4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок

Автор: Партыка Оксана Николаевна

Организация: ГОУ ЛНР «Зоринская школа №10»

Населенный пункт: Луганская область, Перевальский район , город Зоринск

Цель: познакомить обучающихся с понятием малого жанра фольклора сказкой; развивать умение определять вид сказки, ее структуру; воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Тип урока: усвоение новых знаний

Оборудование: иллюстрации к сказкам, выставка литературы

Ход урока

І . Организационный момент

Слово учителя

Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Пусть хорошее настроение сопровождает вас весь урок.

ІІ Мотивация учебной деятельности

  1. Беседа с обучающимися:

Какие цели мы ставим перед собой в начале урока? Достигли ли мы этого мы узнаем в конце урока.

Что такое сказка? Какие сказки вы читали? Какая из них ваша любимая?

  1. Игра «Отгадай сказку»
  1. Какое из земноводных животных в сказке имеет титул царевны? («Царевна Лягушка»)
  2. Какой предмет из домашней выпечки смог обмануть людей и животных? («Колобок»)
  3. В какой сказке грызун стал причиной потери богатства? («Курочка Ряба»)
  4. В какой сказке обувь принесла девушке счастье? («Золушка»)

ІІІ Восприятие учащимися нового материала

  1. Слово учителя

Сказка — один из основных жанров устного народного творчества, повествовательное произведение про фантастические события. Все сказки объединят одно – вымысел.

  1. Работа в группах со статьей учебника «Литература 5 класс под редакцией Коровиной В.Я.»

1 группа

Фантастические сказки

Герои фантастических сказок имеют надприродную силу, ум, смекалку, у них есть волшебные предметы( меч-кладенец, сапоги-скороходы, волшебные яблоки, живая и мертвая вода). Это Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч.

2 группа

Сказки про животных

Это вид сказок, которые пришли к нам первыми, потому что наши предки верили в силу духов. Главными героями сказок выступают животные: лисичка-сестричка, котик-братик.

3 группа

Бытовые

Бытовые сказки показывают нам жизнь обыкновенных людей, высмеивают их жадность, глупость, лень, зависть.

3.Слово учителя

А теперь, ребята, давайте все вместе заполним таблицу, которая лежит у вас на партах.

Сказки как вид народной прозы. Персонажи волшебных сказок (главный герой, его противники и помощники).

1. В устной прозе выделяют два больших раздела: сказки и несказочная проза. В основе их разграничения лежит разное отношение самого народа к сказкам как выдумке и «событиям» как правде. С точки зрения народа, сказки не имеют иной цели, как действовать на фантазию.

Сказка — явление видовое, объединяющее несколько жан­ров. Русские сказки обычно делят на следующие жанры:

сказки о жи­вотных;

волшебные сказки ;

бытовые (анекдотические и новеллисти­ческие).

В историческом отношении сказки — явление довольно по­зднее. Предпосылкой их создания у каждого народа было:

ü разло­жение первобытно-общинного строя

ü упадок мифологического мировоззрения.

В это время в сознании людей происходил «ху­дожественный взрыв»: религиозно-магическое содержание об­рядов и мифов эволюционировало в поэтическую форму сказок. Народы, не преодолевшие первобытности, сказок не знают. Вместе с тем с точки зрения современного человека появление сказок представляло собой архаичный тип авторства: их испол­нители были убеждены в неприкосновенности содержания.

Происхождение сказочных жанров имеет разную историчес­кую глубину. Наиболее древними являются сказки о животных, позже возникли сказки волшебные и анекдотические, еще позже — новеллистические. Видовое единство всех жанров прояви­лось в сходстве изображения, в одних и тех же поэтических за­конах, которые действовали в любой сказке.

Основной художественный признак сказок — их сюжет. Сю­жет возникал и развивался благодаря конфликту, а конфликт порождался жизнью, той реальностью, которая не вполне соот­ветствовала народному идеалу. В основе сказки всегда лежит антитеза между мечтой и действительностью. Сказочный сюжет предлагает полное, хотя и утопическое ее разрешение. В мире сказки торжествует мечта.

Принцип антитезы нашел в сказках универсальное примене­ние. Их персонажи контрастно распределяются по полюсам добра и зла, эстетическим выражением которых является прекрасное и безобразное.

В устном бытовании сказки были подвержены сокращениям и разрастаниям, процессам ассимиляции с другими произведе­ниями и жанрами, наконец, их могли бы просто забыть. По­этому сказки должны были обладать не только стройным сюже­том, но и предельно ясной композицией. Жизненности сказок способствовала их величайшая художественная простота.

Читать еще:  Лихачев Д. — Культура как целостная среда

Сказочные сюжеты имеют обычное эпическое развитие:

Но это их родовой, а не видовой признак. Сюжетостроение сказок обладает своими, специфическими особенностями.

Каждый сказочный жанр имеет свои характерные мотивы. Встреча определяет строение многих сказок о животных, шу­товской обман типичен для анекдотических сказок, поиски чу­десной невесты — для волшебных.

Чем сложнее сюжет, тем большее число мотивов он включает в себя. Мотивы располагаются в определенном порядке, они подчинены общей идее сюжета. Сказка обычно имеет главный, центральный мотив, который наиболее ярко характеризует дан­ный сюжет и потому наиболее обстоятельно развертывается.

У сказки всегда особое отношение к действительности: ска­зочное пространствои сказочное время не вписаны в реальную географию и историю, повествование оказывается как бы вне действительности, что позволяет максимально проявиться по­этическому вымыслу. Вместе с тем сказки сохраняют жизнен­ное правдоподобие, несут в себе «стихийный реализм», напол­нены правдивыми бытовыми деталями. Правда и вымысел, два противоположных начала, диалектически соединены в сказках в одно целое.

2. Героев сказок, как и других фольклорных жанров, отличает широкое обобщение: это не характеры, а типы, носители како­го-то главного качества, определяющего образ. Они внутренне статичны, что может подчеркиваться повторяющимся прозви­щем, портретом, изображением жилища и проч. Однако внутрен­няя неизменяемость образов сочетается с глубоко им присущим внешним динамизмом. Сказочные персонажи раскрываются прежде всего в действии, и это — главный прием их изображе­ния. Они целиком и полностью зависят от своей сюжетной роли. Одновременно действия сказочных героев создают содержа­ние и композицию сказки. Слитые в одной художественной идее, они образуют единое повествование — сюжет. Сказки макси­мально используют время как художественный фактор, глубоко выражая этим сущность эпического поэтического рода, к кото­рому они относятся.

Для сказок характерна устойчивая повторяемость однотип­ных персонажей в разных произведениях, но только в пределах своего жанра. Благодаря этому сказочные сюжеты могут соеди­няться в одном повествовании. Такое явление называется кон­таминацией (от лат. contaminatio — «смешение, соединение»).

Персонажи волшебных сказок.

В волшебной сказке перед слушателем возникает особый, таинственный мир. В нем действуют необыкновенные фантастические герои, добро и правда побеждают тьму, зло и ложь.

Некоторые из волшебных сказок тесно связаны с мифологическими представлениями. Такие образы, как Морозко, Водяной, Солнце, Ветер, связаны со стихийными силами природы. Наиболее популярными из русских сказок являются: «Три царства», «Волшебное кольцо», «Перышко Финиста – ясна сокола», «Царевна-лягушка», «Кащей Бессмертный», «Марья Моревна», «Морской царь и Василиса Премудрая», «Сивка-Бурка», «Морозко» и др.

Герой волшебной сказки – мужественный, бесстрашный. Он преодолевает все препятствия на своем пути, одерживает победы, завоевывает свое счастье. И если в начале сказки он может выступать как Иван-дурак, Емеля-дурак, то в конце обязательно превращается в красавца и молодца Ивана-царевича.

Положительному герою всегда помогают другие сказочные персонажи. Героям помогают и Сивка-Бурка, и Серый волк, и Елена Прекрасная. Даже такие персонажи, как Морозко и Баба Яга, помогают героям за их трудолюбие, воспитанность. Во всем этом выражены народные представления о человеческой морали и нравственности.

Рядом с основными героями в волшебной сказке всегда чудесные помощники: Серый волк, Сивка-Бурка, Объедало, Опивало, Дубыня и Усыня и др. Они владеют чудесными средствами: ковер-самолет, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка. Образы положительных героев в волшебных сказках, помощники и чудесные предметы выражают народные мечты.

Образы женщин-героинь волшебных сказок в народном представлении необыкновенно красивы. О них говорят: «Ни в сказке сказать, ни пером описать». Они мудры, владеют колдовской силой, обладают недюжинным умом и находчивостью (Елена Прекрасная, Василиса Премудрая, Марья Моревна).

Противники положительных героев – темные силы, страшные чудовища (Кащей Бессмертный, Баба Яга, Лихо одноглазое, Змей Горыныч). Они жестоки, коварны и алчны. Так выражается представление народа о насилии и зле. Их облик оттеняет образ положительного героя, его подвиг. Сказочники не жалели красок, чтобы подчеркнуть борьбу между светлым и темным началами. По своему содержанию и по своей форме волшебная сказка несет элементы чудесного, необычного.

Читать еще:  Кто создал тадж махал. Чудеса Индии: Тадж-Махал

Дата добавления: 2018-05-31 ; просмотров: 616 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Тема урока: Русские народные сказки. Сказки как вид народной прозы. Виды сказок.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Тема урока: Русские народные сказки. Сказки как вид народной прозы. Виды сказок .

Место и роль урока в изучаемой теме: урок «открытия» нового знания

Цель урока: ознакомление учащихся со сказкой как видом народной прозы.

образовательная: научиться различать сказки по видам, выявлять отличия, использовать при сказывании характерные речевые обороты

развивающие: формирование общеучебных и специальных умений; совершенствование мыслительных операций; развитие эмоциональной сферы, монологической речи учащихся, диалога, коммуникативной культуры; осуществление самоконтроля и самооценки

воспитательные: содействовать формированию осознанного интереса к изучению литературы;

деятельностная: формирование у обучающихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия

Характеристика этапов урока

Методы и приёмы работы

Включение учащихся в учебную деятельность

-Обозначение темы урока;

Материал для наблюдения:

-Посмотрите, пожалуйста, на экран. Перед вами представлены разные жанры фольклора, о которых мы уже говорили на прошлом уроке. Вспомним, что каждый жанр имеет свои особенности.

Задание: определите, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведенные тексты.

— Приди, киса, ночевать, приди Васеньку качать.

-Уж дождь дождем, поливай ковшом.

— Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко.

-Пришел Прокоп, кипит укроп,

Ушел Прокоп, кипит укроп,

И при Прокопе кипит укроп,

И без Прокопа кипит укроп.

Задание: вспомните, что мы знаем о таком жанре фольклора как сказка?

-Попытайтесь дать определение: «сказка-это…»

Слово учителя; прослушивание аудиозаписи

Технология проблемного обучения

Познавательные: определять и формулировать проблему, делать выводы, обобщения;

Психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению нового материала.

Приветствие учащихся, проверка их готовности уроку, создание благоприятного настроя на работу

Направляет, помогает путем вопросов определить особенности жанра.

Подготовка к уроку, приветствие

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Актуализация знания о жанрах литературы, зафиксировать затруднение в пробном действии

— Отталкиваясь от темы и пользуясь опорными словами, сформулируйте цель нашего урока.

Технология критического мышления

Постановка проблемного вопроса

Технология проблемного обучения

делать выводы, обобщения; осуществлять самоконтроль, преобразовывать информацию

высказывать предположения на основе наблюдений

Организация фронтальной работы

Учащиеся выстраивают предположения о цели урока

Учащиеся формулируют цель урока

Выявление места и причины затруднения

Зафиксировать задание, вызвавшее затруднение, выявить места и причины затруднений для осознания того, в чём именно состоит недостаточность знаний, умений.

Задание в тетради : разделить тетрадный лист на 3 столбика, в каждом записать виды сказок (совместно с учителем): бытовые, сказки о животных, волшебные сказки.

К каждой группе сказок приведите по 2-3 примера.

Прием «Знаю – хочу узнать – научусь»

Технология проблемного обучения

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: коррекция (внесение необходимых дополнений)

Объяснение (напоминание) — как работать с листом сопровождения

Учащиеся думают над словами учителя, формулируют, о чём пойдёт речь на уроке.

Построение проекта выхода из затруднения

Постановка целей учебной деятельности

— Сформулируйте основные моменты, которые присутствуют:

1) в сказках о животных

2)в бытовых сказках

3)в волшебных сказках

-выделите особенности сказок (постоянные эпитеты, присказки, зачин, концовка)

Создание проблемной ситуации

Технология проблемного обучения

Регулятивные: составление плана и последовательности действий; коррекция (внесение необходимых дополнений), оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению).

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели

Направляет работу по формулированию способов устранения затруднения.

Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий.

Реализация построения проекта

учащимися нового способа

действий и формирование

умений его применять как

при решении задачи,

вызвавшей затруднение, так

и при решении задач такого

класса или типа вообще.

Задание в группах:

Сформулируйте и запишите в тетрадях сходство и отличия 3 представленных видов сказок:

-Проанализируйте, каким алгоритмом мы будем пользоваться при выполнении этого задания?

-На что обратим внимание?

Поиск нужного алгоритма.

Технология проблемного обучения

Технология критического мышления

(дискуссия в группе)

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: коррекция (внесение необходимых дополнений), оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению)

Читать еще:  Странная жизнь д. шостаковича

Познавательные: поиск и выделение информации

Ответы на возникающие вопросы, помощь в оформлении . записей

Предлагают алгоритм, выполнение задания в группах

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

нового способа действия

при решении типовых

Игра с сигнальными карточками: учитель показывает иллюстрацию к разным русским народным сказкам, учащиеся должны поднять карточку, когда они готовы назвать сказку; на втором этапе учащиеся должны назвать вид сказки;

Игра с участием учеников

Построение логического рассуждения, анализ работы;

Направляет работу учащихся.

Путем логических рассуждений выполняют задание.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Провести самостоятельную работу в группах, вспомнить биографию И.А.Крылова, подготовить выразительное чтение басни, определить мораль басни

1 группа : чтение статьи учебника, пересказ статьи

2 группа: чтение статьи учебника, оценивание работы группы №1

3 группа: рочитать текст «Русские народные сказки».

4 группа: прочитать текст «Русские народные сказки».

оценивание работы группы №3

Работа в группах:

приём логического запоминания (самопроверка по вопросам), пересказ друг другу, прием тезирования, прием составления схемы для лучшего запоминания

Технология дифференцированного обучения

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов; умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция (внесение необходимых дополнений); способность к волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные: умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений, доказательств

Личностные: способность оценивать свое поведения и поступки

Направление и корректировка деятельности групп (по необходимости)

Формулирует задание. Корректирует работу. Контролирует проверку и оценку учащимися результатов.

Учащиеся работают по группам

Удержать умственную работоспособность детей на уроках;

обеспечить кратковременный активный отдых для учеников в течение урока

Раз — подняться, потянуться,
Два — нагнуть, разогнуться,
Три — в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место тихо сесть!

Включение в систему знаний и повторение

изученного и подготовка к

разделов курса, включение

нового способа действий в

-Посмотрите на доску.

Какие жанры фольклора вам известны?

-В чем особенности каждого жанра?

-В чем особенности сказки как вида народной прозы?

-Какие виды сказок вы узнали?

-Приведите примеры каждого вида сказок.

Составить синквейн со словом СКАЗКА.

Технология критического мышления

Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии

Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Познавательные: выбор оснований и критериев для сравнения.

Постановка вопросов, организация фронтальной и индивидуальной работы

Повторяют учебный материал для закрепления.

Рефлексия учебной деятельности

Зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность

— Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока?

— Удалось нам достичь их? Аргументируйте свой ответ.

-Возьмите цветную ручку или карандаш и в карточке рефлексии отметьте «+» те высказывания, с которыми вы согласны.

Технология критического мышления

Регулятивные: оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению)

Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации

Личностные: способность оценивать свое поведения и поступки.

Организует самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке.

Объясняет домашнее задание: прочитать сказку «Царевна-лягушка», стр.25 учебника, вопрос № 1.

Озвучивает оценки учащихся.

Соотносят цель и результаты своей учебной деятельности. Записывают домашнее задание.

Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС

Урок составлен с учётом ФГОС второго поколения.

Ресурсы, оборудование и материалы

проектор, экран, ПК, ноутбук, доска, раздаточный материал (сигнальные карточки)

Список учебной и дополнительной литературы

Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. / Под ред. Коровиной

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

Дидактическое обеспечение урока ССЫЛКИ

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

1. Технология проблемного обучения;

2. Технология критического мышления (постановка проблемной задачи, исследовательская деятельность, приемы «синквейн», «кластер»);

3. Здоровьесберегающая технология;

4. Игровая технология;

5. Групповая технология;

6. Технология диалогового обучения.

Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений

Дополнительная необходимая информация

Источники:

http://www.1urok.ru/categories/14/articles/9028
http://studopedia.net/6_17373_skazki-kak-vid-narodnoy-prozi-personazhi-volshebnih-skazok-glavniy-geroy-ego-protivniki-i-pomoshchniki.html
http://znanio.ru/media/tema-uroka-russkie-narodnye-skazki-skazki-kak-vid-narodnoj-prozy-vidy-skazok-2492123

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector