3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тайна золотой бабы. Золотая баба, где твоя Родина

ТАЙНА «ЗОЛОТОЙ БАБЫ»: СТАТУЮ ХРАНИЛИ ШАМАНЫ ИЗ СЕЛА ПОМОЗДИНО

Древнее финно-угорское божество Зарни Ань уже несколько веков остается загадочным и непостижимым. Идолу, отлитому из чистого золота поклонялись народы, жившие по обе стороны Уральских гор, а сейчас лик Зарни Ань сияет на гербе Республики Коми. Поиски Золотой Бабы велись представителями многих поколений. Казалось бы, за четыре сотни лет затея должна была себя полностью дискредитировать, но этого не произошло. До сих пор время от времени появляются «совершенно достоверные сведения» очевидцев, точно знающих, где хранится Золотая Баба. Ее по-прежнему продолжают искать. И всегда эти поиски сопровождались мистическими событиями.

Оказалось, что тайну нахождения древнего идола вполне могли хранить еще до 1930-х годов в коми селе Помоздино. На неожиданную взаимосвязь этого села с Золотой Бабой указал автор вышедшей недавно книги «Клады ГУЛАГа» Альберт Мартыненко. Его книга написана на основе дневников и заметок врача Александра Афанасьевича, которого политические репрессии сталинской эпохи привели в лазареты советских лагерей. Он прошел Соловки, Воркуту, Норильск… В этих местах пациенты попадали на больничную койку чаще всего в безнадежном состоянии и, умирая, делились с доктором самым сокровенным и тайным. Так Александр Афанасьевич невольно узнал места захоронения семидесяти пяти кладов на территории бывшего Советского Союза. В том числе он услышал и про тайну Золотой Бабы. Свои записи Александр Афанасьевич завещал врачу и кинорежиссеру Альберту Мартыненко. Тот и написал эту книгу.

Впервые о Золотой Бабе Александр Афанасьевич услышал в Соловецком лагере особого назначения в 1928 году от одного заключенного, профессора Петербургского университета, археолога и знатока Севера. Как тот рассказал, в одном месте на территории Коми края находилось основное капище всех северных народов. Главный идол был сделан из чистого золота и назывался Зарни Ань. Идол этот был литой и очень тяжелый. Когда коми народ начал принимать христианство, то самые уважаемые коми шаманы собрались на совет и затем спрятали золотую богиню, а чтобы место не потерялось, решено было, что хранителями тайны станут сразу десять шаманских родов. Они должны были передавать тайну из поколения в поколение. Шли столетия. Золотую богиню время от времени посещали главные шаманы, и сведения о ней передавались в народе, становясь источником вдохновения. При советской власти почти все шаманы были арестованы и расстреляны, дома их разрушены, а семьи рассеяны. Нарушенная преемственность веры привела к тому, что судьба золотой богини стала легендой.

В 1930-40-е годы, находясь в лагерях на территории Коми края, Александр Афанасьевич много раз слышал о Зарни Ань от местных старожилов, но никто не мог точно сказать, где она спрятана. Однажды, вскоре после войны, Александр Афанасьевич оказался в одной из лагерных больниц Свердловска. К нему доставили умиравшего от тяжелого воспаления легких мальчика, которого беспокоила только одна мысль: он, сын шамана, владеет тайной местонахождения Зарни Ань и дал клятву отцу обязательно передать эту тайну своему сыну, а вот теперь он умирает, и место, где хранится древний идол, будет утеряно навеки.

Чтобы утешить пациента, Александр Афанасьевич пообещал передать эту тайну кому-нибудь достойному. Мальчик сказал, что на свободе у него остались только младшие братья и сестры. И тайну нужно попытаться передать им. Он назвал имена родных и сказал, что его самого зовут Михаил Игнатов. И что сам он и вся его родня родом из села Помоздино.

После этого Михаил рассказал про место, где хранится идол. Но проблема была в том, что большая часть рассказа шла на коми языке, а вся система координат была основана на терминах народной астрономии. Александр Афанасьевич кивал головой, но толком ни понять, ни запомнить ничего не смог. К тому же его поминутно отвлекали другие больные. Доктор решил продолжить разговор с Михаилом Игнатовым на следующий день, но его самого перевели в другую больницу. Александр Афанасьевич потерял след мальчика… Шансов на жизнь у того почти не оставалось.

Автор книги, разбирая записки врача, долго ломал голову, стараясь что-либо понять в народной коми астрономии и мерах длины. Следы ведут на Полярный Урал — это все, что он смог определить.

Как нам удалось установить, в селе Помоздино среди репрессированных был и некий Михаил Игнатов. Впрочем, фамилия эта в районе распространенная. Если принять описанный случай за быль (а почему бы и нет?), то нужно найти в Помоздино родственников репрессированного Михаила Игнатова. Возможно, что он как-то все-таки передал им тайну веков. Но, с другой стороны, они все равно не раскроют ее непосвященным, тем, кто ищет Зарни Ань ради славы или наживы.

Знаменитого идола пытались разыскать еще новгородские ушкуйники, которые во время своих походов на Югру грабили языческие святилища. Интересовались Золотой Бабой и казаки Ермака. Они впервые узнали о золотом идоле от чуваша, перебежавшего в их стан при осаде одного из татарских городищ.

Чуваш, попавший в Сибирь как татарский пленник, немного говорил по-русски, и с его слов Ермак узнал о том, что в осажденном им урочище остяки молятся «богу золотому литому, в чаше сидит, а поставлен на стол и кругом горит жир и курится сера, аки в ковше». Однако казаки, взяв приступом городок, не смогли найти драгоценного идола. Вторично казаки услышали о нем, когда попали в Белогорье на Оби, где располагалось самое почитаемое остяками капище. Здесь же находилась тогда главная святыня угорских народов, однако ермаковцам не довелось ее увидеть. При их приближении жители спрятали «болвана», как и всю сокровищницу. Казаки расспрашивали остяков о Золотой Бабе и выяснили, что здесь, в Белогорье, «у них молбище болшее богине древней — нага с сыном на стуле селящая». Сюда, в Белогорское святилище, принесли и положили к ногам Золотой Бабы снятую с погибшего Ермака кольчугу — подарок царя, по преданию, ставший причиной его гибели. После прихода Ермака священного кумира тщательно скрыли в неведомых тайниках. В качестве последнего пристанища Золотой Бабы традиционно называют три отдаленных, труднодоступных уголка России: низовье реки Оби, верховья Иртыша в районе Калбинского хребта и непроходимые ущелья плато Путорана на полуострове Таймыр.

Во второй половине XVIII века в нижнее Приобье на поиски золотого изваяния отправилась экспедиция казаков. Около двух десятков вооруженных всадников со сменными лошадьми и оленями пропали бесследно. В советское время тайна Золотой Бабы интересовала чекистов. В частности, в 1933 году компетентные органы получили информацию, что ее скрывают ханты, проживающие по правому притоку Нижней Оби — реке Казым. К тайному капищу была отправлена оперативная группа, но охотники убили чекистов, после чего карательный отряд перестрелял почти всех местных мужчин, а у оставшихся отобрал ружья. Святилище разорили, однако идол так и не был обнаружен.

В 1961 году статуя, напоминающая по описаниям Золотую Бабу, была найдена в одном из лабазов близ поселка Юильск. Председатель местного колхоза распорядился передать находку в Ханты-Мансийский краеведческий музей. Из города прибыла бригада из семи человек. Они вошли в лабаз, но обнаружили там не золотого идола, а деревянного, отделанного серебром. Считается, что в юильском лабазе действительно хранилось золотое изваяние богини, но перед приездом музейщиков его заменили на деревянное. Золотую же статую перепрятали в надежном месте на островке среди болот. Там и покоилась Золотая Баба. А потом, якобы после постройки на Оби гидростанции, уровень воды поднялся, и островок тот скрылся под водой.

Читать еще:  Родоначальник реализма. История развития реализма

Литература и кино

Золотая Баба много раз вдохновляла писателей, художников и режиссеров. Так, интересные сведения были собраны мансийским писателем Юваном Шесталовым. В повести «Тайна Сорни-Най» он пишет, что в 1936 году манси Даниил Сургучев предложил приемщику рыбы Антону Кадулину заглянуть в «шаманский амбарчик». Он сказал, что старики привезли самого главного сильного «золотого идола» — Сорни-Най («Золотая героиня» — так по-мансийски называется Золотая Баба). Но старик ошибся. В амбарчике оказались только подарки Золотой Бабе. Даниил рассказал Антону о шаманах — жрецах Золотой Бабы.

Тот заинтересовался и стал расспрашивать однофамильца Даниила — Григория Сургучева. Люди говорили, что он один из главных хранителей Золотой Бабы. Но Григорий твердо сказал, что божество спрятано на острове среди гиблых топей, и никому не отыскать туда дороги. Старики Сургучевы скончались, и вместе с ними, казалось, ушла тайна безвестного островка, где зарыта Золотая Баба. Но на Конде нашелся школьник Алексей Сургучев, который написал письмо в редакцию «Комсомольской правды» и сообщил, что его отец видел древнюю статую как раз там, куда указывали дорожники, Сибирская летопись, «Описание о народе остяцком» Григория Новицкого. То, что видел отец Алексея, — это огромная статуя, изображающая женщину, видимо, каменная, что само по себе удивительно — кругом на тысячи километров нет таких скульптур. Она ли называлась Золотой Бабой, или где-то рядом была спрятана настоящая золотая статуя — неизвестно, так как пока никому из ученых не удалось побывать в этих местах, которые почти недоступны: летом из-за дикой тайги и болот, зимой же надо идти на лыжах по бездорожью…

Чтобы найти Золотую Бабу, странствуют и герои книги Василия Дворцова «Terra Обдория». Это приключения молодых людей, путешествующих по Сибири в поисках языческого идола, их невольное участие в шаманском обряде, охота на гигантскую щуку, война с колдуньей и прочее. В сюжет, как и у Шесталова, вставлены обширные главы, посвященные археологии, истории, этнографии и экологии Западной Сибири, что делает книгу не только увлекательным, но и познавательным чтением.

Почти одновременно с повестью Ювана Шесталова в 1986 году появился фильм Виктора Кобзеева «Золотая Баба». Сюжет фильма рассказывает о поисках древнего идола. Помещик Коврин мечтает завладеть статуей Золотой Бабы, которая, согласно преданию, приносит счастье и благополучие. Коврин посылает на поиски статуи крепостного Ивана. В награду, если тот добудет реликвию, помещик обещает парню вольную. Ивану нужна свобода, потому что он хочет жениться на красавице Анюте, а отец девушки не соглашается выдавать дочь за крепостного. Хотя идола Иван не нашел, но он получил свободу и любимую Анюту, найдя магнитный камень.

В 2003 году появился еще один фильм, основанный на истории Золотой Бабы. Режиссер Игорь Шавлак рассказал о ней в сериале «Сокровища мертвых». Сюжет фильма таков. В тридцатых годах в глухой сибирской тайге экспедицией под руководством профессора Звягинцева была обнаружена пещера с золотой статуэткой — культовым идолом местных племен. Об этом узнает молодой ученый Эдуард Цареградский, который решает во что бы то ни стало разгадать тайну Золотой Бабы.

Золотая баба. Ещё на шаг ближе к разгадке.

привели меня к неожиданному открытию, которое на первый взгляд совершенно никак не связано с интересующим вопросом. Однако это может оказаться не совсем так. Находка может быть связана и с историей сына Бога и с исчезнувшей цивилизацией Урала [ О которой я писал тут ]
http://kadykchanskiy.livejournal.com/42837.html

Прелюбопытнейшую картину оставил нам Лукас Кранах (Отдых на пути в Египет). Столько в ней загадок, что в пору устраивать международный турнир по их отгадке, на подобие турниров по «собиранию кубика Рубика». Впрочем, творчество большинства художников 15-16 вв. одна сплошная головоломка.

Во первых, они все дружно писали сцены из жизни Иисуса, во вторых они, не сговариваясь «заблуждались» и изображали в Иудее европейские пейзажи, а иудеев вполне европейскими людьми. И в третьих – это климат. Как рождество, так и казнь Иисуса, изображены на фоне замёрзших рек и заснеженных лесов, полей и городов. Причём детали совершенно сбивают с толку, поскольку не соответствуют времени, которое якобы отражают. Т.е. ощущение того, что вся история с Рождением, смертью и Воскресением происходила при их жизни, в 16 веке, и не в какой-то там Палестине, даже не на юге континета, а на севере. Хвойная растительность, берёзы и рябины, явно указывают, что события происходили как минимум во Франции — Германии, а то и Скандинавии или даже России . Более поздним художникам уже объяснили как правильно нужно изображать живших в нулевом веке от рождества христова. А вот «тупые» средневековые художники упорно изображали на картинах библейских персонажей своими современниками. Всё бы ничего. Можно списать на моду. На пример наш Никас Сафронов тоже изображает знаменитых и богатых в рыцарских доспехах. Но я, полагаю, что дело тут совершенно не в этом. Ведь ветхозаветных персонажей никто не додумался изображать в рыцарских доспехах и верхом на конях. И интерес к ним возник уже к 19 веку. Почему? А вот бурный всплеск к новозаветной истории вспыхнул локально и в одно время. Несуразица очевидна. Это как если бы сейчас все художники, словно сговорившись, начали писать сцены из книжки Герберта Уэллса «Война миров». А вот если посмотреть на экран телевизора и потыкать пальцем в кнопочки на «лентяйке», то вы заметите поразительную вещь. В мире ничего не происходит, потому, что все новостные каналы всех стран и континентов вещают об одних и тех же событиях! Теперь понятно? По моему, очевидно, что художники, бродячие музыканты, циркачи и театры выполняли в средние века ту роль, которую сейчас выполняют СМИ. Письменные источники того времени в основной массе были уничтожены, а вместо них были созданы новые. А те немногие, что уцелели – были безжалостно переправлены. Сложнее с живописью и скульптурой. Править достаточно сложно, хотя и такое встречается. В основном, неугодное –уничтожалось. Так были переписаны почти все фрески, а некоторые просто закрашены. Самый же популярный метод – фальшивая датировка. Именно таким образом сочинения средневековых авторов были отнесены к античности. И не только средневековых, но и художники 19 века «состарились» почти мгновенно на тысячу лет. Именно поэтому сейчас миллионы туристов, стоят раззявив гамбургероприёмники, у произведений «античных» авторов, и «ренессансных» Рафаэля, Боттичелли и пр.
Это всё я рассказал лишь для того, чтоб стало понятно, как нужно относиться к «свидетельствам старины глубокой». Но вот творения Питера Брейгеля, как и Лукаса Кранаха, как то особняком стоят в общем ряду художников. Детали, изображённые на картинах, иногда ставят в тупик. Бывает так, что даже через несколько часов после просмотра, ловишь себя на мысли о том, что перед мысленным взором стоит фантом увиденного, и постепенно начинают приходить мысли о том, что же всё — таки так тебя поразило.
Долго нарпягал память, в попытках вспомнить, где я это уже видел? Наконец я понял, что именно мне показалось у Кранаха знакомым. Ну конечно! Карта Зигмунда фон Герберштейна! Там я видел «Марию» с младенцем и ребёнком постарше!

Точно. Как раз рядом с Лукоморьем изображена легендарная Золотая баба.
По легенде, Золотая баба — отлитая из чистого золота фигура обнаженной женщины, около полутора метров высотой. Точное происхождение Бабы неизвестно. Но рассказывают, что когда-то она стояла на берегах Ладожского озера

Читать еще:  Гиперреализм. Картины художника Omar Ortiz

А в тексте самих «Записок» Герберштейна находились удивительные сведения: «За Обью, у Золотой Бабы, где Обь впадает в океан, текут реки Сосьва, Березва и Данадым, которые все берут начало из горы Камень Большого Пояса и соединенных с ней скал. Все народы, живущие от этих рек до Золотой Бабы, называются данниками князя Московского. Золотая Баба, то есть Золотая Старуха, есть идол у устьев Оби, в области Обдоре. Собственно Обдором и называли страну в районе реки Обь.

Первое упоминание о золотом идоле Севера содержится в скандинавских сагах. В1023г. варяги, которых вел знаменитый Торер-Собака, совершили поход в Биармию. На реке Двине им удалось узнать местонахождение святилища Юмалы и тайно проникнуть в него. Поражённые скандинавы увидели большую деревянную статую с чашей на коленях и ожерельем на шее. На голове идола была золотая корона, украшенная двенадцатью разными изображениями. Чаша же была наполнена серебряными монетами, перемешанными с землёй.

Юмала это Бог, которого мы называем Перуном. Коми и пермяки говорят – Йомал, Эстонцы – Юмал, самы – Юмбел, немцы – Доннер,
литовцы – Перкун, скандинавы – Тор, а в географии имя этого Бога отразилось в топониме ЯМАЛ. Вот какая интересная мозаика сложилась. А что же скандинавы называли Биармией (Бьярмланд)? Ответ прост – Пермь. Пытаясь разобраться с былинной географией я воспользовался картами средневековья и попытался наложить их на современную, и тут меня ждало великое потрясение. Я вновь вернулся туда, откуда начинал рассказ о слезах таинственной цивилизации северного Урала. Всё те же места, Вишера, Тулым, Кваркуш. Сколь не броди – вернёшся к стыку Екатеринбургской и Пермской губерний. И это не просто совпадение. Это не может быть простым совпадением! На карте мне удалось найти предположительное место, где Золотая баба была, если она не миф. А то, что за сказкой кроются реальные события, так это уже практически не ставится под вопрос. Александр Сергеевич Пушкин тоже слышал от Арины Родионовны рассказы о Золотой бабе. Именно они стали движущей силой при написании этого:

«У Лукоморья дуб зелёный
златая цепь на дубе том
и днём и ночью кот учёный

всё ходит по цепи кругом
идёт на право — песнь заводит
налево — сказку говорит.»

Возможности отправиться к месту, которое мне показалось тем самым, где Герберштейн «разместил» таинственный артефакт у меня пока нет, поэтому воспользовался тем, что имеется. А именно программкой « Google » «Планета Земля».

Лечу над тайгой, и вдруг…. Посреди пармы высится необычный холм! Настоящий курган, который выглядит инородным в данной местности. Эдакий прыщ, пуп земли. Подобные образования мне не раз приходилось встречать на Колыме. Чтоб ясно себе представить как это выглядит на местности, высыпьте на лужайку ведро щебня. (Нет своей лужайки, Сгодится соседская, или газон во дворе.) Теперь мысленно увеличьте полученное примерно в сто тысяч раз и представление будет вполне реальным.

Кто в природе высыпает булыжники в одном месте – тайна. Но мест таких на планете достаточно.

Самое известное – Патомский кратер в Иркутской области. Но известность он получил исключительно благодаря своей необычной форме.

На самом деле таких тысячи.
Видели когда-нибудь горку земли, которую оставляет после себя крот? Уверяю, это очень похоже. Только вместо комков земли кто-то или что-то выдавливает на поверхность дроблёный камень.
Есть и ещё ассоциация. Например разрушенный в вдрызг монолит из базальта. Ну и нельзя исключать рукотворность таких объектов. Они вполне могут оказаться насыпными курганами. Только возникает вопрос: — Какова должна быть цель строителей, чтоб они не пожалели таких титанических усилий по переноске мелких камней (вес их редко достигает 50 кг.)? Если верить легенде про Тамерлана, который велел каждому воину принести по одному камню в определённое место, чтоб узнать, какова численность его войска, и предположить, что это был обычный для тех времён метод ведения статистики, и предположить, что найденный курган из «этой оперы», то тогда получится, что люди всей планеты пришли в одно место, и у каждого был обломок от одной базальтовой скалы. Не реально.
Но всё же, а вдруг под этим курганом, который находится в десятках километров от дорог, и ближайшего жилья? Может великая тайна Золотой бабы сокрыта в уральской тайге?

Золотая баба, где твоя Родина?

В конце четырнадцатого столетия нашей эры, крестители всея Руси в своей непримиримой борьбе с язычеством столкнулись со странным явлением. Оказалось, что многие представители «диких» приволжских и уральских племен поклоняются не только деревянным божкам, но и некоему таинственному идолу из чистого золота.

В летописях того времени упоминается загадочная скульптура женщины, которую «неверные» почитали больше жизни. Но что это за статуя? Каковые ее корни? Где ее родина? Эти вопросы до сих тревожат умы многих ученых и исследователей любителей. По сей день строятся самые невероятные версии.

Все исследователи, пытавшиеся разгадать тайну языческого божества, отмечают, что идолица была той еще путешественницей. Маршруты странствия статуи порой приобретают самые фантастичные очертания. Одно точно, некая скульптура, отлитая из золота, в XIV веке находилась на севере современного Пермского края, где-то в районе Чердыни. Об этом мы узнаем из Никоновской летописи с отсылкой на Стефана Великопермского — епископа, прибывшего в те края крестить пермян и зырян.

У историков есть некоторые сомнения насчет точного изложения действительности в этом документе. Дело в том, что летопись составлялась много позже самих событий. К таковым относят и упоминание о Стефане. В древних бумагах он называется святым, но канонизирован он был только в 1549 году.

Но о Золотой бабе сообщается и в более ранних Софийской и Новгородской летописях, где рассказывается о кончине святителя Стефана.

«Живяше посреди неверных человек, ни бога знающих, ни закона ведающих, молящихся идолам, огню и воде, и камню, и Золотой бабе, и волхвам, и древью», — упоминают древние источники в 1398 году.

Более поздние упоминания об истукане относят нас то за каменный пояс Уральских гор, то еще дальше за Обь. Но откуда взялась скульптура из благородного металла в Верхнекамье?

А баба то не золотая!

Есть предположение, что где-то в окрестностях древней Чердыни (Пермский край) или Усть-Выма (республика Коми) идола отлили пермские и зырянские (коми) язычники. Но о месторождениях золота тогда там никто вроде бы и не слыхивал.

Большинство найденных в тех краях археологических артефактов из золота и серебра, по утверждениям ученых, имеют восточное происхождение. О том, что Пермь Великая вела активную торговлю с Ираном, говорят многие источники. Да и опять же некоторые находки (бляшки с изображением диковинных для севера животных) подтверждают факт сотрудничества с востоком.

А может статуя была вовсе не золотой? Некоторые авторы статей о Золотой бабе, ссылаются на древнескандинавские саги. В последних действительно можно найти описания походов на Биармию (древнюю страну, простирающуюся предположительно от Архангельска до Уральских гор). И в сказаниях этих действительно упоминается некое капище с идолом. Идол в сагах был деревянным.

Один из таких походов описывается в Саге об Олаве Святом, написанной исландским хевдингом Снорри Стурлусоном в 1220-1230 годах. Путешествие викингов Карли, Гуннстейна и Торера Собаки произошло примерно в 1020-1030-х годах.

«Когда они приплыли в Страну Бьярмов, они пристали у торжища, и начали торг. Все те, у кого было, чем платить, накупили вдоволь товара. Торир накупил много беличьего, бобрового и собольего меха. Когда торг кончился, они отправились вниз по реке Вине».

Но уже когда по Северной Двине они вышли в море, Торер сообщил своим товарищам, что знает еще одно место, где можно неплохо разжиться. Викинг стал в красках рассказывать о каких-то курганах, хранящих несметные сокровища. К сожалению, в саге весьма скудно описывается маршрут их следования. Можно только догадываться, что по морю они прошли либо до реки Мезень, либо до Печоры (республика Коми), проплыв по которым вскоре пристали к берегам и пошли пешком.

Читать еще:  Виппер Б. Введение в историческое изучение искусства

«Сначала они шли по равнине, потом начались большие леса. …Они вышли на большую поляну. Середина поляны была огорожена высоким частоколом. Ворота в нем были заперты… Торир подошел к частоколу, всадил повыше свою секиру, подтянулся, перелез через частокол и оказался с одной стороны ворот, а Карли тоже перебрался через частокол и оказался с другой стороны ворот. Торир и Карли одновременно подошли к воротам, вынули засов и открыли их. Тут все бросились внутрь. Торир сказал:

— Здесь внутри ограды есть курган. В нем золото и серебро перемешано с землей. В ограде стоит также бог бьярмов, который называется Йомали. Пусть никто не смеет его грабить».

Ограбив капище, норвежцы поспешили обратно. Но Торер все не возвращался. Карли вернулся за ним и увидел, что тот отобрал у Йомали серебряную чашу с монетами. Тогда и он тоже решил снять с идола огромное ожерелье.

«Карли поднял секиру и рассек нитку, на которой оно держалось. Но удар был таким сильным, что у Йомали голова слетела с плеч. При этом раздался такой грохот, что всем он показался чудом. Карли взял ожерелье, и они бросились бежать».

И нигде не говорится о том, что идол был золотым. Напротив, тот факт, что голова легко отлетела от туловища, свидетельствует о том, что скульптура была вырезана из дерева. Да и не стали бы викинги оставлять идола из чистого золота. В других скандинавских сагах идол вообще описывается как «старик, вырубленный из дерева».

Неизвестно также, была ли богиня, названная на финский манер тождественна пермской Зарни-Ань или вогульской Сорни-Най. Но многие исследователи, говоря о Золотой бабе, почему-то ссылаются и на скандинавские источники в числе прочих.

Римская Юнона

Если все же допустить, что зыряне, пермяки и вогуличи поклонялись идолу из желтого метала, но самим отлить ее было не из чего, то откуда и как оказалась статуя в этих краях? Есть версия, что Золотая баба — это статуя Юноны, вывезенная из Рима во время его падения.

Такой гипотезы придерживался Юлий Помпоний Лет (1428 — 1497) — исследователь древних летописей и путешественник. В своих «Комментариях к Флору», написанных им около 1480 года он говорит, что во взятии Рима в 410 году наряду с готами, вероятно, участвовали и войска угров (предки мадьяр, манси и хантов), жившие в то время в Югорской земле: «Угры приходили вместе с готами в Рим и участвовали в разгроме его Аларихом. На обратном пути часть их осела в Паннонии (в районе современной Венгрии, Югославии, Австрии) и образовала там могущественное государство, часть вернулась на родину, к Ледовитому океану, и до сих пор имеет какие-то медные статуи, принесенные из Рима, которым поклоняется как божествам».

А что вполне правдоподобно. А если учесть то, что современные венгры действительно официально считаются потомками угров, то более чем правдоподобно. Историки, правда, придерживаются мнения, что угры ни с кем не воевали, а пришли в Европу по Средне-русской равнине через Украину в конце IX века. Но зачем одним надо было идти на запад, в то время как другие прекрасно жили на Урале? Неужели в своем походе они не встретили сопротивления и почти сразу благополучно образовали новое Венгерское государство? Разве Европа к тому времени не была поделена?

В римских и византийских хрониках IV и V веков за авторством Аммиана Марцеллина и Приска Панийского также упоминаются племена гуннов, время от времени совершавших набеги на Рим. К V веку относятся упоминания о вожде гуннов Аттиле. А народ гуннов образовался, по мнению ученых, в результате смешения на Приуралье угорских и тюркских племен. В 452 году гунны были разбиты, после чего как в воду канули. Может, ушли обратно на Урал? И разве не могли они 40 годами раньше туда же свести добытые в боях богатства вместе с некоей золотой статуей?

Тибеткая Гуаньинь

Наряду с версией западного происхождения идолицы, есть версия о восточных корнях богини. Якобы, золотая баба — это Гуаньинь, попавшая в Пермь Великую и за Урал из Тибета. Сторонники этой версии в доказательство своей теории почему-то прокладывают возможные маршруты в низовья Оби и на Ямал, забывая о том, что в тех краях идол стали искать уже в конце XV-XVI веках.

Основные аргументы приверженцев этой гипотезы просты и бесхитростны. Первое — Золотая баба родом из Тибета, потому что исследователи отыскали несколько возможных маршрутов от Тибета до Ямала. Это обоснование появилось более сотни лет назад, благодаря исследователю М. К. Сидорову. Второе — описание Золотой бабы российскими и западными историками и путешественниками XIV-XIX веков совпадают с обликом тибетской богини милосердия (Алексеев А. «Сибирь в известиях иностранных путешественников и писателей». Иркутск, 1941). Тот факт, что никто из охотников за идолом ее не видел, нисколько не смущает сторонников восточной теории.

Возможно, речь идет просто о разных скульптурах. Мол, у пермяков была одна — римская. У хантов с якутов — тибетская. Но представители восточной теории основываются на свидетельствах искателей приключений, вдохновленных на подвиги как раз с подачи летописных сведений о Стефане Пермском.

Еще в качестве доказательств приводятся какие-то будто бы схожие свойства тибетской скульптуры с золотой бабой. Барон Сигизмунд Герберштейн, посол германского императора в Москву, в XVI веке писал о том, что в внутри Золотой бабы, возможно, установлены какие-то трубы, при попадании ветра в них статуя издает различные звуки.

О «поющей» статуе упоминается в некоторых якутских легендах. А богослужение с участием скульптуры Гуаньинь тоже будто бы было связано с игрой некоей трубы.

Золотая богородица

Есть еще одна фантастичная версия. Идолом пермских, зырянских, и мансийских язычников служила статуя золотой богородицы или Мадонны. Если это была Мадонна, то где ее родина? Вероятно в Европе. Но зачем бы стали вогулы поклоняться христианскому символу? Думается, что к XIV-XV веку они все же имели хотя бы смутное представление о сути вражеской религии, которой всячески противились.

Если это богородица, то почему в виде скульптуры из золота, а не в виде иконы. И почему в Сибирской летописи, на которую ссылается М. Косарев, богиня хантов и манси — хоть и с младенцем, но нагая? И главное, что делала эта «богородица» в Перми Великой. По версии того же Косарева, скульптуру завезли туда первые крестители, установили в одной из построенных церквей. А святилище потом разорили вогулы, совершавшие частые набеги на пермяков.

Но первым крестителем был Стефан, благодаря которому и заварилась вся эта каша, ведь упоминал он незнакомый ему идол. Зачем бы манси стали поклоняться тому, что по их логике следовало бы уничтожить? Впрочем, противоречия переполняют каждую из гипотез. Может, и не было никакой бабы?

Источники:

http://zen.yandex.ru/media/id/59bfa0444ffd130a97539397/59cddd99a815f1f0df1fa803
http://kadykchanskiy.livejournal.com/83284.html
http://turfront.ru/pub-60

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector