0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Русские художники. Сарьян Мартирос Сергеевич

САРЬЯН Мартирос Сергеевич

Живописец, график, театральный художник. С именем Сарьяна связаны становление и расцвет армянской школы живописи.В ранние годы работал в стиле символизма (1900-е) и фовизма (1910-е)

САРЬЯН
Мартирос Сергеевич

28 февраля 1880 (16 февраля 1880), Нахичевань-на-Дону (ныне Ростов-на-Дону) – 5 мая 1972, Ереван

Сарьян – уроженец Нахичевани-на-Дону, одного из многих мест проживания армян в России. Страсть к рисованию приводит его в МУЖВЗ, где, завершив учёбу в 1903, он проводит ещё год в мастерской В.А.Серова и К.А.Коровина. Становление художника связано с символистским периодом в его творчестве, длившимся с 1903 по 1908. Произведения этого времени отличают свойственные эстетике символизма неоднозначность художественного образа, тонкая музыкальная разработанность цвета, тяга к мотивам фантастичным, экзотичным. Для Сарьяна – это преимущественно восточные темы, воображаемые, сказочные, с идущими от периода романтизма представлениями о Востоке, сплавленные с творчески переосмысленным наследием армянской живописи. Сарьян по-своему трансформирует эти тенденции в мир мечты и фантазии в акварельном цикле «Сказки и грёзы» (1903–1906). Акварельная серия является важным этапом в поисках нового пластического языка, новых средств выразительности. Наперекор символистским традициям акварели лишены мистицизма, иррационального начала. В них господствует пантеистическая идея очеловеченной, обожествлённой природы. «Природа, какой бы ни была понятной и обыденной, каждый раз изумляет происходящим в ней постоянным созидательным процессом, причудливыми сплетениями кажущихся случайностей и беспредельным разнообразием форм», – пишет Сарьян в книге «Из моей жизни» (М., 1985. С.75).

В 1907–1908 стиль художника меняется, решающую роль в этом сыграют поездки, совершённые Сарьяном в ­Армению в 1901–1903, 1907, и знакомство с новейшей французской живописью, расширившее творческий диапазон художника. Сарьян обращается к портретному жанру, пишет натюрморты. Резко меняются палитра, манера письма, намечается тенденция к упрощению цвета и формы, появляются смелые сопоставления локальных, чистых плоскостей цвета, очерченных по контуру, усиливающих колористическое звучание работ и придающих им гипнотическую силу. Погружённость в стихию цвета свидетельствует об увлечении живописью фовистов и одновременно составляет важнейшую особенность армянской живописной школы. Характерно высказывание Сарьяна: «В живописи важно всё, но самое важное – это цвет» (М.Сарьян. Воспоминания. С.83).

Восприятие Сарьяном европейского опыта послужило лишь импульсом к новым творческим решениям. Оригинальный живописный дар Сарьяна, присущая его натуре мощная жизнеутверждающая сила находят яркое отражение в серии картин, исполненных под впечатлением поездок на Восток. В 1910 художник посещает Константинополь, в 1911 едет в Египет, а в 1913 совершает путешествие по Персии. Сарьян обращается к истокам цивилизации. Он создаёт свой Восток, разительно отличающийся от причудливых и экзотических образов других ориенталистов. Художник немногословен, лаконичен, он не утрирует формы, а обобщает их решительно и смело. Пишет большими плоскостями, сочетаниями ярких красочных цветов и непременно темперой, смягчающей контрастность тональных переходов. Форма разрабатывается посредством цвета, композиции отличаются крепостью, конструктивностью. Сарьян достигает в восточных сериях исключительной выразительности колористического решения («Улица. Полдень. Константинополь». ГТГ; «Собаки. Константинополь». ГТГ; «Мулы, навьюченные сеном». НГА. Все – 1910; «Ночной пейзаж». Музей М.С.Сарьяна, Ереван; «Идущая женщина». Частная коллекция; «Финиковая пальма. Египет». ГТГ; «Пустыня. Египет». НГА. Все – 1911).

Читать еще:  Жизнь Микеланджело (26 стр.).

В 1921 художник переезжает в Армению. Тема родины становится доминирующей, занимая особое место в творчестве мастера. В 1920-е на родину возвращаются многие представители армянской культуры – архитектор А.О.Таманян, композитор А.А.Спендиаров, художник А.К.Коджоян, искусствовед Р.Г.Дрампян, вдохновлённые идеей созидания своей страны. Большинство из них становятся героями портретной галереи Сарьяна. Он пишет портреты и других представителей армянской культуры, а также близких и родных. В этих работах преобладают реалистические тенденции, однако не забыты и традиции фовизма.

Восприятие художником жизни родной природы становится более глубоким, личностным, многообразным в своих проявлениях, всегда органично выражающим единство человека с природой («Армения». 1923. НГА).

Мощный живописно-пластический дар Сарьяна – сплав интеллекта и чувств художника – преображает горы и солнце Армении в некий космос, исполненный величия и первозданной силы, в синтетичный образ мира, наводящий на размышление о началах бытия, о предназначении человека. «Нужно всматриваться и изучать без определённой цели, просто так. Нужно, чтобы эта атмосфера проникла в нас, чтобы её дух стал нашей плотью, и тогда без усилий, самопроизвольно тайна вдруг откроется и предстанет как откровение», – писал Сарьян (О Сарьяне. Ереван, 1980. С.74).

Мартирос Сарьян

Выставка Мартироса Сергеевича Сарьяна (1880–1972) приурочена к Дням культуры Армении в России и открывает официальную программу праздничных мероприятий.

Имя Сарьяна, блистательного живописца, теоретика искусства и общественного деятеля, принадлежит русской культуре и одновременно является символом искусства Армении. Для настоящей выставки из коллекции Третьяковской галереи отобраны 13 картин, представляющих наивысшие творческие завоевания художника в дореволюционный период. Музейные собрания Армении предоставили 16 произведений, отличающихся редким живописным качеством.

На выставке экспонируются картины, относящиеся преимущественно к периоду 1910-х годов, времени обретения художником профессионального мастерства, когда к Сарьяну пришли признание и успех. Представлены эталонные работы, созданные во время путешествий по странам Ближнего Востока — Турции, Египту и Персии — и по мотивам воспоминаний о них. Среди экспонируемых произведений знаменитые «Улица. Полдень. Константинополь» (1910), «Константинополь. Собаки» (1910), «Финиковая пальма. Египет» (1911, все — Третьяковская галерея).

Мартирос Сарьян родился в городке Новый Нахичевань близ Ростова-на-Дону, где основную часть населения составляли армяне, переселившиеся в приазовские степи из Крыма в конце XVIII века. В 15 лет Сарьян окончил общеобразовательное городское училище. Всерьез увлекшись рисованием, он осенью 1897 года поступил в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества.

Время учебы Сарьяна пришлось на интереснейший период в истории Училища. Среди преподавателей были А.Е. Архипов, А.М. Васнецов, Н.А. Касаткин, К.А. Коровин, И.И. Левитан, Л.О. Пастернак, В.А. Серов. Учащиеся проводили целые дни в Румянцевском музее и Третьяковской галерее. Значительное влияние на формирование их мировоззрения оказало знакомство с новейшей французской живописью в знаменитых коллекциях С.И. Щукина и И.А. Морозова.

Читать еще:  Рембрандт история. Краткая биография рембрандта

В 1903 году Сарьян был награжден двумя малыми серебряными медалями и получил звание неклассного (свободного) художника, однако еще продолжал совершенствоваться в мастерской В.А. Серова и К.А. Коровина, усваивая уроки импрессионизма.

В Училище Сарьян сблизился с однокурсниками П.В. Кузнецовым, П.С. Уткиным и другими молодыми символистами. В 1900-е годы вместе с ними активно участвовал в выставках — «Алая роза»(1904), «Голубая роза» (1907), «Венок» (1908), «Золотое руно» (1908–1910). . Ему, как и его соратникам, были близки фантастические образы сказок, дающие возможность свободного обращения с формой и цветом. Художник выработал свою, глубоко индивидуальную живописную манеру.

Сарьян всегда тяготел к национальным истокам. В двадцатилетнем возрасте он впервые отправился в Армению. Характерные пейзажи и колорит быта народа этой страны дали сильнейший импульс его творческим поискам.

С 1910 по 1913 годы Сарьян совершил ряд поездок в Турцию, Египет и Иран. В Константинополе художник был впечатлен старыми азиатскими кварталами. Вернувшись в Москву, он создал ряд небольших картин, на которых представил улицы восточного города, где мирно сосуществуют люди и животные. В них нет развитого повествовательного сюжета — это не жанровые картины в их обычном понимании. Значение их прежде всего в новизне, яркости восприятия реального мира. Безусловный шедевр среди этих картин — «Улица. Полдень. Константинополь», образ которой строится на контрасте ой нескольких интенсивных цветов: яркая синева неба, тёмно-синяя тень на фасадах домов и тротуарах придает особенную звучность желто-оранжевой полосе узкой улицы, освещенной южным солнцем, и таким же бликам на выступающих карнизах крыш.

Участие в выставках крупнейших объединений — «Московское товарищество художников», «Мир искусства», «Союз русских художников» — принесло Сарьяну славу и успех. Картины художника покупали знаменитые коллекционеры И.А. Морозов, И.С. Остроухов, М.П. Рябушинский. В 1911–1913 годах Советом Третьяковской галереи были приобретены его картины: «Зеленый кувшин» (1910), «Виноград» (1911), «Кувшины и фрукты» (1912) и другие, в том числе «Глицинии» (1910) по рекомендации Серова. Уже после смерти Сарьяна в Галерею стараниями коллекционера и исследователя И.С. Зильберштейна поступила работа «Газели» (1926), экспонировавшаяся на первой персональной зарубежной выставке мастера в Париже в 1928 году. Это этапное для творчества Сарьяна произведение, по его собственному признанию, синтезировало задачи, которые он ставил перед собой: представить «природу как единое живое существо».

Благополучная жизнь Сарьяна прервалась в 1915 году: Узнав о трагедии армянского народа, он отправился из Москвы в Эчмиадзин, чтобы помогать беженцам. Там художник заболел. Друзья увезли его в Тифлис, где он принял участие в организации Общества армянских художников и «Союза армянских художников», оформил изданную В.Я. Брюсовым «Антологию армянской поэзии», но надолго отошел от занятий живописью.

После Октябрьской революции Сарьян приехал с семьей в Россию. В 1918–1919 годах он жил в Новой Нахичевани, стал инициатором создания и первым директором Армянского краеведческого музея в Ростове-на-Дону. В 1921 году по приглашению А.Ф. Мясникяна, председателя Совета народных комиссаров Армении, Сарьян переехал в Армению. С этих пор ее природа и люди стали главной темой творчества художника.

Читать еще:  Джек разбрызгиватель. Джексон поллок картины

На выставке представлены 29 произведений живописи из собраний Государственной Третьяковской галереи, Национальной галереи Армении, Дома-музея Мартироса Сарьяна в Ереване.

К выставке издан иллюстрированный альбом-каталог.

САРЬЯН Мартирос Сергеевич – Галерея произведений (153 изображения).

М.С. САРЬЯН

(1880 – 1972)

Человеческую сущность искусства Мартироса Сарьяна определили два важнейших качества – жизнелюбие и патриотизм. Эти черты до последних дней побуждали его к творчеству, давали энергию и вдохновение.

Пантеистическое чувство преклонения перед природой сформировалось в Сарьяне с ранних лет. Он всегда следовал своему пониманию жизни: никогда не идти наперекор природе. В художнике всегда счастливо сочетались человек от земли и интеллигент, мудрость мыслителя и пылкость поисков молодости.

В особой выразительности художественного языка мастера, в его особом цветовом анализе реальной формы ощутимы не только тенденции новейшей живописи, но и концентрация непосредственных впечатлений от родной земли и отзвуки древних традиций национального искусства.

Цвет для Сарьяна – главное в живописи, его рисунок предельно лаконичен. При помощи цвета он добивался необыкновенной выразительности своих картин, проявляя удивительное мастерство в передаче света, холода и тепла одними только сочетаниями цветовых пятен.

Именно световой контраст для Мартироса Сарьяна означал утверждение власти света. Свет – это первооснова. Его силой определяются рисунок и форма, а главное – звучность цвета. По Сарьяну, чем ярче свет, тем выразительнее «поёт» цвет. Такова концепция сарьяновского реализма, такова сложнейшая художественная задача, которую своим искусством он решил блестяще.

Мартирос Сергеевич Сарьян родился 16 (28) февраля 1880 года в Новой Нахичевани близ Ростова-на-Дону в крестьянской семье. Первые художественные навыки получил в Нахичеванском городском училище. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1904) и в мастерской В.А.Серова и К.А.Коровина.

Входил в кружок художников во главе с Павлом Кузнецовым. С 1900 в летние месяцы систематически посещал Северный Кавказ и Закавказье, побывал в Константинополе (1910), путешествовал по Египту (1911) и Персии (1913).

Член содружества художников «Голубая роза» (1907), «Союза русских художников» (1911-1913), «Мир искусства» (1915-1917), «4 искусства» (с 1925).

С 1921 года жил в Эривани-Ереване. В 1921 году организовал Государственный музей археологии, этнографии и изобразительного искусства, став его первым директором. Принимал участие в создании Ереванского художественного училища и Союза армянских художников.

Работал как театральный художник, сотрудничая с Театром оперы и балета им. А.Спендиарова в Ереване, Московским музыкальным театром им. В.И.Немировича-Данченко и другими. Иллюстрировал произведения армянских писателей.

В 1937 году получил Гран-при на Всемирной выставке в Париже. Народный художник СССР (1960), действительный член АХ СССР (1947), Герой Социалистического труда. В Ереване открыт Дом-музей М.Сарьяна.

Источники:

http://rusavangard.ru/online/biographies/saryan-martiros-sergeevich/
http://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/martiros-saryan/
http://cultobzor.ru/2015/07/martiros-saryan-gallery/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector