин возглавлял Ленинградский театр эстрады и миниатюр почти сорок лет. Что только не довелось пережить Аркадию Исааковичу и его артистам за это время: выступления на полевых аэродромах, артиллерийских позициях и на палубах боевых кораблей во время Великой Отечественной войны. В 1944 году театр возвращается в Ленинград.

Несмотря на многочисленные проблемы и трудности, Райкин сделал свой театр одним из самых любимых мест отдыха ленинградцев. Он собрал вокруг себя целую плеяду прекрасных артистов. В разное время на эту сцену выходили: Леонид Утесов и Клавдия Шульженко, Мария Миронова и Александр Менакер, Вениамин Нечаев и Павел Рудаков, Эдуард Хиль и Мария Пахоменко…

Во время гастролей в Одессе именно Райкин заметил талантливых актёров молодежного театра «Парнас-2» и в 1962 году пригласил их работать в свой театр: Михаила Жванецкого, Романа Карцева и Виктора Ильченко.

В 1980-х годах прошлого века, Ленинградский театр миниатюр переехал в Москву, и с 1987 года коллектив стал называться «Сатирикон». В том же году Аркадий Райкин ушёл из жизни и «Сатирикон» возглавил его сын Константин.

В 1981 году в Ленинградский академический театр драмы им. Пушкина после ГИТИСа был направлен режиссёром-стажёром Геннадий Егоров. С артистами Н. Мамаевой, Е. Акуличевой, В. Паниной, Н. Буровым, Р. Кульдом, Б. Самошиным, В. Петровым он поставил спектакли «Ужасные родители» Ж. Кокто и «Пять романсов в старом доме» В. Арро.

Драматургия Ж. Кокто и В. Арро не вписывалась в репертуарную политику руководства Ленинградского академического театра драмы им. Пушкина, поэтому спектакли игрались на сцене Ленинградского государственного театра эстрады. В 1983 году в Театре эстрады Геннадий Егоров ставит пьесу Г. Мамлина «Колокола». Спектакль был выпущен под названием «Не говори прощай» с артистами В. Паниной, Р. Громадским и записан на Ленинградском телевидении.

В марте 2002 года Театру Эстрады было присвоено имя Аркадия Райкина. В декабре 2008 года художественным руководителем Театра Эстрады стал популярный артист Юрий Гальцев.

В 2010—2011 годах в театре был произведён капитальный ремонт, в результате которого был не только восстановлен исторический облик площадки, но и произведено оснащение по последнему слову техники, позволяющее создавать современные спектакли с самыми сложными постановочными и художественными задачами. Зрительный зал и фойе стали комфортными для публики [4] .

Современная труппа театра

  • Вячеслав Манучаров
  • Николай Поздеев
  • Андрей Федорцов
  • С полным составом труппы и репертуарным календарём можно ознакомиться на официальном сайте театра.

Источники:

http://estrada.spb.ru/about/history/
http://iz.ru/885376/vlad-vasiukhin/krome-shutok-teatr-estrady-otmechaet-iubilei-v-tishine
http://wikipedia.green/%D0%A2%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80_%D1%8D%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D1%8B_%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8_%D0%90._%D0%98._%D0%A0%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector