6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Социально-политическая идея «Недоросля. А

Социально политическая идея “Недоросль”

В самый год, когда решилась судьба панинской партии, когда сам Панин потерял силу, Фонвизин открыл бой в литературе и бился до конца. Центральным моментом этого боя был “Недоросль”, написанный несколько раньше, около 1781 года, но поставленный в 1782 году. Правительственные органы долго не пропускали комедию на сцену, и лишь хлопоты Н. И. Панина через Павла Петровича привели к ее постановке. Комедия имела шумный успех.
В “Недоросле” Фонвизин, давая острую социальную сатиру на российских помещиков, выступил и против политики помещичьего

Проблематика и герои комедии Д. Н. Фонвизина “Недоросль” Комедия Д. Н. Фонвизина “Недоросль” является вершиной русской Драматургии XVIII века. Произведение создано по строгим правилам Классицизма: соблюдается единство времени (сутки), места (дом Простаковых) и действия (соперничество женихов Софьи); герои.

Сын, достойный своей матери По комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль” Комедия Д. И. Фонвизина “Недоросль” о событиях в XVIII веке. Сегодня уже XXI век, а многие ее проблемы актуальны, образы все еще живы. Одной из основных проблем, затронутых пьесой, является.

Проблема воспитания в комедии Фонвизина “Недоросль” (вариант 3) Русский историк В. О. Ключевский u1086 очень справедливо писал о том, что комедия “Недоросль” – “бесподобное зеркало. В ней Фонвизину как-то удалось стать прямо перед русской действительностью, взглянуть на нее.

Идеи русского просвещения в пьесе Д. И. Фонвизина “Недоросль” В эпоху Просвещения ценность искусства сводилась к его воспитательно-нравственной роли. Деятели искусства этого времени взяли на себя тяжелый труд пробудить в человеке стремление к развитию и самосовершенствованию личности. Классицизм одно.

Простакова, как собирательный образ отрицательных черт своего классового типа Простакова – несомненно отрицательная фигура, при этом данная типологически и собирающая множество отрицательных черт своего классового типа. Она невежественна, корыстолюбива, жестока, цинична; она изверг во всех, кажется, отношениях, и ее.

Митрофанушка 2 МИТРОФАНУШКА – герой комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль” (1781), шестнадцатилетний подросток (недоросль), единственный сын госпожи Простаковой, баловень матери и любимец дворни. М. как литературный тип не был открытием Фонвизина. Русская.

Проблема воспитания в комедии “НЕДОРОСЛЬ” Автор бессмертной комедии “Недоросль” Денис Иванович Фонвизин находился в резкой оппозиции к самодержавному произволу российской монархии, невежественным дворянам-крепостникам, “угнетающим рабством” отданных в их полную власть крепостных крестьян. Это закономерно поставило.

Краткая летопись жизни и творчества Д. И. Фонвизина (даты даются по старому стилю) 1745, 3 апреля В семье помещика среднего достатка родился сын Денис Иванович Фонвизин. (По другим сведениям, дата рождения – 3 апреля 1744 г.) 1755 Учеба.

Проблема характера героя в произведении “Недоросль” Фонвизина Грубость языка и действий Простаковой – не грубость Фонвизина, а яркая деталь ее жизненного облика. “Простонародность” сцены драки учителей глубочайшим образом связывается с призывом к избавлению народа от беспросветного рабства.

Почему Митрофанушка стал недорослем (2) Прочитав комедию Фонвизина “Недоросль”, познакомившись с ее героями, лишний раз убеждаешься в том, какое огромное влияние оказывает общество, семья на воспитание человека, на формирование его характера, развитие интересов, его манеры.

Неоднозначность добра и зла в образах комедии “Недоросль” Дениса Фонвизина В литературе жанр комедии обладает рядом особенностей, которые выделяют его из всех других жанров. Прежде всего, особенности комедии заключается в сюжете, который, как правило, носит сказочный или даже мифический характер.

Сатирическое обличение отрицательных сторон жизни крепостной России в комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль” Страшна Фонвизина рука! А. С. Пушкин Д. И. Фонвизин работал над своей комедией около трех лет и сделал больше, чем от него ждали. Он сорвал “маски с ошалевших от безделья.

Вершина русской драматургии XVIII века – пьеса Д И Фонвизина “Недоросль” 1. Первая социально-политическая русская комедия. 2. Художественное своеобразие пьесы. 3. Значение “Недоросля” для русской литературы. Более трех лет создавал Фонвизин свою известную комедию “Недоросль”. В 1779 году пьеса была закончена.

Какой я представил себе Простакову? Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик И. Гете. Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного Я. Коменский. Мне понравилась комедия Фонвизина “Недоросль”. Главной темой этого.

Главное лицо комедии помещица Простакова Простакова – грубая и необузданная натура. Она нагла, если не встречает сопротивления, и вместе с тем труслива, когда наталкивается на силу. Беспощадная к тем, кто находится в ее власти, она.

Каноны литературной условности речи в произведении “Недоросль” В своем языке Фонвизин преодолевает классические каноны жанровой классификации и литературной условности речи. И здесь, однако, он связан еще во многом с классической манерой. Он еще пишет торжественное “Слово” на.

История создания комедии “Недоросль” После знакомства с комедией руководитель внешней политики Русского государства, сторонник ограничения самодержавия, человек высокого ума, тонкий дипломат, Н. И. Панин заинтересовался ее автором, выясняя его “знания” и “моральные правила”. Фонвизин.

Сатиры смелый властелин (по творчеству Д. И. Фонвизина) Волшебный край! Там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы. А. С. Пушкин Смелый властелин сатиры, писатель большого дарования, беспощадный в своей.

Речевые характеристики в комедии “Недоросль” Первое, на что обращает внимание современный читатель комедии “Недоросль”, – это фамилии действующих лиц. “Говорящие” фамилии сразу закладывают отношение читателя (зрителя) к их обладателям. Он перестает быть более или менее.

Значение речевых характеристик в комедии “Недоросль” Если провести опрос среди читавших комедии Фонвизина, то наверняка окажется, что первое, на что обращает внимание современный читатель комедии “Недоросль”, – это фамилии действующих лиц. “Говорящие” фамилии сразу задают представление.

Сейчас вы читаете: Социально политическая идея “Недоросль”

“Недоросль” как социально-политическая комедия

“Недоросль” справедливо считается вершиной творчества Д. И. Фонвизина и всей отечественной драматургии XVIII в. Сохраняя в ряде случаев связь с предшествующей традицией, комедия “Недоросль” является, безусловно, новаторским произведением. Прежде всего это обнаруживается в его жанре. Это – первая социально-политическая комедия на русской сцене.

По словам Н. В. Гоголя, Фонвизин вскрыл “раны и болезни нашего общества, тяжелые злоупотребленья внутренние, которые беспощадной силой иронии выставлены в очевидности потрясающей”.

Уже само название комедии – “Недоросль” – говорит о том, что основная ее проблема заключается в разграничении истинного и ложного воспитания. Но, когда зритель слышит заключительные

С первых же явлений автор показывает помещичий произвол: крепостной Тришка, нигде не учившийся портняжному искусству, сшил кафтан Митрофану, на что получает только брань и побои; повод для наказания всегда найдется, ведь Простакова “холопам потакать не намерена”. Достается от Простаковых и их верной служанке и няньке Митрофана Еремеевне, ее награда за труд – “по пяти рублей на год да по пяти пощечин на день”. К тому же, это семейство мастерски обирают своих крестьян. “С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!” – жалуется Простакова. Стоит, однако, отметить, что образ Простаковой, в начале комедии вызывающий лишь гнев и презрение, в конце может вызвать даже жалость.

Читать еще:  Пол джексон поллок картины. Джексон поллок картины

Ведь она безумно любит своего сына, а в финальной сцене, потеряв свою неограниченную власть над крепостными, она к тому же еще и отвергается собственным сыном и в дальнейшем вряд ли сможет рассчитывать на его сыновнюю благодарность. Она унижена и жалка.

О Митрофане же стоит сказать, что Фонвизин, создавая его образ, преследовал цель не только выставить его на посмешище, хотя его поступки и реплики, безусловно, смешны. Но его отношение к Еремеевне, его жалость к матери, которая, как ему приснилось, устала колотить отца, его готовность “за людей приниматься” , его отречение от матери – все это доказывает, что из него растет жестокий и деспотичный крепостник.

Фонвизин обличает также и крестьян, которых коснулось пагубное влияние крепостного права: так, например, Еремеевна утратила чувство собственного достоинства и по-рабски предана своим господам. Кстати, важно отметить тот факт, что драматург выступает не за отмену крепостного права, а лишь за его ограничение.

О зрелости комедии Фонвизина говорит то, что здесь он смело выступает с критикой правления Екатерины II. Его положительные герои, в первую очередь Стародум, выступают с разоблачениями легенды о Екатерине II как о просвещенной правительнице. Ее двор погряз в интригах, “один другого сваливает, и тот, кто на ногах, не поднимает уже никогда того, кто на земле”.

Устами Стародума Фонвизин говорит, какой ему хотелось бы видеть императрицу: “Сколь великой душе надобно быть в государе, чтобы стать на стезю истины и никогда с нее не совращаться!”.

Нельзя не упомянуть о том, что тема идеального государя была очень характерна, можно сказать, типична, для творчества писателей XVIII в., это излюбленная тема классицистов, то есть Фонвизин – сын своего поколения. В то же время художественное своеобразие “Недоросля” не укладывается в рамки ни классицизма, ни сентиментализма, ни романтизма. Налицо поиск автором новой идейно-эстетической системы, нового метода в литературе.

Фонвизин сумел широко охватить и объективно оценить современную ему действительность, он создал типические и одновременно индивидуализированные образы и характеры, поставленные им вопросы четки и смелы – все это признаки того, что в русской литературе началось формирование критического реализма.

Похожие сочинения:

Недоросль как комедия классицизма Успех комедии “Недоросль” был предопределен идейной атмосферой самой эпохи, потребностью качественного отечественного репертуара в становлении русского театра. Но что позволяет ему выходить за рамки только своего времени, быть актуальным и.

ЧЕМУ МЕНЯ УЧИТ КОМЕДИЯ Д. И. ФОНВИЗИНА “НЕДОРОСЛЬ”? КЛАССИКА Д. И. ФОНВИЗИН ЧЕМУ МЕНЯ УЧИТ КОМЕДИЯ Д. И. ФОНВИЗИНА “НЕДОРОСЛЬ”? Денис Иванович Фонвизин – известный русский сатирик. Он написал комедии “Бригадир” и “Недоросль”. Комедия “Недоросль” была написана в.

Чему меня учит комедия Дениса Фонвизина “Недоросль”? Денис Иванович Фонвизин – известный русский сатирик. Он написал комедии “Бригадир” и “Недоросль”. Комедия “Недоросль” была написана в эпоху самодержавно-крепостнического строя. Фонвизин в ней обличает систему дворянского воспитания и образования.

О комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль” Одним из первых русских комедиографов зрелого классицизма был Денис Иванович Фонвизин. Его пьесы “Бригадир” и “Недоросль” до сих пор являются образцами сатирической комедии. Фразы из них стали крылатыми, а образы.

“Горе от ума” – политическая комедия Но в них не видно перемен; Все в них на старый образец. И дело не в старых чепцах и гриме, дело в более существенном: Все то же лжет Любовь Петровна.

Д. И. ФОНВИЗИН. ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В КОМЕДИИ “НЕДОРОСЛЬ” Д. И. Фонвизин-сатирик “Всеобщая придворная грамматика”. Правила классицизма в драматургии: “три единства”, говорящие фамилии, четкое разделение героев на положительных и отрицательных. “Недоросль” . Социально-политическая комедия, в которой автор изображает пороки.

Комедия “Недоросль” – опыт сатиры в русской драматургии Необходимость выразить в литературе лицемерные настроения в жизни российского общества восемнадцатого столетия назрела давно и все думающие прогрессивно граждане ждали появления такого произведения. И вот появляется комедия Фонвизина “Недоросль” –.

“История одного города” как социально-политическая сатира Повесть М. Е. Салтыкова-Щедрина “История одного города” представляет собой цикл рассказов, не связанных между собой сюжетом или одними и теми же героями, но объединенных в одно произведение ввиду общей цели.

Недоросль. Денис Иванович Фонвизин. Анализ произведения Произведение “Недоросль” Д. И. Фонвизина является социально-политической комедией, потому что автор раскрыл проблемы крепостного права, идеала свободы человека. Главной темой стал произвол помещиков, бесправие крепостных. Автор показывает губительные последствия рабства.

Какой смысл названия комедии “Недоросль”? Денис Фонвизин написал свою комедию “Недоросль” в 1781-1782 годах. Произведение относится к литературному течению классицизма, поэтому особое внимание автор уделил выбору названия пьесы, сделав его “говорящим” и во многом определяющим.

Характеристика Кутейкина в комедии “Недоросль” В комедии “Недоросль” Кутейкин выступает учителем церковнославянского и русского языков. До того как мужчина попал на службу к Простаковой, он учился в семинарии, но, побоявшись “бездны премудрости”, сам бросил обучение.

Тема и идея комедии “Недоросль” Комедия “Недоросль” была написана Денисом Фонвизиным в 18 веке. В произведении автор раскрывает наиболее актуальные для того времени темы и идеи – вопросы общественных идеалов, морали, личной чести и служения.

Смешное в комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль” Глупость, коварство, злость, преступление Вовсе не смешны сами по себе; смешно глупое Коварство, попавшееся в собственные сети, Смешна злобная глупость, обманувшая сама Себя и никому не причинившая задуманного зла. В.

Герои комедии Фонвизина “Недоросль” Комедия “Недоросль” принесла известность и популярность своему автору, Денису Фонвизину. Почему же так произошло? Я считаю, что самую важную роль здесь сыграли образы героев произведения. Именно они, эти герои, придают.

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ КОМЕДИИ Д. И. ФОНВИЗИНА “НЕДОРОСЛЬ” ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ КОМЕДИИ Д. И. ФОНВИЗИНА “НЕДОРОСЛЬ” Вершиной русской драматургии XVIII века является комедия Д. И. Фонвизина “Недоросль”, первая русская общественно-политическая комедия, в которой с сарказмом осуждаются “злонравия достойные плоды”.

Характеристика Цыфиркина в комедии “Недоросль” В пьесе Фонвизина “Недоросль” Цыфиркин является одним из учителей Митрофана. Даже по фамилии персонажа становится ясно, что мужчина обучал юношу арифметике. Однако уменьшительно-ласкательная форма иронично указывает, что он не был.

Традиции классицизма в комедии Фонвизина “Недоросль” Там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы… А. С. Пушкин Классицизм – литературное направление, которое существовало в XVIII – начале XIX века. Для него характерны высокая.

Главный герой комедии “Недоросль” Митрофан Простаков – один из главных героев комедии “Недоросль”, написанной Денисом Ивановичем Фонвизиным. Митрофанушка и есть тот самый “недоросль”, правда, во времена Царской России это слово обозначало молодого дворянина, не.

Суть и смысл комедии “Недоросль” Комедия Дениса Фонвизина “Недоросль” – одно из самых ярких произведений русского классицизма. Вопросы, на которых автор заостряет внимание в пьесе, будоражат умы зрителей и читателей даже в наше время –.

Традиции и новаторство в комедии Фонвизина “Недоросль” Русская литература XVIII века во многом определила развитие отечественной словесности в дальнейшем, подготовила ее “золотой” ХIХ век. Но, пожалуй, из драматургов той эпохи лишь Денису Ивановичу Фонвизину удалось пережить свое.

Характеристика Скотинина в комедии “Недоросль” Комедия “Недоросль” Фонвизина является ярчайшим произведением классицизма. Влияние литературного метода прослеживается как на особенностях построения сюжета, так и на формировании образов. Одним из героев, которого по праву можно назвать традиционным.

Идеи русского просвещения в комедии “Недоросль” Комедия “Недоросль” вобрала в себя весь опыт, накопленный Фонвизиным ранее, и по глубине идейной проблематики, по смелости и оригинальности найденных художественных решений остается непревзойденным шедевром русской драматургии XVIII века. Обличительный.

Читать еще:  Кто такой джон леннон. Джон Леннон личная жизнь

Анализ комедии Недоросль Для самого автора – это идея просвещенного человека. Фонвизин понимал, что в российском обществе нет должного стремлении к образованию: богатые тщеславны и ленивы, бедные делают карьеру за счет лести и.

Неоднозначность добра и зла в образах комедии “Недоросль” Дениса Фонвизина В литературе жанр комедии обладает рядом особенностей, которые выделяют его из всех других жанров. Прежде всего, особенности комедии заключается в сюжете, который, как правило, носит сказочный или даже мифический характер.

Актуальность образов комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль” сегодня Чему смеетесь? Над собой смеетесь! Н. В. Гоголь С того памятного дня, когда состоялась премьера комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”, прошло много-много лет. Давно уже нет крепостного права. Трижды менялся.

Неоднозначность добра и зла в образах комедии “Недоросль” Фонвизина В литературе жанр комедии обладает рядом особенностей, которые выделяют его из всех других жанров. Прежде всего, особенности комедии заключается в сюжете, который, как правило, носит сказочный или даже мифический характер.

Характеристика Митрофана в комедии “Недоросль” Денис Фонвизин написал комедию “Недоросль” в 18 веке. В ту эпоху в России действовал указ Петра I, предписывающий, что юношам до 21 года без образования было запрещено вступать на военную.

Тема воспитания в комедии Фонвизина “Недоросль” Комедия Фонвизина “Недоросль” подняла проблемы воспитания. Ведь именно от этого зависит, будет ли принят человек в обществе и как социум отреагирует на конкретного индивида. Кстати сказать, о воспитании в комедии.

Анализ произведения Д. И. Фонвизина “Недоросль” В начале 1782 года Фонвизин читал друзьям и светским знакомым комедию “Недоросль”, над которой он работал в течении многих лет. Он поступал с новой пьесой также, как когда-то с “Бригадиром”.

Образы бессмертной комедии “Недоросль” Денис Иванович Фонвизин – создатель бессмертной комедии “Недоросль”. Вот уже более двухсот лет она не сходит со сцен русских театров, оставаясь по-прежнему интересной и актуальной новым и новым поколениям зрителей.

История создания пьесы Фонвизина «Недоросль»

Первая в истории русской драматургии социально-политическая комедия. Завязка пьесы в момент возникновения идеи у Простаковой: выдать Софью за своего сына Митрофана. Исправление пороков общества и государства как основная цель пьесы Фонвизина «Недоросль».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

История создания пьесы

Пьеса Фонвизина «Недоросль» является самым известным его произведением и самой репертуарной пьесой XVIII века на русской сцене последующих веков. Это первая в истории русской драматургии социально-политическая комедия. Автор изобличает в ней пороки современного ему общества.

Фонвизин работал над комедией около трёх лет. Премьера состоялась в 1782 году. Имеется также текст, предположительно начала 1760-х годов, на ту же тематику и с тем же названием, но иными персонажами и сюжетом (так называемый «Ранний „Недоросль“»); неизвестно, принадлежит ли эта пьеса молодому Фонвизину или какому-то его анонимному предшественнику.

Постановка «Недоросля» была связана со многими трудностями. Получив отказ в Петербурге, драматург в мае 1782 года выезжает в Москву. Но и здесь его ждёт неудача: из-за смелых реплик, комедию не пропускает на сцену.

Через несколько месяцев Фонвизину всё-таки удалось «пробить» постановку комедии: 24 сентября 1782 года состоялась премьера в Петербурге (Вольный Российский Театр, он же Театр Карла Книпера).

А 14 мая 1783 года пьеса впервые игралась в Москве, на сцене театра Медокса.

Успех «Недоросля» в Москве был огромен. Его ставили на своей сцене студенты университета. Появилось множество любительских постановок.

В любом драматургическом произведении важна современность проблематики. Прочитав, «Недоросль» в очередной раз, я всерьёз задумалась над тем, как же актуальны на сегодняшний день проблемы, поднятые Денисом Ивановичем в этой пьесе. Здесь и проблема деспотизма самодержавной власти, и крепостного права, и самая очевидная, на первый взгляд, проблема воспитания и образования.

Д.И. Фонвизин считал, что искусство должно выполнять нравственно-воспитательную функцию в жизни общества. Поэтому, в своём произведении показывает недовольство системой образования дворянства в эпоху Екатерины, приводит читателей к выводу, что само зло заключается в крепостнической системе, и призывает к борьбе с ней.

Денис Иванович проводит параллель между поместьем крепостников и императорским двором. «Нельзя рассматривать учение и воспитание как моду» — говорит Стародум, но мы понимаем, что в этих словах заключается мнение самого автора. Для Простаковых и Скотинина вся сила и власть заключается в крепостных. И Митрофанушке, по мнению его матери, вовсе не следует учить географию, потому как дворянину стоит лишь приказать и его отвезут, куда следует. Автор не случайно показывает читателю жизнь разных слоёв общества. Например, безрадостную жизнь Тришки и Еремеевны, жестокое обращение с ними госпожи Простаковой.

Рассказами Стародума о дворе, автор подводит читателя к выводу, что необходимы какие-то меры по ограничению деспотичности власти. «Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится» говорит Д.И. Фонвизин устами Стародума.

Характеристика действующих лиц

По списку действующих лиц можно заметить, что все фамилии героев — «говорящие». Поэтому уже в самом начале читатель понимает, где положительные, а где отрицательные персонажи.

Возглавляет команду отрицательных героев г-жа Простакова — дворянка, мать Митрофанушки и сестра Тараса Скотинина. Ее фамилия указывает на необразованность и невежество героини. Это полновластная хозяйка в своём имении. Все решения в доме принимает тоже она. Простакова не обучена грамоте, потому как в её роду считалось чуть ли не грехом или преступлением учится. Она считает, что власть её безгранична, но при этом сама готова пресмыкаться перед сильнейшим или богатейшим (как, к примеру, в эпизоде с наследством Софьи). Главная черта в характере Простаковой и её слабость — безумная любовь к сыну. По её мнению, все, что выгодно для Митрофана, — хорошо, что невыгодно, то плохо. При этом способ, которым достигается выгода, не имеет значения. Так, пытаясь устранить соперника сына — своего же брата Скотинина, она вцепляется ему в шею. Она добра только в отношениях с сыном, и только в эти моменты читатель может видеть её заботливой и любящей матерью. Но её любовь слепа, она не замечает его откровенных недостатков и холодности по отношению к ней самой. Простакова — типичная представительница беззакония и произвола. Фонвизин видит две причины «злонравия» героини. Первая, внутренняя, причина — её невежество, не облагороженное воспитанием. Вторая, социальная, — указ Екатерины II «О вольности дворян», который невежественные дворяне поняли как полную власть над крепостными, без всяких ограничений. В конце пьесы Простакова повержена. Она теряет все: власть над крепостными, имение, сына. Ее крах — это поражение всей прежней системы воспитания и залог победы новых идей, заявленных положительными персонажами пьесы.

Следом за Простаковой идёт Тарас Скотинин, брат её. Фамилия уже говорит о чём-то скотском. И действительно, Тарас обожает свиней и занимается их разведением. В его поместье свиньям живётся даже лучше чем крестьянам. Он и на Софье готов женится, только ради них. Из-за этого соперничал со своим племянником Митрофаном, конфликтовал с Простаковой: «Дойдет дело до ломки, погну, так затрещишь». Этот герой является «достойным» представителем своей семьи: он нравственно и морально деградировал, превратился в животное. Причина такой деградации — в невежестве, отсутствии правильного воспитания. Скотинин, на мой взгляд, человек никчёмный. Он пример того, как «скотская» и «животная» низменность берут верх.

Читать еще:  Народы урала. Народы южного урала

Митрофана тоже следует отнести к отрицательным персонажам. Это шестнадцатилетний подросток (недоросль), единственный сын госпожи Простаковой, баловень матери. Он глуп и ленив. Матушка опекает его во всём, а он пытается ей угодить (это хорошо видно в сцене, где Митрофан рассказывает свой сон, он пожалел матушку, занятую тяжелой обязанностью бить батюшку). День его отмечен абсолютным бездельем: забавы на голубятне, где Митрофан спасается от уроков, прерваны Еремеевной, умоляющей «ребенка» поучиться, а ему совершенно этого не хочется. Он изъявляет желание — скорее женится («Не хочу учиться, хочу жениться») Проболтавшись дядюшке о своем желании, Митрофанушка, тут же прячется за Еремеевну — «старую хрычовку», по его словам, — готовую жизнь положить, но «дите» «не выдать». Хамская спесь Митрофана сродни манере его матери относиться к домочадцам и слугам: «урод» и «рохля» — муж, «собачья дочь» и «скверная харя» — Еремеевна, «бестия» — девка Палашка. Фонвизин подчеркивает детали, говорящие о качестве выбора, относительно учёбы, свойственном именно семейству Простаковых: французскому Митрофана учит немец Вральман, точные науки преподает отставной сержант Цыфиркин, грамматику — «образованный» семинарист Кутейкин. Отсюда в известной сцене экзамена Митрофанушки — выдающееся изобретение его смекалки о существительной и прилагательной двери, отсюда сказочные представления об истории, излагаемой скотницей Хавроньей. В целом же итог подведен госпожой Простаковой, убежденной, что «без наук люди живут и жили». Герой Фонвизина недобросовестен в своем отношении к матери, усилиями которой он существует в комфорте и безделье, и которую бросает в момент, когда она нуждается в его утешении. Благодаря этой пьесе слово «недоросль» сделалось нарицательным обозначением лодыря, лоботряса и лентяя.

В число положительных героев входят — Стародум, Софья, Милон и Правдин.

Софья — племянница Стародума, который является ее опекуном. В переводе с древнегреческого её имя означает «мудрость». Поэтому в комедии она наделена мудростью души и сердца. Софья — сирота. Ее имением, в отсутствии Стародума, управляют Простаковы, которые обкрадывают девушку. Семейство Простаковых-Скотининых Софья презирает и смеется над ним. Девушка умна, чувствительна и добра (в конце комедии она прощает Простакову за причиненное ею зло). Героиня считает, что почет и богатство должны доставаться трудами, что девушке приличны кротость и послушание старшим, но любовь свою она может и должна отстаивать. Девушка происходит от честных дворян, которые дали ей хорошее образование. Вокруг Софьи группируются все положительные персонажи пьесы. Они помогают ей освободиться из-под опеки Простаковых и соединиться с Милоном в конце комедии.

Жених Софьи. Отзывчивый, храбрый и добрый молодой человек. В его словах чувствуется вся теплота, нежность и искренность чувств по отношению к Софье. И даже само имя можно расшифровать как — «милый».

Правдин — давний друг Стародума, государственный чиновник, призванный разобраться в делах Простаковых. Он узнает о зверствах Простаковой, а также о том, что она обкрадывает Софью. При помощи Стародума и Милона уличает Простакову и отбирает у нее имение в пользу государства. Хоть Правдин и чиновник, но человек честный, привыкший поступать по совести, говорить правду, вершить правосудие. Отсюда и его «говорящая» фамилия.

Дядя Софьи. Стародум имеет подробную биографию. Ему 60 лет, он служил при дворе и вышел в отставку. После долго жил в Сибири, где своим трудом нажил состояние. Стародум хочет устроить счастье Софьи, находит ей жениха и делает ее своей наследницей. Этот герой прямодушен и проницателен. Видит насквозь Простакову и ее семейство и в глаза говорит им все, что о них думает. Он человек мудрый, много чего повидавший, знающий жизнь. Он умеет властвовать собой, не делает ничего сгоряча. В монологах Стародума получают выражение идеи просвещения, которые исповедует автор. Воспитание дворянина, по мнению Стародума, — дело государства. Оно должно включать как воспитание ума, так и воспитание сердца. Причем воспитание сердца стоит на первом месте. Ведь без души «просвещеннейшая умница — жалкая тварь». Его фамилия означает, что герой следует принципам эпохи Петра I (старой эпохи): «Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время».

Композиционное построение пьесы

В первом явлении первого действия идёт экспозицию пьесы, так называемая «жили-были», где можно увидеть как живут герои, чем занимаются. А именно, мы видим сцену примерки кафтана, который оказывается Митрофанушке мал. Узнаём о Софье, что отец её умер, когда она была ещё маленькой. Девушка росла у матери в Москве. Но уже минуло полгода, как она осталась круглой сиротой. Простаковы взяли её к себе, чтобы присматривать за её имением как за своим. Дядюшка Софьи, Стародум, уехал в Сибирь. На протяжении долгого времени о нём не было никаких известий, и Простаковы считают, что он давно умер. Так же мы узнаём о намерении Скотинина жениться на Софье, чтобы завладеть её имением, а вернее свиньями, которые там находятся, потому как свиньи — это его страсть.

Завязка основного конфликта.

Завязка происходит в шестом и седьмом явлении первого действия. Софья приносит письмо от Стародума. Правдин, их постоялец, читает письмо, в котором Стародум извещает племянницу, что делает её наследницей своего состояния, нажитого им в Сибири, которое даёт доходу десять тысяч в год. У г-жи Простаковой возникает идея: выдать Софью за своего сына, неуча Митрофана.

Различные перипетии возникают на протяжении второго и третьего действия. Это — появление в деревни солдат; встреча офицера Милона с Правдиным; который оказывается членом наместнического правления; встреча Софьи и Милона, которые уже как полгода были в разлуке; Софья рассказывает, что госпожа Простакова хочет выдать её замуж за Митрофанушку; Скотинин заявляет о своих видах на Софью, а Правдин рассказывает ему о планах госпожи Простаковой, Скотинин в ярости; приходят учителя Митрофанушки, но он отказывается учиться и мать обещает скоро его женить; приезжает Стародум, он обещает отвести Софью в Москву ивыдать замуж за достойного человека; занятия Митрофанушки; Милон просит у Стародума руки Софьи; Стародум отказывает и Скотинину, и Митрофану в руке племянницы, сообщив о том, что Софья уже сговорена.

Кульминация происходит в начале пятого действия. Простакова пытается украсть Софью в шесть утра, до того как она уйдёт с дядей, чтобы насильно венчать её с Митрофаном.

Развязка основного конфликта.

С четвёртого по шестое явление пятого действия происходит развязка основного конфликта пьесы. Правдин показывает бумагу об опеке над имением, Простакова же просит об отсрочке хотя бы на несколько дней, но Правдин ей в этом отказывает; Скотинин незаметно от всех удаляется; А Стародум признаёт во Вральмане, учителя Митрофанушки, своего бывшего кучера.

Новое положение и финал происходят в последних двух явлениях. Стародум, Софья и Милон собираются уезжать; Вральмана Стародум берёт себе обратно кучером; Митрофана забирают на службу. И здесь происходит самый важный момент пьесы, когда Простакова бросается к сыну на шею, он говорит: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…». И заканчивается пьеса на фразе Стародума «Вот злонравия достойные плоды».

Конечно, сейчас пьеса непроста для восприятия, особенно если читать её в школьные годы, но стоит прочесть внимательно и вдумчиво, как сразу её цель становится ясной и определённой — исправление пороков общества и государства. Автор не оставляет надежд на лучшее. К этому же призывает читателя и его комедия.

фонвизин недоросль пьеса драматургия

Список использованной литературы

1. Фонвизин Д.И. Недоросль. Комментарии, Спб., 2008.

Источники:

http://studentguide.ru/fonvizin-d-i/socialno-politicheskaya-ideya-nedorosl.html
http://goldsoch.info/nedorosl-kak-socialno-politicheskaya-komediya/
http://revolution.allbest.ru/literature/00395119_0.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector