6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Странная жизнь д. шостаковича

Трагедия жизни Дмитрия Шостаковича

«Весной 1926 года началась новая веха в истории музыкальной культуры. Этому мальчику принадлежит будущее» – так отреагировал ректор Ленинградской консерватории Александр Глазунов на выступление 19-летнего Дмитрия Шостаковича , который дебютировал со своей «Первой симфонией». Слава об одаренном юноше мигом разнеслась по всему Ленинграду. Музыкальные критики в один голос заговорили о том, что наконец появилась достойная замена эмигрировавшим в ту пору Сергею Рахманинову и Сергею Прокофьеву.

Спустя полтора года Шостакович уже во всю давал концерты по всему миру, включая такие культурные центры того времени как Филадельфия и Берлин. Казалось бы, слава должна была вскружить голову юному дарованию, но Дмитрий стал лишь усерднее работать. С невиданной скоростью он создает Вторую и Третью симфонии, а также пишет несколько опер по мотивам произведений Николая Гоголя.

Светлая полоса закончилась практически в миг – в момент, когда Сталину неожиданно не понравилась опера «Леди Макбет Мценского уезда». Несмотря на то, что по началу критикам очень понравилось новое произведение гения, реакцию Вождя нельзя было игнорировать: посыпались резко отрицательные отзывы, закрепленные публикациями в газетах.

К счастью, в скором времени Шостакович создает Пятую симфонию, услышав которую главный цензор в искусстве тех лет сменяет гнев на милость. Судя по своему публичному комментарию, Сталин остался более чем доволен новым произведением Дмитрия. И даже на какое-то время оставил его в покое.

«Деловой и творческий ответ советского художника на справедливую критику!»

В военно время, когда гений многих творческих личностей заметно угас, Шостакович создает целый ряд новых произведений. Это и «Фортепианный квинтет», и «Струнные квартеты», и «Фортепианное трио». Как ему удалось в столь тяжелое для страны и для себя лично время создать истинные шедевры камерной музыки? Этим вопросом по сей день задаются ведущие критики.

Однако партийный диктат еще не раз вмешается в творчество композитора. В 1948 году не просто одно произведение, а все творчество Шостаковича признается как «чуждое советскому народу». Кроме того, Дмитрия обвинили в «пресмыкательстве перед Западом», «формализме» и » буржуазном декадентстве».

Музыкальные критики впоследствии не раз будут отмечать, что после травли творчество композитора примет совершенно другую направленность. Военно-патриотические композиции, которые он создает ради избежания конфликта с властями, не идут ни в какое сравнение ни с «Симфониями», ни с той же «Леди Макбет».

Личная жизнь гения тоже не всегда складывалась. В силу природной застенчивости и нерешительности, Шостакович всегда боялся предпринимать в отношениях с женщинами какие-либо значительные шаги. Так, со своей первой юношеской любовью он расстался спустя несколько лет отношений только из-за того, что так и не догадался сделать девушке предложение. Устав ждать от Дмитрия выражения его серьезных намерений, красавица Татьяна Гливенко вышла замуж за другого. Тем не менее, спустя три года Дмитрий одумался, предложив бывшей возлюбленной бросить мужа и выйти за него замуж. Как и следовало ожидать, Татьяна ответила твердым отказом.

Смирившись с потерей, Шостакович делает предложение юной студентке – Нине Варзар, которая вскоре родит ему двух детей. Интересно, что по образованию Нина была астрофизиком и преподаватели девушки прочили ей большое будущее в карьере. Но, будучи без памяти влюбленной в талантливого композитора и пианиста, Нина без долгих раздумий отказалась от работы и полностью посвятила себя семье. Сын супругов, Максим Дмитриевич Шостакович, пошел по стопам отца, став известным дирижером и пианистом.

После смерти Нины Дмитрий женился на молодой сотруднице ЦК ВЛКСМ – Маргарите Кайновой, но брак катастрофически быстро распался. По утверждениям источников, близких к кругу семьи, Шостакович и Кайнова не смогли прожить под одной крышей и месяца.

В 1962 году он познакомился с Ириной Супинской,которой в скором времени сделал предложение. Несмотря на разницу в возрасте (Ирина была младше на 28 лет), союз оказался удачным. Супинская и Шостакович провели вместе 13 лет. Жена была рядом с Дмитрием все последние годы жизни, когда лучшие светила страны пытались его безуспешно спасти от рака легких. В 1975 году легнедарный композитор и пианист скончался.

Сегодня вдова Шостаковича является вице-президентом ассоциации по изучению наследия своего покойного супруга. Также Ирина руководит и парижским одноименным центром. Именно во Франции хранится большая часть дубликатов всех рукописей и документов. Благодаря существованию парижского центра, западные исследователи имеют удобный доступ ко всем архивам Шостаковича, а местные театры регулярно ставят его оперы и балеты.

Дмитрий Шостакович

Д митрий Шостакович стал всемирно известным композитором в 20 лет, когда его Первая симфония прозвучала в концертных залах СССР, Европы и США. Через 10 лет его оперы и балеты шли в ведущих театрах мира. 15 симфоний Шостаковича современники называли «великой эпохой русской и мировой музыки».

Первая симфония

Дмитрий Шостакович родился в Санкт-Петербурге в 1906 году. Его отец работал инженером и страстно любил музыку, мать была пианисткой. Она давала сыну первые уроки игры на фортепиано. В 11 лет Дмитрий Шостакович начал заниматься в частной музыкальной школе. Преподаватели отмечали его исполнительский талант, прекрасную память и абсолютный слух.

В 13 лет юный пианист уже поступил в Петроградскую консерваторию по классу фортепиано, а через два года — на факультет композиции. Шостакович работал в кинотеатре тапером. Во время сеансов он экспериментировал с темпом композиций, подбирал для персонажей ведущие мелодии, выстраивал музыкальные эпизоды. Позже он использовал лучшие из этих фрагментов в своих сочинениях.

С 1923 года Шостакович работал над Первой симфонией. Произведение стало его дипломной работой, премьера прошла в 1926 году в Ленинграде. Позже композитор вспоминал: «Симфония вчера прошла очень удачно. Исполненье было превосходное. Успех огромный. Я выходил кланяться пять раз. Все великолепно звучало».

Читать еще:  Раздача продовольствия. Флотилия надежды

Вскоре Первая симфония стала известна за пределами Советского Союза. В 1927-м Шостакович участвовал в I Международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве. Один из членов жюри конкурса, дирижер и композитор Бруно Вальтер, попросил Шостаковича прислать партитуру симфонии ему в Берлин. Ее исполнили в Германии и США. Через год после премьеры Первую симфонию Шостаковича играли оркестры всего мира.

«Я так слышу войну»

В 1932 году Дмитрий Шостакович написал оперу «Леди Макбет Мценского уезда». Ее поставили под названием «Катерина Измайлова», премьера прошла в 1934 году. За два первых сезона оперу исполняли в Москве и Петербурге более 200 раз, а также играли в театрах Европы и Северной Америки.

В 1936 году оперу «Катерина Измайлова» посмотрел Иосиф Сталин. В «Правде» вышла статья «Сумбур вместо музыки», оперу объявили «антинародной». Вскоре большинство его композиций исчезли из репертуаров оркестров и театров. Шостакович отменил назначенную на осень премьеру Симфонии № 4, но продолжал писать новые произведения.

Спустя год прошла премьера Симфонии № 5. Сталин назвал ее «деловым творческим ответом советского художника на справедливую критику», а критики — «образцом соцреализма» в симфонической музыке.

В первые месяцы войны Дмитрий Шостакович находился в Ленинграде. Он работал профессором в Консерватории, служил в добровольной пожарной дружине — тушил зажигательные бомбы на крыше Консерватории. Во время дежурств Шостакович писал одну из самых известных своих симфоний — Ленинградскую. Автор закончил ее в эвакуации в Куйбышеве в конце декабря 1941 года.

Впервые симфонию исполнил в марте 1942 года эвакуированный в Куйбышев оркестр Большого театра. Через несколько дней композицию сыграли в Колонном зале московского Дома союзов.

В августе 1942 года Седьмая симфония прозвучала в блокадном Ленинграде. Чтобы сыграть композицию, написанную для двойного состава оркестра, музыкантов отзывали с фронта. Концерт длился 80 минут, из зала Филармонии музыку транслировали по радио — ее слушали в квартирах, на улицах, на фронте.

Ленинградская симфония стала известна всему миру. В Нью-Йорке вышел номер журнала Time с Шостаковичем на обложке. На портрете композитор был в пожарной каске, подпись гласила: «Пожарный Шостакович. Среди разрывов бомб в Ленинграде услышал аккорды победы». В 1942–1943 годах Ленинградскую симфонию более 60 раз играли в разных концертных залах США.

«Эпоха Шостаковича»

В 1948 году Дмитрия Шостаковича, Сергея Прокофьева и Арама Хачатуряна обвинили в «формализме», «буржуазном декадентстве» и «пресмыкании перед Западом». Шостаковича уволили из Московской консерватории, его музыку запретили.

Через год запрет официально сняли, композитора отправили в США в составе группы деятелей культуры Советского Союза. В 1950 году Дмитрий Шостакович был членом жюри в Конкурсе имени Баха в Лейпциге. Он вдохновлялся творчеством немецкого композитора: «Музыкальный гений Баха мне особенно близок. Мимо него невозможно пройти равнодушно. Каждый день я играю одно из его произведений. Это моя насущная потребность, и постоянный контакт с музыкой Баха дает мне чрезвычайно много». После возвращения в Москву Шостакович стал писать новый музыкальный цикл — 24 прелюдии и фуги.

В 1957 году Шостакович стал секретарем Союза композиторов СССР, в 1960 году — Союза композиторов РСФСР (в 1960–1968 — первый секретарь). В эти годы Анна Ахматова подарила композитору свою книгу с посвящением: «Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу, в чью эпоху я живу на земле».

В середине 60-х годов в советские оркестры и театры вернулись сочинения Дмитрия Шостаковича 20-х годов, в том числе опера «Катерина Измайлова». Композитор написал Симфонию № 14 на стихи Гийома Аполлинера, Райнера Марии Рильке, Вильгельма Кюхельбекера, цикл романсов на произведения Марины Цветаевой, сюиту на слова Микеланджело. В них Шостакович иногда использовал музыкальные цитаты из своих ранних партитур и мелодий других композиторов.

Кроме балетов, опер и симфонических произведений Дмитрий Шостакович создавал музыку к кинокартинам — «Простые люди», «Молодая гвардия», «Гамлет», и мультфильмам — «Танцы кукол» и «Сказка о глупом мышонке».

В последние годы жизни композитор тяжело болел. Дмитрий Шостакович умер в Москве в августе 1975 года. Его похоронили на Новодевичьем кладбище.

«Самый честный музыкант нашего времени…»

Аникина, О. Тихон Хренников: «Не делайте Шостаковича мучеником!» / О. Аникина, беседовал А. Щербаков // Правда.Ру. – 2006. – 25 сентября.

Арановский, М. Вызов времени и ответ художника / М. Арановский // Музыкальная академия. – 1997. – № 4.

Арановский, М. Инакомыслящий: О Шостаковиче / М. Арановский // Открытый текст

Арановский, М. Музыкальные «антиутопии» Шостаковича / М. Арановский // Открытый текст

Ардов, М. Книга о Шостаковиче / М. Ардов // Новый мир. – 2002. – № 5; № 6.

Бавильский, Д. Владимир Раннев: «Время у Шостаковича – орудие пытки. » / Д. Бавильский // Частный Корреспондент. – 2010. – 13 сентября.

Бавильский, Д. Пятнадцать мгновений зимы : Все симфонии Дмитрия Шостаковича / Д. Бавильский // Новый мир. – 2006. – № 9.

Бавильский, Д. Тимур Исмагилов: «Впечатление о Шостаковиче останется на всю жизнь» / Д. Бавильский // Частный Корреспондент. – 2011. – 27 июня.

Бавильский, Д. Художественный дневник Дмитрия Бавильского: Сергей Прокофьев, «Все симфонии» и Дмитрий Шостакович, «Комплект струнных квартетов» / Д. Бавильский // Новый мир. – 2008. – № 3.

Барбан, Е. Мстислав Ростропович: Шостакович близок англичанам / Е. Барбан // Радио Свобода

Барсова, И. Между «социальным заказом» и «музыкой больших страстей». 1934-1937 годы в жизни Шостаковича / И. Барсова // Открытый текст

Бацун, В.Н. Куйбышевские страницы жизни и творчества Д.Д. Шостаковича / В.Н. Бацун // Виртуальная Ретро Фонотека

Бацун, В.Н. Шостакович в музыкальной жизни г. Куйбышева военных лет / В.Н. Бацун // Виртуальная Ретро Фонотека

Читать еще:  Гослото 5 из 36 тираж 6878. Как получить свой приз

Белоненко, А. Шостакович и Свиридов: к истории взаимоотношений / А. Белоненко // Наш современник. – 2016. – № 1.

Беляев, С. Д.Д. Шостакович : Свердловские хроники [Шостакович на Урале] / С. Беляев // Урал. – 2006. – № 10.

Бендицкий, А.С. О Пятой симфонии Д. Шостаковича / А.С. Бендицкий // Открытый текст

Берлин, И. Шостакович в Оксфорде: Письмо к Роланду Бэрдон-Мюллеру / И. Берлин // Иностранная литература. – 2011. – № 6.

Бирюков, С. Душа композитора – раскалённая печь: Эту беседу Георгий Свиридов разрешил публиковать только после своей смерти, что «Труд» и делает в канун столетия Дмитрия Шостаковича / С. Бирюков // Труд. – 2006. – № 175.

Бочарова, И.В. Симфония огненных годов: Урок музыки, 7-й класс / И.В. Бочарова // Инфоурок

Бородкина, Н.Е. К 105-летию со дня рождения Дмитрия Шостаковича: Статья по музыке / Н.Е. Бородкина // Социальная сеть работников образования

Брагинский, Д. Спорт в жизни и творчестве Шостаковича / Д. Брагинский // Музыкальная академия. – 2008. – № 4. – С. 86-92.

Бусарева, В.Р. «Пушки говорили, но музы не молчали»: Д.Д. Шостакович. Симфония № 7 «Ленинградская» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Вивчаренко, Р. Серьёзный музыкант в «несерьёзном» жанре : Д. Шостакович // Киевский телеграф

Волков, С. Сталин и Шостакович: случай «Леди Макбет Мценского уезда» / С. Волков // Знамя. – 2004. – № 8.

Габричевский, А. О Шостаковиче / А. Габричевский // Искусство в школе. – 2006. – № 4. – С. 8-11.

Гедройц, С. Соломон Волков. Шостакович и Сталин: художник и царь / С. Гедройц // Звезда. – 2004. – № 12.

Гиршович, Л. Четыре эссе. Инструмент самопознания: К парижской премьере оперы Д. Шостаковича «Нос» / Л. Гиршович // Зарубежные записки. – 2009. – № 20.

Гликман, И. Голос Шостаковича: Фрагменты из книги И.Д. Гликмана «Письма к другу» / И. Гликман // Музыкальная академия. – 2006. – № 3. – С. 1-4.

Горбатов, Д. Шостакович и «сермяжная правда» музыки / Д. Горбатов // Лебедь. – 2002. – № 303.

Горовой, Л. О Болшевской даче Д.Д. Шостаковича в 1950-1960 / Л. Горовой // Калининградская правда. – 2011. – № 121.

Грум-Гржимайло, Т.Н. О Шостаковиче. Открытие / Т.Н. Грум-Гржимайло // Sovfarfor

Гусева, Н.П. Судьбы скрещенные. Прокофьев и Шостакович: Урок музыки / Н.П. Гусева, Е.В. Червякова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Гутова, Л.И. Героические образы симфонической музыки: Урок музыки, 7-й класс / Л.И. Гутова // Мультиурок

Данилевич, Л. Дмитрий Шостакович: жизнь и творчество / Л. Данилевич // ale07.ru

Дигонская, О. «Ленинский» замысел Шостаковича. Пред-Двенадцатая симфония – реальность или миф? / О. Дигонская // Opera musicologica. – 2014. – № 3.

Дмитриев, П. Шостакович как проблема ХХ века : Рец. на кн. «Дмитрий Шостакович: Между музыкой, литературой и кино» / П. Дмитриев; Науч. конф. «Дмитрий Шостакович: Между музыкой, литературой и кино», Италия, 2005 // НЛО. – 2010. – № 105.

Дотлибов, М. Дмитрий Дмитриевич Шостакович и Германия: К 100-летию со дня рождения великого композитора / М. Дотлибов // Партнёр. – 2006. – № 9.

Дубин, А. Многоточие Шостаковича: Убить в себе ДДШ / А. Дубин // Стенгазета

Есина, Е.Л. Бессмертная правда музыки Шостаковича: Внеклассное мероприятие / Е.Л. Есина, Л.В. Ульянова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Зенькович, Е. «Прогулки» с Шостаковичем / Е. Зенькович // Зелёная лампа

Иголкина, Н.В. Героические образы в музыке: на примере Седьмой симфонии Д.Д. Шостаковича: Урок музыки, 7-й класс / Н.В. Иголкина // Социальная сеть работников образования

Избицер, А. Эрнст Неизвестный. «Я буду говорить о Шостаковиче» / А. Избицер // Лебедь. – 2002. – № 303.

Кабалевский, Д. О Дмитрии Шостаковиче и о некоторых его сочинениях / Д. Кабалевский // tnu.podelise.ru

Кармазина, Ж. Дмитрий Дмитриевич Шостакович / Ж. Кармазина // Искусство – Первое сентября. – 2005. – № 17. – С. 6-8.

Киселева, Е.А. Музыка в годы Великой отечественной войны. Д. Шостакович «Ленинградская симфония»: Урок музыки / Е.А. Киселева // Социальная сеть работников образования

Клейн, Б. Неприкрашенная биография Шостаковичей: Биографический очерк. К 100-летию рождения великого композитора / Б. Клейн // Русский глобус. – 2006. – № 9.

Ковалёва, Н. С.С. Прокофьев и Д.Д. Шостакович: Творческая работа «Современники» / Н.Ковалёва // Алые паруса

Краснов, Т. Сумбур вместо музыки: Шостакович, критика или травля? / Т. Краснов // Самиздат

Кривцова, Е. «Антиформалистические» альбомы Шостаковича: Как композитор собирал ругательные отзывы о себе: материалы из архивов / Е. Кривцова // Культпросвет

Крицкая, Т. Чемоданчик у дверей : Горькие слёзы Дмитрия Шостаковича / Т. Крицкая // Независимая газета. – 2006. – 22 сент.

Кузнецов, А. Дмитрий Шостакович. Леди Макбет Мценского уезда. (Возрождение шедевра) / А. Кузнецов // Новый мир. – 1998. – № 1.

Курчан, Н. Век с Шостаковичем: его жизнь и творчество — миф или история? : Новые книги к 100-летию композитора / Н. Курчан // Новый мир. – 2007. – № 8.

Латынина, А. Тайный поединок [о книге С.Волкова «Шостакович и Сталин»] / А. Латынина // Новый мир. – 2005. – № 2.

Лебедев, В. Тайна вальса № 2: Загадки «Джазовой сюиты» Шостаковича / В. Лебедев // Лебедь. – 2010. – № 617.

Лебедева, Е. «Самый честный музыкант нашего времени» : Д. Шостакович / Е. Лебедева // Родина. – 2006. – № 9. – С. 108-112.

Луценко, Е. Потомки и современники: «Сатиры» Саши Черного и Шостаковича в зеркале советской критики / Е. Луценко // Вопросы литературы. – 2014. – № 5.

Мадорский, Л. Симфония Шостаковича: Ленинград. 9 августа 1942 года / Л. Мадорский // Кругозор

Манулкина, О. Что мы знаем о Дмитрии Шостаковиче?: К 90-летию Шостаковича / О. Манулкина // Коммерсант. – 1996. – № 163.

Мариенгоф, А. Дмитрий Шостакович: Воспоминания / А. Мариенгоф // Солнечный ветер

Читать еще:  Язык граффити. Школьная энциклопедия

Мартыненко, О. Футбол в яблоневом саду: Щедрин о Шостаковиче / О. Мартыненко // ForumKlassika.Ru

Махонина, Е.А. Жизнь в блокадном Ленинграде: Классный час / Е.А. Махонина // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Мельник, С.М. Д.Д. Шостакович. Личность художника: Лекция-концерт, 8-й класс / С.М. Мельник // Социальная сеть работников образования

Мерсер, А. «Я знал, что предстоит встреча с гением…»: Интервью К. Зандерлинга о Д. Шостаковиче / А. Мерсер, перевод и примечания Н. Сорокина // Журнал любителей искусства. – 2012. – № 1.

Мещеринов, П. Летописец эпохи: о Д. Шостаковиче / П. Мещеринов // Церковный вестник. – 2006. – № 18.

Минеева, И.В. Гений ХХ века Д.Д. Шостакович. Седьмая симфония и блокада Ленинграда: Урок музыки, 7-й класс / И.В. Минеева, Н.А. Галлямова // doc4web

Михеева, Л. Шостакович. Симфония № 7 («Ленинградская»): История создания / Л. Михеева // Империя музыки

Мокроусов, А. Странная жизнь Д. Шостаковича / А. Мокроусов // Лебедь. – 2004. – 11 июля.

Назарова, М.В. Д.Д. Шостакович – композитор XX века: Урок музыки, 6-й класс / М.В. Назарова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Неизвестный, Э. «Я буду говорить о Шостаковиче» // Лебедь. – 2002. – 22 дек.

Никифорова, Н.М. «Знаменитая ленинградка» (история создания и исполнения «Ленинградской» симфонии Д.Д. Шостаковича): Урок-экскурсия / Н.М. Никифорова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Нусинова, Н. Актуальные исследования: Шостакович и кино / Н. Нусинова // Киноведческие записки. – 2005. – № 74.

Овчинников, И. Манашир Якубов: «Музыка Шостаковича была, есть и будет» / И. Овчинников // Взгляд. – 2006. – 25 сентября.

Павлова, Г.Ф. Симфония №7 «Ленинградская» Д.Д. Шостаковича в блокадном Ленинграде: Урок музыки, 7-й класс / Г.Ф. Павлова // Социальная сеть работников образования

Пархоменко, Н.П. Столкновение двух образов – основа драматургии «Симфонии №7» Д. Шостаковича: Внеклассное мероприятие для 7-го класса / Н.П. Пархоменко // Инфоурок

Петрова, О.В. Можем ли мы увидеть музыку?: Урок музыки, 5-й класс / О.В. Петрова // Инфоурок

Пивоварова, С.В. Блокадный Ленинград спасла музыка. Д. Шостакович симфония №7 «Ленинградская»: Урок музыки, 7-й класс / С.В. Пивоварова // Социальная сеть работников образования

Райс, М. Шостакович как личность / М. Райс // Израиль XXI

Раннев, В. Время у Шостаковича – орудие пытки: Питерско-московский композитор о питерско-московском Дмитрии Дмитриевиче Шостаковиче // Частный корреспондент. – 2010. – 13 сент.

Родионова, Н.А. Тема войны и героическая тема в искусстве. Симфония № 7 («Ленинградская») Дмитрия Шостаковича: Урок музыки / Н.А. Родионова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Ромадинова, Д. Шостакович: герой или антигерой: О творчестве Д. Шостаковича / Д. Ромадинова // Семь искусств. – 2012. – № 7.

Романенко, Л.В. Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской симфонии» Д. Шостаковича: Урок ММХК, 7-й класс / Л.В. Романенко // Инфоурок

Романова, Т.М. Сто свечей для Шостаковича: Музыкальная гостиная / Т.М. Романова // Дошкольное образование

Самсонова, А.Н. Образы Мира и Войны в «Ленинградской» симфонии Д.Д. Шостаковича: Урок музыки, 7-й класс / А.Н. Самсонова // Инфоурок

Сенченко, Л.Л. Подвиг жителей блокадного Ленинграда. Д.Д. Шостакович. 7-я симфония «Ленинградская»: Урок музыки, 9-й класс / Л.Л. Сенченко, С.В. Ручко // Инфоурок

Снитко, Л.В. Творчество Д. Д. Шостаковича: Классный час / Л.В. Снитко // Социальная сеть работников образования

Соколовская, Т. Шостакович и Шекспир: Сонет LXVI (аналитический этюд) / Т. Соколовская // libelli.esmasoft

Спиваков, В. О Шостаковиче и о себе. Голос всех безголосых / В. Спиваков // Чайка. – 2004. – № 19.

Срапионян, С.М. Д.Д. Шостакович и его знаменитая «Ленинградка»: Урок музыки / С.М. Срапионян // Инфоурок

«Сумбур вместо музыки»: [Редакционная статья об опере «Леди Макбет Мценского уезда»] // Правда. – 1936. – 28 янв.

Тананко, Н.В. Образ вражеского нашествия в симфонии № 7 Д.Шостаковича // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Тарапата, Т.Л. Приношение гению: Классный час, посвящённый творчеству Д.Д. Шостаковича / Т.Л. Тарапата, В.А. Якубова // Социальная сеть работников образования

Творческие встречи Д.Д. Шостаковича в Челябинске. Премьера Симфонии № 7, состоявшейся в городе 9 октября 1942 г. // ЧОУНБ

Титов, А. Сергей Слонимский: «88 укусов осы безопасны…»: Петербургский композитор вспоминает о Шостаковиче и Зощенко / А. Титов // Частный Корреспондент. – 2010. – 14 августа.

Третьякова, Л. Дмитрий Шостакович. 11 и 12 симфонии / Л. Третьякова // Открытый текст

Третьякова, Л. Дмитрий Шостакович (главы из книги) / Л. Третьякова // Открытый текст

Троицкий, А. О «Ладах Шостаковича» и скучном исполнении / А. Троицкий // Блог Аркадия Троицкого

Хентова, С. М. Д.Д. Шостакович в Комарове и Репине: Отрывок из книги «Шостакович в Петрограде – Ленинграде» / С.М. Хентова // Териоки

Хентова, С. Матвей Блантер о Шостаковиче: Последние беседы / С. Хентова // Музыкальная жизнь. – 1991. – № 5.

Цветова, Е. Дмитрий Шостакович в Куйбышеве [о Седьмой Ленинградской симфонии] // РетроФонотека

Шабалина, С.В. Современники о Седьмой симфонии Д. Шостаковича: Урок музыки / С.В. Шабалина // Инфоурок

Шабурова, С.А. Тема войны и героическая тема в искусстве. Симфония № 7 «Ленинградская» Дмитрия Шостаковича: Урок музыки / С.А. Шабурова // Инфоурок

Шагинян, М. Дмитрий Шостакович: К 60-летнему юбилею композитора / М. Шагинян // Открытый текст

Шафаревич, И. Д.Д. Шостакович: Попытка увидеть общую идею, объединяющую всё творчество Шостаковича / И. Шафаревич // Вестник РХД. – 1978. – № 125.

Шварц, Е. Из дневников: Дмитрий Шостакович / Е. Шварц // Флорида. – 2014. – 1 сентября.

Штутина, Ю. Дмитрий Шостакович. «Ошеломляюще здорово, хотя и мучительно временами» / Ю. Штутина // Lenta.ru. – 2006. – 25 сент.

Эпоха Шостаковича : [подборка статей] // Музыкальная жизнь. – 2006. – № 9. – С. 2-27.

Ягункова, Л. Первый музыкант Великой революции: К юбилею Дмитрия Шостаковича / Л. Ягункова // Правда. – 2006. – № 104.

Источники:

http://dni.ru/culture/2016/10/1/349578.html
http://www.culture.ru/persons/8322/dmitrii-shostakovich
http://www.libozersk.ru/pages/index/918?cont=3

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector