0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сообщение композиция поэмы василий теркин. А.Т

Композиция поэмы “Василий Теркин”

В поэме «Василий Теркин» Александр Трифонович Твардовский выразил не только яркий собирательный образ русского воина, но и переживания народа, поддерживая его дух. Герой сопровождает солдат в течение всей войны, прославляя образ воина красной армии, являясь примером для каждого из них. Композиция поэмы Василий Теркин, также как и сам образ бойца, является уникальной в русской литературе.

  1. Особенности композиции
  2. Связь с реальностью
  3. Отказ от традиций

Бонус

  • Полезные ссылки
  • Тест по произведению

Особенности композиции

Твардовский писал свою поэму в условиях реально разворачивающейся войны. В силу этого произведение имеет некоторые композиционные особенности. Ее главы похожи на репортажные зарисовки, только в стихах. Развитие сюжета поэмы происходит в хронологическом порядке. В течение всего повествования герой остается сам собой – всегда веселый и работящий, он был таким в начале произведения и остается таким же в финале. По ходу развития событий настроение читателя меняется также как меняется настрой народа в ходе Великой Отечественной войны.

Еще одной композиционной особенностью «Василия Теркина» является отсутствие начала и финала. Повествование начинается «с середины», нет длительной вводной части, нет призыва воина на войну, не показан он во время мирной жизни. Финал поэмы не идентичен концу войны. Враг скоро будет побежден, но военные действия еще не закончились. Единого сюжета в произведении нет. Каждая из глав является отдельным эпизодом, имеющим динамичное развитие событий. Связаны эти эпизоды мотивом дороги. Дело в том, что фактически произведение писалось автором на войне. Любая глава могла стать последней для писателя, так же как и для солдата, который читал произведения, отвлекаясь от тяжких военных будней.

Связь с реальностью

Твардовский пытался в своей поэме максимально отразить жизнь, сделать ее похожей на саму войну. В своих дневниках он писал о том, что раз война – серьезная и настоящая, то отношение к произведению тоже должно быть серьезным. Именно поэтому был доработан образ, и из комичного Васи герой превратился в доблестного Василия. Связь с настоящей войной можно проследить во многих композиционных приемах: оборванность повествования, как и жизнь солдата перетекает от одного эпизода к другому, отдых сменяется боями, один эпизод не поход на другой, их объединяет лишь постоянное перемещение.

В поэме Твардовский сам заявляет о том, что военная реальность и произведение существуют рядом, бок о бок. Автор хочет максимально отразить настоящую войну. Например, он подчеркивает, что в книге, так же как и на войне, нет определенного сюжета.

Отказ от традиций

Твардовский в погоне за естественностью произведения и схожестью его с самой жизнью отказывается от многих литературных канонов догматов. Композиция и язык поэмы Василий Теркин отличаются простотой. Автор позволяет себе использовать простые нелитературные слова, чтобы быть ближе к народу. Отсутствие сюжета также является новаторским приемом, продиктованным самой жизнью. Для писателя было важно, чтобы каждая глава, опубликованная в газете, могла представлять интерес даже для того, кто не читал предыдущие главы. Именно поэтому единого сюжета, как принято в литературных традициях, в данном произведении не существует.

Таким образом, «Василий Теркин» является уникальным явлением в русской литературе. Он сочетает в себе саму жизнь и творчество, попытку поднять боевой дух народа во время войны и сохранение информации для потомков.

А. Т. Твардовский, «Василий Теркин»: анализ произведения

«Василий Теркин» занимает исключительное место среди остальных исторических произведений, посвященных Великой Отечественной войне. Твардовский со знанием дела изобразил в своей поэме детали войны и талантливо передал образ рядового русского солдата.

История создания

Анализ «Василия Теркина» учащийся может начать с истории создания произведения. В своих письмах М. В. Исаковскому Твардовский писал о том, что армия останется одной из его главных тем на всю жизнь. И в этом поэт не ошибся. У группы поэтов в редакции Ленинградского военного округа возникла идея создать серию рисунков, которые рассказали бы о подвигах обычного советского солдата. Кто-то из участников выдвинул предложение назвать главного героя Васей Теркиным. В этом коллективном произведении Твардовский должен был написать вступление, описать самый общий главного персонажа и наметить направление его разговора с читателем.

Читать еще:  Философские сказки читать онлайн. Философские сказки

Так в 1940 году в газете появилось произведение «Вася Теркин». Успех этого героя натолкнул Твардовского дописать рассказ о военных похождениях никогда не унывающего Васи Теркина. В итоге сначала вышла небольшая книжечка под названием «Вася Теркин на фронте». Вместе с Твардовским герой шел тяжелыми дорогами войны. Впервые стихотворение было опубликовано в газете «Красноармейская правда» в январе 1940 года.

С тех пор и до самого конца войны новые главы поэмы публиковались в той же газете, а также в журналах «Красноармеец» и «Знамя». 4 мая 1945 года Твардовский писал:

«. Работа моя заканчивается по совпадению с окончанием войны. Нужно еще одно усилие освеженных души и тела — и можно будет поставить точку»

Так и возникло целостное издание «Василий Теркин. Книга про бойца». Это произведение воссоздает картину фронта, показывает те мысли и переживания, которые возникают у человека на войне. Произведение «Василий Теркин», анализ которого проводится в данной статье, выделяется среди других произведения подобного жанра особой полнотой, а также реалистичностью изображения народной борьбы, тяжких страданий и героических подвигов.

Поэма Твардовского по своему жанру принадлежит к героической эпопее. С одной стороны, произведению свойственна объективность, с другой – оно пронизано живым авторским чувством. Поэма эта своеобразна во всех отношениях. Она развивает традиции реализма в поэзии, а с другой стороны, является свободным повествованием.

Основная тема А. Т. Твардовского – это Великая Отечественная война. Анализ «Василия Теркина» показывает: данное произведение стало одной из ярчайших страниц в его творчестве. Посвящено оно жизни простого народа в условиях фронта. В центре поэмы находится рядовой пехотинец Василий Теркин – выходец из смоленских крестьян. Фактически главный персонаж поэмы олицетворяет собой весь народ. В нем воплотился национальный русский характер. Таким образом, обыкновенный человек становится в произведении символом воина-победителя. Его жизнь изображается Твардовским так, как она есть – в повседневных буднях и героизме, сплетении обыденного с возвышенным. Поэма сильна тем, что показывает истину о войне как об одном из суровейших испытаний, через которые прошел весь народ и отдельно взятые люди.

Анализ «Василия Теркина»: идея

Художественная литература времен Великой Отечественной войны имеет ряд особенностей. Это исторический пафос, а также установка на доступность читателю. Василий Теркин является в данном отношении одним из удачнейших персонажей. Подвиг солдата показан поэтом как ежедневный и тяжелый труд. Герой же, который этот подвиг совершает, – обычный солдат. Именно в том, чтобы защитить Родину и жизнь на земле в целом, и состоит справедливость войны против фашистских захватчиков. Произведение Твардовского стало поистине народным.

Структура произведения

В поэме содержится 30 глав. Их можно условно разделить на три основные части. В четырех главах поэт говорит не о герое, а о войне, о тех горестях, которые выпали на долю простого народа. Роль данных отступлений невозможно преуменьшить, ведь они представляют собой диалог автора напрямую, как бы в обход главного героя.

События, описываемые в поэме

По ходу повествования четкая хронологическая последовательность отсутствует. Автор также и не называет конкретных боев или сражений, но некоторые боевые операции, указанные в произведении, могут быть угаданы: например, отступления советских войск 1941-1942 года, или же битва у реки Волги. Безусловно, читатель узнает в завершающих главах и взятие Берлина.

Есть ли в произведении сюжет?

Анализ произведения «Василий Теркин» показывает, что в поэме, строго говоря, нет сюжета. Но у Твардовского и не было такой цели, как передача хода войны. Центральной главой произведения является «Переправа». В этой части четко прослеживается главная идея поэмы – военная дорога. По ней Теркин вместе с товарищами двигается к достижению своей цели – полной победе над фашистскими захватчиками. А значит, и к новой, светлой жизни.

Краткий анализ «Василия Теркина» демонстрирует: своеобразие композиционного построения книги определяется самой реальностью военного времени. Твардовский в одной из глав замечает :

«На войне сюжета нету»

В поэме действительно нет традиционной завязки. Не отыскать в произведении и кульминации, развязки. Однако анализ «Василия Теркина» по главам показывает, что внутри отдельных частей произведения присутствует свой сюжет. Внутри глав возникают отдельно взятые сюжетные связки. Общее развитие событий, при всей разрозненности отдельно взятых глав, определяется ходом военных действий, ожидаемой сменой ее этапов – от горьких дней поражения до выстраданной потом и кровью победы.

Читать еще:  Пуссен биография. Никола Пуссен (1594–1665)

Описание военной повседневности

На страницах произведения Теркин с юмором делится с молодыми солдатами повседневными буднями войны; говорит о том, что с самого начала военных действий принимает в них участие. Три раза Теркин был в окружении врага, один раз ранен. Тяжелая судьба простого солдата олицетворяет собой силу духа, непреодолимую волю к жизни и победе.

Анализ поэмы Твардовского «Василий Теркин» показывает, что сюжетную канву произведения проследить трудно, ведь каждая из глав представляет собой отдельный эпизод. Например, два раза Теркин переплывает холодную реку ради восстановления связи с наступающими подразделениями. Отправляясь на фронт, Теркин приходит в дом престарелых крестьян, помогает им по хозяйству. Пришлось главному герою и вступить в рукопашный бой с немцем. Теркин, с трудом одолев врага, берет его в плен.

Лежа раненным, Василий Теркин беседует со Смертью. Та уговаривает его не хвататься за жизнь. А когда его, наконец, обнаруживают солдаты, то Теркин говорит им:

«Уберите эту бабу,

Я солдат еще живой»

Произведение открывают и завершают лирические размышления поэта. Разговор с читателем позволяет приблизиться к общему миру поэмы «Василий Теркин», анализ которой проводится в данной статье. Заканчивается произведение посвящением павшим.

Поэма отличается совершенно особым историзмом. Условно выделенные в ней три части совпадают с началом, серединой и окончанием военных действий. Поэтическое осмысление позволяет сделать из сухой хроники лирическую летопись событий. Ощущение горести пропитывает первую часть, стойкая вера в победу – вторую. А лейтмотивом заключительной части является радость победы.

Образ главного героя

Проводя анализ стихотворения «Василий Теркин», учащемуся необходимо описать главного персонажа поэмы. Основное действующее лицо произведения – вымышленный персонаж Василий Теркин. Несмотря на все тяготы военной жизни, он сохраняет жизнерадостность, искренность. Образ Теркина является собирательным. В нем есть все то, что характерно для многих простых солдат:

«Парень в этом роде

В каждой роте есть всегда,

Да и в каждом взводе».

Однако в Теркине все это воплотилось ярче, самобытнее. Герою свойственна и мудрость, и светлый взгляд в будущее, и выносливость, и терпение, и жизненная смекалка. Основная же черта героя – любовь к своей стране.

Он постоянно вспоминает о своих родных местах, столь дорогих каждому сердцу. Не может не привлекать читателя в Теркине и величие его духа. На поле боя он оказывается не ради удовлетворения воинского инстинкта, а ради сохранения жизни на земле. Все, что вызывает у героя поверженный враг, – это чувство жалости.

Теркин скромен, хотя иногда может и немного прихвастнуть. Читатель имеет возможность наблюдать за Василием в различных ситуациях. И везде можно отметить положительные качества героя. В компании товарищей он веселится, старается поднять дух побратимов. Когда же он идет в атаку, то становится примером для других бойцов, проявляет смелость и находчивость.

«Василий Теркин»: анализ «Переправы»

В одной из глав читатель может увидеть, как главный герой, рискуя собственной жизнью, доблестно ведет боевых товарищей через опасную переправу. Это один из самых главных эпизодов не только во всей поэме, но и в войне. Ведь в нем поэт изображает жестокие реалии военной жизни. «Переправа» — это место, где лишились жизни сотни людей. Обычные солдаты должны пройтись по кромке льда, ночью преодолев зимнюю реку. Вода в ней «даже рыбам холодна». Поэт прекрасно изображает детали боевой обстановки, когда солдаты вынуждены прикладывает огромное количество усилий и труда. Читая данную главу, можно понять, что великая победа над фашизмом далась людям не просто так, а ценой горьких потерь.

«Этой ночи след кровавый

В море вынесла волна»

Но те, кому было суждено остаться в живых, не теряют силы духа. Несмотря ни на что, идя по кромке тонкого льда, Теркин ведет за собой друзей.

Особенности композиции поэмы Твардовского «Василий Теркин»

Поэту Твардовскому удалось сказать свое веское слово о Великой Отечественной войне в связи с сильным чувством сопричастности, которое органически присуще его таланту и складу личности. Это в полной мере подтверждается его поэмой «Василий Теркин».

Читать еще:  Метафора моей жизни. Метафора «Жизнь – это сон»

Действие «Книги про бойца» начинается с «середины» и завершается «без конца». Сюжет поэмы хронологический. Его развитие следует за ходом военных событий, отраженных в произведении, «по горячим следам», как репортажные зарисовки. Главы представляют собой эпизоды в динамическом движении. Они связаны постоянным мотивом дороги. Но, в то же время, в каждой из глав есть внутренняя сюжетная основа, обуславливающая их законченность и обособленность. Все эпизоды – это не только части поэмы, но и самостоятельные произведения, каждое из которых могло оказаться последним и для автора, и для солдат-читателей.

Вторая глава «На привале» является экспозицией поэмы, «присказкой», где дается характеристика главного героя и места действия. Время и место действия – война, пронизывающая едиными переживаниями всю «величайшую землю». Происходящее на войне близко и понятно не только «в первом взводе», где появился новый боец, но и в каждой роте вообще. При этом глава имеет и самостоятельное значение как картина привала в полку, усталом от похода.

Третья глава — «Перед боем» — также является бытовой зарисовкой. Герой рассказывает в ней о выходе из окружения и о том, как бойцы попадают в родную деревню их командира. Нити стягиваются к сюжетному центру – жизни Василия Теркина, пришедшего на войну с первого ее дня.

В четвертой главе начинается развитие боевых действий. Новое поколение продолжает суровый путь своих предков, отдавая жизнь за освобождение своей земли. Конфликт поэмы получает не только национальную и общественно-политическую, но и нравственную оценку. Кульминации он достигает в главе «Поединок», где проявляются отношения между врагами.

В главе «От автора», начинающей вторую часть, после того, как «сто страниц минуло в тишине», подтверждается, что она создается без особого сюжета, так как на войне сюжета нет. Художественной целью является воплощение «правды» войны – страшной правды, когда:

Ветер злой навстречу пышет,
Жизнь, как веточку, колышет,
Каждый день и час грозя.
Кто доскажет, кто дослышит –
Угадать вперед нельзя…

Во второй части повествование ведется, главным образом, от лица автора, который является и рассказчиком, и лирическим героем. Автор идет вслед за Теркиным, доверяя ему свои чувства и мысли и от себя высказывая «то, что молвить бы герою». Эпический и лирический смысл поэмы сливаются, так как автор ощущает себя кровно причастным к тем событиям, о которых повествует.

Действие третьей части поэмы возвращает нас в те места, где проходил «первый взвод» в начале поэмы. Кольцевая композиция произведения позволяет рельефнее изобразить перемены в военной обстановке и в настроении солдат, главным в которых становится любовь к родной стороне. Взвод стад гвардейским, Теркин – лейтенантом, его смоленская родня оказывается уже не в плену, а в родном тылу.

Каждая глава поэмы открывает новую страницу войны, по-иному заставляет взглянуть на проявления русского национального характера.

Героика финала поэмы, его ситуаций, победный пафос обусловлен не только приближением часа, когда «войне — отбой». Она объясняется и осознанием красы и силы, выносливости, самоотверженности характера русского народа, выдержавшего страшное испытание на прочность.

Последняя главка «От автора» завершает поэму, подводя итог не развитию сюжета, а созданию «Книги про бойца». Эта книга закончилась вместе с войной, закрылся «особый счет» боевых дней и верст. Она была необходима, как гармошка на привале, поддерживающая в трудную минуту «радостью нежданной».

Сюжет «Василия Теркина» так и остался без конца, открытым для продолжения рассказа о жизни автора и героя. Но конфликт получил свое разрешение. В споре двух сил одержали победу добро, любовь, человечность, душевная широта, сама жизнь.

Реалистическое воспроизведение правды жизни, ее движения и многообразия обусловило незавершенность сюжета и свободную композицию произведения. Непринужденность развития сюжета обусловила щемящую эмоциональную тональность поэмы. В «Василии Теркине» каждой детали, поступку, слову придается особое значение, так как они могут оказаться последними «перед той глухой разлукой, Что бывает на войне».

Композиция поэмы образует кольцо. Но не по замыслу автора, а по воле истории, заставляющей победителей вновь пройти по когда-то с болью отданным врагу местам. Каждое из событий этого пути оказывается на пересечении эпического и лирического ракурсов изображения, благодаря чему картина приобретает объемность. Лирические отступления становятся в произведении эпическими главами («От автора», «О себе»), а в высказываниях героя слышны задушевные мысли автора.

Источники:

http://obrazovaka.ru/sochinenie/vasiliy-terkin/kompoziciya-poemy.html
http://www.syl.ru/article/381826/a-t-tvardovskiy-vasiliy-terkin-analiz-proizvedeniya
http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/tvardovskij-a-t/vasilij-terkin/8206-osobennosti-kompozitsii-poemy-tvardovskogo-vasilij-terkin

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector