122 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Содержание

Сообщение последний день помпеи. История и этнология

Помпеи: история гибели города с фото. История раскопок Помпеи. Помпеи: альтернативная история

Что мы знаем о древнем городе Помпеи? История рассказывает нам о том, что когда-то этот процветающий город вмиг погиб со всеми жителями под лавой проснувшегося вулкана. На самом деле история Помпей очень интересна и наполнена большим количеством деталей.

Основание Помпей

Помпеи – это один из древнейших римских городов, который расположен на территории провинции Неаполь в области Кампанья. С одной стороны побережье Неаполитанского залива (который ранее назывался Куманским), а с другой – река Сарн (в древности).

Как же были основаны Помпеи? История города рассказывает, что основан он был древним племенем оски еще в 7 столетии до нашей эры. Эти факты подтверждают фрагменты храма Аполлона и дорический храм, архитектура которых соответствует периоду, когда были основаны Помпеи. Стоял город как раз на пересечении нескольких путей – в Нолу, Стабии и Кумы.

Войны и подчинение

В 6 столетии до нашей эры Помпеи были завоёваны племенем этрусков, а немного позднее – греками из города Кумы.

В 343-290 годах до нашей эры проходили Самнитские войны, где город выступал союзником Рима. В том же статусе Помпеи находились и во время Второй Пунической войны, которая проходила в 218-201 годах до нашей эры.

А вот во времена Союзнической войны Помпеи стали на сторону противников Рима, и случилось так, что позднее они превратились в римскую колонию, созданную Луцием Корнелием Суллой в 80 году до нашей эры.

Это была не первая его попытка покорить Помпеи. В 89 году до нашей эры Сулла вел осаду города во времена войны, но он устоял и был укреплен дополнительно 12 башнями. Но вскоре город был покорен и заселен ветеранами Союзнической войны по приказу Суллы.

С тех пор Помпеи стали морским портом, через которые происходили поставки товаров в Рим и Италию по Аппиевой дороге. Также город являлся важным центром по производству вина и оливкового масла.

Помпеи: история процветания города

Могучее это было поселение. В период с первого столетия нашей эры и вплоть до года своей гибели наиболее ярко процветали Помпеи. История города гласит, что в те годы были построены все базовые типы сооружений, которые были характерны для римского города тех времен: храм Юпитера, базилика, крытый рынок товаров. Разумеется, в Помпеях были выстроены культурные и административные здания.

В городе было 2 театра, один из которых, меньший, был крытым и использовался как одеон. Сохранился амфитеатр (наиболее древний среди всех известных истории), который был рассчитан на 20 тысяч зрителей, а также 3 термы.

Город украшался разнообразными скульптурами и шедеврами искусства, улицы были мощеные. Но в то время подходила к концу жизнь поселения Помпеи, история города (дата гибели была всё ближе).

Также в Помпеях было множество жилых домов, лавок, которые были названы в честь определенных событий, личностей или же произведений, например – Вилла Мистерий, Дом Фавна, Дом Менандра, Дом Эпиграммы.

Владельцы богатых домов украшали своё жилье различными фресками и мозаиками.

Землетрясение в Помпеях – предвестник конца

Процветающим и красивым был город Помпеи. История гибели его ужасна. И орудием массового поражения стал вулкан Везувий.

Первым предвестником надвигающейся катастрофы стало землетрясение, которое произошло 5 февраля 63 года до нашей эры.

Сенека в одном из своих трудов отмечал, что поскольку Кампанья была сейсмически активной зоной, такое землетрясение для неё не редкость. И землетрясения происходили и ранее, но сила их была совсем маленькой, жители к ним просто привыкли. Но в этот раз ожидания превзошли все ожидания.

Тогда в трех соседствующих городах – Помпеях, Геркулануме и Неаполе — очень пострадали строения. Разрушение было таким, что за последующие 16 лет дома не удалось восстановить полностью. Все 16 лет шли активные восстановительные работы, реконструкции, косметические ремонты. Также в планах было возвести несколько новых зданий, к примеру, Центральные термы, которые до дня гибели Помпеи завершить так и не удалось.

Гибель Помпей. День первый

Жители пытались восстановить Помпеи. История гибели города свидетельствует о том, что катастрофа началась в 79 году до нашей эры, днем, 24 августа и продолжалось 2 дня. Извержение, как до тех пор считалось, спящего вулкана уничтожило всё. Тогда под лавой погибли не только Помпеи, но и еще три города – Стабии, Оплонтия и Геркуланум.

Днём над вулканом появилось облако, состоявшее из пепла и пара, но на него никто особого внимания не обратил. Немного позднее облако закрыло небо над всем городом, и на улицах начали оседать хлопья пепла.

Продолжались толчки, идущие из-под земли. Постепенно они усиливались до такой степени, что переворачивались повозки, с домов осыпались отделочные материалы. Вместе с пеплом затем с неба начали падать камни.

Улицы и дома города заполняли удушливые сернистые пары, многие люди просто задыхались в своих домах.

Многие пытались покинуть города с ценными вещами, а другие, кто был не в силах оставить своё имущество, погибали в руинах своих домов. Продукты извержения вулкана настигали людей и в общественных местах, и за чертой города. Но все-таки большая часть жителей смогла покинуть Помпеи. История подтверждает этот факт.

Гибель Помпей. День второй

На следующий день воздух в городе стал горячим, произошло само извержение вулкана, уничтожившее лавой всё живое, все строения и имущество людей. После извержения было очень много пепла, который покрыл весь город, толщина слоя пепла достигала 3 метров.

После катастрофы на место событий прибывала специальная комиссия, которая констатировала «смерть» города и то, что он не подлежит восстановлению. Тогда еще можно было на том, что осталось от улиц бывшего города, встретить людей, которые пытались отыскать своё имущество.

Вместе с Помпеями погибли еще города. Но обнаружены они были только благодаря находке Геркуланума. Этот второй город, находившийся также у подножия Везувия, погиб не от лавы и пепла. После извержения вулкан, как и пострадавшие города, покрылся трехметровым слоем камней и пепла, которые угрожающе нависали, как лавина, что может сойти в любой момент.

И скоро после извержения пошел проливной дождь, который снес толстый слой пепла со склонов вулкана и толщей воды с пылью и камнями обрушился прямо на Геркуланум. Глубина потока составляла 15 метров, поэтому город был заживо погребен под потоком с Везувия.

Как были найдены Помпеи

Истории и рассказы о страшных событиях того года долго передавались из поколения в поколение. Но спустя несколько столетий люди потеряли представление о том, где же находился погибший город Помпеи. История гибели этого города постепенно начала лишаться фактов. Люди жили своей жизнью. Даже в тех случаях, когда остатки древних строений находили люди, например, копая колодцы, никто уже и подумать не мог, что это частички древнего города Помпеи. История раскопок началась только в 18 столетии и косвенно связана с именем Марии Амалии Христины.

Это была дочь короля Августа Саксонского Третьего, которая покинула Дрезденский двор после замужества с Карлом Бурбонским. Карл был королём обеих Сицилий.

Нынешняя королева была влюблена в искусство и с большим интересом осматривала залы дворца, парки и другие свои владения. И однажды она обратила внимание на скульптуры, которые были ранее найдены перед последним извержением вулкана Везувия. Некоторые из этих статуй были найдены случайно, а другие – с подачи генерала д`Эльбефа. Королева Мария была настолько поражена красотой скульптур, что попросила супруга отыскать для неё новые такие.

Читать еще:  Уильям сомерсет моэм биография. Уильям сомерсет моэм

Последний раз на то время Везувий извергался в 1737 году. Во время этого происшествия часть его вершины взлетела в воздух, склон остался обнажен. Поскольку вулкан уже полтора года не проявлял активности, король согласился начать поиски скульптур. И стартовали они с того места, где когда-то закончил поиски генерал.

Поиск статуй

Раскопки проходили с большими трудностями, поскольку необходимо было разрушить толстый (15 метров) слой затвердевшей лавы. Для этого король использовал специальные орудия, порох, силу рабочих. В конце концов рабочие наткнулись на что-то металлическое в искусственных шахтах. Так были найдены три больших обломка бронзовых коней гигантского размера.

После этого было принято решение обратиться за помощью к специалисту. Для этого был приглашен маркиз Марчелло Венути, который был хранителем королевской библиотеки. Далее было найдено еще три мраморных статуи римлян в тогах, туловище бронзового коня, а также расписанные колонны.

Обнаружение Геркуланума

В тот момент стало понятно, что дальше будет еще больше. Королевская чета, прибыв на место раскопок 22 декабря 1738 года, освидетельствовала обнаруженную лестницу и надпись, гласящую, что некий Руфус на свои средства возвёл театр Theatrum Herculanense. Специалисты продолжали раскопки, поскольку знали, что театр обозначает наличие города. Там было множество статуй, которые водным потоком принесло на заднюю стену театра. Так был обнаружен Геркуланум. Благодаря этой находке удалось организовать музей, равных которому на то время не было.

А вот Помпеи находились на меньшей глубине, чем Геркуланум. И король, посоветовавшись с начальником своего технического отряда, принял решение перенести раскопки, учитывая заметки ученых относительно местоположения города Помпеи. История-то отмечала все памятные события руками ученых.

Раскопки Помпей

Итак, поиск Помпей начался 1 апреля 1748 года. Спустя 5 дней был найден первый фрагмент стенной росписи, а 19 апреля — останки человека, из рук которого выкатилось несколько серебряных монет. Это был центр города Помпеи. К сожалению, не догадываясь о важности находки, специалисты посчитали, что нужно искать в другом месте, и засыпали это место.

Немного позднее был найден амфитеатр и вилла, которую позднее назвали Домом Цицерона. Стены этого здания были красиво расписаны и украшены фресками. Все предметы искусства были изъяты, а вилла тотчас засыпана обратно.

После этого на 4 года раскопки и история Помпеи были заброшены, внимание перешло на Геркуланум, где был найден дом с библиотекой «Вилла деи Папири».

В 1754 году специалисты снова вернулись к раскопкам города Помпеи, к его южной части, где была найдена античная стена и остатки нескольких могил. С тех пор за раскопки города Помпеи взялись активно.

Помпеи: альтернативная история города

Сегодня все же существует мнение, что год гибели Помпей – выдумка, основанная на письме Плиния Младшего, который якобы описывает извержение вулкана, Тациту. Тут возникают вопросы о том, почему в этих письмах Плиний не упоминает ни названия городов Помпеи или Геркуланум, ни того, что именно там жил дядя Плиния Старшего, который и погиб в Помпеях.

Некоторые ученые опровергают тот факт, что катастрофа произошла именно в 79 году до нашей эры, ввиду того что в разных источниках можно встретить информацию об 11 извержениях, случившихся в период с 202 по 1140 годы нашей эры (после случая, разрушившего Помпеи). А следующее извержение датируется только 1631 годом, после чего вулкан оставался в активном состоянии вплоть до 1944 года. Как видим, факты говорят о том, что вулкан, который был активно действующим, уснул на 500 лет.

Помпеи в современном мире

Очень интересными сегодня остаются история города Геркуланум и история Помпеи. Фото, видео и различные научные материалы можно найти в библиотеке или интернете. Множество ученых-историков все так же пытаются разгадать загадку древнего города, максимально изучить его культуру.

Многие художники, в т. ч. и К. Брюллов, кроме прочих своих работ, изобразили и последний день Помпеи. История такова, что в 1828 году К. Брюллов побывал на местах раскопок и еще тогда сделал наброски. В период с 1830 по 1833 годы создавался его художественный шедевр.

Сегодня город был максимально восстановлен, он является одной из самых известных памяток культуры (наравне с Колизеем или Венецией). Город раскопан еще не полностью, но множество строений доступны к осмотру. По улицам города можно гулять и любоваться красотой, которой более 2000 лет!

Последний день Помпеи: история и гибель римского города

Город Помпеи уничтожило извержение Везувия. До гибели Помпеи были известны как место, где делали соус гарум. Катастрофу описал Плиний Младший.

Древний город Помпеи: от осков до Ганнибала

Предположительно, основателями Помпей были оски, один из народов Древней Италии. Уже древние высказывали разные мнения о происхождении названия Помпеи. Одни возводили его к триумфальному шествию (помпе) Геркулеса после победы над Герионом. Другие — к оскскому слову «пять» (пумпэ). По этой версии Помпеи были образованы как объединение пяти общин.

По мнению писавшего в I веке н. э. географа Страбона город основали оски. Позже контроль над ним захватили этруски, а затем после побед на этрусками — греки. Позже у греков город отобрали самниты, народ, родственный оскам. Это произошло в V веке до н. э. Археология фиксирует упадок городской жизни в этом столетии. Возможно Помпеи на какое-то время были заброшены.

В IV веке до н. э. Помпеи стали частью Самнитской федерации. Город служил портом для самнитских городов, располагавшихся выше по реке Сарно. В IV веке до н. э. между Римской республикой и самнитами прошла серия войн. В ходе них в 310 г. до н. э. недалеко от Помпей высадился римский десант. Римляне опустошили земли соседней с Помпеями Нуцерии. Позже жители сельской округи Помпей напали на возвращавшихся с награбленной добычей легионеров, отняли награбленное и загнали их на корабли.

Дом Фавна. Источник: wikipedia.com

Римляне победили и покорили своей власти самнитов и их союзников. Отныне Помпеи наряду с другими кампанскими городами стали частью Римско-италийской конфедерации. В городе сохранялось самоуправление. Помпеи должны были быть союзниками Рима, а также предоставлять вспомогательные войска.

В эпоху самнитов Помпеями управлял городской совет. Среди вопросов его ведения было, в частности, строительство. Непосредственное наблюдение за строительными работами и их оплату осуществлял квайстур (латинский вариант — квестор), должностное лицо, отвечавшее за городскую казну. Верховная власть в городе принадлежала должностному лицу с названием «meddissa tuvtiksa», что переводят как «градоправитель».

Присоединение к Риму дало толчок развитию города в III веке до н. э. В конце столетия выросло население Помпей. Во II веке до н. э. появились новые общественные постройки — храмы, театры, бани. Появляются роскошные особняки. Среди них знаменитый «Дом Фавна», на стене которого сохранилась фреска с изображением битвы македонян и персов при Иссе.

Парадоксально, но стимул развитию Помпей придала война Рима с Ганнибалом. После перехода через Альпы и побед над римскими войсками карфагенский полководец вторгся в Кампанию. Капуя, сильнейший город региона, перешла на его сторону. Нуцерия сохранила верность Риму и была за это уничтожена Ганнибалом. В ходе войны римляне взяли Капую и покарали неверного союзника.

Сами Помпеи не были взяты карфагенянами и стали убежищем для беженцев из других кампанских городов. Это и объясняет рост городского строительства в конце III века до н. э.

Элита кампанского города получила свою долю богатства от экспансии Рима в Средиземноморье во II веке до н. э. Сохранились свидетельства о контактах помпейских купцов с восточными рынками. В частности, с островом Делос. В сами Помпеи попадают восточные пряности. Фрески в Доме Фавна говорят о художественном вкусе и интересе его владельца к истории.

Союзническая война: Помпеи против Суллы

В 91 году до н. э. ряд италийских общин (включая Помпеи) восстал против Рима. Этот конфликт вошел в историю как Союзническая война. Восставшие против Рима союзники добивались равного с римлянами статуса в государстве. После трех лет войны римляне разгромили мятежных союзников. Но после этого они дали им права римского гражданства.

Читать еще:  Кто отец дочери бородиной. Ксения бородина

В 89 году до н. э. в ходе войны Помпеи осадил римский полководец Луций Корнелий Сулла. В серии битв недалеко от города Сулла разбил кампанского полководца Клуенция, пытавшегося снять осаду Помпей. Город сдался вскоре после разгрома и гибели Клуенция.

Помпеи не были разрушены и получили римское гражданство. Через 10 лет Сулла, одержавший победу над своими противниками и ставший диктатором, основал в городе колонию своих ветеранов. Отныне Помпеи получили статус римской колонии, и прежних оскских магистратов сменили новые римские. Делопроизводство в городе переносится на латинский язык. И в последний век города сокращается число записей на оскском.

Город римского времени: Помпеи при империи

В эпоху империи Помпеи были скромным провинциальным городом. Здесь производили знаменитый соус гарум и вино. Частично жители колонии пытались скопировать постройки самого Рима. В городе находился форум, на котором стояли храмы Юпитера, Юноны и Минервы. В стенных нишах одного из зданий стояли статуи основателей Рима — Энея и Ромула. Под ними были выбиты надписи, излагавшие их деяния. Такие же надписи, рассказывающие об Энее и Ромуле, были и на римском форуме.

Италийские города были связаны с Римом и императорским домом. В частности, племянник и один из возможных наследников Августа Марцелл занимал полуофициальную должность патрона (покровителя) Помпей.

Амфоры из Помпей для гарума. Источник: wikipedia.com

В 59 году н. э. Помпеи печально прославились побоищем в стенах города. Дело было во время гладиаторских боев, но сражение началось между горожанами Помпей и Нуцерии. Жители городов начали задирать друг друга, затем взялись за камни, а затем — и за мечи с кинжалами. Победили в потасовке помпейцы.

Информация о побоище дошла до императора Нерона, который поручил сенату провести расследование. В итоге сенат запретил Помпеям 10 лет проводить гладиаторские игры, а их организатор Ливиней Регул отправился в изгнание.

Интересно, что Ливиней Регул несколькими годами ранее был лишен звания сенатора. То есть, опальный представитель правящего класса мог найти убежище в Помпеях и стать благодетелем горожан.

Помпеи располагались в 240 километрах от Рима. Жители столицы могли добраться до кампанского города в течение недели. Поэтому многие знатные и богатые римляне строили в окрестностях Помпей свои виллы. В частности, еще в эпоху Республики такую виллу приобрел Цицерон.

Марк Клавдий Марцелл. Источник: wikipedia.com

Высшими должностными лицами в Помпеях были два его избираемых правителя — дуумвиры. Они собирали городской совет и председательствовали в нем. Чтобы стать дуумвиром, карьеристу из Помпей нужно было пройти через должность эдила, которая открывала ее исполнителю дорогу в городской совет. Члены городского совета носили это звание пожизненно. Эдилы отвечали за городское благоустройство — снабжение хлебом, содержание улиц и бань, занимались организацией зрелищ.

В гражданских делах с небольшой исковой суммой дуумвиры были председателями. Уголовные дела и более сложные гражданские рассматривались в Риме. Также дуумвиры отвечали городскую казну.

Потасовка жителей Помпей и Нуцерии. Источник: wikipedia.com

Раз в пять лет избранные дуумвиры назывались квинквенналами (пятигодниками). Они обновляли списки городского совета — вносили новых людей, вычеркивали умерших и тех, кто потерял право на членство в совете за преступления. Также они составляли списки граждан города.

Члены совета принимали отчеты должностных лиц, осуществляли верховный надзор за городскими делами. Разбогатевший вольноотпущенник не имел права на занятие должностей и попадание в совет, но мог добиться этого для своего сына. Надпись сохранила курьезный случай некоего Цельзина, который стал декурионом (членом совета) в 6 лет за то, что восстановил пострадавший от землетрясения храм Исиды.

В Помпеях и других римских городах должности дуумвира и квинквеннала открывали двери в городскую элиту, но требовали от соискателя богатства. Дуумвир Помпей вносил при вступлении в должность 10 000 сестерциев.

Во время исполнения своей должности гражданин Помпей проводил за свой счет празднества. Например, Авл Клодий Флакк был дуумвиром трижды. Во время первой магистратуры он организовал на форуме игры в честь Аполлона, включавшие бой быков, музыкальные состязания и выступление артиста Пилада (видимо, местная знаменитость). Второй раз кроме игр на форуме он организовал травлю зверей и гладиаторские бои в амфитеатре. Третий раз был самым скромным — выступление артистов и музыкантов. Другой квинквеннал в своей надписи подчеркивал, что провел гладиаторские бои без траты общественных средств.

Вокруг выборов должностных лиц кипели страсти, сопоставимые с выборами консулов в республиканском Риме. Стены города сохранили записи, призывавшие голосовать за того или иного из граждан Помпей, желающего стать дуумвиром или эдилом. Интересно, что в основном агитация касалась должности эдила.

В Помпеях жило около 12 тысяч человек, и около 24 тысяч — в сельской округе. Половина из них была рабами. Большую часть оставшихся составляли женщины и дети. Таким образом, электоратом во время выборов было около 2500 жителей города и 5000 — в сельской округе.

Надписи закрашивали и писали поверх них новые. Агитационная надпись могла быть адресована конкретному гражданину Помпей. Житель города мог выбить надпись на стене своего дома, чтобы показать свою позицию.

Агитировали за кандидатов и профессиональные объединения. Например, плотники, извозчики, пекари или ювелиры. Своих кандидатов предлагали горожанам члены союза «Молодежь», в который входили молодые люди из знатных семей.

Иногда в пользу кандидатов слагали стихи или в прозе подчеркивали их профессиональные и нравственные качества. А иногда призывали уважаемого гражданина проголосовать за кандидата, потому что «выбери Сабина эдилом, и он тебя выберет».

Были оригинальные записи в поддержку кандидатов, которые, вероятно, должны были их дискредитировать. Это слова поддержки, написанные от имени воров-карманников, беглых рабов, пьяниц или бездельников.

Выборы в Помпеях напоминали выборы в других городах Римского мира. Гражданская община делилась на курии, каждая из которых выбирала своего кандидата.

Выборы проходили в марте, а в июле магистраты приступали к исполнению обязанностей. Помпейцы могли становиться дуумвирами повторно, но не два года подряд.

Извержение вулкана Везувий: гибель города

Примерно за 80 лет до извержения Везувий посетил географ Страбон. Ученый написал, что почти до самой вершины вулкан покрыт цветущими полями. Только сама пепельная вершина напоминала, что это место когда-то извергало огонь.

Вулкан заявил о своем пробуждении в 63 году н. э. землетрясением. Оно разрушило несколько городов в Помпеях, Геркулануме и Неаполе. Некоторые из них так и не восстановили за 16 лет.

Свидетельство о катастрофе оставил ее современник Плиний Младший, живший тогда в приморском Мизене (около 30 километров от Помпей). В Мизене была база римского флота, а одним из кораблей командовал дядя Плиния — Плиний Старший.

24 августа люди увидели, как над вулканом поднимается облако. Плиний Старший повел свой корабль в сторону Помпей. Его племянник писал, что ученым двигали желание спасти людей из города и научное любопытство. Плиний Старший приказал записывать все изменения, которые происходят в облаке.

Ночью началось землетрясение, а на следующий день люди не увидели солнца. Сначала были сумерки, потом опустился мрак, а с неба начал падать пепел. Когда он рассеялся, выяснилось, что соседних городов нет, а долина Сарно засыпана пеплом. Сначала город засыпали куски пемзы, затем — пепел.

Большинство жителей бежали из города в первый день. Погибли те, кто решил остаться и пересидеть катастрофу в домах, и те, кто слишком поздно решил бежать. Их ноги застревали в пемзе, а потом их добил дождь из пепла и воды. Некоторые помпейцы побежали в гавань, но кораблей либо не было, либо они уже были выведены из строя пеплом и камнями.

Фонтан в Помпеях. Источник: wikipedia.com

Когда извержение закончилось, уцелевшие помпейцы отправились в свой город. Они не могли попасть в свои дома, потому что город был засыпан пеплом. Они проламывали крыши, спускались в жилища, чтобы забрать деньги и ценности, которые могли пригодиться им при переселении. При раскопках ученые Нового времени нашли в домах мало денег и предметов домашней утвари.

Император Тит направил в Кампанию сенатскую комиссию. Они должны были оценить ущерб и организовать восстановление городов. Имущество погибших горожан, не имевших наследников, должно было пойти на восстановление Помпей. Но ничего сделано не было. Выжившие разбрелись по другим местам.

Читать еще:  Определение драмы. Что такое драма

Древнеримская трагедия, ставшая триумфом Карла Брюллова

23 декабря 1799 года родился Карл Брюллов. Сын скульптора французского происхождения Поля Брюлло, Карл был одним из семи детей в семье. Его братья Павел, Иван и Федор тоже стали живописцами, а брат Александр — архитектором. Однако самым известным оказался Карл, написавший в 1833 году полотно «Последний день Помпеи» — главное произведение своей жизни. «Культура.РФ» вспомнила, как создавалось это полотно.

История создания

Картина написана в Италии, куда в 1822 году художник отправился в пенсионерскую поездку от Императорской Академии художеств на четыре года. Но прожил там 13 лет.

Сюжет повествует о древнеримской трагедии — гибели старинного города Помпеи, расположенного у подножия Везувия: 24 августа 79 года н. э. извержение вулкана унесло жизни двух тысяч жителей.

В 1748 году военный инженер Рокке де Алькубьерре начал археологические раскопки на месте трагедии. Открытие Помпеи стало сенсацией и нашло свое отражение в творчестве разных людей. Так, в 1825 году появилась опера Джованни Пачини, а в 1834 году — исторический роман англичанина Эдварда Бульвер-Литтона, посвященный гибели Помпеи.

Брюллов впервые посетил место раскопок в 1827 году. Отправляясь на развалины, 28-летний художник и не подозревал, что эта поездка окажется судьбоносной для него: «Нельзя пройти сии развалины, не почувствовав в себе какого-то совершенно нового чувства, заставляющего все забыть, кроме ужасного происшествия с сим городом», — писал художник.

Чувства, которые Карл Брюллов испытал на раскопках, не оставляли его. Так родилась идея полотна на историческую тему. Работая над сюжетом, живописец изучал археологические и литературные источники. «Декорацию сию я взял с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину». Моделями для персонажей стали итальянцы — потомки древних жителей Помпеи.

На стыке классицизма и романтизма

В этой работе Брюллов являет себя не традиционным классицистом, а художником романтического направления. Так, его исторический сюжет посвящен не одному герою, а трагедии целого народа. А в качестве сюжета он выбрал не идеализированный образ или идею, а реальный исторический факт.

Правда, композицию картины Брюллов строит в традициях классицизма — как цикл отдельных эпизодов, заключенных в треугольник.

В левой части картины на втором плане изображены несколько человек на ступеньках большого здания гробницы Скавра. Прямо на зрителя смотрит женщина, в глазах которой читается ужас. А за ней — художник с ящиком красок на голове: это автопортрет Брюллова, переживающего трагедию вместе со своими персонажами.

Ближе к зрителю — семейная пара с детьми, которая пытается спастись от лавы, а на первом плане женщина прижимает к себе дочерей… Рядом с ней — христианский священник, который уже вверил свою судьбу Богу и оттого спокоен. В глубине же картины мы видим языческого римского священника, который пытается спастись, унося ритуальные ценности. Здесь Брюллов намекает на падение античного языческого мира римлян и наступление христианской эпохи.

В правой части картины на втором плане изображен всадник на коне, который встал на дыбы. А ближе к зрителю — жених, охваченный ужасом, который пытается удержать на руках свою невесту (на ней венок из роз), потерявшую сознание. На первом плане — два сына несут своего старика отца на руках. А рядом с ними — юноша, умоляющий мать подняться и бежать далее от этой всепоглощающей стихии. Кстати, этот юноша не кто иной, как Плиний Младший, действительно спасшийся и оставивший свои воспоминания о трагедии. Вот отрывок из его письма Тациту: «Я оглядываюсь назад. Густой черный туман, потоком расстилающийся по земле, настигал нас. Вокруг наступила ночь, непохожая на безлунную или облачную: так темно бывает только в запертом помещении при потушенных огнях. Слышны были женские вопли, детский писк и крик мужчин, одни окликали родителей, другие детей или жен и старались узнать их по голосам. Одни оплакивали свою гибель, другие гибель близких, некоторые в страхе перед смертью молились о смерти; многие воздевали руки к богам; большинство объясняло, что нигде и никаких богов нет и для мира это последняя вечная ночь».

В картине нет главного персонажа, но есть центральные: златокудрый ребенок возле распростертого тела своей погибшей матери в желтой тунике — символ падения старого мира и зарождения нового, это противопоставление жизни и смерти — в лучших традициях романтизма.

В этой картине Брюллов показал себя и как новатор, используя два источника света — горячий красный свет на заднем плане, передающий ощущение надвигающейся лавы, и холодный зеленовато-голубой на переднем плане, добавляющий сюжету дополнительную драматургию.

Яркий и насыщенный колорит этой картины также нарушает классические традиции и позволяет говорить о художнике как о романтике.

Триумфальное шествие картины

Карл Брюллов работал над полотном в течение шести лет — с 1827 по 1833 год.

Впервые картина была представлена публике в 1833 году на выставке в Милане — и тут же произвела фурор. Художника чествовали, как римского триумфатора, о картине писали хвалебные отзывы в прессе. Брюллова встречали на улице аплодисментами, а во время его переездов на границах итальянских княжеств не требовали паспорта: считалось, что каждый итальянец и без того знает его в лицо.

В 1834 году «Последний день Помпеи» был представлен на парижском Салоне. Французская критика оказалась не в пример итальянской сдержаннее. Но профессионалы оценили работу по достоинству, вручив Брюллову золотую медаль французской Академии художеств.

Полотно произвело сенсацию в Европе, и его с нетерпением ждали в России. В том же году оно было отправлено в Санкт-Петербург. Увидев картину, Николай I изъявил желание лично познакомиться с автором, однако художник отправился с графом Владимиром Давыдовым в путешествие по Греции, а на родину вернулся только в декабре 1835 года.

11 июня 1836 года в Круглом зале российской Академии художеств, где была выставлена картина «Последний день Помпеи», собрались почетные гости, члены Академии, художники и просто любители живописи. Автора полотна, «великого Карла», внесли в зал на руках под восторженные крики гостей.«Толпы посетителей, можно сказать, врывались в залы Академии, чтобы взглянуть на «Помпею», — пишет современник и свидетель того успеха, равного которому ни один русский художник не знал.

Заказчик и владелец картины Анатолий Демидов подарил ее императору, а Николай I поместил ее в Эрмитаже, где она находилась в течение 60 лет. А в 1897 году была переведена в Русский музей.

Картина буквально взбудоражила все российское общество и лучшие умы того времени.

Искусства мирные трофеи
Ты внес в отеческую сень.
И был «Последний день Помпеи»,
Для русской кисти первый день! —

написал о картине поэт Евгений Боратынский.

Александр Пушкин также посвятил ей стихи:

Везувий зев открыл — дым хлынул клубом, пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

Упоминает «Последний день Помпеи» и Михаил Лермонтов в романе «Княгиня Лиговская»: «Если вы любите искусство, то я могу сказать весьма приятную новость: картина Брюллова «Последний день Помпеи» едет в Петербург. Про нее знала вся Италия, французы ее разбранили», — Лермонтов явно знал об отзывах парижской прессы.

Российский историк и путешественник Александр Тургенев говорил, что эта картина составила славу России и Италии.

А Николай Гоголь посвятил картине большую статью, написав: «Кисть его вмещает в себе ту поэзию, которую только чувствуешь и можешь узнать всегда: чувства наши всегда знают и видят даже отличительные признаки, но слова их никогда не расскажут. Колорит его так ярок, каким никогда почти не являлся прежде, его краски горят и мечутся в глаза. Они были бы нестерпимы, если бы явились у художника градусом ниже Брюллова, но у него они облечены в ту гармонию и дышат тою внутреннею музыкою, которой исполнены живые предметы природы».

Источники:

http://fb.ru/article/220386/pompei-istoriya-gibeli-goroda-s-foto-istoriya-raskopok-pompei-pompei-alternativnaya-istoriya
http://diletant.media/articles/45268164/
http://www.culture.ru/materials/75604/drevnerimskaya-tragediya-stavshaya-triumfom-karla-bryullova

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector