Сообщение о дирижере. Кто такой дирижер
Дирижёр
ДИРИЖЁР (ДИРИЖИ́РОВАНИЕ) (от франц. diriger — управлять, руководить) — музыкант, управляющий коллективом при разучивании и исполнении муз. произведения с помощью движения рук. С появлением форм коллективного музицирования потребовался руководитель, способный организовать и руководить совместным исполнением музыки. Управление ансамблем приобретало разные формы, но главной стала темпо-ритмическая организация исполнения. В 16—17 вв. получила распространение система шумного дирижирования, устанавливающая темп при помощи ударов баттуты (палки, трости). С проникновением в оркестр клавесина (органа) как исполнителя партии генерал-баса, в известной степени объединяющего фактуру других партий, разучивание произв. вошло в обязанности клавириста (клавир). Он становится руководителем коллектива (капеллы) — капельмейстером. Темп устанавливался посредством ритмически определенного исполнения аккордов генерал-баса и сопутствующих движений головы или свободной руки. В ситуации концерта такой способ не всегда себя оправдывал, поэтому возник второй руководитель — скрипач (отсюда название концертмейстер), к-рый мог играть стоя, был лучше виден, мог прекращать игру (поскольку в оркестре было неск. скрипачей), а движением смычка или постукиванием ему было легче навести порядок в игре ансамбля. Подобным образом осуществлялось руководство исполнением опер. Система двойного дирижирования существовала, пока клавесин оставался в оркестре. С его исчезновением и с увеличением состава оркестра, усложнением оркестровой фактуры и ритмики, а также по мере распространения романтической свободы трактовки темпа, руководство оркестром с помощью концертмейстера оказалось неэффективным. Примерно ко 2-й четв. 19 в. возник новый тип Д.-музыканта, полностью освобожденного от игры на инструменте, к-рый пластическими движениями рук с палочкой осуществлял руководство совместным исполнением. В наше время Д. пользуется пластическими движениями, имитирующими общепонятные бытовые жесты (подбрасывание и падение, тянущиеся и отрывистые движения разной интенсивности, удары, поглаживание, колебание и т. п.). Это облегчает совместную игру или пение, показывает характер исполнения, а условные направления движений рисуют метрику такта. Но тактирование — только первоначальная задача, более важной является осуществление образного и волевого воздействия на исполнителей, выразительными движениями рук, головы, взглядом заставляющими их играть согласно замыслу дирижера, передающего оркестру (хору) свое понимание произв., свое соотношение темпов или кульминаций, свое индивидуальное образное видение — интерпретацию произв.
Первоначально (в 19 в.) Д. обычно являлись композиторы, к-рые играли в концертах не только свои сочинения, но и произв. др. авторов. Однако далеко не все из них были способны выполнять разнообразные задачи, стоящие перед дирижером. Композиторское Д. дожило до 20 в. Среди Д.-композиторов — Рубинштейн, Чайковский, Глазунов, Рахманинов, Стравинский, Хачатурян и др.
Совр. понимание задач Д. и взгляд на иск-во, как на самостоятельную профессию, пришло не сразу. Обучение Д. как отд. муз. специальности началось в России только в 20-х гг. 20 в. Имея многие общие черты, оно сейчас разделено по родам коллективов: Д. симфонического оркестра и оперы, Д. хора, Д. духового оркестра, Д. оркестра нар. инструментов и т. д.
Лит.: Глинский М. Очерки по истории дирижерского иск-ва // Муз. современник. 1916. № 3; Тимофеев Ю. Руководство для начинающего дирижера. М., 1932; Багриновский М. М. Дирижерская техника рук. М., 1947; Птица К. Б. Очерки по технике дирижирования хором. М., Л., 1948; Каперштейн М. М. Вопросы дирижирования. М., 1965; Пазовский А. М. Записки дирижера. М., 1966; Кондрашин К. П. О дирижерском иск-ве. Л.; М., 1970; Иванов-Радкевич А. П. О воспитании дирижера. М., 1973; Мусин И. А. О воспитании дирижера. Очерки. Л., 1987; Его же. Техника дирижирования. СПб., 1995.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та . 2002 .
Смотреть что такое “Дирижёр” в других словарях:
дирижёр — дирижёр … Русское словесное ударение
дирижёр — дирижёр, а … Русский орфографический словарь
дирижёр — дирижёр … Словарь употребления буквы Ё
дирижёр — дириж/ёр/ … Морфемно-орфографический словарь
дирижёр — дирижёр, дирижёры, дирижёра, дирижёров, дирижёру, дирижёрам, дирижёра, дирижёров, дирижёром, дирижёрами, дирижёре, дирижёрах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
ДИРИЖЁР — ДИРИЖЁР, а, муж. Музыкант, управляющий оркестром или хором. | прил. дирижёрский, ая, ое. Дирижёрская палочка. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ДИРИЖЁР — ДИРИЖЁР, дирижёра, муж. 1. Лицо, дирижирующее оркестром, капельмейстер (муз.). Оркестр без дирижера. 2. Служащий, следящий за движением канцелярских бумаг, за ходом канцелярской работы (неол. канц.). ❖ Дирижер танцев (устар.) лицо, руководящее… … Толковый словарь Ушакова
дирижёр — а, м. dirigeur m. 1. муз. Лицо, управляющее оркестром или хором. Сл. 18. Дирижеру второго оркестра. АДТ 333. Употребление партитуры необходимо композитору при сочинении и дирижору концерта. оперы и оратории. Ян. 1803 3 234. Лишь с конца 40 х… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
дирижёр — лауреа/т Госуда/рственной пре/мии, дирижёра лауреа/та Госуда/рственной пре/мии … Слитно. Раздельно. Через дефис.
дирижёр — ДИРИЖЁР, а, м Человек, управляющий оркестром или хором, оперным или балетным представлением, показывающий время вступления солиста, хора или группы инструменталистов, руководящий исполнением музыкального произведения. Ополоумевший дирижер, не… … Толковый словарь русских существительных
Дирижёр это кто такой, чем занимается и особенности профессии
Для детей, которые увлекаются музыкой и мечтают посвятить свою жизнь служению этому искусству расскажем, дирижёр это кто такой, какова его роль в социальном мире, что за профессия это и как стать её представителем.
Для того, что бы внести немного ясности и дать максимально понятное определение специальности, обратимся к проверенному источнику википедия.
Дирижёр – это высококвалифицированный специалист, имеющий музыкальное образование, в чьи обязанности входит компетентное руководство слаженной работы оркестра или хорового коллектива.
История профессии
Принято считать, что дирижирование, как отдельная профессия зародилось в начале 19 века. Но если внедриться в исторические источники, то можно заметить, что ещё на древнеегипетских рисунках присутствует некий образ человека с предметом в руке, напоминающем жезл, который стоит напротив музыкантов и певцов, руководя их действиями.
Из этого можно сделать вывод, что профессия уходит своими корнями далеко в древние времена, о которых нам на вряд ли удастся узнать всю правду. Так же дирижёров можно увидеть на церковных картинках, где они руководили хором с помощью пальцев рук.
Со временем, когда оркестровая игра усложнялась и становилась более виртуозной, без дирижирования и вовсе было не обойтись.
Чем занимается
А теперь подробно расскажем, чем занимается дирижёр и насколько сложна данная профессия.
- Руководит музыкантами во избежание хаоса в коллективе;
- Является ответственным лицом, которое отвечает за исполнение музыкальных произведений коллективом;
- С помощью профессиональных навыков правильно расставляет звук каждого инструмента в коллективе;
- Расставляет музыкантов в зависимости от их способностей и музыкальных возможностей игры или пения.
Профессиональные навыки дирижёра
Для того, что бы более точно объяснить, какие требования предъявляются к профессионализму дирижёра, предлагаем ознакомиться с перечнем, который мы приготовили для вас.
- Необходимо иметь дар от природы и быть обладателем идеального музыкального слуха и конечно чувством ритма и такта;
- Быть интуитивно развитым;
- Иметь музыкальное образование;
- Иметь гибкие кисти и пальцы рук;
- Обладать качествами лидера;
- Не просто любить музыку, а быть по-настоящему творческим человеком;
- Уметь составлять сценарий концерта и разделять роли между участниками оркестра или хора;
- Быть коммуникабельным и дисциплинированным человеком.
Как стать дирижёром
Если вас все же заинтересовала профессия дирижер, то в данном разделе статьи расскажем, как стать таким специалистом, и что для это нужно.
- Для начала вы должны быть профессионально пригодны для этой специальности;
- Закончить музыкальную школу;
- Закончить музыкальный ВУЗ;
- Нарабатывать практический опыт под контролем наставника.
Только огромная любовь к музыке и страсть к покорению вершин могут сделать из обычного музыканта великого дирижёра.
Плюсы и минусы профессии
Перед тем, как отдать предпочтение той или иной профессии, стоит внимательно ознакомиться с какими плюсами и минусами деятельности придётся столкнуться, отдавая себя ремеслу.
- Быть лидером и знать, что виртуозная и слаженная игра коллектива это твоих рук дело, всегда приятно;
- Возможность путешествий, как в собственной стране, так и за её пределами;
- Знакомство с большим количеством интересных талантливых людей;
- Достойный уровень финансовой мотивации;
- При усердии и желании развиваться;
- Имеется огромная вероятность стать известной медийной личностью.
Минусы:
- Для людей, которые не имеют врождённого музыкального и лидерского таланта путь в данной профессии будет труднее и тернистее;
- Высокий уровень ответственности, как перед коллективом, так и перед зрителями;
- Часто ненормируемый рабочий день и высокая эмоциональная и физическая нагрузка;
- Случаются конфликты внутри коллектива, которые необходимо решать;
- Необходима постоянная и порой изнурительная работа над прокачкой собственного таланта и мастерства;
- Мало времени для личной жизни;
- Случается творческое выгорание, что часто сопровождается длительными депрессиями.
Подведём итоги
В данной статье собрана краткая информация, которая будет полезна для детей и взрослых. В ней мы рассказали, дирижёр это кто такой, какую роль играет в музыкальной сфере.
Если все что выше описано подходит для вашего ребенка, то это в будущем может быть его специальностью.
Дирижер – это руководитель музыкального коллектива
Дирижер, в понимании обывателя, далекого от музыки, – это человек, стоящий спиной к зрителям и зачем-то размахивающий руками на выступлениях симфонического оркестра. Но люди искушенные понимают, что без его координирующих действий невозможно добиться слаженного звучания музыкального коллектива.
Итак, кто такой дирижер на самом деле. Формально это человек, который при помощи движений рук, пальцев и головы руководит репетициями и выступлениями группы музыкантов, а также доносит до них свое прочтение исполняемого музыкального произведения. А по сути, он объединяет творческую энергию всех оркестрантов и направляет ее в единое русло для реализации замысла композитора.
История профессии
Название профессии происходит от французского diriger, что означает «направлять», «руководить». Еще в давние времена (в Древнем Египте и Греции, средневековой Европе) использовались определенные приемы для управления музыкальными группами. Позже для синхронизации игры исполнителей отбивался такт ногой, специальной палкой (баттутой) или смычком. Однако в отдельное направление со своими особенностями и специфическими навыками дирижирование окончательно выделилось только в конце XIX века.
Увеличение численности музыкантов и усложнение произведений потребовало наличия во время их исполнения отдельного человека, отвечающего за гармоничную работу оркестра. Постепенно, начиная с конца XVIII столетия начала формироваться профессия дирижера, а в 1812 году впервые использовался привычный нам неизменный атрибут – небольшая палочка (хотя сейчас многие обходятся без нее). Знаменитые дирижеры, такие как Рихард Вагнер и Гектор Берлиоз, работали уже не только со своими коллективами, но и активно гастролировали.
В России изначально развивалось управление хоровыми коллективами, в частности церковными. Первыми профессиональными оркестровыми дирижерами были Николай Рубинштейн и Василий Сафонов.
Описание профессии
Разберемся подробнее, кто такой дирижер. Он отвечает за качество работы всего музыкального коллектива, обязан прекрасно разбираться в тонкостях и жанрах произведений, знать сильные стороны и недостатки каждого хориста или инструментального исполнителя. Исходя из этого, он распределяет партии и выбирает репертуар. Общее звучание ансамбля и его индивидуальность во многом зависят от работы дирижера, не зря эта специальность считается наиболее сложной из всех музыкальных профессий.
У многих возникает вопрос, для чего нужен дирижер, и можно ли обойтись без него. В начале XX века были попытки создания музыкальных коллективов без управляющего исполнением, но все эксперименты не удались. Дирижер должен прочитать заложенную композитором мысль и провести ее сквозь чувственный поток музыки. Нередко авторский замысел воспринимается по-разному, и появляются разные трактовки одного произведения.
Можно выделить два основных вида дирижирования:
- оркестровое (управление инструменталистами);
- хоровое (работа с вокальными исполнителями).
Сегодня дирижеры работают не только в театрах и на концертной эстраде, но и на радио, в кинематографе, студиях звукозаписи и на телевидении.
На каких специальностях лучше учиться
Теперь рассмотрим вопрос, как стать дирижером. Для этого нужно получить высшее образование по одной из специальностей:
- дирижирование академическим хором;
- дирижирование оркестром народных инструментов;
- дирижирование оркестром духовых инструментов;
- художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и др.
Чтобы поступить на эти направления, необходимо предоставить результаты ЕГЭ по русскому языку и литературе. Но основное и самое сложное – это пройти творческое и профессиональное испытание, а также собеседование.
Лучшие вузы для обучения
Высшие учебные заведения, готовящие дирижеров, есть в разных регионах страны, остановимся на некоторых, наиболее известных из них:
- Российская академия музыки имени Гнесиных. Это самый знаменитый и востребованный творческий вуз России, поступить в него очень непросто из-за высокого конкурса. Его партнеры – 24 музыкальных вуза (консерватории, академии, университеты) из 18 стран мира. На дирижерском факультете здесь готовят профессионалов, способных работать с оперно-симфоническими и хоровыми коллективами, а также инструментальными ансамблями (духовыми, народными). При вузе работает музыкальное училище, где тоже можно получить специальность по управлению хором.
- Московский государственный институт культуры. Поступать нужно на факультет музыкального искусства, где есть кафедры оркестрового и хорового дирижирования. Студенты не только получают необходимую квалификацию и понимание того, в чем заключается работа дирижера, но и становятся преподавателями. Стажировку и практику они проходят в ведущих музыкальных коллективах столицы.
- Санкт-Петербургский государственный институт культуры – это старейший отечественный вуз творческого профиля, воспитавший множество выдающихся деятелей музыки, театра и кино. Дирижеров готовят на факультете искусств несколько кафедр: академического хора, духовых и ударных инструментов, народного инструментального искусства.
- Академия хорового искусства им. В. С. Попова в Москве – это вуз, созданный в 1991 году и специализирующийся на вокальном исполнении. Профиль подготовки – дирижер хора средней и высшей квалификации.
- Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова – один из ведущих вузов страны с сильным преподавательским составом. На базе СПбГК регулярно проводятся международные научно-практические конференции и музыкальные конкурсы. Здесь можно поступать на факультет композиции и дирижирования. Студент узнает все тонкости управления хором или ансамблем, а также оркестровки и импровизации.
В регионах можно поступать в консерватории и институты культуры на соответствующие направления. Сильные вузы соответствующего профиля есть в Новосибирске, Волгограде, Нижнем Новгороде, Красноярске и других городах.
Обязанности на работе
Поговорим о том, что делает дирижер на своем рабочем месте. К его основным функциям можно отнести:
- подбор репертуара с учетом специализации коллектива, запросов публики и способностей каждого инструменталиста или вокалиста;
- распределение партий музыкального произведения и контроль над их изучением;
- составление плана репетиций и их проведение;
- мониторинг чистоты звучания каждого инструмента и его исправности;
- обеспечение взаимодействия всех музыкантов с целью слаженного звучания;
- управление процессом исполнения композиции с помощью особых знаков, подаваемых мимикой, руками и пальцами.
Совместно с руководителем коллектива дирижеру приходится выполнять и ряд административных функций, например подбор новых хористов или инструментальных исполнителей вместо выбывших сотрудников. Также он принимает активное участие в формировании концертной программы, графика выступлений и гастролей.
Кому подходит
На вопрос: «Дирижер – это кто, ремесленник или творец?» – ответить довольно просто. Это штучная профессия, своего рода призвание, научиться которому, как ремеслу, практически невозможно. Стать им способен только тот человек, который по-настоящему влюблен в музыку, чувствует все ее оттенки и понимает задумки автора. Количество профессиональных качеств, которыми он должен обладать, просто зашкаливает:
- высшее музыкальное образование соответствующей квалификации;
- опыт работы;
- понимание принципов игры на всех имеющихся в ансамбле инструментах;
- навыки композиторской деятельности;
- безукоризненное знание композиции, гармонии и нотной грамоты;
- идеальный музыкальный слух и чувство ритма;
- координация движений, подвижность пальцев рук и выразительная мимика;
- знание обширного музыкального материала;
- искренняя увлеченность своим делом.
Чрезвычайно важны и личные свойства специалиста:
- лидерские качества, воля и целеустремленность;
- творческие и педагогические способности;
- гибкость мышления и склонность к импровизации;
- знание человеческой психологии;
- терпеливость и усидчивость;
- стрессоустойчивость;
- физическая выносливость.
Последний пункт имеет немалое значение. «Отмахать» руками четырехчасовую оперу или двухчасовой концерт способен далеко не каждый. Именно поэтому дирижирование остается в основном мужской профессий, хотя есть и исключения, такие как Жанна Эврар, Надя Буланже и Сабрие Бекирова. Однако хоровой дирижер использует не такой силовой стиль, как инструментальный, более мягкий, поэтому здесь женщин больше.
К плюсам специальности можно отнести занятие любимым делом, возможность заявить о себе и самореализоваться, шанс пробиться в музыкальную элиту. Минусы – высокий порог вхождения в профессию, сложность и длительность обучения, физические и психологические перегрузки, сомнительные перспективы карьерного роста.
Сколько получают
По данным из интернета, средняя зарплата профессионала, управляющего музыкальным коллективом, колеблется в пределах 15–30 тысяч рублей. Кто видел, как работает дирижер, понимает, что это просто смехотворная сумма, уступающая почти всем творческим профессиям. В столичных оркестрах можно рассчитывать на 50-60 тысяч рублей.
Ситуация меняется к лучшему только тогда, когда дирижер достигает вершин профессионального мастерства и широкого признания. Так, доход Владимира Спивакова, руководящего «Виртуозами Москвы» и Национальным филармоническим оркестром, в 2018 году составил более 73 миллионов рублей. Примерно столько же зарабатывает и Юрий Башмет («Новая Россия» и «Солисты Москвы»). Владимир Федосеев (Большой симфонический оркестр) получил за год 6,5 миллиона рублей. А доходы самых богатых представителей классической музыкальной тусовки Валерия Гергиева (Мариинский театр и ряд других площадок) и Михаила Плетнева (Российский национальный оркестр) уже несколько лет не публикуются.
В развитых европейских странах дирижеры средней руки получают около 3 тысяч долларов, в США – до 10 тысяч. Зарплата в Нью-Йоркском симфоническом оркестре составляет 20 тысяч долларов плюс дополнительные доходы за гастрольные туры и другие выступления.
Как построить карьеру
Стать дирижеров весьма непросто, для этого нужно пройти длинный путь. Все начинается с обязательной музыкальной школы, после чего необходимо поступать либо в музыкальное училище, где можно стать только мастером по управлению хоровым коллективом, либо в высшее учебное заведение (консерватория, институт культуры или академия), дающее право управлять симфоническим оркестром.
Искать себе работу желательно уже со студенческой скамьи, подрабатывая по специальности в профессиональных коллективах, поскольку на сайтах трудоустройства вы таких вакансий не найдете. Большинство начинает свою деятельность в детских музыкальных школах, филармониях, провинциальных театрах. Для дальнейшего продвижения по карьерной лестнице, то есть перехода в более престижный коллектив, необходим талант, опыт, хорошее портфолио, положительные отзывы зрителей, настойчивость и везение.
Перспективы профессии
Классическая и народная музыка, а также хоровое пение – это развлечение не для широкой публики, а только для ценителей. Поэтому рассматривать дирижирование с точки зрения возможного заработка не стоит. В эту сферу стоит идти лишь тем, кто не может жить без музыки, и готов заниматься любимым делом даже за небольшие деньги. А при наличии истинного таланта и трудолюбия можно достичь высот мастерства и войти в элиту российской или мировой музыки. По меткому выражению Геннадия Рождественского «нет ничего проще, чем быть плохим дирижером, и нет ничего сложнее, чем быть дирижером настоящим».
Источники:
http://humanities_dictionary.academic.ru/2709/%D0%94%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%B6%D1%91%D1%80
http://okobzor.ru/professii/dirizhyor/
http://edunews.ru/professii/obzor/tvorcheskie/dirizher.html