3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Средства выражения авторской позиции отцы и дети.

Получу-5.ру

Сочинения для всех классов

Авторская позиция в романе «Отцы и дети»

Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети», безусловно, является одним из выдающихся произведений 19 века. Произведение посвящено знаменитому критику В.Г.Белинскому. В романе автор поднимает множество философских проблем, которые находят отражение через образы и мысли персонажей, их открытые столкновения или внутренние конфликты героев. Главная проблема, поставленная автором в романе, – конфликт «отцов» и «детей». Чью же сторону в данном конфликте занимает сам И.С.Тургенев?

С одной стороны конфликта «отцов» и «детей» находится старшее поколение семьи Кирсановых. Павел Петрович и Николай Петрович – самые яркие представители «отцов» в романе. Оба они придерживаются либеральных взглядов. Однако Павел Петрович занимает более резкую позицию в данном вопросе, считая, что благоприятное будущее стране способны обеспечить только права и свободы человека, самоуважение, представители аристократии. Автор симпатизирует семье Кирсановых, взглядам Павла Петровича, но в то же время иронично описывает внешность Павла Петровича, его историю жизни в Дрездене.

Евгений Базаров – главный представитель «детей» в конфликте романа. Герой обладает нигилистическими взглядами на мир, он революционер, высказывается за коренное изменение существующего в стране порядка. Базаров настаивает на неограниченной свободе личности. Многие качества Базарова поощряются И.С.Тургеневым, например, прямота, честность, физическая и духовная сила, также нравится автору и профессия, которую выбирает его герой. Но, в то же время, автор не разделяет мнение Базарова, касающееся отрицания литературы, музыки, истинных чувств, природы. Также И.С.Тургенев не придерживается взглядов своего героя касаемо русского народа, русских женщин.

Неоднозначна оценка автора и в отношении смерти Евгения Базарова. Смерть показывает неправоту взглядов героя, но с другой стороны смерть Базарова в некоторой степени благородна. Герой умирает от заражения крови, которое получил, помогая людям. Так, И.С.Тургенев отразил изменения, произошедшие в Базарове, теперь герой задумался и о любви, и о природе. Но даже перед смертью Базаров сохраняет твердость и стойкость духа, непреклонность своих убеждений.

Таким образом, невозможно дать однозначную оценку позиции И.С.Тургенева в споре «отцов» и «детей». Автор одинаково симпатизирует обоим поколениям, но в то же время с удивительной легкостью обличает недостатки и несовершенства каждой стороны конфликта.

Вместе со статьёй «Авторская позиция в романе «Отцы и дети» читают:

Какова позиция автора в споре «отцов» и «детей»? (По роману И.С.Тур­ге­не­ва «Отцы и дети») (ЕГЭ по литературе)

В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» присутствует авторская позиция. Она выражается через характеристику, которую он дает каждому герою, через авторские размышления и комментарии. И.С.Тургенев по-настоящему переживает то, о чем пишет. Автора волнуют проблемы, затронутые в произведении. Но он не дает однозначной оценки происходящему, понять позицию И.С.Тургенева сложно, она не выражена прямо.

Читать еще:  Что означает по большому счету.

Читатель постоянно чувствует присутствие автора в сюжете романа. Он направляет, помогает понять героев, раскрывает их характер и мысли. Через крошечные детали, например, уменьшительно-ласкательные суффиксы И.С.Тургенев дает понять, что мать Евгения добрая, простая, любящая женщина. Становится понятно, что героиня нравиться автору, он сопереживает ей, сочувствует.

Автор дает и прямые характеристики. Павел Петрович описан как человек, остановившийся в духовном развитии, закостеневший в аристократических повадках. Автор показывает, что герой нравственно мертв, он не может по-настоящему чувствовать, его жизнь давно закончилась, теперь он просто существует. В описании Ситникова видна ирония, насмешка И.С.Тургенева над тем, кто считает себя последователем Базарова, его учеником. Ремарки к речи героя демонстрируют его глупость и наигранность.

Отношение И.С.Тургенева к главному герою романа неоднозначно. Сложно сказать, что на самом деле чувствует автор к Евгению. Он считает многие принципы Базарова неверными и ошибочными, но уважает его ум, стремление, силу. Автор показывает его как человека, верного себе, способного ответить за собственные слова, отстоять свою точку зрения.

Базаров честен, он преданно служит своему делу. Такие качества, конечно, ценятся.

Спор Базарова и Павла Петровича не вызывает авторского отклика. И.С.Тургенев не высказывается в пользу какого-нибудь героя, он не раскрывает своей позиции. В этой сцене автора практически нет. Она преподнесена читателю без комментариев и намеков. Позиция каждого героя предельно ясна, наверное, поэтому сложно встать на сторону одного из них. Оба мнения кажутся аргументированными и доказанными. И.С.Тургенев показывает, что спор взглядов «отцов» и «детей» неразрешим, каждый из них по-своему прав.

Таким образом, автор не высказывает прямо своей точки зрения, чтобы читатель мог сам поразмыслить над вечными проблемами, описанными И.С.Тургеневым в романе.

Cочинение «Авторская позиция и средства ее выражения в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»»

Роман «Отцы и дети» – одно из главных произведений Тургенева, в котором наиболее ярко отразились его взгляды на современную ему действительность. Однако свои взгляды Тургенев выражает не прямо: сквозь ткань повествования просматривается личное отношение автора к выведенным явлениям жизни. Все, что написано в этом романе, прочувствовано до последней строки; чувство это прорывается помимо воли и сознания самого автора и «согревает объективный рассказ», вместо того чтобы выражаться в лирических отступлениях. Автор сам не отдает себе отчета в своих чувствах, не подвергает их анализу, и это обстоятельство дает читателям возможность видеть эти чувства во всей их непосредственности. Мы видим то, что «просвечивает», а не то, что автор хочет показать или доказать, то есть Тургенев использует в основном косвенные средства выражения авторской позиции.

В своем романе Тургенев показал противостояние двух поколений в конкретный исторический момент. Однако никому и ничему автор не сочувствует вполне. Его не удовлетворяют ни «отцы», ни «дети». Он объективно оценивает обе стороны и, видя достоинства и недостатки каждой, не идеализирует ни одну из них.

Читать еще:  План разрушения ссср даллеса. Аллен Даллес

Авторская позиция Тургенева выражается уже в самом выборе конфликта. Осознавая существовавший конфликт поколений и чувствуя себя причастным к нему, Тургенев, как человек, как представитель своей эпохи, пытался отыскать его корни, а как писатель – отразить результаты своих размышлений в произведении. Тургеневым специально были выбраны лучшие представители дворян и разночинцев, чтобы именно на их примере показать несостоятельность ни тех, ни других.

Создавая образ Базарова, Тургенев в его лице хотел «наказать» молодое поколение. Вместо этого он отдает дань справедливого уважения своему герою. Бесспорно, что нигилизм как направление отрицался Тургеневым, но созданный им самим тип нигилиста был продуман и понят им. С самого начала автор показал нам в Базарове угловатое обращение, самонадеянность, «черствую рассудочность»: с Аркадием он держит себя «деспотически–небрежно», к Николаю Петровичу относится насмешливо. Как и всегда у Тургенева (как у «тайного» психолога) особое значение имеет портрет героя, включающий социальную, психологическую и внешнюю характеристику героя. Широкий лоб, книзу заостренный нос, большие зеленоватые глаза выдают силу характера и ум Базарова. Манера разговаривать, смотря на собеседника свысока и точно бы делая ему одолжение, вступая в разговор, – самоуверенность и чувство превосходства Базарова над другими.

В начале романа симпатии Тургенева оказываются на стороне тех людей, которых обижает Базаров, тех безобидных стариков, о которых говорят, что они «отставные» люди. Далее автор начинает искать в нигилисте и беспощадном отрицателе слабое место: он ставит его в разные положения и находит против него только одно обвинение – обвинение в черствости и резкости. Тургенев пытается исследовать эти свойства характера Базарова через испытание любовью. Тургенев ищет человека. который смог бы привлечь такую сильную личность, как Базаров, который бы понял и не испугался его. Таким человеком оказывается Одинцова, умная, образованная, красивая женщина. Она с любопытством рассматривает фигуру Базарова, он же вглядывается в нее с возрастающим сочувствием и потом, увидев в себе что-то похожее на нежность, кидается к ней с нерассчитанной порывистостью молодого, любящего сердца, готового отдаться своему чувству вполне, без задней мысли. Тургенев понимает, что черствые люди не могут так любить, он показывает, что Базаров оказывается моложе и свежее той женщины, которая, боясь нарушения порядка жизни, подавляет в себе чувства и желания. И с этого времени сочувствие автора переходит на сторону Базарова. В описании смерти Базарова Тургенев воздал дань уважения «детям»: молодые люди увлекаются и впадают в крайности, но в самих увлечениях сказывается свежая сила и неподкупный ум. Базаров умер так, как и должен был умереть человек с таким характером и отношением к жизни. И этим он заслужил любовь автора, выразившуюся в описании могилы героя в конце романа.

Но не только о Базарове идет речь в последнем абзаце. Здесь же проявляется отношение самого автора к родителям Базарова: сочувствие и любовь. Изображая отношение Базарова к старикам, Тургенев отнюдь не обвиняет его. Он остается искренним художником и изображает явления такими, какие они есть: ни с отцом, ни с матерью Базаров не может ни поговорить так, как он говорит с Аркадием, ни даже поспорить так, как он спорит с Павлом Петровичем. Ему с ними скучно и от этого тяжело. Но сострадательный Тургенев жалеет бедных стариков и сочувствует их непоправимому горю.

Читать еще:  Таня Терёшина - биография, информация, личная жизнь.

Авторская позиция в отношении к братьям Кирсановым несколько противоречива. С одной стороны, он любит их как представителей своего поколения, образованных и неглупых людей, а с другой – видит и понимает их отсталость от жизни.

Николай Петрович очень близок Тургеневу. Добродушный, тонко чувствующий природу, любящий музыку и стихи, он очень дорог автору. Тургенев проникновенно описывает состояние героя в саду, его любование природой, его мысли. У Николая Петровича между его умственными убеждениями и природными наклонностями гораздо больше соответствия и гармонии, чем у его сына Аркадия. Как человек мягкий, чувствительный и даже сентиментальный, Николай Петрович не стремится к рационализму и успокаивается на том миросозерцании, которое дает пищу его воображению. И именно это делает его в глазах Тургенева «отставным» человеком. С грустью и сожалением признает Тургенев, что его век прошел.

Описывая старшего брата Кирсанова, Тургенев также подчеркивает его отсталость от жизни. Как человек страстный, одаренный гибким умом и сильной волей, Павел Петрович резко отличается от своего брата. Он не поддается чужому влиянию. Он сам подчиняет себе окружающие личности и ненавидит тех людей, в которых встречает себе отпор. Жизнь Павла Петровича – неукоснительное следование заведенным когда-то привычкам, которыми он очень дорожит и ни за что не согласится отказаться. Тургенев же не видит смысла в жизни, лишенной цели (жизнь Павла Петровича совершенно опустела после разрыва отношений с княгиней Р.). Поэтому-то и называет он Павла Петровича «мертвецом». Сатирические нотки слышны в адрес старшего Кирсанова, когда тот говорит о русских мужиках, а сам, проходя мимо них, нюхает одеколон.

Роман Тургенева «Отцы и дети», кроме своей художественной красоты, замечателен еще тем, что он наводит на размышления, хотя сам по себе не разрешает никакого вопроса и даже освещает не столько выводимые явления, сколько отношение автора к ним. А наводит он на размышления именно потому, что весь проникнут полной и трогательной искренностью. Читая роман «Отцы и дети», мы видим в нем типы дворян и разночинцев конца 50-х гг. XIX в. и в то же время отдаем себе отчет в тех изменениях, которые испытали явления действительности, проходя через сознание автора. Тургенева не удовлетворяют ни «отцы», ни «дети», что явно просвечивает сквозь ткань повествования.

Источники:

http://poluchu-5.ru/%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%B2-%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B5-%D0%BE%D1%82%D1%86%D1%8B-%D0%B8-%D0%B4%D0%B5%D1%82/
http://www.kritika24.ru/page.php?id=29723
http://mysoch.ru/sochineniya/turgenev/_story/otcy_i_deti/avtorskaia_poziciia_i_sredstva_ee_virazheniia_v_romane_is_turgeneva_otci_i_deti/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector