1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Страх — не грех, но трусость — это порок.

Трусость — худший из пороков

…и трусость, несомненно, один из самых страшных пороков. Так говорил Иешуа Га-Ноцри. Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок.

(c) М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»

Но почему? Почему страх, или, по-научному, инстинкт самосохранения, по мнению Булгакова (и не только), — самый страшный порок? Ведь, на первый взгляд, он выполняет функцию защиты устойчивого существования особи вида от всевозможных опасностей, исходящих как из внешней среды, так и из внутреннего мира.

Всё это справедливо до тех пор, пока живая особь не становится на путь к Человечности. Т.е. если психика индивида подчинена диктату инстинктов (животное), культуры (зомби), либо индивид самопревозносится в своём интеллекте (демон), страх — неотъемлемое, «невыкручиваемое» его свойство.

Но если индивид встал на путь к Человечности (что и должно происходить с человечеством по замыслу Создателя), страх для него — первое, что должно быть устранено из алгоритмики функционирования психики. Почему? Потому, что Человеком можно назвать только того, кто реализовывает свой познавательно-творческий потенциал, проявляет свободу воли (не путать с силой воли), и, в свою очередь, воля и познавательно-творческий потенциал его подчинены диктатуре совести. Страх же полностью блокирует/парализует все эти 3 компоненты. Есть все основания полагать, что, в оригинале (до цензурирования Откровения), первой заповедью, данной Моисею, была «Не бойся».

Но чтобы устранить страх, сначала необходимо разобраться, из-за чего он возникает. Если предельно обобщить, есть всего 2 причины страха:

  • незнание «поля деятельности»,
  • привязанность к чему-либо.

Именно поэтому, Человек остаётся Человеком только до тех пор, пока постигает новые знания. В идеале, он должеть делать это на протяжении всей своей сознательной жизни.

С привязанностями немного сложнее. Все мы являемся «продуктами системы», культура которой целесообразно сформирована в т.ч. и для того, чтобы формировать в нас множество разного рода зависимостей. Таким образом, наша самооценка во многом, если не полностью, зависит от чего-то вне нас (например, от того, что о нас говорят и думают другие люди). Первым шагом освобождения тут будет перенос зависимости от других людей на, например, своё дело, т.е. необходимо всё больше ассоциировать свою самооценку с тем, что мы реально можем контролировать и что от нас зависит. В идеале, в конечном итоге Человек должен полностью избавиться от любого рода зависимостей и ассоциировать себя и свою самооценку со своей душой, как частичкой Бога. Тогда страху места не будет.

В итоге, если Человек идёт по жизни, действуя по совести, постоянно и осознанно ведёт искренний и сокровенный диалог с Богом, постигает новые знания, соблюдая Человеческую этику их применения, тогда страх ему неведом, ибо:

«Вседержитель безошибочен: всё, что ни делается, — делается к лучшему; всё, что свершилось и свершается, — свершилось и свершается наилучшим возможным образом при той реальной нравственности и производных из неё намерениях и этике, носителями которых являются индивиды, в совокупности составляющие общество; Вседержитель велик и всемогущ, и милость Его безгранична.»

Читать еще:  ««Несвоевременные мысли» М. Горького

«дурное настроение, эмоциональная подавленность, раздражённость или откровенные озлобленность и злорадство — знаки того, что необходимо выявить что-то в своей деятельности, в намерениях на будущее, в своём отношении к происходящему — такое, что необходимо переосмыслить; но выявлять и переосмыслять что-либо конкретное можно только после того, как будет возобновлено ладное Жизни единство эмоционального и смыслового строя психической деятельности.»

Страх — не грех, но трусость — это порок

Человек, как и любое живое существо, подвержен страху. Это вполне нормальное явление, в котором находит свое отражение инстинкт самосохранения. Вот только в жизни бывают обстоятельства, которые требуют от человека преодоления этого страха, то есть подавления в себе первобытного инстинкта. Такая задача совсем не из легких, поэтому неудивительно, что люди проявляют трусость. Это понятие и будем сегодня рассматривать.

Что подразумевает под собой трусость?

Трусость — это поведение человека в некой ситуации, когда он отказывается принимать решения или активно действовать из-за страха или других фобий. Трусостью, вне всяких сомнений, движет страх, и это понятие нужно отличать от осторожности или осмотрительности. Однажды В. Румянцев отметил, что трусость – это бегство от возможной опасности без ее предварительной адекватной оценки.

В психологии трусость считается отрицательным качеством. Это душевная слабость, что не позволяет выполнять должные действия.

Понимание трусости по Феофрасту

Древнегреческий философ Феофраст говорил, что трусость – это душевная слабость, которая не позволяет человеку противостоять своему страху. Трусливый человек легко может принимать утесы скал за пиратские корабли или готовиться к смерти, как только начнут подниматься волны. Если трус вдруг попадет на войну, то при виде того, как гибнут его товарищи, он наверняка сделает вид, что забыл оружие, и вернется в лагерь. Там трус подальше спрячет меч и будет изображать усиленные поиски. Он сделает все, лишь бы не сражаться с врагами. Даже если ранят кого-то из его товарищей, он будет ухаживать за ним, но когда начнут возвращаться воины с поля битвы, вне всяких сомнений, трус выбежит им навстречу, весь вымазан кровью своего товарища и будет рассказывать о том, что собственноручно вынес его из адского боя.

Вот такой яркий пример трусости приводит Феофраст, пытаясь раскрыть суть этого понятия. Но неважно, сейчас или тысячи лет назад, человеческая природа осталась неизменной – трусы ведут себя одинаково.

Трусость и мужество

Чувство страха известно всем людям. Никогда еще не было, нет и не будет человека, который ничего не боится. Вот только одни перед лицом опасности отступают, а другие ломают себя и идут навстречу своему страху. Таких людей принято называть мужественными. Но если человек не поступил так, и спустя время его принуждают окружающие к определенному действию, то вне всяких сомнений, он получит прозвище труса. Неумение и нежелание справиться со своими страхами навсегда поставит на человеке соответствующее клеймо.

Победить трусость непросто. Набраться смелости, проявить храбрость – на такие поступки потенциально способен каждый человек, но если в нем уже крепко укоренилась трусость, он становится ее беспомощным рабом. Трусость делает все, чтобы не проявить себя, это незаметная тень с огромной разрушительной силой.

Можно вспомнить много примеров трусости: друг не заступился за товарища, потому что испугался драки; человек не меняет ненавистную работу, боясь потерять стабильность; или солдат, сбегающий с поля брани. Трусость имеет множество обличий, скрывающихся за правилами.

Читать еще:  Народы урала. История и культура урала

Ад Данте

В дантовском путеводителе по загробному миру дано классическое описание трусов. В самом преддверии Преисподней столпились безликие души, когда-то они были людьми, пораженными трусостью. Это равнодушные зеваки на пиру жизни, они не знали ни славы, ни позора, и миру не стоит помнить о них.

Если человек, попадая в опасную ситуацию, думает исключительно о бегстве, игнорируя при этом глас разума, он поражен трусостью. Трусость всегда выбирает то, что удобно и безопасно. Не решать проблему, а прятаться от нее — вот основа, на которой базируется понятие трусости.

Последствия

Чтобы спрятаться от жизненных проблем и принятия решений, трусость находит разрядку в увеселительных мероприятиях. Скрываясь за чередой бесконечных пирушек, просмотром смешных видеороликов, трусость постоянно накапливает количество неприятных ситуаций, требующих разрешения. Так к чему приводит трусость?

Если она уже стала проявлением личности, то можно с уверенностью сказать, что такой человек не способен на храбрость или самоотверженность. Он становится робким и пугливым, а еще у него навсегда замолкает совесть. Не испытывают страха только умалишенные. Избегать опасности – это разумный поступок, но убегать от конкретной проблемы – это трусость.

Трус подумает десять тысяч раз, прежде чем принять решение. Его девиз: «Как бы чего не вышло». Следуя этому принципу, человек превращается в настоящего эгоиста, который делает все возможное, чтобы скрыться от угроз внешнего мира. Трусость замкнута в своем одиночестве, а перепуганное эго, которому важнее всего собственная сохранность, готово пойти на любую подлость. Так рождается предательство. В паре с трусостью любой человеческий порок принимает гипертрофированный вид: глупый превращается в неисправимого тупицу, лживый становится клеветником. Вот к чему приводит трусость.

Страшный порок

В большинстве своем трусливые люди жестоки. Они измываются над слабыми, пытаясь тем самым скрыть от общественности свой «пугливый недуг». Скопившуюся злость и обиду трус выплескивает на жертву. Трусливость лишает человека способности здраво рассуждать. Жестокие убийства, что даже бывалых криминалистов бросают в холодный пот, чаще всего совершены под воздействием страха. Вот почему трусость – это самый страшный порок.

Из-за своей чрезмерной пугливости человек может прожить целую жизнь, не узнав, на что он был способен. Каждый имеет потенциал смелого человека, но отказавшись от принятия решений или совершения необходимых действий, человек постепенно превращается в жалкого труса. Страх – это не грех, он раскрывает людские слабости, с которыми можно вполне успешно справиться, но трусость – это уже порок, которому нет оправданий.

90-5. О пороках. Трусость

Вспомним «Мастера и Маргариту» Булгакова. Что мучило несчастного Понтия Пилата после того как он утвердил приговор Синедриона? Чем он будет казниться во веки вечные? «Неужели… из-за человека, совершившего преступление против кесаря, погубит свою карьеру прокуратор Иудеи?». Это – мотив. Мечтатель, философ и врач Иешуа ни в чём не виноват. Но не губить же из-за него свою карьеру, и кому – всесильному прокуратору Иудеи! Это уже потом он точно знал, что самый страшный порок на свете — трусость. Пилат струсил, приняв решение, противное его совести. Будет казниться, значит.

Трусость и храбрость. Два антипода. Две стороны медали поведения человека (или многих людей) в обстоятельствах, когда надо принимать решения, грозящие опасностью. Собственно, храбрость – это умение подавить инстинкт самосохранения, который природой заложен в человеке, как и в других представителях животного мира. Без этого инстинкта вид не может выжить. Боятся все, но сама по себе боязнь в категориях трусости и храбрости ничего не значит. Человек может дрожать как осиновый лист от страха, но при этом делать то, что положено ему делать в данных обстоятельствах, будь то бой, пожар, ночной лес, совещание или любовное свидание. Это – храбрость, т.е. подавление волей своего страха. Да можно и не подавлять, бойся на здоровье – только делай то, что от тебя требуется. Не дай инстинкту взять верх над разумом. Смотри прямо в глаза опасности.

Читать еще:  Обувь. Одежда. Фасон. Прически. Макияж. Вещь. Фасон

У Роберта Геррика (17 в.) есть такое двустишие: «Замечено в войне, и не одной: глаза побеждены – и выигран бой». Трусости подвержены не только отдельные индивидуумы, но и целые армии. Есть и коллективная трусость – та, что называется паникой. Что-то похожее произошло, очевидно, с воинством Мамая на Куликовом поле, когда одна внезапная и успешная конная атака засадного полка привела к панике во всём татарском войске, превосходящем наше по численности, и к его бесславной гибели. Таких примеров – не счесть в человеческой истории войн, сражений, боёв.

Толстой в «Войне и мире» красочно описывает подобное состояние объединённых австрийских и русских войск, сражавшихся под Аустерлицем с французской армией Наполеона. Охватившая войска паника бесповоротно решила исход дела в пользу французов. Вот что пишет Толстой: «…теперь между фурами и пушками, под лошадьми и между колёс толпились обезображенные страхом смерти люди, давя друг друга, умирая, шагая через умирающих и убивая друг друга для того только, чтобы, пройдя несколько шагов, быть точно также убитыми». У людей остался только страх смерти, фактически они превратились в охваченную ужасом стаю, в которой – каждый за себя, и это губит всех в конечном итоге.

Ещё один пример из классики – «Беглец» Лермонтова. Тут всё «заточено» до предела. Никаких полутонов. Если джигит сбежал с поля боя, оправдания не принимаются изначально. Их никто не хочет слушать. «Ты отомстил? – не отомстил» — и всё, это приговор, самый страшный позор для горца. «В преданьях вольности остались позор и гибель беглеца». С точки зрения исхода – и так, и так гибель. Но со славой всё-таки лучше. В этом, очевидно, — отстоявшаяся веками человеческая мудрость. Честь воина, бойца ценится выше жизни. Рим в своё время возвысился во многом благодаря именно этому качеству его боевых когорт и манипул, а именно — бесстрашию в боях. Трусость каралась беспощадно. А много позже империя пала под натиском варваров — когда то, что называется «боевым духом», рассеялось «аки прах».

Есть хорошая поговорка – надо делать то, что надо, и пусть будет то, что будет. Это универсальное правило, в которое страх никак не вписывается. В конце концов, никому не интересно, страшно тебе или нет, это твои проблемы. Бойся или не бойся, но делай то, что надо, что требует долг ли, совесть, закон или что-то ещё. Лучше будет в результате, хуже или совсем плохо – на всё воля Божья, как говорят. Но по-другому было нельзя. Аминь.

Источники:

http://marianpopovych.com/trusost-hudshij-iz-porokov/
http://fb.ru/article/355868/strah—ne-greh-no-trusost—eto-porok
http://www.proza.ru/2015/07/08/1919

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector