0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сакральные танцы гурджиева. Гурджиевские движения

Сакральные танцы гурджиева. Гурджиевские движения

Развитие объективного сознания начинается с развития осознанности. Развитие осознанности начинается с развития внимательности. Внимательность – это способность удерживать внимание и управлять им. Этому необходимо учиться.

Движения Гурджиева – уникальная практика развития осознанности, уходящая корнями в глубь времен. Это средство для объединения разума и чувств с движениями тела в совместном гармоничном проявлении. Это сакральные танцы древних традиций и специальные упражнения на развитие объемного внимания.

Движения Гурджиева развивают сугубо практичные навыки, полезные в повседневных делах, одновременно открывая мистическую составляющую нашей жизни. Слово «сакральный» означает «связанный с божественным», а к этой связи сознательно или подсознательно стремится каждый человек.

Ниже приведен краткий рассказ о том, чем мы занимаемся и что дают эти занятия.

Основы гурджиевской интегральной системы развития сознания

Один из основных постулатов Гурджиева: человек механичен. По своей природе человек представляет собой некий механизм, машину, которая функционирует согласно определенным правилам и управляется внешними влияниями. Изучение этих правил и исследование этой механики именно в себе поможет вам выйти за ее пределы, сделав первый шаг на пути от человека механичного к человеку осознанному. Движения Гурджиева дают возможность увидеть наши обусловленности, а его практики, называемые простым и понятным словом – Работа – проработать и трансформировать их.

На занятиях мы познакомим вас с базовыми понятиями Гурджиевской интегральной системы развития сознания, его космологией и эннеаграммой. Гурджиев очень ясно дал понять, что изучение идей и практика Движений должны дополнять друг друга. Этого принципа мы и стараемся придерживаться. Как говорила Жессмин Ховарт: «Я надеюсь, все вы получите от Движений много ценного. Большинство из нас получают. Вы обнаружите, что через ваше тело и ваши чувства вы начинаете понимать систему идей, которая в противном случае, вероятно, осталась бы для вас только теорией».

Развитие восприимчивости через музыку

На классах Движений Гурджиева мы уделяем музыке особое внимание. Наши занятия познакомят вас с базовыми музыкальными понятиями, помогут на вашем непосредственном опыте осознанного слушания музыки, пропущенной через тело , ощутить, как эти понятия соединяются в музыкальном произведении в единое целое, предоставят возможность воспринять себя частью этого уникального целого.

Развитие комплексного внимания

Практика Движений Гурджиева помогает развить внимание совершенно нового, комплексного, объемного типа, включающего одновременно тело, сердце и ум. Правильное и точное выполнение позиций Движений является в своем роде акупунктурой, открывающей внутренние каналы, позволяющей энергии течь свободно. Открывается некое новое звучание собственного тела , более объемное, более живое и наполненное.

Движения Гурджиева помогают достичь согласованности тела и ума , развить координацию, научиться разделять внимание на несколько равноосознаваемых потоков и повысить эффективность многих выполняемых в повседневной жизни действий.

Движения помогают отчетливо увидеть, что во многих ситуациях наши эмоции фактически управляют нами, признав, что это состояние невозможно назвать подлинной свободой. Признать и в то же время через практику открыть для себя состояние цельности, в котором тело, ум и сердце работают слажено и гармонично , помогая росту того во мне, что я по-настоящему смогу назвать словом «Я».

Все эти процессы будут возможны при наличии главного условия – развития способности наблюдать себя со стороны , как говорил Гурджиев, способности наблюдать себя, как интересного незнакомца. Наблюдать, признавать наблюдаемое без осуждения, раздражения или оправдания, и – следующий шаг – разотождествляться с обусловленностями присущими каждому из нас.

Расслабление и оптимизация расхода энергии

Расслабление – это фундамент всей Работы . На наших классах мы учимся осознавать напряжения, отслеживать моменты их появления, отпускать напряжения сознательно и помнить о том, чтобы делать все это регулярно.

В программу занятий включен ряд внутренних упражнений на осознанное расслабление , которые – как и все остальные навыки, полученные на классах – мы практикуем и вне классов, при выполнении обычных ежедневных дел.

Осознавание импульса , предшествующего каждой следующей позиции, каждому перемещению в рисунке Танца, учит оптимизировать расход энергии, необходимый и достаточный для качественного выполнения конкретного действия.

Осознанное расслабление и осознавание импульса помогают ощутить вкус состояния, когда все включено на нужную мощность и одновременно работает в режиме необходимого энергосбережения .

Развитие умения сочетать два противоположных качества

Движения Гурджиева помогают – хотя бы в отдельных ситуациях – выйти за пределы дуального восприятия , дают возможность достичь состояний, в которых гармонично сочетаются два противоположных качества, – состояний расслабленной собранности, вовлеченной отвлеченности, усилия без усилия. Эти состояния задают определенный вектор формирования пространства, в котором человек перестает мыслить в рамках антонимов , деля все на плохое и хорошее, приятное и неприятное, приемлемое и неприемлемое.

Развитие чувствительности к другим людям

Когда я спросила у Душки Ховарт, дочери Гурджиева и Жессмин Ховарт: можно ли практиковать Движения Гурджиева самостоятельно, дома, одному? – она ответила: можно, но только не Движения, а позиции Движений.

Движения Гурджиева – это групповая практика. Это то, что невозможно совершить в одиночку. Сакральный танец – это история, рассказанная группой людей, в которой каждый, сохраняя связь с собой, одновременно осознает связь с группой, чувствуя других .

Движения Гурджиева позволяют осознать стереотипы нашего собственного поведения в отношениях с другими людьми, увидеть то, что мешает нашим отношениям быть светлыми.

Читать еще:  Памятник пчеле кузе в кузьминках.

Развитие чувствительности к высшим влияниям

Сакральный танец – это законченный рисунок, сакральное действо, выражение определенного космического закона, ритуал, таинство. Через приобщение к этому таинству мы приходим к глубокому ощущению пустоты и наполненности одновременно, становимся передатчиками тонких энергий , каналами, через которые эти энергии текут свободно.

Работа и Движения Гурджиева — это не вещи в себе. Результаты этих практик проявляются на обычном земном уровне, в повседневной жизни, наполняя ее глубиной и осознанностью.

На мой взгляд, ради этого проявления все и делается.
Поэтому я и следую этому Пути.
Отсюда и танцы.

Гурджиев и сакральные танцы

Гурджиев, Георгий Иванович (1872—1949) — греко-армянский философ-мистик и «учитель танца». Учение Гурджиева посвящено росту сознания человека в повседневной жизни.

Гурджиев рано заинтересовался «сверхъестественными феноменами» и начал свои путешествия по различным странам Азии и Африки, где пытался найти ответы на интересовавшие его вопросы. Среди стран, которые он посетил — Египет, Турция, Тибет (практически недоступный в то время для европейцев), Афганистан, разные местности на Ближнем Востоке и в Туркестане, включая священный город мусульман Мекку. Эти путешествия часто принимали форму экспедиций, которые Гурджиев организовывал с другими членами созданного им общества «Искатели истины». В своих путешествиях Гурджиев изучал различные духовные традиции, в числе которых суфизм, тибетский буддизм и разные ветви восточного христианства, а также фольклор (в частности, танцы и музыку) тех стран, которые посещал, и собирал отрывки древних знаний (преимущественно египетской и вавилонской цивилизаций), иногда прибегая к археологическим раскопкам.

В начале XX века на основе обучения у учителей различных традиций и своих этнографических и археологических изысканий Гурджиев создает систему концепций и практик, которая впоследствии получила название «гурджиевской Работы» или «Четвертого пути». Источники многих аспектов этой системы достаточно сложно проследить среди различных религиозных и философских концепций, с которыми мог быть знаком Гурджиев. Некоторые из этих аспектов, вероятно, были вкладом самого Гурджиева — например, идея «взаимного поддержания» — взаимообмена энергиями и веществом между всеми сущностями Вселенной, без которого, по Гурджиеву, невозможно их существование.

Эту систему Гурджиев начал передавать своим первым ученикам в Москве и Петербурге в 1912 году. Среди учеников, которых он привлек в этот период — философ-мистик Пётр Демьянович Успенский и талантливый композитор Томас (Фома) де Гартманн. Параллельно с обучением учеников, которых постепенно становится все больше в Москве и Санкт-Петербурге, Гурджиев начинает работу над балетом «Борьба магов» — работа над ним совместно с учениками продолжилась в эмиграции, сохранился сценарий балета, однако ни музыка, ни хореография к балету не были завершены и он ни разу не ставился для публики.

После революции Гурджиеву пришлось вместе со своими учениками выехать из России в эмиграцию.

Гурджиев несколько раз пытался основать свой «Институт гармоничного развития человека» — сначала в Тифлисе (Тбилиси) — 1919, затем в Константинополе — 1920, пока наконец не реализовал свою идею, основав Институт в поместье Приэре (Prieuré des Basses Loges), около Фонтенбло под Парижем в 1922 г. В Приэре организовывались публичные лекции и демонстрации «Священных Движений» — танцев и упражнений, разработанных Гурджиевым, частично на основе народных и храмовых танцев, которые он изучал во время своих путешествий по Азии. Эти вечера были довольно хорошо известны среди французской образованной публики. Кроме того, большое количество учеников Гурджиева оставалось жить и работать в Приерэ, некоторых из этих учеников (в частности, эмигрировавших с ним из России) Гурджиев поддерживал материально. Несколько раз он приезжал с длительными визитами к группам своих учеников в США, также организовывая там публичные лекции и представления «Движений».

В июле 1924 года Гурджиев попадает в автомобильную аварию, в которой чуть не лишается жизни. После этого Приерэ становится более закрытым, хотя многие ученики Гурджиева остаются там или продолжают его регулярно посещать.

Во время этого периода Гурджиев начал работу над своими книгами — «Все и вся, или Рассказы Вельзевула своему внуку», «Встречи с замечательными людьми» и «Жизнь реальна только тогда, когда «Я есть». Кроме того, совместно с композитором Томасом де Гартманном в этот период было создано около 150 коротких музыкальных произведений для фортепиано, часто основанных на мелодиях народов Азии, а также музыка для «Священных Движений».

Институт в Приерэ был закрыт в 1932 году, после этого Гурджиев жил в Париже, продолжая время от времени посещать США, где после его предыдущих приездов возникли группы его учеников в Нью-Йорке и Чикаго. После закрытия Приерэ Гурджиев продолжал работу с учениками, в частности, организовывая встречи у себя дома. Эта работа не прекращалась даже во время гитлеровской оккупации Парижа.

После окончания Второй мировой войны Гурджиев собрал в Париже учеников групп, образовавшихся на основе его учения, в частности, учеников П.Д. Успенского. Среди последних — философ и математик Джон Г. Беннетт, автор фундаментального труда «Драматическая вселенная», в котором сделана попытка развития концепций Гурджиева на языке европейской философии.

В последний год жизни Гурджиев отдал своим ученикам указания о публикации двух своих книг — «Все и вся» и «Встречи с замечательными людьми» и книги П.Д.Успенского «В поисках чудесного: фрагменты неизвестного учения», которую счел достаточно точным пересказом своего учения, как оно давалось до 1917 года в России.

Читать еще:  О мире на земле. Стихи о мире для детей

Гурджиев умер в американском госпитале в Нейлли, 29 октября 1949 года.

После смерти Гурджиева его ученица Жанна де Зальцманн, которой он доверил распространение его учения, попыталась объединить учеников различных групп, что положило начало организации, известной как Фонд Гурджиева (Gurdjieff Foundation — название в США, фактически — объединение гурджиевских групп в различных городах, в Европе та же организация известна как Gurdjieff Society, «Гурджиевское общество»). Также активным распространением идей Гурджиева занимались Джон Г. Беннетт и ученики П.Д.Успенского Морис Николл и Родни Коллин.

Среди известных учеников Гурджиева были Памела Трэверс, автор детской книги о Мэри Поппинс, французский поэт Рене Домаль, английская писательница Кэтрин Мэнсфилд и американский художник Пол Рейнард. Уже после смерти Гурджиева у его учеников обучались известные музыканты Кейт Джарретт и Роберт Фрипп.

В настоящее время гурджиевские группы (связанные с Фондом Гурджиева, линией Беннетта или независимыми учениками Гурджиева, а также организуемые самостоятельно последователями его учения) действуют во многих городах мира.

Учение Гурджиева сравнивают со многими традиционными учениями, и, прежде всего, с суфизмом.

Метафизика и онтология гурджиевского учения определяются двумя фундаментальными «священными законами», известными как «Закон трех» и «Закон семи».

«Закон трех» ясно указывает на христианский (с метафизической точки зрения) характер этого учения.

Гурджиев говорит о существенной деградации человека за последние несколько тысяч лет, а особенно за последние несколько веков; здесь он полностью совпадает со всеми традиционными учениями.

Однако определенная специфика, и специфика именно христианская, возникает в том пункте гурджиевского учения, где речь идет о «Священных путях» Веры, Надежды и Любви, открытых для человека в предшествующие метаисторические эпохи, но закрытых в нынешнюю, чему есть свои причины.

Философское учение Гурджиева содержит много классических эзотерических идей, но ряд его собственных идей отличается особой оригинальностью- это:

-убежденность в иллюзорности обычной жизни;

-идея соотношения микрокосмического плана с макрокосмическим;

-признание особой роли Луны в космической эволюции человечества;

-деление человека на четыре тела;

-учение о центрах, их проявленном или непроявленном функционировании;

-учение о типах человеческой личности;

-особенности психической работы человека над собой;

-идея «Луча творения»;

-возрастание числа законов, которым подчиняется материальность по мере удаления от Абсолюта;

-подчиненность эволюции Вселенной закону октавы.

Согласно Гурджиеву, человек живет в очень ничтожном месте Вселенной. Планетой управляет множество механических законов, затрудняющих самореализацию человека. Внутренний рост достигается нелегко, от человека требуются огромное внимание и большие усилия. И хотя человек имеет возможность повысить уровень своего сознания и, следовательно, бытия, одному ему реализовать это неимоверно трудно. Работа над собой, по учению Гурджиева, является индивидуальной и опытной. Ничто не должно приниматься на веру, если оно не доказано личным опытом.

На «Четвертом пути» — так Гурджиев назвал свое учение — человек должен утверждаться сам. Метод саморазвития, которому он обучал, — это попытка освободить человека от груза законов, влияющих на его развитие.

Он утверждал: один из важных законов развития имеет отношение к духовному толчку, т.е. для духовного развития личности необходимо дополнительное воздействие со стороны Учителя или группы.

Он говорил о законе трех, который называл основным законом, касающимся всех событий — всегда и везде. Этот закон говорит, что каждое проявление- это результат трех сил: активной, пассивной и нейтральной. Этот закон- основа любого творчества — отражен во многих мировых религиях.

Вследствие этого закона, работа над собой — это не чтение книг. Необходимо тройственное усилие: активное — Учителя, пассивное — ученика, нейтральное- группы. Но тот, кто жаждет знания, должен сам сделать первое усилие, чтобы найти истинные знания и приблизиться к ним.

Знание не может прийти к людям без их собственных усилий,- говорил он. «Необходима организация, необходимо работать в группе и с помощью того, кто уже освободился раньше. Только такой человек может подсказать, каков путь освобождения. Нужны точные знания, инструкции тех, кто уже прошел путь, и необходимо использовать их сообща».

Эзотерическая истина учения Гурджиева адресована прежде всего самому человеку и только через него — внешнему миру.

Учение это позволяет критически взглянуть на себя и на мир, попробовать понять мироощущение другого человека, задуматься серьезно над фундаментальными вопросами бытия.

Демонстрация гурджиевских сакральных танцев

Сакральные движения Гурджиева

Четвёртый Путь, Институт гармонического развития человека

Сакральные движения Гурджиева представляют собой особую разновидность духовных практик, выраженную в виде танцев. Своё название они получили в честь человека по имени Георгий Иванович Гурджиев, который был известным учителем и духовным наставником, мистиком, философом, писателем, музыкантом, учёным и путешественником, жившим в XX веке. Более всего этот человек известен как основоположник концепции внутреннего развития человека под названием «Четвёртый Путь».

Вся жизнь Георгия Ивановича была посвящена поискам ответов на вопросы: «Кто есть Я?», «Откуда Я пришёл?» и «Куда Я направляюсь?». За всё время своих странствий по миру он проходил обучение в братствах и монастырях различных духовных традиций, а в 20-х годах XX века основал собственную школу «Институт гармонического развития человека», где практиковались различные методики и дисциплины, способствующие трансформации человеческой личности.

Одной из наиболее ярких и таинственных практик, которыми занимались в Институте, и которая привлекала множество последователей, и были эти особенные движения, называемые Гурджиевскими танцами или сакральными движениями Гурджиева. Сам же Георгий Иванович называл себя учителем храмовых танцев и от какого-либо другого статуса категорически отказывался. И именно благодаря его работе о существовании храмовых танцев и священных ритмов узнал Западный мир.

Читать еще:  Что поет натан. Певец Natan

Согласно словам Гурджиева, в древности эти движения играли огромнейшую роль в традициях народов Азии и Африки, были составляющей Священной гимнастики, Священных танцев и ритуальных церемоний на Дальнем Востоке. А ещё в начале прошлого столетия они практиковались в закрытых от постороннего взгляда монастырях и храмах. По сведениям многих духовных искателей, среди которых есть археологи и востоковеды, Священная гимнастика даже в настоящее время сохраняется в некоторых регионах Центральной Азии, а если конкретнее, то на территории, простирающейся от Ташкента до Восточного Туркестана.

Для стороннего наблюдателя эти движения могут показаться, как минимум странными и не имеющими смысла, однако практикующие прекрасно понимают их значение. На протяжении веков имевшие особое значение и ценность движения тщательно скрывались от непосвященных и заезжих путешественников и были доступным только узкому кругу людей, признанных истинно ищущими. К таким танцам можно отнести, например, танцы дервишей Хельветийа. Однако другие танцы имел и имеет возможность наблюдать практически любой желающий. Среди них можно отметить известные широкой общественности движения дервишей Мевлеви и Руфаийа. Интересно ещё и то, что движения, танцы и ритуалы, имеющие наибольшую важность, не ограничены рамками какой-либо одной религии, но практикуются уже на протяжении многих веков, ведь посредством них передаются тайные знания, которыми владели наши далёкие предки.

Сакральные движения Гурджиева применялись им как развивающие моральные качества человека, его основные пять чувств, а также концентрацию и осознанность. Любое движение, выполненное практиком, является бессознательным переходом от одной позы к другой, но каждая поза, выбранная человеком, максимально соответствует особенностям его личности, что в свою очередь сокращает количество возможных поз. В итоге все движения представляют собой механические производные.

Человек в процессе своей жизнедеятельности редко осознаёт, как тесно взаимосвязаны друг с другом его мыслительная, эмоциональная и двигательная функции. У него нет понимания, что они находятся в постоянном взаимодействии и обусловлены друг другом. Изменения в одной функции всегда порождают изменения в других. Так, например, положение тела человека отражает его мысли и переживания; изменение эмоционального состояния отражается на мыслительном процессе и позах; новые мысли выражаются в новых эмоциях и, соответственно, в новых позах. Для того чтобы изменить своё мышление и направленность своих чувств, человек сначала должен изменить свои движения и позы, но сделать это можно лишь изменив мыслительные и эмоциональные стереотипы. Как видно, без изменений в чём-то одном невозможно достичь изменений в другом – всё взаимосвязано. Благодаря специально подобранным движениям, их определённой последовательности и пониманию их назначения становится возможным достичь более лучшего физического, эмоционального и психического состояния, устранить многие дефекты личности, стать более уравновешенным и гармоничным человеком, достигнув своего естественного состояния.

Помимо всего прочего, необходимо заниматься и развитием внимания. Это делается посредством специальной гимнастики, во время занятий которой нужно концентрироваться на разных частях тела, осознавать, что эти части делают, не смотря на них и не думая об этом процессе. При помощи усложнённых движений вырабатывается определённая степень контроля состояния своего сознания, которая практически недостижима для обычного западного человека, не имеющего опыта подобной практики.

Гурджиев утверждал, что выполнение движений позволяет человеку выработать своё истинное «Я», другими словами – волю. По мере продвижения по Пути у него появляется возможность чувствовать абстрагированно от своего тела, и в это же время быть его полноправным хозяином. Можно испытывать гамму самых разнообразных чувств, которые вызывают различные жесты и последовательности движений, но при этом с ними не отождествляться. Всё это имеет огромную важность для развития человеком своего потенциала.

Сами же движения очень красивы и грациозны. Зачастую они выглядят как представление и производят на психику как исполняющих, так и наблюдателей глубокие и непередаваемые впечатления. Но стоит всегда помнить о том, что внешняя форма является вторичной и лишь отражает внутреннюю.

Сегодня существует несколько организаций, в которых последователи Груджиева продолжают его работу. Их основательницей является ближайшая ученица Георгия Ивановича Жанна де Зальцман. Она основала Фонд Гурджиева (The Gurdjieff Foundation) в Нью-Йорке, Общество Гурджиева (The Gurdjieff Society) в Лондоне, Институт Гурджиева (L’Institut Gurdjieff) в Париже и Фонд Гурджиева (Fundacion G.I. Gurdjieff) в Каракасе в Венесуэле. Именно в этих организациях люди ступают на «Четвёртый Путь» и стремятся к тому чтобы выйти из состояния «сна наяву», в котором, к сожалению, проживает свои жизни подавляющее большинство людей.

Если же вас пока заботят несколько иные вещи или вам по душе другие концепции, но познакомиться с Сакральными движениями желание всё же имеется, то вам следует знать, что одним из наиболее доступных для путешественников и любителей эзотерического туризма мест, где можно их увидеть, является столица Турции — Стамбул. Довольно часто там проходят танцы дервишей, посмотреть на которые может любой желающий, приобретя предварительно билет на соответствующее представление. Поэтому, отправившись в эзотерическое путешествие и будучи в Стамбуле, не примените возможностью посетить ресторан «Alemdar Restaurant», где и исполняют дервиши свои танцы.

Адрес ресторана «Alemdar Restaurant»: Alemdar Mah. Alemdar Cad. No: 7/2, Sultanahmet, Istanbul

Предлагаем вашему вниманию небольшое видео танцев Гурджиева, расположенное ниже:

Источники:

http://www.areyou.ru/whatisit/whatisit.html
http://kudes.ru/?q=node/390
http://ezoturizm.com/sakralnyie-dvizheniya-gurdzhieva/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector