1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ревизор городничий фамилия. Городничий

Характеристика и образ городничего в комедии «Ревизор» Н. В. Гоголя

Образ городничего в комедии «Ревизор» играет одну из ключевых ролей. Чтобы лучше в нем разобраться, можете прочитать эту статью.

Группы действующих лиц

Прежде чем приступить к анализу образа Городничего в комедии «Ревизор», нужно отметить, что все герои произведения разделены на группы по своему социальному статусу.

Главенствующую роль в этой иерархии занимают чиновники. К ним и относится городничий. За ними идут неслуживые дворяне, которые в последнее время превращаются в обычных сплетников. Яркий пример — Добчинский и Бобчинский. Третью группу составляют мещане, купцы и крепостные слуги, к которым относятся как к людям низшего сорта.

Отдельное место в социальном устройстве общества уездного города Гоголь уделяет полицейским. В результате писателю удается изобразить на примере одного города всю Россию, показать все существующие сословия и группы.

Гоголя особенно интересует изображение общественных нравов и характеров отечественных бюрократов и чиновников.

Образ городничего в комедии «Ревизор»

В городничем Гоголь обобщил самые худшие черты, которые ему удалось выявить в крупных государственных служащих своего времени. Часто от их милости или произвола зависела судьба многих людей, чем они и пользовались. Отсюда лизоблюдство, взятки и чинопочитание.

Комедия начинается с вести о том, что в уездный город должен приехать ревизор. Едва узнав об этом, городничий собирает своих подчиненных, чтобы организовать все в лучшем виде, чтобы у проверяющего не возникло никаких подозрений.

Их беседа носит весьма откровенный характер. Ко всем он требователен и придирчив, он знает, кто и откуда ворует.

Характер городничего

Но, кроме того впечатления, которое проведут остальные чиновники, Антона Антоновича Сквозника-Дмухановского, так зовут городничего, еще больше волнует его собственная судьба. Он как никто другой знает, за что его можно привлечь к ответственности. В образе городничего в комедии «Ревизор» (сочинение по этой теме вы сможете написать, если прочтете эту статью) проявляется его огромное беспокойство.

Героя начинают переполнять страх и тревога. Особенно когда выясняется, что ревизор живет в городе уже несколько дней. В образе городничего в комедии «Ревизор» проявляется один из его главных талантов — умение наладить контакты с вышестоящим начальством.

Забота об окружающих

В комедии Гоголя «Ревизор» образ городничего во втором и третьем актах кардинально меняется. Перед Хлестаковым он предстает человеком, который только и делает, что заботится об общественном благе. Сквозник-Дмухановский создает у столичного гостя впечатление, что приносит большую государственную пользу. Пытается казаться ревизору человеком, радеющим за благо окружающих.

Особенно забавно выглядит то, что городничий все время намекает Хлестакову, что такую добродетель надо ценить, имея в виду то, что заслуживает какой-либо награды.

Акт без городничего

Интересно, что на протяжении практически всего четвертого акта городничий не появляется на сцене, возникая только в самом финале. Но при этом он остается одним из главных действующих лиц, о котором говорят все окружающие.

Оставляя Сквозник-Дмухановского за сценой, Гоголь ярко рисует образ городничего в комедии «Ревизор». Кратко его можно охарактеризовать как грубого, жадного и циничного человека. Эту оценку автор дает через слова других персонажей, на которых повлияло такое управление.

К Хлестакову с жалобами приходит вереница просителей, которые жалуются на бесчинства, которые творит городничий. Перед лжеревизором появляется большое количество представителей самых разных слоев населения. Это купец, унтер-офицерская вдова. Через их истории рисуется реальный образ городничего. В сцене, в которой Хлестаков принимает все эти обращения, зритель может самостоятельно составить картину жизни уездного города, основанную на плутовстве, эгоизме, взяточничестве и корысти.

Принцип переключений

Принцип резких переключений Гоголь использует в пятом акте, чтобы завершить формирование образа городничего. Он переходит от поражения героя к торжеству, а затем сразу к его развенчанию.

Сначала Сквозник-Дмухановский, чувствующий себя на краю гибели, не только понимает, что может выйти сухим из воды, но и считает, что становится родственником высокопоставленного питерского чиновника, за которого принял Хлестакова. Вообще, стоит отметить, что образы городничего и Хлестакова в комедии «Ревизор» во многом схожи. Им обоим свойственно корыстолюбие и неискренность.

Только что бушевавший в чиновнике страх сменяется буйной радостью и счастьем. Он чувствует себя триумфатором, от чего начинает вести себя все наглее. Все это происходит после того, как Хлестаков просит руки у его дочери. Перед ним явно начинает маячить перспектива переезда в столицу. Городничий уже видит себя генералом.

Наибольшее удовольствие ему доставляют фантазии о том, как преклоняются перед ним люди и завидуют ему во всем. В эти мгновения он формулирует свою жизненную философию. Это подавление всех тех, кто стоит ниже тебя на социальной лестнице.

Крах мечтаний

Уже представляя, что породнился с высокопоставленным чиновником, городничий начинает раньше времени чувствовать себя особенно важным человеком. Меняется даже его тон в общении с окружающими. Он превращается в важного, надменного и презрительного человека.

Вознеся героя на такую вершину, Гоголь одним махом рушит все его надежды. Финальный монолог Сквозника-Дмухановского, который он произносит, когда узнает, что в город приехал настоящий ревизор, выражает его состояние. Городничий потрясен в первую очередь тем, что его, знатного мошенника, смогли провести. Он сам начинает признаваться, скольких людей он обманул за свою карьеру. Среди них — губернаторы, купцы и другие начальники.

Читать еще:  Рисунки карандашом известных художников.

Становится ясна его подлинная сущность и масштабность его деяний. Данный монолог окончательно расставляет все точки, зрители убеждаются, что перед ними — мошенник, причем весьма серьезный.

Пафос комедии

Знаменитые слова городничего, который он произносит в финале комедии, отражают внутренний пафос «Ревизора». Обращаясь к зрительному залу с вопросом, над чем смеетесь вы, автор подводит итог всех смыслов и образов, которые стремился развить в своем произведении.

Городничий раздавлен тем, что его так нагло обманули, к тому же такой мелкий и ничтожный человек. Но в действительности это ничтожество является лучшей частью его самого. Хлестаков стал своеобразным ревизором общественного строя, порождающего таких самоуверенных и нечистых на руку чиновников.

В финале комедии городничий предстает смешным и жалким человеком, в своем образе он подчеркивает типичность чиновника подобного типа, утверждая, что такой тип государственных служащих широко распространен по всей стране.

Внешность городничего

Завершает образ городничего в комедии «Ревизор» внешность героя. Гоголь описывает его как человека с жесткими и грубыми чертами лица, который прошел тяжелый путь в начальники с самых низших чинов.

За это время он виртуозно освоил мгновенный переход от радости к страху, а от высокомерия — к низости. Все это сформировало его как человека с грубой душой.

Писатель описывает Сквозника-Дмухановского как толстоносого полного человека, который провел на службе уже не менее тридцати лет. Волосы у него седые и стриженые.

Ревизор городничий фамилия. Городничий

Произведение Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» обличает характеры, свойственные любой эпохе. Персонажи, которые описал автор, встречаются и в современности. Поэтому комедия остается популярной на протяжении почти двух столетий. В сочинении представлены красочные образы чиновников. Возглавляет компанию власть имущих городничий.

История создания

Работа над «Ревизором» началась в тридцатые годы 19 столетия. В этот период Гоголь трудился над сочинением «Мертвые души», тщательно прорабатывая образы героев. У писателя накопился материал, побудивший его отразить русскую действительность в отдельном произведении. Гоголь не считал комедию «своим» жанром. Тем не менее, к этому времени публика уже читала опубликованную «Женитьбу» и предполагала, какие приемы свойственны автору.

В создании сюжета пьесы участвовал Александр Сергеевич Пушкин. Он пересказал приятелю анекдот, который узнал от издателя журнала «Отечественные записки». Казус, случившийся при встрече правительственного чиновника, был описан поэтом в красках. Равно как и случай, приключившийся с ним самим: Пушкина приняли за ревизора в Нижнем Новгороде, где писатель собирал материал для очередного произведения.

Пушкин у Гоголя

Подобные ситуации не были редкостью для уездных городков, поэтому Гоголь с участием принял идею и спустя два месяца презентовал «Ревизора» на званом вечере у Жуковского. По словам автора, он собирался продемонстрировать то плохое, что есть в управленческом аппарате государства, и от души посмеяться над этим. Сатира, насмешка, повод для борьбы с недостатками и несправедливостью – таково было назначение пьесы. Премьера комедии в театре состоялась в 1836 году.

Василию Андреевичу Жуковскому пришлось лично просить императора о допуске пьесы к постановке. Спектакль, созданный в Александринском театре, не впечатлил Гоголя: актеры побоялись передать остроту произведения и смягчили тон, сделав комедию водевилем. Только Городничий в исполнении Ивана Сосницкого передавал замысел драматурга.

Гоголь, Пушкин и Жуковский

Николай I, видевший премьеру, оценил насмешку. Пьеса пришлась государю по вкусу, и ее продолжили ставить на театральных подмостках России. Ориентируясь на актерское исполнение, Гоголь не раз правил текст. Финальную версию презентовали в 1842 году.

Сюжет

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – седовласый мужчина с резкими чертами лица, полноватый и толстоносый. Душа его огрубела за тридцатилетнее нахождение на службе. Тяжелый путь построения карьеры, которая позволила купить дом и получить блага, соответствующие статусу, сделали городничего бездушным и эгоистичным человеком. Ему удалось пробиться из самых низких чинов, освоив тонкости перемещения с должности на должность и нюансы решения вопросов управления.

Городничий в «Ревизоре» Гоголя

Городничий вобрал в себя ужасные черты, которые демонстрировали чиновники на государственной службе. Каждый управлялся с народом как хотел и вершил судьбы, пользуясь должностью и статусом. Угодничество, ситуации, в которых один служащий дает взятку, а другой ее принимает, безнравственность – вот нравы уездного города, который описывал Гоголь.

Антона Антоновича беспокоили не его обязанности и вверенное городское хозяйство, а собственная судьба. Причем последнее стояло превыше всего. Городничий знает проблемные зоны, понимает, как его могут уличить в ошибках, и большое беспокойство настигает управленца в моменты, угрожающие его будущему. Трусость персонажа проявляется в полной мере, когда Бобчинский и Добчинский говорят, что ревизор уже несколько дней находится в городке. Антон Антонович понимает, что необходимо наладить контакт с начальством, а в этом деле ему нет равных.

Бобчинский и Добчинский

Первая персона в городе, он и берет взятки, и умело раздает их. Зная, какую личину нужно надеть, он создает образ благочестивого руководителя. Хлестакову кажется, что городничий заботится об окружающих и его отношение к другим трепетно. Складывается впечатление, что Антон Антонович ратует за пользу государства и благо его народа. Комичным выглядит то, как герой выпрашивает награду, претендуя на звание благодетеля. Присутствуя на сцене в первом, втором и третьем актах, в четвертом персонаж отсутствует. Но разговоры о нем не утихают.

Характеристику гоголевский герой получает из уст коллег и горожан. Грубияном и циником, эгоистом и алчным скупцом называют его посетители Хлестакова, пришедшие просить помощи. Представители разных сословий приходят к псевдоревизору, прося о защите. Сцена приема обращений рисует полноценную картину жизни города. Здесь процветают взяточничество, корыстолюбие, семейное протежирование и жадность.

Хлестаков

Финалом описания образа городничего становится пятый акт, в котором герой, вознесшийся на пьедестал почета, оказывается в центре событий. В начале произведения он предвкушает разоблачение. Затем обретает второе дыхание, понимая, что находится под протекцией руководства, и мечтает, как с женой будет жить в Петербурге в качестве родственника ревизора. Выгодное замужество дочери сулило удачное завершение карьеры городничего.

Читать еще:  Определение мобильность. Социальная мобильность

В этот момент отчетливо рисуется философия героя, чья биография строилась на принижении окружающих и возвышении собственной личности, преувеличении своей значимости. Надменность и презрение начинают просматриваться в каждом слове, и чиновники практически преклоняются перед Антоном Антоновичем. Надежды героя рушатся, когда происходит драматическое узнавание: ревизор оказался ненастоящим. Проведенная афера поражает городничего, который был мастаком в вопросах обмана. Сущность героя предстает перед публикой во всей красе.

Герои пьесы «Ревизор»

Монолог героя демонстрирует его мелочность и ничтожность. Обличив грязные привычки чиновников, самоуверенность и веру в безнаказанность, Гоголь делает городничего смешным, подчеркивая типичность этого образа и его распространенность в управляющем аппарате страны.

Экранизации

У произведений Гоголя богатая театральная история. «Ревизор» входит в число пьес, составляющих основу репертуара драматического театра. При этом произведение не обладает широким потенциалом для экранизации. Хотя, режиссеры использовали сюжет пьесы для киновоплощения.

В 1949 году Генри Костер снял фильм по мотивам произведения, где сюжет основательно переработан, а многие герои опущены. Владимир Петров в 1952 году презентовал классическое прочтение пьесы, в котором городничего сыграл Юрий Толубеев. В ленте Леонида Гайдая «Инкогнито из Петербурга», снятой в 1977 году, в этой роли выступил Анатолий Папанов.

Анатолий Папанов в роли Городничего

Фильма Валентина Плучека 1982 года представляет собой спектакль Московского театра Сатиры, где образ чиновника виртуозно воплощал тоже Анатолий Папанов. Сергей Газаров в 1996 году пригласил к сотрудничеству Никиту Михалкова, изобразившего городского главу. Александр Баранов в ленте «День дурака», где сюжет перенесен в реалии начала 2000-ых годов, пригласил на роль городничего, а точнее, мэра, Александра Воробьева.

Городничий Сквозник-Дмухановский в комедии Ревизор (образ и характеристика)

В образе этого персонажа комедии автор изобразил тип классического российского бюрократа.

Сквозник-Дмухановский почти всю свою сознательную жизнь провел на государственной службе. За три десятка лет он поднялся с самых низов до достаточно высокой должности главы города, хотя и провинциального. Столько долгий путь показывает, что этот герой произведения достиг всего своими усилиями, нее имя высоких покровителей. В силу этого, городничий прекрасно ориентируется в порядках, сложившихся в среде бюрократии того времени. Он берет взятки, обосновывая это тем, что таким образом поступают все. Через подобные высказывания старшего в городе чиновника Гоголь стремился более выпукло показать распространенность коррупции в Российской империи.

Городничий присваивает государственные деньги разным путем. Однако автор желает показать, что и выглядящее сравнительно безобидным для некоторых, небольшое «откусывание» от огромного государственного бюджета приносит ощутимый вред стране. Гоголь вставляет диалог о разворовывании денег на строительство новой церкви. Это должно подчеркнуть аморальность российских чиновников, олицетворяемую городничим, который упоминает о своем неукоснительном соблюдении обрядов Православной церкви. Случай отдания в рекруты женатого человека, вместо давшего взятку демонстрирует не просто страсть к наживе, но и отсутствие интереса к судьбам конкретных людей, которым ради денег городничий способен ломать жизнь.

При этом он указывает, что и в других отраслях городского хозяйства дело обстоит не лучшим образом. В частности, улицы не убраны и в городе ощущается запустение.

Городские купцы жалуются «ревизору» на вымогательство городничего. Размеры поборов, как правило, невелики, что объясняется и тем, что дело происходит в малом уездном городе и общим разорением торговли, причиной которой становятся и поборы чиновников. Городничий, начавший службу с низов, отлично знает с кого и сколько можно потребовать.

При этом, у городничего есть свои правила. Он ругает квартального за излишние поборы, вероятно, имея в виду, что разорение купцов снизит возможность их платить чиновникам.

При этом городничий, мечтающий о чине генерала, и знающий сколько кусков ткани можно взять с каждого конкретного купца, очень опасается вышестоящего начальства. Именно этот страх делает его жертвой непрофессионального афериста Хлестакова.

Сочинение 2

В комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» высмеиваются пороки чиновников небольшого уездного города. Сатиристическая пьеса повествует о жизни бюрократов, погрязших в коррупции и взяточничестве. В основу сюжета комедии лег рассказ А.С.Пушкина о случае, произошедшем в городе Устюжине. Комедия остается актуальной и на сегодняшний день, потому что затрагивает общечеловеческие пороки.

Одним из центральных героев комедии является городничий — Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. На своей службе городничий уже 30 лет. Из этого можно сделать вывод о возрасте героя, судя по всему, Антону Антоновичу около 50-55 лет. Городничий – начальник небольшого уездного города в глубинке России.

Городничий плохо выполняет свои обязанности. В городе царствует коррупция, взяточничество, чинопочитание. Чиновники относятся к городничему с уважением, побаиваясь его. Под руководством Антона Антоновича они совершаю свои махинации, нарушают закон, берут взятки. В очень плохом состоянии находятся ведомости уездного города. Городничий закрывает глаза на несправедливость, которую чинят его подчиненные. Сам занимается тем же: Антон Антонович нарушает закон, когда берет в солдаты людей, которым не положено идти в армию; отмывает деньги, помогая купцу заработать на «строительстве» моста; шантажирует торговцев; берет взятки; дает заведомо ложные обещания.

Неожиданный приезд ревизора заставляет городничего навести пусть и поверхностный, но порядок в городе. Он указывает чиновникам на их бездействие и недочеты, просит принять меры по их скорейшему исправлению. Сам городничий, так же как и его подчиненные, не исполняет своих обязанностей. Антон Антонович ворует деньги из казны. Городничий должен был построить церковь в своем городе. Обещание герой не сдерживает, разворовав казну, ревизору герой собирается сообщить, что построенная им церковь сгорела. Более всего городничий «обижает» в своем городе купцов. Он шантажирует их, угрожает наказанием. Купцам тяжело живется под гнетом городничего.

Читать еще:  Павел петрович бажов. Детство, семья писателя

Антон Антонович мечтает дослужиться до генерала. Городничий умеет вести себя важно, чинно. Он красиво говорит о том, что якобы делает в подвластном ему уезде. Несмотря на свои злодеяния по отношению к жителям города, городничий каждое воскресение посещает церковь. У героя есть семья: жена и дети. Герой с нежностью и заботой относится к своей супруге Анне Андреевне. Городничий предается мечтаниям о счастливой жизни в Петербурге, после того как «ревизор» Хлестаков делает предложение его старшей дочери, Марье Антоновне.

Антон Антонович представлен в пьесе, как по-своему не глупый, мыслящий человек, занимающий должность городничего, и не выполняющий своих обязательств. Городничий хитрый, опытный мошенник, который по своей наивности оказывает обманутым молодым повесой Хлестаковым.

Образ и характеристика Городничего

Городничий в захолустном городке – герой прославленной комедии Гоголя. Персонаж по имени Антон Сквозник Дмухановский большую часть жизни провел на государственной службе. Именно он сеет панику среди коллег новостью о прибытии ревизора.

Антон Антонович главный представитель власти в уездном городе. Он вершит здесь все дела и пользуется уважением местной публики. Благодаря его руководящим действиям в городе процветает разруха. Незавершенное строительство, хаос и разорение – на совести городничего.

Антон Антонович относится к племени ненасытных чиновников, которые не упустят выгоду. Он осторожен и знает свое место. Ни в коем случае не станет перечить человеку, занимающему более высокий пост. Деньги составляют основной интерес городничего. Он хватается за любое дело, на котором можно поживиться. Антон Антонович свободно получает взятки и не считает это зазорным. В обществе авторитет городничего непререкаем. Его чтят, как умного и заслуженного начальника. С его мнением считаются, к его словам прислушиваются.

Время от времени Антон Антонович посещает церковь, надеясь замолить там грехи. Он искренне верит, что таким образом очистит душу. Подсознательно герой понимает, что живет скверно, но не желает ничего менять. Отказаться от денег, которые сами плывут в руки, выше его сил.

Многое в характере героя объясняет его звучная фамилия. На манер сквозняка он способен проникнуть туда, где ему выгодно оказаться. В случае нужды он незамедлительно испарится, будто его не было. Мошенник многие годы пользуется городскими деньгами, как собственными. Ради обогащения он не чурается подлых поступков. Путь наверх проложил лебезением перед начальством. Зато к подчиненным относится как к пустому месту. С простыми людьми городничий не церемонится, унижает и оскорбляет тех, кто ниже по рангу.

В образе городничего воплотились худшие черты, присущие чиновничеству: подлость, ненасытность, беззаконие, вымогательство. Антон Антонович олицетворяет в себе государственных служащих, которые умело приспособились к обстоятельствам, но при этом являются паразитами. Писатель высмеивает свойственные им алчность, злоупотребление властью, отсутствие стыда. Антон Антонович патологический казнокрад, в этом его суть. Автор показывает, как в одном человеке соседствуют низменные качества натуры и боязнь возмездия за греховные дела.

Вариант 4

Одними из ключевых персонажей произведения является пожилой человек, посвятивший большую часть своей жизни государственной службе. На момент повествования Антон Антонович Сквозник – Дмухановский служит городничим уездного городка.

Герой безответственно относится к своим служебным обязанностям, абсолютно забросив благоустройство городка, он привел его в ужасное запущение. Его не волнуют проблемы горожан, главная же забота этого жадного и ненасытного человека, это найти лазейку, дабы обогатить свой собственный карман. Антон Антонович обирает лавки и зачастую нарушает законы, даже деньги, выделенные на строительство церкви, городничий разворовывает. Все его действия вызывают недовольство жителей города, которые осознают, что с таким управляющим улучшений в городе ждать не стоит.

Слабостью азартного героя являются карточные игры, компанию для которых ему составляют другие чиновники города. И тут Антон Антонович не упускает возможность приумножить собственный бюджет.

Подчиненные не уважают городничего, но при этом тихо молчат, так как при нем могут безнаказанно воровать и заниматься бюрократией. Они считают его умным, в силу того, что ему удается столько времени править без каких – либо последствий для себя. Однако, это ошибочное мнение, и на самом деле этот герой глупец и бездельник, который умеет лишь красиво говорить и давать пустые обещания. Главной мечтой его являются генеральские погоны.

Но, несмотря на свою хитрость и умение выкручиваться из различных ситуаций, герой оказывается жестоко обманутым аферистом, который представляется приезжим ревизором. Городничий, узнав о грядущем приезде ревизора, начинает судорожно раздавать приказы и наставления подчиненным, пытаясь прикрыть все проблемы города. Главными его указаниями становятся: наведение порядка на улицах городка, а также в учебных заведениях и больницах. Велит говорить о том, что церковь, на которую выделялись деньги еще несколько лет назад, не достроена, по причине того, что сгорела во время строительства. Истинное лицо героя проявляет в тот момент, когда он всеми силами пытается выслужиться перед приезжим контролирующим инспектором. Страх потерять свою должность настолько затуманивает его разум, что он не распознает обман.

У героя есть семья – жена и дочка, в которых он души не чает, обожает и боготворит. Жену называет «душенькой».

Образ городничего в комедии Ревизор

Популярные сочинения

Картина Исаака Левитана «Свежий ветер. Волга» достаточно глубокая и выразительная — возможно, дело в том, что художник действительно очень скрупулезно писал данное полотно

В пьесе «Гроза» написано Островским, рассказывается об одном центральном и негативном персонаже как Кабаниха. Кабаниха так прозвали ее просто народ, а полное имя ее было Марфа Игнатьевна Кабанова

Лев Николавич в своем произведении показывает человеческие проявления как смелости, так и трусости в военное время. Иногда он ставит аргументы, которые свидетельствуют о том или ином проявлении человеческой натуры

Источники:

http://www.syl.ru/article/366310/harakteristika-i-obraz-gorodnichego-v-komedii-revizor-n-v-gogolya
http://24smi.org/person/6329-gorodnichii.html
http://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/gogol/obraz-gorodnichego-v-komedii-revizor

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector
×
×