2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Репродукция заморские гости. Николай Рерих

Bookitut.ru

ЗАМОРСКИЕ ГОСТИ Николай Рерих

Есть художники, жизнь которых несет на себе печать их необычной натуры, оригинального и самобытного отношения к миру. Даже краткая биография Николая Константиновича Рериха напоминает не просто увлекательный рассказ, а целый роман. Советский искусствовед И. Петров отмечает, что он был «замечательным живописцем, неутомимым путешественником, страстным исследователем, философом и поэтом. Он жил во Франции и Швейцарии, Бельгии и Голландии, Англии и Германии, Финляндии и США, Китае и Японии; совершил поездки на Цейлон, Филиппины и в Гонконг, последние годы жил в Индии».

Не только творчество, но и сама яркая личность Н. Рериха привлекали к нему людей, еще при жизни известность его стала почти легендарной. Картины Рериха, которых насчитывается более 5000, можно найти в ведущих музеях и художественных коллекциях всего мира. В России, пожалуй, нет музея или галереи, которые не обладали бы несколькими его произведениями. В некоторых музеях целые залы посвящены исключительно его картинам, и в честь его в Нью-Йорк-Сити в 1929 году было воздвигнуто 29-этажное здание. Кажется, первый раз в истории построен целый музей для шедевров одного художника еще при его жизни.

Одной из особенностей искусства Н. Рериха, которая определяла все направления его творческих поисков, было стремление воплотить в живописи образы далекого, героического прошлого, проникнуть в смысл древних преданий, передать всю поэтическую прелесть народной жизни. Киевская Русь, набеги викингов, легенды Древнего Востока привлекали Рериха в самом начале его творческой деятельности. Выступая в 1898—1899 годы в Петербургском археологическом институте с циклом лекций «Художественная техника в применении к археологии», он говорил: «Для того чтобы историческая картина производила впечатление, необходимо, чтобы она переносила зрителя в минувшую эпоху. Для этого художнику нельзя выдумывать и фантазировать, надеясь на неподготовленность зрителей, а в самом деле надо изучать древнюю жизнь, как только возможно, проникаться ею, пропитываться насквозь».

Наилучшим примером такого проникновения в прошлое были исторические картины великого В. Сурикова. Но он посвятил свое творчество событиям Московского царства XVI—XVII веков. А тот исторический пласт, который увлекал Н. Рериха, уходил во времена Киевской Руси и даже дальше — вплоть до каменного века. История становится для художника живой частью народной жизни, истоком национального начала в русском искусстве является для него народ русский, создавший изумительно красивые поэтические сказания, песни, художественные изделия. «Когда смотришь на древнюю роспись, на старые изразцы или орнаменты, то думаешь: «Какая красивая жизнь была! Какие сильные люди жили ею! Как жизненно и близко всем было искусство. » — восклицал Н. Рерих.

В русское искусство Н. Рерих вошел сразу как зрелый мастер. Академию художеств он окончил дипломной картиной «Гонец. Восстал род на род», которая была горячо встречена И. Репиным и В. Суриковым и с выставки приобретена П.М. Третьяковым. После «Гонца», по совету И. Репина, Н. Рерих уезжает в Париж в мастерскую известного исторического живописца Ф. Кормана. Французский художник сразу увидел, что перед ним уже сложившийся мастер, и бережно отнесся к его яркому, самобытному дарованию. Когда Н. Рерих уезжал из Франции, его душа уже была полна образами Древней Руси. Вскоре он создает цикл картин под названием «Начало Руси. Славяне».

«Заморские гости» — одна из картин этого цикла, написанная в 1901 году. Она сразу же получила всеобщее признание, и художник сделал с нее несколько повторений. Картина имеет и свой литературный вариант в новелле, написанной Н. Рерихом в 1900 году. Меткими, художественно точными словами описывает он плывущие ладьи, носы которых завершены раскрашенными резными драконами. На их бортах пестрые щиты, сверкающие на солнце, наполненные ветром паруса наводят страх на врагов. Плывут ладьи по Неве и Волхову, Днепру и Ильмень-озеру — в самый Царьград. Идут варяги на торг или на службу. Также и на картине по синей глади безмятежного моря медленно движутся на зрителя расписные варяжские ладьи. Гордо вздымаются узорчатые головы грифонов-драконов, крутые борта кораблей украшены разноцветными щитами, алые паруса пылают на фоне небесной лазури. С любопытством вглядываются столпившиеся на корме викинги в открывающиеся перед ними дали.

Привлекает картина и своей красочной праздничностью. Открытые, напряженные тона создают ощущение радостного перезвона ярких цветов. Красные и синие, голубые и золотисто-коричневые краски в украшении кораблей, в природе и одежде людей особо звучат рядом с белизной легких облаков и крыльями летящих над морем чаек. Живописность этой картины открывает перед зрителем (как и перед варягами) новую, дотоле неведомую страну. И вот мы уже узнаем узорочье народных орнаментов и праздничность древнерусского искусства. В памяти зрителей оживают любимые с детства сказания о людях минувших времен, о славной жизни, овеянной столькими поэтическими легендами. За гранью веков, где подлинная история сливается с мифом, а сказочное превращается в реальность, живут эти гости, из чужой страны приехавшие посмотреть на Русь Великую.

Историчны не только ладьи и сидящие в них варяги в шлемах, но и пейзаж самой природы. Волнистые линии зеленых холмов с оставшимися кое-где округлыми валунами — это результат движения ледников, которые сгладили, смягчили острые рельефы северного ландшафта. На вершине одного холма видны три кургана — это захоронения вождей. На другом — укрепленный тыном и башнями славянский городок, откуда, может быть, жители смотрят на флотилию не только с тревогой и волнением, но и с любопытством. Поразительно мастерство Н. Рериха, с каким он написал озаренные закатными лучами и горящие на солнце разноцветные струги. Плотная синева волн, разрезаемых гружеными товаром кораблями; зеленые холмы и стены встающего вдалеке града; чистая синева небес, радостное сияние утреннего солнца — все заставляет верить в чудесную сказку.

Читать еще:  Реально ли поднимать деньги на ставках. Букмекер

Картина полна движения — то замедленно-тяжелого в плавном движении ладей, то шумного и легкого в гомоне чаек и взмахе весел. Неподвижные, словно спящие холмы только усиливают впечатление торжественного прибытия гостей. Но, вглядываясь в картину, мы не найдем в ней ярко и живо написанных лиц, отдельных характеров, своеобразных индивидуальностей. Лица викингов едва различимы, а жителей русских городов не видно вообще. Русский художник С. Маковский отмечал: «У людей на холстах Рериха почти не видны лица. Они — безликие привидения столетий. Как деревья и звери, как тихие камни мертвых селений, как чудовища старины народной они слиты со стихией жизни в туманах прошлого. Они — без имени. Их нет отдельно и как будто не было никогда: словно и прежде, давно, в явной жизни, они жили общей думой и общим чувством, вместе с деревьями, камнями и чудовищами старины. На этих холстах, мерцающих темной роскошью древних мозаик или залитых бледными волнами света, человек иногда только мерещится. Но полузримый, невидимый — он везде».

И действительно, созданный на картине «Заморские гости» образ не отвлеченный. Неповторимо сияет солнце в волнах и в парусах. Самобытны нарядные варяжские суда, есть свое «лицо» и у зеленых прибрежных холмов, у домов и стен далекого города. В молчаливых его строениях, в сонной неторопливости долин и гор ощущается дремлющая сила страны. Художник переносит зрителя в глубь веков, и тот становится очевидцем яркой языческой жизни Древней Руси. И встают пред ним не отдельные герои, не занимательный исторический эпизод, а как бы заново прочитанные страницы летописей.

Сочинение по картине Рериха Заморские гости 4 класс

Полотно «Заморские гости» находится в Третьяковской галерее. Это полотно было нарисовано выдающимся русским живописцем Рерихом Николаем Константиновичем в первый год ХХ столетия.

Стоя перед полотном и любуясь им, взор зрителя сразу же замечает чаек, которые разлетаются по разные стороны от ладей. Складывается такое впечатление, будто бы эти птицы сейчас покинут полотно и заполнят собой весь зал. Яркая синева моря изображена так же, кажется реально, что его глубина кажется настоящей, что можно ощутить прохладу соленой морской воды, когда подойдешь ближе к холсту.

В центральной части полотна автор изобразил две прекрасные ладьи, которые плавно плывут по прозрачной яркой синеве моря к берегам. Яркие паруса ладей, раздуваемые попутным ветром, словно пылают на фоне лазурного неба. Сами ладьи кажутся тяжелыми, а люди находящиеся в них воинственными. Передняя часть лодок украшена драконами, металлические щиты по бокам переливаются в солнечных лучах. Сами же заморские гости облачены в кольчуги и шлемы, что говорит о том, что гости готовы встретить любые опасности. Но всматриваясь в полотно, понимаешь, что они пришли с миром, потому что при них невидно оружия. Они глядя на зеленый берег и восхищаются очарованием русской земли.

Вдали видны курганы, а на отдаленном холме разместился город. Это поселение кажется очень мирным. Возможно люди, которые живут в этом красивом городе, с таким же любопытством рассматривают заморских гостей.

Полотно нарисовано большими мазками в яркой цветовой гамме. Автор использовал богатые по содержанию краски, пытаясь показать всю прелесть кораблей и природы. Этот холст поражает своего зрителя яркостью цветовых гамм и светлой, прозрачной чистотой.

Если немного призадуматься, то можно понять, что это полотно раскрывает историю родной Древней Руси. Ведь каждый человек, живущий на Руси должен знать и почитать ее историю.

Это можно сказать сказочное полотно вызывает только положительные эмоции и светлые чувства.

Описание картины Заморские гости

Центральное место в картине занимает вереница кораблей. Две большие ладьи, заполненные людьми, изображены на переднем плане. Остальные суда небольшими пятнами виднеются вдалеке. Темная синяя вода мягкими волнами расступается перед скользящими по ее глади кораблями. Нос первой ладьи украшает голова дракона, она искусно вырезана из дерева. Сами корабли также украшены резьбой, а их низ выкрашен в зеленый цвет.

С первого взгляда на картину привлекают внимание паруса. Они – яркие, из желтых и оранжевых полос, важно раздуваются под сильным дыханием попутного ветра. Насыщенные радостные цвета повторяются и на щитах, украшающих борта ладьи. И паруса, и щиты желтыми и оранжевыми пятнами отражаются в воде, перемешиваясь между собой, отчего создается впечатление, что по ней разлита краска. Щиты, а также шлемы на головах заморских гостей указывают на то, что они готовы к любой опасности. Но оружия нигде не видно, значит, они пришли с миром.

Перед кораблями кружит стая любопытных чаек. Их белое оперенье с маленькими черными точками на концах крыльев и головах сильно контрастирует с темными водными просторами. Белый цвет присутствует и на парусах, и на облаках, плывущих по голубому небу, край которого виднеется на заднем плане полотна.

Серьезные бородатые путники разговаривают между собой и вглядываются в незнакомые холмы, изображенные в правом дальнем углу картины. Возвышения покрыты зеленой травой, но деревьев нигде не видно. На самом дальнем холме расположено поселение с разбросанными деревянными строениями. Оно выглядит мирно и спокойно.

Читать еще:  Кто такой алексей толстой. Произведения о войне

Художник использовал много разных красок. От бледного зеленого на холмах и синего цвета воды до огненных насыщенных оттенков на парусах, поэтому картина получилась живая, радостная и миролюбивая.

Вариант 3 сочинение-описание

Великий русский художник Николай Рерих написал картину “Заморские гости” в 1901 году.

На переднем плане изображены варяжские ладьи, которые идут друг за другом под яркими парусами и рассекают синие воды. Вокруг них летает стая чаек. У зрителя создаётся впечатление, что заморские гости только что спугнули птиц, нарушив их покой на водной глади своим прибытием. Сейчас белоснежные чайки носятся вокруг ладьи с криками. Они как будто сопровождают судно в дальний путь.

Стоит солнечный день. Чистая синева неба сочетается с прозрачными синими водами, в которых отражаются оттенки разных цветов от пёстрых щитов варяг. Варяжские щиты прикреплены на бортах ладей для украшения и защиты. Они выступают опознавательными знаками заморских гостей. Зритель может отчётливо рассмотреть их яркую окраску, которая переливается в кругах вод красными, зелёными и желтыми полосами. Алый парус, развивающийся на ветру, яркая матча, узорчатая голова устрашающего дракона на носу ладьи привлекают внимание зрителя. Все вёсла заморских гостей сложены.

Попутный ветер помогает им продолжить остальную часть путешествия без вёсел. У них появляется возможность немного отдохнуть. Некоторые варяги в шлемах и металлических кольчугах внимательно вглядываются вдаль, стараясь рассмотреть чужие для них берега. Двое варяг стоят на борту и о чём-то ведут беседу, всматриваясь вдаль. Возможно, они везут товар в чужие страны. Сейчас варяги с любопытством рассматривают живописные места и обсуждают дальнейшие свои планы. Может быть, послы отправились в путь с мирными намерениями.

Перед варягами раскинулись широкие зелёные поля, холмы. На берегу не видно людей. На одном из холмов возвышается поселение с высокими стенами. Возможно, оттуда жители наблюдают за караваном заморских гостей. На вершине другого холма расположены три кургана. Скорее всего, здесь находятся захоронения вождей славянских племён. Заморские гости плывут к русской земле.

Картина наполнена теплотой и умиротворением. Полотно выполнено крупными мазками. Основная гамма цветов включает контраст синего и жёлтого, красного и зелёного цветов. Особенно выделяются оттенки золотисто-коричневого цвета. Сочетание ярких красок у зрителя создаёт ощущение радости и праздника.

Картина замечательного русского художника Николая Рериха “Заморские гости” переносит нас вглубь веков, открывая одну из страниц истории. У зрителя создаётся ощущение, что он стал участником важного исторического события.

Описание настроения картины Рерих — Заморские гости

Популярные сегодня темы

Изучая композицию полотна Шишкина Дубовая роща, перед моим взором встают многолетние, развесистые, могучие дубы. Мне нравиться первозданная их красота. По ним прогуливались многие люди

Холст «Царевна лягушка» был написан в начале ХХ века знаменитым русским художником Васнецовым. Это полотно шикарно.

Стоя перед полотном, зритель видит, что на нем изображен не какой-то знаменитый человек или ученный, а простая девочка. Исходя из названия картины, понимаешь, что она посвящена девочке и зовут ее Мила

Картину Утро стрелецкой казни В.И. Суриков написал на исторический факт истории России. На картине можно выделить два главных плана: собор Василия Блаженного и народ. Купола и сам собор слегка скрыты утренней дымкой, поэтому не выглядят ярко

Много русских художников посвятили всё своё творчество изображению красивых пейзажей, которые продолжают радовать ценителей и до сих пор. В круг таких художников входит Василий Бакшеев

«Заморские гости» Николая Рериха

Один из самых загадочных художников Николай Рерих родился 9 октября. За свою жизнь он создал около семи тысяч картин. Рериха называют одной из самых ярких фигур русского символизма и модерна. Даже краткая биография художника похожа на удивительный роман. Он успел объездить практически весь мир. Рерих жил во Франции, Бельгии, Голландии, германии, Англии, Финляндии, США, Китае, ездил на Цейлон, Филиппины, а последние годы провёл в Индии. В российский период художник создал знаменитую серию картин «Начало Руси. Славяне». Одна из самых ярких работ серии — картина «Заморские гости».

Николай Рерих с детства интересовался историей, живописью. Родители не поддерживали его увлечение искусством. Его отец был нотариусом и готовил сына для юридической карьеры. Тем не менее, Николай Рерих одновременно поступил на юридический факультет Петербургского университета и в Императорскую Академию художеств. Занимался в мастерской художника Архипа Куинджи. Дипломная картина Рериха «Гонец (Восстал род народ)» была сразу же приобретена коллекционером Павлом Третьяковым.

Николай Рерих «Гонец (Восстал род на род), 1897

После выпуска из Академии Рерих много работал в историческом жанре, он отправился в большое путешествие по России, посетив более 40 городов. Художник изучал корни русской культуры, памятники истории. За время поездки он создал около 90 этюдов и сделал фотографии, которые вошли в книгу художника Игоря Грабаря «История русского искусства». По впечатлениям от этой поездки Николай Рерих создал цикл «Начало Руси. Славяне». На год он уехал в Париж учиться живописи в мастерской художника Ф. Кормона. Во Франции художник и создал картину «Заморские гости» (холст, масло 85х112,5).

Николай Рерих «Заморские гости», 1901

Картина «Заморские гости» сразу получила всеобщее признание, художник сделал с нее несколько повторений. Рерих говорил: «Для того чтобы историческая картина производила впечатление, необходимо, чтобы она переносила зрителя в минувшую эпоху. Для этого художнику нельзя выдумывать и фантазировать, надеясь на неподготовленность зрителей, а в самом деле надо изучать древнюю жизнь, как только возможно, проникаться ею, пропитываться насквозь». На выставке в Императорской академии художеств «Заморских гостей» в 1902 году приобрел Николай II для Царскоселського дворца. Сейчас она находится в Третьяковской галерее.

Читать еще:  Что поет певица в пятом элементе. История песни

У картины есть авторский заголовок «Народная живопись», который напоминает мотивы и краски народной живописи. В картине «Заморские гости» есть символы и элементы, которые можно увидеть в иконах или в работах мастеров прикладного искусства – ладьи, сочетание красного, синего, белого. И в то же время в работе есть некая декоративность, которая отражает стиль модерн. Историчны не только ладьи и сидящие в них варяги в шлемах, но и пейзаж самой природы. На вершине одного холма видны три кургана – это захоронения вождей. На другом – укрепленный славянский городок. Николай Рерих восхищался историей Древней Руси, он говорил: «Когда смотришь на древнюю роспись, на старые изразцы или орнаменты, то думаешь: «Какая красивая жизнь была! Какие сильные люди жили ею! Как жизненно и близко всем было искусство…».

Рерих был не только мастер живописи, но и слова. У картины «Заморские гости» есть очень поэтичное описание, которое ей дал художник: «Плывут полуночные гости. Светлой полосой тянется пологий берег Финского залива. Вода точно напиталась синевой ясного весеннего неба; ветер рябит по ней, сгоняя матово-лиловатые полосы и круги. Стайка чаек опустилась на волны, беспечно на них закачалась и лишь под самым килем передней ладьи сверкнула крыльями . Длинным рядом идут ладьи! Яркая раскраска горит на Солнце. Лихо завернулись носовые борта, завершившись высоким, стройным носом».

У картины есть еще одна особенность – ни у одного из персонажей художник не изобразил четкого лица. Эта характерная черта есть и во многих других работах Николая Рериха. Об этой особенности художник Сергей Маковский говорил следующее: «У людей на холстах Рериха почти не видны лица. Они – безликие привидения столетий. Как деревья и звери, как тихие камни мертвых селений, как чудовища старины народной они слиты со стихией жизни в туманах прошлого. Они – без имени… Их нет отдельно, и как будто не было никогда: словно и прежде, давно, в явной жизни, они жили общей думой и общим чувством, вместе с деревьями, камнями и чудовищами старины».

Звучные, контрастные цвета складываются в яркую мозаику, которая переносит зрителей в далекий мир Древней Руси. Картину «Заморские гости» искусствоведы считают одним из самых сильных произведений художника.

Пять интересных фактов о Николае Рерихе

1. До 1917 года Николай Рерих жил в России. В этот период он занимался археологией, коллекционированием, проектированием и росписью церквей, участвовал в проектах по возрождению русской старины. Художник также активно работал как сценограф. Он создал декорации и костюмы к театральным спектаклям, нескольким постановкам «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Одна из самых известных его театральных работ – балет «Весна священная» на музыку Игоря Стравинского.

2. Во время Февральской революции семья Рерихов была в Финляндии, которая закрыла границы с Россией. Так в 1917 году Николай Рерих с женой Еленой и двумя сыновьями оказался отрезан от родины. Часть картин ему удалось вывезти. В Финляндии Рерих создает картины, посвященные Карелии, пишет часть будущего поэтического сборника «Цветы Мории». Художник в 1918 году перебирается в Швецию, затем в Лондон, рассчитывая осуществить свою давнюю мечту – путешествие в Индию. Однако из-за финансовых трудностей поездку пришлось отложить.

3. Николай Рерих был первым русским художником, кому предложили выставку сразу в 30 городах США. Это масштабное трёхлетнее турне организовал Чикагский институт искусств. Николай Рерих с семьей в 1920 году переезжает в Нью-Йорк, где открылась его первая персональная выставка. Далее его выставки прошли в Чикаго, Сан-Франциско, Бостоне и других городах и имели большой успех. В США Рерих находит и новых учеников, и финансовую поддержку. Начинания художника спонсировал брокер Луис Хорш. Он также нашел деньги и на путешествие Рериха в Индию, куда художник с семьей отправился в 1923 году. При содействии Хорша в 1929 году в Нью-Йорке был открыт музей Рериха. Для чего был построен 29-этажный небоскреб Мастер-Билдинг в стиле ар-деко. Помимо музея в здании находились Институт объединенных искусств Мастера и аппарат-отель. Правда, в 1938 году Хорш после скандалов с художником полностью завладел зданием.

4. С 1920-х по 1940-е основной темой в творчестве Николая Рериха был Восток. Он создал серию «Учителя Востока», серию об образах женщин «Матерь Мира», писал картины, освященные природе, горам. В его искусстве главенствовали философские поиски. Вместе с женой Еленой Рерих художник продвигал духовное учение Агни-Йога или «Живая Этика». Идея учения в том, что смыслом эволюции человечества является духовное совершенствование. А важнейший фактор проявления человеческого духа на Земле – культура, поэтому, по мнению Рериха, сохранение и пропаганда духовных ценностей культуры является главнейшей задачей общества.

Николай Рерих «Завет Учителя», 1947

Николай Рерих умер в Кулу 13 декабря 1947 года. Художник завещал похоронить себя по индийскому обычаю. Философские начинания Рериха продолжили его сыновья – востоковед Юрий Рерих и художник Святослав Рерих.

Святослав Рерих «Портрет профессора Николая Рериха в тибетском платье», 1928

5. В коллекции воронежского музея им. И. Н. Крамского есть две монументальные экспозиции Николая Рериха «Утро княжей охоты» (холст, масло 1901 год). Сюжетный мотив в этой работе слит с пейзажем, который задает особое, «историческое» настроение.

Николай Рерих «Утро княжей охоты», 1901

В материале использованы данные из книги «Сто великих картин» Н. А. Ионина.

Источники:

http://bookitut.ru/100-velikikh-kartin-s-reprodukcziyami.83.html
http://sochinimka.ru/sochinenie/po-kartine/drugie/rerih-zamorskie-gosti-4-klass-opisanie
http://umbra.media/arhiv/zamorskie-gosti-nikolaya-reriha/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector