Школьная энциклопедия. Мавзолей Галлы Плацидии
ГА́ЛЛЫ ПЛАЦИ́ДИИ МАВЗОЛЕ́Й
В книжной версии
Том 6. Москва, 2006, стр. 329-330
Скопировать библиографическую ссылку:
ГА́ЛЛЫ ПЛАЦИ́ДИИ МАВЗОЛЕ́Й (Mausoleo di Galla Placidia) в Равенне (Италия), памятник архитектуры и монументальной живописи раннехристианского искусства. Построен между 425 и 430 Галлой Плацидией (ум. 450; дочь Феодосия Великого , сестра имп. Гонория , мать имп. Валентиниана III) как капелла, посвящённая св. Лаврентию, особо чтимому в Равенне. Была частью нартекса (разрушен в 1602) дворцовой ц. Санта-Кроче. Представляет собой простое крестообразное сооружение, построенное в технике др.-рим. кирпичной кладки, скромно украшенной арочными нишами и карнизами (возможно, первоначально было облицовано мрамором). Древнейшее христианское церковное здание, полностью сохранившее композицию внутр. пространства; стены и своды богато украшены мозаиками. В них осуществляется органич. синтез новой христианской иконографии и образности с худож. языком поздней античности, впитавшим в себя эллинистич. живописную иллюзорность, вост. экспрессию и рим. пластичность. Вверху на синем фоне изображены крест, окружённый золотыми звёздами и символами евангелистов (центр. свод), многоцветные розетты, звёзды, меандр, гирлянды цветов и плодов и др. (боковые цилиндрич. своды). В люнете над дверью изображён «Добрый Пастырь», на противоположной стене – мученичество св. Лаврентия. В боковых ветвях креста – фигуры оленей у источника, виноградные лозы (символ Церкви). На стенах под центр. сводом изображены 8 фигур апостолов и голуби, пьющие воду из чаш (в раннем христианстве – символ праведных душ). Внизу стены облицованы цветным мрамором.
Мавзолей Галлы Плацидии: описание, история. Равенна: достопримечательности
Этот провинциальный город в Италии в V веке принял императорский двор и несколько столетий являлся столицей Западной Римской империи. Расположенная недалеко от Адриатического моря, Равенна невероятно богата архитектурными памятниками раннехристианской и византийской эпох. Особенно она славится своим мозаичным искусством. Завораживающие картины из кусочков смальты, которые украшают известные сооружения города, удивляют особой красотой.
Главный собор столицы мозаики
Находящийся под защитой ЮНЕСКО собор Сан-Витале в Равенне считается главным храмом небольшого населенного пункта. О нем писали, что красивей и величественней религиозного памятника в Европе более не найти. Заложенная в 525 году до нашей эры базилика славится византийскими мозаиками, которые не разрушаются от времени. Любопытно, что на одной из них Христос, восседающий на голубом шаре, символизирующем нашу планету, изображен юношей без бороды. На остальных мозаиках можно увидеть императора и его семью.
Когда город перешел к византийцам, они не стали разрушать храм Сан-Витале в Равенне, а дополнили рисунками, на которых мастера выложили нового правителя и его супругу. Считается, что мозаики в то время являлись аналогами фотографий, и талантливые авторы до мельчайших деталей воссоздавали все особенности человека и отображали нюансы костюма и украшений.
Мавзолей, посвященный дочери императора Римской империи
Подлинные шедевры города-сокровищницы, считающиеся непревзойденными во всем мире, превосходят многие достопримечательности по уровню художественной ценности. В городе находится охраняемый ЮНЕСКО мавзолей, поражающий контрастом аскетичного внешнего облика и чарующего внутреннего убранства.
Сложенное из красного кирпича сооружение носит имя дочери последнего императора Римской империи. Феодосий Великий, который удостоился своего прозвища от христианских писателей, запретил языческие культы. Ярый поборник православия сделал все, чтобы определить направление религиозного развития в Европе. При его правлении христианские постулаты утверждались указами. Канонизированный в лике святого Феодосий Великий положил конец римско-готской войне.
Не мавзолей, а капелла?
Его дочь была воспитана в Константинополе, откуда привезла византийских мастеров. Известный мавзолей, расположенный недалеко от Сан-Витале, возведен по ее приказу. Однако последний приют она нашла не в величественном сооружении, которое ей посвящено, а в семейном склепе, расположенном в Риме, в 450 году. Ученые считают, что мавзолей Галлы Плацидии являлся капеллой святого Лаврентия, который покровительствовал императорской семье, и, скорее всего, королева вестготов здесь только молилась.
Контраст между внешним обликом и внутренним убранством
Историки изучили архитектуру здания и тематику мозаик и выяснили, что мавзолей очень похож на мартирии – культовые сооружения, возводившиеся над могилами. Расположенный недалеко от Равеннской базилики памятник внешне выглядит очень скромно и является примером архитектуры ранних христианских храмов. Он представляет собой латинский крест с башней, напоминающей куб, в которую гениальными зодчими вписан невидимый снаружи купол. Аскетичный облик здания резко контрастирует с роскошью интерьера.
Походящий на крепостное сооружение мавзолей Галлы Плацидии в Равенне намеренно отгорожен от внешнего мира мощными стенами и напоминающими амбразуры узкими окнами, через которые проникает слабый свет.
Для христиан того времени внешняя красота ничего не значила по сравнению с духовной, и искусствоведы даже сравнили такие произведения с непримечательными раковинами, хранящими внутри себя драгоценные жемчужины.
Мозаичное убранство
Нижняя часть стен облицована прозрачным мрамором, создающим ощущение легкости и воздушности. Купол мавзолея украшен мозаиками с чудесными узорами в синих и золотых оттенках, а в его центре сияет ориентированный на восток яркий крест – символ не только мучений Иисуса, но и его победы над смертью. Так достигается иллюзорный эффект звездного неба, на фоне которого фигуры святых парят в воздухе. Магический рисунок нанесен на шелковые платки, продающиеся в каждой сувенирной лавке, и туристы увозят с собой частичку знаменитого памятника Равенны.
Сцену с Добрым Пастырем, окруженным стадом овец, где восседающий Христос изображен как небесный царь, опирающийся на крест, многие исследователи относят не к пастушьей идиллии, а заупокойному культу, и здесь можно ощутить дух торжественности. Мозаики, в которых прослеживается явное влияние Константинополя, выполнены сто лет спустя после того, как Византийская империя приняла христианство.
Уникальность мозаичных полотен
Известный мавзолей Галлы Плацидии выделяется среди остальных памятников Равенны мозаичным ансамблем, полотна которого представляют собой завершенные картины. Исследователи обращают внимание на удивительный талант мастера, создавшего потрясающие произведения. Можно отметить, что у святых классически правильные черты лица, их позы живые и незастывшие, автор привлекает внимание к эффектам освещения и по-своему трактует воздушную среду.
Уникальность дара заключается и в особой технике кладки мозаики. Мавзолей Галлы Плацидии выделяется среди остальных архитектурных ансамблей потрясающими шедеврами, выполненными безымянным мастером. Они превосходят другие произведения, сохранившиеся в Равенне. Смальта разной формы укладывалась под особым углом с небольшими зазорами, что усиливало зрительное восприятие: за счет оптического преломления света расширялась цветовая палитра.
При скудном освещении изображения мерцали, и казалось, что стены сооружения выложены из драгоценных камней, переливающихся разными цветами. В небольшом пространстве краски мозаик сверкают неземным блеском, который выражает внутренний трепет всех посетителей, восхищающихся яркими художественными образами.
Один из исследователей византийского искусства, восхищенный величием чуда Равенны, сказал, что каждый, кто входит в скудно освещенный мавзолей Галлы Плацидии, переносится в иной мир, где везде и на всем лежит печать необычного.
Мавзолей Галлы Плацидии
Эта небольшая постройка расположена неподалёку от знаменитой Равеннской базилики. Но мавзолей Галлы Плацидии знаменит ничуть не менее. Именно здесь можно увидеть самые старые городские мозаики из тех, что дошли до наших дней. С 1996 г. мавзолей входит в числе прочих восьми объектов Равенны в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Мавзолей носит имя дочери императора Феодосия: считается, что он был построен по её приказу. Однако что касается «мавзолейности» сооружения, то она сомнительна: Галла Плацидия не была здесь похоронена. Сейчас уже трудно сказать, как именно первоначально использовалась постройка: вероятнее всего, она играла роль часовни. Сегодня в ней находится несколько саркофагов, но они, как считает большинство исследователей, были помещены сюда позднее. Помещенное напротив входа и хорошо видимое изображение св. Лаврентия позволяет предположить, что часовня была освящена в его честь.
В архитектурном плане мавзолей Галлы Плацидии представляет собой кирпичную постройку в ломбардском стиле, причём сооружённую на совесть: её отличают толстые стены и небольшие, напоминающие бойницы окна. Прошедшие века несколько перекосили конструкцию, поскольку уровень земли за это время поднялся на полтора метра. Длина мавзолея немного не дотягивает до 13 м, ширина — чуть превышает 10 м. Посередине, в перекрестии, помещена прямоугольная башня с плоским верхом без купола или каких-либо украшений.
Мозаики в мавзолее дважды пришлось перекладывать из-за того, что сама постройка ориентирована не с запада на восток, как положено в христианстве, а с севера на юг.
Резко контрастирует с суровым и лаконичным внешним обликом интерьер мавзолея. Практически весь он изнутри выложен мозаиками. В 1908 г. и без того небольшие окна постройки были прикрыты плитами из алебастра, подаренными королём Вистором Эммануилом III. После этого слабый свет, который попадает в помещение, получил особенно мягкий тон, благодаря чему мозаики приобрели медовый оттенок и таинственную ауру.
Все мозаики мавзолея представляют собой завершённые картины на разные исторические и библейские сюжеты, так или иначе связанные между собой. Увы, в наше время никто не может назвать имена мастеров, создавших это чудо, или даже город или страну, откуда они взялись.
Среди трёх саркофагов мавзолея один до сих пор называют саркофагом Галлы Плацидии, хотя уже почти все уверены, что это не так. Первая версия была тем не менее очень живуча, поскольку тело в саркофаге было погребено усаженным на кипарисовый трон.
Особенно примечательна невероятная насыщенно-синяя мозаика внутреннего купола мавзолея, изображающая ночное небо со звёздами и крестом. По углам художник поместил символы четырёх апостолов. Другие, неаллегорические изображения восьми апостолов можно увидеть в люнетах наверху. В северной части можно полюбоваться потрясающим изображением Иисуса-пастыря в окружении овец, а в южном — картиной с рядом персонажей, среди которых есть и Христос после второго пришествия, и идущий на сожжение св. Лаврентий.
Практическая информация
Адрес: Via Argentario, 22.
Время работы: с 1 апреля по 30 сентября с 9:00 до 19:00, в октябре и марте — до 17:30, с 1 ноября по 28 февраля — до 17:00.
Вход: полная стоимость единого билета «Мозаики Равенны» — 9,50 EUR, льготная стоимость — 8,50 EUR. Бесплатный вход для детей до 10 лет.
По единому билету можно осмотреть Архиепископский музей (часовню Сан-Андреа и трон слоновой кости), Неонианский баптистерий, базилику Сант-Аполлинаре-Нуово, базилику Сан-Витале и мавзолей Галлы Плацидии. С 1 марта по 15 июня за осмотр последнего нужно доплачивать к единому билету 2 EUR.
Цены на странице указаны на декабрь 2019 г.
Источники:
http://bigenc.ru/fine_art/text/2341988
http://fb.ru/article/304285/mavzoley-gallyi-platsidii-opisanie-istoriya-ravenna-dostoprimechatelnosti
http://tonkosti.ru/%D0%9C%D0%B0%D0%B2%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B9_%D0%93%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D1%8B_%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B4%D0%B8%D0%B8